Лик святой

Святость есть великое общественное благо и сила.
Архиепископ Сергий (Королев)

Среди всех прославленных угодников Божиих святители — это чин святых высшей степени священства — архиереев.
Архиерей — это предстоятель церковной общины. В переводе с греческого это значит «старший священник”, «начальник священников”.

Архиерей или епископ возглавляет общину во всей ее духовной жизни, являет своей церкви образ Божий, символизируя Христа во время богослужения.
Будучи ходатаями перед Богом за свою паству при жизни, епископы остаются таковыми и после кончины.
Подтверждением этому служит почитание самого известного святителя в православном мире — святого Николая архиепископа Мир Ликийских, небольшого города в Малой Азии. Помощь от Бога, посылаемая по молитвам этого величайшего святого, всегда приходила всем, кто обращался к нему с глубокой верой и надеждой.
В истории Церкви немало святителей, просиявших среди своих современников глубокой верой и благочестивой жизнью.
Но только трем святителям присвоен редкий титул вселенских учителей Церкви — это святитель Иоанн Златоуст и его старшие современники — Василий Великий и Григорий Богослов — учителя всей христианской Церкви.
Во времена зарождения догматического учения Церкви Римская Империя была ареной столкновения христианской и языческой традиций. Это была эпоха поисков духовного идеала, богословских споров, еретических заблуждений и крайностей. Именно в это непростое время пришлось проповедовать трем святителям христианские догматы и создавать верное учение, которое впоследствии будет утверждено на Вселенских Соборах.

Святителю Иоанну народ дал редкое звание Златоуста спустя два столетия со дня его блаженной кончины. А в седьмом веке этот почетный титул сделался неотделимым от его имени, с ним он вошел в историю как Иоанн Златоуст.
Талантливый и блестящий оратор, он грозно обличал пороки современного общества и требовал особенной чистоты нравов. Этим он вооружил против себя многих вельмож, и особенно императрицу. Его оклеветали и отправили в ссылку сначала в Армению, а затем в Абхазию. Не добравшись до места ссылки Святитель скончался со словами «Слава Богу за все”.

Его старший современник Василий, архиепископ Кесарийский прославился неустанной борьбой за чистоту православного учения.
В течение своего святительства он неутомимо проповедовал слово Божие и ревностно защищал Православную Церковь от еретического учения Ария. Сила молитв святителя Василия была столь велика, что он мог испросить у Господа прощение отрекшемуся от Христа грешнику, приведя его к искреннему покаянию.
За свои заслуги перед Православной Церковью святитель Василий назван Великим и прославляется, как «слава и красота Церкви”, «светило и око вселенной”.
Во время божественной Литургии верующие вспоминают двух Святителей — Иоанна Златоуста и Василия Великого, как составителей чина главной службы православной Церкви.
Первоначально Литургия была составлена апостолом Иаковом, первым Иерусалимским Патриархом, и была она весьма продолжительной. В IV столетии святитель Василий Великий несколько сократил её. В таком порядке Литургия совершается сейчас в воскресные дни Великого поста и в некоторые праздники.
Немного лет спустя святитель Иоанн Златоуст еще сократил последование Литургии. Совершенство молитв этого чина достигло высшей степени, какая только доступна человечеству. Чинопоследование Литургии святителя Иоанна Златоуста не менялось до сегодняшнего дня.
Святитель Григорий Богослов был совоспитаником и сподвижником святого Василия Великого. Рукоположенный своим великим другом во епископа, он был призван в Константинополь, где церковь была в самом бедственном положении — все храмы были заняты последователями еретика Ария и его учеников. Святитель Григорий устроил православный храм в доме своих родственников, где проходили службы и проповеди архиепископа.
После созыва Второго Вселенского Собора, который возглавлял святитель Григорий, были отвергнуты еретические учения, и окончательно утвержден Символ веры — главное исповедание христианской Церкви. Пять слов о Боге-Слове, произнесенные им в Константинополе против ариан, доставили святителю Григорию имя Богослова и вселенского учителя.
Память каждого из трех Святителей стала праздноваться после их кончины. Но их общий праздник был установлен спустя шесть веков.
В 11-ом веке в Константинополе, столице Византийской Империи возник спор: кто из трех вселенских святителей выше достоинством, и кого из них стоит больше почитать. По воле Божией эти споры прекратились, когда святому епископу Иоанну Мавроподу явились три Святителя: «Объяви, чтобы христиане оставили спор. Мы как во время жизни старались о единодушии, так и по преставлении своем всего более желаем единомыслия…”.
Вселенские учителя и святители объявили Иоанну о своем равенстве перед Богом и повелели установить общий день их памяти. Это повеление было исполнено и общее празднование стало именоваться Собором трех Святителей.

Святые — это врачи, неусыпно пекущиеся о нашем здравии, потому что в себе имеют духовное врачевство, исцеляющее душу и тело.
Преподобный Ефрем Сирин

18 октября

Тропарь святителей Московских

глас 4
Первопрестольницы Российстии,/ истиннии хранителие апостольских преданий,/ столпи непоколебимии, православия наставницы,/ Петре, Алексие, Ионо, Филиппе и Ермогене,/ Владыку всех молите/ мир вселенней даровати// и душам нашим велию милость
Кондак святителей Московских
глас 3
Во святителех благочестно пожисте/ и люди к богоразумию настависте,/ и добре Богу угодисте,/ сего ради от Него нетлением/ и чудесы прославистеся,// яко ученицы Божия благодати.

Святитель Петр, митрополит Московский, родился на Волыни от благочестивых родителей Феодора и Евпраксии. Еще до рождения сына в сонном видении Господь открыл Евпраксии благодатную предызбранность ее сына. В 12 лет юный Петр поступил в монастырь. К тому времени он успешно изучил книжные науки и с особой ревностью стал исполнять монастырские послушания. Много времени уделял будущий святитель внимательному изучению Священного Писания и обучился иконописанию. Иконы, написанные иноком Петром, раздавались братии и посещавшим монастырь христианам. За добродетельную подвижническую жизнь игумен обители рукоположил инока Петра в сан иеромонаха. После многолетних подвигов в монастыре иеромонах Петр, испросив благословение игумена, оставил обитель в поисках уединенного места. На реке Ратс он поставил келлию и стал подвизаться в безмолвии. Впоследствии на месте подвигов образовался монастырь, названный Новодворским. Для приходивших иноков был выстроен храм во Имя Спаса. Избранный игуменом, святой Петр кротко наставлял духовных чад, никогда не гневался на провинившегося инока, словом и примером поучал братию. О добродетельном игумене-подвижнике стало известно далеко за пределами обители. Нередко в монастырь приходил Галицкий князь Юрий Львович, чтобы услышать духовные наставления святого подвижника.

Однажды обитель посетил Владимирский митрополит Максим, обходивший Русскую землю со словом поучения и назидания. Принимая святительское благословение, игумен Петр принес в дар написанный им образ Успения Пресвятой Богородицы, перед которым святитель Максим до конца своей жизни молился о спасении вверенной ему Богом Русской земли.

Когда митрополит Максим скончался, Владимирская кафедра некоторое время оставалась незанятой. Великий князь Владимирский, а им был в это время святой Михаил Тверской, направил к патриарху Константинопольскому своего сподвижника и единомышленника игумена Геронтия с просьбой о поставлении его на Русскую митрополию.

По совету Галицкого князя Юрия игумен Петр также отправился к Константинопольскому Патриарху для принятия святительской кафедры. Бог избрал для окормления Русской Церкви святого Петра. Плывшему Черным морем Геронтию ночью, во время бури, явилась Божия Матерь и сказала: «Напрасно трудишься, сан святительский не достанется тебе. Тот, кто написал Меня, Ратский игумен Петр, возведен будет на престол Русской митрополии». Слова Божией Матери в точности исполнились:

Патриарх Константинопольский Афанасий (1289 — 1293) с собором возвел на Русскую митрополию святителя Петра, передав ему святительские облачения, жезл и икону, привезенные Геронтием. По возвращении в Россию в 1308 году митрополит Петр в течение года пребывал в Киеве, а затем переехал во Владимир.

Много трудностей испытал Первосвятитель в первые годы управления Русской митрополией. В страдавшей под татарским игом Русской земле не было твердого порядка, и святителю Петру приходилось часто менять места своего пребывания. В этот период особенно важны были труды и заботы святителя об утверждении в государстве истинной веры и нравственности. Во время постоянных объездов епархий он неустанно поучал народ и духовенство о строгом хранении христианского благочестия. Враждовавших князей он призывал к миролюбию и единству.

В 1312 году святитель совершил поездку в Орду, где получил от хана Узбека грамоту, охранявшую права русского духовенства.

В 1325 году святитель Петр по просьбе великого князя Иоанна Даниловича Калиты (1328 — 1340) перенес митрополичью кафедру из Владимира в Москву. Это событие имело важное значение для всей Русской земли. Святитель Петр пророчески предсказал освобождение от татарского ига и будущее возвышение Москвы как центра всей России.

По его благословению в Московском Кремле в августе 1326 года был заложен собор в честь Успения Пресвятой Богородицы. Это было глубоко знаменательное благословение великого первосвятителя Русской земли. 21 декабря 1326 года святитель Петр отошел к Богу. Святое тело Первосвятителя было погребено в Успенском соборе в каменном гробу, который он сам приготовил. Множество чудес совершилось по молитвам угодника Божия. Многие исцеления совершались тайно, что свидетельствует о глубоком смирении святителя даже после смерти. Глубокое почитание Первосвятителя Русской Церкви со дня его преставления утверждалось и распространялось по всей Русской земле. Через 13 лет, в 1339 году, при святителе Феогнсте, он был причтен к лику святых. У гроба святителя князья целовали крест в знак верности великому князю Московскому. Как особо чтимый покровитель Москвы святитель призывался в свидетели при составлении государственных договоров. Новгородцы, имевшие право избирать себе владык у Святой Софии, после присоединения к Москве при Иоанне III клятвенно обещали ставить своих архиепископов только у гроба святителя Петра чудотворца. При гробе святителя нарекались и избирались русские Первосвятителн.

О нем постоянно упоминают русские летописи, ни одно значительное государственное начинание не обходилось без молитвы у гроба святителя Петра. В 1472 и 1479 годах совершалось перенесение мощей святителя Петра. В память этих событий установлены празднования 5 октября и 24 августа.

Святитель Алексий, митрополит Московский и всея России чудотворец (в миру Елевферий) родился в 1292 году (по другим данным, 1304) в Москве в семье боярина Феодора Бяконта, выходца из Черниговского княжества.

Господь рано открыл будущему святителю его высокое предназначение. На двенадцатом году жизни Елевферий раскинул сети для ловли птиц, незаметно для самого себя задремал и вдруг явственно услышал голос: «Алексий! Что напрасно трудишься? Ты будешь ловить людей». С этого дня отрок стал уединяться, часто посещать церковь и в пятнадцать лет решился стать иноком. В 1320 году он вступил в Московский Богоявленский монастырь, где провел более двадцати лет в строгих иноческих подвигах. Руководителями его и друзьями были замечательные подвижники этой обители — старец Геронтий и Стефан, брат преподобного Сергия Радонежского. Затем митрополит Феогност повелел будущему святителю оставить монастырь и заведовать судебными делами Церкви. Эту должность святой исполнял 12 лет со званием митрополичьего наместника. В конце 1350 года владыка Феогност посвятил Алексия во епископа Владимирского, а по смерти митрополита он стал его преемником в 1354 году. В то время Русская Церковь раздираема была великими нестроениями и распрями, в частности из-за претензий митрополита Литвы и Волыни Романа. В 1356 году, чтобы положить конец смутам и тревогам, святитель отправился в Константинополь к Вселенскому Патриарху. Патриарх Каллист дал Алексию право считаться архиепископом Киева и великой России с титулом «всечестнаго митрополита и экзарха». На обратном пути во время бури на море кораблю грозила гибель. Алексий молился и дал обет построить храм святому того дня, в который корабль пристанет к берегу. Буря утихла, корабль пристал 16 августа. Восторженно встретила святителя Москва.

Несмотря на все смуты, святитель Алексий всячески заботился о своей пастве — ставил епископов, устраивал общежительные монастыри (по образцу Троицкого, основанного Преподобным Сергием), налаживал отношения с ордынскими ханами. Не раз святому и самому приходилось путешествовать в Золотую Орду. В 1357 году хан потребовал у великого князя, чтобы святитель прибыл к нему и исцелил слепую Тайдулу — его супругу. «Прошение и дело превышает меру сил моих, — сказал святой Алексий, — но я верю Тому, Который дал прозреть слепому, — не презрит Он молитвы веры». И действительно, по его молитве, окропленная святой водой, супруга хана исцелилась.

Когда скончался великий князь Иоанн, святитель взял под свою опеку малолетнего его сына Димитрия (будущего Донского). Много пришлось святому владыке потрудиться, дабы примирять и смирять строптивых князей, не желавших признавать власть Москвы. Вместе с тем не оставлял митрополит и трудов по устройству новых обителей. Им основаны в 1361 году Спаса Неруко-творенного Образа монастырь на Яузе в Москве (Андроников, по имени ученика преподобного Сергия, первого игумена монастыря) по обету, который он дал, когда корабль во время его поездки в Константинополь терпел бедствие; Чудов — в Московском Кремле, восстановлены и две древние обители — Благовещенская в Нижнем Новгороде и Константино-Еленинская во Владимире. В 1361 году также была построена женская общежительная обитель его имени (Алексеевская).

Святитель Алексий достиг глубокой старости — 78 лет, пробыв на митрополичьей кафедре 24 года. Почил он 12 февраля 1378 года и погребен по завещанию в Чудовом монастыре. Мощи его были обретены через 50 лет чудесным образом, после чего стали чтить память великого святителя и молитвенника за Русскую землю.

Дело в том, что турки, захватив Константинополь в XV веке и застраивая его мечетями, решили поучиться архитектуре у прежних хозяев города — византийцев. В городе то тут, то там высятся совершенно византийские на вид храмы, «украшенные» минаретами. Но далеко не все из них действительно византийские: некоторые были построены в XVI, XVII и даже в XVIII веке. Но разобравшись, можно легко обнаружить, что прототип у всех один, и это — Святая София или, как называли главный храм православного мира в более ранние времена, Великая Церковь. В главном храме Византийской империи побывал диакон Федор Котрелев и фотограф Евгений Глобенко.

На месте Святой Софии, как бывает часто с христианскими храмами, в языческие времена стояло капище — по некоторым данным, храм Артемиды. Та Святая София, которую видим мы, уже третий христианский храм на этом месте. Первый, по преданию, был построен самим Константином Великим, но от этого строения не осталось ни одного бесспорного фрагмента. Первая София погибла при народном восстании в 404 году. А вот вторая Святая София уже представлена достаточно очевидно, хотя и в виде отдельных обломков. При входе в храм с западной стороны (а это сегодня единственный способ попасть туда, тогда как в христианское время входы в Святую Софию были и с севера, и юга) можно увидеть части фундамента, базы и капители колонн, обломки фризов. Все это осталось от второй Софии, построенной в начале V века императором Феодосием II. Но и вторая Святая София пала жертвой восстания — 13 января 532 года в Константинополе началось одно из самых больших в истории Византии восстаний, получившее название Ника (от греческого ???? — побеждай!). В течение двух дней в городе продолжались убийства, поджоги и мародерство. Во время Ники погибло несколько десятков тысяч человек. Погибла и вторая Святая София. А та Святая София, которую знаем мы и в которой послы св. блгв. князя Владимира недоумевали, где они находятся, на земле или на небе, была выстроена императором Юстинианом в VI веке.

Вокруг Святой Софии ведутся археологические раскопки,
в ходе которых обнаруживаются фрагменты более раннего храма — второй Святой Софии,
разрушенной в VI веке, например, этот фрагмент фриза (декоративного элемента собора).
Такие находки архитекторы оставляют прямо во дворе храма

Сталкиваюсь с удивительным эффектом: изнутри Святая София кажется гораздо больше, чем снаружи. Это происходит оттого, что многочисленные контрфорсы, которыми храм обстроен снаружи, побуждают мысли скорее об инженерном искусстве строителей. Попадая же внутрь, оказываешься во власти огромного купола Великой Церкви, который больше всего напоминает небо.

По величине Святая София — лишь четвертый среди христианских храмов:
вслед за соборами св. ап. Петра в Риме, св. ап. Павла в Лондоне и Рождества Богородицы в Милане (Дуомо). Но вот купол — самый большой в мире. Покрытый изнутри золотой мозаикой, он был похож на золотое небо. Мозаиками были покрыты также и все боковые галереи — хоры и весь потолок Святой Софии. Мусульмане замазали мозаики штукатуркой. Сейчас реставраторы открывают их заново

В основную часть храма ведут два притвора — внешний и внутренний. В нормальное время — до захвата Константинополя турками — в притворах во время богослужения находились кающиеся грешники, временно лишенные церковного общения, и те, кто готовился к принятию Крещения. Теперь здесь выставляют разрозненные археологические экспонаты и вывешивают справочную информацию для туристов, которые, увы, стали непременной деталью интерьера Великой Церкви.

Из внутреннего притвора в основную часть храма ведет центральный вход, закрывавшийся массивными дубовыми вратами. Пользоваться им мог один только император — для всех остальных предназначались двери, расположенные по бокам. Над императорским входом сохранилась замечательная мозаика: Христос-Вседержитель на троне с припавшим к его ногам императором Львом VI, жившим в конце IX — начале X века. Некоторые считают, что император молится о своем народе. Другие полагают, что он кается за свою личную жизнь: Лев VI сначала сильно ужесточил брачное законодательство (запретил четвертые браки и весьма затруднил третьи), а потом заставил Церковь признать его четвертый брак. По бокам Спасителя — Богородица и архангел с мерилом (жезлом) в руке. Относительно личности покланяющегося императора когда-то были разногласия среди ученых: многие считали, что это строитель Святой Софии Юстиниан. Однако против этой версии свидетельствует наличие у императора на мозаике бороды, которую во время Юстиниана не носили.
И вот наконец, пройдя двор храма и два притвора, мы входим в основное пространство Святой Софии. Первое, что приходит в голову: какая же она должна была быть, если бы не турецкое владычество! Если вспомнить, что все боковые галереи — хоры — и весь потолок Святой Софии были сплошь украшены чудесными мозаиками на золотом фоне, начинаешь понимать послов князя Владимира! По величине Святая София — лишь четвертый по размеру среди христианских храмов: вслед за соборами св. ап. Петра в Риме, св. ап. Павла в Лондоне и Рождества Богородицы в Милане (Дуомо). Но вот купол — самый большой в мире. Покрытый изнутри золотой мозаикой, он действительно был как небо — золотое Небо!

Слева: в аспиде храма сохранилась прекрасная мозаика IX века. Справа: Богоматерь с Младенцем на троне. Этот тип изображения Богородицы в Византии называется Влахернским

Турки, с первых же дней захвата Константинополя превратившие Святую Софию в мечеть, постарались уничтожить большинство мозаик храма. Что-то было безжалостно сбито (в основном лики), но большинство мозаик замазали толстым (около 3 см) слоем штукатурки, а сверху покрыли желтой краской и довольно жалким растительным орнаментом.
В восточной части храма — место главного алтаря. В вышине, в самом верху апсиды сохранилась прекрасная мозаика IX века: Богородица на троне с Христом-Младенцем на коленях. Этот тип изображения Богородицы в Византии назывался Влахернским. После захвата на месте алтаря построили михраб — мусульманскую молитвенную нишу, произведение по-своему изящное, но все же являющееся не более чем жалким подобием византийского алтаря. Если смотреть на алтарь, то слева перед ним, там, где теперь султанский «махфиль» — мраморная палатка на колоннах, — раньше находился трон императора. Сюда в сопровождении свиты владыка — так называется император в византийских чинопоследованиях — шел от царского входа под возглас диакона «Господи, спаси царей (византийский император часто имел соправителя) и услыши ны», сохранившийся до сих пор в нашем богослужении в виде «Господи, спаси благочестивыя и услыши ны».

Михраб — мусульманская молитвенная ниша на месте главного алтаря

Проходим по внутреннему периметру Святой Софии. Практически на всем его протяжении храм пуст и гол. В сравнении с историей былого великолепия Великой Церкви эта пустота усиливает впечатление разоренности. Ведь в византийское время по периметру храма располагалось множество икон, рак с мощами и других святынь. Южнее главного алтаря находился диаконник — помещение, где хранились священные сосуды, напрестольные Евангелия, кресты, дарохранительницы и другие богослужебные предметы. Диаконник был пристроен к основному храму, и в него вел особый ход. Теперь его уже нет: диаконник турки разрушили, а проем с стене заложили кирпичами.
В христианское время справа от алтаря, по свидетельству паломников, находилась привезенная из Иерусалима икона Богородицы, та самая, с которой началось обращение прп. Марии Египетской. А если идти дальше по часовой стрелке, можно было найти честные вериги св. ап. Петра, подаренные царице Евдокии в V веке Иерусалимским патриархом. Одну из вериг царица послала дочери в Рим, и святыня до сих пор цела. Константинопольская же верига утрачена.
В северо-западной части храма в византийское время находился большой сосуд для воды, наполняемый из святого источника, питавшего также и фонтан во дворе Святой Софии. Источник этот, по свидетельствам паломников, должен был символизировать колодец Иакова, у которого Христос беседовал с самарянкой. В султанское время резервуар был ликвидирован, а в западной части Святой Софии появились два каменных фонтана для омовения ног: у порога мечети, по мусульманской традиции, следовало разуться и омыть ноги.

Фонтан, где, по мусульманской традиции, раньше омывали ноги перед входом в храм.
До мусульман у православных здесь был святой источник

Сейчас по Святой Софии целыми днями ходят толпы посетителей: мужчин и женщин, стариков и детей. Во времена когда храм был христианским, в его основной части на первом этаже можно было увидеть только мужчин: женщинам полагалось специальное место на втором этаже — хоры. Попадали туда, не входя в храм, прямо из притвора. Для того чтобы забраться на хоры, нужно преодолеть несколько пролетов вымощенного крупным камнем пологого подъема. В самом центре хоров, по оси храма, находился трон императрицы. Надо сказать, это лучшая точка обзора: перед императрицей открывался весь храм как на ладони.

Святая София перестала быть мечетью 70 лет назад, но мусульмане по-прежнему почитают ее как святыню.
Однако сегодня большинство посетителей храма Святой Софии — это туристы

Правая часть хоров перегорожена поперек мраморной стеной с дверью посередине. За этой стеной находился зал для церковных совещаний. На хорах сохранилось некоторое количество византийских мозаик: прекрасный Деисис — изображение Христа с предстоящими Богородицей и Иоанном Предтечей XI (или, по другим данным, XIII) века и несколько изображений византийских императоров и их жен.

Большинство мозаик Святой Софии сохранилось благодаря тому, что турки замазали их штукатуркой.
Постепенно реставраторы снимают слой извести, открывая византийские иконы.
Иногда штукатурка отваливается сама по себе, и под ней видны мозаики.
А бывает, что посетители сами отковыривают кусочки мозаик — на память.
Из-за такой любви к сувенирам была утрачена нижняя часть Деисуса.

В парусах, прямо под главным куполом Святой Софии, — херувимы. Они, в отличие от большинства икон храма, не мозаичные, а фресковые, сделанные еще в византийское время на месте обсыпавшихся мозаик. Турки сочли, что херувимов изображать можно, и оставили их нетронутыми, лишь закрыв лики золотыми накладками в виде звезд. На сводах арок Святой Софии — прекрасные мозаичные архангелы.

Святая София пробыла мечетью почти 500 лет. Лишь в 1934 году турецкий президент Кемаль Ататюрк, превративший Турцию из исламского монархического государства в светскую республику, распорядился придать храму статус музея. Это дало возможность работать в Святой Софии реставраторам, которые постепенно открывают и укрепляют остатки мозаик храма. Реставрационные работы идут до сих пор, из-за чего в центре храма установлены громадные леса.

Снаружи Святая София — это грандиозное нагромождение контрфорсов самых разных форм: замаскированных под своды, паруса и купола, пристройки или просто элементы, не скрывающие своего инженерного предназначения. Настоящий учебник архитектуры. И все это — для того, чтобы распределять гигантскую нагрузку самого большого в мире купола. Сейчас из многочисленных пристроек сохранились лишь две: баптистерий, расположенный с юго-западной стороны храма, и скевофилакий — сокровищница — с северо-востока. Баптистерий многие исследователи считают очень древним — относящимся еще ко второй Софии, т. е. к началу V века. Он соединялся с храмом двумя проходами: один вел прямо в храм и предназначался, скорее всего, для духовенства, а через второй новокрещеные попадали в притвор, а оттуда уже в храм. Остальные постройки, окружающие ныне Святую Софию, — это гробницы турецких султанов. Минареты начали пристраивать уже в XV веке, сразу после завоевания. Одно утешение, хотя и слабое: некоторые из минаретов участвуют в общей системе построек, укрепляющих стены Святой Софии…

11.08.08
Диакон Федор Котрелев. Журнал Нескучный сад

Святой Еразм с юных лет усердно служил Господу. В зрелые годы он был возведен в сан епископа города Формии (Италия). Во время гонения на христиан императоров Диоклитиана (284-305) и Максимиана Геркула (284-305) святой Еразм оставил свою епархию и удалился в Ливанские горы, где скрывался семь лет. Однажды явился ему Ангел и сказал: «Еразм! никто не победит врагов, если будет спать. Иди же в город свой, мужественно подвизайся и победишь врагов». Внимая голосу Ангела, святой Еразм вышел из своего уединения. Первыми, кто спросил его о вере, были воины, шедшие ему навстречу. Святой Еразм исповедал себя христианином. Его привели на суд в Антиохию к императору Диоклитиану, перед которым святой бесстрашно исповедал веру во Христа и дерзновенно обличил императора в его нечестии. Святой Еразм был подвергнут жестоким пыткам, но остался непоколебимым. После истязаний святой был окован железными цепями и брошен в темницу, откуда его чудесным образом вывел Ангел, сказав: «Иди за мною, я отведу тебя в Италию. Много людей и там ты приведешь ко спасению». В городе Ликии святой Еразм смело проповедовал народу о Христе и воскресил сына одного знатного человека. После этого чуда в Ликии крестилось 10 000 человек. Император Западной половины Римской империи Максимиан Геркул приказал схватить святого и привести его на суд. Перед этим императором святой Еразм также смело исповедал свою веру. Его били и угрожали распятием, если он не отречется от Христа. Потом наставили идти в идольское капище, но при входе святого все находившиеся там идолы упали и разбились, а из капища вышел огонь и попалил многих язычников. Оставшись на свободе, святой Еразм крестил множество народа, а затем ушел в город Сирмий, где был снова схвачен и подвергнут мучениям. Святого посадили в раскаленную печь, но он остался живым и невредимым. Это чудо столь потрясло присутствовавших, что император, боясь народного возмущения, удалился в свой дворец. Ангел освободил святого Еразма от оков и привел его в город Формию, т. е. в его епископию, где святой крестил множество народа. Там святой и скончался в 303 году. Христиане с честью погребли останки святого священномученика.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *