Лещинский филофей

Свт. Филофей Тобольский

Филофей (Лещинский), в схиме Феодор (1650 — 1727), митрополит б. Сибирский и Тобольский, святитель. Знаменитый просветитель Сибири, положивший начало духовного образования в Сибирском крае.

Память 31 мая, в Соборах Брянских и Сибирских святых.

Родился в 1650 году в Малороссии, в небогатой дворянской семье Лещинских.

Образование получил сначала в малороссийских школах, затем в Киевской духовной академии.

По окончании академии женился и был рукоположен во иерея. Несколько лет был приходским священником.

Овдовев, поступил в Киево-Печерскую лавру, где и пострижен в монашество. С особой ревностью предался он здесь подвигам благочестия, поста и молитвы. Через некоторое время избран экономом Лавры.

В 1701 году назначен наместником Брянского Свенского Успенского монастыря Орловской епархии, с оставлением в должности эконома.

4 января 1702 года хиротонисан во епископа Сибирского и Тобольского с возведением в сан митрополита. Хиротонию совершали свт. Димитрий Ростовский, митрополит Стефан (Яворский) и митрополит Парфений Лаодикийский.

Огромная епархия, где ему предстояло служение, охватывала территорию от Северного Ледовитого Океана до Китая и от Уральских гор и до Камчатки. «Пришед в Сибирския страны, писал святитель Филофей царю, в церквах Божиих обрел великое нестроение, а какое, нелепо есть и писанию предати. Чинится то за великою простатою и нищетою священников». Святителем Филофеем была создана первая в Тобольске Славяно-латинская школа для детей духовного звания, учителями в ней были образованные киевские монахи.

В 1704 году святитель снаряжает миссию из двух монахов к Хутухте в Монголию, но неудачно. В 1705 году отправленная им в Камчатку миссия архимандрита Мартиниана крестит камчадалов, а свт. Филофей заводит сношения с остяцким князем Шешукой и обдорским Тучабалдой. В 1707 году митрополит отправляет миссионеров к березовским и сургутским остякам.

Борьба со светскими властями, страшные беспорядки в Сибирской митрополии и суровый климат надломили здоровье митрополита.

В 1711 году в результате тяжелой болезни был уволен от управления епархией, удалился в Тюменский Троицкий монастырь и принял схиму с именем Феодор.

В 1712 году поправился настолько, что смог приступить к исполнению царского указа, полученного еще в 1710 году, с предписанием отправиться лично на проповедь в землю остяков и вогул. Совершил несколько дальних поездок, построил много церквей, проник даже в дикую страну на р. Конде.

В 1715 году по смерти свт. Иоанна Тобольского вторично вступил в управление епархией.

За время своего архипастырства митрополит Филофей выстроил 288 церквей (было 160, а стало 448), 37 монастырей, основал много приходов и тем самым заложил основу для распространения христианства среди язычников. Почти все время своей архипастырской деятельности провел в беспрестанных поездках по дикой окраине, по степям и болотам, тайге и тундре, просвещая самоедов, вогулов, остяков. В период с 1712 по 1727 год святитель с сотрудниками просветил и крестил до 40000 сибирских инородцев . В 1712 году совершил свое первое миссионерское путешествие в Березовский край, а за год до смерти, больной, посетил Низовский край, и доехал до отдаленного Обдорска. Он выстроил новый архиерейский дом в Тобольске, увеличил его доходы и привел в лучшее состояние его вотчины, умножил количество духовенства как в церквах, так и в монастырях и увеличил получаемое ими содержание; учредил несколько духовных школ, в которых обучались дети инородцев, и сам немало трудился в обучении детей.

В 1721 году снова удалился на покой в Тюменский Троицкий монастырь, жил в большой бедности, продолжая заведовать делом христианской миссии в Сибири. Сам он теперь редко оставлял монастырь, но под его руководством трудились многие из бывших его спутников.

В 1726 году святитель предпринял последнее путешествие к обдорским остякам.

Скончался 31 мая 1727 года. Во исполнение его завещания, тело святителя было погребено в Троицком монастыре напротив входа, «дабы, как гласит завещание, мимоходящие попирали прах ногами».

Митрополит Филофей был тихого нрава, снисходителен ко всем, не тщеславен.

Обретение мощей

Святитель Филофей (Лещинский).С сайта http://www.tobolsk-eparhia.ru

В 1923 году по решению советских властей монастырь был закрыт, а мантия святителя и его мощи, согласно официальной версии, сожжены. В 1990-х годах удалось найти документ, опровергающий информацию об уничтожении мощей.

Первая попытка найти мощи святителя состоялась в 2000 году, но склеп у входа в Троицкий собор нашли пустым, в кирпичной кладке сохранилось лишь незначительно количество деревянных фрагментов сгнившего гроба. В 2003 году наместнику Троицкого монастыря архимандриту Тихону передала завещание внучка священника, который принимал последнюю исповедь у человека, который перезахоронил останки святителя Филофея. В завещание было написано, что мощи были захоронены у левой колонны Георгиево-Вознесенского храма города Тюмени. С этого момента велись поиски мощей, было несколько неудачных попыток (у левых колонн разных приделов храма).

25 июля 2006 года рабочие, которые вели работы по укреплению фундамента в храме на глубине 0,75 метров наткнулись на дерево, которое оказалось деревянной балкой. Глубже был обнаружен край кирпичного склепа. После вскрытия его верхней арки обнаружили деревянный гроб. Через месяц после очистки склепа от земли и раствора в присутствии архиепископа Тобольского и Тюменского Димитрия гроб был вскрыт. Экспертная комиссия установила, что эти перезахороненные останки принадлежат митрополиту Филофею. Наличие епитрахили и серебряного креста указывали на принадлежность останков. На рассвете 21 октября прошлого года останки митрополита Филофея перенесены из Вознесенско-Георгиевского храма на другой берег Туры — в Свято-Троицкий монастырь.

Литература

Использованные материалы

  • Биография на сайте «Русского Православия»
  • Биография на сайте Тобольско-Тюменской епархии
  • Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.

Сулоцкий Александр, прот. Обращение язычников Енисейской епархии. СПб.: Тип. духовного журнала «Странник», 1876, с. 2.

Память 31 мая / 13 июня

Святитель Филофей, епископ Тобольский и митрополит Сибирский

Святитель Филофей родился в 1650 году в шляхетской семье на Украине. Он закончил Киевскую духовную академию и вскоре после женитьбы был рукоположен в священника. Прослужив несколько лет на приходе, он после кончины супруги принял иночество в Киево-Печерской лавре.

Здесь святой Филофей отличался усердием в посте и молитве. В 1701 году он был назначен наместником Свенского Успенского монастыря – дочерней обители лавры, а на следующий год был хиротонисан в епископа и возведен в сан митрополита Сибирского.

25 лет святитель Филофей без устали ездил по обширной епархии, раскинувшейся от Урала до Китая, снаряжая миссии на Алтай, Камчатку, в Монголию и Северный Китай, невзирая на подчас жесткое сопротивление языческих племен. Он крестил более 40 тысяч человек и основал около 300 приходов. Прибыв в Тобольск, святитель Филофей созвал церковный собор всего сибирского духовенства с целью укрепления Церкви и налаживания пастырского служения, которому предстояло осуществляться в исключительно сложных условиях. Много внимания он уделял созданию школ и выпуску книг для распространения христианской культуры.

В 1709 году в Свято-Троицком монастыре города Тюмени он принял схиму с именем Феодор, желая посвятить остаток жизни молитве, а его преемником на Сибирской кафедре стал святитель Иоанн (память 10 июня). Однако в 1712 году по его просьбе святитель Филофей возобновил миссионерскую деятельность, отправившись проповедовать Благую Весть тунгусским и якутским племенам Березовского края.

После кончины святителя Иоанна (1715) святой Филофей был отозван в Тобольск и вернулся к руководству епархией. Он окончательно удалился на покой в 1720 году и поселился в Тюменском монастыре, не прекращая, тем не менее, миссионерской деятельности в Сибири. В 1726 году он предпринял последнюю миссионерскую поездку вдоль рек Иртыша и Оби.

Святитель Филофей мирно упокоился 31 мая 1727 года вскоре после возвращения в монастырь. Его могила стала местом паломничества.

Его поминовение было установлено в 1984 г., 10 июня, в день Собора Сибирских святых.

(в схиме – Феодор) (1650 – 1727)

В замыслах Петра I Сибирь занимала особое место. Для укрепления государственной власти царь считал необходимым распространить Православие по всему материку. Специальным указом царь распорядился найти «в малороссийских городах человека не только доброго, но и ученого», дабы он мог «в Сибири в слепоте идолослужения закоснелых человек приводить в познание истинного Бога».

Такой человек отыскался не сразу. На Сибирскую кафедру прочили разных архиереев. Но всё как-то не срасталось. Даже прославленный позже в лике святых Димитрий Ростовский, уже отправившись в Тобольск, заболел и слёг…

И вот нашёлся человек для Сибири. Монашеское имя человеку было Филофей, в переводе с греческого — Боголюб.

Филофей Лещинский родился в Малороссии. Образование получил в малороссийских школах и в Киевской духовной академии и по окончании курса наук был несколько лет приходским священником; затем, овдовев, поступил в Киево-Печерскую лавру, где постригся в монашество с именем Филофея и с особою ревностью предался подвигам благочестия, поста и молитвы.Через какое-то время Филофей был избран в экономы лавры, а затем, в 1701 г., назначен наместником Свенского Успенского монастыря Орловской епархии, с оcтавлением в должности лаврского эконома. В 1702 г., 4 января, Ф. был хиротонисан в митрополита сибирского и тобольского и 4 апреля явился в Тобольск, куда вслед за ним прибыло для евангельской проповеди инородцам несколько ученых монахов.

В 1705 году в Тобольской епархии по благословению святителя Филофея (Лещинского) в Архиерейской школе в Тобольске открылся Духовный театр. Здесь силами учащихся и преподавателей ставились спектакли для духовного просвещения народа.

Театр в Сибири существует со времен Петра Великого, с самых первых годов XVIII столетия. Начало ему здесь, по крайней мере, в главном сибирском городе Тобольске, как в Малороссии, в Белоруссии и в Москве, да и во всей России, положено духовенством, и именно митрополитом Тобольским Филофеем Лещинским с учениками его архиерейской школы.

Преосвященный Филофей был родом из Малороссии, воспитание получил в Киевской академии; был современником Симеона Полоцкого, св. Дмитрия Ростовского, Феофана Прокоповича и других духовных драматургов семисотых годов и потому, между прочим, был любителем театральных представлений.

Сам ли сочинял (это очень вероятно:) по замечанию Сибирского летописца, митрополит Филофей «славныя и богатыя комедии делал», при том митрополит Филофей, как весьма хорошо известно, такой был охотник писать стихи, что писал их (вероятно, в часы раздумья и вследствие мгновенно возникавшей какой-нибудь особенной мысли) на пробелах деловых бумаг и на поступивших на его имя конвертах) комедии, трагедии и драмы или запасся подобными произведениями в Киеве, учась там и после служа экономом Киево-Печерской лавры, только он вскоре по приезде (4 апреля 1702 года) в Тобольск начал заставлять учеников учрежденной им Славяно-русской школы разучивать и представлять оные при помощи приехавших с ним из Малороссии духовных лиц и ссыльных малороссиян, которых тогда в Сибири обыкновенно называли черкасами.

Сцена устроялась почти подле самого архиерейского дома в Тобольске, между настоящим Софийским собором и Сергиевскою, ныне уже не существующей, церковью к Прямскому взвозу. Пред началом представлений обыкновенно ударяли несколько раз в соборный колокол, и народу собиралось множество. Все, доселе сказанное, основано, между прочим, на словах краткого жизнеописания Филофеева, помещенного под 1727 годом в рукописной Сибирской летописи, которая находится в библиотеке Тобольской семинарии. Там сказано: «(Филофей) был охотник до театральных представлений, славные и богатые комедии делал, и когда должно на комедию зрителям собираться, тогда он, владыка, в соборные колокола на сбор (т.е. так, как обыкновенно благовестят к литургиям в храмовые, престольные известной церкви праздники) благовест производил, тогда народ собирался».

Пиесы, без сомнения, были вроде: «Блудный сын» и «Навуходоносор», «Тело златое» и «Три отрока в пещи» Симеона Полоцкого; «Грешник кающийся», «Драма Успенская» и «Драма Дмитриевская», «Есфирь и Агасфер», «Рождество Христово», «Воскресение Христово» и другие св. Дмитрия Ростовского; «Владимир, всех славянороссийских стран князь и повелитель» Феофана Прокоповича. Содержание для них почти обыкновенно заимствовалось из библейских книг, их и писали, как видно из сейчас указанных пьес, преимущественно лица духовные и монашествующие, писали не только Симеоны Полоцкие и Феофаны Прокоповичи, но и такие люди, каков был святитель Дмитрий Ростовский; их и разыгрывали не только в Малороссии, где давно уже к ним привыкли, но и в строгой Москве еще до Петра, и не только у лиц светских, например, у старинных набожных помещиков и при царском дворе (со времени царя Алексея Михайловича и до императрицы Елисаветы Петровны включительно), но и у лиц духовных, в монастырях и архиерейских домах, например, в Ростове у св. Димитрия митрополита. Ежели в пьесах тех (например, в драмах: «Рождество Христово» и «Успенской») были введены в разговоры и действие Господь Иисус Христос и Божия Матерь, то вместо действующих лиц всегда выставлялись только иконы. Наконец драмы, трагедии и комедии, о которых идет слово, были представляемы наиболее с целью назидания зрителей, чтобы сценическими представлениями библейских событий сильнее подействовать на сердца, на чувства современников.

Нет сомнения, что и митрополит Филофей приказывал представлять в Тобольске комедии или игрища комедианские (по выражению летописца), не по одной только привычке к ним в Киеве и не для увеселения только себя и жителей Тобольска, но и для назидания сих последних, а также для приучения учеников своей школы к свободнейшему произношению проповедей и речей. О последней цели сценических представлений в старые годы при архиерейских домах мне случилось слышать от почтенного по духовной опытности и сану старца (тобольского архиепископа Георгия Ящуржинского), который сам происходил из Малороссии, который сам учился в конце прошедшего столетия в Киевской академии и который, следовательно, лучше других мог знать дух и правила людей старого времени, лучше понимал иное, перешедшее некогда из Малороссии в Великороссию и Сибирь. Да и что много говорить о достоинстве свидетельства в этом деле покойного преосвященного Георгия: разыгрывать драмы, комедии и трагедии духовного содержания ученикам духовных учебных заведений даже в обязанность поставлялось самим Духовным Регламентом.

Посеянное митрополитом Филофеем не заглохло, не пропало в Тобольске и после него. При преемнике его, воспитаннике, как и он, Киевской академии митрополите Антонии Стаховском с его дозволения ученики и учителя Тобольской архиерейской (тогда уже Славяно-латинской) школы в Святки представляли пьесы духовного содержания по домам, получали за то вознаграждение, и собранные деньги шли частью на содержание учившихся, частью на жалованье учивших.

С учреждением в 1743 году митрополитом Антонием Нарожницким вместо Славяно-латинской школы семинарии в Тобольске то же продолжалось, и продолжалось почти до настоящего времени.

Любовь к театральным представлениям от семинаристов перешла впоследствии и в другие слои тобольского общества. Люди пожилых лет очень хорошо помнят, как, бывало, в Тобольске (лет 50 или 45 тому назад) дети мещан, отставных солдат и бедных разночинцев бегали в Святки по подоконью людей зажиточных с вертепом, с райком и за свои напеванья и ломанья получали пятаки и гривны, а инде и полтины.

Протоиерей Александр Сулоцкий, исследователь Сибирской старины (1812-1884)
Опубликовано: 20 декабря 1869 г. Омск





Просветитель Сибири Митрополит Филофей (Лещинский) родился в 1650 году в Малороссии (ныне Укранина), в небогатой дворянской семье. Образование он получил в Киевской духовной академии (тогда коллегии), по выходе из которой женился и был рукоположен во иерея. Но недолго длилось его семейное счастье: очень скоро его любимая жена умерла. Это горе резко изменило жизнь будущего святителя: он принял монашество с именем Филофей и был назначен на трудную, по множеству забот, должность эконома, а затем произведен в наместники Брянского Свенского монастыря. Однако и здесь ему не пришлось долго оставаться.

В 1700 году освободилась кафедра Тобольс­кая и Сибирская. Для проповеди Евангелия сибирским инородцам император Петр I приказал Киевскому митрополиту подыскать на это место из малороссийских монахов-священников умного и благочестивого человека. Выбор пал на Филофея.

Огромная Сибирская епархия, где ему предстояло служить, охватывала территорию от Северного Ледовитого океана до Китая и от Уральских гор до Камчатки. Сибирь в то время наполняли разные народы, которые поклонялись деревянным, медным, золотым и серебряным истуканам (идолам). Они давно забыли, что поклоняться нужно Одному Богу. Да и сами русские поселенцы и даже священники вели далеко не благочестивую жизнь.

«Пришед в Сибирские страны, – писал Филофей царю, – в церквах Божиих обрел великое нестроение, а какое нестроение нелепо есть и писанию предати».

Священников в Сибири в те времена, как и сейчас, очень сильно не хватало, поэтому рукополагали в священный сан крестьян и казаков – людей простых и по большей части неграмотных. В исправление этого недостатка была создана Митрополитом Филофеем первая в Тобольске славяно-латинская школа для детей духовного звания. Содержалась она за счет архиерейского дома, а учителями в ней были образованные киевские монахи.

Для пропитания сибирского духовенства владыка Филофей исхлопотал у Государя земельные угодья под пашню и сенокосы и установил с прихожан определенную ругу (жалованье хлебом). Не было в церквах хороших певчих. Так что в 1704 году святитель Филофей собрал первый в Сибири церковный хор из ссыльных казаков.

Вместо деревянных храмов, часто подвергавшихся пожарам, святитель Филофей стал строить каменные. Выписанные из Киева художники, руководившие возведением новых храмов (их за все время святительства Филофея было построено великое множество), удивили всю Сибирь сооружением в тобольском Успенском соборе великолепного резного иконостаса.

Болел душой смиренный владыка и о погибающих во тьме язычества инородцах. В 1705 году была снаряжена из Тобольска на отдаленнейшую Камчатку первая духовная миссия. Таким образом проникли первые лучи православного просвещения в страну диких камчадалов. В 1711 году там был основан монастырь с первым камчатским храмом во имя святителя Николая Чу-дотворца. Другая миссия была направлена к сибирским монголам и даже в Китай, где жили потомки плененных русских, жителей дальневосточного города Албазина, разоренного китайцами в 1684 году.

Хотя китайцы относились к русским пленным милостиво, некоторые из пекинских поселенцев под тяжестью языческого мрака стали ослабевать в святой вере. Китайский император не разрешал въезд в страну русским священникам, хотя и не препятствовал русским исповедовать веру Христову. Митрополит Филофей написал поселенцам грамоту, которая воодушевила их и поддержала в любви ко Христу, а через некоторое время в Китай прибыла и русская миссия.

Гораздо успешнее шло дело крещения наших российских инородцев. В 1706 году последовал Указ государя Петра I: «Сибирскому митрополиту Филофею ехать во всю землю вогульскую и остяцкую, и в татары, и в тунгусы, и якуты, и в волостях, где найдет их кумирни и кумирницы и нечестивыя их жилища, и то все пожечь, а их (вогулов и остяков) Божиею помощью и своими труды приводить в Христову веру». Тем же указом инородцам, которые пожелают креститься, объявлялись различные льготы, а гражданскому начальству предписывалось оказывать всякую помощь проповедникам и способствовать им в средствах передвижения.

Народы эти (вогулы и остяки) вели полукочевой образ жизни. Зиму они проводили в лесах, занимаясь охотой, летом переселялись на берега рек, добывая себе пропитание рыбной ловлей. Естественно, что и верили они в то, что видели: в хищных зверей, вредивших им, и духов, в честь которых они делали идолов и им поклонялись.

К этим-то аборигенам Сибири направился святитель Филофей. Ревность по Богу, стремление служить Христу влекли святителя в самые дебри сибирской тайги. Не узнать было смиренного Филофея, когда он встречал на своем пути языческие кумирни или идольские чучела. Но, исполняя Петров указ, не пепел только и головешки идолов оставлял после себя просветитель Сибири. Строя вместо порушенных капищ часовни и храмы и уча инородцев основам христианской веры, святитель оставлял им свою любовь. Стоило ему вернуться в те селения, где он уже побывал, как его встречали новообращенные: они бежали к нему, как дети к отцу, падали на землю, целовали ему руки и ноги. Из детей сибирских аборигенов выбирал он способных мальчиков и посылал их в мужские монастыри и тобольский Архиерейский дом, где их учили грамоте и Закону Божию, готовя к священному званию.

По воле Божией так случилось, что вскоре Митрополит Филофей тяжело заболел и вынужден был удалиться на покой в устроенный им в Тюмени Троицкий монастырь. На Сибирскую кафедру был назначен Мит­рополит Иоанн (Максимович). Приняв схиму (великий монашеский постриг) с именем Феодора, митрополит Филофей собирался даже удалиться на место своего пострижения в Киев. Но Бог судил иначе.
Вид Троицкого манастыря до революции

В 1711 году в Тобольск прибыл первый губернатор Сибири, князь Гагарин. К тому времени святитель Филофей уже вполне поправился, и губернатор предложил ему самому ехать миссионером, причем предоставлял ему и судно для плавания, и гребцов, и переводчиков, и десять казаков для охраны, и две тысячи рублей и распорядился, чтобы власти всюду содействовали проповедникам. В сопровождении еще нескольких священников старец-митрополит Филофей летом 1712 года отправился вниз по Иртышу, к березовским остякам.

В это (уже второе) свое путешествие митрополит, теперь уже схимитрополит Феодор, крестил многих остяков, которые, убежденные в бессилии идолов, охотно принимали новую, истинную веру. Даже сами шаманы призывали своих соплеменников верить в Иисуса Христа. Один из них, шаман Малоатлымских юрт Палемха, еще с ранней весны отказался от служения идолам и ворожбы, стал вслух читать русские молитвы и проповедовал о величии христианской веры. Туземцы встречали митрополита Феодора на берегу со словами: «Мы знаем, что ты, архиерей Божий, приехал нас крестить. Хоть нам и жаль прежней нашей веры, но Бог не велит нам противиться тебе, крести нас!».

Не все язычники согласились принять новую веру. Часть из них, особо упорствовавших в своем суеверии, убежала в лес. Но куда бы ни приходили они, всюду преследовали их комары и мошки, не ладилась охота, так что вскоре они чуть не умерли от голодной смерти. Поняли тогда остяки, что таким образом вразумляет их христианский Бог, вернулись к прежнему месту и приняли Крещение.

Только в юртах, называемых Большой Атлым, населенных потомками зырян и пермяков, проповедников встретили враждебно. Остяки не позволили лодке миссионеров даже пристать к берегу, метая в служителей христовых камни и стрелы. Но владыка Феодор смело вышел к язычникам и стал ласково с ними разговаривать. На третий день все туземцы приняли Святое Крещение.

Вогульский князек из Кошуцких юрт, находившихся на реке Тавде, недавно обращенный в мусульманство, замыслил убить Митрополита Феодора, но не смог, так как был схвачен гражданскими властями. Также и буренские остяки-мусульмане, не желая слушать святителя, затыкали свои уши. Смиренный старец-митрополит не покинул юрт и терпеливо ждал. Тогда они, вооружившись, напали на проповедников и жестоко изранили их. Русские бежали, а святитель один остался на берегу и молился. Один из туземцев выстрелил в него из ружья, но пуля пролетела сквозь одежду, даже не задев тела митрополита.

В 1715 году скончался Тобольской Митрополит Иоанн, и схимитрополит Феодор вновь прибыл на Тобольскую кафедру. Еще пять лет дал Господь потрудиться среди горячо любимой паствы Митрополиту Филофею. С прежней ревностью занимался он крещением сибирских инородцев, борьбой с раскольниками, строительством храмов, учением молодого поколения – воспитанием своих, сибирских священников. Но в 1720 году семидесятилетний святитель почувствовал предел своим силам и запросился на покой. Царь Петр I разрешил престарелому митрополиту покинуть кафедру и одновременно с разрешением прислал почетную грамоту, похвалив его за труды на благо Российского государства. В грамоте говорилось:

«От великого Государя и великого князя Петра Алексеевича всея великия и малыя и белыя России самодержца богомольцу нашему преосвященному Феодору, митрополиту Тобольскому и Сибирскому. Известно нам, великому Государю учинилось, что ты в бытность свою в Сибири собственными своими трудами взыскал и окрестил в Православную христианскую веру ясачных инородцев более 30 тысяч человек, и построил у них святые церкви, а детей у них, новокрещеных, много учил; и учатся многие Божественному Писанию, и ктому приступают многие креститися; и ты их совершил, открыл Евангелие правды. И мы, великий Государь за то Богомольца нашего жалуем, милостиво похваляем, и как тебе сия нашего великого Государя грамота придет, и ты, Богомолец наш преосвященный Феодор митрополит, видя к себе нашу великого Государя милость, о крещении помянутых иноверцев в Православную кафолическую веру еще чинил усердное старание; и к Сибирскому губернатору с товарищи о том для ведома Сената наш великого Государя указ послан. Писана (грамота) в царствующем нашем граде Санкт-Петербурге лета от Рождества Христова 1720 сентября 15 дня».

Рака с мощами святителя Филофея в Троицком монастыре г.Тюмени

Всего за время своего служения Митрополит Филофей обратил в святую веру сорок тысяч язычников и магометан, построил около полутысячи церквей.

Уйдя на покой, неутомимый старец-митрополит поселился в тюменском Троицком монастыре и жил здесь уединенно и просто. Летом он любил ходить пешком за девять верст к Иоанновскому монастырю, где удил рыбу, а зимой обучал грамоте детей инородцев.

31 мая 1727 года в созданной им обители, среди любимых им духовных детей старец схимитрополит Филофей-Феодор тихо почил.

Долго лежали мощи митрополита в земле. В годы лихолетья его останки были тайно перезахоронены. Но вот, наконец, Господь явил жителям Тюмени великую радость. В 2006 году стало известно, что нетленные мощи святителя Филофея зарыты под полами заречного Вознесенско-Георгиевского храма. Созвали священников, приехал Архиепископ Тобольский и Тюменский Димитрий. Мощи торжественно и бережно вынули из земли, положили в раку и Крестным ходом пронесли до тюменского Троицкого монастыря, основанного святителем. Митрополит Филофей снова вернулся туда, где и был похоронен, в свой любимый монастырь. Всем больным и несчастным подается по молитвам к святому Митрополиту Филофею утешение и радость.

Октябрьская революция внесла свои коррективы в жизнь Свято — Троицкого монастыря. В 20-е годы появились так называемые обновленцы, которым потворствовала богоборческая власть.. В 1923 году 7 августа монастырь был опечатан, а его охрана временно поручена секретарю общины Решетникову и члену общины Носареву. Но уже в первой половине сентября обитель была разграблена, причем львиную долю имущества распределили между собой хозяйственный отдел губисполкома, отдел народного образования, коммунхоз. Изымалось все — от митр и архиерейских посохов до последней табуретки. Оставался лишь вопрос о судьбе могилы святителя Филофея.

Якобы с целью сохранения останков его решили перезахоронить в Вознесенско-Георгиевскую церковь. Однако в музее атеизма остался гробик митрополита Филофея, который числился под номером 1647. Он был вскоре сожжен, как сказано в акте, за невостребованностью православными верующими. — Считалось, что святые мощи, от которых люди 200 лет получали исцеление и помощь, сожжены. Но, собирая материал для книги о святителе Филофее, я нашел в архивных документах под грифом «секретно», — рассказывает дальше архимандрит Тихон, — опись содержимого гробика. Там перечислены ткань парчовая, крест и так далее и сказано, что признаков человеческих останков нет. Выходит, сожгли пустой гроб, набитый тряпьем. Так возникла идея поиска останков митрополита Филофея.

Первая попытка найти мощи святителя состоялась в 2000 году, но склеп у входа в Троицкий собор нашли пустым, в кирпичной кладке сохранилось лишь незначительно количество деревянных фрагментов сгнившего гроба. В 2003 году наместнику Троицкого монастыря архимандриту Тихону передала завещание внучка священника, который принимал последнюю исповедь у человека, который перезахоронил останки святителя Филофея. В завещание было написано, что мощи были захоронены у левой колонны Георгиево-Вознесенского храма города Тюмени. С этого момента велись поиски мощей, было несколько неудачных попыток (у левых колонн разных приделов храма).

25 июля 2006 года рабочие, которые вели работы по укреплению фундамента в храме на глубине 0,75 метров наткнулись на дерево, которое оказалось деревянной балкой. Глубже был обнаружен край кирпичного склепа. После вскрытия его верхней арки обнаружили деревянный гроб. Через месяц после очистки склепа от земли и раствора в присутствии архиепископа Тобольского и Тюменского Димитрия гроб был вскрыт. Экспертная комиссия установила, что эти перезахороненные останки принадлежат митрополиту Филофею. Наличие епитрахили и серебряного креста указывали на принадлежность останков. На рассвете 21 октября прошлого года останки митрополита Филофея перенесены из Вознесенско-Георгиевского храма на другой берег Туры — в Свято-Троицкий монастырь

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *