Левиратный брак

Аменгерство

В Викисловаре есть статья «левират»

Левира́т (от лат. levir — деверь, брат мужа), у́жичество, амангерство (от каз. амангерлік, әмеңгерлік) — брачный обычай, свойственный многим народам на стадии патриархально-родового строя, по которому вдова была обязана или имела право вступить вторично в брак только с ближайшими родственниками своего умершего мужа, в первую очередь — с его братьями. В представлении отдельных народов левират выступал одним из средств продолжения рода умершего ближайшими родственниками. В различных вариантах левирата усилены или ослаблены элементы обязанности и права на стороне как вдовы, так и её потенциальных мужей.

Происхождение

Происхождение левирата объясняют различно, и в разное время было озвучено исследователями по меньшей мере три точки зрения:

Последствия полиандрии

Большое внимание вызвала попытка некоторых социологов (особенно Мак-Леннана) рассматривать левират как переживание и последствие особой формы коллективного брака, полиандрии. По мнению этих социологов, с исчезновением полиандрии и возникновением индивидуального брака старое полиандрическое представление о принадлежности всех рождённых в семье детей старшему её члену как главе её переходит мало-помалу в то, которое мы встречаем в левирате.

Согласно этой точке зрения, левират, подобно сорорату, когда мужчина одновременно вступал в брак с двумя или более сёстрами, являлся прямым следствием норм группового брака и родовой экзогамии, в силу которых каждая женщина была естественной потенциальной женой для всех мужчин определённого рода.

Остаток старого обычая наследования

Другая точка зрения (особенно Спенсер и Вестермарк) видит в левирате остаток старого обычая наследования вместе с имуществом также и жён умершего — обычая, видоизмененного лишь тем, что за невозможностью сожительства сына-наследника со своей матерью последняя переходила к брату умершего вместе с другими правами которыми почему-либо (например, по малолетству) не могли воспользоваться сыновья (например, звание, должность). Экономическое основание левирату сообщает покупной брак: купленная жена, составляя собственность рода или семьи умершего, приравнивается к наследственному имуществу. Если допускается отказ от левирата, то вдова обязана возвратить калым либо может выйти замуж по своему выбору при условии уплаты пени или только с согласия родни умершего.

Чисто юридическое

Третье воззрение, выставленное Мэном, видоизмененное и сильно поддержанное Мэйном и особенно Штарке, сближает левират с аналогичным институтом индусской «нийоги», согласно которому искусственное потомство бездетному лицу может быть обеспечено не только после его смерти, но и при его жизни путём передачи им своей жены родственнику или даже постороннему лицу для произведения сына, который считается его собственным сыном. Будучи более широким, чем левират, этот институт известен целому ряду народностей, между прочим — древним грекам. Явно указывая на сознательное установление искусственного потомства, с определённой целью продолжения рода, он, по мнению названных писателей, имеет чисто юридическую основу: признание принадлежности детей не их действительному родителю, а прежде всего тому, под чьей властью находится женщина, от которой происходит ребёнок.

Распространение

В древности левират был широко распространён у многих народов. У ряда народов (у древних евреев, индусов, народов Дагестана, туркмен, казахов, таджиков и других) левират сохранялся долгое время, чему способствовало два фактора. Первый — обычай калыма (женщина, за которую заплачен калым, считалась собственностью рода или семьи, купивших её, что обязывало вдову остаться и после смерти мужа в пределах его семьи или рода). Вдова, нарушившая обычай левирата, обязана была возвратить родственникам калым. Вторая причина — это необходимость строго соблюдать родовую линию и сохранения знаний о своем племенном происхождении, ребенок вдовы не должен покидать племя и род своего отца и должен воспитываться в семье, близкой к его отцу. Этим шагом решается сразу несколько проблем:

  1. обустройство вдовы (она не у чужих людей, материальное положение почти не меняется),
  2. полная адаптация ребенка вдовы с другими детьми нового мужа (он или она среди своих, все они кровные братья, сестры, у них общий предок, нет отторжения детей в семье),
  3. когда дети-сироты растут в пределах своего рода (племени), снижается вероятность кровосмешения между кровными родственниками (если представитель одного рода может вступать в брак только с представителем другого рода, нет риска в другом роду встретить своих кровных родственников).

Следов соответствующего института в славянских обычаях не наблюдается.

Законодательное закрепление

Этот обычай был закреплен на уровне закона в Пятикнижии (Втор. 25:5-10) в следующем виде:

Если братья живут вместе и один из них умрёт, не имея у себя сына, то жена умершего не должна выходить на сторону за человека чужого, но деверь её должен войти к ней и взять её себе в жену, и жить с нею, — и первенец, которого она родит, останется с именем брата его умершего, чтоб имя его не изгладилось в Израиле. Если же он не захочет взять невестку свою, то невестка его пойдет к воротам, к старейшинам, и скажет: «деверь мой отказывается восставить имя брата своего в Израиле, не хочет жениться на мне»; тогда старейшины города его должны призвать его и уговаривать его, и если он станет и скажет: «не хочу взять её», тогда невестка его пусть пойдёт к нему в глазах старейшин, и снимет сапог его с ноги его, и плюнет в лице его, и скажет: «так поступают с человеком, который не созидает дома брату своему». И нарекут ему имя в Израиле: «дом разутого».

В законах Ману содержится схожее постановление, по которому в случае бездетной смерти мужа, принадлежащего к низшему, служащему классу, его вдова обязывается прижить сына с братом или другим родственником мужа, однако не более чем одного (Ману, IX, 59—64).

Интересные факты

На примере левирата саддукеи пытаются показать в диспуте с Иисусом несостоятельность идеи воскресения в Евангелиях от Марка, от Матфея и от Луки.

По одной из версий, Иосиф, обручник Пресвятой Богородицы, Матери Иисуса Христа, был рожден в левирате, чем объясняются различия в двух родословиях Иисуса Христа.

Легендарный царь Израильский Давид был потомком левирата израильтянина Вооза и моавитянки Руфи (см. Книга Руфь), причём не обязательного по Закону Моисееву левирата между вдовой и её деверем, а, видимо, по обычаю. Руфь, предлагая Воозу жениться на ней, говорит: «я Руфь, раба твоя, простри крыло твое на рабу твою, ибо ты родственник», а в ответ вначале слышит: «хотя и правда, что я родственник, но есть ещё родственник ближе меня» — то есть речь идёт об обычае левирата, хотя Вооз не был деверем Руфи и не обязан был жениться, равно как и упомянутый родственник, который отказался, «чтобы не расстроить своего удела», и не был наказан.

> См. также

  • Сорорат
  • Йибум

Примечания

  1. «…а҆́ще ѹ҆́жичествꙋеши, ѹ҆́жичествꙋй…» (Руфь. 4:4)
  2. 1 2 3 Левират // Большая советская энциклопедия. — 1-е изд. — М.: Советская Энциклопедия. — 1926—1947. — Т. 36: Ларте — Лилло. — 1938. — Столбцы 152-153.
  3. 1 2 3 4 5 Левират // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  4. Ужичество // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  5. Руфь. 2:1.
  6. Руфь. 4:6.

Литература

  • Левират // Большая советская энциклопедия : / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  • Косвен М. О. Очерки истории первобытной культуры. — М., 1953. — С. 111—112.
  • Штернберг Л. Я. Семья и род у народов северо-восточной Азии. — Л., 1933.

Ссылки

  • Прот. Александр Глаголев († 1938 г.). 3акон ужичества или левиратный брак у древних евреев. / Библейско-археологический очерк. — К., 1914.

>Левират

В представлении отдельных народов левират выступал одним из средств продолжения рода умершего ближайшими родственниками.

Распространение

В древности левират был широко распространён у многих народов.

У ряда народов (у древних евреев, индусов, народов Дагестана, туркмен, казахов, таджиков и других) левират сохранялся долгое время, чему способствовал обычай калыма (женщина, за которую заплачен калым, считалась собственностью рода или семьи, купивших её, что обязывало вдову остаться и после смерти мужа в пределах его семьи или рода).

Вдова, нарушившая обычай левирата, обязана была возвратить родственникам калым.

Славянский термин

Термин этот в славянском языке обозначает лишь чужое правовое понятие, так как следов соответственного института в славянском праве не сохранилось.

Ужичество

Смотреть что такое «Ужичество» в других словарях:

  • Ужичество — Левират (от лат. levir деверь, брат мужа), Ужичество брачный обычай, свойственный многим народам на стадии патриархально родового строя, по которому вдова была обязана или имела право вступить вторично в брак только с ближайшими родственниками… … Википедия

  • Ужичество — южичество то же, что левират (см.): Аще ужичествуеши, ужичествуй (Руфь). Термин этот в славянском языке обозначает лишь чужое правовое понятие, так как следов соответственного института в славянском праве не сохранилось … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • ужичество — @font face {font family: ChurchArial ; src: url( /fonts/ARIAL Church 02.ttf );} span {font size:17px;font weight:normal !important; font family: ChurchArial ,Arial,Serif;}  =  сущ. (греч. οἰκειότης) кровное родство; достающееся… … Словарь церковнославянского языка

  • Ужичество — ближайшее кровное родство. Ветхозаветный закон ужичества … Краткий церковнославянский словарь

  • Левират — (от лат. levir деверь, брат мужа), ужичество, аменгерство (от каз. әмеңгерлік и каз. әмеңгершілік) брачный обычай, свойственный многим народам на стадии патриархально родового строя, по которому вдова была обязана или имела право… … Википедия

  • Гетеризм — Термин этот (производный от греч. слова гетера куртизанка, публичная женщина) был применен в последние 20 30 лет некоторыми исследователями к обозначению первобытной формы полового или брачного общения. Бахофен развил теорию, что первобытное… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • УЖИК — муж. ужика ·об., церк. и ·стар. или южик и южика, родня, родственник, сродственник, сродник, ница; свойственник, ница, связанный узами родства, свойства. Южик крове, кровная родня. Да судит сонм между убившим и ужиком крове, Числ. Мстислав ужика… … Толковый словарь Даля

Брак в иудаизме

Йозеф Исраэлс. Еврейская свадьба 1903 г.

Иудаизм издревле определяет брак как идеальное состояние человеческого бытия. Мужчина без жены или женщина без мужа рассматриваются еврейским обществом как неполноценные личности.

Сватовство (шидухин)

По еврейским законам, понятие «предложение» определяется как обоюдное обещание мужчины и женщины по вступлению в брак в обозримом будущем и сроки, в пределах которых этот брак должен быть заключён. Подобное обещание может быть дано, как будущими супругами, так и их родителями или другими родственниками. Обручение само по себе не влияет на личный статус сторон, и не дает ни одной из сторон права требовать выполнения каких-либо обязательств.

По традиции вопросом предложений занимается отдельный человек со стороны, чаще всего это профессиональный сват («шадхан»). Сам процесс от этого получил название shidduchim. За свою работу сват получает вознаграждение, фиксированное законом или согласованное заранее с заказчиком. Как правило, оно составляет небольшой процент от приданого. Оплата вознаграждения производится во время помолвки или уже после свадьбы одной из сторон или каждой из сторон по отдельности. Раввин (руководитель общины верующих), как лицо, пользующееся особым доверием, иногда выступает в качестве посредника. Несмотря на то, что приготовления к свадьбе касаются в первую очередь родителей, их дети могут вступить в брак независимо от их согласия, свадьба не может быть отменена в результате протеста родителей одного из супругов.

Сегодня, в некоторых ортодоксальных кругах, многие молодые люди находят своих партнёров без участия родителей. И даже в том случае, если родители сводят своих детей, чаще всего дело не доходит даже до помолвки. Тем не менее, родители пары до сих пор вовлекаются в организацию свадеб.

Обручение и свадьба (Ирусин и нисуин)

По древнееврейским законам свадьба состояла из двух основных этапов:

  • Ирусин — церемонии обручения;
  • Нисуин — церемонии вступления в брак.

После обручения менялся межличностный статус пары, однако юридически закреплённым он становился только после проведения второй церемонии по вступлению в брак. В давние времена (следуя Талмуду), два рассмотренных ранее этапа вступления в брак разделялись годовым перерывом. На протяжении этого времени невеста продолжает жить со своими родителями до тех пор, пока не состоится официальная церемония бракосочетания, которая, по традиции, проводилась в отдельной комнате или палатке, установленной её женихом. Начиная со Средневековья оба этапа были совмещены и стали проводиться как единая церемония, при этом обряд бракосочетания стал публичным.

Существует несколько путей, следуя которым, пара могла обозначить свою помолвку:

  • С помощью денег (кесеф) или ценного предмета, как, например, кольцо или ценная монета. Сам договор о помолвке закреплялся в присутствии двух свидетелей и с непосредственного согласия невесты;
  • С помощью контракта (штар) в присутствии двух свидетелей, содержащего заявление о ирусин (см. выше);
  • Намеренное вступление в половые отношения с целью обязать партнёра к замужеству; такой подход всячески не одобрялся раввинскими мудрецами и имел место только в случае, когда вдова обязана была выходить замуж за брата своего мужа. Несмотря ни на что, данный метод был распространён у многих народов в эпоху родового строя.

Необходимо отметить, что все методы имели право на существование, однако с древних времён помолвка происходила, в основном, с использованием кесеф — передаче ценного предмета, которым чаще всего служило кольцо. После помолвки паре необходимо пройти через ритуал официального бракосочетания, который является, фактически, предложением выйти замуж со стороны мужчины и согласием со стороны женщины. Гости, приглашённые на свадьбу, играют роль свидетелей. Функция раввина при проведении церемонии заключается в том, чтобы быть советником пары. К тому же в ряде стран гражданский закон требует от раввинов исполнения роли представителя государства, а от двух независимых свидетелей подписи свидетельства о браке.

Супружество

Семейная гармония

Семейная гармония, известная как «shalom bayit», является древней еврейской традицией.

Сексуальные отношения

Между супругами ожидается наличие регулярных сексуальных отношений. По еврейской традиции, сексуальные отношения являются обязательством мужчины перед своей женой и известно под именем «onah». Несмотря на то, что инициатива по вступлению в сексуальную связь полностью лежит на женщине, она не должна использовать секс в качестве простого развлечения.

«Семейная чистота»

Законы о «семейной чистоте» (tohorat hamishpacha) считаются важной частью браков относительно ортодоксального иудаизма. Им требуется соблюдение деталей менструальных нида законов. Ортодоксальные женихи и невесты часто до свадьбы посещают занятия по данной тематике.

Замужество в детском возрасте

Вступать в брак в детском возрасте иудейский закон позволяет только девушкам; несмотря на то, что мальчики (согласно раввинской литературе) считались мужчинами уже к девяти годам, им позволено вступать в брак только по достижении совершеннолетнего возраста (13 лет). Девочки, согласно Талмуду, считаются женщинами уже с трех лет. В связи с этим уже с этого возраста, в случае сексуальной близости с мужчиной, возможно заключение брака; в 3 года девочкам так же позволено обручаться.

Иудаизм в целом разделяет женщин на 3 возрастные группы:

  • Ктана («дитя») — к этой группе относились все девочки в возрасте от 3-х до 12-лет.
  • Наара («девушка») — к этой группе относятся все девочки старше 12 лет, однако оставались они ими, как правило, не более 6 месяцев. Двенадцатилетний возраст считался возрастом наступления женского совершеннолетия, хотя при определённых обстоятельствах совершеннолетней девушка могла стать значительно позднее.
  • Богерет («зрелая») — к этой группе относятся девушки старше 12 лет, которые уже не относились к категории na’arah. Такие девушки считались взрослыми по всем аспектам.

Девочки, относящиеся к первой группе, были полностью объектом власти своего отца, который мог выдать их замуж вне зависимости от их согласия. Аналогичную власть отец имел и при разводе. В случае его смерти или отсутствия по тем или иным причинам, девочка переходила под контроль своих братьев, которые в сумме имели те же права на выдачу своей сестры замуж, что и её мать. Что же касается девушек (наара), то в талмуде нет определённой точки зрения на то, имеют ли они те же права, что и ткана или же обладают полной свободой выбора, как и богерет.

Аннулирование «детских» браков

Для ктана первое вступление в брак, предопределённое её отцом, является полностью принудительным. Для разрыва такого брака необходимо пройти стандартную процедуру развода, как и в случае со взрослыми супругами. Тем не менее, согласно талмуду, если брак был расторгнут (в случае развода или смерти мужа), все дальнейшие свадьбы для ктана могут быть только добровольными с возможностью последующего расторжения. Следуя талмуду, брак, инициируемый другими членами семьи (в случае отсутствия отца по тем или иным причинам), ктана может расторгнуть, даже если он будет для неё первым.

Решение ктана аннулировать свой брак, известное в древнееврейском языке как mi’un («отрицание», «отказ», «протест»), ведёт к аннулированию, а не к официальному разводу. Официальный документ о разводе не оформлялся, вследствие чего ketannah, аннулировавшая свой брак, по закону не считалась разведённой.

В отличие от развода, mi’un часто воспринимался с отвращением многими раввинскими писателями. В раннем классическом иудаизме было описано, что подобного рода права по аннулированию действуют только на период обручения (erusin), а после полноценного вступления в брак (нисуин) уже не имеют силы.

Для официального заявления об аннулировании брака ketannah нужно заявить о том, что она не хочет жить со своим мужем при двух свидетелях. Аннулирование вступает в силу сразу же после её слов. В давние времена, в таких случаях выдавался документ о том, что mi’un был произведён. Тем не менее, для вступления в силу аннулирования не нужно было строго оформлять своё решение. Если ketannah демонстрировала, что она не в восторге от замужества, это уже было основой для аннулирования. Например, она могла помолвить (ирусин) себя с другим мужчиной, что автоматически аннулировало её предыдущий брак (за исключением того случая, когда предыдущий брак считался первым, инициированным её отцом). Однако если замужество начиналось тогда, когда девочке было не менее 6 лет, и она выражала своё одобрение к нему, ей можно было аннулировать свой брак только за счёт официального документа, пока она не достигла десятилетнего возраста и понимания обстановки..

На практике

В Средние века культурное давление на еврейскую общественность привело к тому, что многие девочки вышли замуж ещё детьми (до того как они стали богрот). Мальчики тоже подвергались давлению. Некоторые раввины оговаривали, что мальчики должны жениться сразу по наступлению совершеннолетнего возраста, поскольку считалось, что каждый, кто ещё не был женат по достижении двадцати лет, будет проклят Богом. Раввинские суды часто заставляли таких людей вступать в брак насильно. Тем не менее, были исключения, древние раввины видели изучение еврейского закона причиной оставаться холостым.

Полностью отрицались раввинами и пренебрежение нижним порогом возраста по вступлению в брак, и браки с большой разницей в возрасте между супругами (например, между молодым парнем и старой женщиной). В Средние века многие пытались запретить детские свадьбы, однако отношение к ним было куда лучше, чем к возможным признакам педофилии.

На сегодняшний день детские свадьбы не распространены в еврейском обществе. Теперь это стало крайне редким явлением, поскольку во многих странах их запретили законом.

Многожёнство

Многожёнство в иудаизме считается возможным во избежание голода, вдовства или в случае женского бесплодия, а также в левиратском браке, когда брат должен был жениться и обеспечивать вдову своего брата (Второзаконие, 25:5-10). Несмотря на многочисленные упоминания в Торе, учёные считают, что полигиния на самом деле не была распространена в библейские времена, так как многожёнство требует богатства. Майкл Куган, напротив, утверждает, что полигиния в библейские времена встречалась часто, и сошла на нет только ко II веку нашей эры.

В XI веке рабби Гершом ввёл 1000-летний запрет на многожёнство для ашкеназских евреев. Введение этого запрета в среде ашкеназских евреев объясняется следующими причинами:

  • Положением женщин в христианской Европе, где в это время была моногамия.
  • Участием многих европейских евреев в торговле в мусульманских странах, где они заводили новых жён и бросали старых в Европе.

Современный светский Израиль, основанный ещё в период действия этого 1000-летнего запрета, не разрешает заключать полигамные браки. Но в то же время, те евреи, которые уже стали многожёнцами, получают израильское гражданство без проблем, а их брачные союзы со второй и последующими жёнами имеют юридическую силу со всеми сопутствующими последствиями.

При этом есть следующие ограничения на многожёнство:

Не бери жены вместе с сестрою её, чтобы сделать её соперницею, чтоб открыть наготу её при ней, при жизни её…

— Левит 18:18

Если кто возьмёт себе жену и мать её: это беззаконие.

— Левит 20:14

Также Тора устанавливает запрет царю «умножать жён»(Втор. 17:17), что авторы Талмуда трактуют как «не более 18 жён».

Из троих праотцов еврейского народа — Авраама, Исаака и Иакова — только Исаак был одножёнцем. У Авраама были наложницы, число которых в Торе не уточняется, первую из них — Агарь — ему дала Сарра по той причине, что сама родить не могла. Иаков же стал многожёнцем не по своей воле — когда он отработал на своего дядю Лавана 7 лет за свою жену Рахиль, то после свадьбы дядя Лаван дал ему вместо Рахили её сестру Лию, что Иаков обнаружил только на утро. И хотя неделю спустя он сыграл свадьбу и с Рахилью, но за Лию ему пришлось работать на Лавана ещё 7 лет. Впоследствии, когда Лия с Рахилью пытались родить как можно больше детей, себе на помощь они позвали служанок: Лия — Зелфу, а Рахиль — Валлу. В итоге вчетвером они нарожали Иакову 13 детей — 12 родоначальников колен израилевых и одну дочь.

В современном иудаизме существует движение «А-байт а-йегуди а-шалем», которое призывает легализовать многожёнство для решения демографической проблемы в современном Израиле, ссылаясь на окончание 1000-летнего периода, в течение которого было запрещено многожёнство. Их оппоненты возражают на это тем, что слова «на 1000 лет» означают «навсегда».

Список многожёнцев, упомянутых в Танахе:

  1. Авраам имел жену Сарру и несколько наложниц, из которых по имени известна только Агарь. После смерти Сарры Авраам взял в жёны Хеттуру (Бытие 25:1-6).
  2. Ламех имел двух жен: «И взял себе Ламех две жены» (Бытие 4:19).
  3. Иаков имел двух жен: сестер Лию и Рахиль, и служанок жён — Валлу (Билху) и Зелфу (Зилпу) (Бытие 29:30).
  4. Исав имел трёх жен: Иегудифу, Васемафу и Махалафу. Бытие 26.34, 28.9
  5. Гедеон: «У него много было жен. Также и наложница». (Суд. 8:30, 31)
  6. Давид имел 10 жён
  7. Соломон имел 700 жён и 300 наложниц (3 Царств 11:3).
  8. Ровоам имел 18 жён и 60 наложниц.

Межнациональные браки

По результатам национального еврейского опроса населения 2000—2001 гг., 47 % браков с участием евреев в США в 1996—2001 гг. были зарегистрированы с нееврейскими партнёрами. Количество межнациональных браков увеличилось и в других странах. Еврейские лидеры различных течений иудаизма согласны с тем, что возможная ассимиляция ведёт к кризису национальной идентичности, но в то же время их мнение о межнациональных браках различно:

  • Все ответвления ортодоксального иудаизма отвергают утверждение законности и легализации межнациональных браков;
  • Сторонники консервативного иудаизма не одобряют такие браки, но выступают за принятие нееврейского супруга в семью, надеясь, что это приведёт к улучшениям в семейной жизни;
  • Реформистский и реконструктивистский иудаизм в настоящее время, как правило, предоставляют полную персональную автономию в интерпретации еврейского закона. Хотя смешанные браки могут формально не одобряться (например, организация Central Conference of American Rabbis в 2008 году приняла решение об отмене ранее существовавшего запрета и теперь официальное отношение к этой теме сформулировано как «мы не одобряем смешанные браки, но не вступающих в них»), раввины этих течений свободны в принятии решения о проведении свадеб между евреем и представителем другой культуры. Многие раввины в таких случаях проводят церемонию бракосочетания с каким-то условием, например — согласие от новоиспечённой пары о том, что их дети будут выращены по еврейским устоям.

Также существуют различные мнения насчёт составляющих межнационального брака, основанные на различных представлениях о том, кого считать евреем, а кого нет. Ортодоксальное и консервативное течения не считают за еврея того, чья мать не была еврейкой.

Браки в Израиле

Вопросы, связанные с личным статусом граждан, такие как заключение брака и развод, находятся в Израиле в ведении религиозных судов (раввинатские суды, а также мусульманский, христианский и друзский религиозные суды). Таким образом, браки между представителями различных конфессий, например — друза с еврейкой или мусульманки с христианином, не могут быть официально заключены в Израиле. Заключённые за рубежом браки имеют силу и на территории Израиля, вне зависимости от конфессиональной принадлежности.

С 2010 года в Израиле было введено понятие гражданского брака для лиц, не относящихся к традиционным для Израиля конфессиям. Желающие зарегистрировать гражданский брак в Израиле должны подать соответствующее прошение на имя регистратора браков при министерстве юстиции. Прошение вместе с сопроводительными документами передается на проверку в религиозные суды всех официальных конфессий. В случае, если все суды подтвердят, что ни один из супругов не принадлежит к какой-либо конфессии, пара приглашается в Минюст для регистрации брака.. На практике, большинство таких пар, как и любые другие желающие заключить брак вне системы религиозных судов, заключают брак за границей (например, на Кипре).

По мнению сторонников ортодоксального иудаизма, израильские браки между евреями должны проводиться в соответствии с галахой, что подразумевает под собой следование ряду правил, по которым отдельные люди (например, коэн и разведенная женщина, или пара в которой один из партнеров не еврей) не могут официально узаконить свои отношения. Ортодоксальный иудаизм, и вслед за этим, государство, не признаёт браки, заключенные реформистскими раввинами; реформистское движение в Израиле добивается признания законом права реформистских раввинов регистрировать браки.

Решением Верховного Суда Израиля 21 ноября 2006 года было постановлено, что заключённые за рубежом однополые браки и гражданские партнёрства имеют силу и на территории Израиля.

Развод

Галаха (еврейский закон) допускает разводы. Документ о разводе называется «гет». Заключительная часть церемонии развода заключается в том, что муж передаёт документ о разводе в руки жены или её агента. Однако жена сама может подать иск в раввинский суд, чтобы инициировать развод. В этом случае муж будет вынужден передать документ, если он нарушил хотя бы одно из своих многочисленных обязательств. В случае развода жена может иметь, а может и не иметь право на денежную выплату.

Иудаизм признаёт право оскорблённой жены (физически или психологически) на развод с XII века. Консервативный иудаизм следует галахе, несмотря на отличия от ортодоксального иудаизма. Реформистские евреи обычно используют отдельную форму ketubah на своих свадьбах. Они не принимают разводы в том виде, в котором они были описаны, видя гражданский развод необходимым и достаточным. Тем не менее, некоторые реформистские раввины поощряют прохождение пары через полноценную процедуру развода.

Консервативный и ортодоксальный иудаизм не признаёт гражданский закон как важнейший религиозный закон, и, таким образом, не считает гражданский развод достаточным. Мужчина и женщина могут быть обоснованно разведены относительно взглядов реформистских евреев, но до сих пор быть женаты по законам общества консерваторов. Ортодоксальный иудаизм не признаёт реформистские свадьбы потому что, в случае их заключения дети от реформистской женщины, вступившей в новый брак, будут рассматриваться как мамзерим (внебрачные), поскольку эта женщина будет продолжать считаться состоящей в первом браке, а её дети, следовательно, продуктами прелюбодеяния. Внебрачные дети замужней женщины — это персональный статус, который не позволяет вступать в брак с не мамзер.

«Связанные» женщины

По традиции, когда муж сбегает или его местонахождение становится неизвестным по какой-либо причине, женщина становится Агуна («связанной») и не может вступать в новый брак в силу того, что развод может инициироваться только мужем. В прежние времена исчезновение мужа в дальних странах было основной причиной подобной ситуации. В наше время, когда муж отказывается от составления договора о разводе по причине денег, собственности или опекунства, женщина не может выйти замуж повторно. Мужчина в этой ситуации называется Месарев гет (отказавшийся от развода).

Консервативные и ортодоксальные общества пытаются предотвратить возможность женщины не получить право на развод от своего мужа, и решать подобные вопросы, используя различные еврейские и мирские легальные методы. Однако до сих пор не существует ни одного легального решения проблемы жены, потерявшей мужа.

См. также

► Браки в религиях

Взгляды иудаизма

  • Иудаизм
  • Ортодоксальный иудаизм
  • Реформистский иудаизм
  • Консервативный иудаизм
  • Иудаизм реконструктивистский
  • Иудаизм в России
  1. Babylonian Talmud — Yebomoth 62b.
  2. The Principles of Jewish Law, Ed Menachem Elon, ISBN 0-7065-1415-7, p 353.
  3. Judaism 101: Kosher Sex
  4. Kiddushin, 50b
  5. Niddah 44b
  6. Niddah 47a
  7. Ketubot, 64b
  8. Kiddushin 43b
  9. Kiddushin 44a
  10. Yebamot 107a
  11. 1 2 3 4 Yebamot 108a
  12. Yebamot 109a
  13. Yebamot 107a
  14. Yebamot 107b
  15. Gittin 65a
  16. Kiddushin (tosafot) 41a
  17. Sanhedrin 76b
  18. Kiddushin 29b
  19. Jewish Encyclopedia, Marriage Laws
  20. Yebamot 63b
  21. Yebamot 44a
  22. Sanhedrin 76a
  23. Freeman, Tzvi Chabad.org. Chabad.org. Дата обращения 13 сентября 2011.
  24. Gene McAfee «Sex» The Oxford Companion to the Bible. Bruce M. Metzger and Michael D. Coogan, eds. Oxford University Press Inc. 1993. Oxford Reference Online. Oxford University Press. 19 March 2010.
  25. Coogan, Michael. God and Sex. What the Bible Really Says. — 1st. — New York, Boston : Twelve. Hachette Book Group, 2010. — P. 78. — ISBN 978-0-446-54525-9.
  26. * От многоженства к моногамии Архивная копия от 21 декабря 2016 на Wayback Machine
    • Что делать семейной паре, которой не удаетсЯ заЧать ребёнка
  27. 1 2 Baskin, Judith R. Shofar, Vol. 24, No. 4
  28. 95. ЗАПРЕТ МНОГОЖЕНСТВА. ДЕКРЕТЫ РАБИ ГЕРШОМА Архивная копия от 22 августа 2013 на Wayback Machine
  29. Вавилонский Талмуд. Сангедрин
  30. Ортодоксальным иудеям предлагают полигамию, чтобы выстоять перед лицом «арабской демографической угрозы»
  31. ЭЕЭ, Государство Израиль. Судебная система, религиозные суды
  32. Вступление в силу Закона о гражданском браке для нерелигиозных граждан
  33. В Израиле зарегистрирован первый гражданский брак
  34. ЭЕЭ, Брак, запрещенные браки
  35. БАГАЦ обязал государство признать однополые браки
  36. Израиль признал однополые браки (недоступная ссылка)
  37. Высший суд Израиля признал однополые браки, заключенные в других странах
  38. Агуна — статья из Электронной еврейской энциклопедии
Для улучшения этой статьи желательно:

  • Проверить достоверность указанной в статье информации.
  • Викифицировать статью.

Пожалуйста, после исправления проблемы исключите её из списка параметров. После устранения всех недостатков этот шаблон может быть удалён любым участником.

Еврейские законы вступления в брак

Создание счастливой семьи – одна из самых главных заповедей не только для евреев, но и для любого человека. Это, безусловно, одно из самых знаменательных событий в жизни, которое определяет собой весь дальнейший путь человека.

Однако, планируя хупу, стоит обратить внимание на определенные правила и законы. Иногда возникают важные вопросы, которые необходимо решить до свадьбы. И если этого не сделать заранее, то последствия могут быть печальными.

Все законы, касающиеся вступления в брак, прописаны в Торе и Талмуде. Чтобы избежать ненужной траты нервов, молодой паре следует перед вступлением в брак проконсультироваться с раввином в своей общине, экспертом в талмудическом законе. По наиболее сложным вопросам следует обратиться в раввинский суд, например, в Нью-Йорке или Израиле.

Итак, каковы же правила вступления в брак согласно Торе?

1. Запрет на брак между кровными родственниками. Перечень родственников, которым запрещено вступать в брак между собой, можно найти в Торе, глава Ваикра, 18. В частности, нельзя заключать барк между родителями и детьми, родными братьями и сестрами и т.д.

Однако разрешен брак между двоюродными братьями и сестрами, а также дядя может жениться на племяннице. Хотя тетя не может выйти замуж за племянника.

2. Если мать любого из потенциальных супругов развелась до их рождения, необходимо проверить, получила ли она надлежащим образом оформленное разводное письмо гет. Почему это важно? Если еврейка повторно выходит замуж без надлежащего еврейского развода, ее дети от второго брака могут получить статус мамзер – незаконорожденных. Такие дети будут отделены заповедью от общины, им запрещено вступать в брак с евреями.

То же самое касается женщин, которые сами повторно выходят замуж. Им следует позаботиться о надлежащем оформлении всех документов и процедур.

3. Если кто-то из родителей потенциальных супругов принимал иудаизм, следует обратиться к раввину с этим вопросом. Не любое принятие еврейства или иудаизма признается во всех общинах, а некоторые обращения не признаются в государстве Израиль. Если мать, проходя гиюр, не выполнила всех требований, то возникает вопрос, евреи ли ее дети. В таких случаях возникшая проблема легко устранима.

Этот же вопрос касается самих жениха и невесты. При прохождении гиюра стоит обратить внимание, какой раввинский суд подтверждает еврейство. В Израиле есть список раввинских судов, чье обращение в еврейство признается во всех округах.

4. Если у мужчины умерла первая жена, то он должен ждать, пока пройдут три праздника – Песах, Шавуот и Суккот – прежде чем он может опять жениться. Женщина может второй раз выйти замуж через 90 дней после развода или смерти мужа (согласно законам траура). В некоторых случаях, если у женщины маленький ребенок, она не может повторно выйти замуж, пока ребенку не исполниться два года. В этом случае следует посоветоваться с опытным раввином.

5. Если женщина овдовела дважды, существуют некоторые случаи, когда ей вообще больше не разрешается выходить замуж. Этот вопрос должен решать раввин, сведущий в еврейском законе.

6. В некоторых кругах существует обычай не разрешать брак, если у невесты то же имя, что у матери жениха, или у жениха то же имя, что у отца невесты. Однако большинство авторитетов склоняются к тому, что такие браки разрешены.

Есть особая категория евреев – коэны, потомки первосвященника Аарона. Если мужчина коэн (сын коэна, члена еврейского наследственного священничества), то в силу вступают дополнительные правила, которые он обязан соблюдать.

1. Коэну запрещено жениться на разведенной женщине, но он может жениться на вдове.

2. Коэну запрещено жениться на женщине, перешедшей в иудаизм (прозелитке)

3. Коэн не может жениться на женщине, которая имела половую связь с неевреем.

4. Коэн не может жениться на дочери другого коэна от запрещенной ему женщины (халахе).

Если коэн женится на женщине из любой вышеперечисленной категории, всем его дочерям запрещено выходить замуж за коэнов.

Некоторые из этих законов могут показаться излишне жесткими и ограничивающими. Но они необходимы, поскольку именно традиции еврейского брака и еврейской семьи позволили нашему народу выжить и не раствориться в других этносах за последние три тысячелетия.

Каждый еврейский брак – звено цепи, которая тянется от наших праотцов Авраама, Ицхака и Яакова, и эта цепь сохранилась до наших дней. Но прочность любой цепи определяется ее самым слабым звеном, потому еврейские законы призваны укрепить каждую семью и помочь каждому браку стать счастливым.

Хотите получать рассылку прямо на электронную почту?

Подпишитесь, и мы будем присылать Вам самые интересные статьи каждую неделю!

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *