Леушинский женский монастырь

Новолеушинский Иоанно-Предтеченский женский монастырь, Вологодская область

Милостивая Ксения Михайловна!

В 1940-е годы водами Рыбинского водохранилища был затоплен Леушинский Иоанно-Предтеченский женский монастырь, считавшийся Северной женской Лаврой. В годы перед его закрытием в обители проживало около 700 насельниц. Долгие годы духовным отцом обители был святой праведный Иоанн Кронштадский. И на протяжении почти 35 лет настоятельницей обители была игумения Таисия (Солопова) — духовная писательница, устроительница более 10 монастырей в Вологодской и Новгородской губерниях (в настоящее время собираются материалы для прославления игумении Таисии в лики святых).

В 2015 году — в год столетия со дня кончины игумении Таисии, священноначалием было принято решение о возрождении на берегу Рыбинского водохранилища Леушинского монастыря. Была создана женская монашеская община при храме Рождества Иоанна Предтечи в Череповецком районе села Мякса — самом ближайшем к затопленному Леушинскому монастырю месте, где на протяжении многих лет проходили молитвенные стояния в память о затопленных святынях Верхневолжья.

27 декабря 2016 года решением Священного Синода Русской Православной церкви монашеская община (Архиерейское подворье) была преобразована в Ново-Леушинский Иоанно-Предтеченский женский монастырь. Сейчас в обители подвизается 10 насельниц. Ежеднено совершается Божественная литургия.

В храме Рождества Иоанна Предтечи нашего монастыря находятся святыни:

— чтимый образ иконы Божией Матери «Аз есмь с вами и никтоже на вы», который в значимые для монастыря даты мироточит;

— икона Божией Матери «Троеручица», принадлежавшая Леушинской монахине Маргарите, обновляется;

— икона Предтечи Господня Иоанна с частичкой св. мощей;

— мощевик св. мощей прп. Серафима Саровского и прп. Арсения Каппадокийского;

— икона-мощевик с частицами св. мощей свт. Спиридона Тримифундтского, прп. Сергия Радонежского, вмч. Димитрия Мироточивого (Солунского), прав. Алексия — Человека Божия, прп. Андрея Критского, свщмч. Харлампия;

— икона с частицей св. мощей муч. Вонифатия и др.

Храм монастыря открыт ежедневно с 6.00 до окончания вечернего богослужения.

Прием паломников осуществляется по предварительной договоренности с настоятельницей монастыря по телефону.

В монастыре ежедневно совершается Божественная литургия и чтение Псалтири; по пятницам — молебен всем святым; по субботам — панихида; по воскресениям — Таинство Крещения.

Совершаются требы:

— сорокоуст с выниманием частички (1 имя — 300 руб.)

— годовое поминовение на литургии с выниманием частички (1 имя — 1500 руб.)

— чтение Псалтири о здравии/упокоении (1 имя 40 дней 150 руб., 6 мес. — 300 руб, 1 год — 600 руб)

— записка о здравии/упокоении на проскомидию (до 10 имен 50 руб.)

— молебен (до 10 имен 50 руб.)

— панихида (до 10 имен 50 рублей)

— отпевание (1000 руб.)

— Таинство Крещения (1000 руб.)

Заказать требы можно по телефону церковной лавки, перечислив пожертвование предварительно на карточный счет монастыря (игумении Кирилле).

Молитвенно просим Вас, досточтимая Ксения Михайловна, оказать посильную материальную помощь нашей обители.

Нам необходимо:

— произвести капитальный ремонт сестринского корпуса — 100-летнего деревянного здания (сметная стоимость 5 млн. руб.)

— отреставрировать разрушенный храм Преображения Господня, 1810 года (сметная стоимость 20 млн. руб)

— построить келейный корпус (смета составляется)

— построить странноприимный дом (смета составляется)

— благоустроить территорию (смета составляется).

Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут (Мф. 5,7)

В Череповецкой епархии утвержден Ново-Леушинский Иоанно-Предтеченский женский монастырь

Мы с духовной сестрой монахиней Николаей (Бычковой) часто плавали на место затопленного монастыря, где молились о его возрождении и совершали литии по игуменьи Таисии (Солоповой). Небесные покровители монастыря, особенно матушка Таисия, помогали нам во всех наших начинаниях, не только духовных, но и житейских. К примеру, мы не могли сразу переехать в Мяксу из-за отсутствия жилья. Однажды мне дали номер телефона незнакомого питерского благотворителя, который помогал многим монастырям и храмам. В разговоре с ним выяснилось, что его родственница была, как он сказал, леушинской монахиней, которую я знала и очень любила. Это монахиня Варвара (Митицкая). Она с детства знала монахинь затопленного монастыря, вместе со своей мамой помогала им выживать в трудные времена во Всеволожске Ленинградской области. А когда матушки переехали в Романово- близ Череповца, ездила им помогать до конца их земной жизни. Она была удивительным, очень жертвенным, глубоко верующим человеком, инвалидом Великой Отечественной войны. Леушанкой она была по духу. Не случайно в постриге ее назвали Варварой, в память о духовной наставнице Леушинской монахине Варваре (Ботьковой). Родственник монахини Варвары пожертвовал нам деньги на покупку дома- будущего келейного корпуса. В апреле 2015 года дом стал нашим.

А 23 мая- в день Ангела дорогой матушки Таисии (Солоповой), мы переехали в Мяксу. Нас было уже трое – мать Николая (Бычкова), мать Параскева (ныне схимонахиня Сепфора, Олейникова) и я. В сентябре к нам приехала монахиня Агния (Новосельцева). Сейчас нас уже семеро. Первые монашеские постриги, в их числе и схимнический, были в январе 2016 года. С февраля 2016 года у нас совершаются ежедневные Богослужения.

С Божией помощью, постепенно мы готовились к открытию монастыря. В августе 2016 года наш правящий архиерей Владыка Флавиан подал прошение о его открытии. Для получения официального статуса монастыря предстояло пройти некоторые согласования, своего рода испытания.

25 октября в храме Рождества Иоанна Предтечи возрождающейся Леушинской обители после архиерейского богослужения состоялась встреча с представителями Синодальной комиссии по монастырям. По благословению председателя комиссии архиепископа Сергиево-Посадского Феогноста возрождающуюся Леушинскую обитель посетили две игумении из Подмосковных ставропигиальных монастырей. Матушки приехали посмотреть нашу готовность к открытию монастыря, ознакомиться с документацией и помочь нам в этом нелегком деле, каковым является открытие обители. Были и другие значимые встречи.

Ждать пришлось недолго. 27 декабря 2016 года состоялось заседание Священного Синода, на котором постановили открыть обитель в Мяксе с названием Новолеушинский Иоанно-Предтеченский женский монастырь, за что мы с сестрами благодарим Господа».

Иоанно-Богословское подворье Леушинского монастыря

Подворье Леушинского Иоанно-Предтеченского женского монастыря Новгородской епархии было основано в Санкт-Петербурге по благословению о. Иоанна Кронштадтского. В 1891 году участок для него был приобретен настоятельницей Леушинского Иоанно-Предтеченского монастыря игуменией Таисией (в миру Мария Васильевна Солопова). Архитектурный проект Подворья составил архитектор Николай Николаевич Никонов (1849-1916) — известный мастер русско-византийского стиля.
Трехэтажное здание подворья было выдержано в декоративном «русском стиле» в духе древних ярославских храмов XVII века и украшено разноцветной керамикой. На первом этаже находилась часовня, на втором — квартира настоятельницы, кельи насельниц и трапезная, на верхнем — трехпрестольный храм на 1000 человек. Общая стоимость строительства составила 87 тыс. руб.
Главный храм во имя Иоанна Богослова был освящен 21 ноября 1894 года епископом Нарвским Никандром в сослужении о. Иоанна Кронштадтского. Освящение бокового придела во имя вмц. Варвары состоялось 11 декабря 1894. Его произвел архиепископ Новгородский и Старорусский Феогност. Третий престол — св. Иоанна Кронштадтского — оставался не освященным до 1917 в ожидании канонизации о. Иоанна.
Иконы частью были написаны сестрами обители (среди них — чтимая Леушинская икона Божией Матери «Аз есмь с вами и никтоже на вы»), получившими образование в Академии художеств. Иные иконы были пожертвованы. Трехъярусный иконостас из грушевого дерева вырезали мастера из Переславля Залесского. В 1908 году была привезена с острова Патмос храмовая икона, заказанная подворьем.
До настоящего времени сохранились росписи в куполе храма. Фасад Леушинского подворья, включенный в сплошную застройку ул. Некрасова, выделяется в ней благодаря разнообразной и усложненной декорации в «русском стиле». Особенно интересны фигурные наличники окон третьего этажа церкви, которые завершаются многолопастными декоративными арочками. Тот же мотив, только крупнее, повторен в венчающем кокошнике храма. Трехэтажное здание венчается куполом на цилиндрическом барабане.
Первым настоятелем храма был протоиерей отец Иоанн Орнатский, брат известного проповедника, священномученика Философа, и родственник о. Иоанна Кронштадтского (он был женат на его племяннице Анне). Сменивший его в 1904 году отец Николай Гронский, был настоятелем храма до самого его закрытия.
В 1914 году на подворье подвизались шесть монахинь и двадцать шесть послушниц. Пение велось «на киевский распев».
После революции в 1920-е годы подворье было обращено в приходской храм, однако в нем оставались жить насельницы Леушинского монастыря под руководством игумении Агнии. Они строго исполнли монашеский и богослужебный устав и, таким образом, подворье фактически стало отдельным действующим монастырем в центре Петрограда. 11 июня 1931 подворье было закрыто. 18 февраля 1932 года последние леушинские монахини были арестованы и приговорены к различным срокам лагерей и высылке в Среднюю Азию. Келейница Матушки Таисии и ее преемница игумения Агния приняла мученический венец 25 января 1937 года. В январе 1938 был расстрелян последний настоятель храма-подворья о. Федор Окунев.
Здание подворья было приспособлено под жилой дом. С 1933 по 1935 год его занимал детский очаг № 402 Центрального района, с 1936 года он стал называться «детским садом», и получил номер 20. Район стал называться Дзержинским. Детский сад в 1942 году был эвакуирован. После войны в здание въехал областной психоневрологический диспансер с лечебно-трудовыми мастерскими. В помещениях церкви разместились производственные мастерские диспансера.
В 1995 году приснопамятный митрополит Иоанн (Снычев) обратился к властям с просьбой о возвращении архитектурного комплекса Леушинского Подворья. Решение сложного вопроса (здание занимало лечебное учреждение) растянулось на несколько лет. Только в 1999 году была зарегистрирована община и отслужена первая Литургия.
Храм Леушинского Подворья был возвращен Церкви в июле 2000 года. Первый год службы совершались на 4 этаже, возникшем в советское время. С 9 октября 2000 года, начиная с Престольного праздника, богослужения совершаются в историческом алтаре Леушинского Подворья, где много раз служил сам преподобный Иоанн Кронштадтский. Однако келейный корпус и первые два этажа с бывшей часовней еще несколько лет оставались в ведении психоневрологического диспансера.
В храм святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова вернулись великие святыни Леушинского монастыря, затопленного водами Рыбинского водохранилища в 1941 — 1946 годы. Одной из главных святынь является выносной Крест с мощами св. Иоанна Предтечи. Чтимыми святынями Подворья являются: Тихвинская икона Божией Матери — моленный образ игумении Таисии; икона Св. Троицы, написанная на древе Мамврийского дуба; Свято-Крестовская икона Божией Матери; икона «Спас Плачущий» из Леушинского монастыря и другие.
В августе 2004 года на фронтоне храма со стороны Озерного переулка появился образ Божией Матери «Азъ есмь съ вами, и никтоже на вы». В августе 2007 весь комплекс Леушинского подворья был передан храму Иоанна Богослова.
Постановление Правительства от 10.07.2001 № 527 о статусе памятника федерального значения.
При храме существуют сестричество памяти игумении Таисии Леушинской и приходское издательство «Леушинское подворье», паломническая служба.
Храм открыт ежедневно с 9.00 до 18.00.
По будням: 7.00 Полунощница. 18.00 Вечерня, Утреня.
По субботам в течение дня в воспоминание Леушинской традиции совершается чтение «Неусыпающего Акафиста». 17.00 — Всенощное бдение.
Литургия по воскресным и праздничным дням. Начало: 8.00 — исповедь; литургия — 9.00.
Настоятель — протоиерей Геннадий Беловолов.
Адрес: 191014, Спб, ул. Некрасова, 31. Тел.: 273-96-19.
Станции метро: Чернышевская, Площадь Восстания, Маяковская.

Леушинское подворье со стороны улицы Некрасова, фото: май 2013.

Леушинское подворье со стороны улицы Некрасова.

Леушинское подворье. Фрагмент центральной части фасада

Леушинское подворье. Фрагмент боковой части фасада.

Внутренний двор Леушинского подворья.

Внутренний двор Леушинского подворья.

Крест возле стены во дворе Леушинского подворья.

Фрагмент креста.

Проход, ведущий на ул. Некрасова.

Икона Божией Матери «Азъ есмь съ вами, и никтоже на вы».

Вход в храм Иоанна Богослова.

Вход в храм Иоанна Богослова.

Лестница на третий этаж, где расположен храм.

Роспись купола, сохранившаяся с дореволюционного времени.

Сохранившаяся роспись стен.

Сохранившаяся роспись стен.

Вид на Леушинское подворье со стороны переулка Озёрный.

© Возлядовская А.М., Гуминенко М.В., фото, 2006-2013

Вернуться на Главную

Духовно — нравственное воспитание учащихся на основе русской культуры

Иоанно-Богословское подворье Леушинского монастыря было основано в С.-Петербурге по благословению о.Иоанна Кронштадтского. Архитектурный проект Подворья по образцу древних ярославских храмов составил зодчий Н.Н.Никонов — известный мастер русско-византийского стиля. 21 ноября 1894 г. в сослужении Всероссийского пастыря состоялось освящение главного храма. Придел вмц.Варвары был освящен спустя месяц. Третий престол оставался неосвященным до 1917 г. в ожидании канонизации о.Иоанна. Первым настоятелем храма был прот.Иоанн Орнатский — племянник Иоанна Кронштадтского. В написанном сестрами иконостасе находилась чтимая Леушинская икона Божией Матери «Аз есмь с вами, и никтоже на вы».
До настоящего времени сохранились росписи в куполе храма.
Для о. Иоанна Кронштадтского, часто служившего здесь, на 2-м этаже были устроены гостевые покои. Там же располагалась келья Игумении Таисии. Сюда, на Петербургское подворье, переместилась духовная жизнь монастыря после его закрытия. В центре города под видом прихода почти 10 лет реально существовал женский монастырь. 18 февраля 1932 г. последние леушинские монахини были арестованы. Келейница Матушки Таисии и ее преемница Игумения Агния приняла мученический венец 25 января 1937 г. Здание Леушинского Подворья перешло в ведение психоневрологического диспансера.
В 1995 г. приснопамятный митрополит Иоанн обратился к властям с просьбой о возвращении архитектурного комплекса Леушинского Подворья. Решение необычайно сложного вопроса (здание занимает лечебное учреждение) растянулось на многие годы. Только в 1999 г. была отслужена первая Литургия и зарегистрирована община. Храм Леушинского Подворья был возвращен Церкви в июле 2000 г., и хотя первые этажи до сих пор остаются занятыми, прихожане своими силами начали ремонт храма. Первый год службы совершались на 4 этаже, возникшем в советское время. 9 октября 2000 г. на Престольный праздник была совершена первая Литургия в историческом алтаре Леушинского Подворья, где столько раз служил сам о.Иоанн Кронштадтский.
В храм св. Ап. и Ев. Иоанна Богослова вернулись великие святыни Леушинского монастыря, сохраненные Промыслом Божиим в страшные годы гонений. Одной из главных является выносной Крест с мощами св.Иоанна Предтечи.
Чтимыми святынями Подворья являются: моленный образ Игумении Таисии; икона Св. Троицы, написанная на древе Мамврийского Дуба; Свято-Крестовская икона Божией Матери; «Спас Плачущий» из Леушинского монастыря и другие.
Леушинская икона Похвалы Божией Матери ныне известная под названием «Аз есмь с вами, и никтоже на вы», являлась главной святыней Леушинской обители. В начале 1860-х. гг. ее пожертвовал в храм св. Иоанна Предтечи в Леушино гатчинский купец Гавриил Медведев. В честь этой иконы Игумения Таисия воздвигла величественный Похвальский собор (1889 г.). С нее в иконописной мастерской монастыря под руководством монахини Алипии делались списки. Один из них находился в иконостасе Леушинского Подворья в Петербурге. Особый список был сделан для о.Иоанна Кронштадтского, на котором по благословению Игумении Таисии была сделана надпись «Аз смь с вами, и никтоже на вы». Дорогой Батюшка сам освятил его. Впоследствии о.Иоанн благословил этим образом купца Василия Муравьева, будущего старца Серафима Вырицкого, и предсказал, что он будет молиться пред образом за Россию 1000 дней. При этом о.Иоанн назвал этот образ — «Спасительница России». Старец Серафим исполнил благословение Иоанна Кронштадтского и вымолил победу России пред этой иконой. Ныне этот список, находится в Свято-Георгиевском монастыре Черниговской епархии. Наряду с Державной, Песчанской, Валаамской, Свято-Крестовской иконами Богоматери — Леушинская также является одной из икон последних времен, которыми Всемилостивая Заступница заступает за род христианский.
Кто же написал дивный образ, завершивший историю ХХ века? Недавно в Архиве Новгорода (ГАНО) прихожанка Леушинского подворья Тамара Федоровна Литвинова нашла новые материалы по Леушинскому монастырю, в том числе Формулярные списки леушинских сестер.
Один из них принадлежал монахине Алипии, которая несла послушание заведующей монастырской Иконописной мастерской. Идея создания мастерской возникла у Игумении Таисии в период возведения собора Похвалы Божией Матери (1886 — 1889), который надлежало весь расписать. Для этого настоятельница направила некоторых сестер для обучения в Академию художеств.
Самой способной из них была послушница Анна Ильинична Герасимова — крестьянская девочка, поступившая в Леушинский монастырь (тогда еще общину) в 1877г. в 9-летнем возрасте. Ее послушанием было клиросное пение и иконописание.
Икопописица участвовала в создании иконостасов Похвальского собора, церкви Спаса Нерукотворного — келейного храма Иг. Таисии, пустыньки Крестик, основанной Иоанном Кронштадтским в Леушино. В 1897 г. Анна Герасимова была определена в число послушниц, видимо к этому времени относится и назначение ее руководительницей Иконописной мастерской. 17 февраля 1906 г. духовником монастыря игуменом Иларионом послушница Анна была пострижена в монашество с наречением имени в честь прп. Алипия Киево-Печерского, первого русского иконописца. В Формулярном списке отмечено, что м.Алипия “качеств весьма хороших, способна и усердна”.
В качестве заведующей мастерской м.Алипия удостоилась в 1913 г. быть принятой Их Императорскими Величествами в составе депутации сестер. Матушки преподнесли Наследнику Цесаревичу сделанный в монастыре Великокняжеский Стяг.
В чем состояла благодатная сила леушинских икон?! Видимо, не только в профессионализме иконописиц, но и в том, что они создавались руками Христовых невест, неразлучных с молитвенными четками. К сожалению, главные труды Леушинских искусниц были уничтожены водами Рыбинского «моря». Но милостию Божией в куполе Петербургского подворья сохранились леушинские росписи: сонм святых, предстоящих Богоматери, которые предстоит еще восстановить.
Игумения Таисия
Настоятельница Иоанно-Предтеченского Леушинского первоклассного женского монастыря Игуменья Таисия (в миру – Мария Васильевна Солопова) родилась в Санкт-Петербурге в 1842 году. Родители ее происходили из древних дворянских фамилий: отец – Василий Васильевич – потомственный дворянин, мать – Виктория Дмитриевна – москвичка из рода Пушкиных, к которому принадлежал и великий русский поэт. В браке Виктория Дмитриевна долго не имела утешения в детях – они умирали во младенчестве. Тогда она стала усердно молиться Божией Матери и совершать паломничества в московские храмы к Ее чудотворным иконам, прося о даровании младенца. Вскоре благочестивая мать родила дочь, которую назвала Марией, будущую игуменью Таисию, от самого рождения предызбранную и посвященную Самой Пречистой Приснодеве Марии.
Мария Васильевна Солопова получила блестящее образование, окончив в 1860 году курс обучения в Павловском институте благородных девиц в Санкт-Петербурге (на ул.Знаменской). Здесь обнаружились ее незаурядные способности и духовное призвание. На выпускном экзамене по Закону Божию ректор Санкт-Петербургской Духовной Академии Преосвященный епископ Иоанникий был весьма удивлен тем, что выпускница Института знала наизусть все Евангелие. На его изумленный вопрос девица Мария Солопова ответила: «Каждое слово Евангелия так приятно и отрадно для души, что мне хотелось его всегда иметь при себе, а так как с книгой не всегда удобно быть, то я вздумала заучить все, тогда всегда оно будет при мне в моей памяти». В годы учебы произошло событие, которое изменило всю жизнь Марии Солоповой. В чудесном сне отроковица увидела Христа Спасителя с сонмом святых, который благословил ее, коснувшись десницей главы. Это видение она восприняла как призвание к служению Господу и благословение на монашеский путь.
Однако желание девицы встретило непонимание со стороны ее матери, ибо та не верила в серьезность принятого дочерью решения. После окончания Института последний год своей жизни в миру Мария Солопова провела в родительском поместье Абаконово близ Боровичей, а зиму в самих Боровичах в своем доме, доставшемся ей по наследству от деда. В это время она почти ежедневно бывала в Свято-Духовом Боровичском монастыре, где окормлялась у игумена Вениамина, познакомившего ее с архимандритом Лаврентием (Макаровым), настоятелем Иверского Валдайского монастыря. Известный и чтимый старец стал ее духовным отцом. С любовью приняв чистую душу девицы под свое руководство, он еще более укрепил ее в избрании монашеского пути. Виктория Васильевна, вразумленная видением Божией Матери, преклонила свое сердце и дала материнское благословение на поступление дочери в монастырь.
Распродав имение, Мария в 1861 году поступила по благословению старца Лаврентия в Тихвинский Введенский монастырь, где безысходно провела почти 10 лет. 13 мая 1870 г. во Введенском соборе она была пострижена в рясофор с именем Аркадия. В 1872 г. также по благословению старца Лаврентия она перешла в Покровский Зверин монастырь в Новгороде, где подвизалась 6 лет, исполняя послушание регента. В 1878 году инокиня Аркадия была переведена в Знаменский Званский Державин монастырь на Волхове в 70 верстах от Новгорода на должность казначеи. В этой обители 10 мая 1879 г. она была пострижена в мантию с наречением имени Таисия.
В ночь на 3 февраля 1881 г. монахиня Таисия увидела необычный сон, в котором «вдруг сверху, как бы с неба упал прямо (ей) в правую руку настоятельский посох», и во вратах монастыря ее встретил крестный ход. На следующий день монахиня Таисия была вызвана в Санкт-Петербург для получения указа митрополита Исидора о назначении ее настоятельницей Леушинской общины.
Вся последующая жизнь Матушки Таисии была связана с Леушино. Попав в водоворот скорбей, она вначале хотела навсегда оставить Леушино, но ей явилась Богородица со св. Иоанном Предтечей и повелела не оставлять эту обитель. Вразумленная этим откровением, Матушка Таисия дала своего рода обет верности – никогда не оставлять Леушино: «Укрепившись верой, я твердо решилась все терпеть и трудиться для пользы святой обители, хотя бы и умереть пришлось для сего, но самовольно не оставлять обители», – писала она в своих » Келейных записках».
Уже через 4 года Леушинская община была обращена в монастырь, а Матушка получила сан игуменьи. Трудами Игуменьи Таисии Иоанно-Предтеченский Леушинский монастырь вскоре достиг необычайного духовного расцвета. В нем были воздвигнуты два каменных собора, открыты духовные школы, основаны иконописная и золотошвейная мастерские. Всего в монастыре накануне революции подвизалось почти 700 насельниц. В Санкт-Петербурге, Череповце и Рыбинске были устроены подворья. Слава о благолепии и благочестивой жизни женской Лавры Русского Севера распространилась далеко за пределы Новгородской епархии.
С начала 1890-х гг. Игумения Таисия во всех трудах руководствовалась советами и благословениями св. прав. Иоанна Кронштадтского, с которым была знакома 35 лет. Среди множества тысяч и тысяч духовных чад Дорогого Батюшки Матушка Таисия была, пожалуй, самой близкой по духу и верной его духовной дочерью. По благословению Батюшки Матушка трудилась над учреждением новых обителей и над возобновлением упраздненных. Ее трудами были устроены следующие монастыри: Иоанно-Богословский Сурский на родине о. Иоанна, Благовещенский Воронцовский в Псковской губернии, древний Ферапонтов монастырь со знаменитыми фресками Дионисия, Парфеновский Богородицкий близ Череповца, Антониево-Черноезерский на Шексне, Троицкий Синезерский близ Устюжны и другие монастыри.
В 1889 году Святейший Синод наградил Матушку наперсным крестом. В 1892 году она была награждена золотым крестом с украшениями от Кабинета Его Императорского Величества. В 1904 году Матушка Таисия была впервые представлена Государыне Императрице Александре Феодоровне, и с этого времени их связывали глубокие духовные отношения. В 1911 году Игумения Таисия имела честь представляться Государю Императору Николаю II и всей Августейшей Семье. В том же году ей были подарены портреты Царственной Четы с собственноручными подписями, позднее – аметистовые четки. Игумения Таисия является автором множества духовных книг: «Письма к новоначальной инокине», «Духовные стихотворения», исследование об Иоанне Богослове. Записанные ею «Беседы с о. Иоанном Кронштадтским», а также переписка с ним, стали драгоценным памятником их духовной дружбы. Прочитав «Келейные записки» Матушки Таисии, о.Иоанн написал на них: «Дивно, прекрасно, божественно! Печатайте в общее назидание» (впервые изданы в 1915 году). До самой своей кончины Матушка Таисия состояла в обществе памяти о. Иоанна Кронштадтского, печатала статьи о нем в журнале «Кронштадтский пастырь».
Помимо множества дарований Игумения Таисия обладала еще и уникальным поэтическим даром и оставила богатое поэтическое наследие: ее стихи регулярно печатались в духовных журналах, были опубликованы отдельными книгами в 1906 году. Не будучи профессиональным поэтом, Матушка изливала в стихах свои сокровенные духовные переживания, свой опыт богообщения. Ее поэтическое творчество необычайно многообразно: здесь и полные лиризма пейзажные зарисовки, и философские размышления, и боль скорбящего сердца, и сюжетные поэтические повествования. Ее стихи даже при некоторых технических шероховатостях отмечены неподдельным благодатным вдохновением. Во всех ее произведениях от четырехстиший до поэм поражает непридуманная простота, небесная ясность, чистота, подобная живой родниковой воде, и в то же время неотмирная глубина чувств и духовная точность образов, которые заставляют еще долго молчать в благоговейном внимании после того, как закончится последняя строка. Это стихи-молитва, стихи-исповедь, стихи-проповедь. Это духовная жизнь великой подвижницы, выраженная на доступном нам языке поэзии.
Духовные стихи Матушки Таисии весьма высоко ценил о.Иоанн Кронштадтский, считая ее талант данным от Бога. Часто Матушка Таисия посылала отцу Иоанну новые стихи еще в рукописи до публикации. На одно из таких стихотворений, посланных к Рождеству Христову в 1898 г., Батюшка отозвался: «Прекрасные стихи Пресвятой Матери Деве! Да, Матушка! Пять талантов дал тебе Господь и сторицею ты их возращаешь».
Вся жизнь Великой Праведницы Блаженной Старицы Дорогой Матушки Игумении Таисии была неусыпающей Похвалой Христу Спасителю и Его Пречистой Матери. После многих подвижнических трудов Игумения Таисия преставилась 2 (15 н.ст.) января 1915 г. в Леушинском монастыре, где и была погребена в воздвигнутом ею величественном соборе Похвалы Божией Матери.
В советское время Леушино попало в зону затопления Рыбинского водохранилища. Могила Матушки Таисии, пользовавшаяся народным почитанием и посещавшаяся многими паломниками, ныне пребывает под водами рукотворного моря, которое для всех почитателей ее памяти является святым хранилищем честных останков Великой Игумении до всеобщего воскресения.
Матушка Таисия не оставляет Леушино, исполняя обет, некогда данный ею Божией Матери.

Тиша(197)

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *