Курс патрологии

О Совете

Утвержденный в 2011 году решением Святейшего Патриарха Общецерковный докторский диссертационный совет является общим для всех научно-академических учреждений Русской Православной Церкви.
Деятельность Общецерковного докторского диссертационного совета, а также порядок присуждения ученых степеней доктора богословия, доктора церковной истории, кандидата богословия, регламентируется Положением об Общецерковном диссертационном совете.
Состав Общецерковного докторского диссертационного совета утвержден Святейшим Патриархом 8 мая 2020 г. В состав Совета включены:

1. Митрополит Волоколамский ИЛАРИОН, председатель Отдела внешних церковных связей, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия (ОЦАД), профессор, доктор богословия, доктор философских наук — председатель Совета;

2. Шмонин Дмитрий Викторович, профессор, доктор философских наук, проректор по научной работе Общецерковной аспирантуры и докторантуры, экспертного совета по теологии ВАК при Минобрнауки России, профессор Санкт-Петербургской духовной академии – секретарь Совета;

3. архимандрит Сергий (Акимов), доктор богословия, ректор Минской духовной академии, заведующий кафедрой библеистики и богословия Минской духовной академии;

4. протоиерей Дмитрий Лескин, профессор, доктор философских наук, кандидат богословия, заведующий кафедрой теологии и истории религии Самарского государственного университета путей сообщения, ректор Поволжского православного института имени Святителя Алексия, митрополита Московского;

5. протоиерей Александр Мазырин, доктор церковной истории, кандидат исторических наук, профессор, заместитель заведующего отделом новейшей истории Русской православной церкви Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета;

6. протоиерей Алексий Марченко, доктор церковной истории, доктор исторических наук, заведующий отделом докторантуры Общецерковной аспирантуры и докторантуры;

7. протоиерей Олег Скоморох, доктор богословия, председатель Отдела по тюремному служению Санкт-Петербургской епархии;

8. протоиерей Вадим Суворов, доктор богословия, заместитель председателя Церковного суда Московской епархии, преподаватель Коломенской духовной семинарии;

9. протоиерей Владимир Хулап, доктор богословия, проректор по учебной работе, заведующий кафедрой церковно-практических дисциплин Санкт-Петербургской духовной академии;

10. иеромонах Тимофей (Ясеницкий), доктор церковной истории, проректор по научной работе Коломенской духовной семинарии;

11. Андреев Андрей Юрьевич, профессор, доктор исторических наук, заведующий кафедрой истории Общецерковной аспирантуры и докторантуры, профессор кафедры истории России XIX – начала XX века исторического факультета Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, профессор кафедры истории России исторического факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета;

12. Антонов Константин Михайлович, профессор, доктор философских наук, заведующий кафедрой философии религии и религиозных аспектов культуры Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета;

13. Вдовина Галина Владимировна, доктор философских наук, заместитель проректора по научной работе – председатель научно-методического совета Общецерковной аспирантуры и докторантуры, ученый секретарь экспертного совета по теологии ВАК при Минобрнауки России, ведущий научный сотрудник Института философии РАН;

14. Катасонов Владимир Николаевич, профессор, доктор богословия, доктор философских наук, профессор Общецерковной аспирантуры и докторантуры;

15. Коначева Светлана Александровна, доктор философских наук, зав. кафедрой современных проблем философии философского факультета Российского государственного гуманитарного университета;

16. Мартинович Владимир Александрович, доктор теологии, заведующий кафедрой апологетики Минской духовной академии, доцент, руководитель отдела по вопросам новых религиозных движений Минской Епархии Белорусского Экзархата;

17. Маслин Михаил Александрович, доктор философских наук, заслуженный профессор, заведующий кафедрой истории русской философии философского факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова;

18. Назаренко Александр Васильевич, доктор исторических наук, главный научный сотрудник, руководитель Центра истории религии и Церкви Института всеобщей истории РАН;

19. Петрушко Владислав Игоревич, доктор церковной истории, кандидат исторических наук, профессор кафедры истории Русской Православной Церкви Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета;

20. Светлов Роман Викторович, профессор, доктор философских наук, профессор Санкт-Петербургской духовной академии, директор Института философии человека Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена;

21. Сухова Наталия Юрьевна, профессор, доктор исторических наук, доктор церковной истории, научный руководитель Центра истории богословия и богословского образования богословского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета;

22. Фирсов Сергей Львович, профессор, доктор исторических наук, профессор кафедры философии религии и религиоведения философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета, профессор Санкт-Петербургской духовной академии;

23. Фокин Алексей Русланович, доктор философских наук, главный научный сотрудник ОЦАД, старший научный сотрудник Института философии РАН;

24. Шкаровский Михаил Витальевич, доктор исторических наук, профессор Общецерковной аспирантуры и докторантуры, ведущий научный сотрудник Центрального государственного архива Санкт-Петербурга, профессор Санкт-Петербургской духовной академии;

25. Шохин Владимир Кириллович, доктор философских наук, заведующий сектором философии религии Института философии РАН.

(резолюция № ПК-01/577 от 08.05.2020 г.)

*******

  • Положение об Общецерковном совете по защите докторских диссертаций по богословию и церковной истории. Утверждено Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом 23 ноября 20114 г. (скачать в pdf).
  • Общецерковный перечень рецензируемых изданий, в которых должны публиковаться результаты исследований соискателей церковных ученых степеней доктора богословия, доктора церковной истории и кандидата богословия.
    Утверждено председателем Координационного центра по развитию богословской науки митрополитом Волоколамским Иларионом 09.03.2017 г. (в редакции от 05.11.2019 г.) (скачать в pdf).

  • Положение о порядке проведения предварительных защит в Общецерковной аспирантуре, утвержденное 30 октября 2014 г. (скачать в pdf).

  • Требования к научно-богословским изданиям, претендующим на включение в общецерковный перечень рецензируемых изданий. Утверждено председателем Межведомственной координационной группы по теологии, председателем Общецерковного докторского диссертационного совета митрополитом Волоколамским Иларионом (скачать в pdf).

Настоящее издание является первым томом учебника по курсу Патрологии для духовных семинарий, в котором впервые будут собраны воедино (в трех томах) материалы, охватывающие весь классический период церковной письменности с I по ХV век. Авторы учебника, опираясь на творения святых отцов и церковных писателей, а также отечественную и зарубежную исследовательскую литературу по патрологии, стремились максимально полно отразить учение Церкви о Боге и спасении.
«…Воля Божия открывается в Его слове — том самом слове, которое более 2000 лет хранится Церковью, том самом слове, понимание которого сформировалось за века при участии святых богоносных Отцов. мы имеем огромное наследие христианской философии и мысли, которое стало частью церковной традиции, и в свете этого учения мы, воспринимая слово Божие, можем непогрешимо судить о многих делах, философиях, взглядах, которые присутствуют в современной жизни.», Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
«Перед нами встает поистине грандиозная задача не только по изучению творений Отцов, но и по осмыслению этих творений в свете современного опыта, более того — по осмыслению нашего современного опыта в свете учения Отцов. Не только изучать творения Отцов, но и учиться по-святоотечески мыслить, по-святоотечески жить. Слишком велико расстояние — временное, культурное, духовное — между Отцами и нами, слишком трудно преодолеть те барьеры, которые встают на нашем пути, когда мы пытаемся проникнуть в дух отцов. Но не преодолев эти барьеры — может быть, ценой собственных ошибок — мы не сумеем исполнить миссию, которая возложена на нас, членов Православной Церкви, современно эпохой. А миссия эта заключается в том, чтобы не только сделать нашу веру подлинно «отеческой», но и чтобы уметь выражать ее языком, доступным человеку XXI века.», митрополит Волоколамский Иларион
Рекомендовано Учебным комитетом Русской Православной Церкви.

Рекомендовано к публикации Издательским советом русской Православной Церкви ИС Р-19-818-0647.

Учебник награжден первой премией в номинации «Лучшее учебное издание» конкурса Издательского совета Русской Православной Церкви «Просвещение через книгу» 2019 г.

PDF-фрагмент

Нажмите, чтобы раскрыть

Введение

Понятие о патрологии, предмет ее, задачи, метод и значение

Отношение патрологии к другим богословским наукам

Понятие о святых отцах церкви и авторитете их творений

История изучения святоотеческих творений

Издания и переводы на русских язык творений святых отцов

Курсы патрологии

Периодизация истории святоотеческой письменности

I. Святые отцы и церковные писатели доникейского периода Раздел I. Мужи апостольские Святой Климент епископ Римский Житие Творения Учение Святой Игнатий Богоносец, епископ Антиохийский Житие Творения Богословие Святой Поликарп, епископ Смирнский Житие Творения Учение. Послание святого Поликарпа имеет главным «Учение двенадцати апостолов» («Дидахи») Послание Варнавы Учение «Пастырь» Ерма Нравственное и догматическое учение Общие замечания о памятниках послеапостольского периода Раздел II. Апологеты Апология Аристида Афинагор Сочинения Богословие Святой Милитон, епископ Сардийский Творения Святой мученик Иустин Философ Житие Творения Богословские взгляды Татиан Сочинения Святой Феофил, епископ Антиохийский Творения Учение О Ермии Философе Минуций Феликс Учение Общие замечания о рассмотренных сочинениях Раздел III. Борьба Церкви с гностицизмом Святой Ириней, епископ Лионский Житие Творения Богословие Святой Ипполит, епископ Римский Житие Творения Богословие Раздел IV. Возникновение научного богословия А. Североафриканская школа Тертуллиан Жизнеописание Сочинения Богословие Святой Киприан, eпископ Карфагенский Житие Творения Догматическое учение Христианская наука (III в.) Александрийская и Антиохийская школы богословия Б. Александрийская школа О Пантене Климент Александрийский Жизнеописание Сочинения Воззрения Богословие Ориген Жизнеописание Сочинения Учение Святой Дионисий Александрийский Житие Творения и учение Святой Григорий Чудотворец, епископ Неокесарийский Житие Творения и богословие Святой Мефодий Патарский Творения и богословие Развитие святоотеческой мысли в первые три века II. Золотой век святоотеческой письменности (IV – первая половина V вв.) Общая характеристика посленикейского периода Восточные святые Отцы Святой Афанасий Великий Житие Творения Богословие Отцы-каппадокийцы – святые Василий Великий, Григорий Богослов и Григорий Нисский Святой Василий Великий Житие Творения Святой Григорий Богослов Житие Творения Учение Святой Григорий Нисский Житие Творения Догматическое учение Святой Кирилл Иерусалимский Житие Творения Учение О Святой Троице Святой Иоанн Златоуст Житие Творения Богословие Западные святые Отцы Святой Амвросий Медиоланский Житие Творения Богословие Блаженный Иероним Стридонский Житие Творения и богословие Блаженный Августин Иппонский Житие Творения Догматико-апологетические произведения против язычников и иудеев Учение Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин – отец востока и запада Житие Творения Богословие Золотой век святоотеческой письменности Библиография

Введение
Понятие о патрологии, предмет ее, задачи, метод и значение

Патрология есть наука, имеющая своей задачей историческое изучение развития церковной письменности и постепенного раскрытия в ней церковного сознания (христианского вероучения, нравоучения и церковной дисциплины).1

Предмет изучения Патрологии – церковная письменность: творения святых отцов Церкви и церковных писателей. В этих творениях, как и в жизни их авторов, раскрывается церковное учение о христианской вере и жизни.

Задачи Патрологии. Церковная письменность является предметом научного изучения с двух сторон: со стороны её содержания и литературной формы. Важнейшая сторона церковной письменности – это её содержание. Оно ценно для нас как в историческом отношении, поскольку отражает состояние церковного сознания в области христианского вероучения, нравоучения и церковной практики в определённый период, так и в догматическом, поскольку сохраняет в себе Священное Предание. В последнем отношении ценность церковной письменности особенно велика. Для догматических определений она является, с одной стороны, источником содержания, а с другой – критерием, устанавливающим непрерывную нить Предания между каждым отдельным Собором и апостольским временем; для церковных установлений она служит основанием их точной хронологической датировки.

Таким образом, церковная письменность преимущественно поставляет материал, относящийся к Священному Преданию, хранимому в кафолическом вселенском церковном сознании. Поэтому задача патрологии заключается в оценке содержания церковной письменности по степени верности и точности выражения в нём Священного Предания.

Со стороны формы церковная письменность изучается, как всякий литературный памятник, на основе обычных принципов историколитературного исследования: определяется объём рассматриваемой литературы, время её возникновения, устанавливается подлинность отдельных сочинений и правильность дошедшего до нас текста.

Для верного понимания произведений церковной литературы нужно изучить условия и обстановку, в которых они возникли, в частности, ознакомиться с личностью авторов, их жизнью, характером, духовной атмосферой, в которой они жили, и влияниями, под которыми они находились. Это задача церковно-историческая. В связи с этим при изучении жизни и деятельности каждого писателя выделяются три главных момента: 1) биографический (жизнь его); 2) библиографический (творения); 3) систематический (воззрения).

Метод Патрологии – историко-критический: каждый литературный факт должен быть точно установлен, с указанием степени его достоверности и исторической ценности.

Значение Патрологии обусловливается важностью её предмета – церковной письменности. Для святых отцов Церкви и церковных писателей христианство не было чем-то повседневным, обычным; они живо чувствовали и сознавали всю его благодатность, а потому их творения помогают лучше понять силу и величие христианства и проникнуться его духом; чтение их творений вселяет дух церковный, развивает привычку жить и мыслить в согласии с Истиной.

Огромное значение церковная письменность имеет и для богословских дисциплин – она является их источником. В ней, прежде всего, можно найти богатый материал для экзегетики, истолкования Священного Писания как в смысле буквально-грамматическом, так и в духовно-аллегорическом. Важна, далее, церковная письменность для систематического богословия (догматического и нравственного), в частности, на ней зиждется история догматов, которая знакомит нас с выражением церковного учения; в ней сохраняется Священное Предание. Важно также изучение церковной письменности для церковной истории, ибо церковная письменность проливает свет на внутреннюю жизнь Церкви.

Наконец, и практическое богословие во всех своих разветвлениях (церковное право, пастырское богословие, гомилетика, литургика) пользуется также произведениями церковной письменности.

Отношение патрологии к другим богословским наукам

Из всех богословских наук наибольшее родство патрология имеет с догматикой и церковной историей. Однако её нельзя смешивать с упомянутыми науками. Догматика излагает христианское вероучение в систематическом порядке, осуществляя свою задачу главным образом теоретически. Патрология в своей догматико-исторической части показывает, как постепенно раскрывалось христианское вероучение, как воспринималось и в какой степени усваивалось оно церковным сознанием. Далее, в патрологии отводится место не только общепринятой кафолической догме и постепенному закреплению её в церковном сознании в виде определённых формул, как это делается в догматике, но и вообще богословию церковных писателей с его характерными особенностями, частными мнениями и философскими воззрениями. Наконец, в патрологии святоотеческие творения не подбираются отдельными отрывками к каждому определённому догмату, как в догматике, а рассматриваются в целостном единстве и органической связи с богословием того или другого писателя.

Что касается церковной истории, то она рассматривает главным образом внешнюю сторону жизни Церкви (эпоха гонений, Вселенских Соборов, догматические споры, богослужение). Патрология же изучает внутреннюю религиозно-нравственную жизнь Церкви, её сознание.

Понятие о святых отцах церкви и авторитете их творений

«Отцами Церкви, – говорит Патриарх Московский и всея Руси Сергий, – признаются не те из писателей церковных, которые были наиболее учёны, наиболее начитанны в церковной литературе, но писатели святые, то есть воплотившие в себе ту жизнь Христову, хранить и распространять которую Церковь получила себе в удел».

Таким образом, первым признаком, который позволяет считать того или иного церковного писателя святым отцом, является святость его жизни, почему круг церковных писателей, относимых к категории отцов, не может быть ограничен каким-либо хронологическим порядком (также и курс патрологии). Жизнь Церкви едина во все периоды её истории, и потому всегда возможно достижение состояния святости её членами, сочинения которых будут иметь особый авторитет и могут быть предметом соответствующего исследования и изучения.

Второй признак – чистота догматического и нравственного учения, определяющая достоинство творений святых отцов.

Третий признак – свидетельство Церкви. Оно является той необходимой проверкой чистоты жизни и учения отдельного писателя, после которой его творения получают высокий авторитет для православного богословия.

Часто эти признаки называются латинскими терминами: sanctitas vitae, sanctitas doktrinae, declaration Ecclesiae.

Следует заметить, что против православного понимания достоинства святоотеческих творений имеется со стороны инославных писателей ряд возражений, что в православном богословии святоотеческие творения как бы подменяют Священное Писание или противополагаются ему, что в творениях отцов имеются разногласия, противоречия и т. д.

Прежде всего, необходимо категорически отвергнуть первое возражение. Утверждать о каком-либо противоположении в Православии святоотеческих творений Священному Писанию можно лишь по недоразумению или незнанию православного богословия. Отцы никогда не противополагали своих творений слову Божию, но указывали, что источник их учения и путь к «мысленному просвещению» заключён в Священном Писании, что оно «свет для души», «возводит ум к чудесам» и т. п. Значительную часть святоотеческих творений составляет истолкование Священного Писания. Признавая за этими истолкованиями преимущественное значение по сравнению с истолкованиями других писателей, Церковь лишь свидетельствует о пребывании в отцах того благодатного «помазания», о котором говорил святой Апостол Иоанн Богослов (1Ин. 2, 27). И, при всём уважении к святоотеческим творениям, Церковь никогда – ни в своей литургической жизни, ни в жизни отдельного христианина – не заменяет ими чтения и непосредственного изучения слова Божия.

Более обоснованным представляется, на первый взгляд, утверждение, что в творениях отцов имеются известные разногласия и т. д. Наличие частных мнений у отдельных отцов никогда не отрицалось православным богословием, но эти частные мнения, высказывавшиеся отдельными отцами, не могут уменьшить достоинства их творений. Нетрудно установить, в чём проявляется единство и какого рода разногласия имеются в святоотеческих творениях. Отцы были едины в отношении к догматам и в своём нравственном учении, то есть в самом главном. Что же касается самих разногласий, то они действительно имели место в отношении богословской терминологии, особенно в ранний период, когда эта терминология ещё не была разработана. Известно также, что отцы допускали неодинаковое истолкование отдельных мест Священного Писания. Но это никогда не приводило к противоречию в отношении к догматам или к извращению нравственного учения. Различное истолкование объясняется в основном неодинаковым использованием аллегорического метода. Кроме того, в творениях отцов имеется известное количество сведений исторических и представлений естественно-научных, в которых отцы оставались людьми своего времени.

Наконец, нужно ещё иметь в виду, что отцы далеко не сразу достигли той святости, с которой бывает соединено состояние «мысленного просвещения», придающего авторитет их творениям. Часть содержания святоотеческих творений составляют сведения, даже и в области богословия, полученные путём рационального изучения, логических умозаключений и т. д.

В этом случае может возникнуть ещё один вопрос: как же отличить в творениях отцов ту часть, которая имеет действительный авторитет, от частных мнений и отдельных высказываний, которые такого авторитета не имеют? Ответом на этот вопрос может быть понятие, имеющее большое значение в православном богословии, – согласие отцов (consensus patrum).

Творения отцов известный русский мыслитель позапрошлого века И. Киреевский назвал «известием очевидцев» о той стране духовной истины, которую не всякий может изучить непосредственно. Даже путём простого сравнения этих «известий» – высказываний отцов – нетрудно увидеть их согласие в главном. «Отец не противоборствует отцам, ибо все они были общниками Единого Духа» (св. И. Дамаскин).

«Согласие отцов» по какому-либо богословскому вопросу всегда есть положение, с которым богослов должен считаться, если остаётся верным традициям Православной Церкви. Ибо, по словам блаженного Августина, «кто отступает от единодушного согласия отцов, тот отступает от всей Церкви». Определяя богословские критерии для выделения круга писателей, творения которых подлежат изучению в курсе патрологии, следует заметить: в настоящий курс включено изучение отдельных писателей, не признанных Церковью отцами, например: Тертуллиана, Оригена и др. Это допущено по причине большого влияния их, особенно Оригена, на развитие богословия.

История изучения святоотеческих творений

Патрология как специальная богословская дисциплина возникла в конце 30-х годов XIX века вместе с разделением богословских знаний на отдельные дисциплины с более узким содержанием. Но изучение святоотеческих творений и их использование в богословской науке имело место ещё в древней Церкви.

Начиная с IV века, сохранились особые сборники расположенных по определённым темам выдержек из творений отцов (катены). Наиболее известен из них сборник, составленный святым Иоанном Дамаскиным, «Священные параллели», послуживший материалом для составления его книги «Точное изложение православной веры».

Сведения о жизни отцов включались в церковные истории и составили содержание ряда специальных сочинений, например, «De viris illustribus» блаженного Иеронима.

Издания и переводы на русских язык творений святых отцов

Святые отцы Церкви писали в основном на языках греческом, латинском или сирийском. Но ещё в древний период большое количество их творений было переведено на языки грузинский, коптский, армянский, эфиопский и др. В раннехристианскую эпоху и в средние века распространялись они в рукописной форме и сохранялись в различных собраниях, библиотеках и архивах при монастырях, крупных архиерейских кафедрах, средневековых учебных заведениях. Но далеко не все творения дошли до настоящего времени. Часть их была по разным причинам утрачена, и сведения о них получены по упоминаниям о них или цитатам из них в сочинениях других авторов. Это относится особенно к произведениям авторов более раннего периода. Но в то же время не так давно был открыт ряд сочинений, считавшихся утерянными («Дидахи», греческий текст апологии Аристида и др.)

Издание отдельных произведений отцов в подлиннике и переводах началось сразу после изобретения книгопечатания. На Западе большинство рукописей издали мавриниане-«мауристы» (монахи, принадлежавшие к ордену св. Бенедикта, жившие в пригороде Парижа, в монастыре св. Мавра), получившие материальную поддержку от французского короля Людовика XIV (1643–1715). Король, стоявший за независимость от папы («галликанство»), покровительствовал изданию тех творений святых отцов, которые появились до возникновения папского абсолютизма. Мавриниане собрали и издали творения святых Афанасия Великого, Кирилла Иерусалимского, Григория Назианзина, Иоанна Златоуста, блаженного Августина и др. В ХVII-ХVIII веках появились подобные издания и на Востоке. В 1675 году в г. Яссах (где жили греки) было опубликовано собрание святоотеческих творений (главным образом антикатолического характера), составленное Патриархом Иерусалимским Досифеем. В 1782 году в Венеции, где также находилась греческая колония, было выпущено «Добротолюбие» – составленное святым Никодимом Свя- тогорцем собрание духовных сочинений.

Из изданий ХIХ-ХХ веков необходимо отметить следующие.

1. Издание французского аббата Миня (Migne) «Patrologiae Cursus completus» (Paris, 1844–1866), в двух сериях: греческой (Series Graeca) – 161 том (доведено до 1439 г.) и 2 тома указателей; и латинской (Series Latina) – 217 томов (доведено до 1216 г.) и 4 тома указателей. Этим изданием пользуются и в настоящее время. При этом применяют следующие сокращения в ссылках: PG или PL, t., col., обозначающие соответственно название издания, серию, том и колонку (страница состоит из двух колонок).

2. Издаваемая с 1866 года Венской академией наук серия «Corpus Scriptorum Ecclesiasticorum Latinorum» («Свод латинских церковных писателей» – «Венский корпус»). Опубликовано около 70-ти томов.

3. Издаваемая с 1897 года Берлинской академией наук серия «Die Griechischen Christlichen Schriftsteller der ersten drei Jahrhunderte» («Греческие христианские писатели первых трёх веков»). Позднее название немного изменилось: «Греческие христианские писатели первых веков». Вышло в свет более 50-ти томов.

4. Издаваемая с 1903 года в Париже серия «Corpus Scriptorum Christianorum Orientalium» («Свод восточных христианских писателей»), включающий в себя серии: сирийскую, коптскую, арабскую, армянскую, грузинскую и эфиопскую. Вышло более 100 томов.

5. Издаваемая с 1907 года в Париже серия «Patrologia Orienlalis» («Восточная патрология»). Публикация и переводы отдельных произведений и памятников церковной литературы Греческой и восточных Церквей (Коптской, Армянской и др.) Вышло более 30-ти томов.

6. С 1944 года католики издают во Франции серию «Христианские источники» («Sources Chretiennes»). Это издание святоотеческих творений на французском языке (параллельно обычно даётся оригинальный текст) с обширными комментариями. Кроме святоотеческих текстов сюда входят и произведения более поздних католических и некоторых других авторов (например, Филона Александрийского, гностиков). Комментарии, как правило, даются католиками, но иногда и богословами других исповеданий (например, «Слова» святого Симеона Нового Богослова изданы при участии архиепископа Василия (Кривошеина). Для издания выбираются более характерные тексты, чтобы таким образом познакомить со святоотеческими сокровищами самые широкие круги. Издано уже более 400 томов.

7. С 50-х годов XX столетия бенедиктинцы аббатства Штеенбрюгге в Бельгии начали издавать «Corpus Christianorum» – «Свод христианских авторов» в четырёх сериях: латинская серия (Series Latina), издано более 180-ти томов; «Средневековое продолжение» (Continuatio Mediaevalis), издано более 70-ти томов; греческая серия (Series Graeca), вышло более 30-ти томов, и апокрифическая серия (Series Apocryphorum); в последней изданы апокрифические «Деяния Иоанна», «Армянские деяния Апостолов» и др.

8. С 1955 года Миссионерская служба Элладской Православной Церкви выпускает на греческом языке серию «Библиотека греческих отцов и церковных писателей». Изданы творения мужей апостольских, апологетов, а также Климента Александрийского, Оригена, святого Дионисия Александрийского, святого Григория Неокесарийского, святого Мефодия Олимпийского, святого Афанасия Великого, святого Кирилла Иерусалимского, святого Василия Великого, святого Антония Великого, святого Пахомия Великого, святого Макария Египетского, Дидима Александрийского, Евсевия Кесарийского и др.

Кроме того, имеются издания творений отдельных отцов, выходящие при научных центрах в разных государствах.

В России перевод произведений отдельных отцов на славянский язык начался непосредственно со времени принятия христианства, а на современный русский язык, в основном при духовных академиях, – с середины позапрошлого века.

Московской Духовной Академией были переведены и изданы творения ряда греческих отцов, Киевской – сочинения латинских отцов, Петербургской – творения святых Иоанна Златоуста, Феодора Студита и Иоанна Дамаскина (только один том), Казанской – труды Оригена (не полностью).

Переводы святоотеческих творений аскетического содержания издавались Оптиной пустынью, афонским Пантелеймоновым монастырём и в меньшей мере – Киево-Печерской Лаврой.

Сочинения древнейших христианских писателей были переведены священником Петром Преображенским и опубликованы частным издательством.

Следует заметить, что не все святоотеческие творения имеются в русском переводе (см. разд. «Библиография», источники доникейского периода).

Курсы патрологии

Курсы Патрологии, исторические обзоры и монографии, посвящённые изучению творений отдельных Отцов, начиная с XIX века издаются при всех богословских академиях и факультетах на Западе.

В России такие издания и курсы имели место при духовных академиях. Из курсов на русском языке можно указать следующие.

«Историческое учение об Отцах Церкви» архиепископа Филарета (Гумилевского), 3 тома. Издание вышло в середине XIX века и во многом устарело. Но принципиальные установки автора сохраняют своё значение. Автора с полным основанием можно считать первым русским патрологом.

«Конспект лекций по Патрологии» (начало XX в.) профессора Московской Духовной Академии И. В. Попова. Лекции охватывают творения Отцов первых четырёх веков. В основном сохраняют своё достоинство.

«Курс Патрологии: Возникновение церковной письменности» профессора Московской Духовной Академии А. И. Сидорова. – Учебное пособие, написанное в наши дни (1996 г.) и состоящее из двух разделов: «Мужи апостольские» и «Греческие апологеты II века». Важность курса несомненна. «Восточные Отцы IV века» и «Византийские Отцы V- VIII веков» – два тома лекций, прочитанных в 30-е годы XX века в Парижском богословском институте протоиереем Г.В. Флоровским.

Периодизация истории святоотеческой письменности

Для удобства изучения святоотеческих творений необходимо выделить следующие исторические периоды, стоящие в связи с условиями жизни Церкви, во многом повлиявшими на содержание этих творений:

1) доникейский период (до I Вселенского Собора), то есть первые три века христианства;

2) период Вселенских Соборов, с IV по VIII век;

3) период после Вселенских Соборов, начиная с IX века.

Каждый из этих периодов можно по отдельным признакам

подразделить ещё на несколько периодов, к которым относятся творения определённых групп Отцов. Так, в доникейском периоде рассматриваются:

а) творения мужей апостольских;

б) сочинения апологетов;

в) произведения противогностические;

г) творения представителей Североафриканской и Александрийской школ.

Вниманию читателей предлагается курс лекций по патрологии мученика Ивана (Попова), прочитанный студентам Московской Духовной академии. Данный курс лекций представляет собой плод многолетней исследовательской и преподавательской деятельности автора. Однако необходимо иметь в виду, что конспект лекций является лишь пособием к курсу патрологии и не отражает всего объема научного материала, использовавшегося И. В. Поповым для преподавания. При подготовке к изданию нами были использованы: «Конспект лекций по патрологии», 3-е издание студентов Императорской Московской Духовной Академии, Сергиев Посад, 1916, а также совместное издание Учебного Комитета РПЦ и Московской Духовной академии «Профессор Иван Васильевич Попов. Патрология. Краткий курс», опубликованное в Москве в 2003 году под общей редакцией профессора МДА А. И. Сидорова. Все подстрочные комментарии взяты нами из этого издания. Поскольку своей жизнью и подвигом святой мученик Иоанн (Попов) засвидетельствовал верность заветам Отцов Церкви, то мы считаем вполне уместным предварить сами лекции по патрологии его пространным житием.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *