Лавра в святогорске

В самом начале рассказа хотелось бы отметить, что поездку в Святогорскую Лавру мы не планировали. В очередной раз проведывая нашего дедушку в Харьковской области решили, что будний погожий денек приятно провести где-нибудь в интересном месте. Так как по «родной» Харьковской области в 2011 году мы катались довольно много, то в этот раз приняли решение начать осматривать соседнюю — Донецкую. Свое знакомство с этим регионом Украины мы начали со Святогорска. И надо сказать, что мы ни разу не пожалели о своем выборе: Святогорская Лавра — удивительное по красоте и атмосфере место, в котором обязательно нужно побывать. Святогорский историко-архитектурный заповедник находится на территории национального природного парка «Святые горы» и включает в себя 30 памятников истории и культуры, первые упоминания о которых относятся к 16 веку. По одной из версий обитель основали монахи из Киево-Печерской лавры, по другой — монахи святой горы Афон. Существует и красивая легенда о том, что монастырь лавры сам вырос из-под земли. Лавра пережила и набеги крымских татар, и польскую войну. Дважды обитель упраздняли. Первый раз во времена Екатерины II — монастырь был превращен в дачу графа Потёмкина. Второй раз советская власть организовала тут санаторий для рабочих. Богослужения возобновились лишь в 1992 году, а статус лавры обитель получила совсем недавно, в 2004 году.

Свято-Успенская Святогорская Лавра находится в одноименном городе Святогорске, на берегу реки Северский Донец. Если Вы добираетесь на автомобиле, то вам нужна улица Заречная. Но даже не зная точного адреса, вы вряд ли заблудитесь — даже в будний день в сторону лавры идет большой поток автобусов и машин с паломниками. Из Харькова до Святогорска можно добраться на поездах, которые идут в сторону Донецка, Мариуполя или Луганска, а затем на такси или автобусе до самой Лавры. Дорога займет чуть больше трех часов. Тем, кто планирует посетить Святогорско-Успенскую Лавру в качестве паломника, будет полезен сайт Православного Донбасса, на котором указано расписание служб и молебнов. Для туристов же стоит знать, что музей на территории Святогорской Лавры работает с 9 утра до половины пятого вечера. Цена билета всего 8 гривен (0,68 евро), а вход в саму Лавру — бесплатный.

Еще на подъезде к Святогорску, на вершине «Лысой Горы», можно заметить памятник революционеру Артему. Появился он на территории монастыря в 1927 году. Высота памятника 27 метров, вес 1000 тонн. Возводился он в течение двух лет, так как много работ проводилось вручную. Детали памятника отливались на террасе монастыря, а затем грузовиками поднимались на гору, где с помощью автокрана устанавливались на свои места.

По специальной лестнице можно подняться на гору Артема, чтобы увидеть монумент с близкого расстояния. Рядом находится мемориал Великой Отечественной войны — там захоронены советские бойцы, которые погибли при обороне Святогорья. Мы не стали тратить время на подъем на «Лысую Гору», а отправились сразу в Лавру.

Визитной карточкой Святогорской Лавры считается храм святителя Николая Мерликийского, который был возведён в XVII веке на обрыве меловой скалы. До посещения Святогорска мы никогда не видели ничего подобного: практически невозможно увидеть место, где храм переходит в гору. Создается впечатление, что церковь выросла из горы. Только ради того, чтобы увидеть это своими глазами стоит посетить Святогорск.

Парковка для гостей располагается достаточно далеко от входа в заповедник, поэтому придется прогуляться пешком. Но именно по дороге к Святогорской Лавре открываются самые красивые виды на храм Святого Николая, Северский Донец и меловые горы.

Как и в большинство других православных монастырей и лавр, вход для женщин — только в юбках и только с покрытой головой. Для тех, кто забыл об этом, в сентябре 2011 года на входе можно было приобрести платки за 10 гривен (0.84 евро).

Свято-Успенская Святогорская Лавра получила свой статус только в 2004 году, возродив славу Святых гор. В честь этого события у входа на территорию заповедника была установлена мраморная скульптура Богородицы.

Налюбовавшись видом Николаевской церкви, мы решили ее посетить. Но нам, к сожалению, не удалось побывать внутри храма святителя Николая — он был закрыт на частичную реставрацию. Кстати, именно здесь находится самая известная из местных святынь — икона Николая Чудотворца. По преданию икона появилась на меловом столбе, когда обитель только начинали возводить. Среди туристов и паломников ходит легенда, что если погрызть мел с этого столба, то никогда не будет зубной боли. 🙂

На территории архитектурно-музейного заповедника Святогорская Лавра находится несколько интересных и очень красивых церквей. Самой «громкой» церковью Святогорья считается Покровская церковь, построенная в 1850 году по проекту А. Тона. Под церковью расположены Святые врата — парадный вход в монастырь, украшенный росписью.

Во время закрытия Святогорского монастыря в стенах Покровской церкви находилась сначала водолечебница, а потом, после войны, разместился зал лечебной физкультуры и библиотека.

Над церковью располагается колокольня с восьмью колоколами. Звон Покровской церкви слышно на 10 километров вокруг, поэтому ее называют «самой громкой».

Самое монументальное сооружение Святогорской Лавры — Успенский собор, построенный в 1859-1868 годах. Его купола покрыты настоящим золотом 999-й пробы. В Успенской церкви находится главная святыня Святогорья — икона Божьей Матери Святогорской.

По преданию ее написал паломник со святой горы Афон в Греции и подарил монастырю. В праздники и выходные дни очередь к святыне несколько раз опоясывает храм. В будний же день мы потратили всего несколько минут, чтобы прикоснуться к всемирно известной святыне.

Перед храмом фонтан в виде креста.

А рядом с Успенским храмом — импровизированный зоопарк с домашними птицами и вход в монастырские пещеры, в которые нам посчастливилось попасть совершенно случайно: дело в том, что на экскурсию приехала группа из Донецка, а мы за небольшую денежку попросили экскурсовода взять нас в пещеры вместе с ними. Если Вы собираетесь посетить заповедник, то лучше заранее заказать сюда экскурсию на официальном сайте Святогорской лавры.

В пещерах, к сожалению, фотографировать нельзя, как и часовню, находящуюся на вершине меловой скалы. Длина этих пещер — более 800 метров. Со свечкой в руках и в полной тишине группа туристов поднимается на самый верх меловой скалы в храм Иоанна Предтечи.

По пути мы побывали в пещерной церкви святого Алексея, в монашеских кельях и посмотрели усыпальницы. Это очень необычная и интересная экскурсия и если вам представится шанс на нее попасть — ни в коем случае не упускайте его.

Свято-Успенская Святогорская Лавра — удивительное и необыкновенно красивое место, в котором хоть раз обязательно стоит побывать.

Эта статья была украдена с сайта http://poznamka.ru…

ИЗ СМУТНОГО ВРЕМЕНИ ВОССТАВШАЯ

Свидетельством мрачных веков, когда обитель подвергалась набегам крымских ханов, до сих пор являются грамоты Святогорских настоятелей.

Свято-Успенская Святогорская лавра (Святогорская лавра, Святогорский Успенский монастырь) — мужской епархиальный монастырь Украинской православной церкви Московского патриархата, находящийся под прямым управлением собственного священноархимандрита — митрополита Донецкого и Мариупольского.

Находится Лавра в Донецкой области, в городе Святогорске, что стоит на реке Северский Донец, неподалеку от соединения границ трех областей — Донецкой, Харьковской и Луганской. Стоит монастырь на правом высоком берегу Северского Донца на Святых горах, представляющих собой меловые выступы береговых утесов.

Археологические раскопки доказали присутствие по всей территории Слобо-жанской Украины древнейших следов христианства, относящегося к Х-ХП вв. Также были обнаружены торговые и ремесленные поселения в районе Святых гор (XIII— XIV вв.). Существуют гипотезы, согласно которым появление обители относится еще к VIII—IX вв., а ее основатели — византийские иноки-иконопочитатели с христианского Востока.

Помимо наземных строений в Лавре сохранились меловые пещеры, которые, по устным преданиям, были заселены византийскими монахами в стародавние времена. Более того, вплоть до конца XVII в. в Святогорском монастыре вообще не было ни одного наземного сооружения.

Поселение, лежавшее рядом со Святыми горами, что впервые упоминаются Си-гизмундом Герберштейном в «Записках про Московию» (1526 г.), было построено казаками и беглыми крестьянами из нынешней Центральной России и Правобережной Украины, разрослось, и примерно в 1624 г. (по мнению историков) здесь был основан Святогорский Успенский монастырь на месте отшельнических пещер. Тогда же и духовенству была пожалована царская грамота на право владения землей.

Времена это были беспокойные, и Святогорская обитель — самое передовое поселение в степи — служила в качестве сторожевого поста от набегов крымских и ногайских татар. Цель их была известна: захват пленников и обращение в рабство. Во время одного из особо жестоких набегов, в 1679 г, монастырь захватили и разграбили крымские татары.

К концу первой трети XVIII в. монастырь утратил оборонное значение, поскольку границы России сместились намного южнее, зато превратился в крупного землевладельца с тысячами крепостных крестьян.

В 1788 г. российская императрица Екатерина II закрыла Святогорскую обитель в ходе секуляризации: изъятия «чрезмерно распространившихся» свободных от налога церковных земель, что существенно снижало поступления в государственную казну.

Почти сразу после ликвидации обители ее земли перешли в собственность светлейшего князя Григория Потемкина-Таврического (1739-1791 гг.), а после кончины светлейшего — к его же наследникам.

Вернул монастырь монахам другой российский император — Николай I — в 1844 г.

Святогорская Успенская пустынь мирно просуществовала до 1918 г. и была ликвидирована советской властью, открывшей в его стенах в 1922 г. Дом отдыха для трудящихся Донбасса, а в пещерах бывшего монастыря — Музей атеизма. В 1980 г. был создан Святогорский государственный историко-архитектурный заповедник, основу которого составил Святогорский монастырь.

Возобновил свою деятельность Успенский мужской монастырь в 1992 г., а в 2004 г. получил статус лавры.

«ПОД ОБИТЕЛЬСКОЙ СТЕНОЮ, ОЗАРЕННЫЕ ЛУНОЮ…»

В 1862 г. русский поэт автор Федор Иванович Тютчев (1803-1873 гг.) воспел в стихотворении «Святые горы» и Лавру с ее обитателями, и тех, кто не устает поклоняться ее святости.

В настоящее время Свято-Успенская Святогорская лавра — влиятельный духовный центр православия Восточной Украины и Юга России. Ее внешний вид удивителен: она возвышается на белоснежной меловой скале над рекой, в окружении тенистых рощ, что обступают ее у подножия. На меловом теле скалы видны отверстия: это — пещеры и ходы, проделанные монахами. Пещерные ходы поднимаются к вершине горы, увенчанной церковью, что словно висит в воздухе.

Под церковью сохранились выкопанные основателями монастыря пещеры с усыпальницами, храмами и кельями. Самые первые были выкопаны в верхнем ярусе, а потом здесь появился большой лабиринт проходов и келий. Свет попадает сюда через крохотные оконные проемы, обстановка в кельях аскетическая.

Отсюда идет проход в пещерный храм Рождества Иоанна Предтечи, который предваряет выход на вершину утеса, где высится церковь Святителя Николая Чудотворца, что представляет собой естественное продолжение пещер и подземного хода: половина его является основанием, алтарем и южным притвором. Все высечено из мела, и только верх — крыша с куполами — построен из кирпича. Николаевская церковь построена в стиле украинского барокко XVII в., и в оформлении ее заметны мотивы народной деревянной архитектуры.

До того времени, как монастырь был распущен по повелению императрицы Екатерины II, два этих небольших храма, хоть и с трудом, но справлялись с приемом паломников. Но после возрождения обители в середине XIX в. назрела необходимость в сооружении большого соборного храма. Проектировал его известный петербургский архитектор и академик Алексей Горностаев (1808-1862 гг.). В 1868 г. собор Успения Пресвятой Богородицы был освящен. В годы советской власти в нем находился кинотеатр, а вновь собор был освящен в 2000 г.

В соборе Успения Пресвятой Богородицы находятся главные святыни Лавры: чудотворная икона Божией Матери «Святогорская» и мощи преподобного Иоанна Затворника.

Однако еще до строительства собора Успения Пресвятой Богородицы первым крупным сооружением в монастыре после его второго открытия в 1844 г. стала церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Над ее проектом трудился сам Александр Тон (1790-1858 гг.) — профессор архитектуры Императорской академии художеств. Советская власть нашла храму поразительное применение, устроив в нем грязелечебницу. В 1996 г. Покровский храм возвращен Святогорскому монастырю.

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы появилась в монастыре в 1868 г, когда настоятель Святогорской пустыни архимандрит Герман разобрал старый Успенский собор и использовал камни древнего храма, пристроив из них к трапезному корпусу церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Судьба церкви оказалась трагична: в годы Великой Отечественной войны церковь была полностью разрушена, а после войны на старом фундаменте построили столовую открытого в монастыре санатория. После того как монастырь был возрожден, обитель построила новое здание церкви, использовав внешний вид церквей разных эпох и стилей. Северный фасад сделан в стиле Медиоланской базилики V в., купол — копия храма русской архитектуры XIV в., главная лестница выполнена по мотивам архитектуры XVI в.

Из числа монахов, что жили в монастыре, семнадцать были впоследствии прославлены в лике святых. В 2004 г. Святогорский монастырь получил статус лавры.

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ

Культовые:

■ Пещерный храм Рождества Иоанна Предтечи (до XVI в.).

■ Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (1850 г.).

■ Часовня Св. апостола Андрея Первозванного (сер. 1850-х гг.).

■ Николаевская церковь (1851 г.).

■ Пещерный храм преподобного Алексия, человека Божия (1861 г.).

■ Успенский собор (1859-1868 гг.).

■ Пещерный храм преподобных Антония и Феодосия Печерских (до XVIII в.).

■ Свято-Николо-Феодосиевский скит (храм Святителя Николая Чудотворца, 1870 г.).

■ Часовня Водосвятная (2004 г.).

■ Всехсвятский скит (2005 г.).

■ Часовня преподобных Арсения и Германа Святогорских (2009 г.).

■ Церковь Рождества Богородицы (2011 г.).

■ Церковь Святого Пророка Царя Давида (2011 г.).

■ Церковь в честь Всех Преподобных Отцов, в подвиге просиявших (2011 г.).

■ Часовня преподобных отцов Киево-Печерских (2013 г.).

■ Скит в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (село Богородичное).

■ Свято-Георгиевский скит (село Долина).

■ Скит Святителя Иоанна Шанхайского (село Адамовка).

Архитектурные:

■ Кирилло-Мефодиевская лестница (восстановлена в 2013 г.).

Святыни:

■ Чудотворные и чтимые иконы (Чудотворная Святогорская икона Божией Матери, икона Святителя Николая Чудотворца, икона Архангела Гавриила, икона Великомученицы Варвары и Мученицы Татианы, икона Божией Матери «Казанская», икона Божией Матери «Троеручица»).

Природные:

■ Национальный природный парк «Святые горы».

Город Святогорск:

■ Комплекс памятников истории и культуры ХVII-ХХ вв. — музей, выставочные залы Святогорского государственного историко-архитектурного заповедника (СГИАЗ), памятник Артему (1927 г.), Дуб Камышева, скульптура Пресвятой Богородицы — Игумении.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

■ По названию меловых Святых гор на берегу Северского Донца названы не только Святогорская лавра, но и город Святогорск.
■ Наука и монастырская братия расходятся во мнении относительно даты основания обители. Монахи ссылаются на монастырский Синодик 1710 г., где сказано, что «Начало сей Святогорской обители: кто оное святое пустынное жительство изобрел и в горе сей святую церковь и келии устроил и начал жительствовать… здесь в святой обители писания не обретохом» (письменно не подтверждается).
■ В соответствии с Афонским уставом погребения умершие монахи захораниваются на обычном монастырском кладбище. Спустя три-четыре года, когда останки очистятся от плоти, их откапывают и устраивают в специальной пещерной усыпальнице — костнице, причем головы складываются отдельно. Подобный обряд перезахоронения костей умерших отвечает традициям христианских некрополей Византии и сохранился до наших дней в современной Греции. Тот факт, что византийский погребальный обряд практикуется и в Лавре, указывает на сохранение традиций греческих монахов — выходцев из Византии.
■ Иконостас для пещерного храма Рождества Иоанна Предтечи был сделан в 1848 г. на средства помещика И. В. Малиновского — сына директора Царскосельского лицея и одноклассника великого поэта Александра Пушкина. Малиновский со своими крестьянами сам, на руках, доставил иконостас в храм.
■ Создатель проекта собора Успения Пресвятой Богородицы — академик Алексей Горностаев, до этого создавший храмы на Валааме (Никольский и Белый скиты), в Троице-Сер-гиевой пустыни (Сергиевская и надвратная церкви), Старой Ладоге (церковь Иоанна Златоуста Никольского монастыря), Соловецком монастыре. Алексей Горностаев — автор 50-метрового Успенского кафедрального собора в Хельсинки, крупнейшего православного храма в Северной Европе.
■ К 20-летию возрождения Святогорской обители, в 2012 г., на колокольне Покровского храма установили часы с боем: на север и юг смотрит циферблат с арабскими цифрами, на восток — с римскими, на запад — с церковно-славянскими.
■ Служители Лавры придерживаются передовых взглядов на историю, подтверждением чего является найденный в селе Татьяновка, что в километре от Святогорской обители, и выставленный в Лаврском музее кремневый наконечник, «изготовленный умением человека периода неолита и относящийся к III тысячелетию до Рождества Христова».

История Святогорского монастыря

Основанию монастыря предшествовали чудесные явления иконы Богородицы. В 1563 году в деревне Луговка, что по дороге в Тригорское, блаженному отроку Тимофею явилась икона Божией Матери «Умиление»; позднее на этом месте была построена часовня. Спустя три года, в 1566 году на Синичьей горе произошло явление иконы Божией Матери «Одигитрия», отмеченное многими чудесами исцеления.

По указу Ивана Грозного псковский наместник Юрий Токмаков в 1569 году построил здесь храм Успения Пресвятой Богородицы, престол которого был устроен над пнем той сосны, где явилась чудотворная икона. Иван Грозный в ознаменование открытия обители прислал 15-ти пудовый колокол, прозванный в народе «Горюном», поскольку «пел жалостно».

Пушкинские горы, Святогорский монастырь. Крест

Пушкинские горы, Святогорский монастырь. Кресты

Вплоть до царствования императрицы Екатерины Великой монастырь был первоклассным, а затем низведен до уровня 3-классного. Монастырю принадлежали значительные земельные угодья, проводились ярмарки.

Первое каменное строение Святогорского монастыря — Успенский собор. Он построен в традиционных формах псковской архитектуры: из известняковых плит, трехапсидный, однокупольный, с пролетной звонницей над притвором. Внешне храм казажется приземистым. Толщина стен составляет 1,5-2 метра. Он возвышается на вершине Синичьей (Святой) горы. В 1575 году у подножия холма была выстроена деревянная церковь во имя святителя Николая Чудотворца. Над Святыми воротами до 1764 года возвышалась деревянная церковь св. Параскевы Пятницы. Деревянными были настоятельские и братские келии, служебные постройки.

В XVIII веке монастырские здания были перестроены в камне. В 1770 и 1776 годах к Успенскому собору были пристроены кирпичные приделы в честь Богоматери Одигитрии (южный) и Покрова Божией Матери (северный). В 1764 году на средства помещика И.Львова и коллежского асессора М.И.Карамышева начали возводить «каменную четвероугольную новоманерную колокольню». Строительство было завершено к 1821 году. На третьем ярусе колокольне были устроены «железные боевые часы с четвертями». Общая высота колокольни, с высоким шпилем, яблоком и крестом, составила 37 метров — столько же, сколько прожил Пушкин.

Пушкинские горы, Святогорский монастырь. Лестница у Успенского собора

Пушкинские горы, Святогорский монастырь. Успенский собор

Пушкинские горы, Святогорский монастырь. Лестница

Пушкинские горы, Святогорский монастырь. Успенский собор

На месте Никольской церкви, сгоревшей в 1784 году, была выстроена небольшая каменная, теплая. Пятницкая церковь была перенесена за монастырские стены и в дальнейшем использовалась в качестве приходской. Были перестроены в камне монастырские корпуса.

Пушкинские горы, Святогорский монастырь. Монастырские строения

Монастырская стена изначально была деревянной. В 1790-е годы она была заменена каменной, из гранита и булыжника. В это же время были построены две лестницы, ведущие на Святую гору и ограда вокруг нее. На территории монастыря были устроены торговые ряды, проводились ярмарки, дававшие монастырю дополнительный доход.

Пушкинские горы, Святогорский монастырь. Лестница к Успенскому собору

Пушкин и Святогорский монастырь

Пушкин был сослан в Михайловское за «афеизм», т.е. атеизм. Настоятель монастыря игумен Иона (род. в 1759 г.) осуществлял за ним духовное наблюдение. Поэт каждую неделю посещал его, у них сложились сердечные отношения. Секретный агент III отделения А.К.Бошняк, собирающий сведения о ссыльном поэте, записал следующее:

От Игумена Ионы узнал я следующее: Пушкин иногда приходит в гости к Игумену Ионе, пьет с ним наливку и занимается разговорами. Кроме Святогорского монастыря и г-жи Осиповой он нигде не бывает, но иногда ездит в Псков; обыкновенно ходит он в сюртуке, но на ярморках монастырских иногда показывается в русской рубашке и в соломенной шляпе. Но вопрос мой «Не возмущает ли Пушкин крестьян?» Игумен Иона отвечал: «Он ни во что не мешается и живет как красная девка».

Игумен Иона не обучался в семинарии и постиг «токмо российскую грамматику». По описаниям современника, это был простой, добрый, несколько рыжеватый, малорослый старец. Возможно, он стал одним из прототипов летописца Пимена в трагедии «Борис Годунов». В текст включены и многочисленные поговорки благочестивого игумена, обладавшего простонародной мудростью. В черновиках к «Повестям Белкина» Пушкин записал такую пословицу игумена Ионы: «А вот то будет, что и нас не будет».

По окончании ссылки Пушкин не раз приезжал в Святогорский Свято-Успенский монастырь. В 1829 г. он написал такие строки:

И хоть бесчувственному телу
Равно повсюду истлевать,
Но ближе к милому пределу
Мне все б хотелось почивать.

И пусть у гробового входа
Младая будет жизнь играть,
И равнодушная природа
Красою вечною сиять.

На территории Святогорского монастыря, подле Успенского собора были погребены дед и бабушка поэта — О.А и М.А.Ганнибалы (1806, 1818), младший брат Платон (1817-1819). Весной 1836 года здесь же была похоронена мать Пушкина, Надежда Осиповна.

Пушкинские горы, Святогорский монастырь. Могила Ганнибалов

Могила Пушкина

Пушкин скончался 29 января (10 февраля) 1837 года, через день после дуэли с Дантесом. Император Николай I распорядился: «Хоронить подалее от обеих столиц». В ночь с 3 на 4 февраля из Санкт-Петербурга вывезли гроб с телом Пушкина, который сопровождали друг поэта А.И.Тургенев и дядька Никита Козлов. 5 февраля гроб доставили в Святые горы и поместили в южный придел собора. Утром 6 февраля настоятель монастыря архимандрит Геннадий, столетний старик, отслужил заупокойную службу. И в этот же день тело Александра Сергеевича Пушкина было погребено у алтарной стены Успенского собора, рядом с могилами своих родных. На его могиле был установлен простой деревянный крест.

Умер он. Песня его умолкла. Погребальный звон колокола над его гробом отозвался в Русской земле печальною вестью: Пушкина нет! Светлая весна скоро зазеленеет и в тающем снеге псковских лесов впервые обнажит холодную безмолвную могилу великого русского поэта…

— Н.Полевой, известный журналист XIX века.

Весной 1837 года по распоряжению П.А.Осиповой гроб с телом Пушкина был помещен в подземный кирпичный склеп. В августе 1841 года бывший управляющий Михайловского М.Н.Калашников над склепом установил памятник, выполненный по заказу вдовы Н.Н.Пушкиной петербургским «каменных дел» мастером А.Пермагоровым из лучшего итальянского мрамора.

Пушкинские горы, Святогорский монастырь. Могила А.С.Пушкина

У могилы Пушкина всегда много цветов. Местные старушки даже на этом немного зарабатывают: продают приезжим туристам букеты по 50 рублей. А в Святогорском Свято-Успенском монастыре ежедневно молятся об упокоении души раба Божьего Александра «со сродники».

Пушкинские горы. Памятник А.С.Пушкину близ Святогорского монастыря

Пушкин родился в Москве, умер в Петербурге, похоронен на Псковщине, в Святогорском монастыре…

Могила Пушкина лишь по счастливому стечению обстоятельств не была взорвана в годы войны. Колокольня Успенского собора была взорвана, но сам собор устоял.

Могила А.С.Пушкина и площадка вокруг нее была заминирована и проведена подготовка к взрыву всего соборного холма, для чего в специально вырытый тоннель заложили авиабомбы большой мощности. Взрыв был предотвращен стремительным наступлением советских войск.

— из актов комиссии, расследовавшей злодеяния фашистов на Псковщине

В статье использованы материалы книги «Весь Пушкинский заповедник. Путеводитель», 2012.

© «Путешествия с Марией Анашиной», 2009-2019. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.

Мы в социальных сетях: ВКонтакте, Facebook, Telegram, Twitter, Instagram, RSS, Tripadvisor

Предлагаю индивидуальные занятия по китайскому языку для начинающих ⇒ Узнать подробности

Если мой сайт оказался вам полезным, вы можете поблагодарить меня, купив туристические услуги по моим рекомендациям и . Эти сервисы опробованы мною лично. Вы ничего не переплачиваете.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *