Лазарь, кто это?

(Заметка: Эта статья является частью исследования под названием: Воскресение или жизнь сразу после смерти? Мы советуем читателю также прочитать другие статьи этого исследования.)

До сих пор мы видели, что Библия ясно учит нас о том, что умершие мертвы, то есть находятся без сознания, ожидая воскресения. Это, как мы понимаем, идет вразрез с традиционным верованием, что, несмотря на то, что кто-то умирает, его «душа продолжает жить». Однако, изучив множество священных книг, мы увидели, что это традиционное мнение не может быть верным, поскольку оно противоречит Священному Писанию. Тем не менее, в Библии есть несколько отрывков, которые, будучи неправильно истолкованными, традиционно используются для подтверждения доктрины о предполагаемой жизни сразу после смерти. Одним из таких отрывков является история о богаче и Лазаре, изложенная в Евангелии от Луки 16:19-31. Там мы читаем:

Евангелие oт Луки 16:19-31
«Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его. Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем. Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь—злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят. Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения. Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их. Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются. Тогда сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят.”

Прежде чем мы скажем что-нибудь об этом отрывке, который кажется, особенно противоречит многим другим отрывкам, нам следует изучить контекст. Кому Иисус рассказал эту историю? Это легко понять, посмотрев на стихи, предшествующие приведенному отрывку. Начиная с Евангелия от Луки 16:1 мы видим, что Господь обращался к Своим ученикам и давал им урок, завершившийся следующим выводом: «Никакой слуга не может служить двум господам, ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне.” (Евангелие oт Луки 16:13). И Фарисеи, которые были рядом, ответили следующим образом: «Слышали всё это и фарисеи, которые были сребролюбивы, и они смеялись над Ним.” (Евангелие oт Луки 16:14). Тогда Иисус продолжил и ответил им:

Евангелие oт Луки 16:15-19
«Он сказал ИМ : вы выказываете себя праведниками пред людьми, но Бог знает сердца ваши, ибо что высоко у людей, то мерзость пред Богом. Закон и пророки до Иоанна; с сего времени Царствие Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него. Но скорее небо и земля прейдут, нежели одна черта из закона пропадет. Всякий, разводящийся с женою своею и женящийся на другой, прелюбодействует, и всякий, женящийся на разведенной с мужем, прелюбодействует. Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно.”

Я намеренно включил сюда стих 19, поскольку он является частью того же разговора, который был начат в стихе 15, и был адресован «им», Фарисеям. Именно им Иисус рассказал историю о Лазаре и богаче. Он не читал людям проповедь и не давал урок своим ученикам (хоть они и были там). Наоборот, Он смотрел на Фарисеев, и Его слова были адресованы им. И только после того как Он закончил свой рассказ, Он обратился к Своим ученикам, как мы читаем Евангелии от Луки 17:1: «Сказал также ученикам…”. Другими словами, мы видим, что все сказанное Господом в главе 16 было адресовано двум разным группам людей: то, что Он говорил в Евангелии от Луки 16:1 — 13 было адресовано ученикам, а Фарисеи это слышали и отреагировали на это насмешками. Далее, в стихах 15-31 (которые включают в себя рассматриваемую нами историю) Он обратился к Фарисеям. Когда Он закончил с ними, Он снова обратился к Своим ученикам (Евангелие oт Луки 17:1).

И поэтому именно Фарисеям Господь адресовал свою историю о Лазаре и богаче. Сейчас, глядя на эту историю, мы можем быть сильно озадачены, поскольку, она содержит элементы, которые не встречаются больше нигде в Библии. Давайте рассмотрим некоторые из них:

i) Богач умер и попал в Гадес, где он, очевидно подвергся мукам. Как следует из отрывка, он все еще был в сознании, поскольку мог видеть, чувствовать и говорить. Более того, он все еще испытывал сочувствие и беспокойство о своих братьях и хотел предупредить их. Описание Гадеса и состояния мертвых откровенно противоречит со многими священными книгами, некоторые из которых приведены ниже:

Книга Екклезиаста 9:4-6, 10
«Кто находится между живыми, тому есть еще надежда, так как и псу живому лучше, нежели мертвому льву. Живые ЗНАЮТ, что умрут, А МЕРТВЫЕ НИЧЕГО НЕ ЗНАЮТ, и уже нет им воздаяния, потому что и память о них предана забвению, и любовь их и ненависть их и ревность их уже исчезли, И НЕТ ИМ БОЛЕЕ ЧАСТИ ВО ВЕКИ НИ В ЧЕМ, ЧТО ДЕЛАЕТСЯ ПОД СОЛНЦЕМ ….. Все, что может рука твоя делать, по силам делай; ПОТОМУ ЧТО В МОГИЛЕ (Шеол), КУДА ТЫ ПОЙДЕШЬ, НЕТ НИ РАБОТЫ, НИ РАЗМЫШЛЕНИЯ, НИ ЗНАНИЯ, НИ МУДРОСТИ.”

Псалтирь 6:5
«ибо в смерти нет памятования о Тебе: во гробе (Иврит: Шеол, Древнегреческое: Гадес) кто будет славить Тебя?”

Псалтирь 31:17
«Господи! да не постыжусь, что я к Тебе взываю; нечестивые же да посрамятся, да умолкнут в аде .”

Псалтирь 115:17
«Ни мертвые восхвалят Господа, ни все нисходящие в могилу; ”

Псалтирь 30:9
«‘что пользы в крови моей, когда я сойду в могилу? будет ли прах славить Тебя? будет ли возвещать истину Твою?”

Книга пророка Исаии 38:18-19
«Ибо не преисподняя славит Тебя, не смерть восхваляет Тебя, не нисшедшие в могилу уповают на истину Твою. Живой, только живой прославит Тебя, как я ныне: отец возвестит детям истину Твою.”

Как становится очевидно из вышеприведенного, Шеол (Иврит) или Гадес (Греческий), это место тишины и отсутствия сознания. Там нет мук или прохлаждения. Там нет чувства жалости и нет знания. В Библии есть более 70 упоминаний слов Шеол или Гадес, но ни одного упоминания характеристик, схожих с описанными в этой истории. И действительно, в нашей истории мы видим богача в Гадесе, говорящего, чувствующего, сочувствующего и испытывающего муки. Почему? Прежде чем понять это, давайте также рассмотрим некоторые иные моменты в этой истории. Давайте сосредоточим внимание на бедном Лазаре.

ii) Итак, о бедном Лазаре мы читаем:

Евангелие oт Луки 16:22
«Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово.”

И снова, это предложение содержит странные цитаты, беспрецедентные для Библии. Действительно, в Библии больше нигде не упоминаются «лоно Авраамово» и ангелы, относящие туда людей. Как мы сказали, в Библии есть более 70 упоминаний слов Шеол или Гадес, которые определяют Гадес, буквально – могила, как место, куда попадают все умершие без различия. Но там нет упоминания о «лоне Авраамовом» и нет упоминаний о том, что бедные или праведные идут в место иное, чем богатые и неправедные. Почему Иисус говорит о вещах, которые больше нигде не подтверждаются в Писании и фактически, во многом противоречат ему?

Ответ можно найти, если мы вернемся к контексту: кому адресовал Иисус эту историю? Как мы увидели, это не подразумевалось как общее учение о мертвых, но было конкретно адресовано Фарисеям, которые насмехались над Ним, поскольку Он учил, что нельзя одновременно служить и Богу и деньгам. Этой аудиторией, как мы прочли, были «любители денег», «алчные» и «они оправдывали себя среди людей». Как мы видим в других отрывках Писания, Фарисеи имели много традиций, которые не имеют ничего общего со Словом Божиим. Они верили в вещи, которые чужды Священному Писанию и сводили Слово Божие на нет. В Евангелии от Марка 7:1-13 мы можем увидеть, насколько далеко это вероисповедание было от Библии:

Евангелие oт Марка 7:1-13
«Собрались к Нему фарисеи и некоторые из книжников, пришедшие из Иерусалима, и, увидев некоторых из учеников Его, евших хлеб нечистыми, то есть неумытыми, руками, укоряли. Ибо фарисеи и все Иудеи, держась предания старцев, не едят, не умыв тщательно рук; и, с торга, не едят не омывшись. Есть и многое другое, чего они приняли держаться: наблюдать омовение чаш, кружек, котлов и скамей. Потом спрашивают Его фарисеи и книжники: зачем ученики Твои не поступают по преданию старцев, но неумытыми руками едят хлеб? Он сказал им в ответ: хорошо пророчествовал о вас, лицемерах, Исаия, как написано: люди сии чтут Меня устами, сердце же их далеко отстоит от Меня, но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим. Ибо вы, оставив заповедь Божию, держитесь предания человеческого, омовения кружек и чаш, и делаете многое другое, сему подобное. И сказал им: хорошо ли, вы отменяете заповедь Божию, чтобы соблюсти свое предание? Ибо Моисей сказал: почитай отца своего и мать свою; и: злословящий отца или мать смертью да умрет. А вы говорите: кто скажет отцу или матери: корван, то есть дар то, чем бы ты от меня пользовался, тому вы уже попускаете ничего не делать для отца своего или матери своей, устраняя слово Божие преданием вашим, которое вы установили; и делаете многое сему подобное.”

Последняя фраза, «и делаете многое сему подобное” показывает, что описанное выше, не единственные случаи, когда Фарисеи откровенно отклонялись от Писания. На деле, как это часто происходит сегодня, они заменили Слово Божие своими традициями. Их учение не было учением, исходящим от Священного Писания, а от традиций, не имеющих основания в Библии, и на самом деле, традиций, откровенно противоречащих Библии. Почему я говорю все это о Фарисеях? Причина проста: потому что, хотя «лоно Авраама» и другие странные вещи, которые появляются в истории о Лазаре и богаче, не встречаются более нигде в Библии, и, более того, противоречат другим цитатам в Библии, они появляются в традициях, в которые верили Фарисеи. Вот что нам говорит Католическая энциклопедия о верованиях евреев 1-го века (ставим ударение):

«В Святой Библии, выражение «Лоно Авраама» встречается только в двух стихах Евангелия Святого Луки (16:22-23). Оно появляется в притче о Богаче и Лазаре, идея которого явно построена на популярных представлениях о незримом мире мертвых, существовавшие во времена Нашего Господа. В соответствии с Еврейской концепцией того времени, души умерших в общем месте ожидания, Шеол в Старом Завете, и Гадес в Новом Завете (смотрите Евангелие oт Луки 16:22; в греческом варианте 16:23). Хотя, среди них существовало различение по поступкам в течение их смертной жизни. В невидимом мире мертвых души праведников занимали обитель или личное помещение, которое было четко отделено стеной или пропастью, от обители или помещения, в которое были отправлены души нечестивцев. Последнее являлось местом мук… – другое ¬- местом блаженства и безопасности, известное также как «Рай» или «Лоно Авраама».”

Как мы видим из сказанного выше, ударение стоит на «Еврейских концепциях тех дней». Здесь нет речи о традициях основанных на Священном Писании, которые нам были даны Богом, но «традициями тех дней», «популярными представлениями о незримом мире». Лоно Авраама, праведное пребывание в нем, ангелы, приносящие людей туда, наказание неправедных, пропасть между двумя этими местами и другие упоминания, которые мы читаем выше, как мнение Фарисеев, не имеют аналогии ни в одном другом отрывке Священного Писания, кроме истории о богаче и Лазаре. И у них нет аналогий нигде в Священном Писании, поскольку это были «традиции тех дней», «популярные изображения незримого мира», вещи, в которые Фарисеи, в частности, верили в те дни. Другими словами: ТО, ЧТО ГОСПОДЬ ИСПОЛЬЗОВАЛ В ЭТОЙ ИСТОРИИ, ОБРАЩАЯСЬ К ФАРИСЕЯМ, БЫЛО ТО, ЧТО, КАК САМИ ФАРИСЕИ ВЕРИЛИ, ПРОИСХОДИЛО ПОСЛЕ СМЕРТИ. Он использовал их собственную историю, чтобы передать Свое послание. Мы можем понять точку зрения Господа через вывод, приведенный в последнем предложении упомянутой выше истории:

Евангелие oт Луки 16:31
«если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят.”

Очевидно, что богач не слышал, то есть, не следовал Моисею и пророкам, Слову Божию, и закончил свою жизнь в муках. Он был неправедно богат, и его богатство не помогло ему избежать доли мук. С дугой стороны бедняк, несмотря на то, что он был беден, был человеком, следовавшим Слову Божию, Моисею и пророкам, и, поэтому он попал в «лоно Авраамово». И это как раз то, что Господь хотел сказать Фарисеям. В Евангелии от Луки 16:13 Он говорит ученикам «не можете служить Богу и маммоне”. Затем Евангелие от Луки 16:14 говорит нам: «Слышали всё это и фарисеи, которые были сребролюбивы, и они смеялись над Ним”. Эти люди любили деньги, не чтили Слово Божие, Моисея и пророков. На самом деле, как мы читаем в других отрывках, они сводили Слово Божие к нулю. Тем не менее, они думали, что каким-то образом они будут спасены, что в соответствии с их (ложными) традициями, означало, что они попадут в «лоно Авраамово». Затем Господь, используя их собственное оружие, их собственные традиции, обращается к ним и рассказывает притчу, где бедный попал в Лоно Авраама, потому что он чтил Слово Божие, а богатый и неправедный, такой же, как они сами, закончил жизнь в муках. Богатств было недостаточно, чтобы спасти его от этого. Только почитание Слова Божия может сделать это. Это учение для алчных Фарисеев, которое вкратце говорит им следующее: «Не думайте, что богатства спасут вас. Что спасет вас, так это следование Слову Божию (Моисею и пророкам)». Чтобы сказать им это, Господь использовал более действенный способ: их собственный язык, то есть язык их традиций о спасении и осуждении.

Подводя итог: Господь не намеревался в этой истории читать проповедь о том, что происходит в загробной жизни, как многие подумали, игнорируя контекст и верования Фарисеев, которые Господь сурово осудил, сказав, что они сводят Слово Божие на нет. На самом деле Господь, обратясь к Фарисеям и используя их собственные представления о загробной жизни, сказал им, что важно не богатство, а почитание Слова Божия. Он использовал их собственную систему взглядов, их собственные верования о потустороннем мире, чтобы привести свой довод. Он мог использовать другую систему взглядов, чтобы сказать то же самое. Но мало кто усомнится в том, что самый эффективный способ обращения к кому-то, это, используя язык, им знакомый. Так Он и поступил: Он обратился к ним, использовав картину загробного мира как концепцию, и добавив к ней Свое послание. Очень грустно, что многие приняли эту систему взглядов, эти ошибочные Фарисейские верования, и превратили их в доктрину об умерших. Это и в самом деле доктрина, но доктрина Фарисейская. Мы надеемся, что эта статья поможет читателю сделать свои собственные выводы.

Анастасиос Kиoyлaxoглoy

Ст. 16-17 Рече же Фома, глаголемый Близнец, учеником: идем и мы, да умрем с ним. Пришед же Иисус, обрете его четыри дни уже имуща во гробе

Итак, все они боялись нападения от иудеев; но более всех других – Фома, который поэтому и сказал: идем и мы, да умрем с ним. Некоторые говорят, что он действительно желал умереть; но это несправедливо: слова его более выражают страх. Однако ж он не подвергся за то упреку, потому что (Христос) снисходил теперь к его немощи. Впоследствии же он сделался сильнее всех и был непобедим. И вот то-то и удивительно, что (Апостола), столь слабого прежде креста, – после креста и после того, как он поверил воскресению, мы видим пламеннее всех прочих. Так велика сила Христова. Кто не смел пойти вместе со Христом в Вифанию, тот, не видя Христа, прошел почти всю вселенную и обращался среди народов свирепых и готовых его умертвить. Но если Вифания отстояла на пятнадцать стадий, что составляет две мили, то каким образом Лазарь мог быть четверодневен (11, 39)? (Христос) пробыл на месте два дня, да накануне этих двух дней приходил посланный с известием, – в тот самый день, когда и умер, – так что Христос прибыл именно в четвертый день. Потому Он и ожидал, чтобы Его позвали, и не вошел Сам Собою без приглашения, чтобы кто-нибудь не заподозрил этого события. Да и приходили не сами (сестры), которых Он любил; но были посланы посторонние.

Что есть смерть? Прекращение функционирования тела? А реанимация что, даёт эту жизнь возвращает? И что есть жизнь? Неужели жизнь прерывается умиранием тела? Что такое «воскресение из мертвых»? Есть ли разница между воскрешением умершего и его воскресением? И в чем она, в одной букве?

На все эти принципиально важные вопросы отвечает Лазарева суббота, а вот Вербное воскресенье напоминает нам о мимолётности и бренности всего земного: величия, славы. Но про Вербное воскресенье и про то, как легко человек меняет своё мнение, в завтрашней статье.

Сегодня про воскрешение мертвого, про Лазареву субботу. Итак, кто такой Лазарь, чье имя дало название празднику Лазарева суббота? История Лазаря из Вифании — селения километрах в трех от Иерусалима, рассказана в Евангелии от Иоанна, причем рассказана с такой психологической точностью, все детали показаны так зримо и ярко, что понимаешь: евангелист Иоанн был внутри событий, был свидетелем произошедшего чуда. Чуда воскрешения Лазаря. Обычно уточняют: «четырехдневного Лазаря», что означает — Лазаря, умершего четыре дня назад. Да-да, событие, положившее начало празднику под названием «Лазарева суббота» — это воскрешение Лазаря, умершего за четыре дня до того, и, как честно конкретизирует Евангелие, «уже смердящего». То есть речь идет о воскрешении мертвого — именно воскрешении, а не воскресении, в чем тут разница, мы увидим позже.

Но кем был этот Лазарь, которому на четвертый день после его смерти Иисус Христос вернул жизнь, обычную жизнь в его физическом, правда, уже здоровом, теле? Замечу в скобках, что согласно церковному преданию, Лазарь по воскрешении прожил еще 30 лет, а потом, как и все люди, умер — в сане епископа Китиона, ныне остров Кипр. Ну а на момент смерти Лазарь был, скорее всего, небедным и совершенно точно почитаемым иудеем из Вифании. Другом Иисуса Христа — известно, что Иисус неоднократно гостил в доме Лазаря, обедал там со Своими учениками. Были у Лазаря две сестры — Марфа и Мария, тоже хорошо знавших Христа.

А теперь обратимся к Евангелию от Иоанна и прочитаем его вместе со святыми отцами — первоисточник интересней любого пересказа. Напомню только, что местоимение «Он» и все его производные, пишущиеся с заглавной буквы, употребляется по отношению к Сыну Божьему, Богочеловеку, Господу Иисусу Христу.

» был болен некто Лазарь из Вифании, из селения, где жили Мария и Марфа, сестра ее. Мария же была та, которая помазала Господа миром и отерла ноги Его своими волосами; ее брат Лазарь был болен. Послали сестры сказать Ему: «Господи! Вот, кого Ты любишь, болен». Услышав это, Иисус сказал: «Болезнь эта не к смерти, но к славе Божией, чтобы прославлен был через нее Сын Божий». Иисус любил Марфу и сестру ее и Лазаря. А когда услышал, что Лазарь болен, то остался Он два дня на том месте, где находился».

Прервём чтение и задумаемся: почему Иисус медлит, когда дело касается смертельной болезни его друга, друга, которого Он любил? Такой же вопрос задавали себе и все свидетели этой истории две тысячи лет назад. Ответ прост. Промедление Богочеловека святые отцы объясняют желанием воскресить настоящего мертвеца, четверодневного и смердящего — чудо ни до, ни после человечеству неизвестное и неповторенное. «Для того медлит Иисус, чтобы скончался Лазарь и был погребен, чтобы потом никто не мог сказать, что Он воскресил его тогда, как тот еще не умер, что то был только глубокий сон, или расслабление, или лишение чувств, но не смерть. По этой-то причине Он и остался на столько времени, что произошло даже тление, так что говорили: уже смердит», — объясняет святитель Иоанн Златоуст.

Читаем дальше: «После этого Он говорит ученикам: «Пойдем снова в Иудею». Ученики сказали Ему: «Равви! Давно ли иудеи искали побить Тебя камнями, и Ты опять идешь туда?» Иисус отвечал: «Не двенадцать ли часов во дне? Кто ходит днем, не спотыкается, потому что видит свет мира сего; а кто ходит ночью, спотыкается, потому что нет света в нем». Сказав это, говорит им потом: «Лазарь, друг наш, уснул; но Я иду разбудить его». Ученики Его сказали: «Господи! Если уснул, то выздоровеет». Иисус говорил о смерти его, а они думали, что Он говорит о простом сне. Тогда Иисус сказал им прямо: «Лазарь умер; и радуюсь за вас, что Меня не было там, дабы вы уверовали; но идем к нему». Тогда Фома, иначе называемый Близнец, сказал ученикам: «Пойдем и мы умрем с Ним»».

Мы словно видим учеников Иисуса, предостерегающих Сына Божьего: «Не ходи в Иудею! Тебя хотели там побить камнями, а Ты опять идешь туда? Ну, пожалуйста, хотя бы не иди туда днем — опасно!». Но Иисус отвечает им фразой, имеющей не только буквальный смысл, но и глубокий богословский: «Кто ходит днем, не спотыкается, потому что видит свет мира сего; а кто ходит ночью, спотыкается, потому что нет света в нем». И вот уже один из Его учеников — Фома поражает нас готовностью безоговорочно, невзирая на опасности, следовать за Христом, куда бы Он ни пошел. Кстати, это тот самый неверующий Фома, о котором мы будем говорить через неделю после Пасхи, поэтому запомним сегодня его решимость!

Но вернёмся к евангельскому тексту: «Иисус, придя, нашел, что он (Лазарь) уже четыре дня в гробнице. Вифания же была близ Иерусалима, стадиях в пятнадцати; и многие из иудеев пришли к Марфе и Марии утешать их в горе о брате их. Марфа, услышав, что идет Иисус, пошла навстречу Ему; Мария же сидела дома. Сказала тогда Марфа Иисусу: «Господи! Если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой. Но я и теперь знаю, что о чем бы Ты ни попросил Бога, даст Тебе Бог». Иисус говорит ей: «Воскреснет брат твой». Говорит Ему Марфа: «Знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день». Иисус сказал ей: «Я — воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. Веришь ли ты в это?» Она говорит Ему: «Да, Господи! Я верую, что Ты — Мессия (Христос), Сын Божий, в мир Приходящий». Сказав это, пошла и позвала Марию, сестру свою, сказав тайно: «Учитель здесь и зовет тебя». Она, как только услышала, встала поспешно и пошла к Нему. Иисус еще не входил в селение, но был на том месте, где встретила Его Марфа. Тогда иудеи, которые были с нею в доме и утешали ее, видя, что Мария поспешно встала и вышла, пошли за нею, полагая, что она идет к гробнице — плакать там. А Мария, придя туда, где был Иисус, и увидев Его, пала к ногам Его и сказала Ему: «Господи! Если бы Ты был здесь, не умер бы мой брат».

Эти диалоги между сестрами умершего Лазаря и Иисусом Христом крайне важны. С одной стороны это своего рода проверка Господом, способны ли Марфа и Мария поверить в чудо воскрешения, а, значит, поверить в то, что стоящий перед ними Иисус — Сын Божий. Сестры вроде бы и верят, они сами говорят: «Если бы Ты, Иисус, так любящий нашего брата, был тут, когда он только болел, или только умер, Ты бы не дал ему умереть, Ты бы его воскресил!»

Но сейчас-то уже поздно, считают они, тление, смерть, разрушила нашего брата, смерть уже победила. Да, как верующие иудеи, они знают, что когда-нибудь их брат воскреснет из мертвых, но сейчас в нем уже нет жизни, а только тление и смерть.

И тут Иисус опять произносит слова не совсем понятные двум убитым горем женщинам, слова, имеющие глубочайший смысл: «Я — воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. Веришь ли ты в это?» И, стоит ли говорить, что эти слова обращены не только к горюющим Марфе и Марии, но и ко всем нам?

А дальше происходит нечто удивительное. «Иисус, когда увидел ее (Марию) плачущую и пришедших с нею плачущих иудеев, Сам восскорбел духом и пришел в волнение, и сказал: «Где вы положили его?» Говорят Ему: «Господи! Иди и посмотри». Прослезился Иисус. Говорили тогда иудеи: «Смотри, как Он любил его». А некоторые из них сказали: «Не мог ли Он, открывший очи слепому, сделать, чтобы и этот не умер?»

Почему плакал Иисус? Зная, что Лазарь будет воскрешен? Бог и плачет! Зная, что смерть Ему подвластна, плачет над умершим! Почему? А почему плачем мы? Когда мы плачем? Когда сострадаем другому! Бог плачет, потому что Он сострадает Своему другу Лазарю! Этот момент Евангелия не менее важен, чем сам факт воскрешения! Ведь он объясняет, почему Бог Иисус Христос потом Сам принял Крестные Страдания и Смерть. Он сделал это из сострадания к нам, людям. Из любви.

Но ототрем слезы. Если мы будем точны, то увидим: в Евангелии сказано не о рыдающем Христе, и даже не о плачущем, там сказано: «Прослезился Иисус». И это тоже важно. Святитель Василий Великий объясняет: Христос «заключил необходимые страстные движения в некоторую меру и пределы, предотвращая несострадательность, потому что это зверонравно, и не дозволяя предаваться скорби и проливать много слез, потому что это малодушно».

Опять вернемся к Евангелию от Иоанна. «Иисус же, снова возмущаясь в Себе, приходит к гробнице. Это была пещера, и камень закрывал ее. Иисус говорит: «Возьмите камень». Сестра умершего, Марфа, говорит Ему: «Господи! Уже смердит; ибо четырехдневный уже». Иисус говорит ей: «Не сказал ли Я тебе, что, если уверуешь, увидишь славу Божию?» Тогда взяли камень, Иисус же поднял глаза ввысь и сказал: «Отче! Благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. Я знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал это ради народа, стоящего кругом, чтобы поверили, что Ты послал Меня».

Сказав это, Он воззвал громким голосом: «Лазарь, выходи!»

И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лицо его обвязано было платком. Иисус говорит им: «Развяжите его, пусть идет». Тогда многие из иудеев, пришедших к Марии и видевших, что сотворил Иисус, уверовали в Него».

Вот этот властный призыв Христа: «Лазарь, выходи!», звучащий сегодня в храмах, обращен не только к Лазарю. Лазарь, четырехдневный обитатель мрачной страны мертвых, — образ души, погребенной под спудом грехов, как выразился один святой, души, «от наших грехов смердящей». Этот призыв, услышанный даже и в царстве мертвых, не должен стать для нас, еще живых, просто словами.

«Лазарь, выходи!», — летит сквозь тысячелетия к нам, и сегодня. «Лазарь, выходи!», и пуст склеп — темница нашей смерти. И валяются бессильными тряпками погребальные пелены — узы нашего греха. «Развяжите его, пусть идет…» Вот эту сцену и изображают на иконе праздника Лазаревой субботы.

Но я обещала объяснить, в чем разница между воскрешением и воскресением из мертвых. Воскрешение Лазаря — это возвращение умершего, который «уже смердил», к жизни земной. А Воскресение мертвых, именно об этом вспоминала Марфа, — это восстановление физических тел людей в новом состоянии. Христианство учит, что произойти все должно при втором пришествии Иисуса Христа. По словам апостола Павла, воскресение мертвых произойдет «вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся во мгновенье ока». Залогом этого грядущего воскресения мертвых является Воскресение Христа в Пасху. Своим крестным подвигом и смертью, а затем воскресением, Иисус Христос преобразил человеческое естество и открыл путь воскресения нам, людям.

Иисус Христос победил смерть, и вот, как напоминание нам о том, что смерть не властна над Богочеловеком, что Он сильнее смерти, Церковь и установила праздник, называемый «Лазарева суббота», установила его перед Страстной неделей. В день Лазаревой субботы даже отменяется пост, наши предки в этот день обязательно ставили на стол рыбную икру — продукт в прошлые века более доступный, чем сейчас. Догадались, почему? Сколько в этом глубины и смысла, ведь икринка — зародыш новой жизни, ее зачаток. Обратите внимание, как сложнейшее богословие проникало в бытовую жизнь верующих, освещало ее.

И еще. По просторам Интернета бродит шутка, точно объясняющая, почему смерть тела, воспринимаемая на бытовом уровне сознания как смерть вообще, не есть финал жизни — жизни личности, жизни души. Это вообще не финал. Ведь если ваш друг по какой-то причине угробил свой телефон и потому не выходит с вами на связь, это же вовсе не значит, что он, ваш друг, уже не существует?

Притча о воскресении Лазаря — очень значимая и в наше время история, так как свидетельствует о Великой Славе Бога. И по прочтению этого рассказа, пожалуйста, ответьте себе на вопрос: «Как я могу делами отражать качества Христа»? Давайте в мыслях перенесемся во времена, когда жил и проповедовал Иисус Христос. У Иисуса был друг, которого он очень любил, звали его – Лазарь. Однажды Лазарь заболел и его сестры – Мария и Марфа отправили к нему вестника с этим известием. Но Иисус был далеко от Вифании – города, где проживала эта семья. Сестры Лазаря надеялись, что получив такую новость, Иисус исцелит их брата на расстоянии, ведь раньше он это делал.

Когда печальная весть доходит до Иисуса, он не поспешил помочь Лазарю. Почему? Неужели лучшего друга он бросит в беде?

Посмотрим дальше на историю. Иисус с апостолами направляется в Иудею, где недавно пытались побить его камнями. Он говорит своим ученикам: «Наш друг Лазарь уснул, но я иду разбудить его».

Но если он уснул, то выздоровеет, говорят ему ученики. Тогда Иисус сказал им, что Лазарь умер.

До этого Иисус возвращал к жизни людей, но они были мертвы несколько часов. А тело праведного Лазаря было уже в склепе несколько дней. Когда приблизились к Вифании ученики с Иисусом, Марфа побежала к нему на встречу и сказала: «Господи, если бы ты был здесь, мой брат не умер бы» и в ответ услышала слова: «Воскреснет брат твой». Народ очень горевал о смерти Лазаря и плакал, Иисус скорбел внутренне, и в глазах у него были слезы. Тогда Иудеи говорили: смотри, как ОН любил его.

Иисус вместе со всеми приходит к памятному склепу. Это пещера, вход которой закрыт камнем. Иисус велит убрать камень. Марфа не понимает, что собирается сделать Иисус, возражает: «Господи! Уже смердит, ибо четыре дня, как он во гробе». Но он отвечает: «Если будешь веровать, увидишь славу Божию».

Люди отняли камень от пещеры, и Иисус начинает молиться: «Отче! Благодарю Тебя, что Ты услышал Меня; Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал сие для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня». Сказав это, ОН воззвал громким голосом: «Лазарь, выходи!» И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами и лицо было его обвязано платком. Воскресший Лазарь продолжил свою жизнь благодаря Силе Божией, данной Иисусу.

Так почему Иисус не торопился к Лазарю, хотя и получил печальную новость? Здесь кроется великий смысл Божьей славы. Прошло четыре дня со смерти Лазаря и человеку нелегко поверить, что он может ожить. Иисус как раз выбрал подходящее время, чтобы показать Славу и Силу Божию людям, что и мертвые вновь оживают. Для Бога нет ничего невозможного! Многие люди тогда уверовали во Христа и стали его учениками.

Эта библейская история говорит нам о том, что мы тоже можем выбрать подходящее время, чтобы помочь другу в беде и показать свою любовь и преданность. И может вы, вернете к жизни кого-то из дорогих вам людей, попавших в трудную ситуацию. А что стоит только поговорить и понять человека. Просто протяните руку, как Господь любит и спешит к нам на помощь всегда, только поверьте и все у вас получиться! Эту историю вы можете прочитать в библии: от Иоанна 11:7-18 стихи.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *