Лик Иисуса Христа

Одной из бесценных реликвий в христианстве по праву является Туринская Плащаница (итал. Sindone di Torino). Для многих миллионов людей – это подлинное полотно для погребения Иисуса Христа, на котором таинственным образом отпечатался лик раненного Тела Иисуса со следами крови. По убеждению верующих христиан льняная плащаница из Турина является свидетелем Страданий Иисуса Христа и вызывает перед саваном трепет и благоговение.

Плащаница называется Туринская, так как больше 400 лет она находится в Турине, что в Италии и хранится в храме Святого Иоанна Крестителя. Хорошо сохранившаяся реликвия представляет собой полотно продолговатой формы 4,36 м Х 1,1 м. Соткана Туринская плащаница из льна, который происходит с регионов Ближнего Востока.

Бесценным полотном официально владеет Католическая церковь после смерти Гумберта II Савойского в 1983 году, который завещал ее Ватикану, где она и находится по настоящий день. Римские первосвященники во главе с Папой признают, что верят в подлинность реликвии и что на полотне запечатлен именно Иисус.

Исследования

Немногие святыни подверглись такому тщательному изучению, как Туринская Плащаница. До сих пор ведутся научные споры вокруг отреза полотна, в которое по притче было завернуто тело Иисуса Назаретянина после распятия.

Отпечаток тела вызывает неподдельный интерес у лучших умов человечества, ведь если это действительно настоящие погребальное полотно Иисуса, то запечатленный таинственным образом на нем Лик Богочеловека свидетельствует о Воскресении Иисуса. Скептикам и атеистам же приходится опровергать очевидные подтверждения достоверности святыни.

Изучением древнего отреза ткани занимались всемирно известные ученые со всего мира, объединив усилия в решении значимой исторической задачи. Туринская Плащаница множество раз подвергалась тщательному анализу историков, фотографов, генетиков, математиков, химиков, археологов, художников, микробиологов, биофизиков, патологоанатомов, хирургов.

Появляются все новые доказательства против гипотезы скептиков о том, что это творение является делом кисти мастеров эпохи Возрождения. Ученые обнаружили, что плащаница содержит:

  • известняковые частички, характерные для региона Мертвого моря;
  • пыльцу и микроорганизмы из Иерусалима;
  • арагонит в крови;
  • монеты на глазницах;
  • мужскую кровь, что подтверждено химическим путем.

Образ на ткани

На отпечатке отчетливо видны очертания мужского тела высокого роста с многочисленными ранами. Видны даже малейшие капли крови и царапины. Если Туринская Плащаница – это подделка, то значит, ее автор был отлично знаком со Священным Писанием, запечатлев страдания Иисуса с высокой точностью.

Советуем подписаться на наш канал в Яндекс Дзен – интересные очерки об Италии выходят там каждый день

Между 5 и 6 ребром справа отчетливо видно ранение от копья, рваные раны от гвоздей в области запястий и стоп, множество следов от ударов плетью, спина представляла собой месиво, ведь плеть римлянина была изготовлена из жил вола с металлическими кусками на концах. Также видны следы от шипов тернового венца, многочисленные следы побоев и надругательств, на плече заметен отпечаток от перекладин креста, как у Иисуса.

Распятый Иисус мог делать только порывистые вдохи, происходило медленное жестокое удушение. Если прибавить к мукам палящее палестинское солнце, невыносимую жажду, то Туринская ткань предельно точно сохранила следы бесчеловечных надругательств, не пощадивших Богочеловека. Иисус подвергся избиению целым полком солдат.

Одна сторона полотнища имеет два отпечатка человеческого тела в позе, свойственной похоронным обрядам 1 века. Отпечатки напоминают опалины, как от горячего утюга. По словам очевидцев, лучше всего плащаница с изображением видна с расстояния 2 м и более. Чем ближе подойти к полотнищу, тем таинственное изображение разглядеть сложнее, так как оно начинает расплываться.

Древняя плащаница сохранила следы событий, которые случились в 1532 году, а именно – произошло повреждение пожаром. Складки полотна были опалены раскаленным серебром. Хотя само полотно было повреждено частично, огонь почти не тронул Божественный образ.

Следы казни

По всему образу наблюдаются пятна крови, особенно кровотечение сильно наблюдается в области ступней и запястий, рана в правом боку, что с точностью совпадает с повествованием о кощунственных надругательствах, нанесенных Иисусу во время казни. По римским обычаям Иисусу Христу в запястья были вбиты гвозди, после чего воин воткнул копье между 5 и 6 ребрами, чтобы удостовериться в его смерти.

Для распятия римляне использовали гвозди только в первых столетиях н. э. Также на изображении видны следы кровавых подтеков на лице и голове, согласно библейскому описанию бичевания и мучений от тернового венца, предшествовавших распятию Иисуса. Следов разложения на льняном отрезе найдено не было.

В 4 местах на полотне имеются группы из 3 дырок, расположенных буквой «Г», прожженных раскаленным предметом. Предполагается, что основной причиной появления отверстий являются горящие кусочки ладана на сложенное вчетверо полотнище.

Специалисты, рассматривая пожелтевший отрез чудом сохранившегося полотна под увеличительным прибором, отметили поразительную вещь – изображение выполнено без каких-либо красителей или пигментных веществ, не просматриваются мазки кистью и не имеется сходства с произведениями каких-либо художников, отсутствуют характерные особенности определенного художественного стиля. Также удивительным оказался тот факт, что запечатленный отпечаток затронул только верхний слой волокон, хотя все красящие вещества обязательно проникли бы внутрь ткани.

Современная наука

Фотографический негатив

Еще одним уникальным чудом оказалось открытие, сделанное в 1898 году, когда фотографу Секондо Пиа (Secondo Pia) разрешено было выполнить 2 снимка святыни. Изумленный Секондо был повержен в шок, когда на негативах проступили очертания силуэта, а проявившийся образ был позитивным. Туринская ткань с чудесным изображением оказалось негативной, а если ее сфотографировать, то можно получить позитивное изображение. С благоговением Секондо проникся к этому снимку, его поразила та реальность, которая предстала перед ним на фотографии, ведь черно-белый снимок усиливает контрастность в разы.

Необычность изображения обусловливалась еще отсутствием каких-либо контуров. Чтобы придать портретам форму все художники использовали контуры, вплоть до импрессионизма XIX века. Достоверные исследовательские данные обычно основываются на манере рисования, характере контуров. Вряд ли кто-то из мастеров эпохи Возрождения смог запечатлеть на ткани такой превосходный негативный опечаток, когда про науку фотографирования совсем ничего не знали?

Новые открытия

В 1931 году одному из лучших профессионалов фотографов Джузеппе Энри (Giuseppe Henri) было поручено выполнить серию фотографий святыни. Тогда обнаружились новые открытия и другие детали, такие как возможность присутствия римских монет на глазах лежащего в плащанице.

Специалисты в работе над чудесным полотном применяли следующие методы:

  • рентгенография;
  • инфракрасное излучение;
  • термография;
  • радиоуглеродное датирование;
  • плазменная масс-спектрометрия;
  • лучи ультрафиолета;
  • макрофотография;
  • электронная микроскопия;
  • анализ ДНК;
  • современные достижения микробиологии и химии;
  • научное моделирование;
  • компьютерные технологии.

Сохранность ткани

Тщательно и бережно хранится Туринская святыня, избегая попадания микроорганизмов. Хорошей сохранностью плащаница обязана засушливому климату и отсутствию воздуха. Веками святыня находилась в раках, сундуках, не попав под лучи дневного света. Около 500 лет Туринская плащаница вообще была тщательно замурована в стену из камня.

Туринская ткань находится в превосходном виде и это неудивительно, множество саванов хранится до наших дней, хотя они в 3-4 раза старше Туринской плащаницы. Ученым известно великое множество погребальных полотен, датированных 1 тысячелетием до н. э. и позже, но ни на одном из них не было никаких отпечатков.

Радиоуглеродный метод

Для изучения реликвии была создана специальная Туринская комиссия из знаменитых ученых, которые определили, что плащаница абсолютно не подвержена атмосферным действиям. Специалисты решили провести новые опыты на нитях и маленьких кусочках ткани, засняв процесс на видео.

Доктор Раес отметил, что над пряжей работал мастер высочайшего класса, плотность ткани соответствует высококачественным египетским тканям. Для того времени этот кусок ткани стоил очень дорого. В Святом Писании говорится, что Иосиф Аримафейский, обвивший тело Иисуса плащаницею, был весьма богатым горожанином.

Радиоуглеродный метод показал присутствие очень древних волокон хлопка египетского происхождения, доказывающие то, что полотно ткали на том станке, на котором до этого ткали хлопок. До 9 столетия европейцам была неизвестна эта разновидность хлопка, англичане не были знакомы с подобным видом материи до 15 века, поэтому вряд ли можно было предположить фальсификацию.

В 1978 году Туринская плащаница прошла тщательные исследования 40 специалистами, которые применили ультрасовременное оборудование. Группе ученых удалось определить, что образ на ткани появился в результате некоего феноменального события, как будто тело прошло сквозь ткань, оставив после себя опалины, напоминающие следы огня, затронувшие только верхние слои ткани. Это могло бы полностью подтвердить Воскресение Иисуса Христа.

В 1988 году исследования ученых о возрасте материала оказались в тупике, когда мировые светила пришли к выводу, что плащаница возрастом не превосходит больше 7 веков. Хотя и были произведены скрупулезные вычисления, специалисты не учли факт пожаров, сказавшиеся на ткани. В 1995 году ученые из России Андрей Иванов и Дмитрий Кузнецов выявили просчеты по анализу радиоактивного углерода и научно доказали, что огонь, дым, копоть повысили содержание атомов, что и послужило причиной уменьшения возраста известного полотна. В результате научных экспериментов было установлено – возраст плащаницы около 2000 лет.

Такой оттиск, который находится на плащанице, невозможно получить ни одним действием, известным на сегодня. Отдаленно его можно сравнить с очертаниями тел, оставшихся после атомного взрыва, произошедшего в Хиросиме. До сих пор никому так и не удалось дать объяснения этому феномену.

Для верующих в Воскресение Иисуса Христа Туринская Плащаница – это чудо, оставленное для следующих поколений, чтобы дать им пищу для размышления.

Книга

Вышла в свет книга «Леонардо да Винчи и Братство Сиона. Откровения тамплиеров». Ее авторы Клайв Принс и Линн Пикнетт пришли к заключению, что к загадочной Туринской плащанице непосредственное отношение имел гениальный Леонардо да Винчи. Книга раскрывает множество тайн, которые могут скрываться за священным полотном.

Советую также скачать книги:

  1. Туринская плащаница: вопрос остается открытым
  2. Слово о Воскресении. Туринская Плащаница – Евангельская история наших дней

Фильм

«Туринская плащаница» — документальный фильм про новые открытия преследует главное намерение: установить оригинальность и возраст плащаницы. Авторы картины тщательно исследуют научные гипотезы, проливающие новые открытия на историю происхождения реликвии. Показана уникальная нашумевшая детализированная видеосъемка работы ученых. Документальный фильм и книга достаточно интересно преподносят различные мнения ученых.

↘️🇮🇹 ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ И САЙТЫ 🇮🇹↙️ ️🇮🇹 ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ И САЙТЫ🇹↙️

Традиционный библейский образ Иисуса

В Манчестерском университете (Великобритания) завершили работы по реконструкции того, что можно считать наиболее вероятным обликом человека, вошедшего в историю как Иисус. И наука, и религия признают, что его многочисленные изображения – это выдумки в угоду традициям и культуре разных эпох. В самой Библии нет ни слова описания его внешности, однако ученые отыскали два косвенных намека, и судебному художнику-антропологу Ричарду Ниву этого хватило, чтобы приступить к работе.

Судебная антропология – наука новая и, строго говоря, не точная. Она использует не только информацию об останках, но и сведения об истории, погоде, политической обстановке и культуре времени и места, где проживал искомый человек. Важны его происхождение, карьера и биография, которые оставляют отпечаток на внешности. Ранее Нив успешно реконструировал облик короля Мидаса из Фригии, Филиппа II Македонского, отца великого полководца, и десятки других исторических лиц.

Первая зацепка: во время ареста Иисуса в Гефсиманском саду, накануне распятия, командир римских солдат требует от Иуды Искариота указать, кто в этой толпе их цель. Римляне, как чужаки, не могли отличить пророка от его учеников, из чего можно сделать вывод, что у Иисуса была типичная внешность галилейского семита. Израильские археологи по просьбе британцев передали им три черепа, найденные в окрестностях Иерусалима и датируемые той эпохой.

После компьютерной реконструкции была составлена модель, которая уже содержала мягкие ткани и кожу, но было два вопроса: каков цвет кожи и какими должны быть волосы? Изучение археологических памятников, созданных до написания Библии, с вероятностью более 90 % указывает на темный цвет глаз и волос, характерный для этого народа. Также в Библии есть момент, когда апостол Павел называет длинные волосы «позором» для человека. Будь его учитель с роскошной шевелюрой, мнение его ученика, вероятно, было бы иным – значит, Иисус предпочитал практичную для жаркого климата короткую стрижку. И, как уважающий себя мужчина того времени, был обязан носить бороду.

Из анализа останков определили, что средний рост галилейского семита того времени всего 152-153 см, а вес едва дотягивает до 50 кг. Известно, что вплоть до 30 лет Иисус работал плотником, значит, наверняка был мускулист и коренаст. Но работал на улице, а потому имел обветренную кожу и загар, плюс мозолистые руки. В итоге получился облик, совершенно непохожий на привычные религиозные изображения, который хоть и не является истиной, но зато близок к исторически точной картине. Сегодня, когда христианство давно распространилось по всей планете, верующие склонны забывать, что его истоки – на Ближнем востоке, где точно не было длинноволосых блондинов с голубыми глазами.

Реконструкция лица Иисуса из Назарета

Известно, что святые образы создают иконописцы. Так было испокон веков. Для того, чтобы написать икону, изображающую Господа, Богоматерь или какого-либо подвижника, необычному художнику нужно прийти в определенное состояние души, перед этим поститься, молиться. Тогда созданный им лик будет по праву служить средством общения с Творцом и его угодниками. Однако история упоминает о существовании и так называемых нерукотворных икон. К примеру, у многих на слуху такое понятие, как «Спас Нерукотворный». Подобным образом обозначают образ Иисуса Христа, чудесно отпечатавшийся на ткани, которой Спаситель утер свое лицо. 29 августа православные христиане отмечают праздник, посвященный перенесению данной святыни из Едессы в Константинополь.

Происхождение Нерукотворного Спаса

Возникновение Нерукотворного Спаса тесно связано с историей чудесного исцеления одного правителя. Во времена Мессии в сирийском городе Едессе властвовал человек по имени Авгарь. Он болел проказой, которая овладела всем телом несчастного. К счастью, до Авгаря дошли слухи о чудесах, творимых Иисусом Христом. Не видя Сына Божьего, правитель Едессы написал письмо и отправил тому со своим другом – живописцем Ананией – в Палестину, где в тот момент находился Мессия. Художник должен был при помощи кисти и красок запечатлеть на полотне лик Учителя. В письме же содержалась просьба прийти и исцелить больного проказой страдальца, адресованная Иисусу.

По прибытии в Палестину, Анания увидел Сына Божия, окруженного большим количеством народа. Подойти к нему не было никакой возможности. Тогда Анания встал в отдалении на высокий камень и попытался написать портрет Учителя. Но у художника ничего не получилось. Иисус к тому моменту заметил живописца, назвал того к удивлению последнего по имени, подозвал к себе и передал письмо для Авгаря. Он обещал правителю сирийского города прислать в скором времени своего ученика с тем, чтобы тот исцелил больного и наставил в истинной вере. Затем Христос попросил людей принести воду и полотенце – убрус. Когда просьбу Спасителя удовлетворили, Иисус омыл водой лицо свое, отер его убрусом. Все увидели, как на полотне отпечатался Божественный Лик Учителя. Убрус Христос отдал Анании.

Живописец вернулся домой, в Едессу. Он сразу же передал Авгарю убрус с запечатленным на нем ликом Сына Божия и письмо от самого Мессии. Правитель с благоговением принял из рук друга святыню и тотчас же исцелился от своей тяжкой болезни. Лишь немного следов оставалось на лице его до прихода ученика, о котором говорил Христос. Тот действительно вскоре прибыл – им оказался апостол от 70-ти святой Фаддей. Он крестил уверовавшего в Христа Авгаря и весь народ едесский. Правитель сирийского города в благодарность за полученное исцеление написал на Нерукотворном Образе такие слова: «Христе Боже, всякий, уповая на Тебя, не постыдится». Затем он украсил полотно и поместил в нише над городскими воротами.

Перенесение святыни в Константинополь

Горожане долгое время с почтением относились к Нерукотворному Образу Иисуса: поклонялись тому каждый раз, минуя городские ворота. Но сие закончилось по вине одного из правнуков Авгаря. Когда последний сам стал правителем Едессы, то обратился в язычество и начал поклоняться идолам. По этой причине он решил снять Спас Нерукотворный с городской стены. Но повеление сие выполнить не удалось: Едесскому епископу было видение, в котором Господь приказал скрыть чудесное изображение от глаз людских. Священнослужитель после такого знамения вместе с клиром отправился ночью к городской стене, зажег перед убрусом с ликом Божественным лампаду и заложил кирпичами да глиняными досками.

Много лет миновало с тех пор. Жители города совсем забыли о великой святыне. Однако события 545 года изменили ситуацию в корне. В указанный момент Едесса подверглась осаде со стороны персидского царя Хозроя I. Жители находились в безнадежном положении. И вот местному епископу явилась в тонком сне сама Богородица, которая повелела достать из замурованной стены Нерукотворный Образ Иисуса. Она предрекла, что это полотно спасет город от врага. Епископ тотчас же поспешил к городским воротам, нашел заложенную кирпичами нишу, разобрал ее и увидел Нерукотворный Спас, горящую перед ним лампаду и отпечатавшееся на глиняной доске изображение Лика. Был совершен крестный ход в честь обретения святыни, и персидское войско не замедлило податься в отступление.

Спустя 85 лет Едесса оказалась под игом арабов. Однако они не чинили препятствий христианам, поклонявшимся Нерукотворному Спасу. К тому времени слава о Божественном Лике на убрусе распространилась по всему Востоку.

Наконец, в 944-м император Константин Багрянородный захотел, чтобы необычная икона хранилась отныне в Царьграде – тогдашней столице Православия. Правитель византийский выкупил святыню у эмира, властвовавшего на тот момент в Едессе. И Спас Нерукотворный, и письмо, адресованное Авгарю Иисусом, были перенесены с почестями в Константинополь. 16 августа святыню поместили в Фаросскую церковь Пресвятой Богородицы.

Дальнейшая судьба святого образа Господа

Что случилось с Нерукотворным Спасом впоследствии? Информация на сей счет имеется весьма спорная. Одно предание гласит, будто убрус с Божественным Ликом Христа похитили крестоносцы, когда властвовали в Константинополе (1204-1261). Другая легенда утверждает, что Нерукотворный Образ перекочевал в Геную, где и поныне хранится в обители в честь апостола Варфоломея. И это лишь самые яркие версии. Их разноречивость историки объясняют очень просто: Нерукотворный Спас неоднократно давал отпечатки на поверхностях, с которыми соприкасался. К примеру, один из них возник «на керамии», когда Анания вынужден был прятать убрус у стены по дороге в Едессу, другой появился на плаще и очутился в итоге в грузинских землях. По Прологам известно четыре Нерукотворных Спаса:

Почитание святыни в России

Праздник 29 августа совершается в попразднство Успения Божией Матери и называется еще «Третьим Спасом» или «Спасом на холсте». Почитание на Руси этого Образа началось в XI-XII вв., а наиболее широкое распространение получило со второй половины XIV столетия. В 1355 году из Константинополя в Москву митрополитом Алексием был привезен список иконы Спаса Нерукотворного. Специально для хранения сего полотна заложили храм. Но одной церковью не ограничились: вскоре по всей стране началось строительство храмов и монастырских обителей, посвященных Нерукотворному Образу Господа Иисуса Христа. Все они получали наименование «Спасских».

Примечательно, что перед этой удивительной иконой творил в свое время молитву Дмитрий Донской, после того, как стало известно о нападении Мамая. С Куликовской битвы и до Первой мировой войны русские войска неизменно сопровождала Хоругвь с изображением Спаса. Такие полотна впоследствии стали называть «знаменами». Также подобные иконы украшали собой крепостные башни в качестве оберега города.

Мы поздравляем всех православных христиан с праздником, с перенесением Спаса Нерукотворного из Едессы в Константинополь.

До VIII века велись споры о том, можно ли писать Спасителя, ведь Ветхий Завет строго запрещает изображать Бога. Однако в 787 году, на Седьмом Вселенском Соборе, иконопочитание было причислено к догматам христианской церкви. Трактовка запрета стала такой – не разрешается придумывать образы, тем самым создавая идолов. А поскольку Иисус воплотился в человеческом теле, первое его изображение было нерукотворным, такие иконы получили право на существование. А образ Иисуса Христа стал одним из главных для христианской иконографии.

Общие правила изображения Спасителя

Существует несколько вариантов канонического изображения Иисуса Христа. При этом узнать его на иконах не составляет труда, ведь иконописцы используют характерные отличительные черты:

  • Нимб Спасителя отличается от других вписанным в него крестом – символом воплощения Бога Отца в Божьем Сыне. В иконографическом образе «Иисус Халки» нимб отсутствует вообще, а за ликом изображается только крест.
  • Возле лика или на нимбе часто присутствуют греческие буквы (сокращение одного из имен Бога) или «IC ХС», что означат Иисус Христос.
  • Лик удлинен, отличается выразительными глазами и тонкими чертами лица.
  • Спаситель одет в простые одежды – длинную рубашку и синюю накидку.
  • Христос развернут лицом к людям, всегда расположен по центру иконы.

Отхождение от канонов возможно, если на иконе изображаются Страсти Христовы, Положение во Гроб, Воскрешение. Например, на особом типе икон «Не рыдай мене, мати» Иисус пишется обнаженным и наполовину погруженным в гроб. Рядом стоит Дева Мария и голова Спасителя с закрытыми глазами наклонена к лицу Богородицы.

Спас Нерукотворный (Мандилион)

Христиане верят, что первая икона Иисуса Христа была нерукотворной. Восточное предание, известное еще с IV века, рассказывает о страдающем проказой царе Эдессы. Он послал к Христу гонца и попросил, если тот не согласится прийти, хотя бы нарисовать лик Господа и принести его для исцеления. Однако у художника никак не получалось пробиться через толпу и написать портрет. Когда Иисус увидел это, он умыл лицо и отер его платком (убрусом), после чего на ткани проступил лик.

Западная версия возникновения Нерукотворного Спаса возникла в XIII-XV веках. Согласно ей, благочестивая женщина Вероника во время Крестного пути подала платок Христу, чтобы он мог вытереть с лица пот и кровь.

На иконе Спаса Нерукотворного изображен именно платок, на котором проступил лик. Поэтому пишется только голова Иисуса, по западной традиции, часто с терновым венком. На Руси возник свой вариант этой иконы – «Спас Мокрая борода», который отсылает к восточному преданию об омовении лица. В отличие от канонического образа, борода Христа заканчивается тонким прямым кончиком, будто она действительно намочена водой.

Спас Вседержитель (Пантократор)

Самый распространенный вид икон с написанием Спасителя – Спас Вседержитель, или Пантократор. На нем Иисус Христос изображается по пояс, левой рукой он держит Евангелие, а правой благословляет всех верующих. Первые упоминания об образе Пантократора датируются еще VI веком.

Значение иконы – вера в Бога, воплощенного в человеке. Догмат Боговоплощения является ключевым для христианства, поэтому и образы Пантократора встречаются повсеместно – они украшают центральные купола, апсиды храмов, присутствуют во многих домах.

У Спаса Вседержителя существует несколько иконографических вариантов. Например, Спас в силах, на котором Иисус изображен не по пояс, а сидящим в полный рост. На его фоне – красный квадрат (символ Земли), синий овал (символ духовного мира) и красный ромб (символ невидимого мира). Иногда Божий Сын изображается без фона, но сидящим на троне. Такие иконы получили название Спас на престоле и тоже почитаются как все изображения Пантократора.

Спас Эммануил

Особый тип в иконографии Иисуса Христа – Спас Эммануил. Здесь Спаситель предстает не в привычном облике, а ребенком или отроком, но при этом со всеми необходимыми атрибутами. Прежде всего, над головой всегда есть особый нимб с крестом. Такое изображение юного Иисуса, еще до его крещения, подтверждает его божественную сущность.

При этом образы Эммануила все же редко присутствуют как отдельные лики, чаще они появляются как часть иконографической композиции. Классическим примером могут служить иконы, изображающие Богоматерь с младенцем.

Деисус

Среди икон Спасителя Иисуса Христа выделяется группа Деисус. Здесь Божий Сын рисуется не отдельно, а в окружении других фигур. Иисусу Христу отведено центральное место, он написан в виде Пантократора, восседающего на троне. По обе стороны от Божьего Сына стоят Дева Мария и Иоанн Креститель, в некоторых вариантах – апостолы, мученики или святые.

Первые упоминания образа датируются VII веком. Значение иконы – заступничество за человечество перед Богом Отцом. Образ напоминает, что Иисус доносит молитвы, готов защищать любого обратившегося и быть милостивым к нему. Изображенные лики помогают человеку через молитву прийти к Богу, очиститься, получить прощение за грехи.

Одной из вариаций этого типа икон считается так называемый Ангельский Деисус – русская икона XII века, на которой Спаситель изображен в виде Эммануила в окружении архангелов Михаила и Гавриила.

Еще одним иконографическим типом Деисуса является «Предста Царица». Здесь Спаситель изображается в пышных нарядах и короне, в руках у него Евангелие и посох. Икона символизирует связь церкви с Богом, ведь здесь Иисус изображается как священник.

Другие иконы

Иконография Иисуса Христа достаточно разнообразна, и среди разных образов встречаются и такие, которые не отвечают классическим канонам изображения.

  • «Спас благое Молчание», на котором Иисус предстает как ангел, еще до земного воплощения. Это безбородый юноша, облаченный в белые одежды с крыльями за спиной и со звездчатым нимбом Господа Саваофа. В руках его нет свитков и книг – Спаситель еще не пришел на Землю и не стал наставником человечества.
  • «Спас Великий Архиерей». На этой иконе Господь изображается как Священник – на Иисусе Христе пышные одежды, а на голове возложена корона. Как в иконописи Спаса Вседержителя, здесь Спаситель держит Евангелие и благословляет человечество.

  • «Добрый пастырь» – иконы, в которых Иисус предстает в символическом образе учителя и наставника. Он изображается простым пастухом, часто с заблудшей овцой на плечах и склоненной головой. Значение иконы взято из Ветхого Завета.
  • «Христос во гробе» (Смирение нашего Господа, Царь Славы). Один из самых трагичных образов во всей христианской иконографии. Иисус показан умершим, его тело покоится на ложе или изображается возле открытого гроба. Такие иконы не отсылают к Страстям Христовым и имеют символический характер – напоминают людям, как смиренно Господь принял свою участь.

О чем молиться образам Христа Спасителя

Образы Иисуса призваны напоминать человеку о Божьей любви и жертве, которую он принес ради спасения человечества. Считается, что он является Богом Живым в прямом смысле, а не просто описанным персонажем. Иисус – посредник между мирским и божественным, помогающий быстрее донести молитвы людей до Бога Отца. Поэтому молясь Иисусу Христу, верующие устанавливают с ним личные отношения как с надежным, верным помощником.

Как правило, в доме есть образ Спаса Вседержителя – он может помочь тем, кто переживает трудности, стоит перед тяжелым выбором или разуверился. К иконам Господа обращаются в ежедневной молитве «Отче наш».

Спасу Нерукотворному молятся те, кто ищет исцеление от телесных и душевных недугов. Иисус прошел через муки, но не отказался от всеобъемлющей любви к людям, в чем помогает и молящимся ему. Молитва избавляет от тревог, отчаяния, сомнений и дает силы следовать по истинному пути.

О тайном догадывайся по явному.

Сенсацию вызвали в научном мире выводы о том, что кровь на величайших христианских святынях – Туринской плащанице, Тунике Аржантоя и Судариуме Овьедо – принадлежит к одной и той же редчайшей группе. Их научный анализ был проведен в рамках съемок известным французским режиссером Ивом Буассе научно-документального фильма «Можно ли клонировать Христа?».

От высших церковных властей Буассе получил разрешение на анализ пятен крови на указанных святынях. Как считается, в хранящуюся в Турине Плащаницу тело Христа было завернуто сразу же после снятия с креста. Туника, находящаяся в церкви святого Дениса в пригороде Парижа – Аржантой, была на Христе во время Его крестного пути на Голгофу. Судариум из собора Спасителя в испанском городе Овьедо накрывал голову Христа во время положения во гроб.

Все эти святыни содержат многочисленные следы крови. Их анализ показал, что кровь принадлежит редчайшей группе АВ (IV группа крови), а ее носители проживают в основном на территории Палестины, Сирии, Иордании и в некоторых районах Турции. Группа АВ настолько редкая, что сегодня, например, из всего многомиллиардного населения Земли ее имеют менее 1,5 млн человек. Буассе не исключает, что кровь на всех христианских святынях принадлежала одному и тому же человеку.

В канонических Евангелиях прямо не описано появление ни одного из трёх изображений. Существуют неканонические рассказы о трёх нерукотворных изображениях Иисуса Христа:

Первые рассказы об изображениях Иисуса Христа на плащаницах, в данном случае – на полотнах, связаны с легендами о платке Вероники. Эти легенды создавались на протяжении VI-IX столетий. Говорилось, что Иисуса Христа, несущего свой тяжелый крест на Голгофу, сопровождало «великое множество народа и женщин, которые рыдали и плакали о нем” (Луки, 23:27; Иоанна, 19:16-17).

Среди них была некая сердобольная язычница Вероника. Она обратила внимание на то, что Иисус Христос от натуги сильно вспотел, и вытерла ему пот и кровь от терновых игл с лица своим платком. Спаситель вернул ей платок со словами: «Благословенна ты, смелая женщина”. На этом платке и остался запечатленным Нерукотворный Образ. В результате, на ее платке осталось изображение лица Спасителя.

Легенда легендой, но достоверно известно, что в 944 году «Плат Вероники” был впервые выставлен на поклонение верующим в константинопольском храме Святой Софии. В 1204 году богомольные и благочестивые рыцари, захватив Константинополь, успешно прихватизировали «Плат Вероники” и увезли его с собой в Западную Европу.

С тех пор «Плат Вероники” стал реликвией исключительно католической церкви. Оригинал украденного «Плата Вероники” потом был утерян. Потеряв свою святыню, православная церковь создала новую легенду о чудесном изображении лица Иисуса Христа.

Говорят, что в заключение своей прощальной вечери Иисус Христос вытер свое лицо полотенцем, которым он перед этим вытирал ноги апостолов (Иоанна, 13:1-15). После этого действия на полотенце осталось изображение лица Иисуса Христа. Оригинала этого чуда, естественно, в настоящее время нигде нет.

Вместо него в православных храмах есть «достоверные” копии, которые официально называются «Нерукотворным образом Господа нашего Иисуса Христа”.

Реликвия, именуемая «плат Вероники» хранится в соборе св. Петра в Риме. Предположительно, имя Вероники при упоминании Нерукотворного образа возникло как искажение латинского vera icon (истинный образ). Характерными особенностями Лика из Эдессы являются: то, что Иисус Христос вытирал полотенцем мокрое после умывания лицо, поэтому Его волосы и борода были мокрыми и разделены на три пряди: две пряди мокрых волос и одна прядь мокрой бороды, поэтому Лик из Эдессы называют также Спас Мокрая Брада.

Вуаль Вероники была из сетчатой ткани. Так как Иисус Христос нёс свой крест на Голгофу после того, как на его голову одели терновый венец, то многие художники изображают на Вуали Вероники лик Иисуса Христа с терновым венцом на голове и с кровоподтёками от проколов терновыми иглами. Оригинал утрачен, сохранились только копии. В средневековой западной иконографии эти два изображения часто путали. Некоторые художники не знали о существовании трёх нерукотворных изображений и, поэтому, рисовали одно вместо другого.

Известны, как минимум, два «Плата Вероники»:

1. В соборе Святого Петра в Ватикане. На платке на просвет видно изображение лица Иисуса. Так же, как и на плащанице-изображение было нанесено не краской и не какими-либо известными органическими материалами. Ученые исследуют эти изображения до сих пор, но тайна пока не разгадана.

2. «Лик из Манопелло» , который также называется «Вуаль Вероники», но на нём нет тернового венца, очевидно, что рисунок рукотворный, в позитиве, пропорции частей лица нарушены (нижнее веко левого глаза сильно отличается от правого и др.), что позволяет сделать вывод, что это список со «Спаса Нерукотворного», присланного Авгарю , а не «Плат Вероники».

«. Согласно древнему преданию, когда Иисус после возложения тернового венца и бичевания нес Свой крест на Голгофу, преисполненная сострадания женщина отерла ему лицо своим платком, «на котором запечатлелись черты Его святого лика». На плате отобразился лик Иисуса Христа: «Как будто живой человек смотрит через тонкую ткань. У человека красивые волосы, которые спадают на Его плечи. Глаза открыты и белки глаз выразительной белизны. Взгляд ласковый и губы как будто сложены в легкую улыбку». Так описывает святой плат один из исследователей – отец Генрих Пфайффер.

. Если мы обратимся к истории, то узнаем, что святой плат в 574 году оказался в Константинополе и в 626 году при осаде города аварами был на его крепостных стенах. Затем плат исчез из Константинополя и его след обнаружился в Риме. В 1506 году в Манопелло пришел один странник. Подойдя к приходской церкви святителя Николая, таинственный странник нашел в ней священника и положил перед ним сверток со словами: «Береги эту святыню как дар небес, почитай ее, и она будет защитой для тебя и для всей твоей семьи». Восхитившись изображением, которое принес странник, священник отнес ценный дар в свой дом, в котором Нерукотворный образ пребывал 100 лет. Его передавали по наследству, пока, наконец, один из наследников в 1638 году не подарил его храму. Образ, попавший в храм, стал предметом всеобщего почитания, и кто обращался к нему, получал просимое. «

Но сегодня Ватикан отказывается признать подлинность хранящейся в отдаленном монастыре итальянской деревни Манопелло иконы «Вуаль Вероники», на которой, как считают многие, чудесным образом был сделан отпечаток лица Иисуса после Его земной кончины. Дело в том, что в распоряжении Святого Престола находится собственная реликвия, претендующая на то, чтобы называться вуалью святой Вероники.

Согласно церковному учению, святая Вероника вытирала пот с бровей Иисуса, когда Он нес Свой крест на Голгофу. Она стала святой покровительницей фотографии, и ее имя, как принято считать, происходит от сочетания «вера икона», что означает «истинная икона».

При тусклом освещении изображение теряет цвет, отпечатки становятся темнее, и черты лица Христа выглядят такими, как у покойника. Если повернуть изображение против дневного света, оно исчезает, а когда за ним наблюдаешь со стороны алтаря, выражение глаз на лице Иисуса меняется, и он как будто смотрит вбок.

Нет тернового венца и на картине Ганса Мемлинга «Святая Вероника», очевидно, что, не имея образца, Ганс Мемлинг вместо Плата Вероники использовал список со Спаса Нерукотворного. Римская католическая церковь причислила Веронику к лику святых, хотя нет достоверных сведений о том, что история с вуалью действительно имела место. По крайней мере в Новом Завете об описанном событии нет упоминания. Если верить Ватикану, Вероника долго хранила вуаль. Говорят, она вылечила с ее помощью римского императора Тиберия, а затем передала ее Папе Климентию на хранение.

По официальным данным Ватикана Платок Вероники – самая ценная реликвия христианства, до сих пор хранится в Базилике Святого Петра. Вуаль Вероники вынимается из колонны на всеобщее обозрение единственный раз в году – в пятую воскресную вечерю Великого Поста, но время показа коротко и, к тому же, она демонстрируется с высокой лоджии Столпа Святой Вероники. Приблизиться к реликвии разрешается лишь каноникам Базилики Святого Петра.

Дотошный немецкий журналист Паул Бадде, весной 2004 года обратился к кардиналу Франческо Маркизано, генеральному викарию Ватикана и протоиерею Базилики Св. Петра, с просьбой увидеть сокрытую в колонне реликвию. Отказы кардинал обьяснял тем, что «с течением лет изображение слишком поблекло».

Наконец, настойчивость журналиста победила,и для него сделали исключение – позволили войти в хранилище Ватикана, расположенного в Столпе Вероники. Он пережил глубокое разочарование. Льняное полотно не только не произвело на него никакого впечатления, но на нем с трудом можно увидеть что-либо-изображение больше похоже на темное пятно.

Бадде подозревает, что в начале семнадцатого века, когда еще строилась новая Базилика Святого Петра, Вуаль была украдена, а на её место подложена неудачная копия. На картине Вуаль Вероники изображена в виде вуали, как та, что хранится в Монапелло.

«Официальное признание после стольких веков молчания имело бы огромное теологическое и иконографическое значение», – заявил представителям итальянской прессы еще один сторонник подлинности монастырской иконы, немецкий священник-иезуит, преподаватель искусства Грегорианского университета в Риме Франк Генрих Фейфер.

Изучив вуаль, он пришел к выводу, что она обладает необычными, можно сказать, сверхъестественными свойствами. Вуаль представляет собой небольшой кусок ткани размером 6,7 на 9,4 дюйма (примерно 17 на 24 см). Она почти прозрачная, красновато-коричневого цвета, на ней запечатлено лицо бородатого мужчины, никаких следов краски на ней нет. В зависимости от наклона лучей солнца лицо то пропадает, то появляется, что в средние века само по себе считалось чудом. Кроме того, изображение есть с обеих сторон – то и другое абсолютно идентичны друг другу.

Реликвия потрясает наблюдателя своими свойствами. Она представляет собой смесь диапозитива и голограммы человека средиземноморской наружности с разбитым лицом и сломанным носом. Такие детали, как тонкая борода и выщипанные брови, выглядят почти как фотография или, по крайней мере, негатив.

На Туринской плащанице тернового венца уже нет, так как его уже сняли, но остались проколы от терновых иголок и кровоподтёки. Оригинал находится в Турине (Италия). Современное название плащаницы «Туринская” происходит от места ее нынешнего пребывания. С 1578 года она была перенесена в город Турин, который является ее местом официального и почти безвыездного пребывания за последние 428 лет. 400-летний юбилей Туринской плащаницы отмечался в 1978 году.

Ее загадка не разгадана до сих пор. Как появился отпечаток, когда он возник- радиоуглеродные анализы дают дату гораздо позднее смерти Христа. Сама Католическая церковь официально не признаёт плащаницу подлинной, хотя хранит ее и почитает. А дальше- личное дело самих верующих. Хотите- верьте в истинность, хотите- нет. Эти нерукотворные изображения стали первыми иконами и дали начало множеству образов.

Плащаница представляла собой кусок полотна размером примерно 410 см. на 140 см. Говорилось, что на полотне – по аналогии с Платом Вероники – осталось изображение всего тела умершего Иисуса Христа. И, в самом деле, паломники видели на предлагаемом им полотне двойное изображение тела мужчины: со спины и спереди; двойной головой в центре – слитно, а ногами – в противоположных концах. Зрители могли заключить, что Иисус Христос был не завернут в полотно, а что под его тело полотно только подложили с ног до головы, перегнули свиток полотна через голову покойника и затем покрыли им же сверху от головы до самих ног.

Говорилось, что эту реликвию привез в Лиреи местный рыцарь-крестоносец (по другой версии, говорят – «солдат удачи”) из Константинополя. Для паломников говорилось, что эта плащаница только сейчас, в 1347 году, была «перенесена” из Константинополя. Позже, уже в XVI столетии начали говорить, что это была та плащаница, которую видели крестоносцы в Константинополе в 1204 году и тогда же «тайно вывезли с собой” во Францию.

С тех пор и до наших дней о нынешней Туринской плащанице изобретались и распространялись все новые и новые слухи, за которыми просто невозможно с полной достоверностью уследить; невозможно и пересказать все эти «говорят”. Говорят – ну, и пусть говорят. Мы дальше будем излагать только основанную на строгих документах и фактах историю нынешней Туринской Плащаницы. (В скобках заметим, что среди дошедших до нас вариантов исторических документов о Туринской плащанице имеются некоторые незначительные расхождения, которые мы не в силах устранить. Эти расхождения – не существенные для нашего исследования.

Загадок и тайн нерукотворных изображений еще много. Существует целая наука: синдология, которая их исследует. На плащанице- негатив, на платах- позитив, вот и думайте. Цитата сообщения Владимир_Гринчув

Тайны нерукотворных изображений Христа.

Части 1, 3, 4

Святой лик из Маноппелло

Папа римский Бенедикт XVI в храме Святого Лика, Маноппелло, 1 сентября 2006

В сентябре 2006 года мировые СМИ сообщили, что папа Римский Бенедикт XVI совершил паломничество в Маноппелло – маленький итальянский городишко в 250 км от Рима. Дело в том, что в местном монастыре хранится реликвия, которую монахи и верующие считают легендарным «Платом Вероники». Эта реликвия стала известной здесь только в XVI веке.

Храм Святого Лика, Маноппелло, Италия

Еще в 1999 году католический священник и ученый Генрих Пфайффер, известный исследователь Туринской Плащаницы, объявил, что обнаружил в Маноппелло подлинный Плат святой Вероники. Сегодня к такому мнению склоняются многие исследователи. Среди них немецкий исследователь и знаток Ватикана Пауль Бадде (Paul Badde) и кардинал Кельна Карл Мейсснер, близкий друг папы Бенедикта XVI. Пауль Бадде полагает, что во время бурных исторических событий подлинный саван из сокровищницы был похищен и вывезен из Рима в начале XVI века. Подобные утверждения основаны на ряде фактов. Так, по сохранившимся сообщениям тех, кто видел Плат в Ватикане до начала XVI века, на ткани проявился лик Христа с открытыми глазами. По общему мнению тех, кто видел реликвию позже, в том числе и в наши дни, глаза Спасителя закрыты. Кроме того, размеры полотна с ликом Христа больше хранящейся в сокровищнице Ватикана остекленной с обеих сторон рамки, из надписи на которой следует, что именно в ней до XVII века помещался Плат святой Вероники. Двойное остекление свидетельствует о том, что подлинную реликвию надо было рассматривать на просвет и с обеих сторон, чего нельзя сказать о ныне хранящейся в Ватикане.

Напротив, Плат, хранящийся в церкви Святого лика в Маноппелло, имеет размер 17 х 24 см и идеально подходит к рамке из ватиканской сокровищницы; изображение можно рассматривать с обеих сторон. Местную легенду о том, что реликвию в 1506 году принес в Маноппелло ангел и подарил знатному гражданину города, Пауль Бадде считает выдумкой, помогшей местным властям сохранить святыню от притязаний Ватикана, наверняка искавшего пропавший Плат Вероники. Ведь легенда провозглашала появление Плата Вероники в Маноппелло задолго до его исчезновения в Риме.

Исследуя основу Плата из Маноппелло, Бадде пришел к выводу, что это виссон – особая тончайшая ткань, белая или золотистая, в древности ценившаяся на вес золота. Так называли ткани из тонкого льна, а позже и «морской шелк», сырьем для производства которого служили нити длиной около 6 сантиметров, образующиеся при затвердевании биссуса – белкового секрета биссусовой железы двустворчатых моллюсков рода пинна. Одежду из такой ткани носили первосвященники, римские патриции, императоры. В виссон заворачивали мумии фараонов. Как говорят, виссон, на котором запечатлен Святой лик – это огнеупорный материал, невосприимчивый к воздействию эфиров, кислот, щелочей и воды, не поддается окраске.

Удивительное свойство Плата — он прозрачен. Лицо отчетливо вырисовывается с обеих сторон как на слайде Исследователи не нашли на Плате следов краски, а монахиня Бландин Пасхалис Шломер после длительных исследований заявила, что лик на саване из Маноппелло идентичен лику, запечатленному на Туринской Плащанице.

По мнению Генриха Пфайффера, тело положенного в гроб Христа было завернуто в Плащаницу, а сверху его лицо закрывал кусок ткани, находящийся теперь в Маноппелло. Поэтому на Туринской Плащанице проявилось негативное изображение, а на Плате Вероники – позитивное. Глаза у Христа открыты, поскольку изображение на Плате возникло в момент воскресения Господа (заметим, что, по распространенной версии, изображение на Туринской Плащанице также возникло в момент воскресения Христа в результате вспышки света, ожегшей поверхность волокон).

цветная реконструкция Лика с Туринской плащаницы Формально Католическая церковь не признает изображение из Маноппелло Платом Вероники. Официальный Ватикан настаивает на том, что визит папы был «частным паломничеством», о котором Йозеф Ратцингер мечтал, еще будучи кардиналом.

Простое сравнение лика с Туринской Плащаницы и лика из Маноппелло заставляют сильно усомниться в идентичности последнего первому.

Как бы там ни было, исследования Плата из Маноппелло продолжаются. Ученым еще предстоит доказать, во-первых, что он является подлинным Платом Вероники, а хранящийся в Ватикане – лишь поздняя копия, заменившая утраченную реликвию; а во-вторых, что изображение на нем действительно нерукотворное. Пока что простое сравнение трех изображений: лика с Туринской Плащаницы, его реконструкции и лика из Маноппелло – заставляют сильно усомниться в идентичности последнего первому (ясно видно, что борода и усы лика на Плащанице заметно отличаются от образа из Маноппелло. У последнего также по центру лба изображена небольшая прядь волос, характерная для иконописных изображений Христа, авторы которых принимали за таковую кровавое пятно (его нет на реконструкции слева, но оно видно на лике в центре).

Лик на Туринской плащанице (негатив) Существуют гораздо более веские основания считать, что подлинный сударь – небольшой плат, покрывавший лицо Христа после Его снятия с креста, хранится совсем в другом месте.

Сударь из Овьедо

Этот сударь – отрез льняной ткани размером 84 х 53 см – хранится в городе Овьедо (Астурия, Испания). На нем нет никакого изображения, однако его поверхность обильно пропитана пятнами крови, смешанными с плевральной жидкостью и сукровицей.

В Евангелии рассказывается, что на третий день после распятия рано утром ученики не нашли тела Христа во гробе (пещере): войдя в гроб, апостол Петр увидел «одни пелены (ỏθόνια) лежащие и плат (σουδάριον, сударион, сударь), который был на главе Его, не с пеленами лежащий, но особо свитый на другом месте» (Ин. 20: 6–7). Плат, или сударь, упоминается также и в эпизоде воскрешения Лазаря (см.: Ин. 11: 44).

«Святой Лик» из Маноппелло

У иудеев существовал обычай закрывать тканью лицо умершего, чтобы смягчить скорбь взирающих на него родных и близких. Очевидно, также поступили и со Христом. Вероятно, сразу после смерти Учителя в ожидании разрешения Понтия Пилата забрать и похоронить тело (об этом пишут все евангелисты – см.: Мф. 27: 57–61; Мк. 15: 42–47; Лк. 23: 50–56; Ин. 19: 38–42), Иосиф Аримафейский и Никодим накрыли лицо Христа куском ткани. Позже в погребальной пещере, где Мать Иисуса уже не могла видеть тело Своего Сына, сударь сняли с лица и отложили в сторону, а тело обернули в плащаницу.

Епископ Овьедо Пелагий (Pelagius, или Pelayo), занимавший эту кафедру с 1101 по 1129 год, описал историю сударя в «Книге даров», в которой перечисляются все подношения и дары, хранящиеся в соборе Сан Сальвадор – главном соборе столицы провинции Астурия. Там сказано, что первые шесть веков судариум вместе с другими христианскими реликвиями находился в Иерусалиме. В 614 году Святой город был взят армией персидского шаха Хосрова II. Христиане успели перенести сударь в Александрию Египетскую. Впоследствии, при постоянном отступлении от персов, его перевозили все дальше вдоль северного африканского побережья. В Испанию судариум попал через порт Картахену в середине VII века. Побывав на хранении у Леандро, епископа Севильи, дубовая рака с реликвиями в 657 году оказалась в Толедо. Отступая от мавров, испанцы в 718 году вывезли судариум на север Испании, в Астурию, где еще остались не занятые арабами области. Священники прятали судариум в горной пещере Монтесакро, в десяти километрах от Овьедо, до тех пор, пока король Альфонс II не начал отвоевывать захваченные мусульманами земли. В 840 году он построил в своей столице Овьедо для хранения дубовой раки с реликвиями часовню Камара Санта (Святая палата). Позже вокруг маленькой часовни воздвигли собор Сан Сальвадор, в котором с тех пор и находится судариум. Особая дата в истории судариума – 14 марта 1075 года, когда король Кастилии и Леона Альфонс VI Храбрый вместе с сестрой донной Урракой открыли сундук с реликвиями. Перед этим они 40 дней постились и усердно молились.

Кафедральный собор в Овьедо (Испания), где хранится Сударь Господа В раке нашли старинный свиток, подтверждающий подлинность реликвий. Король велел оковать раку листами серебра и сделать на ней надпись: «Священный судариум Господа нашего Иисуса Христа». Записи об этой торжественной церемонии вместе с описью содержимого до сих пор хранятся в архивах собора.

В связи с углубленным исследованием Туринской Плащаницы судариум также обратил на себя пристальное внимание ученых. В частности, его подробно изучала специальная группа ученых из Испанского центра исследователей Плащаницы (Centro Espanol de Sindonologia), основанного в 1989 году. Оказалось, что между судариумом из Овьедо и Туринской Плащаницей существует самая непосредственная связь.

На сударе обнаружена пыльца шести растений, два из которых растут только в Палестине, а остальные – в Северной Африке и Испании.

Известный швейцарский ботаник и криминалист доктор Макс Фрей документально подтвердил путешествие тканого сударя в Испанию – от Иерусалима по северу Африки. Он нашел на сударе пыльцу шести растений, два из которых растут только в Палестине, а остальные – в Северной Африке и Испании. К примеру, один из видов чертополоха – Gundelia tournefortii, пыльца которого была найдена на судариуме, – растет на сравнительно небольшой территории между Ливаном и Иерусалимом и цветет накануне Пасхи. Именно из него, по мнению историков, был сделан терновый венец на голову Иисуса Христа. Пыльца того же чертополоха из Палестины есть и на Туринской Плащанице. Однако вместо пыльцы растений из Африки и Испании на Плащанице были найдены следы растений, произрастающих в Турции, Греции и Франции, что соответствует маршруту путешествия этой святыни.

Дубовый ларец, обитый серебряными пластинами с чеканным рисунком, в котором хранится Сударь (Овьедо, Испания)

Помимо пыльцы Фрей обнаружил на судариуме следы мирры и алоэ, которые тоже упомянуты в Евангелии от Иоанна (см.: Ин. 19: 39–40). Исследования показали, что нити, из которых соткан судариум, имеют тот же редкий тип Z-образного скручивания, как и основная ткань Туринской Плащаницы.

Сударь из Овьедо

Ученые сумели восстановить картину событий с момента смерти до погребения человека, чье лицо покрывала эта ткань. Доказано, что сударь покрывал лицо и голову взрослого мужчины среднего роста нормального телосложения с усами, бородой и длинными волосами. Анализ коричневых пятен на судариуме свидетельствует, что человек находился в вертикальном положении с поднятыми над головой руками. Голова в момент смерти была наклонена под углом 70 градусов вперед и 20 градусов вправо, подбородок практически лежал на груди, а правая щека касалась правого плеча. Перед нами типичная картина распятия на кресте. В легких этого человека скопилось большое количество жидкости, состоящей из шести частей плевральной жидкости (pleural oedema) и одной части крови. Именно такой процесс происходит с человеком, которого распинают на кресте. Когда легкие наполняет жидкость и становится трудно дышать, человек пытается приподняться и перенести вес на прибитые гвоздем к столбу ноги. Постепенно его покидают силы, и наступает смерть от удушья. Впоследствии, когда тело двигают, плевральная жидкость истекает через ноздри. Следы такого типа и видны на сударе.

Специально смоделированная голова, которую использовал Виллалаин (Dr. Villalaín) для воссоздания пятен на Сударе Большинство медицинских исследований судариума проводил доктор Хосе Виллалайн (Dr. Villalaín) в университете Валенсии. Он изготовил голову из стекла с целью моделировать процесс нанесения и высыхания пятен, а также чтобы вычислить время между их последовательным образованием. Исследования показали, что сударь дважды обернули вокруг головы в то время, когда распятый еще висел на кресте (об этом говорит тот факт, что пятна на одной стороне ткани гораздо ярче, чем на другой, куда они просочились позже). Марк Гасцин (Mark Guscin) показывает как Сударь покрывал голову распятого На судариуме три группы пятен крови. Очень маленькие пятна первой группы расположены на затылке и являются следами тернового венца Иисуса Христа – из свежей, еще не свернувшейся крови. Пятна второй группы образовались примерно через час, когда тело сняли с креста и положили на землю, не меняя положения рук, на правый бок. Голова по-прежнему была повернута под углом 20 градусов направо, а лоб покоился на чем-то твердом. Тело пролежало в таком положении около 45 минут, которые, скорее всего, понадобились Иосифу из Аримафеи, чтобы сходить к Понтию Пилату за разрешением похоронить Иисуса. Затем тело подняли и понесли к пещере. Из-за резких движений и того, что ноги оказались выше головы, скопившаяся в легких жидкость стала выходить через нос. Кто-то (Иосиф или евангелист Иоанн, также присутствовавший при казни) несколько раз прижимал левой рукой к носу судариум, чтобы остановить ее. На ткани сохранился след его пальца. Так образовался третий слой пятен.

Пятна на сударе идентичны пятнам на Плащанице. Полное их совпадение подтвердилось и при компьютерном наложении изображений Плащаницы и судариума.

Алан Вангер (Alan Whanger), профессор университета Дьюка, сравнил пятна на судариуме и Плащанице с помощью метода полярного наложения образов и пришел к выводу, что 70 пятен на передней части ткани и 50 на задней абсолютно идентичны пятнам на Плащанице. Полное совпадение подтвердили и специалисты НАСА, наложившие компьютерное изображение Плащаницы и судариума друг на друга. Доктор Байма Боллоне (Baima Bollone) определил, что кровь на Плащанице и судариуме одной и той же четвертой группы – АВ. Антропологи установили, что человек, чье лицо накрывал судариум, обладал ярко выраженной внешностью иудея. То же самое можно сказать и о человеке, завернутом в Туринскую Плащаницу. На обеих тканях длина носа – ровно 8 см. Точность совпадения формы подбородка и бороды – поражает.

Так Сударь был обернут вокруг головы Вывод ученых однозначен: сударь и Плащаница покрывали Лицо Одного и Того же Человека. Отметим, что совершая датировку Туринского полотна по сударю из Овьедо, мы приходим к VII веку. С учетом всех связанных с сударем преданий – к I столетию. Это один из факторов, также опровергающих датировку Плащаницы XIII веком, полученную по радиоуглеродному методу.

4. Открытие тайны Мандилиона в XII веке

Пришло время вернуться в столицу Византии Константинополь, который мы временно покинули после принесения туда Мандилиона в 944 году и установления императором Константином VII Багрянородным 16 (29) августа особого церковного праздника Перенесения из Эдессы в Константинополь Нерукотворного образа (Убруса) Господа Иисуса Христа. Что же все-таки хранилось в столице империи: Мандилион (убрус, плат, платок) с нерукотворным отпечатком только лика Христа или Плащаница с отпечатком всего Его тела?

Император Константин VII, считавший принесение Мандилиона в Константинополь счастливым предзнаменованием своего воцарения, побудил подданных к написанию «Повести об образе из Эдессы», которая была прочитана в виде проповеди в храме Святой Софии в первую годовщину прибытия образа в столицу империи. В «Повести» в частности говорилось, что «от Господнего лица необычайным образом отпечатлелся образ на ткани». Сама реликвия народу не показывалась, а хранилась в ковчежце в императорской коллекции в числе других десяти особо почитаемых святынь.

В XI веке появляются первые изображения оплакивания Христа, на которых Его тело рисовали полностью, как на Плащанице.

Я. Вильсон считал, что около 1025 года хранители Мандилиона впервые узнали, что реликвия несет на себе изображение не только головы Иисуса, но и всего Его тела (возможно, они решили заменить оклад, предположил он, или отремонтировать киот, в котором хранился Мандилион). Во всяком случае с конца XI века появляются описания хранящегося в императорской коллекции полотна, которое «обнаружено в гробе после Его (Христа) воскресения». Именно в это время появляются и первые картины, изображающие сцены оплакивания Христа, на которых Его тело рисовали полностью, как на Плащанице.

Доказательство совпадения пятен на Сударе из Овьедо и на Туринской плащанице: слева – лик на Плащанице, справа – Сударь с пятнами крови и сукровицы (с прорисовкой лика с Плащаницы).

Это можно увидеть, например, в древнем «Венгерском молитвеннике», или «Кодексе Прайя» (Hungarian Pray Manuscript), хранящемся в Национальной библиотеке Будапешта. В него входят документы периода 1192–1195 годов и рисунки, сделанные до 1150 года. В эти годы Венгрия имела тесные связи с Византией, а византийская принцесса даже была венгерской королевой. На одном из рисунков изображено умащение благовониями снятого с креста Иисуса. При этом изображение тела Христа идентично изображению на Плащанице: руки скрещены, большие пальцы на кистях не видны (загнуты внутрь – этого ни один художник не мог выдумать, а лишь скопировать с Плащаницы). На рисунке даже реконструирован погребальный обряд с использованием Плащаницы: тело Христа покоится на длинном полотне, свиток которого держит в руках апостол Иоанн (крайний справа), а другой конец полотна лежит на плечах Иосифа Аримафейского (крайний слева). В центре – Никодим, возливающий благовоние на грудь убитого Учителя. В нижней части рисунка Ангел указывает женам-мироносицам, пришедшим ко гробу, на погребальные пелены (плащаницу и сударь). При этом художник даже нарисовал на плащанице дырочки в тех же местах, что и на Туринской Плащанице.

Рисунок из рукописного Молитвенника со сценой оплакивания Христа (1192 г.). От-сутствие на рисунке больших пальцев свидетельствует, что художник видел Плащаницу (Из книги Я.Вильсона, 1979, I. Wilson, 1979). Уже после выхода книги Я. Вильсона было обнаружено новое важное свидетельство, говорящее о тождестве Мандилиона и Плащаницы. В 1988 году синдолог Джино Дзанинотто обнаружил в Ватиканском архиве рукопись проповеди Григория, архидиакона и референдария собора Святой Софии в Константинополе, по случаю принесения туда Нерукотворного образа из Эдессы 16 (29) августа 944 года. В рукописи, в частности, говорится: «Тотчас же будет приготовлено сверхъестественное изображение; посмотрим… какими красотами оно написано… Живопись создает целостность облика разнообразными красками… Но это изображение… запечатлено только потом предсмертного борения на Живоначальном Лике, потом, стекающим как сгустки крови, и перстом Божиим. Вот они-то и есть, поистине, прекрасные цвета, создавшие отпечаток Христа, украшенный каплями, струившимися из Его собственного бока (!). И то, и другое преисполнено поучения: здесь кровь и вода, там – пот и облик. Что за сходство! Ибо сие произошло от Одного и Того же». Это означает, что Григорий видел на Мандилионе всё тело Христа и потому разглядел рану в правом боку от удара сотника копьем в ребра, после чего, по свидетельству Евангелия, из раны истекли «кровь и вода» (Ин. 19: 34).

***

Пребывание до 1204 года в Константинополе Плащаницы (хотя и под разными названиями –sindon, sudarium, synne) подтверждается в многочисленных документах той эпохи. Так, сообщается, что в 1036 году при императоре Михаиле IV Пафлагонике Святыню пронесли с процессией по городу, а в 1058 году христианский арабский писатель Абу Наср Яхайя видел ковчежец с реликвией в соборе Святой Софии в Константинополе.

Реликвия хранилась в императорской часовне Фарос в дворцовом комплексе Буклеон (Boucoleon). Доступ к ней имели только люди, лично приглашенные императором. В XI и XII веках византийские императоры охотно устанавливали политические контакты с западными владетельными князьями, ища союзников в борьбе против ислама. Принимая высоких гостей, они показывали им святыни, хранящиеся во дворце. Так, император Мануил Комнин в 1147 году принимал герцога Анри (Генриха) II Шампанского, покровителя автора «Романа о Граале» Кретьена де Труа (многие синдологи считают, что легенда о Граале возникла именно в связи с Плащаницей, о чем будет еще сказано ниже). В 1171 году тот же император принимал Иерусалимского короля Аморина I и хрониста Третьего крестового похода епископа Вильгельма Турского и показал им реликвии крестных мук Спасителя: Крест, гвозди, копие, губку, Терновый венец и полотно, «в которое Он был завернут», то есть Плащаницу.

В XII веке появились многочисленные свидетельства раскрытия «тайны Мандилиона». Так, в позднейшей (до 1130 г.) вставке в текст проповеди папы Стефана III о посланной Христом Авгарю ткани сказано: «Вытянул все Свое тело на белом, как снег, полотне, на котором славное изображение Лика Господа и всего Его тела (!) было так чудесным образом отражено…» В «Истории Церкви», написанной около 1130 года английским монахом Орделкусом Виталиком, также в связи с Авгарем упоминается полотно, которое «позволяло увидеть подобие и пропорции тела нашего Господа». Аббат из Исландии Николай Сомундарсон, совершивший паломничество в Константинополь и вернувшийся домой в 1157 году, упоминает, что видел «Плащаницу с кровью и телом Христа на ней». В кодексе XII века из Ватиканской библиотеки (nr 5696) хранится письмо Христа Авгарю, в котором говорится: «Посылаю тебе полотно; знай, что на нем не только Мое лицо, но все тело чудесно отразилось». В этом тексте Нерукотворный образ (Убрус) идентичен Плащанице.

Однако более ценны свидетельства самовидцев святыни. Хранитель коллекции реликвий в Фаросе грек Николай Месарит в 1201 году увещевал взбунтовавшуюся гвардию не нарушать святость часовни, где находится «погребальное полотно», в которое было обернуто «после мук, укрытое тайно, хотя и нагое, мертвое тело Христа». Из текста видно, что самого Месарита поразил тот факт, что Христос на Плащанице совершенно нагой. Такое не мог себе позволить ни один христианский художник того времени.

Интересно, что в 1200–1204 годах в Константинополе «в церкви Богородицы Фаросской» видел «Пелены Христовы» и русский паломник из Великого Новгорода Добрыня Ядрейкович (впоследствии, в 1211–1229 годах, Новгородский архиепископ Антоний). Оставленное им описание святыни полностью совпадает с описанием такого важного свидетеля, как Роберт де Клари, хронист Четвертого крестового похода, который видел императорскую коллекцию реликвий в 1203 или 1204 году. Он отмечает такую важную подробность, как еженедельная открытая демонстрация Плащаницы всему народу во Влахернском храме каждую пятницу – в день, который в христианской традиции посвящен памяти Креста и Распятия Спасителя.

Икона «Христос во Гробе»

Древние складки, обнаруженные на Туринской Плащанице, объясняются необходимостью складывать и разворачивать ее для демонстрации верующим.

Исследования показали, что именно в связи с такими демонстрациями в Византии сложился особый тип иконографии, известный как «Христос во Гробе». Дж. Джексон, Р. Джексон, К. Пропп предположили, что древние складки, обнаруженные на Туринской Плащанице, можно объяснить необходимостью складывать и разворачивать ее для демонстрации верующим. Они экспериментально (на натурной модели) доказали, что Плащаницу оборачивали вокруг квадратного бруса, а часть полотна закрепляли между двумя планками гвоздями так, что реликвию можно было поднять из сложенного состояния, потянув вертикально вверх за эти планки.

На иконах «Христос во Гробе» гроб обычно изображается слишком маленьким, чтобы вместить все тело Христа, Который поднимается из него. Это можно объяснить тем, что икона показывает не исторического Христа, а демонстрацию Туринской Плащаницы, механически поднимаемой и опускаемой из ковчега («гроба»). В «Завоевании Константинополя» Роберт де Клари пишет: «И среди других была церковь, называемая Церковью Богородицы Влахернской, где хранилась Плащаница, в которую был обернут Господь и которая вставала каждую пятницу, чтобы облик Господа нашего был ясно виден».

Икона «Христос во Гробе» всегда показывает Христа выходящим из гроба лишь до уровня рук. В ходе эксперимента оказалось, что когда модель Плащаницы поднимается, квадратный брус, который привел к образованию четырех складок в районе рук, мешает поднимать ее дальше. На Плащанице ученые также обнаружили следы от головок гвоздиков по ее краям в соответствии с моделью, которая позволяет поднимать Плащаницу из свернутого состояния.

Прототипом иконы «Христос во Гробе» была Туринская Плащаница.

По мнению авторов исследования, прототипом иконы «Христос во Гробе» была Туринская Плащаница. Искусствовед Ханс Бельтинг, подробно изучавший икону «Христос во Гробе», пришел к заключению, что эта икона впервые появляется в Византии в конце XI века. Таким образом, Плащаница, скорее всего, демонстрировалась до уровня рук Христа в течение большей части XI и, возможно, Х веков, поскольку необходимо было время, чтобы традиция сформировалась. Таким образом, она выставлялась в течение двух веков до XIII века, когда ее видел Роберт де Клари.

«Не рыдай Мене, Мати» Исследования Дж. Джексона и его коллег о складках на Туринской Плащанице перемещают ее как физический объект из европейского исторического контекста периода от Средних веков до наших дней в византийскую культуру I тысячелетия и смещают ее датировку вглубь истории минимум на три века от даты, полученной в результате радиоуглеродного анализа.

Этот вывод подтверждает и российский искусствовед И.А. Шалина. Она исследовала икону, которая состоит из двух самостоятельных композиций: верхняя часть – это образ «Спаса Нерукотворного», а нижняя представляет собой образ «Христа во Гробе», получивший греческое название «Akra Tapeinosis», а славянское – «Уныние (или Смирение) нашего Господа». И.А. Шалина показала, что иконография «Akra Tapeinosis» не плод интеллектуального и литургического творчества, но исторический образ, с самого начала своего существования обязанный нерукотворной реликвии Христа, точно передавший черты лежащего в гробу Господа. А распространенная на Руси композиция «Не рыдай Мене, Мати», объединившая две иконы: Мандилион и «Akra Tapeinosis», была вдохновлена хранящимися в Фаросской дворцовой церкви историческими реликвиями Мандилиона и Плащаницы. Она также высказала предположение, что изображение гроба на иконе навеяно формой ларца-реликвария, из которого поднималась Плащаница, а устройство, на котором она поднималась, было оформлено в виде креста, сделанного в меру и подобие Голгофского.

В византийских богослужебных текстах на 16 (29) августа есть указания на тождество двух святынь: Нерукотворного образа из Эдессы и Плащаницы.

Российский историк Б.А. Филиппов указывает, что имеется достаточно свидетельств параллельного существования в Константинополе Мандилиона (Нерукотворного образа) из Эдессы и Плащаницы, но поскольку нет никаких известий о торжествах и прибытии в город Плащаницы (а византийцы тщательно регистрировали и подробно описывали все прибывавшие реликвии), то вслед за Вильсоном надо сделать вывод, что имело место не прибавление новой реликвии, а изменение названия уже имевшейся в коллекции.

Изображение Иисуса Христа на серебряной вазе (VI век), найденной в Хомсе (древней Эмесе), Сирия, имеющее близкое сходство с изображением на Плащанице. (Из книги Вильсо-на, 1979). В 2002 году в Москве состоялась посвященная изучению Плащаницы конференция, на которой протоиерей Валентин Асмус, известный знаток истории и литературы Византии, подтвердил, что в византийских богослужебных текстах на 16 (29) августа есть указания на тождество двух святынь. Так, в синаксаре греческой Минеи Нерукотворный образ, посланный в Эдессу перед страданиями Христа, назван Плащаницей, причем в тексте различаются две Плащаницы: та, которой Спаситель отер лицо, и та, в которую было завернуто Его мертвое тело. В ряде других богослужебных текстов Нерукотворный образ связывается с крестными страданиями Спасителя. «Возникновение легендарного рассказа об Авгаре, – говорит ученый, – имеет свое объяснение. Ведь существовал долгий период забвения, когда Нерукотворный образ хранился под спудом, и, когда он появился, потребовалось объяснение этого события». Отец Валентин Асмус считает, что если будет доказано, что Туринская плащаница – это Нерукотворный образ, которому уже составлена служба и установлен церковный праздник, то в тексте службы ничего не придется менять.

Однако как бы ни называлась и чем бы ни была в действительности эта великая реликвия, хранившаяся в Константинополе до начала XIII века, она исчезла оттуда вместе с сотнями других величайших святынь после страшного погрома, устроенного крестоносцами, которые в 1204 году штурмом взяли столицу Византии в результате самого позорного Четвертого крестового похода западных христиан.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *