Летопись дивеевского монастыря

Серафимо-Дивеевский монастырь — четвёртый земной удел Богородицы

Адрес: Россия, Нижегородская область, Дивеевский район, с. Дивеево
Дата основания: 1780 год
Основные достопримечательности: собор Троицы Живоначальной (1875 год), собор Спаса Преображения (1916 год), церковь Казанской иконы Божией Матери (1780 год), Колокольня (1901 год), церковь Рождества Христова (1829 год)
Святыни: святая Канавка, икона Пресвятой Богородицы «Умиление», ковчег с мощами старцев Глинской пустыни, вещи преподобного Серафима Саровского
Координаты: 55°02’24.2″N 43°14’44.0″E

Краткая история и описание

Паломничество в Серафимо-Дивеевский монастырь

Дивеевский монастырь на карте

Краткая история и описание

Согласно православному преданию, четыре духовных обители на Земле Божья Матерь взяла под своё особое покровительство. Известны её земные уделы — Иверская земля в Грузии, греческая гора Афон, Киевская Лавра и Дивеево, на которые Царица Небесная изливает свои божьи милости, бывая Сама лично по три часа в день в каждом из этих мест.

Монастырь с высоты птичьего полёта

История монастыря в селе Дивеево началась в 1760 году, когда странствующей монахине Александре, в миру Агафье Семёновне Мельгуновой, Богородица явилась во сне со словами: «Здесь твой предел, предназначенный тебе Божественным Промыслом.

Живи и угождай здесь Господу до конца своих дней. И я всегда буду с тобой и в пределе твоего жительства я создам обитель, равной которой нет на всём свете.

Вид на Серафимо-Дивеевский монастырь со стороны реки Вичкинза

Это мой четвёртый земной удел во Вселенной». С этого времени началось устроение общины. В 1773 — 1774 годах матушка Александра на собственные средства воздвигла церковь Казанской иконы Божьей Матери. В 1788 году местная помещица Жданова, услышав об обители, обетованной свыше, пожертвовала 1300 кв. сажен своей усадебной земли, прилегающей к Казанскому храму. На этой земле матушка Александра построила несколько келий с общей оградой, где поселилась сама с четырьмя послушницами. Сёстры жили по строгому Саровскому уставу, проводя дни в усердном труде и ежечасно (то есть 24 раза в сутки) вставая на молитву.

Собор Спаса Преображения

Скудная пища привозилась один раз в день с трапезной Саровского монастыря. Незадолго до своей смерти, в 1789 году игуменья Александра постриглась в Великую Ангельскую схиму и поручила принять попечение о Дивеевском монастыре иеродиакону Серафиму, известному своими духовными подвигами. В 1794 году Серафим удалился в лес в 5 км от Дивеево и устроил там маленькую келью, посвятив себя аскетическому житию. В продолжение 30-летнего подвижничества иеродиакон зимой и летом носил одну и ту же убогую одежду, питался картофелем, свёклой и снятью, выращенными на своём пустынном огороде. В начале отшельничества отец Серафим брал хлеб из обители, и из своей недельной порции часть отдавал медведям и другим диким зверям, которые приходили к месту его молитвословия.

Собор Троицы Живоначальной

Позднее отец Серафим принял подвиг столпничества и прожил 1000 суток на каменном валуне. Выдержав трёхлетний обет молчания, Серафим сподобился явления Богородицы, повелевшей ему выйти из затвора. За покаянные подвиги преподобный получил дар исцеления и прозорливости, и люди со всей России потянулись к нему за советом.

Однажды келью Серафима посетил помещик Михаил Васильевич Мантуров в сопровождении слуг. Михаил страдал от тяжёлой болезни ног. Лучшие врачи из Москвы и Петербурга не могли остановить раздробление костей. После того, как старец помазал Михаилу Васильевичу ноги елеем, страждущий неожиданно почувствовал, что впервые за многие годы может стоять.

Колокольня

В благодарность за исцеление помещик обрёк себя на добровольную нищету, продал своё имение и стал преданным учеником Серафима. При содействии Мантурова была основана Мельничная община, возглавляемая сестрой помещика — Еленой Васильевной Мантуровой. В 1842 году, через 9 лет после смерти преподобного Серафима две общины объединились в одну, а в 1861 году обитель получила статус монастыря. В 1903 году в Дивеево приезжал император Николай II и беседовал с блаженной Пашей Саровской, предсказавшей ему рождение наследника, царевича Алексия, революцию 1917 года и крах династии Романовых.

Святая канавка

Паломничество в Серафимо-Дивеевский монастырь — в гостях у Серафима Саровского

Главная дивеевская святыня — Святая Канавка — вырыта вдоль тропы, по которой ступала сама Богородица, явившаяся преподобному Серафиму. Эту канавку, окружавшую Мельничную общину, сёстры вырыли своими руками, обнесли валом и обсадили крыжовником. По преданию, когда Антихрист придёт на Землю, Святая канавка будет высока до небес и преградит ему путь. Серафим говорил, что паломник, идя по канавке, должен прочесть 150 раз молитву «Богородице Дева радуйся!». Также посетителям разрешается прихватить с собой горсть целебной земли с канавки.

Церковь Казанской иконы Божией Матери

У конца канавки есть часовня имени отца Серафима, где паломникам раздают «лечебные» сухарики, окроплённые святой водой и освящённые молитвой — это придаёт им благословение. В монастырь едут, чтобы поклониться чудодейственным мощам Серафима Саровского, совершить омовение в купальнях с целебной водой. Но даже неверующему человеку всё-таки стоит сюда приехать. Дивеевская обитель потрясает великолепием храмов, особенно красивы Троицкий и Преображенский соборы. В Троицком соборе, за ракой с мощами установлены витрины, где хранятся личные вещи батюшки Серафима: кожаные рукавицы, богослужебное облачение, нательный железный крест.

Слева направо: церковь Александра Невского, колокольня, собор Троицы Живоначальной, собор Спаса Преображения

Территория монастыря утопает в цветущих розах, а обходя Святую Канавку, за оградкой можно увидеть огромную лиственницу. Это дерево сёстры посадили в 1904 году в память о рождении царевича Алексея, о чём свидетельствуют иконы царской семьи, подвешенные на стволе и оградке.

Рейтинг достопримечательности

История Серафимо-Дивеевской обители

Серафимо-Дивеевский Троицкий женский монастырь связан с жизнью и трудами преподобного Серафима Саровского самым непосредственным образом. Можно сказать, что он стал духовным детищем святого.
Свою историю знаменитая обитель начала в 1767 году, когда вдова полковника Мельгунова Агафия Семеновна (в монашестве – Александра, насельница Киево-Флоровского монастыря) организовала при Казанской церкви села Дивеева женскую общину. С этого момента монахиня Александра управляла ею под руководством старца Саровской обители Пахомия. Вначале Казанская община была достаточно скромной – помимо самой монахини Александры всего пять насельниц. В основу жизни общины был положен устав Саровской обители, которая располагалась неподалеку, в 12 верстах.

Агафья Семеновна Мельгунова, Портрет конца XVIII века

Незадолго до своей смерти старец Пахомий завещал духовное окормление обители преподобному Серафиму. Приняв общину в 1789 году, тот полностью посвятил себя ее благоустройству, благоукрашению и духовному окормлению насельниц. Благодаря трудам святого старца из бедной и маленькой общины вырос известный на весь мир монастырь – одна из жемчужин русской земли.

Стоит заметить, что святой Серафим дал обет не посещать монастырь лично, так что со своими вопросами и проблемами сестры ходили к нему сами. Вероятно, это было связано с тем, что и само повеление основать новую общину в Дивеево (Мельничную) и все правила жизни, управления и обустройства монастыря преподобный Серафим получил от Самой Пресвятой Богородицы. Он все делал по Ее непосредственному наставлению. Все возможные средства, которые получал Серафим Саровский от тех, кому он помогал, он направлял на развитие и строительство монастыря. Это было связано, в частности, с тем, что изначально Дивеевская обитель была достаточно бедна, средств на ее расширение или благоукрашение попросту не было.

В середине XIX века одним из попечителей монастыря был Николай Александрович Мотовилов, известный биограф и собеседник преподобного Серафима. Таким образом, по благословению старца все те, кто мог оказать какую-либо помощь обители, имели возможность внести посильную лепту в дело ее укрепления. В то же время, оказывая такую помощь, люди делали определенный вклад и в дело спасения своей собственной души.

В 1828–1829 годах при общине была построена церковь Рождества Христова. Это стало первым крупным строительством в годы окормления общины преподобным Серафимом.

В 1842 году Казанская община была объединена с соседней – Мельничной – в одну единую Серафимо-Дивеевскую. Мельничная община была создана чуть раньше по благословению преподобного Серафима Саровского. Преподобный считал неуместным совместное проживание вдов и девиц и поэтому и организовал девичью общину при ветряной мельнице. Таким образом, до этого объединения в Дивеево было две общины: Казанская – для вдовствующих монахинь и Мельничная – для девиц.

Через 19 лет, в 1861 году, произошло значимое событие – объединенная община была преобразована в Серафимо-Дивеевский Троицкий женский монастырь. Так повелось, что Верховной Игуменьей (то есть Настоятельницей) монастыря почиталась Сама Пречистая Богородица, поэтому все настоятельницы считали себя только ее наместницами. Первой наместницей монастыря стала игуменья Мария (в миру Елисавета Алексеевна Ушакова).

Дальнейшая история монастыря связана в первую очередь со строительством в нем все новых и новых храмов. Всего в обители было возведено пять храмов: церковь во имя иконы Божией Матери «Утоли моя печали», Тихвинская церковь, церковь во имя Преображения Господня при кладбище, а также домовый храм в честь иконы Богородицы «Всех скорбящих радость», которая находилась при богадельне. Особенно стоит отметить Троицкий собор, построенный по проекту архитектора А. И. Резанова (архитектор храма Христа Спасителя), в котором были приделы во имя иконы Божией Матери «Умиление» и в честь преподобного Серафима Саровского. Собор был заложен в 1848 году и строился 27 лет. Освящен он был в 1875 году. Строился при монастыре и еще один собор, расписанный самими насельницами монастыря под руководством художника Парилова. К сожалению, его участь была печальной. В феврале 1917 года планировалось его освящение, но наступившая революционная смута все прервала.

В Троицком соборе хранилась одна из святынь монастыря – икона Божией Матери «Умиление», которую обители передал сам преподобный Серафим. Эта икона известна тем, что преподобный постоянно молился перед ней и даже отошел ко Господу, творя перед ней ночную молитву. В годы советской власти икона сохранялась монахинями и была передана обители вновь после восстановления монастыря.

Серафимо-Дивеевский монастырь. Троицкий собор, Фото www.flickr.com, Alexxx Malev

Помимо образа Богородицы до революции в обители находился камень-валун, на котором совершал свой подвиг столпничества преподобный Серафим. К 1917 году обитель достигла своего наивысшего расцвета. Достаточно сказать, что число монахинь составляло около 300 человек, а также в ней проживало примерно 1500 послушниц. В 1919 году обитель была переименована в трудовую артель, но все-таки продолжила свою деятельность. Однако избежать закрытия монастырю не удалось.

В 1927 году Серафимо-Дивеевский женский монастырь был закрыт. Множество святынь было уничтожено, разграблено или вывезено. В частности, уже упоминавшийся камень-валун был разбит.
Возрождение монастыря началось только в 90-е годы ХХ века. В 1990 году были сделаны первые шаги в деле восстановления обители, а спустя год, в июле 1991 года, сюда перенесли мощи ее духовного покровителя – преподобного Серафима Саровского.

Стоит отметить, что и в годы, когда монастырь окормлял преподобный Серафим, и в годы после его кончины, и уже после восстановления обители в наши дни сюда в больших количествах постоянно приезжали и приезжают паломники, как из России, так и из других стран. В первую очередь, конечно же, для поклонения мощам преподобного Серафима Саровского, с молитвой к нему и за его духовной помощь.

На анонсе Дивеево. Серафимо-Дивеевский монастырь. Колокольня и Казанская церковь. Фото www.flickr.com, Alexxx Malev

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *