Курочка ряба смысл сказки

Самые ранние варианты русской народной сказки «Курочка Ряба», она же «Яичко», «Курочка» дошли до нас в пересказе известного собирателя сказок А. Н. Афанасьева в сборнике «Народные русские сказки» 1855 г. – 1863 г.

Можете познакомиться с вариантами сказки на страничке.

В поисках смысла в различных произведениях исследователи порою уходят далеко, пускаясь во всевозможные фантазии и аллюзии. Иногда это оправданно, когда текст богат иносказаниями, метафорами и образами. Но иногда это абсолютно неуместно, как в случае с текстом «Курочки Рябы». Так, встречаются красивые публикации о том, что яйцо является центром мироздания или потерянном раем.

Начнем с того, что существует несколько вариантов «Курочки Рябы»

Самым известным вариантом считается текст в изложении Константина Ушинского (1824–1870) – знаменитого русского педагога и публициста. Менее часто встречается эта сказка в изложении А. Толстого близкого к версии Ушинского, но имеющей в основе один из инвариантных сюжетов, по которому разбивается простое яичко.

Текст К. Ушинского

Жили себе дед да баба,
И была у них курочка ряба.
Снесла курочка яичко:
Яичко не простое —
Золотое.
Дед бил-бил —
Не разбил.
Баба била-била —

Не разбила.
Мышка бежала,
Хвостиком махнула,
Яичко упало
И разбилось.
Дед и баба плачут,
Курочка кудахчет:
«Не плачь, дед, не плачь, баба!
Я снесу вам яичко другое,
Не золотое — простое».

Текст А. Толстого

Жили-были дед да баба,
У них была курочка ряба.
Снесла курочка яичко:
Пестро, востро, костяно, мудрено, —
Посадила яичко в осиное дупелко,
В кут*, под лавку.
Мышка бежала, хвостом вернула,
Яичко приломала.
Об этом яичке дед стал плакать,
Бабка рыдать, вереи хохотать,
Курицы летать, ворота скрипеть,
Сор под ногами закурился,
Двери побутусились, тын рассыпался,
Верх на избе зашатался…
А курочка ряба им говорит:
— Дед, не плачь, бабка, не рыдай,
Куры, не летайте,
Ворота, не скрипите, сор под порогом,
Не закуривайся,
Тын, не рассыпайся,
Верх на избе, не шатайся,
Снесу вам еще яичко:
Пестро, востро, костяно, мудрено,
Яичко не простое — золотое.

Изначальный текст «Курочки Рябы» гораздо длиннее общеизвестного и заканчивается по-другому. После того как мышка разбила яичко, узнавшие об этом люди с горя и на эмоциях совершают непонятные поступки: внучка с горя удавилась, дьячок перебил колокола, просвирня просвиры изломала и т.п. Несоответствие причины и последующих последствий носит явно комичный и поучительный характер. Соответственно и смысл сказки совсем другой, чем в общеизвестной версии. Обещание курочки снести ещё яичко появилось в более поздних авторских вариантах.

Смысл этой короткой сказки в высмеивании глупости и пустом внимании на вещи, которые никак не влияют на жизнь: из-за маленькой неприятности (разбитое яичко) последствия оказались чересчур большими, кто-то удавился, кто-то волосы на голове рвёт – перечислять варианты человеческой глупости можно долго…

Отметим, что под глупостью имеем в виду не характеристику личности человека, а отсутствие ума, как основополагающего элемента человеческой зрелости. Проявлением ума по учениям святых отцов является преобладание последнего над другими частями души, которые отвечают за наши желания и чувства. Главными качествами ума можно отметить трезвение, направленность к добру, богопознание. Так, умный человек не будет из-за разбитого яйца удавливаться или рвать на себе волосы. Но, пустой и глупый человек может предать второстепенному событию роль главного.

Урок сказки в том, чтобы не придавать большого значения тому, что того не стоит. Часто определённые события заставляют действовать человека неразумно исходя из того, что человек предполагает за событиями, которые последуют потом. Человек начинает гадать и полагаться на свой разум и совершает ошибку. Если человеческий ум недостаточно развит – это может привести к печальным последствиям: через напрасную суетливость и беспокойство можно нажить большие неприятности. Евангельским ориентиром здесь может служить заповедь о том, что нужно полагаться во всём на Бога, как всеведущего и всеустраивающего источника жизни и нравственного закона.

Самой близкой аллегорией к сказке можно назвать современную трактовку фразеологизма «посыпать голову пеплом» (имеется в виду древнееврейский обычай оплакивания умерших, известный из Ветхого Завета).

В одной из версий сказки курочка обещает снести золотое яичко взамен простого (см. народные сюжеты и вариант А. Толстого). Такое построение вполне логично, так как дед и бабка будут утешены материальным достатком. Теряют малое, приобретают многое.

Что же сделал со сказкой Ушинский?

Константин Дмитриевич изменил цепочное построение сказки, изменил концовку с ироничной – на загадочную, тем самым изменив смысл сказки, а если точнее, убрав его.

Чтобы понять, зачем автор добавил в сказку такое окончание, да и вообще, зачем он её исказил или выбрал именно такую версию сказки, нужно ознакомиться со взглядами и деятельностью самого Константина Дмитриевича.

Вдохновлённый западными идеями просвещения, хорошо

Коменский

эрудированный и образованный Константин Дмитриевич Ушинский (1823 – 1870) мечтал о развитии педагогики в России, считая существующую систему образования устаревшей и схоластичной. Примером ему служили в основном англо-германские практики, о чём можно судить по его работам.

Песталоцци

Влияние на Ушинского оказали известные пионеры педагогики как науки, западные мыслители: Коменский (чешский педагог гуманист), Пестелоцци (педагог — гуманист), Дистеверг (немецкий педагог, либеральный политик).

Дистеверг

Но больше всего во взглядах Ушинского прослеживаются черты западных философских воззрений эпохи Просвещения и более позднего периода. Так, немецкий ране–философский термин «Bildung», которым принято обозначать выделение немецкого образования, основанного на германской национальной культуре с целью воспитания гражданских и общественно полезных качеств личности, вполне коррелируют со взглядами Ушинского на педагогику в целом.

Постепенное отступление религии из жизни человека (секуляризация) и переориентация на антропоцентризм (человек – центр мира) захватывало все новые и новые сферы человеческой жизни. Константин Дмитриевич Ушинский стал проводником этих идей в русском образовании. По сути, он вытеснил теоцентрическую основу образования, заменив её системой всестороннего развития человека в духе гумманистических идей XVIII–ХIХ веков.

Неправы те, кто называют Ушинского основоположником русской системы обучения, которая существовала и до него. Однако до него, педагогика не выделялась в науку, а обучение проводилось по святоотеческим книгам и учениям. Это предполагало приоритет духовно-нравственного образования над утилитарной сущностью учебных навыков. Можно привести в пример таких святых отцов Русской Православной Церкви как Кирилл Туровский (1130 — около 1182), Ростовский митрополит Димитрий (1651–1709), святитель Тихон Задонский (1724–1783), святитель Игнатий Брянчанинов (1807–1867), наконец, епископ Евсевий Орлинский (1805–1883) и его известная книга «О воспитании детей в духе христианского благочестия» (1844). Немаловажное значение, а точнее – главное, занимало семейное воспитание.

Ушинский, собрав во едино европейский опыт, попытался создать национальную систему образования, которая объединила бы в себе и воспитание, и образование, основываясь на русской литературе.

Может быть, это был запрос времени, но именно тогда, в XIX веке, русское общество испытало плоды повреждения нравов передового общества, что послужило попытке переосмысления русского исторического процесса и духовно-нравственных основ.

За гуманистический подход Ушинского к образованию, в советское время его труды были востребованы, а издавались практически без цензуры (вымараны только религиозные вставки).

Самая известная учебная книга Ушинского – это «Родное слово» 1864 г.

В предисловии к советскому изданию «Родного слова» Ушинского можно встретить такие фразы, которые подтверждают непростое восприятие работ Ушинского его современниками:

Как известно, в советский период власть усердно искала нравственную идею для сплочения масс, основанную, естественно, на атеистических принципах. Идеи Ушинского пришлись как нельзя кстати, т.к. несмотря на то, что главным он считал христианскую нравственность, в его трудах и учебниках утилитарная сторона обучения отделена от религиозной составляющей. Это позволило теоретикам нового государства основать на его трудах квазиобразование.

Об опасности оторванности нравственности от религии писал в свою бытность Лев Тихомиров:

Вне религии у человека нет притока нравственной силы, нет и источника сознательной и добровольной дисциплины. Без религии общество имеет в своем распоряжении только слепую привычку да чисто принудительную дрессировку.

о нравственном начале:

В самом деле: человек, не имеющий о Боге никакого понятия, не прибегающий к помощи Божией и даже грубо отвергающий ее, – живет, говорят нам, совершенно тою же нравственною жизнью, как христианин, который и милостью Божией, и личными усилиями, и благодатною помощью Церкви представляет живой храм, место, где почивает Господь. Если бы факты были таковы, то, стало быть, наше отношение к Богу и обратно не имеет никакого значения для нравственной жизни. Но тогда можно допустить какую угодно другую религию, только не Христианство. Это религия духовной жизни, жизни в Боге, она вся в нравственном мире. Доказать, что нравственная жизнь с Богом или без Бога совершенно одинакова, – это значит доказать иллюзорность и всех остальных понятий Христианства»

Говоря об Ушинском как пионере русского образования, необходимо добавлять, что речь идёт о светском образовании.

Основным элементом обучения по Ушинскому является наглядность и систематическое возбуждение самостоятельного мышления учащихся. Процесс обучения построен от простого к более сложному. Все элементы должны быть связаны между собой, а процесс обучения логичным. Вот что он писал в своих трудах:

На основании этого подобран материал для «Родного слова». О трудности подборки материала Константин Дмитриевич писал:

Может быть, поэтому, готовя материал для обучения, Ушинский написал и обработал множество произведений русского фольклора, который искренне считал очень красивым.

Сказки, обработанные Ушинским, как правило, небольшие, встречаются и совсем короткие. Некоторые из них ставят в тупик читателя:

Ушинский улавливал в сказке утилитарную сторону, то есть то, что может быть полезно обучающемуся. Прочитав сказку, ученик должен получить полезное знание об окружающем мире или об отношениях в обществе. Поэтому многие народные сказки под пером Ушинского теряли свою первоначальный вид, уже знакомый многим детишкам , и приобретали новую художественную обработку, цель которой – придать тексту образовательный элемент или новый смысл. Такой приём, кстати, очень часто впоследствии применяли советские сказочники (см. Сутеев, А. Толстой).

Так появилась «Курочка Ряба» в обработке Ушинского. Текст был сильно переработан: убран цепочный принцип и переписана концовка сказки (в котором курочка пообещала снести простое яичко).

К слову сказать, эта сказка содержится в самом начале учебника «Родное слово» первого года обучения, то есть её смысл должен понять самый маленький читатель. Так что, рассуждая над смыслом именно этой версии сказки, о сакральных смыслах и сложных аллюзиях говорить не приходится.

«Золотое яичко» изучается сразу после народной песенки «Петушок» (Петушок, петушок золотой гребешок….), в которой почему-то никто не ищет высокий смысл (следующей сказкой после «Золотого яичка» идет «Репка», которая вошла в учебник в народном варианте, смысл которой остался прежним, подробнее смотрите по ).

Для Ушинского ценность «Золотого яичка» в красоте и простоте языка, понятной следственной связи, которую должны понять ученики: курочка несёт яйца → яйца простые лучше, чем золотые. Ушинский заложил загадку в текст, над которой дети должны подумать, поразмыслить и дать своё предположение отгадки. Но так получилось, что над этой бессмысленной загадкой теперь бьются взрослые, пытаясь найти в ней сакральный или другой высокий смысл.

Закончить бы хотелось словами Льва Тихомирова:

Воспитание личности —

вот искусство, ныне по преимуществу утраченное. Мы не находим способов ни развивать, ни дисциплинировать человека, а затем, получая общество, составленное в самой угрожающей пропорции из личностей расшатанных, бунтующих, ничем не удовлетворимых

Прочтений: 2 622

Посвящается проф. Т. В. Черниговской, пробудившей эти мысли.
«Сказку о курочке Рябе» обычно читают в раннем детстве, воспринимая ее просто и непосредственно как забавную историю. Понятно, что в таком возрасте иначе ее воспринять трудно. Повзрослев, мы перестаем задумываться о том, что читали когда-то в детстве. Кажется, что все это уже познано и осталось давно в прошлом.
Если же задуматься, сказка эта поначалу кажется, по меньшей мере, странной, почти абсурдной. Лишь после раздумий над каждой строчкой, попыток связать их в одно целое, приходит понимание. Вырисовывается внутренняя, неброская гармоничность, присущая народному творчеству. Становится понятным, что через века дошли лишь самые ключевые, узловые моменты, позволяющие постепенно, строчка за строчкой, как бы распутывая клубок, добраться до смысла, заложенного в сказку.
Попробуем же так, размышляя над внешне безыскусными строчками этой сказки, проникнуть глубже — к ее смыслу.
«Жили-были дед да баба. Была у них курочка Ряба. Снесла курочка яичко, не простое – золотое».
Исходя из утверждения о том, что яичко было золотым, можно сделать два вывода:
— либо оно действительно, в той или иной степени, включало в свой состав золото,
— либо оно было таковым только по видимости, то есть, представлялось деду с бабой золотым, было, как золотое.
Если яичко включало в свой состав золото, то возможны несколько вариантов: яичко могло быть позолоченным, могло иметь только золотую скорлупу, могло быть целиком из золота.
Но вполне возможно, что яичко совсем не содержало золота, а, например, имело золотистый цвет из-за особенностей окраски, структуры скорлупы.
«Дед бил-бил – не разбил. Баба била-била – не разбила».
Почему деду с бабой не удалось разбить, можно объяснить следующим: либо яичко было слишком крепким, либо у деда с бабой было мало сил. Возможно, было вместе и то, и другое.
Зачем же деду с бабой понадобилось разбивать яичко? Если бы они решили, что яичко целиком из золота, то такое действие было бы бессмысленным. В крайнем случае, можно было бы предположить, что они решили поделить золотое яичко пополам, но тогда более разумно было бы распилить его, а не бить.
Скорее всего, деду с бабой не пришла в голову мысль, что яичко целиком золотое. Может быть, такое предположение и было, но они его отвергли, основываясь на весе яичка (целиком золотое яичко было бы ощутимо тяжелее такого же по размерам обычного).
Тогда остаются другие варианты: позолоченное яичко, золотая скорлупа у яичка, либо просто особенность окраски скорлупы. Разбив яичко, выделив его скорлупу, дед с бабой имели бы возможность уточнить свои предположения насчет свойства скорлупы.
Вполне вероятно и другое: дед с бабой, увидев такое необычно красивое яичко, решили, что оно должно быть необыкновенно вкусным, и пытались разбить его просто для того, чтобы попробовать.
«Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось».
Зачем в сказку вводится такой персонаж, как мышка? – Для того, чтобы уточнить причину неудачи деда с бабой разбить яичко. Если бы яичко, действительно, было чрезвычайно крепким, то оно бы не разбилось. Значит, у деда с бабой просто не хватило сил для того, чтобы его разбить. Видимо, яичко все-таки было немного крепче обычного, поскольку нормальные яички деду с бабой удавалось разбивать (в противном случае они бы и не пытались разбить золотое яичко).
С другой стороны, тот факт, что яичко разбилось, уже окончательно отвергает предположение о том, что оно было целиком из золота. Можно отметить и то, что дед с бабой не совершенно отчаялись разбить яичко: если бы они совершенно отчаялись, они бы убрали яичко в надежное место для сохранения. А, поскольку мышке удалось так легко сбросить яичко, оно, видимо, просто лежало где-нибудь на лавке. Дед с бабой либо временно отвлеклись на другое дело, либо решили передохнуть, собраться с силами для новых попыток разбить яичко.
«Дед плачет, баба плачет, …».
На первый взгляд непонятно, почему дед с бабой плачут, когда они еще недавно безуспешно пытались разбить яичко. Мышка им в этом помогла. Но при более пристальном рассмотрении можно выявить несколько возможных причин для горя деда и бабы.
Первые две причины прямо вытекают из тех целей, с которыми они хотели разбить яичко.
Во-первых, если они били яичко с целью его попробовать, то, естественно, когда яичко упало на пол, растеклось по полу, они лишились такой возможности.
Во-вторых, если они били яичко, чтобы узнать, не из золота ли скорлупа, то причиной для плача могло быть осознание ими того, что скорлупа незолотая (только казалась золотой по цвету, а, в остальном, обыкновенная). Возможно сочетание этих двух причин: если они хотели и попробовать яичко, и исследовать подробнее его скорлупу, то их, скорее всего, постигло двойное разочарование.
Ранее упоминалось о малой вероятности предположения деда с бабой о том, что яичко целиком из золота. Даже если у них и теплилась какая-то надежда по этому поводу, то после того, как яичко разбилось, места для надежд не осталось совсем. И это, конечно, могло внести определенную лепту в их горе.
Наконец, хотелось бы остановиться на последней, очень важной, причине для плача деда с бабой. Когда они не смогли разбить яичко, они, безусловно, решили, что яичко чрезвычайно крепкое. Но вдруг какая-то мышка хвостиком уронила яичко, и оно разбилось. Дед с бабой получили ясное и наглядное представление, насколько у них мало сил, они остро прочувствовали свою дряхлость и немощь. Это могло быть серьезной причиной для их плача.
.
» … а курочка кудахчет:
— Кудах-тах-тах! Кудах-тах-тах! Не плачь, дед, не плачь, баба! Я снесу вам яичко другое, не золотое – простое!».
Какое странное, на первый взгляд, абсурдное утешение! Дед с бабой могли, казалось бы, от такого утешения еще более заплакать. Но это не так. Поскольку курочка Ряба призывает деда с бабой не плакать, то и дальнейшее ее обещание представляет собой как бы довод, призванный показать, что, в самом деле, нет причин для плача.
Иначе говоря, утешение курочки должно быть действенно направлено на самую причину плача деда и бабы. Эти возможные причины мы рассмотрели ранее. Утешение курочки позволяет из выше рассмотренных вероятных причин плача деда и бабы выделить самые правдоподобные, т.е. максимально соответствующие логике утешения курочки Рябы.
Если дед с бабой плакали из-за того, что им не удалось получить золота, то такое утешение курочки совершенно бессмысленно.
Но оно приобретает смысл, если причиной плача деда с бабой была неудавшаяся попытка попробовать яичко. Курочка им для утешения обещает снести другое яичко. Но почему это другое яичко не будет золотым? (т.е., не будет казаться золотым). Ведь яичко, похожее на золотое, было бы приятнее на вид, а, возможно, и вкуснее простого.
Ответом на этот вопрос служит то, что яичко, похожее на золотое, будучи несколько крепче простого, оказалось не по силам деду с бабой. Поэтому курочка Ряба и предлагает им именно простое яичко — которое они в силах разбить и поесть без всяких затруднений.
Теперь, после построчных размышлений можно остановиться на структуре сказки в целом. В сказке следует одно за другим несколько событий: курочка Ряба сносит яичко; дед с бабой неудачно пытаются его разбить; мышка случайно и легко его разбивает; дед с бабой плачут; курочка Ряба их утешает.
Из вышеизложеного видно, что каждое событие порождает несколько предположений-гипотез. Каждое следующее событие позволяет конкретизировать, отвергнуть или подтвердить, с той или иной степенью вероятности, выдвинутое ранее предположение.
Таким образом, к концу сказки вырисовывается наиболее правдоподобный вариант ее смысла. Он сводится к следующему: курочка Ряба снесла яичко, похожее на золотое: с особым строением скорлупы (менее вероятно, с позолоченной скорлупой). Дед с бабой, увидев красивое яичко, решили, что оно должно быть необыкновенного вкуса и стали его бить, чтобы попробовать. Но, так как яичко было немного крепче простого, а у деда с бабой в старости осталось мало сил, разбить золотое яичко им не удалось. Когда они отложили яичко в сторону, пробежала мышка, хвостиком уронила яичко на пол, и оно разбилось. Дед с бабой заплакали от того, что не смогли попробовать это яичко и от того, что осознали свою старость и слабость. Курочка Ряба стала утешать их, обещая снести яичко не золотое, а простое. Золотым яичком курочка Ряба, видимо, хотела порадовать деда с бабой, но увидела, что оно причинило им только горе. Курочка Ряба решила, что простое яичко, пусть и не столь красивое, по крайней мере, не принесет горя: его можно будет спокойно разбить и съесть.
Итак, по всей вероятности, смысл «Сказки о курочке Рябе» можно обозначить русской пословицей «старость – не радость».
Текст сказки приведен по «Курочка Ряба», изд. «Родник», Москва, 1996.

Для начала, перескажу сказку, которую знает каждый с самого детства:

Жили-были дед, да баба и была у них курочка ряба. Снесла как-то курочка ряба яичко, но не простое, а золотое. Дед бил-бил яйцо – не разбил. Баба била-била яйцо не разбила. Мышка бежала, хвостиком вильнула и яичко разбилось. Плачет дед, плачет баба. А курочка-ряба им и говорит: «Не плачь дед, плач баба. Снесу я вам яичко не золотое, а простое».
Сказка народная, со скрытым, не всегда явно читаемым смыслом.
Разберем сказку поэтапно, останавливаясь на каждом моменте отдельно.
Жили были дед да баба и была у них курочка ряба. Раньше все курочки были рябы. Это сейчас в результате селекции есть курочки различных видов и окраса, а раньше курочка-ряба была на каждом крестьянском подворье.
И так, совершенно обычная курочка-ряба снесла золотое яичко. Нонсенс не только для того времени, но и для курицы вообще. Что по логике вещей полагалось сделать старику и бабе? Отнести яйцо некому скупщику, чтобы это золотое яйцо обменять на денежный эквивалент, а далее уже как душа велит, но дед и баба не знают, что делать с этим золотым яйцом, все до чего они додумались – это разбить яйцо.
Дед бил-бил яйцо – не разбил. Баба била-била яйцо не разбила.
Как часто люди, получившие что-то неожиданное и ранее у них не имеющееся начинают использовать это нерационально или нелогично?
Приведу пример. По статистике, люди, выигрывавшие в лотерею, получившие неожиданно баснословное богатство/наследство, как правило либо быстро его «пускают по ветру», либо попадают в криминальную историю, как участники весьма глупых и опрометчивых поступков.
Вспомним, к примеру, Шуру Балаганова из «Золотого теленка» Ильфа и Петрова. Когда Шура получил от Остапа причитающуюся долю, да такую долю, что до конца жизни хватит, что сделал Шура?……. Тут же совершил кражу, на чем и попался. Он привык жить по-старинке. Как и раньше, его сознание с приходом большого количества денег не поменялось, он также рискует и также все легко теряет.
Возвращаемся к деду с бабкой. Не было у них высоких доходов, богатых хоромов, сенных и дворовых слуг, они мыслят по привычной крестьянской схеме. Золотое яйцо – это нечто чудное и все что можно с ним сделать – это разбить, т.е. потерять, изничтожить и пр.
Финал сказки преподносится, через слова курочки-рябы как успокоение для деда и бабки – «Не плачьте дед и баба, я вам новое яйцо снесу, не золотое, а простое».
Т.е. не печальтесь, я вам дам то, что вы осилите и то, к чему вы готовы.
Мораль сказки – Каждому свое, по уму и по возможностям, а не просто про яйцо, которое били и люди и звери.

С Уважением, Ваш психолог, кинезиолог
Ольга Федоровна Покормяк
http://psyolia.com/

Сказка Курочка Ряба хорошо знакома всем. Но при вдумчивом чтении она может показаться странной, почти абсурдной. Тогда почему именно она становится первой сказкой каждого малыша?

Читать сказкуСлушать аудиосказку

Кто автор сказки
Краткое содержание сказки
Анализ сказки
Мораль сказки
Пословицы, поговорки и выражения сказки

Скачать сказку Курочка Ряба: (word)(pdf)

Сказка Курочка Ряба читать

Загрузка текста сказки…

Кто автор сказки Курочка Ряба

Оказывается, народная сказка Курочка Ряба перед тем, как попасть к маленькому читателю, была довольно длинной и запутанной. Существовала она в обработке фольклориста А.Н. Афанасьева. Педагог и писатель К. Ушинский в новой обработке оставил небольшую ее часть с доступным и понятным для детей смыслом. Впрочем, детям смысл понятен. А вот взрослых, которые привыкли все по полочкам раскладывать, сказка заводит в тупик.

Краткое содержание сказки

Курочка снесла Деду и Бабе яичко золотое, не могли они его разбить. Когда Мышка разбила – стали плакать. Добрая Ряба обещала им еще снести – не золотое, а простое.

Анализ сказки Курочка Ряба

Жизненный опыт малыша делает сказку привлекательной для него. Все действия, которые совершают персонажи, ему понятны: «яичко», «били – не разбили», «разбила мышка», «плачут», «курочка успокаивает». Это цепочка понятных маленькому человечку эмоций, которые он и выражает, когда слушает сказку: интерес, огорчение, сострадание, успокоение. Вот в чем секрет популярности сказки среди самых маленьких. Взрослым дядям и тетям коротенькую простую детскую сказку, с традиционными героями – дедом и бабой, легко пересказать, но нелегко объяснить поведение персонажей. Если яйцо золотое, зачем его разбивать? Если яйцо разбилось – зачем плакать? Да, смысл сказки Курочка Ряба объясняется непросто: счастье в виде золотого яйца ушло от Деда и Бабы, потому что не сумели они его удержать; но, быть может, обычному человеку достаточно будет простого (яйца) человеческого счастья, которое он научится ценить.

Мораль сказки Курочка Ряба

Простое яйцо – символ жизни. Золотое – символ богатства. Что для человека является более ценным? Мораль сказки Курочка Ряба такова: беречь нужно то, что действительно ценно – жизнь, здоровье, душевное спокойствие свое и своих близких.

Пословицы, поговорки и выражения сказки

  • Что имеем – не храним, потеряем – плачем.
  • Счастье лучше богатства.

Читать сказки онлайн – увлекательное и полезное занятие!

Читать все Русские народные сказки

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *