Лицемерие грех

Продолжая говорить о лукавстве, как обширном понятии, сегодня затронем тему о двоедушии, человекоугодии, лицемерии. Многие миряне, да что там говорить, даже духовные лица порой не видят в себе этих духовных пороков, которые столь пагубно разрушают человеческую душу, спокойствие и мир в душе. Они не только не дают человеку духовно расти, но и не позволяют, чтобы Господь мог быть с этим человеком, потому как такие люди переполнены лукавством, а значит, они не с Богом, а с его противником.
Очень интересно читать изречения Святых отцов, которые емко и четко указывают на крайне важные аспекты духовного состояния человека, грехов и страстей, тем самым обличая человеческую совесть и заставляя задуматься о многом и помогая нам очиститься от лишнего и пустого.

Скрытое лукавство

Скрытое лукавство вредоноснее явного. Потому, что если бы знали клеветников, то легче избежали бы их несдержанных языков и недобрых расположений.
Святитель Василий Великий
Никто пусть не будет лукавым и двоедушным, чтобы не постиг его грозный приговор: «Истребит Господь все уста льстивые язык велеречивый».
Преподобный Феодор
Многие, как на позорище, лицедействуют в собственной жизни, одно нося в сердце, а иное выставляя напоказ.

Лицемерие

Тот лицемер, кто напоказ принимает чужое лицо, будучи рабом греха, надевает маску свободного.
Не видишь ли, какое зло лицемерие? Оно плод зависти, потому что двоедушие бывает в людях по большей части от зависти. Скрывая в глубине ненависть, завистники притворяются любящими и подобны скалам, прикрытым водой и причиняющим неосторожным непредвиденное зло.
Святитель Василий Великий
Не смешон ли стал бы для себя ворон… если бы он, окрасившись белым, стал представлять из себя лебедя? И если человек низких нравов величается благородством, заслужит ли он уважение?
Святитель Григорий Богослов

Как важно смотреть за своими собственными устами и мыслями

Всеми силами старайтесь не произносить устами одного, имея в сердце другое.
Тяжко состояние, когда на устах святость. А в сердце беззаконие и злоба.
Кто имеет одно в сердце, а другое на языке, по лукавству того молитва и подвиги суетны. С такими не своди знакомства, чтобы не заразиться их ядом и скверною. Друзьями твоими да будут незлобивые и сделаешься участником их чистоты и славы.
Преподобный авва Исаия

Признаки лицемерия в обществе

Главный отличительный признак лицемера, первая стрела, пускаемая им на ближнего, есть соблазн и истекающее из соблазна осуждение ближнего.
Как червь, зародившийся внутри плода, истребляет всю искренность плода, оставляя только его оболочку, так и лицемерие истребляет всю сущность добродетели.
Лицемер, страдая не очень заметными для людей страстями, прикрывает их лицемерием и притворством, неспособен признать себя грешником, как неспособен к этому сатана.
Лицемер, стараясь удовлетворить своим страстям, всецело работая греху, желает сохранить перед очами личину добродетели.
Осуждение ближнего – признак лицемерия, по всесвятому указанию Евангелия.

Человекоугодие

Чем отличается человекоугодник?

По отношению к хвалящим его он проявляет усердие, а для порицающих не хочет ничего сделать.
Святитель Василий Великий
Горе человекоугодникам, ибо они не могут угодить Богу.
Преподобный авва Исаия
Человекоугодием уничтожается не только любовь к Богу, но и самое памятование о Боге.
Святитель Игнатий Брянчанинов

да даст вам по богатству славы Своея, силою утвердитися Духом Его во внутреннем человеце

В ст. 16-19 обозначаются предметы молитвы и благожеланий святого Апостола своим ученикам. В малом здесь совмещается все, чего может желать и искать христианин.

Да даст. Чего Бог не даст, того нигде не найдешь и не возьмешь. Всякое даяние благо и всяк дар совершен, свыше есть, сходяй от Отца светов (Иак. 1, 17). И то есть знак мудрости духовной, чтобы знать, куда обратиться за потребностями духа, и чтобы у источника всех благ просить достойного Его. «Великого просит Апостол, по величию Дающего, научая нас просить у Бога достойного славы Его, – не земного, а небесного» (святой Дамаскин).

По богатству славы. Если под славою разуметь беспредельные совершенства Божий, в неистощимой их полноте, то по богатству славы будет: по преизливаемости полноты существенностей в Боге. По святому Григорию Богослову, это служило побуждением и к сотворению мира. Да, все сотворил Бог и о всем промышляет, потому что неизмеримо богат всем и любит всех богатить. Или по богатству славы меру определяет, в какой желает дарования им благ духовных. От маленького дарователя малым довольствоваться прилично, а от большего прилично ожидать большего. Просит Апостол, чтобы Бог даровал им просимое им в такой мере, как велика слава Его, то есть преизобильно. «Да даст вам, – яко богатый и желающий быть славимым» (Феофилакт), — то есть чтобы дарование не было ниже славы Его.

Силою. Разно понимают, кто – сильно, мощно, крепко; кто – силою сверхъестественною, подаемою Духом Святым, кто – нравственною силою, восставляемою Духом Святым. Последние два могут быть соединены воедино, и, может быть, это прямее будет выражать мысль Апостола. Богатство славы будет указывать источники милостей Божиих, а сила чрез Духа Святого – способ излияния их. «Дух Святой подает силу» (Феофилакт). «Утвердиться в добре иначе нельзя, как Духа Святого силою, при помощи благодати Божией» (Златоуст). Ибо все от Бога, Который «и богатство имеет неизреченное, и силу неизмеримую» (Феодорит).

Утвердитися Духом Его во внутреннем человеце. Первый предмет молитвы о том, чем действительно начинается жизнь о Христе Иисусе. Утвердитися κραταιωθῆναι, от κρατος; держава, от коего автократор – самодержец, будет: принять в руки державу, и, как это во внутреннем человеке, державу над собою, стать самодержцем внутри, воссамодержавствиться. Что это за самодержавие и чего ради оно желается прежде всего? – Приведем на память устройство естества человеческого.

Устроив низшую часть естества человеческого особым, отличным от произведения других тварей образом, Бог вдунул в лицо его дыхание Своей Божественной жизни. Это — дух человека, высшая сторона естества нашего, где сознание и свободо-разумность, с отправлениями страха Божия, совести и недовольства ничем тварным. Назначение духа быть в Боге и все возводить к Богу, — все, что есть в человеке и вокруг человека. Для этого ему дана власть над низшими частями естества человеческого. Принимая силу от Бога, в Коем живет, он в ту же жизнь вовлекает и душу с ее рассудком и науками — изделиями его, с ее волею и начинаниями — проявлениями ее, с ее вкусом и искусствами — произведениями его, и с ее низшими способностями — воображением и памятию, вовлекает и тело с его потребностями, и на все внешние свои порядки наводит отсвет той же жизни. Когда бывает это в человеке, тогда он есть настоящий человек, человек, соответствующий норме своей и своей идее. И тут он очевидно есть владыка над собою и над всем, что в нем и окрест его. Но очевидно также, что силу такую самодержавную получает он от Бога, ради предания себя Богу и жизни в Нем, качествуемой страхом Божиим, совестностию искреннею и отчуждением от всего тварного.

Отделись дух от Бога, и сила сия взята будет от него. Тогда он не может уже управиться ни с стремлениями души, ни с потребностями тела, ни с внешними соприкосновенностями. Он предан бывает на разволоку душевно-телесной желательности и внешней житейской суетности, хоть все в видах самоуслаждения. Сличите эти два строя жизни и увидите, что первый — весь внутрь себя живет пред Богом, а второй — весь вовне с богозабвением. Этот последний строй жизни крайне ухудшается тем, что в него привходят страсти, кои, коренясь в самости, проникают всю душевно-телесность и всему здесь дают злое, противное духу или страху Божию и совести, направление, не созидающее, а разрушающее, и тем еще более внешним делают человека.

Этот последний и есть человек в падении, вне того чина, на который он поставлен в творении. Бог не хотел оставить падшего в падении и устроил ему образ восстания от падения. Сын Божий воплотился, пострадал, умер на кресте, тридневно воскрес и, вознесшись на небеса, воссел одесную Отца. Этим восхождением Он открыл путь нисхождения к нам Духу Святому, Который, нисшедши чрез Апостолов, возобитал в Церкви Божией, чрез Святые Таинства. Дух благодати всюду проходит и все духи человеческие возбуждает к духовной жизни. Лучи возбуждающей благодати прямо падают на дух человека и оживляют в нем естественные его движения — страх Божий, совесть и недовольство тварным. От сего действия человек в первый раз приходит в себя, входит в свой внутренний дом из рассеянья, в котором блуждал доселе. Это действие заставляет его задуматься. При благоприятном обороте дела, подумавши, решается он не вдаваться более в развлечения, а в себе жить по внушениям страха Божия и совести с самоотвержением. За это решение благодать Божия, действовавшая доселе совне, входит внутрь чрез таинства, и дух человека, немощный — соделывает мощным. На эту сторону совсем уже переходит сознание и свобода, и у человека начинается внутренняя жизнь пред Богом, жизнь истинно свободная, разумно-самодеятельная. Потребности душевно-телесные и требования внешних случайностей уже не развлекают его, напротив, он начинает заправлять ими, якоже Дух дает. Как самодержец, восседит он на престоле сердца и оттуда дает повеления, как чему быть и как что делать.

Такое самодержавие начинается с первой минуты внутреннего переворота и вселения благодати; но в совершенстве является не вдруг. Почасту прорываются прежние владыки и не только тревогу производят во внутреннем граде, но нередко и самого владыку града уводят в плен. Такие случайности в начале бывают часто; но сила напряженной ревности, постоянство внимания к себе и делу своему и благоразумное терпение в трудах по нему при помощи благодати Божией все более и более делают их редкими. Наконец дух столько становится крепким, что приражения прежних воздействователей на него бывают для него то же, что пылинка для гранитной стены. Дух пребывает в себе неисходно, стоя пред Богом и самодержавствует силою Божиею невозмутимо крепко. И вот этого-то желает Апостол ефесянам, молясь, чтобы Бог дал им утвердитися Духом Его во внутреннем человеке.

Послание святого апостола Павла к Ефесянам, истолкованное святителем Феофаном.

Протоиерей начал с определения лицемерия, как единственной формы измены Богу, а потом решил привести пример из недавних событий и вспомнил о «прямой линии» Путина: «эти зеленые папочки, этот эпатаж, эта чванливая спесь, самодовольство, самовосхваление, которое присутствует при всем этом. Оно вызывает в духовном плане оторопь: как это вообще возможно».

По мнению Соколова, Путин «блистает» на фоне губернаторов, которые ничего не делают в своих регионах, вместо того, чтобы уволить их. «Значит, вам это нравится. Это крайняя форма лицемерия», — обратился к президенту священник. Он также возмутился тому, что Путин не запрещает в России делать аборты.

Протоиерей приписал лицемерие Никите Михалкову, который не критикует Путина в программе «Бесогон». «Если могут лицемерить первые лица и культурная элита, то что другим делать», — высказался священник.

Соколов размышлял о кризисе образования в стране и раскритиковал бывшего министра образования Андрея Фурсенко. По словам протоиерея, за 12 лет с ободрения чиновника власти «воспитали первоклассного потребителя». «Нас действительно считают за недоумков?» — задал риторический вопрос Соколов.

Опубликовано 06.02.2019

Если вы хотите узнать, как избавиться от лицемерия, как перестать лгать людям о себе и стать тем, кем вы являетесь на самом деле, то эта статья может помочь вам в этом. Многие думают, что лицемерие — это полезная вещь, помогающая скрывать нежелательные факты о себе, но это не так. Эми Квери, наш постоянный автор, делится личным опытом из своей жизни о том, как она проходила свою борьбу с лицемерием и притворством.

Я училась искусству притворяться с раннего детства. В четвертом классе я решила, что хочу играть на флейте. Я убедила мою маму поддержать мою новую страсть и с нетерпением принесла домой мой новый блестящий инструмент. Только после этого я узнала горькую правду: на флейте играть трудно. Я старалась и старалась, но не смогла извлечь ни одного звука из инструмента. Поняв, что это обучение намного труднее, чем я ожидала, и не желая упорно трудиться, я приняла новое решение: притвориться умеющей играть на флейте. Я полагала, что, затерявшаяся среди оркестра, я не буду разоблачена, что я на самом деле не играю. И затем пришло время для нашего первого концерта. Прекрасно понимая, что моя шарада рухнет, если родители увидят мою настоящую игру, я придумала «леса» обманов, чтобы скрыть свои следы.

  • «Концерт отменили», — сказала я своей маме.
  • «Мои родители на работе», — сказала я в оркестре.
  • «Классно! — подумала я, — я укрыта на всех уровнях».

День прошел без происшествий, я уже начала думать о том, чтобы рассказать, как все было. И потом зазвонил телефон. «О, — я услышала, как моя мама удивленно заметила в телефон, — я думала, что концерт отменили?» Ах… Ох… Я совершенно забыла, что у мамы много подружек! У меня как будто провалился живот, когда я услышала, как она повесила трубку и направилась в мою комнату. Я приготовилась. Я ожидала последствий. Но вместо этого, задав один простой вопрос, мама преподала мне важный урок о притворстве и обмане.

«Если ты не хочешь играть, — начала она немного озадаченно, — почему ты просто не сказала мне об этом?»

Впоследствии, как и в этот, первый раз, ко мне не раз приходила гениальная мысль: правда может гораздо меньше навредить, чем ложь. Я думала, моя ложь предотвратит конфликт, разоблачение, отказ и множество другого негативного опыта. Но в реальности ложь создает давление и одиночество, так как мне надо постоянно притворяться, чтобы быть такой, какой я не являюсь. Жизнь, которую хочет дать нам Бог, — это жизнь, свободная от давления притворства.

  • Чувствуете ли Вы, что это трудно — быть самим собой?
  • Насколько легко для Вас признавать свои неудачи, грехи и ошибки?

Давайте посмотрим Библию, чтобы узнать, как Бог может освободить Вас, чтобы Вы были самим собой.

Свобода быть самим собой

«Но я открыл Тебе грех мой и не скрыл беззакония моего; я сказал: «исповедаю Господу преступления мои», и Ты снял с меня вину греха моего» (Псалтирь 31:5).

Здесь виден особенный вид свободы: свободы, приходящей из того, чтобы быть самим собой. Вот почему многие из нас любят балдеть дома в любимых пижамах: мы чувствуем расслабление, когда являемся самими собой, с минимальным страхом быть отвергнутыми или осужденными.

Бог хочет, чтобы такую свободу мы чувствовали всегда. Он знает, что мы не идеальны, и Он не хочет, чтобы мы притворялись. Он хочет, чтобы мы были реальны и просили у Него помощи, чтобы иметь дело с вещами, которые мы так отчаянно пытаемся скрыть. Мой друг сказал мне однажды, что хороший духовный разговор — это когда мы можем рассказать о вине. Это навсегда врезалось в мою память, потому что обычно мне не хочется говорить о вине. Но правда в том, что у нас у всех есть вина и Бог хочет, чтобы у нас была возможность говорить о ней, и, вслед за этим, освободиться от вины, а не уклоняться от разговора.

  • В чем Вам труднее всего признаться?
  • Какую вину Вы бы больше всего хотели, чтобы Бог простил и удалил от Вас?

Лицемерие и ложь вызывает давление

«Пока я хранил молчание, тело мое изнемогло от стонов моих ежедневных. Весь день и ночь напролет тяготела надо мною Твоя рука; сила моя иссякла, как от летнего зноя. Тогда я открыл Тебе свой грех и не скрыл своего беззакония. Я сказал: «Признаюсь перед Господом в своих преступлениях», и Ты простил вину моего греха» (Псалтирь 31:3-5).

Этот отрывок учит нас о том, что чувство давления приходит от того, что мы не умеем справляться с чувством вины и неудачи. А не от обстоятельств, в которых мы оказались. Оказывается, большая часть душевного дискомфорта вызывается внутренними проблемами. Я, если честно, не люблю признавать это. Гораздо легче обвинять обстоятельства или других людей в том давлении, что я чувствую. Но правда в том, что давление обычно приходит тогда, когда я хочу произвести впечатление на людей, когда стараюсь делать свою работу хорошо и стараюсь не выпустить наружу мои истинные мысли, чувства и грехи. Или пытаюсь поступать как человек, которым на самом деле не являюсь.

  • Какие виды давления Вы чувствуете в вашей жизни?
  • Как, по Вашему мнению, это связано с притворством и лицемерием?

Как Бог относится к лицемерам и лжецам

Для религиозных людей лицемерие и притворство может стать образом жизни. Легче следовать правилам и стараться выглядеть хорошо, чем иметь дело со своими истинными мыслями, чувствами и сомнениями. Иисус так изображал фарисеев, одних из наиболее религиозных людей:

«Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты; так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония» (Матфея 23:27-28).

Иисус сурово высказывался о религиозности и лицемерии. А Вы согласны с Ним? Я часто думаю, что притворство — это не что-то плохое. Мне хочется думать, что я хорошая христианка, постольку я делаю правильные внешние вещи и не совершаю серьезных грехов. Но у Иисуса другое мнение об этом. Пытаетесь ли Вы обойти неудобные разговоры о горьких корнях в сердце и подменить их просто хорошими внешними вещами?

Кем ты притворяешься?

«И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою» (Матфея 6:5).

Притворяетесь ли Вы праведником? Притворяетесь ли Вы молящимся, когда даже не верите, что Бог там, в той ситуации? Притворяетесь ли Вы радующимся с другими, когда сами в это время исполнены ревности и соперничества? Притворяетесь ли Вы доверяющим Богу, а сами в это время просто поглощены страхом? Притворяетесь ли Вы заботящимся о других людях только для того, чтобы понравиться им?

Я думаю, что первый способ остановить притворство заключается в признании факта, о котором говорит Библия: никто из нас не является достаточно хорошим. Так что Вы можете перестать это делать.

«Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог» (Марка 10:18).

Когда Вы согласитесь, что Вы не такой уж и хороший, тогда грех, который на самом деле не хорош, перестанет проникать в Ваше сердце и в Вашу жизнь. Отрывки, такие, как Галатам 5:19-20, 2 Тимофею 3:1-7 и Марка 7:20-21, очень полезно прочитать притворщикам, потому что они говорят о грехах, которые мы можем игнорировать или прятать.

От лицемерия к целеустремленности

У Вас изменится фокус, после того как Вы признаете свои грехи перед Богом и духовными друзьями. Вместо тревоги, когда Вы пытаетесь выглядеть хорошо, Вы можете расслабиться, принять милость Бога, а потом помочь и другим ощутить свободу.

Эту перемену мы видим в апостоле Павле, который проделал путь от строгого, живущего по правилам, фарисея, до одного из самых любящих, страстных и притягательных людей Библии!

«Верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый. Но для того я и помилован, чтобы Иисус Христос во мне первом показал все долготерпение в пример тем, которые будут веровать в Него к жизни вечной» (1-е Тимофею 1:15-16).

Павел чувствовал, что он один из самых худших грешников, однако Бог через Павла изменил тысячи жизней! Если Вы согласитесь с тем, кто Вы есть на самом деле, и примете это, то Бог и через Вас сможет сделать то же самое!

Эми Квери

Перевод: Алексей Ложечкин

Другие темы
Проверь свои знания онлайн!

Хотите проверить свои знания Библии — пройдите тесты на нашем сайте. Выбирайте интересующий тест из списка, отвечайте на 10 вопросов, и сразу получайте результаты!

Пройти тест

Библейский курс для начинающих

Чему учит Новый Завет, кому он адресован и в чем заключается учение Иисуса Христа? За что умер Иисус на кресте и как это касается вас лично? Зачем нужна церковь? Что такое спасение и как его обрести? Все ли религии ведут к Богу и где найти истину? Напишите нам письмо, в котором укажите, что хотите пройти библейские курсы для начинающих.

Курсы для начинающих

Недавно, будучи в Оптиной Пустыни, я приобрел книгу «Нужно жить нелицемерно», духовные наставления преподобных Оптинских старцев (замечательная книга, советую иметь). Я задумался, почему именно данное наставление преподобного Амвросия легло в название книги. Полностью изречение звучит так : «Нужно жить нелицемерно, вести себя примерно, тогда наше дело будет верно, а иначе будет скверно». Просто. Очень просто. И как глубоко, точно, насущно. В наше время крайне насущно. Задумался над нашей жизнью, над собой.

Наверное, не ошибусь, если скажу, что лицемерие ведет к смерти души, а это — главное. «Благими намерениями вымощена дорога в ад» — это о лицемерии. Мы привыкли жить в окружении лицемерия, сами лицемерим, где-то сознательно, а где-то не задумываясь, не замечая этого. Лицемерие как вирус, мы не ощущаем его внедрение и размножение. Лицемерие можно сравнить с покровом, который скрывает зло, где-то очень умело, где-то прозрачно, так, что пороки видны насквозь. Лицемерие как красивая, сорная трава, которая радует глаз, стала частью пейзажа, привычного для нашего взора. Она разрастается так, что губит все живое. Ее можно скосить, даже перепахать, но сохраняются корни (то, что остается в душе человека), и они дадут новые ростки, новые всходы.

Без примеров все же не обойтись. Демократия, которую нам пытаются привить – лицемерие, борьба с коррупцией – лицемерие, политика в области образования и культуры – сплошное лицемерие. И так далее. Спустимся на уровень личности. Все мы (по крайней мере большинство) признаем в себе те или иные пороки, грехи, но в лицемерии боимся, не хотим признаться, не то что кому-то, себе боимся, не решаемся. Живем двойной жизнью, в оправдании себя, погружены в себялюбие, живем обманом, усыпляя свою совесть. Губим свою душу, губим себя. Пряча глубоко зерна, ростки лицемерия, мы боимся потревожить их: не трожь, это «святое». Наверное, поэтому, обличая лицемерие книжников и фарисеев, Иисус Христос стал для них злейшим, смертельным врагом.

Самое страшное, что мы лицемерим перед Богом. Всегда тяжелее переносить лицемерие, обман, предательство близких, тех, на кого надеешься, рассчитываешь, кому доверяешь. Считая себя людьми воцерковленными, мы часто молимся, просим Господа в получении земных благ, а не о спасении души. И молитвы «специальные» есть, знаем какому святому, какой иконе поставить свечку, к какому источнику, исповеднику обратиться. И вспоминаем Господа Бога по случаю. Торгуемся: мы Тебе, Господи, молитвы, а Ты помоги нам, как мы хотим, а не так, как Ты разумеешь. Проторили себе короткую дорожку к душевному спокойствию: согрешил – покаялся – причастился. Благодать. В стремлении к комфорту (и к внешнему и к внутреннему) мы преуспели. Спешное, равнодушное, невнятное чтение молитв, то, что мы порой слышим, это ли не лицемерие. А когда мы читаем молитвы машинально, привычно, походя, превращая это в ритуал, это ли не лицемерие. А наши добрые дела, в расчете на благодарность, с мыслями, что нам зачтется, нам воздастся. Можно о многом вспомнить.

Как не сказать о пожертвовании и жертвователях. Пожертвование в правильном понимании мы подаем во славу Божью, с искренней благодарностью к Богу, с благоговением, с желанием и истинным стремлением приблизиться к Богу. Разве можно назвать пожертвованием те деньги, которые «жертвователь» заработал неправедным путем. Во Славу Божью он обманывал, воровал, наживая эти средства? Разве передав их, человек стал на путь спасения? Что лукавить, большинство богатых жертвователей имеют одну цель – откупиться от Бога, надеются, что им зачтется на страшном суде. И хвастаются с экранов телевизора известные люди перед страной и друг другом, кто какой храм построил. В России, в основном, строили храмы на народные деньги, выделять себя лично было не принято.

В храме Христа Спасителя установлена мраморная плита, на которой золотыми буквами выведены названия организаций (конечно, имеются в виду и руководители), внесших большой вклад в строительство храма. Следуя Святому Писанию, нужно было бы в первую очередь упомянуть наших пенсионеров, внесших по своей бедности, а не по богатству более существенный вклад. А стоило ли вообще это делать? Храм Христа Спасителя был построен в память о наших соотечественниках, положивших жизнь за Веру, Царя и Отечество в войне 1812 года. В этом соборе выведены имена и фамилии тех, кто отдал жизнь, а не деньги.

Вот так мы и живем, откупаясь от Бога, торгуясь с Ним, продавая, предавая Его, отделяясь от Господа нашего Иисуса Христа стеной лицемерия. «С нами Бог» — утверждаем мы, бьем себя в грудь. Да, Бог с нами. А мы с ним?

Вообще, Господь не ждет, не требует от нас каких-либо жертв. Он уповает на нашу любовь к Нему, на нашу любовь к ближним, на соблюдение нами заповедей Божьих, борьбу со страстями для нашего же блага, для нашего же спасения. Нам это тяжело, мы начинаем торговаться. Нам проще откупиться. По большому счету, что мы можем Господу Богу отдать? Только то, что нельзя ни купить, ни продать – это любовь. И Слава Богу, примеры такой любви есть, они вокруг нас, они не выставляются напоказ. Побывав в Оптиной Пустыни, я понял, убедился воочию в этом. Что позволяет, вернее ради чего иноки и послушники изо дня в день с пяти утра до одиннадцати вечера постоянно пребывают в молитве и труде, что дает им силы. Любовь и та благодать и радость, которую приносит общение с Богом. И дай нам Боже хоть немного приобщиться к этой любви. Только жить нужно нелицемерно, помоги нам Господи в этом.

Поскольку мы общаемся на миссионерском сайте, напоследок добавлю, мне кажется, что первым и главным правилом миссионера должно быть НЕ ЛИЦЕМЕРЬ!

С уважением С.В.

Продолжение: Написал статью, прочитал еще раз на свежую голову сегодня утром, и пришла неожиданная мысль. Представьте себе, что люди перестали лицемерить, выкладывают все начистоту: свои цели, свои мысли, чувства. Поступают так, как хотят на самом деле. Воцарился бы всеобщий хаос, беспорядок, мир бы рухнул. Развалились бы государства, различные объединения, организации, распались бы семьи. Так что лицемерие в нашей жизни оправданно и, наверное, прав Шекспир: «Весь мир театр: ..» И пусть каждый исполняет отведенную ему роль: политика, предпринимателя, чиновника, верного мужа, любящей жены, православного христианина. Существует точка зрения, что в российской экономике коррупция встроена в механизм хозяйственной деятельности, в отношения между хозяйствующими субъектами. Не будет коррупции — встанет экономика. Так объясняют ее необходимость и неизбежность. Что обычно говорят берущие и дающие взятки, как оправдываются: многие так делают, не я один, другого выхода не было. Но вот здесь дело совести каждого, это личный нравственный выбор. Каждый отвечает перед Богом, перед своей совестью сам.

И все-таки жизнь без лицемерия возможна и все в ней будет по-другому. Бороться с лицемерием нельзя без искоренения своих грехов, без борьбы со своими пороками, своими страстями. В свою очередь, побеждая в себе обман, гордыню, тщеславие, воспитывая смирение, терпение, другие добродетели мы побеждаем лицемерие. И что тогда? Царствие Небесное на земле. Вы спросите: возможно ли это? Возможно. Обратимся к нашим святым, они достигли Царствия Небесного, соединились с Богом здесь, на земле.
С уважением, еще раз, С.В.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *