Курск сергиево казанский собор

Храмы Курской областиГород Курск

Дата публикации или обновления 04.11.2017

  • Храмы Курской области
  • Рассказ о поездке в Курск в апреле 2011 года.
  • Книга «Сергиево-Казанский собор», издание Курской епархии, г.Курск
  • Сергиево-Казанский собор

    Город Курск
    Построен: не позже 1778 г.
    Адрес храма: 305000, г.Курск, ул. М. Горького, 27
    Настоятель — протоиерей Михаил ЗАЙЦЕВ
    Телефон храма: (4712) 51-38-49, 51-38-80

    Начало строительства собора 1752 г., окончание — 1778 г.

    Нижний (будничний) храм был освящён в 1762 г. во имя Преподобного Сергия Радонежского, верхний (праздничный) в 1778 г. в честь Казанской иконы Божией Матери.

    Долгое время считалось что автором собора был один из крупнейших архитекторов середины ХVIII века В. Растрелли. Многочисленные исследования не могли подтвердить его авторство. Однако нет сомнения, что авторство собора принадлежит школе В. Растрелли.

    Собор, разделяющейся на алтарную часть собственно храм, трапезную и притвор имеет вид прямоугольника шириной около 16 метров, длинной около 33 метров с пятигранной алтарной апсидой. Главная часть собора двухэтажное здание, завершающееся четвериком, несущим восьмигранный купол с таким же числом окон. В центре купола четырёхцветный фонарь, с которого к небу устремляется синяя глава купола, усыпанная золотыми звёздами и увенчанная золотым крестом.

    Первоначальный вид собора с западной стороны значительно изменён из-за пристроенной к колокольне в 1830 г. лестничной клетки.

    Храм был начат строительством по решению прихожан Курска.

    За благословением они обратились к епископу Белгородскому и Обоянскому Иоасафу, который не только преподал своё благословение но и сам освятил место и совершил в 1752 г. закладку храма.

    Средства на постройку были собраны среди прихожан, большой вклад внёс купец Карп Первышев. Подряд на строительство взял курский купец Исидор Мошнин, в семье которого родился преподобный Серафим Саровский (в миру Прохор) Однако Исидор вскоре умер, продолжила и завершила строительство его супруга Агафия.


    Курский Сергиево-Казанский собор.

    Возле собора отмечено место падения с колокольни отрока Прохора, будущего Серафима Саровского.

    Надпись на памятном камне: «На сем месте в 1761 году при постройке Храма с колокольни упал 7-летний отрок Прохор Мошнин (в будущем преп. Серафим Саровский), который помощию Божией остался здрав и невредим».

    Памятная доска возле Сергиево-Казанского собора.
    Надпись на памятной доске: «в этом храме молился Прохор Мошнин, будущий преподобный Серафим Саровский. К 100-летию канонизации. 1903-2003».

    Храмы города Курска

  • Знаменский собор
  • Сергиево-Казанский собор
  • Всехсвятский храм
  • Вознесенский храм
  • Воскресенская церковь
  • Введенский храм, Архиерейское подворье
  • Воскресенско-Ильинский храм
  • Никитский (Успенско-Никитский) храм
  • Никольский храм
  • Храм апостола и евангелиста Иоанна Богослова
  • Михаила Архангела храм
  • Свято-Троицкий (Нижнее-Троицкий) храм
  • Храм прп. Серафима Саровского
  • Благовещенский храм
  • Преображенский храм
  • Храм мцц. Веры, Надежды, Любови и матери их Софии
  • Часовня в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша»
  • Приход храма Покрова Божией Матери
  • Храм Ахтырской иконы Божией Матери
  • Храм вмч. Пантелеимона
  • Храм вмч. Димитрия Солунского
  • Храм вмч. Георгия Победоносца (мемориал Триумфальной арки)
  • Храм апостола Иоанна Богослова
  • Домовый храм Курской духовной семинарии
  • Храм прп. Сергия Радонежского
    при иконописной школе Курской Православной духовной семинарии
  • Храм прп. Феодосия Печерского
    при Православной гимназии во имя прп. Феодосия Печерского
  • Храм прп. Феодосия Киево-Печерского
    при медико-социальном реабилитационном центре прп. Феодосия Печерского
  • Храм праведного Лазаря
  • Храм во имя пророка и крестителя Господня Иоанна
  • Храм прп. Серафима Саровского в память 100-летия прославления в лике святых
  • Храм во имя иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость»
  • Храм равноапп. Кирилла и Мефодия при Курском государственном университете
  • Община прихода во имя св. апостола и евангелиста Луки
    при Курском госмедуниверситете
  • Община прихода блж. Ксении Петербургской
  • Храм во имя Святых Царственных Страстотерпцев
  • Община прихода Воздвижения Креста Господня,
    подворье Горнальского Свято-Николаевского мужского монастыря
  • Военно-походный храм во имя блгв. кн. Димитрия Донского
    при УВД Курской области
  • Храм Успения Пресвятой Богородицы
  • Разрушенные храмы города Курска

  • Александру II Императору часовня-памятник (разрушенная)
  • Георгиевская церковь (разрушенная)
  • Николаевская церковь на Торгу (разрушенная)
  • Николаевская церковь в Ямской слободе (разрушенная)
  • Покровская церковь (разрушенная)
  • Преображенский храм (разрушенный)
  • Флоровская церковь (разрушенная)
  • Часовня у Ямского вокзала (разрушенная)
  • Часовня на Ямской горе (разрушенная)
  • В начало

    … Еще при подъезде к Курску с востока, в синеющей дали на живописном крутом и высоком холме у берега реки Тускарь, над самым обрывом, величественный собор высится как большой и стройный бело-голубой корабль, силуэт которого не подавляет даже высотный корпус гостиницы «Курск», возведенный неподалеку. Если же вы стоите рядом с собором, он настолько высок, что теснота перекрестка улиц М. Горького и Можаевской непременно заставит вас круто закинуть голову вверх, чтобы лучше рассмотреть луковичной формы темно-синие главки с яркими золотыми звездами… Нарядный в своей расцветке, богатый в отделке интерьеров, праздничный — таким предстает перед нами этот архитектурный шедевр.
    Первый раз в этом храме я побывала, когда мне было лет 11-12. Мама решила, что надо бы меня сводить в церковь, скорее просто показать, чем для чего-то еще… Было Вербное воскресенье. Помню ослепительно солнечный день, очень много людей — внутрь надо было еще пробраться… На улице бойко торговали вербой, мы купили 2 больших пучка, они потом долго стояли дома в воде, сушить было жалко. Только через несколько лет я узнала, что на самом деле надо святить вербу накануне, в субботу.
    Красота необыкновенная… Светлое, радостное настроение весь тот день.
    Я и сейчас иногда захожу туда, это мой «любимый» храм, если о храме вообще можно так сказать… Не потому, что я верующая, и уж тем более я не религиозна. Хожу не на службы, просто так. Постоять, подумать, полюбоваться. Почему-то именно там мне уютно. В нашей, ближней церкви под колючими взглядами местных бабулек я чувствую себя далеко не так хорошо.
    До построения нынешнего храма на этом месте существовала деревянная церковь во имя Сергия Радонежского. Об этом свидетельствует прежде всего каменный четвероугольный столб со крестом на верху, находящийся на южной стороне от собора, поставленный по всей вероятности, на месте престола прежней церкви. Сергиевская церковь была деревянной и во время пожара сгорела до основания. Когда после стали расчищать место, среди углей и пепла обнаружили совершенно не тронутую огнем икону Казанской Божьей Матери. Это событие признали чудом, и решено было построить на месте сгоревшей церкви новый храм, двухэтажный, и нижний освятить во имя прп. Сергия, а верхний — во имя Казанской Божьей Матери, что и было сделано.
    Заложен Сергиево-Казанский собор был в 1752 году, кем же — сведений не сохранилось, как и какого-либо строительного плана. В «Летописи», составленной И. Лащенковым, есть информация только о подрядчике — курском купце Исидоре Машнине. В клировых ведомостях сохранилось сообщение, что «церковь сия устроена иждивением курского купца К. Е. Первышева при доброхотных пожертвованиях от прихожан». Долгое время архитектором собора считался В.В. Растрелли, но не существует никаких архивных документов, подтверждающих его авторство.
    Однако В. Растрелли был законодателем российской архитектурной моды середины 18-го века, и не большинство российских строительных мастеров сороковых — пятидесятых годов 18-го века работали, подражая манере великого архитектора.
    В Сергиево-Казанском соборе многое напоминает характерные приемы зодчего: плановое и композиционное сходство с растреллиевскими постройками, нарядные оконные наличники, колонны непосредственно примыкают к массивам стен; группы колонн или напластованных одна на другую пилястр подчеркивают системами вертикалей углы играни объемов здания; на пилястрах, вместо завершающих капителей помещены картуши. Такие же картуши имеются на фонаре купола собора.
    В плане церковь представляла прямоугольник с одной алтарной абсидой. Если посмотреть на собор с восточной стороны, он имеет вид трехэтажного здания, каждый этаж которого подчеркнут карнизом. Колокольня тоже трехярусная. Внутри здания разместились две церкви: нижняя и верхняя. Нижняя (зимняя) церковь во имя преподобного Сергия Радонежского имеет небольшую высоту своих сводов и уступает по освещенности и богатству декоративной отделки верхней церкви. Интерьер верхней церкви во имя Казанской Богородицы значительно интереснее. Здесь помимо оконного освещения с двух сторон в средней части помещение освещается окнами фонаря и купола. Здесь же помещен замечательный, резанный из дерева и позолоченный иконостас, в декоративной основе которого лежат архитектурные и растительные формы. Его высота около 18 метров.

    Собор связан с памятью прп. Серафима Саровского. Когда Исидор Машнин, не окончив работу, скончался в 1762 г., то обязанности его по подряду приняла на себя его жена Агафия Мошнина. Однажды Агафия, идя на стройку собора, взяла с собой семилетнего сына Прохора (будущего прп. Серафима Саровского), вместе с ним зашла на самый верх строящейся колокольни. Прохор, отлучившись от матери, упал с высоты колокольни на землю, покрытую обломками кирпичей и мусора. Мать, увидев это, в испуге поспешно сошла на землю и не чаяла уже увидеть сына живым. Но, ко всеобщему удивлению, Прохор стоял живым и невредимым. В память этого события в нижнем храме собора устроен предел во имя прп. Серафима, а на месте его падения установлен памятник с иконой преподобного и неугасимой лампадой.
    Освящены церкви собора в разное время. Нижний храм во имя прп. Сергия был освящен преосвященным Иоасафом (Миткевичем), епископом Белгородским в 1762 г., и верхний храм в честь Казанской иконы Божий Матери — преосвященным Аггеем (Килисовским) в 1778 г.Считается, что шестнадцатилетний разрыв между освящением нижней и верхней церкви был занят изготовлением и установлением иконостаса. Имя автора иконостаса — загадка.
    До 1833 года это была рядовая приходская церковь, но с переходом архиерейской кафедры в том году из Белгорода в Курск, она по определению синода была преобразована за свое великолепие и красоту в кафедральный Казанско-Богородицкий собор. Ныне кафедра находится в Знаменском соборе.
    После окончания Крымской воины в этот собор в торжественной обстановке под звуки марша военного оркестра и колокольный звон были внесены на хранение знамена 39-й и 40-и Курских дружин и 14 знамен дружин курских уездов, участвовавших в обороне Севастополя (8146 ратников курского ополчения получили бронзовые медали за участие в Крымской воине). Знамена были выставлены в развернутом виде в верхней церкви на противоположной стене от иконостаса. Где они теперь… Своды собора видели многих русских царей, в том числе Екатерину Великую, Александра II.
    Позже, в середине XX века, храмы собора были переосвящены.
    К торжествам 250-летия со дня рождения прп.Серафима Саровского на территории собора была построена часовня.
    Ныне храм находится под охраной государства как памятник истории и архитектуры федерального значения.
    Еще фото отделки:

    Использованы материалы с сайта http://www.old.kurskcity.ru/. Собор также имеет собственный сайт — http://ser-kaz-sob.orthodoxy.ru/.

    Курский Сергиево-Казанский кафедральный собор является выдающимся архитектурным памятником церковного зодчества второй половины XVIII века.

    Подъезжая к Курску с юга по железной дороге или с востока по автодороге, мы видим на высоком холме, господствующем над долиной реки Тускарь, силуэт центральной части города и блистающие звёздами синие фигурные главки Сергиевского собора.

    Расположен собор на улице М. Горького, 27, ранее называвшейся Сергиевской, в честь прп. Сергия Радонежского.

    Начало строительства – 1752 г., окончание — 1778 г. Нижний (будничный) храм был освящён в 1762 г. во имя преподобного Сергия Радонежского, верхний (праздничный) — в 1778 г. в честь Казанской иконы Божией Матери. В летописи собора об этом повествуется так: «В деле о церкви пишется, что заложен храм сей в 1752 году, но кем — сведений не имеется при соборе; а также нет на построение оного храма ни плана, ни фасада».

    В этой же «Летописи» отмечается: «Неизвестно за давностью, с какого именно времени и сколько лет, но, несомненно, что до построения нынешнего храма существовала на этом месте церковь во имя прп. Сергия игумена Радонежского. Об этом свидетельствует прежде всего каменный четвероугольный столп со крестом на верху, аршина в два, находящийся на южной стороне от собора, поставленный по всей вероятности на месте престола прежней церкви. Старожилы за верное передают, что церковь Сергиевская была деревянная и одноэтажная и во время пожара сгорела до основания».

    Когда после пожара стали расчищать место, то в углях и в пепле обнаружили Казанскую икону Божией Матери, совершенно не поврежденную огнем. Это было признано горожанами сгоревшей церкви за особенное чудесное действие промысла Божия, а потому было решено построить вместо сгоревшего новый храм, двухэтажный. При этом в нижнем этаже должен быть храм во имя прп. Сергия Радонежского, а в верхнем этаже — храм в честь Казанской иконы Божией Матери. Верующие обратились к епископу Белгородскому и Обоянскому Иоасафу (Горленко), в епархию которого входили храмы г. Курска, за благословением построить новый храм вместо сгоревшего. Епископ Иоасаф не только дал благословение на это, но сам лично освятил место построения храма и совершил его закладку. Подтверждением этого служит святой антиминс, снятый с престола нижнего храма. Протоиерей Лащенков пишет: «При снятии престола во имя преподобного Сергия найдены следующие особенности: ещё до снятия престола на верхней части под срачицей ощущалась какая-то шероховатость. При снятии же срачицы оказалось, что среди престола лежал святой развернутый антиминс, крепкий, ясный и красиво подписанный, освященный от сотворения мира 7260 г., а от P. X. 1752 г. Преосвященным Иоасафом епископом Белгородским и Обоянским, который правил Курскою паствою со 2 июля 1748 г. по 10 декабря 1754 г.».

    Первоначальный вид собора с западной стороны значительно изменён из-за пристроенной к колокольне в 1830г. лестничной клетки. Строительство храма было начато по решению прихожан Курска. Средства на постройку были собраны среди прихожан, большой вклад внёс купец Карп Первышев. Подряд на строительство взял курский купец Исидор Мошнин, в семье которого родился преподобный Серафим Саровский (в миру Прохор). Однако Исидор вскоре умер, продолжила и завершила строительство его супруга Агафия.

    В «Летописи», составленной И. Лащенковым, мы находим сведения о подрядчике: «Помощником строителя храма купца Первышева был также курский купец Исидор Мошнин. Когда последний, не окончив работу, скончался (в 1762 г.), то обязанности его по подряду приняла на себя его жена Агафия Мошнина». В газете «Курские губернские ведомости» за 1907 г. в №154 указывается, что Исидор Мошнин имел кирпичные заводы и был подрядчиком по постройкам каменных зданий и церквей. Однажды Агафья, идя на стройку собора, взяла с собой семилетнего сына Прохора, будущего прп. Серафима, и вместе с ним взошла на самый верх строившейся колокольни. Прохор, отлучившись от матери, по детской неосторожности упал с высоты колокольни на землю, покрытую обломками кирпичей и мусором. Мать, увидев это, в испуге поспешно сошла на землю и не чаяла уже увидеть сына живым. Но к удивлению всех Прохор стоял на ногах живым и невредимым.

    В память этого события в нижнем храме собора устроен придел во имя прп. Серафима Саровского, а на месте его падения установлен памятник с изображением прп. Серафима Саровского.

    Долгое время считалось, что автором собора был один из крупнейших архитекторов середины XVIII века В. Растрелли. Многочисленные исследования не могли подтвердить его авторство. Однако нет сомнения, что авторство собора принадлежит школе В. Растрелли. Собор, разделяющейся на алтарную часть, собственно храм, трапезную и притвор, имеет вид прямоугольника шириной около 16 метров, длинной около 33 метров спятигранной алтарной апсидой. Главная часть собора — двухэтажное здание, завершающееся четвериком, несущим восьмигранный купол с таким же числом окон. В центре купола — четырёхцветный фонарь, с которого к небу устремляются золотые купола с крестом.

    Оставить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *