Лавра

Свято-Троицкая Сергиева Лавра в подмосковном Сергиевом Посаде на протяжении многих столетий остается одной из самых почитаемых русских святынь и охраняется ЮНЕСКО. Датой основания монастыря считают 11 августа 1337 года, когда преподобный Сергий Радонежский, а тогда отрок Варфоломей, пришел на гору Маковец. Обозреватель РИАМО собрала 10 интересных фактов из истории обители.

Жить в Сергиевом Посаде: ходить в Лавру без туристов и обедать у любимого ресторатора >>

Титул Лавры

© РИАМО, Александр Кожохин

В современной России всего две Лавры – Троице-Сергиева в Подмосковье и Александро-Невская в Санкт-Петербурге. Почетный титул Лавры крупнейший православный мужской монастырь России получил по указу императрицы Елизаветы Петровны в 1744 году. На Руси до этого такой титул имела только Киево-Печерская Лавра в Киеве. Лаврами (в переводе с греческого – «городская улица», «многолюдный монастырь») в V-VI веках в Палестине назывались монастыри, огражденные стенами от нападений со стороны кочевников.

Подмосковье глазами жителей. Интерактивная карта >>

Паломничество царей

© Фото, сайт Клуба «Филокартист»

Русские цари неоднократно бывали в Лавре в качестве паломников. Иван Грозный был крещен в Троице-Сергиевой Лавре и не раз отправлялся в паломничество в обитель. Юный Петр I также часто посещал Лавру. Императрица Елизавета Петровна ходила в Троице-Сергиеву Лавру на богомолье пешком из Москвы. Правда, делала она это необычным способом: в день она проходила всего 2-3 версты (чуть больше 2-3 километров), после чего отправлялась в карете обратно во дворец. На следующий день карета привозила ее к тому месту, где она закончила путь, и Елизавета проходила еще несколько верст. Таким образом, путь к Лавре занимал несколько месяцев.

Исцеление крестьянки Фомичевой

© РИА Новости, Олег Макаров

Чудеса исцеления, по свидетельствам верующих, совершались в Лавре множество раз. Одним из самых известных чудес является исцеление молодой крестьянки из Тверской губернии Ирины Фомичевой 20 марта 1909 года, которое было засвидетельствовано Духовным Собором Лавры. На следующий день после венчания у женщины отнялись ноги. Доктора признали болезнь неизлечимой, и муж оставил ее. В 1909 году Ирина приехала в Лавру и ежедневно ползала на четвереньках к Троицкому собору, где хранятся мощи Сергия Радонежского. Накануне Лазаревой Субботы, после всенощной, она ползла к мощам и вдруг почувствовала «особенное расслабление во всем теле», «треск костей» и «растяжение жил». Приложившись к мощам Преподобного, крестьянка встала на колени, ее окропили святой водой и отвели в сторону, где она уже встала на ноги. К мощам святого Сергия в Лавре каждый день стоит очередь из паломников, которая начинается с улицы.

Дмитровский кремль: земляной вал 12 века и подъем на колокольню >>

Самый большой Царь-колокол

Самый большой действующий колокол России находится на 88-метровой колокольне Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Его предшественник был отлит для Лавры по указу императрицы Елизаветы Петровны в 1748 году и весил около 65 тонн, его поднимали на звонницу силами более 300 человек. В 1930 году во время советской антирелигиозной кампании с лаврской звонницы сбросили около 20 колоколов, в том числе и Царь-колокол, который вернулся на колокольню только в 2004 году. Новый 72-тонный колокол отлили на Балтийском судостроительном заводе Санкт-Петербурга и доставили в Сергиев Посад на специальном автопоезде. Поднимали «Царя» при помощи специального строительного крана. Впервые голос нового «Царь-колокола» верующие услышали в праздник Святой Троицы 30 мая 2004 года. Так был воссоздан набор всех больших благовестных колоколов Лавры, почти утраченный в 1930 году.

Подземные ходы

Троице-Сергиева Лавра неоднократно подвергалась набегам, поэтому вопрос существования подземных ходов не вызывает сомнения у ученых. Про подземные ходы, которые вели в хотьковский Покровский монастырь, пустынь Святого Духа Параклита, Гефсиманский и Черниговский скиты разговоры ведутся до сих пор. Есть свидетельство, что эти подземные ходы были такой ширины и высоты, что проехать по ним можно было чуть ли не на конной тройке. В разных источниках упоминается о том, что подземными ходами пользовались во время Великой Отечественной войны. Неоднократные провалы грунта в окрестностях Лавры, обнажавшие кирпичные кладки, также указывают на существование подземных ходов. Несмотря на многие свидетельства и доказательства, работ по их поиску и расчистке не проводилось.

Давидова Пустынь в Подмосковье: святыни монастыря и пруд с лебедями >>

Китайцы в Лавре

© РИА Новости, Юрий Кавер

Лавру ежегодно посещает около 300 тысяч туристов, а самые многочисленные из них – китайцы. Гости из КНР стали «туристами номер 1» в монастыре в последние несколько лет. Если еще пять лет назад в Лавру чаще всего приезжали туристы из Германии, Испании и Франции, то в настоящее время около трети всех туристов приезжают из Китая. Причем около 20% китайских туристов предпочитают посещать Лавру самостоятельно, а не с групповыми турами. В обители замечают, что гости из КНР с большим интересом гуляют по территории, покупают православную литературу и сувениры.

Монастырская коврижка

фото с сайта «Сергиев канон»

Знаменитая лаврская медовая коврижка известна далеко за пределами монастыря. Коврижка готовится из пряничного теста по старинным рецептам, которые сохранили монахи. Основа теста – мед, благодаря которому коврижка очень долго сохраняет свой замечательный вкус и аромат. Именно медовые коврижки и квас чаще всего увозят из Лавры туристы и паломники. Ассортимент продукции в трапезных и кафе Лавры разнообразен. Большим спросом пользуется бездрожжевой хлеб: Сергиевский ржаной, Бородинский и Келарский хлеб с черносливом и орехами. Братия трапезничает отдельно от мирян, в большой трапезной, находящейся внизу храма в честь Преподобного Сергия Радонежского. Этот храм так и называют – трапезный. Здесь же находится и монастырская кухня.

Топ‑5 самых известных сладостей в Подмосковье >>

Братия Лавры

© РИА Новости, Владимир Федоренко

Братия Лавры насчитывает около 200 монахов. Их жизнь скрыта от глаз мирян. «Братская» часть отделена от «туристической» оградой, на входе стоит дежурный. «Новоначальные» послушники Лавры живут в общей келье, но в основном у каждого монаха есть отдельная келья. Самому старшему из братии – за 80 лет, самому младшему – 25. Примерно 70% братии, помимо семинарии, имеют светское образование: средне-специальное или высшее. В монашестве существует своя иерархия: послушник, инок, монах, иеродиакон, иеромонах, и переступить какую-то стадию невозможно.

Отчитка отца Германа

© Пресс-служба Губернатора и Правительства Московской области, Валентина Филиппова

В Петропавловском храме Лавры, который находится за территорией монастыря, многие годы проводится ритуал изгнания злых духов, или «отчитка». Чин совершает знаменитый архимандрит Герман (Чесноков), имя которого известно далеко за пределами Лавры. Отца Германа многие называют старцем, приезжают послушать его проповедь и привозят больных родственников из самых отдаленных уголков России. Люди свидетельствуют о чудесах исцеления, а проповеди отца Германа называют невероятно сильными и мощными. На сайте Лавры отмечается, что на проведение чина отчитки желательно получить благословение своего духовного отца или авторитетного и опытного священника, который может сказать, действительно ли в этом есть нужда. Перед отчиткой необходимо исповедаться.

Тайны Серпухова: монастырские подземелья и клады времен революции >>

Подворье в Антарктике

wikipedia.org

Троице-Сергиева Лавра имеет несколько подворий, в их числе – деревянная церковь Святой Троицы в Антарктике, которая находится на острове Ватерлоо, недалеко от российской полярной станции Беллинсгаузен. Храм был освящен в 2004 году епископом Сергиево-Посадским Феогностом, деревянный сруб из кедра и лиственницы доставили с Алтая, а иконы для иконостаса выполнили дмитровские иконописцы. Идея создания храма принадлежит Патриарху Алексию Второму и главе Российской антарктической экспедиции Валерию Лукину. Первым настоятелем стал насельник Троице-Сергиевой Лавры – иеромонах Каллистрат.

Лучшие виды на Лавру

Лучший вид на Лавру открывается с Блинной горы, которая находится в центре Сергиева Посада. «Блинной» гору прозвали еще до революции. Раньше на этом месте располагался Блинный двор, где в лавках и трактирах продавали вкуснейшие «троицкие блины». В советские годы «Блинный двор» ликвидировали, потом там была барахолка, после проводили городские мероприятия. Сейчас на месте блинных лавок разбиты клумбы и оборудована смотровая площадка. Еще один красивый панорамный вид на Лавру открывается с улицы Андрея Рублева, где расположена живописная колоннада.

Усадьба Введенское в Звенигороде, где бывал Павел Первый и снимали «Войну и мир»>>

Серапионова палата (Россия) — описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

В Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры, рядом с серебряной ракой святого Сергия Радонежского видна высокая двустворчатая дверь из кованого железа. В ее верхней части заметно отверстие с рваными краями — след от польского ядра, залетевшего сюда в Смутное время. За дверью находится небольшой придел, построенный на месте кельи преподобного Сергия, где он беседовал с Богородицей. Здесь упокоены три настоятеля Лавры: Иоасаф, митрополит Московский, Дионисий Радонежский и Серапион, архиепископ Новгородский, по имени которого и названа часовня.

В 1905 г. пол укрыли метлахской плиткой, и первоначальное положение надгробий утратилось. Только в 2006 г. ее сняли и обнаружили неповрежденные погребения, выяснилось, что надгробия лежали в совершенно других местах. Решено было оставить склепы с мощами нетронутыми, но камни теперь уложены правильно.

В Серапионовой палате хранятся не менее 500 артефактов православия. Среди них десница святого Стефана, мощи Андрея Первозванного, святителя Николая, крест с частицей Христовой крови, кость целителя и великомученика Пантелеймона, часть одеяния Богородицы, крест-мощевик Сергия Радонежского.

Практическая информация

Адрес: Сергиев Посад, 141300, Свято-Троицкая Сергиева Лавра, Троицкий собор.

Желающие поклониться собранным в палате святыням обращаются к служителю у двери за разрешением. Необходимо дождаться, пока не соберется группа из 30 человек, которых пускают внутрь в сопровождении монаха. Небольшое помещение заставлено надгробиями и стендами, под стеклом которых в золотых и серебряных раках лежат святые реликвии. Даже скептики испытывают здесь необыкновенное ощущение присутствия Святого Духа.

Насельник Свято-Троицкой Сергиевой лавры игумен Ферапонт (Апполонов) скончался от осложнений, вызванных заболеванием COVID-19. Об этом говорится в сообщении, опубликованном на сайте мужского монастыря.

«Утром 15 мая 2020 года батюшка скончался на больничной койке в реанимации Центральной районной больницы Сергиева Посада. Причиной смерти стали осложнения, вызванные коронавирусной инфекцией… Он был поистине смиренным и кротким монахом. И теперь, когда он разлучился от нас, эти слова применимы к его жизни в совершенстве. За христианскую кротость его любили многие братия и паломники, а теперь его добродетель станет известна всем человекам», — говорится в тексте.

Игумен Ферапонт (в миру Игорь Апполонов) родился 4 декабря 1959 года. В 1996 году он был принят в братию Троице-Сергиевой лавры, где совершил монашеский постриг. В июне 2000 года он был рукоположен в сан иеродиакона, а в декабре того же года патриарх Алексий II хиротонисал Ферапонта в сан иеромонаха. В 2010 году был возведен в игумена.

Ранее, по информации СМИ, от последствий COVID-19 в Троице-Сергиевой лавре скончались главный врач лавры игумен Тихон (Барсуков), архимандриты Илиан (Племенюк) и Лаврентий (Постников), иеродиакон Каллист (Косулин) и иеромонах Модест (Панченко).

По последним данным, в России выявили 252 245 случаев заболевания COVID-19. За весь период с начала пандемии умерли 2305 пациентов, полностью выздоровели 53 530 человек. Уровень смертности пациентов с коронавирусом в стране составляет менее 1%.

Наиболее подробная информация по ситуации с коронавирусом доступна на сайтах стопкоронавирус.рф и доступвсем.рф, а также по хештегу #МыВместе. Телефон горячей линии по вопросам коронавируса: 8 (800) 2000-112.

Умер последний старец России» — так восприняли смерть архимандрита Иоанна его почитатели. Но, как объяснили «Известиям» в Московском патриархате, однозначно утверждать, что со смертью отца Иоанна прекратилось старчество, нельзя. Вопрос этот сложный, поскольку старец — не должность и не чин. Старцев не назначают решением церковной власти. «Известия» выяснили, кто же такие старцы и с какими вопросами следует к ним обращаться.
Это звание присвоить невозможно
Старец (или старица, если женщина) — это духовный учитель, руководитель, почитаемый за святость еще при жизни. Как правило, старцами становятся монахи. Явление это древнее, возникшее еще во времена раннего христианства. В России историки отмечают несколько периодов расцвета старчества. Так, в XIV веке оно было связано с деятельностью преподобного Сергия Радонежского, а в XVIII веке народ чтил преподобного Паисия Величковского. В ХIХ и начале XX века старчество процветало во многих церковных центрах. Самые знаменитые из них — Киево-Печерская лавра, Троице-Сергиева лавра, Оптина пустынь, Саровский и Валаамский монастыри. К старцам — преподобному Серафиму Саровскому и Амвросию Оптинскому — съезжались со всей страны.
— Старчество — это репутация, согласное мнение народа Божия о том или ином человеке, — говорит заведующий службой коммуникаций отдела внешних церковных связей Московского патриархата священник Михаил Прокопенко, — и, разумеется, присвоить это звание кому-то невозможно. Поэтому никакого официального списка старцев не существует. Примечательно, что даже такой безусловно почитаемый человек, как недавно почивший архимандрит Иоанн (Крестьянкин), в официальных церковных документах был назван старцем единственный раз — в соболезновании, направленном по случаю его смерти Святейшим патриархом.
Что спросить у старца
Отсутствие четкой регламентации породило множество проблем и для обыкновенных людей, и для иерархов Церкви. На «звание» старца, не защищенное ни церковным, ни светским правом, постоянно покушаются всевозможные аферисты. Зачастую старцами объявляют себя основатели сект. Слабое знание основ православного вероучения, желание получить немедленный результат без сложной, трудной духовной работы увлекают верующих в псевдоправославный оккультизм.
— Любой приходской священник может дать православному вполне квалифицированный ответ на вопрос о вероучении, церковной практике, — говорит отец Михаил Прокопенко. — Но люди ищут старцев. Зачем? Вы думаете, старцам задают вопросы о духовной жизни, о борьбе со страстями? Ничего подобного. Чаще спрашивают, продавать квартиру или не продавать, жениться или нет, а если жениться, то на ком, делать хирургическую операцию или не делать.
— Это плохо?
— Плохо то, что в старцах начинают видеть оракулов и экстрасенсов. Это отход от христианской традиции.
С отцом Михаилом согласен известный православный богослов, профессор Московской духовной академии Московского патриархата Алексей Осипов:
— К старцам, к глубокому сожалению, идут с вопросами бытовыми, а не с духовными, как следует. Крайне редко к старцам, настоящим, к таким, как отец Иоанн (Крестьянкин), приходят с вопросом: как мне победить зависть, злость…
Священник Владимир Соколов в своей книге «Младостарчество. Соблазны и причины» отмечает, что именно психология паствы порождает лжестарчество: «Не желая меняться, мы хотим переложить ответственность за все, что с нами происходит, на пастыря. Такое бегство от свободы и ответственности выражается иногда в готовности выполнить все что угодно… Такое «послушание» — форма идолопоклонничества, когда через нарушение заповедей происходит измена Богу: старец почитается больше, чем Бог… Предпосылкой такой готовности являются удивительная открытость и доверчивость русского человека, его уступчивость и податливость, его склонность к максимализму, к жертвенному служению. Но эта максималистская открытость сочетается с поразительной наивностью и незащищенностью. Поэтому такой открытый, наивный и готовый жертвовать собой человек всегда может стать жертвой бессовестного насилия».
Как искать старца
Еще в 1998 году Священный синод, обеспокоенный развитием лжестарчества, постановил указать священникам на недопустимость к склонению и принуждению верующих «к принятию монашества; несению какого-либо церковного послушания; внесению каких-либо пожертвований; вступлению в брак; разводу или отказу от вступления в брак, за исключением случаев, когда брак невозможен по каноническим причинам; отказу от супружеской жизни в браке; отказу от воинского служения; отказу от участия в выборах или от исполнения иных гражданских обязанностей; отказу от получения медицинской помощи; отказу от получения образования; трудоустройству или перемене места работы; изменению местожительства». Тем же решением Священный синод напомнил пастырям: «Православная церковь, настаивая на необходимости церковного брака, с уважением относится к гражданскому браку, а также к такому браку, в котором лишь одна из сторон принадлежит к православной вере, в соответствии со словами святого апостола Павла: «Неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим». И еще пастырям напомнили о «необходимости соблюдения особой пастырской осторожности при обсуждении с пасомыми вопросов, связанных с теми или иными аспектами их семейной жизни».
К сожалению, решением Синода природу человеческую не изменить. Ни среди пастырей, ни среди паствы. Профессор Осипов рассказывает о том, как даже в сердце православия
— в Троице-Сергиевой лавре лжестарец Киприан Цибульский сумел создать настоящую тоталитарную секту. Киприана лишили сана и выгнали из лавры. Но проблема остается. Профессор Осипов по просьбе «Известий» рассказал, как отличить настоящего старца от мошенника или впавшего в грех гордыни лжепастыря в рясе:
— Судить надо не по одному признаку, а лишь по их совокупности. Во-первых, старец, подавая пример христианской жизни, старается удалиться от суеты. Во-вторых, не требует беспрекословного подчинения. Это очень важный для нашего времени признак! В противном случае — это лжедуховник, лидер секты. Большинство людей судят о старцах по литературным образам. Самый знаменитый — созданный Достоевским старец Зосима. Он требовал от Алеши Карамазова подчинения. Но, обратите внимание, мы находим Алешу уже в состоянии послушника Зосимы. А вот как он стал послушником, мы не знаем. Выбор духовного руководителя — процесс, требующий длительного общения, изучения, осторожности. В VI веке Иоанн Лествичник писал об этом: «Когда мы… желаем… вверить спасение наше иному, то еще прежде вступления нашего на сей путь, если мы имеем сколько-нибудь проницательности и рассуждения, должны рассматривать, испытывать и, так сказать, искусить сего кормчего, чтобы не попасть нам вместо кормчего на простого гребца, вместо врача на больного, вместо бесстрастного на человека, обладаемого страстями, вместо пристани в пучину и таким образом не найти готовой погибели». Даже у великих святых было 1-2 послушника. В Оптиной пустыни у старца Варсонофия, к которому обращалось множество монахов, священников, мирян, был всего один послушник — Никон (Беляев). У аввы Дорофея (VI век) был один послушник. А у Серафима Саровского — ни одного! Нынче же народ услышит, что такой-то — старец, и толпы собираются, требуют советов, а все общение со старцем — 3 минуты. Так не годится.
«Свят, да искусен»
Настоящий старец, даже если и обладает даром прозрения, не показывает его, скрывает, боясь тщеславия. Старец отличается от лжестарца смирением так же, как целомудренная девица от проститутки. Он прячется от людей, никогда не изобразит из себя ни прозорливца, ни чудотворца, бесов на публике изгонять не будет! Не случайно святитель Игнатий (Брянчанинов) писал в XIX веке о лжестарцах, гоняющихся за славой человеческой: «Душепагубное актерство и печальнейшая комедия — старцы, принимающие на себя роль древних святых старцев, не имея их духовных дарований».
Старец, конечно, должен быть умным человеком. Великие святые писали о некоторых даже действительно святых, но не имеющих достаточного духовного опыта подвижниках: «Свят, да не искусен». Бывают такие «взрослые дети», которые могут давать неудачные советы. Еще один признак — старцами становились после десятков лет безвестности, как, например, Серафим Саровский. Хотя старчество понятие не возрастное, думаю, что он должен иметь достаточный духовный опыт, который приобретается едва ли ранее 50 лет.
Старцы могут творить чудеса, хотя тщательно скрывают это. Профессор Осипов рассказывает, как на его глазах совершил чудо скончавшийся в 1963 году игумен Никон (Воробьев). Однажды он поставил к двери хорошо знакомого подростка очень маленького роста и измерил его. И затем стал это делать каждые несколько дней. Мальчик стал расти на глазах. За летние каникулы он так вырос — не менее 15 сантиметров! — и раздвинулся в плечах, что когда 1 сентября вошел в класс, то был встречен изумленными возгласами. Но отец Никон внезапно прекратил это делать. Мальчику же, естественно, хотелось еще подрасти, и он стал просить об этом, на что игумен ему сказал: «Хочешь быть выше Бога?». Позднее выяснилось, что рост мальчика оказался почти равным изображению на Туринской плащанице.
Известно о чудесах Иоанна Кронштадтского. Так, однажды к нему после литургии
подошел высокий черный человек, чтобы просить благословения. Но отец Иоанн резко отстранился от него и сказал: «Отойди от меня, по имени твоему и житье твое». Тогда это был еще никому не известный Григорий Распутин.
Но судить о святости человека по совершаемым им чудесам, по мнению профессора Осипова, нельзя. Напротив, по святости человека нужно судить о святости его чудес. Профессор Осипов уверен, что сегодня православному человеку нужно быть в высшей степени осторожным, чтобы не попасть на лжечудеса и не оказаться в беде — и духовной, и даже просто житейской. Не следует искать чудес — это может легко привести к язычеству.
Чудо, когда оно от Бога, дает толчок к правильной духовной жизни. И напротив, лжечудо лишь распаляет воображение человека, создает кратковременный эффект пользы, не принося никаких реальных плодов. Вот, например, замечательный случай, происшедший в жизни одной из духовных дочерей святого подвижника XX века епископа Василия (Преображенского):
«У одной духовной дочери святителя — Евдокии — в полночь сама собой перед образом стала зажигаться лампада. «Видно, это Господь призывает меня вставать на молитву», — подумала она, впрочем, и сомневаясь — принять ли это явление за благодатное или за бесовское, а бесовский дух тщеславия она сердцем уже ощутила. Вот, мол, ты какая молитвенница, тебе и лампаду Сам Господь зажигает.
На следующую ночь Евдокия пригласила свою знакомую Екатерину Дмитриевну. Но и в ее присутствии лампада зажглась. Тогда она пригласила переночевать у себя третью свидетельницу. И в ее присутствии произошло то же самое — в полночь лампада сама собой зажглась. Это окончательно убедило Евдокию принять явление за благодатное…
Выслушав ее, святитель строго сказал:
— Нет, это явление не благодатное, а от врага, а за то, что ты приняла его за благодатное, я налагаю на тебя епитимью — год не приступай к причащению святых Таин. А лампада больше зажигаться не будет. Действительно, с этого дня лампада не зажигалась».
Старцев и в древние времена было немного. Есть ли они сейчас — не знаю.
Кого считают старцем сегодня
«Известия» попытались составить не претендующий на полноту список живых старцев. Подчеркиваем, что этот список весьма условный, не имеет никакого отношения к официальным структурам Московского патриархата и составлен путем опроса представителей православной общественности.
1. Архимандрит Кирилл (Павлов), духовник Троице-Сергиевой лавры и святейшего патриарха. Участник Великой Отечественной войны, сражался в Сталинграде, и одно время даже ходили легенды, что архимандрит Кирилл — тот самый лейтенант Павлов, герой, возглавлявший оборону Дома Павлова (на самом деле это разные люди). Утверждают, что архимандрит Кирилл нашел в разрушенном Сталинграде разорванное Евангелие, собрал листы и всю войну прошел с этой священной книгой. Сейчас по причине преклонных лет и болезней никого не принимает.
2. Протоиерей Георгий (Бреев), настоятель храма в Крылатском, также является настоятелем храма в честь иконы Божией Матери Живоносный Источник в Царицыне, духовник г. Москвы.
3. Протоиерей Валериан Кречетов, настоятель Покровского храма села Акулово Одинцовского района Московской области, духовник Московской епархии.
4. Архимандрит Адриан (Кирсанов), насельник Псково-Печерского монастыря.
5. Архимандрит Даниил (Сарычев), монах Донского монастыря (Москва).
Господь спас — а ме и не поняли?
При богословской комиссии Русской православной церкви на общественных началах существует экспертная рабочая группа по описанию чудесных событий, происходящих в Церкви. Как рассказал «Известиям» ее ответственный секретарь Александр Московский, в группу входят ученые-естественники. Ее задача — подробное исследование и описание чудес. Под чудом понимают действия внеприродных разумных сил. В наши дни группа наблюдала такие виды чудес:
1. Мироточение икон.
2. Обновление икон.
3. Перенесение образа иконы на стекло киота.
4. Чудесное пение в пустом храме.
Самым распространенным чудом является мироточение икон. По словам Александра Московского, иногда мироточение бывает очень обильным, как, например, в поселке Локоть Брянской области. В одном из домов этого поселка мироточит не только постоянно находящаяся там икона, но и привозимые из других мест. Мироточение там начинается в конце молебна, и иногда суммарное количество миро составляет от 3 до 10 куб. см. А вот чудесное пение в храме зафиксировано всего 4 раза, но в одном храме с интервалом полгода-год.
Изучение чудес, творимых старцами, входит в компетенцию другой комиссии — по канонизации. Но она собирает свидетельства о чудесах уже умерших людей, представленных к канонизации.
Заведующий службой коммуникаций отдела внешних церковных связей Московского патриархата священник Михаил Прокопенко говорит, что чудеса обычно бывают очень простыми, совсем не «сказочными» на вид, без «спецэффектов». Нередко такое чудо понятно и очевидно только одному человеку.
— Самый простой пример. Едет человек на машине, закрутило его на льду, и он обязательно должен был врезаться во что-нибудь. Но не врезался. Вот вам чудо. Господь спас. И таких событий в жизни каждого бывает множество, но на них не обращают внимания и просто говорят — мол, повезло. Чтобы увидеть чудо в жизни, нужно уметь быть благодарным Богу.
Важно и другое: чудо всегда обращено к нравственному чувству людей и должно служить их обращению от греховной жизни, пробуждению молчащей совести. Другого смысла у чудес нет и быть не может. К сожалению, об этом часто забывают.
ГЛОССАРИЙ
Авва — церк. (отец); архимандрит, настоятель, игумен.
Младостарец — достаточно молодой человек, не имеющий духовного опыта, претендующий на роль старца.
Мироточение — появление на иконах и священных изображениях капель влаги, называемой миро.
Миро — смесь ароматических и смолистых веществ, изготавливается в сопровождении чтения специальных молитв и освящается самим патриархом. Миро используется при крещении (Таинство миропомазания).
Пасомые (паства) — верующие миряне.
Раввин советует и консультирует
— Понятие «старец» содержится в Торе, — говорит руководитель департамента общественных связей Федерации еврейских общин России Борух Горин. — Сказано «перед убеленным сединами встань». Еврейский старец (на иврите «зокен») должен быть преклонных лет. Считается, что чем старше — тем прочнее его связь с учителями прошлого. Недавно умер раввин сефардских евреев Кадури, он считался старцем, и ему было 105 лет.
Но в иудаизме есть еще одно явление, более похожее на православное старчество: цадики (праведники), у которых есть особая связь со Всевышним, особая ясность взгляда. Цадиков выбирает община. Иногда цадиками становятся сыновья цадиков. Иудаизм, по словам Боруха Горина, не воспрещает обращаться к ним с бытовыми проблемами. Более того: если к раввинам приходят за советами по разводам, разделу наследства и даже за консультациями о степени честности того или иного вида бизнеса, то к цадикам идут за благословением. Цадики обладают даром прозорливости.
— Я сам неоднократно получал благословение у любавичского ребе Менахема Шнеерсона. Он каждое воскресенье принимал посетителей по 8 часов. Правда, аудиенции длились несколько минут. Ребе выслушивал пришедшего и обыкновенно давал благословение. Звучало это так: «Благословение и удачи». У меня болел дедушка, и когда я получал благословение, дедушка сразу чувствовал себя лучше. Но однажды благословения я не получил, ребе просто перевел разговор на другую тему. Дедушка умер.
Сейчас, по словам Горина, цадиков нет. Менахем Шнеерсон умер в 1994 году, и на его место никто не был избран. Кстати, сам он, как утверждает Горин, себя праведником никогда не называл. И пока не появились новые цадики, Борух Горин советует ездить молиться на святые места. Например, к усыпальнице любавичских ребе в городе Любавичи Смоленской области. Есть святые иудейские могилы и на Украине.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *