Курильские острова кому принадлежат


Долгие годы не утихают споры о принадлежности Курильских островов и возможности их передачи Японии. Для того, чтобы понять, кому по праву принадлежат Курильские острова и в чём смысл заключения мирного договора между Россией и Японией, необходимо погрузиться в историю открытия Курил.
Изначально, Курильские острова, так же как и остров Хоккайдо населяли Айны – загадочный народ, чьё происхождение неизвестно до сих пор. В XVII веке на Курилах побывали мореплаватели нескольких стран, в том числе русские, японцы и голландцы, последние даже попытались объявить острова собственностью Голландской Ост-Индской компании. Русские экспедиции вплотную занялись исследованием островов начиная с 1711 — 1713 годов, когда камчатские казаки силой заставили айнов на островах Шумшу и Парамушир платить подати российской казне. А в 1719 году русский царь Пётр I отправил экспедицию для обследования северных территорий. Русские мореплаватели прошли от Камчатки до острова Симушир. Открытые острова были нанесены на карту и включены в состав Российской Империи.

В 1778 – 1779 году экспедиции под руководством Антипина и Шабалина привели к российской присяге коренных жителей остальных Курильский островов – Кунашира, Итурупа и Хоккайдо (в то время этот остров называли Мацумая). Поэтому датой вхождения Курил в состав Российской Империи принято считать 24 июня 1778 года – день, когда посадский Д.Шабалин, завершил приведение к присяге население южнокурильских островов и на бригантине «Св. Наталия» вышел в море для возвращения в Охотск. В 1779 году российская имератрица Екатерина II своим указом освободила принявших русское подданство айнов от всех податей.
В землеописании Российского государства от 1787 года был приведён список из 21-го курильского острова, принадлежащих России. В него были включены острова вплоть до Мацумая (Хоккайдо), статус которого не был чётко определён, так как Япония имела город в южной его части. Но за весь 70-летний период освоения Курильских островов, русские ни разу не встретили там японцев. Первая встреча русских с японцами произошла 19 июня 1778 года в местечке Аккэси на острове Хоккайдо, куда японцы прибыли для торговли с айнами. В то время Хоккайдо ещё не был полностью завоеван японцами, но они постепенно продвигались на север.
Первое вторжение японцев на южные Курилы (Кунашир и Итуруп) относится к 1786—1787 годам. Именно тогда японцы угрозами заставили находившихся там русских промысловых рабочих покинуть острова, а в 1798 году японский военный отряд на Кунашире и Итурупе уничтожил все свидетельства принадлежности этих островов России.

В 1806—1807 годах, по поручению российского посланника Николая Резанова, на спорные острова была снаряжена военная экспедиция из двух судов под руководством лейтенанта Хвостова (трёхмачтовое судно Юнона) и мичмана Давыдова (тендер «Авось»). В ходе освобождения Кунашира и Итурупа от японцев, были разграблены суда, уничтожен ряд факторий, на Итурупе сожжено японское поселение. Это на долгие годы испортило российско-японские отношения, а каждая из стран продолжала считать Южные Курилы своей территорией.
Первое официальное разграничение владений России и Японии на Курильских островах было сделано в Симодском трактате 1855 года о торговле и границах. Документ узаконил японские территориальные захваты, Россия была вынуждена отказаться от своих прав на четыре южнокурильских острова (Кунашир, Итуруп, Шикотан и Хабомаи), которые отошли Японии, острова к северу от острова Итуруп объявлялись владениями России, а Сахалин продолжал оставаться совместным, нераздельным владением двух стран. Именно на основании этого документа официальный Токио выдвигает свои претензии о возвращении четырёх южнокурильских островов.
В 1875 году Россия признала японский суверенитет над всеми Курильскими островами до полуострова Камчатка в обмен на официальный отказ Японии от притязаний на остров Сахалин, однако в 1905-м, после поражения России в Русско-японской войне, по Портсмутскому мирному договору Японии отошла южная часть Сахалина. Такая ситуация сохранялась до 1945 года, когда Советский Союз, выполняя обещание, данное союзным державам — США и Великобритании, вступил в войну с Японией.

После капитуляции, в соответствии с Уставом ООН, у Японии изъяли территории в качестве меры наказания за агрессию. Это зафиксировано в соглашении, принятом на Ялтинской конференции 1945 года Иосифом Сталиным, Уинстоном Черчиллем и Франклином Рузвельтом. Говорить в этих условиях о нарушении договора и вероломном нападении России на Японию никак нельзя. Но у Японии есть аргумент не признавать ялтинский договор, так как Япония не являлась одной из сторон Ялтинского соглашения и поэтому не связана этим документом.
В сентябре 1945 года в Сан-Франциско состоялась мирная конференция, окончательно положившая конец Второй мировой войне. На ней решалась судьба разгромленной Японии. В американский город съехались представители более 50 стран, в том числе Советского Союза. На конференции была написана новая глава истории Курильских островов — Токио подписал документ, в котором черным по белому значилось: «Япония отказывается от всех прав, правооснований и претензий на Курильские острова и на ту часть острова Сахалин и прилегающих к нему островов, суверенитет над которыми Япония приобрела по Портсмутскому договору от 5 сентября 1905 года». Казалось бы, окончательно поставлена жирная точка в споре за Курилы.

Но дело в том, что Курильские острова в этом договоре абсолютно обезличены, то есть не указано конкретно, какие острова считаются Курильскими. На этом основании японская сторона заявляет, что при подписании Сан-Францисского договора не считала Хабомаи, Шикотан, Итуруп и Кунашир Курильскими островами. Премьер-министр Японии Ёсида Сигэру 7 сентября 1951 года заявил: «Острова Хабомаи и Шикотан являются частью острова Хоккайдо и были оккупированы Советским Союзом в одностороннем порядке 20 сентября 1945 года, вскоре после японской капитуляции». То есть Токио считал их частью Хоккайдо, а не Курил.
Позднее японское правительство добавит к ним острова Итуруп и Кунашир и будет настаивать на том, что эти четыре острова не входят в географическое понятие Курильские острова, а следовательно — не подпадают под определение Курильских островов, от которых Япония отказалась по Сан-Францисскому мирному договору.
Делегация СССР, участвовавшая в Сан-Францисской конференции, мирный договор подписывать отказалась, поскольку ни одна из предложенных ею поправок не была принята. Этим Токио тоже обосновывает свою правоту, хотя Ялтинский договор Сталина, Черчилля и Рузвельта согласия Японии не предполагал, а Сан-Францисский договор она подписала, признав «полную силу всех договоров» и обязалась выполнять решения союзников.

Вместе с тем в Сан-Францисском договоре заложена юридическая коллизия, из-за которой обсуждение принадлежности каких-либо островов Курильской гряды представляется крайне запутанным и проблематичным. Дело в том, что в соответствии с этим документом, Япония отказалась от Южного Сахалина и Курильских островов не в чью-то пользу конкретно. При этом тот же самый договор предусматривает: если Япония договорится о мире с каким-то государством и даст ему что-то сверх того, что предусмотрено этим договором, она обязана будет дать то же самое всем остальным подписантам. Иными словами, если Япония признает суверенитет России над Курилами и Южным Сахалином (а это непременное условие российской стороны), то все 48 стран-подписантов (в том числе США) также смогут претендовать на владение ими.
Это связано с тем, что договор не определяет статус Курил и Южного Сахалина, а просто фиксирует отказ Японии от них. И сегодняшняя Россия как государство-правопреемник СССР владеет ими не де-юре, а де-факто— потому что никто другой не предъявил на них своих претензий. То есть после подписания мирного договора России с Японией, произойдёт ситуация схожая с проблемой Крыма. Большинство стран могут не признать юридическое право на владение Россией Курильскими островами и Сахалином. А это может привести к новому витку эскалации политической напряжённости, новым санкциям, новым проблемам. Положение России, и так довольно неустойчивое, окажется совсем тяжёлым.

Вернёмся к истории. В 1956 году Советский Союз пошел навстречу Японии и добровольно согласился передать ей Хабомаи и Шикотан, но только после заключения мирного договора. Однако Сан-Францисский договор предусматривал, что он должен быть подписан в течение трех лет, — Москва и Токио не успели, и обещание передать острова перестало действовать, а затем вообще было аннулировано в ответ на требование Японией еще двух островов и подписания ею договора о взаимном сотрудничестве и безопасности с США.
В 60-х годах правительство Японии продолжило упорствовать: Токио сформулировал концепцию «северных японских территорий». В соответствии с ней Хабомаи, Шикотан, Итуруп и Кунашир не входят в состав Курильских островов и издревле принадлежат Японии. На протяжении всего послевоенного периода японцам внушалось, что «северные территории» — это земля, которую предки современных японцев осваивали не щадя своих сил на протяжении пяти поколений, поэтому примириться с «незаконным отторжением территории» — значит согласиться с оскорблением чести и достоинства, что непозволительно потомкам самураев.

Поведя итог, можно сказать, что ситуация с подписание мирного договора между Россией и Японией крайне сложная. И любое необдуманное действие может эту ситуацию только ухудшить. С другой стороны, вообще непонятна цель подписания этого мирного договора. Фактически, Россия не получит никакой выгоды – ни политической, ни экономической, ни военной. Напротив, это значительно осложнит ситуацию на российском Дальнем Востоке. Мало того, что наша страна потеряет зоны промыслового рыболовства, так ещё возможно размещение на отданных островах военных объектов, в том числе американских. То есть это значительно ослабит безопасность восточной части России.
Но есть ещё одна проблема. В случае передачи спорных островов Курильской гряды, возможно появление лавины новых требований от других стран. Например от Китая, который также считает Приморский край и часть Хабаровского края своей исконной территорией, оккупированной со времён Российской Империи.
Кстати, у России нет мирного договора после окончания Второй Мировой войны не только с Японией, но, как это не странно, и с Германией. Однако это не значит, что наши страны находятся в состоянии войны, и это никоим образом не осложняет торгово-экономические отношения между Россией и Германией. Поэтому необходимость подписания мирного договора с Японией является лишь надуманным предлогом для сохранения политической напряжённости, но не является осложнением для бизнеса. Японские компании достаточно широко представлены в инвестиционном портфеле дальневосточных регионов, между нашими городами существуют побратимские связи (например между Хабаровском и Ниигатой), нет преград для туризма и торговли.
Поэтому, скажем прямо, в подписании мирного договора для России нет никакой необходимости, а передача даже двух островов японцам повлечёт рост напряженности как внутри самой России, так и за её пределами.

Фото сайта kremlin.ru

Будем продолжать переговоры с Россией, с тем чтобы решить территориальный вопрос и затем подписать мирный договор, заявил генеральный секретарь кабинета министров Японии Ёсихидэ Суга. На первый взгляд высокопоставленный чиновник витает в облаках. Ведь новая редакция Основного закона России подразумевает незыблемость рубежей страны. Но как поясняют эксперты, в эту поправку впоследствии была внесена оговорка, которая допускает территориальные подвижки в связи с демаркацией или делимитацией границы. Это теоретически открывает возможность договоренности.

Основная позиция Токио по вопросу Курил остается неизменной. Что касается голосования по Конституции, то японское правительство его не комментирует, сказал Суга на пресс-конференции. Ответ четкий и логичный.

Казалось бы, ни о каком просвете в конце туннеля, ведущего к разрешению российско-японских разногласий, говорить нет смысла. Ведь Москва и Токио со времен оттепели, принесенной в жизнь Советского Союза Никитой Хрущевым, ведут, с некоторыми интервалами, переговоры о заключении мирного договора.

Москва заявляет, что суверенитет России над южнокурильской грядой закреплен по итогам Второй мировой войны и не подлежит ревизии. А Япония выдвигает претензии на Итуруп, Кунашир, Шикотан и группу необитаемых островов Хабомаи. События последнего времени не прибавляют оптимизма насчет урегулирования противоречий.

В беседе с «НГ» Валерий Кистанов, руководитель Центра японских исследований Института Дальнего Востока РАН, отметил: «В настоящее время переговоры находятся в подвешенном состоянии. Президент РФ Владимир Путин и премьер-министр Японии Синдзо Абэ в последний раз встречались на Восточном экономическом форуме во Владивостоке в сентябре 2019-го. В этом году они говорили по телефону. А с тех пор контактов между ними нет. Это, возможно, связано с тем, что не удается достичь компромисса по совместной экономической деятельности на Южных Курилах. Разногласия касаются вопроса о том, на основе чьих законов вести эту деятельность. Японцы говорят, что российские законы нельзя применять, так как это означало бы признание российского суверенитета над островами. Японцы предлагают «третий вариант», но это было бы нарушением российского законодательства. А без согласия по этой теме нет продвижения по основным проблемам».

Элемент неопределенности усиливает и то, что Синдзо Абэ и Владимир Путин, как утверждал японский премьер, договорились своими руками разрубить этот гордиев узел. Но у Абэ истекает срок полномочий в сентябре 2021 года, и до этого срока вряд ли что-то удастся сделать, полагает эксперт. С другой стороны, препятствия на пути к консенсусу нельзя считать непреодолимыми. К этому заключению можно прийти, когда анализируешь историю о том, как принималась поправка к Конституции по территориальному вопросу.

«Артист Владимир Машков сказал, что побывал и в Калининграде, и на Дальнем Востоке, беседовал с людьми и в результате предлагает поправку о неотчуждаемости российской земли. На это позитивно отреагировал Путин. А потом выяснилось, что к поправке Машкова вносится поправка. В ней говорится, что отчуждение территории недопустимо за исключением случаев, когда ведутся переговоры с какой-то страной о демаркации или делимитации границы. Спрашивается: с какой страной Россия ведет переговоры? Ответ: с Японией», – сказал эксперт.

Когда японцы узнали о поправке Машкова, они очень забеспокоились. А когда внесли поправку к поправке, японцы с облегчением вздохнули, полагая, что это открывает форточку возможностей. Правда, влиятельная японская газета написала, что принятые поправки открывают дорогу к пожизненному президентству Путина, а он не собирается отдавать территории. По мнению комментатора в Токио, Япония и Россия должны в корне пересмотреть свою стратегию по островам, заключил Кистанов.

Но пока что, как сказал в интервью ТАСС посол Японии в России Тоехиса Кодзуки, Япония заинтересована в продолжении активных контактов с Россией о мирном договоре. «Я считаю важным проводить консультации между нашими странами на разных уровнях. Такие консультации продолжаются и после распространения коронавируса», – отметил он.

ТАСС-ДОСЬЕ. 12 сентября 2018 года президент России Владимир Путин выступил с предложением подписать мирный договор с Японией до конца года без предварительных условий. Вопрос о заключении этого документа обсуждается со времен окончания Второй мировой войны.

Основным препятствием для достижения соглашения является спор вокруг нескольких островов в южной части Курильского архипелага (Итуруп, Кунашир, Шикотан и ряд мелких необитаемых островов Малой Курильской гряды — все в составе Сахалинской области; в Японии их называют «северными территориями»).

Редакция ТАСС- ДОСЬЕ подготовила материал об истории территориального спора и попытках заключения мирного договора.

История

Курильский архипелаг — это цепь островов между Камчаткой и островом Хоккайдо. Изначально они были населены племенами айнов. Первая информация о Курилах была получена японцами в ходе экспедиции 1635-1637 годов, в 1643 году острова обследовали голландцы во главе с Мартином де Фризом. Первая российская экспедиция (руководитель — В. В. Атласов) достигла северной части гряды в 1697 году. В 1786 году указом Екатерины II Курильский архипелаг был включен в состав Российской империи.

7 февраля 1855 года Япония и Россия подписали Симодский трактат, по которому к Японии отошли Итуруп, Кунашир и острова Малой Курильской гряды, а северная часть Курил осталась под контролем России. Сахалин был объявлен совместным владением — «неразделенной» территорией. Однако двоевластие на Сахалине приводило к конфликтам между русскими и японскими купцами и моряками. Противоречия сторон были разрешены в 1875 году с подписанием Санкт-Петербургского договора об обмене территориями. В соответствии с ним Россия передала Японии все Курильские острова, а Япония отказалась от претензий на Сахалин.

5 сентября 1905 года по результатам Русско-японской войны был подписан Портсмутский мирный договор, согласно которому во владение Японии перешла часть Сахалина к югу от 50-й параллели.

Наследие Второй мировой войны

На завершающем этапе войны в Европе на Ялтинской конференции лидеры государств антигитлеровской коалиции выработали совместный план войны с Японией. Тогда же было принято решение, что после поражения императорской армии к СССР отойдут все острова Курильской гряды («Крымское соглашение трех великих держав по вопросам Дальнего Востока», принято 11 февраля 1945 года).

5 апреля 1945 года СССР объявил о денонсации советского-японского Пакта о нейтралитете (1941 год; должен был действовать до апреля 1946 года). 9 августа 1945 года советская армия начала военную кампанию на Дальнем Востоке. Ее частью была Курильская десантная операция (18 августа — 1 сентября 1945 года), в результате которой все острова были освобождены.

После поражения в войне Япония подписала Акт о безоговорочной капитуляции (2 сентября 1945 года) и приняла условия Потсдамской декларации от 26 июля 1945 года. Японский суверенитет был ограничен островами Хонсю, Кюсю, Сикоку и Хоккайдо, а также менее крупными островами японского архипелага (по решению союзников). Все Курильские острова указом Президиума Верховного Совета СССР были включены в состав Советского Союза (2 февраля 1946 года). В течение трех лет большая часть японского населения была депортирована на Хоккайдо.

Сан-Францисский мирный договор

Япония, которая была оккупирована войсками США, получила возможность заключить мирный договор с победителями на международной конференции в Сан-Франциско в сентябре 1951 года. Токио подписал мирный договор с 48 странами — участницами антифашистской коалиции, тем самым отказавшись «от всех прав, правооснований и претензий на Курильские острова». Однако в документе не оговаривалось, в пользу какого государства Япония отказывается от территорий. Кроме того, на конференцию не были приглашены представители некоторых стран, пострадавших от японской агрессии (прежде всего КНР), в результате чего приехавшая на конференцию советская делегация отказалась подписывать мирный договор, посчитав его неправомочными.

Совместная декларация 1956 года

После провала переговоров в Сан-Франциско СССР и Япония пытались выработать мирный договор в ходе двусторонних консультаций. 19 октября 1956 года в Москве была подписана Совместная декларация о прекращении состояния войны между двумя государствами и восстановлении дипломатических и консульских отношений. В 9-й статье документа советское правительство согласилось передать Японии острова Шикотан и ряд мелких необитаемых островов Малой Курильской гряды (в Японии их называют Хабомаи), с условием, что фактический их переход под контроль Японии будет произведен после заключения мирного договора. Декларация была ратифицирована обоими государствами 8 декабря 1956 года.

Однако в ответ на заключение в 1960 году японо-американского договора безопасности СССР аннулировал обязательства по передаче островов. В памятной записке советского правительства от 27 января 1960 года говорится, что эти острова будут переданы Японии только при условии вывода всех иностранных войск с ее территории.

Признание территориальной проблемы

В годы холодной войны Москва официально не признавала существования территориальной проблемы, а Токио придерживался «принципа нераздельности политики и экономики», который предполагал, что Япония не будет осуществлять крупномасштабное торгово-экономическое сотрудничество с СССР до тех пор, пока не получит уступок в споре вокруг островов.

Признание советской стороной наличия территориальной проблемы произошло в апреле 1991 года во время официального визита в Японию президента СССР Михаила Горбачева.

Во время визита в Японию президента РФ Бориса Ельцина существование этой проблемы было подтверждено в Токийской декларации о российско-японских отношениях (13 октября 1993 года). В ней говорится, что стороны провели «переговоры по вопросу о принадлежности островов Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи» и согласились продолжать переговоры с целью скорейшего заключения мирного договора, «исходя из исторических и юридических фактов» и на основе выработанных двусторонних документов, а также принципов законности и справедливости.

В ноябре 1997 года под Красноярском Борис Ельцин и премьер-министр Рютаро Хасимото договорились приложить все усилия, чтобы заключить мирный договор между Россией и Японией к 2000 году. В январе 1998 года была учреждена комиссия по вопросам заключения мирного договора под руководством министров иностранных дел обеих стран.

Борис Ельцин изложил свое видение решение курильского вопроса в ходе визита в Москву премьер-министра Японии Кэйдзо Обути (ноябрь 1998 года). Он предложил создать условия для «совместной хозяйственной и иной деятельности» на южных Курильских островах без ущерба юридическим позициям обеих сторон. При этом российская сторона призывала заключить отдельное соглашение по территориальной проблеме после подписания двустороннего договора о мире, дружбе и сотрудничестве. В принятой по итогам визита Московской декларации об установлении созидательного партнерства между Российской Федерацией и Японией стороны подтвердили свою решимость приложить все усилия для заключения мирного договора к 2000 году».

Попытки решения вопроса с начала 2000-х годов

Президент РФ Владимир Путин и премьер-министр Японии Иосиро Мори подписали в Токио Совместное заявление по проблеме мирного договора (5 сентября 2000 года). В нем высказывалось намерение разрешить вопрос «о принадлежности островов Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи», опираясь на все достигнутые договоренности, в том числе Токийскую и Московскую декларации. Желание сторон ускорить переговорный процесс и заключить мирный договор вновь было отмечено в Иркутском заявлении, принятом 25 марта 2001 года после переговоров между Владимиром Путиным и Иосиро Мори. 10 января 2003 года в ходе визита в РФ премьер-министра Японии Дзюнъитиро Коидзуми было подписано Совместное заявление, в котором стороны подтвердили «решимость посредством энергичных переговоров по возможности скорее заключить мирный договор «. 29 апреля 2013 года на переговорах в Москве между Владимиром Путиным и премьер-министром Японии Синдзо Абэ было принято Совместное заявление, в котором стороны «согласились, что ситуация, при которой — спустя 67 лет после окончания Второй мировой войны — между Россией и Японией не заключен мирный договор, является ненормальной».

В августе 2013 года и январе 2014 г.одав Москве и Токио состоялось два раунда консультаций по мирному договору на уровне заместителей министров иностранных дел РФ и Японии. Детали проходящих переговоров не разглашались. Однако 9 мая 2014 года правительство Японии приостановило консультации в связи с ситуацией на Украине.

В марте 2012 года премьер-министр РФ Владимир Путин заявил, что по территориальному вопросу необходимо «добиться приемлемого компромисса или чего-то вроде «хикивакэ» («ничья», термин из дзюдо)». В мае 2016 года Владимир Путин и Синдзо Абэ договорились о необходимости развивать диалог в «конструктивном ключе, без эмоциональных всплесков, публичной полемики» и согласовали «новый подход» к решению двусторонних проблем. В декабре 2016 года лидеры двух стран заявили о готовности совместно проводить хозяйственную деятельность на спорных островах. Для этого в феврале 2017 года правительство Японии сформировало с Россией особый межведомственный совет. Он рассматривает проекты кооперации в зоне южных Курильских островов, включая рыболовство, разведение морепродуктов, туризм, охрану окружающей среды и здравоохранение.

Позиции сторон

Россия всегда заявляла, что южные Курильские острова вошли в состав СССР (правопреемницей которого стала Россия) по итогам Второй мировой войны, и российский суверенитет над ними, имеющий соответствующее международно-правовое оформление, сомнению не подлежит. При этом российская сторона признает Совместную декларацию 1956 года как документ, ратифицированный Верховным Советом СССР.

Япония претендует на все острова и увязывает решение о признании японского суверенитета над этими территориями с подписанием мирного договора. Токио опирается на подписанный двумя странами Симодский трактат (1855).

Вячеслав Зимонин, 17 ноября 2018, 16:12 — REGNUM Как говорится, спасибо за подарок, но и без этого на наших Курилах баз США нет! И не будет!!!

Границы Японии по Меморандуму МакАртура

Вот уже более 60 лет с разной степенью интенсивности ведутся инициированные в свое время Японией переговоры по мирному договору между нашими странами. Все более убеждаюсь (а я занимаюсь изучением истории российско-японских отношений около 45 лет) в том, что сам по себе мирный договор ни Японии, ни России не нужен: все вопросы, связанные с восстановлением после окончания Второй мировой войны, одной из главных зачинщиков которой явилась Япония, и всестороннем развитием межгосударственных отношений решены Сан-Францискским мирным договором 1951 года с ней союзников по антияпонской коалиции и Декларацией, подписанной полномочными представителями наших двух стран в 1956 г. о прекращении состояния послевоенной конфронтации (кстати, именно Япония тогда под нажимом США отказалась от заключения именно мирного договора).

Главным препятствием и тогда, и сегодня являются неправомерные претензии японской стороны, наказанной мировым сообществом за преступления против мира и человечности лишением ее всех ранее приобретенных в результате алчной политики территорий, в том числе Южного (а с 1918 г. до мая 1925 г. и Северного) Сахалина и всех Курильских островов.

Исторический опыт показывает, что территориальная проблема всегда была служанкой нечистоплотных политиков и предметом торговли между странами. В этом деле особенно преуспела Япония, которой присуще такое отношение к соседям, наглядным примером которого служит проблема так называемых «северных территорий»…Отчего избрана такая тактика со стороны Японии в межгосударственных отношениях с Россией и есть ли у неё основания для этого?

«В начале эры Мэйдзи (а до этого периода даже Хоккайдо считался для Японии «заграницей» — В.З.), около 1867 года, в Японии… было немало людей, которые старались упрочить национальные права путем экспансии в сторону Курильского архипелага и Сахалина с тем, чтобы усилить оборону севера и колонизировать эти земли. В последующее время между Россией и Японией была достигнута договоренность относительно разграничения территории. Несмотря на это Япония хотела обладать Сахалином, как в интересах национальной обороны, так и экономики. В результате русско-японской войны Япония получила от России Южной Сахалин», — это часть обширных «собственноручных показаний» оказавшегося в советском плену японского генерала, главнокомандующего Квантунской группировкой войск в конце Второй мировой войны Ямады Отодзо от 8−9 апреля 1946 года.

Откровенные рассуждения бывшего властелина Маньчжурии об этих и других причинах «агрессивной политики Японии на Дальнем Востоке», как и само нахождение в результате агрессии японских войск на обширных территориях Китая, Кореи, стран Юго-Восточной Азии, весьма убедительно говорят о том, что при решении вопроса о территориальной экспансии официальный Токио никогда не обращал внимания на такие «пустяки» как международное право, исконность принадлежности и приоритетность в освоении захватываемых земель.

В этой связи труднообъяснимы попытки Японии, начатые в 1950-х годах и активизировавшиеся с конца 1980-х годов, обосновать свои претензии именно с точки зрения международного права на так называемые «северные территории», под которыми общепринято понимать четыре острова Южно-Курильской гряды. Но при этом следует отметить, что в японском политическом истеблишменте понятие «северные территории» трактуется весьма неоднозначно.

Вот как, например, обозначались подходы к решению проблемы «северных территорий» в «Промежуточном отчете по исследованию внешней политики и комплексного обеспечения национальной безопасности» (Токио, май 1988 г., с. 13), подготовленном по заказу японского кабинета министров: «Япония должна продолжать требования о возврате всех северных территорий… Заключить японо-советский мирный договор после возвращения четырех северных островов. Япония должна также пытаться заключить японо-советский мирный договор, включая возвращение всех Курильских островов… Объявить пункт с) 2-й Статьи Мирного Договора с Японией (Сан-Франциско, 1951 г), в котором утверждается, что Япония отказывается от Курил, недействительным».

А в официальном правительственном документе «Белая книга по обороне Японии», начиная с 1995 года, «северные территории» обозначаются еще более фривольно. Японские границы обозначаются в «белых книгах» в районе Курильских островов севернее острова Итуруп, а «спорные территории» простираются до середины острова Сахалин и до полуострова Камчатка.

Что это как не «картографическая агрессия»? Скажут, мол: «Это же оборонное ведомство — что с него возьмешь, оно же всегда какие-нибудь стрелы рисует или границы отодвигает».

Ну, во-первых, именно такая картографическая агрессия, предпринятая японскими военными в начале 1939 года, привела к крупному вооруженному конфликту у восточных границ Монгольской Народной Республики в районе реки Халхин-гол. А во-вторых, — этим грешит и японское МИД, которое в течение ряда лет публикует в своих «голубых книгах» карты с аналогичным изображением «северных территорий».

Хочется надеяться, что в Японии пока речь не идет о силовом подкреплении политических устремлений. Главная опасность картографических фальсификаций в том, что они активно используются для прививки в японском обществе реваншизма и недружественного отношения к России. Взять, например, «Общественно-политический атлас Японии для начальной школы» в объеме 66 страниц или 150-страничный «Новый географический атлас мира для старшеклассников» японской средней школы. Более четверти страниц этих атласов посвящены картографической фальсификации. Южные части исконно российских территорий — острова Сахалин и Курильской гряды, изображены как спорные территории, а на ряде карт — даже как японские. И к чему может привести такая картографическая фальсификация, если населению страны с малолетства внушается отношение к России, как к агрессору, якобы незаконно «отогнувшему» эти территории от Японии? И другие солидные издания, например, «Полный атлас Японии», с первых листов читателю предлагают образчики картографической агрессии против нас.

Квинтэссенцией «взрослых» упражнений в шулерстве с отнюдь не игральными картами, а теми, на которых обозначены международно-признанные границы суверенных государств, стало принятое недавно нижней палатой японского парламента законодательного положения, которое определяет принадлежность Южно-Курильской гряды Японии. При этом удивляешься, с какой легкостью и безответственностью некоторые российские «либерально-демократические исследователи», замалчивая историю, идут на подлог исторических фактов и соглашаются с «обоснованностью» японских претензий к России, вводя тем самым в заблуждение и российскую, и японскую общественность.

Только объективный, основанный на документах анализ истории территориального размежевания между двумя странами может дать истинное понимание сложившейся ситуации и подвести к удовлетворяющему обе стороны разумному решению существующего в российско-японских отношениях по вине Японии территориального спора.

В своем развитии территориальное размежевание между Россией и Японией претерпело несколько этапов:

— первооткрытие, первоосвоение, первопринадлежность ничейных территорий (этот этап занимал промежуток времени с конца XVII века и до середины XIX);

— поиск взаимоприемлемых решений договорным путем без прямого использования военной силы (1855 год — начало ХХ века);

— решение Японией территориальных споров с помощью военной силы (1904−1945 гг.);

— попытки Японией добиться международно-правового признания правовой несостоятельности «навязанного силовым методом» размежевания и поиски, на мой взгляд, не нужного России с точки зрения международного права компромисса.

История первооткрытия и первоосвоения Сахалина и Курильских островов неопровержимо доказывает, что эти именуемые официальным Токио «северными территориями» острова — фактически русские земли, известные в России на основе донесений русских исследователей-землепроходцев еще с XVII века. В те далекие времена на этих островах постоянно жили племена гиляков, орочен, переехавших с континента, а также айны и курильцы. Японцы же тогда заселяли остров Хонсю и не знали о существовании каких-либо «северных территорий». В состав японской империи не входил и крупный о. Матмай (последующие названия Эдзо, Хоккайдо), населенный айнами.

В период сёгуната Токугава на протяжении более двух веков (1639−1854) Япония проводила политику национальной изоляции от внешнего мира. Выезд японцев за пределы территории своей страны и въезд иностранцев строго запрещались. Если Россия еще с XVII века проявляла интерес к этому району земного шара, то в Японии до начала XIX века продолжалась дискуссия — стоит ли направлять на север силы и колонизировать остров Хоккайдо, а о Курилах вообще речи не было. Остров Хоккайдо японское правительство считало не составной частью своей империи, а «иностранным государством» или «ничейной землей» между Японией и Россией.

В период 1697—1713 годов русские землепроходцы В. Атласов, М. Наседкин, И. Козыревский собрали подробные сведения о Курильских островах и их населении. Они обследовали острова Шумшу, Парамушир, Итуруп, Кунашир (всего 16 островов из 22) и составили первые карты архипелага. Именно в те годы был установлен контроль русской администрации на Камчатке и на Курильских островах. В 1721 году геодезисты И.М. Евреинов и Ф.Ф. Лужин официально нанесли Курильские острова на русские карты. В 1739 и 1741 годах побережье Курильских островов и острова Сахалин обследовала русская экспедиция М.П. Шпанберга, завершившая составление карт всех Курильских островов и установившая дружественные связи с коренными жителями острова Хоккайдо. Япония же не имела никаких сношений с населением Сахалина и Курильских островов, и только в 1785 году была организована первая японская экспедиция на о. Хоккайдо. До конца XVIII века японцы, несмотря на географическую близость, почти ничего не знали ни об острове Сахалин, ни о Курилах.

В 1786 году участник первой японской экспедиции Могами Токунай тайно посетил южные Курилы, где встретил русских поселенцев, которые почти 70 лет проживали в этих местах вместе с айнами. В 1796 году Курильские острова и Камчатка были однозначно указаны в Атласе Российской империи (в дипломатической практике тех лет Атлас играл роль документа международно-правового значения) как принадлежащие ей территории.

На стыке XVIII—XIX веков японцы, воспользовавшись отдаленностью этих русских владений от континента, захватили острова Кунашир и Итуруп, принадлежавшие России, уничтожили являвшиеся символами этой принадлежности кресты и другие знаки пребывания там русских, взяли подать с местного населения. Они пытались захватить и остров Уруп, но не смогли сделать это по причине того, что там находился русский отряд во главе с В.К. Звездочетовым. Позже офицеры Хвостов и Давыдов вновь подняли на захваченных островах русские флаги. Жители Южных Курил — айны, в то время являлись российскими подданными. В 1805 году русский посол Н.П. Резанов официально заявил японскому правительству, что земли к северу от Хоккайдо являются русскими территориями.

Несмотря на приоритет России в первооткрытии и освоении Сахалина и Курильских островов, между российской и японской империями процесс договорного взаимного признания линии территориального размежевания протекал непросто. До середины XIX века Япония не имела никаких юридических прав на земельные владения севернее острова Хонсю. Только в 1855 году русское посольство во главе с Е.В. Путятиным, прибывшее в Японию для переговоров об установлении торговых отношений, в трудных условиях, связанных с Крымской войной, смогло подписать в г. Симода договор о торговле и границах с Японией. В то время враждебные англо-французской морские силы денно и нощно курсировали вдоль дальневосточного побережья России, а Путятин и его коллеги, после кораблекрушения у японских берегов, находились у соседей на правах почетных… пленников. Поэтому, вопреки исторической справедливости, граница между Россией и Японией тогда была установлена между островами Уруп и Итуруп, а Южный Сахалин объявлялся «неразделенной территорией». В принципе, такой вариант был предусмотрен инструкциями, утвержденными российским императором. Это был шаг доброй воли. В то время главным для России было — заключить с Японией договор о торговле и установить добрососедские отношения.

7 мая 1875 года Россия по настоянию Японии, поддержанному США, согласилась заключить так называемый Петербургский трактат, по которому Япония отказывалась от своих «прав» на совместное с Россией использование Южного Сахалина взамен на передачу ей остальной части Курильских островов.

Следует отметить, что до сих пор, при всей сложности, процесс разграничения между Японией и Россией протекал в рамках установившейся международной практики и носил в целом мирный характер. Не Россия виновата, что территориальный вопрос стал решаться грубо, силовыми методами спустя годы.

В 1905 году, после поражения России в вероломной войне, начатой Японией, представители царской власти были вынуждены подписать Портсмутский Мирный договор. Перечеркнув свои обязательства по Петербургскому трактату 1875 года, Япония потребовала передачи ей Южного Сахалина по 50-ю параллель. Но и на этом враждебная политика Японии в отношении России не закончилось…

Япония, в нарушении условий Портсмутского Договора «мира на вечные времена», в 1918—1925 годах осуществила вооруженную интервенцию против Советской России. Но в 1922 году японские интервенты с позором были вынуждены покинуть пределы Сибири и российского Приморья, а 15 мая 1925 года, по настоятельному требованию Советского Правительства они оставили и территорию захваченного ими Северного Сахалина.

Своими агрессивными действиями против СССР, в том числе накануне и в период Второй мировой войны, Япония полностью лишила себя всяких юридических и моральных оснований ссылаться на условия Симодского (1855), Петербургского (1875) и Портсмутского (1905) договоров относительно своих «прав» на так называемые «северные территории». Опять же напомним, о чем тут речь: прежде всего — это японские вооруженные агрессии на советской границе у озера Хасан и на реке Халхин-гол в союзной СССР Монголии, сотни других провокаций на советских сухопутных, воздушных и морских границах, когда японцами совершались захваты, угоны и даже потопление ряда наших торговых судов. Отдельная тема разговора — это военное сотрудничество Японии с гитлеровской Германией, планирование и подготовки войны против СССР вплоть до конца 1943 года.

Именно по этой причине в годы Второй Мировой войны территориальные проблемы, возникшие в прошлом по вине Японии, обсуждались на международных форумах союзников по антифашистской коалиции, в том числе на конференциях в Каире (1943), Ялте (1945), Потсдаме (1945) и в послевоенный период в Сан-Франциско (1951).

11 февраля 1945 года СССР, США и Великобритания приняли Крымское (Ялтинское) соглашение о совместных военных действиях трех стран против Японии в случае её отказа от безоговорочной капитуляции. Это соглашение предусматривало возвращение Советскому Союзу южной части острова Сахалин и всех прилегающих к нему островов, в том числе и передачу Советскому Союзу Курильских островов, также ранее принадлежавших России.

После отказа японского правительства принять условия капитуляции, изложенные союзниками в Потсдамской декларации 26 июля 1945 года, вступление СССР в войну против Японии стало неизбежным. Разгром Квантунской группировки войск заставил Японию капитулировать. С 11 по 25 августа после ожесточенных боев советскими войсками был освобожден Южный Сахалин. Курильская десантная операция была проведена советскими войсками и силами флота в период с 18 августа по 3 сентября 1945 года. Ожесточенные бои с японскими войсками отмечались лишь на острове Шумшу. Разоружение и принятие капитуляции войск на остальных островах, включая главный остров Малой Курильской гряды Шикотан, было завершено 1 сентября 1945 года. После подписания 2 сентября 1945 года Акта о безоговорочной капитуляции Японии перед союзными армиями на огромных территориях Азиатско-Тихоокеанского региона, еще остававшихся к тому времени под оккупацией японских вооруженных сил, а также на собственно Японских островах стали проводиться мероприятия по разоружению многочисленных группировок войск империи, которая уже перестала существовать. К примеру, для этих целей оккупационные войска США прибыли на территорию Южной Кореи лишь 9 сентября, то есть через неделю после подписания Акта о капитуляции, а разоружение находившихся там японских войск затянулось надолго. Советскому Союзу же потребовалось всего два дня и небольшое подразделение десантников, чтобы завершить в соответствии с договоренностями с союзниками, отраженными в Общем приказе №1, прием капитуляции японских войск на небольшой группе Курильских островов Хабомаи.

Вступая в августе 1945 года в войну против Японии, Советский Союз не стремился к захвату чужих территорий, хотя, безусловно, возвращение бывших российских земель было одной из главных целей его участия в военной кампании на Дальнем Востоке. Пример того, как после капитуляции Японии СССР отказался от готовившейся им высадки крупных морских и воздушных десантов на остров Хоккайдо и оккупации его, по крайней мере, половины территории, красноречиво свидетельствует о том, что Советский Союз, вопреки злым утверждениям, отнюдь не стремился к «кровавому разделу» Японии. Если бы основным мотивом вступления СССР в войну против Японии были территориальные приобретения, то их можно было бы достичь и без войны. Вернее, даже при отказе от участия в ней, выступив в роли посредника на переговорах между Японией и Соединенными Штатами и их союзниками — для этого японское руководство прилагало все усилия, не жалея взамен ни своих, ни чужих территорий.

Вместе с тем, освобождение и возвращение Советскому Союзу Южного Сахалина и Курильских островов было вполне закономерным актом, адекватным той враждебной по отношению к России и СССР политике, которую японская военщина проводила многие десятилетия. Ведь за все годы Великой Отечественной войны эти острова Япония превратила в барьер: советский торговый и военный флот не мог свободно выходить к восточным берегам Камчатки и Чукотки и тем более в открытый океан, что существенно затрудняло мобилизацию сил экономики на обеспечение Красной Армии самым необходимым в борьбе с гитлеровской агрессией. Не случайно, даже не питавший симпатий к Советскому Союзу, Уинстон Черчилль в дни Ялтинской конференции заявил, касаясь территориального вопроса, что «будет приветствовать появление русских кораблей в Тихом океане» и высказался за то, чтобы «потери, понесенные Россией во время русско-японской войны, были восполнены».

В послевоенное время территориальные изменения были закреплены в ряде обязательных к исполнению Японией документов. В частности, сопровождаемой соответствующей картой директивой 1946 года возглавлявшего оккупационную политику союзных держав в Японии генералом Д. Макартуром.

В подписанном 8 сентября 1951 года в Сан-Франциско Мирном договоре в статье 2 указывалось: «Япония отказывается от всех прав, правооснований и претензий на Курильские острова и на ту часть острова Сахалин и прилегающих к нему островов, суверенитет над которыми Япония приобрела по Портсмутскому договору от 5 сентября 1905 года». Под этим документом стоит подпись полномочного представителя Японии. Забыли об этом или просто не признают современные японские политики данный международный акт?

Таковы факты истории. Японские исследователи, которые стоят на позиции исторической истины, признают приоритет россиян в открытии и освоении Сахалина и Курильских островов. Известный исследователь А. Такано в книге «Япония и Россия», изданной в Токио в 1971 году, пишет: «Попытки японского правительства обосновать исторические права Японии на «северные территории не могут не вызвать улыбку». К такому же выводу приходят и Ё. Куно, М. Эномото, С. Накамура, Н. Мурога и многие другие японские исследователи. Вице-президент Японской ассоциации юристов Умэда Судзи, выступая 27 октября 2008 года на Московской Международной научно-практической конференции, посвященной Токийскому и Хабаровскому процессам над японскими военными преступниками, заявил: «Японские правительство и народ Японии приняли результаты Токийского суда, ратифицировали мирный договор, подписанный в Сан-Франциско в 1951 году. В этом смысле не должно быть возврата».

В 1956 году в истории отношений между двумя странами произошло знаменательное событие — была подписана Декларация о восстановлении советско-японских дипломатических отношений. По сути, декларация сыграла и по сей день продолжает играть роль Мирного договора, позволяя строить отношения между Москвой и Токио в полном объеме. В то время для СССР, как и сейчас для России, не существовало проблемы территориального размежевания между нашими странами. Граница была оформлена в соответствии с рядом вышеназванных международно-правовых документов. Обязательство, данное советским руководством в 1956 году, передать Японии после подписания мирного договора островов Шикотан и Хабомаи было не актом, направленным на реализацию требований международного права, а шагом доброй воли, но ошибочным, как и в 1855 году, рассчитанным на встречное движение со стороны Японии. К сожалению, эти расчеты не оправдались, ибо страна Восходящего солнца пошла по пути скорейшего возрождения своих регулярных вооруженных сил. Более того, в 1960 году она подписала новый договор с США о военном союзе, который предусматривал сохранение на её территории американских военных баз, что не могло не быть признано со стороны Советского Союза в условиях «холодной войны» враждебным актом и вынудило Москву дезавуировать вышеупомянутое обязательство.

Именно Япония, руководствуясь собственными политическими интересами, остановила процесс подготовки мирного договора, поставив условием его подписания передачу островов, права на которые ею были утрачены в результате политики экспансии в первой половине ХХ века.

Читатели ИА REGNUM в той или иной степени осведомлены о ходе затянувшихся переговоров, главным препятствием на пути к успеху которых являются, как мы уже смогли убедиться, безосновательные претензии японской стороны на часть российской территории. В данной ситуации единственно разумным выходом из «дальневосточного тупика» явилось бы согласие на отнесение разрешения вопроса о «спорных территориях» на отдаленное будущее, когда к нему могли бы приступить не отягощенные грузом конфронтационного прошлого поколения японских политиков. Именно таковым был подход к этому вопросу в течение ряда лет со стороны российского руководства. Однако призывы премьер-министра Японии С. Абэ заключить мирный договор, сопровождаемые настойчивыми требованиями «решить территориальный вопрос», вряд ли можно признать продуктивными и подтверждают лишь то, что для него важен не сам мирный договор, а удовлетворение территориальных претензий. Подтверждением этому служит и отказ японской стороны принять недавнее встречное предложение президента России В. Путина заключить мирный договор без всяких предварительных условий. В силе остается подтвержденное В. Путиным в Сингапуре 14 ноября с.г. ранее сделанное им заявление о фактически ограниченном суверенитете Японии в условиях поддержания ею союзнических отношений с Соединенными Штатами, проводящими отнюдь не дружественную политику по отношению к России и содержащих на японской территории около сотни военных баз и пунктов базирования.

Россия делает все возможное для создания благоприятной атмосферы, способствующей окончательной нормализации российско-японских отношений. В 1990-е годы были существенно сокращены численность российских Вооруженных Сил на Дальнем Востоке и на Курильских островах, снижена их активность и масштабы военной деятельности. Но, если принять за основу методику расчета военного бюджета стран НАТО, в то же время Япония смогла догнать и обойти такие ядерные державы, как Англия и Франция, по объему военного бюджета (в нынешнем бюджетном году — ок. 47 млрд долл. США), значительно модернизировав свои вооруженные силы; её соседей до сих пор шокируют количество и масштабы проводимых самостоятельных и совместно с американцами, а порой и вооруженными силами других стран военных учений и маневров.

На граничащем с южными Курилами и Сахалином острове Хоккайдо размещена добрая половина сухопутных войск японских вооруженных сил, в том числе крупнейшая Северная армия, единственное в Японии бронетанковое соединение, в котором сосредоточено 60% всего танкового парка японских «сил самообороны». Япония под нажимом США приняла решение о закупке и размещении на двух позициях американских установок ПРО «Иджисэшор» в рамках выстраиваемой Пентагоном глобальной системы, нацеленной на срыв ответного удара в случае развязывания Вашингтонов ядерной войны.

При этом и названные установки, и уже несколько лет тому назад принятые на вооружение японских ВМС аналогичные ракетные установки корабельного базирования могут легко перевооружаться наступательными ракетами дальнего радиуса действия «Томагавк», предназначенными для нанесения первого удара, в том числе в ядерном снаряжении.

Пока на территории Японии находятся американские военные базы, не может быть и речи о наличии у Японии суверенитета, в том числе способности независимо решать территориальные вопросы. И никакие высказанные в Сингапуре обещания японского лидера, тем более связанные с ее обязательствами перед США, не допустить размещения их военных баз на оспариваемых Японией островах в случае их передачи в японское ведение, не являются гарантией их исполнения, тем более, что сам С. Абэ находится на своем посту последний срок.

Да и зачем России такой «щедрый» подарок? На наших Курилах и без того баз США нет! И не будет!!!

Лучшим способом, не загоняющим проблему в глубокий тупик, в этой связи явилось бы создание, совместное развитие и использование на условиях взаимной выгоды свободной экономической зоны, включающей не только, как это сейчас предлагается, «четыре» южнокурильских острова, а все острова Курильской гряды, Сахалин и Хоккайдо.

Кстати, уважаемые японцы, у меня есть еще одно предложение. Не хватает территории для нормального экономического развития? Освобождайте Окинаву и другие, как правило, лучшие площади на своих островах от почти 100 военных баз США и живите там, и свободно занимайтесь экономической и хозяйственной деятельностью. И вам будет хорошо, и миру будет спокойнее.

Отдаленность и необитаемость подогревают стремление увидеть необычные и наполненные тайнами Курильские острова. Эти загадочные места являются объектом повышенного внимания многих путешественников. Узкая дуга островов, соединяющая Камчатку и Японию, является только частью тихоокеанского вулканического кольца, а сколько их еще скрывает океан — неизвестно.

Краткая историческая справка

Проблема открытия этих земель до сегодняшнего дня считается актуальной, а на международном уровне до сих пор ведется спор о том, кому принадлежат Курильские острова. Японцы утверждают, что первопроходцами этого архипелага являются именно они, появившись там раньше русских мореплавателей. Но отечественная история свидетельствует, что первыми около берегов неизвестных до того времени земель остановились корабли экспедиции В. Д. Пояркова в 1646 году.

Сохранившиеся документы подтверждают этот факт, а исторические хроники европейских исследователей того времени упоминают о первых русских поселенцах на островной территории. В конце XVIII века Курилы официально присоединили к русским землям, а их население ознакомили с царским приказом о взимании государственных податей. Однако никакого договора между Японией и Россией на владение землями подписано не было. Кроме того, южная часть уже в то время находилась под контролем Японии.

После долгих переговоров в 1855 году был подписан первый договор о дипломатических и торговых отношениях между двумя государствами, который узаконил действия той и другой стороны на обеих территориях. Но проблема оставалась вплоть до 1875 года, когда страны подписали новый договор, по которому японцы имели право торговать в сахалинском Корсакове, а российские моряки могли заходить в порты Японии. Несмотря на договор, сложные отношения переросли в конфликт. В 1904 году началась русско-японская война.

Япония совершила нападение на Россию. События развивались не в пользу России: в сражении под Цусимой, где погибло более 100 тысяч русских солдат, эскадра Балтийского флота была разбита. Несмотря на это Япония, истощенная войной, согласилась на мирные переговоры. Результаты войны показали слабость царской политики.

Проблема курильского конфликта остается нерешенной и на сегодняшний день, что создает двойственность положения местных жителей и рождает неприязнь японцев. Острова Курильской гряды на карте можно увидеть ниже.

География островов, климат и население

Кури́льский архипелаг представляет собой длинную цепочку островов, находящуюся между Камчатским полуостровом и японским островом Хоккайдо в форме дуги, которая разделяет море и океан. Происхождение Курильских островов вулканическое. Они протянулись на 12 тысяч километров. На юге проходит российская граница. В Большой Курильской и Малой Курильской грядах насчитываются 56 островов. Несколько названий:

Большинство из них входит в Сахалинскую область. На несколько южных претендует Япония. Климат здесь по особому суровый, зимы холодные и долгие, а летом прохладно, воздух очень влажный. Курилы находятся в сейсмической зоне в окружении вулканов. Их всего 68, 36 из них — действующие, поэтому здесь много горячих минеральных источников. Большинство из них непригодны для питья, так как газы из вулканов часто содержат сернистые пары. Также на курилах есть несколько целебных источников.

Здесь в порядке вещей большие цунами. К примеру, один из них в 1952 году снес целый город. На островах часто бывает 1500 землетрясений в год. Одни из них связаны с особенностью движения в земной коре, другие — с извержением лавы из вулкана. За 15 столетий эта земля видела более 200 разрушительных и 2000 средних землетрясений.

Острова богаты полезными ископаемыми. Прибрежные территории содержат много руды, газа, нефти. Когда-то в царской России отсюда везли серебро и золото, но сейчас разработки драгметаллов небольшие.

Жителей на Курилах немного, заселение распределено неравномерно. В большинстве своем острова необитаемы. Люди разных национальностей проживают постоянно только на четырех из них. В 2010 году здесь было 19 населённых пунктов.

Рекордная численность населения Курильских островов отмечалась в 1989 году — около 30 тысяч человек. В советское время людей на Курилах было гораздо больше, так как тогда здесь находилось много военных баз, а государство выделяло высокие дотации. В 2010 осталось всего 18,7 тыс. человек.

Флора и фауна Курил

Растительный мир Курил очень разнообразен. На островах с северной стороны из-за холодного климата растут в основном кустарниковые и карликовые деревья:

  • берёза;
  • ива;
  • рябина;
  • ольха.

На южных частях островов растут представители хвойных пород: пихта, лиственница, ель. Встречается тропическое обилие лиственных деревьев. Здесь и дуб курчавый, и клён, и калопанакс семилопастный с дикими лианами. На южной части территории Курил растет единственный в России дикорастущий вид обратнояйцевидной магнолии.

В средней и южной полосе островов все заполоняет бамбук, создавая непроходимые заросли на склонах гор и опушках леса. На всей территории из-за влажного климата распространены высокие травы.

Существует больше сорока видов эндемичных видов растений: полынь островная, астрагал кавакамский, эдельвейс курильский, который встречается на острове Итуруп. Здесь же много полушника азиатского, который занесён в Красную книгу. Из цветочных растений очень красивы аралии разных сортов, пионы, рододендроны, болотница жемчужная и волчелистник.

Из животных на островах живут бурые медведи и лисы, водоемы богаты разной рыбой. Рыболовецкие артели ездят сюда добывать китов, крабов, раков, кальмаров. В лесах много разных птиц, среди них чайки, ржанки, утки, буревестники, альбатросы. В существующем здесь природном заповеднике находятся 84 вида животных, охраняемых государством.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *