Лицемерие

Содержание

Лицемер — кто это такой и что такое лицемерие

20 ноября 2018

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Лицемерие принято считать одним из главных человеческих пороков наряду с завистью, гордыней и злобой.

Как не утонуть в его омуте, вовремя распознав в себе и других? Поговорим об этом подробнее.

Что такое лицемерие?

Впервые слово «лицемерие» появилось в эпоху Древнего Рима. В те времена оно использовалось по отношению к театральным актерам, которые в буквальном смысле примеряли на себя маски (лица), чтобы изображать на сцене различных персонажей.

В современной трактовке лицемерие – это поведение человека, при котором его слова и поступки не соответствуют истинным убеждениям и чувствам. Синонимы этого слова в русском языке – ложь, двуличность, ханжество, притворство, лукавство, фальшь.

В наши дни характеристика «двуличный» применяется по отношению к неискреннему человеку, скрывающему под маской внешней доброжелательности свои злостные намерения и негативное отношение к окружающим.

По мнению психологов, современный лицемер – это искусный манипулятор, который прекрасно чувствует слабые места собеседника и играет на его болевых точках, страхах, предубеждениях.

Простыми словами — это неискренность во взглядах и суждениях. Лицемерный человек часто меняет свои взгляды и позиции в зависимости от сиюминутной выгоды. В основе лицемерия лежит либо страх, либо желание быть лучше, чем другие люди.

У каждого человека (кто это?) есть такая способность, как приспособление к ситуации. В разных ситуациях нужно себя вести по-разному. Это природный инстинкт и именно такая линия поведения позволила поколению выжить. С этим ничего не поделаешь.

Но лицемер эту природную способность возводит в апогей и использует на все сто процентов в чисто эгоистичных целях. С другой стороны, каждый человек хоть раз в жизни бывал двуличным, чтобы избежать каких-то неприятных и сложных ситуаций. Главное, чтобы это не стало вашей превалирующей линией поведения.

Отношение к лицемерию в обществе

Социум осуждает лицемеров, поскольку от них исходит большая потенциальная угроза. Общаясь с такими личностями, каждый человек рискует быть жестоко обманутым в своих чувствах и намерениях.

В основе поступков двуличных людей заложена тщательно скрываемая сугубо личная выгода. А там, где главенствуют ложь и корысть, нет места для настоящей любви (что это?), крепкой дружбы (что это?), истинной веры.

Мировые религии считают лицемерие тяжким грехом:

  1. Христианство трактует его как душевную болезнь, посланную дьяволом, и рекомендует лечиться исповедью.
  2. В исламе для лицемера придумано специальное название – мунафик. Такой человек считается хуже неверующего.
  3. В иудаизме людей, уличенных в лицемерии, принято отлучать от религиозных таинств.

Кто такой лицемер и как его распознать

Для того чтобы точно понимать, кто такой лицемер, следует тщательно изучить его внутреннюю природу и особенности поведения. Как правило, двуличный человек является достаточно тонким психологом, он чутко реагирует на настроение собеседника и мастерски подыгрывает ему.

Но как бы ни старался обманщик, он не может полностью проконтролировать свою мимику и жесты. Перечисленные ниже невербальные проявления выдают внутренний дискомфорт лицемера:

  1. Отсутствие мимических морщинок вокруг глаз во время улыбки.
  2. Неподвижные брови во время разговора.
  3. Напряженные сжатые губы.
  4. Непроизвольные движения рук.

Если не удается оценить степень правдивости собеседника по невербальным признакам, следует внимательно проследить за его поступками. Как правило, у лицемера они очень часто расходятся со словами. Типичные примеры поведения двуличного человека в разных сферах жизни:

  1. Провозглашает пышные речи, но не подкрепляет их реальными действиями.
  2. Молится и раздает милостыню напоказ.
  3. Судит других людей за те же проступки, которые совершает сам.
  4. В лицо говорит одно, за спиной – другое.

В общем, если знать что это такое, то разоблачить лицемера будет несложно. И это очень важно, ибо таких людей нужно знать и понимать, кто они такие, чтобы не стать их жертвой.

Причины лицемерия

Причины, по которым человек прибегает к двуличию, далеко не всегда лежат на поверхности. Зачастую само общество подталкивает его к тому, чтобы надеть на себя ту или иную маску. Психологи выделяют несколько причин неискреннего поведения:

  1. Боязнь осуждения, желание угодить.
  2. Отсутствие собственных нравственных ориентиров.
  3. Корысть.
  4. Злонамеренность.

В каждом обществе существуют определенные моральные нормы и стандарты поведения. Однако далеко не каждый человек может им соответствовать в полной мере. По этой причине многие предпочитают притворяться. Двуличие позволяет добиться общественного признания, избежать осуждения, скрыть неприглядные стороны своей личности.

Причиной безнравственного поведения может являться моральная неустойчивость и заниженная самооценка. Человек, который находится в поисках самого себя, примеряет разные маски и модели поведения, многие из которых ему не по душе. Это явление иногда наблюдается в переходном возрасте.

Часто причиной лицемерия являются корысть и злонамеренность. С целью воплотить свои агрессивные замыслы в реальность обманщик прикидывается доброжелателем, втирается в доверие, дает лживые обещания, демонстрирует излишнее соглашательство.

По отношению к таким людям используют фразеологизм (что это?) «волк в овечьей шкуре».

Где встречаются лицемеры?

Следует признать, что лицемеры просочились практически во все сферы нашей жизни. Для достижения своих целей они используют самые эффективные рычаги влияния:

  1. Телевидение и реклама.
  2. Власть и политика.
  3. Церковь и религия.

Главной мишенью для лицемеров являются человеческие отношения. Они жестоко манипулируют близкими, друзьями, коллегами по работе для достижения своих низменных (эгоистичных) целей.

Порой, именно те люди, которым мы безоглядно доверяем, могут причинить непоправимый вред, нанести самую тяжелую рану.

Наказание для лицемера

Читая эти строки, невольно возникает желание как можно быстрее вычислить лицемера в своем окружении и хорошенько его проучить. Но для начала не помешает проанализировать собственные поступки.

При этом практически каждый будет вынужден признать, что неоднократно сам прибегал к лицемерию в тех или иных ситуациях. А судить другого за обман, будучи неискренним самому, есть верх лицемерия!

Что же касается наказания, то сама по себе необходимость лгать и притворяться является достаточно тяжелой ношей для любого человека.

Лицемер обречен испытывать постоянный психический дискомфорт из-за несоответствия своих внешних проявлений внутренним убеждениям и истинным чувствам.

В психологии это явление получило название «когнитивный диссонанс». Человек, подверженный такому состоянию, не может быть по-настоящему счастливым, и в этом состоит высшая кара для него.

Как противостоять двуличным людям?

Начинать борьбу с лицемерием следует в первую очередь с себя. Пожалуй, каждому будет полезно придерживаться следующих правил:

  1. В любой ситуации быть самим собой.
  2. Отстаивать собственную систему ценностей.
  3. Работать над повышением самооценки.
  4. Быть последовательным в словах и поступках.
  5. Быть искренним в отношении к другим.

Духовно зрелый, правдивый человек с адекватной самооценкой притягивает в свою жизнь таких же людей.

А вот для лицемеров он не представляет никакого интереса. Коварные притворщики, привыкшие играть на чужих слабостях, становятся бессильны перед открытой, позитивной личностью.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

* Нажимая на кнопку «Подписаться» Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

Подборки по теме

  • Вопросы и ответы
  • Использую для заработка
  • Полезные онлайн-сервисы
  • Описание полезных программ

Использую для заработка

  • ВоркЗилла — удаленная работа для всех
  • МираЛинкс — платят за размещение статей
  • ГоГетЛинкс — монетизация сайтов
  • Анкетка — платят за прохождение тестов
  • Etxt — платят за написание текстов
  • Кьюкоммент — биржа комментариев
  • Поиск лучшего курса обмена
  • 60сек — выгодный обмен криптовалют
  • МоеМнение — бонусы за прохождение опросов
  • Бинанс — надёжная биржа криптовалют
  • ВкТаргет — заработок в соцсетях (ВК, ОК, FB и др.)

Рубрика: Отвечаю на частые вопросы

Лицемерие: 5 масок и 10 способов выявить злонамеренного притворщика

В детстве нас учат не обманывать и одновременно запрещают говорить знакомой тете, что она толстая. В школе убеждают, что знания помогут пробиться в жизни. В офисе призывают к откровенной беседе с руководством и увольняют первого смельчака, задавшего вопрос. Все это – разные грани лицемерия и по совместительству порицаемого церковью «греха двоедушия». Но ведь лицемерие сегодня – единственная норма взаимоотношений в социуме. Статья будет полезна для тех, кто не любит притворяться, но знает, как не любят в обществе правдорубов.

Что такое лицемерие

Лицемерие — это сознательное притворство в словах и поступках, продиктованное исключительно корыстными интересами. Проявляется несоответствием поведения и действий истинным мыслям, целям, интересам, мотивам. В то же время — это необходимый инструмент для социализации, поддержания хороших отношений с окружающими. Лицемерие позволяет обществу скрыть свои недостатки, поэтому оно осуждаемо и востребовано одновременно.

Факты о лицемерии:

В Новом Завете лицемерие признавалось «грехом двоедушия» и грозило прямым попаданием в ад. Отрицательное поведение лицемеров сводилось к следующему: понятно, что эти люди постятся, молятся, подают милостыню не по зову сердца, а чтобы КАЗАТЬСЯ перед другими людьми. Притворство – это противоположность искренности, без которой невозможно покаяние в грехе. А нераскаявшиеся грешники никогда не попадут в рай.

В классическом греческом языке «лицемерие» применялось исключительно к театрализованным действиям. Переводится как «играть», «делать вид». А лицемер — это актер, играющий в маске. Хотя профессиональными притворщиками всегда считались актеры, в обществе купли-продажи многие профессии требуют виртуозного владения искусством лицемерия. Это дипломаты, политики, чиновники, адвокаты, рекламщики.

Народная мудрость также осуждала лицемеров. Пословицы «мягко стелет, да твердо спать», «кривой не беда, а горе криводушный» точно описывают, что такое лицемерие. Когда неискренний человек будет всячески убеждать вас сотрудничать или довериться ему, а после все выгоды получит для себя. А вы не просто окажетесь ни с чем, но и можете потерять деньги или доверие окружающих.

В литературе лицемерие было обязательной чертой характера многих антигероев. В русской литературе таких героев чаще всего описывали Н. Гоголь, А. Чехов, М. Салтыков-Щедрин, М. Булгаков. по наиболее цитируемому девизу лицемера «Угождать всем людям без изъятья» жил герой А. Грибоедова и многие другие взяточники, казнокрады, льстецы, мошенники и доносчики из других произведений.

5 масок лицемерия

Большинство относят лицемерие к отрицательным моральным качествам, а притворщикам сулят страшными карами. Но ведь умение скрывать истинные чувства и эмоции является главным критерием воспитанности, а желание говорить одну только правду называют хамством. Иногда надетые в детстве маски лицемерия срастаются со своими обладателями настолько, что люди даже в зрелом возрасте не понимают, что лицемерят.

Маска №1. Страх наказания

Лицемерие из страха наказания – защитная реакция психики, которая может проявиться даже после многочисленных попыток избавиться от недостатка.

Мотивировать ребенка к спорту лежа на диване – одно из любимых развлечения многих родителей. Или пытаться привить любовь к чтению, не прочитав ни одной книги. Но одно дело – просто поучать, другое – наказывать за проступки. Сначала ребенок перенимает от родителей навыки лицемерия, потом страх наказания только усиливает эффект. Наработанный навык переходит во взрослую жизнь. Натренированный мозг моментально предоставляет заученные фразы и мимику, только чтобы избежать неприятных разбирательств с коллегами, супругами, руководителем.

Маска №2. Страх стать всеобщим посмешищем

Лицемерие из страха быть высмеянным иногда приобретает более серьезные формы – социальную тревожность, катагелофобию.

Корни защитного лицемерия также тянутся из детства. Родители критикуют ребенка за малейшие провинности или он терпит издевательства сверстников за какую-то «непохожесть». Чтобы социализироваться во взрослой жизни, уберечься от возможной психотравмы, люди надевают маску пренебрежения. Они боятся доверять и открываться, снова пораниться и наткнуться на общественное осуждение. Изображают равнодушие, потому что боятся признаться в чувствах. Или вместо того, чтобы поделиться переживаниями, цепляют маску успешности «У меня все отлично».

Маска №3. Свойство культурной среды

Культурное лицемерие – это соблюдение культурных норм, обязательное качество человека, мечтающего быть принятым в обществе.

Зигмунд Фрейд называл маску лицемерия защитной реакцией человека на агрессивное влияние культурной среды. Лев Толстой считал цивилизованное общество квинтэссенцией лжи и лицемерия, а простой народ – воплощением искренности и абсолютной нравственности. Но всеобщее лицемерие составляет основу культуры. Люди в обществе договариваются о правилах взаимного поведения и ожидают их исполнения. Когда мы проявляем элементарную вежливость, мы не столько лицемерим, сколько действуем по правилам, снимаем напряжение отчуждения.

Маска №4. Убийственная правда

Вежливое лицемерие – это правда, сказанная такими словами, которые не оглушат человека, а подбодрят и вселят надежду.

Главный вопрос, который мы должны задать себе: сможет ли другой человек принять и выдержать правду. Когда мы понимаем, что правдивая информация нарушит душевный покой другого человека или ухудшит его состояние (в случае болезни, например), то некая залакированная правда – оправданная мера. Правдорубов, стремящихся постоянно говорить правду, в обществе недолюбливают. Потому, что не бывает «всеобщей» правды. Якобы правдивый человек высказывает свое субъективное мнение и не соотносит это с окружающими. Поэтому для многих вынужденная вежливость предпочтительнее правдорубства.

Маска №5. Корысти ради

Двуличность или корыстное лицемерие в чистом виде – наиболее осуждаемый, классический порок.

Самое неприятное проявление – так называемое ситуативное лицемерие, когда человек надевает разные маски в зависимости от ожидаемой выгоды. Например: перед руководителем сотрудник разыгрывает восхищенное поклонение, потом в курилке надевает маску «настоящего товарища» и ругает начальника наравне со всеми. В таких случаях лицемер намеренно скрывает свои мотивы и мастерски имитирует искренние чувства. Такой вид притворства всегда бывает наступательным, ведь при длительном общении лицемерие рано или поздно раскрывается окружающими.

Конечно, вне зависимости от первопричины лицемерие остается лицемерием. Но здесь все определяется мерой. Есть даже некие приемлемые формы притворства, продиктованные воспитанием, культурой, внутриобщинной договоренностью. Поэтому отрицательные качества, как и любой яд, в терапевтических дозах даже полезны.

10 признаков, помогающих распознать злостного лицемера

Ощущение, когда вроде бы в общем приятный, вежливый, улыбчивый собеседник не вызывает доверия, многие приписывают своей обостренной интуиции. Но ведь не всегда неприятный нам человек оказывается злостным притворщиком. В помощь тем, кто не спешит полагаться исключительно на шестое чувство, психологи составили шпаргалку.

10 признаков, по которым можно отличить лицемера от искреннего человека. Лицемер:

  1. Уважает только «сильных мира сего», но неуважительно относится к обычным людям.
  2. Постоянно критикует других и превозносит себя, но никогда не произносит слова поддержки, искреннего восхищения.
  3. Сплетничает и изворачивается, но истинного мнения не высказывает даже при прямом вопросе.
  4. Помогает только тогда, когда знает, что оказанная помощь наверняка принесет дивиденды.
  5. Использует лесть и неумеренную похвалу как основной инструмент для реализации собственных планов.
  6. Обещает, предлагает помощь даже тогда, когда его не просят, но в итоге не выполняет ничего из обещанного.
  7. Старается привлечь внимание к своей персоне рассказами о добрых делах, пожертвованиях, помощи.
  8. Постоянно врет, причем делает это даже в присутствии давних знакомых или будучи уличенным во лжи.
  9. Вероломно открывает чужие тайны и не испытывает чувства сожаления или стыда по этому поводу.
  10. Один и тот же факт преподносит по разному, подстраивается под общественное мнение для собственной выгоды.

Злонамеренное корыстное притворство в чистом виде встречается крайне редко. Но чем больше пунктов будет отмечено в списке, тем большая вероятность встречи с целенаправленным двуличием. Лучшим средством против такого поведения служат здравый смысл и юмор, который позволяет с иронией относиться к поступкам своим и чужим.

Лицемерие как механизм самообмана

Одно дело, когда мы по каким-то причинам притворствуем перед окружающими и совсем другое, когда практикуем двуличность по отношению к самим себе. Для определения подобного поведения в психологии введено одно из базовых понятий – когнитивный диссонанс.

Когнитивный диссонанс – это дискомфорт, который мы испытываем от осознания двух взаимоисключающих и противоположных желаний. Или совершаем действие по принципу «как надо» вопреки своим глубинным убеждениям.

Примеры сладкого самообмана:

  • Мы на словах прощаем обиду потому что «нужно простить», но в душе продолжаем обижаться.
  • Мы страдаем от лишнего веса, но убеждаем себя, что десятая за день конфета – единственный способ успокоиться.
  • Мы регулярно повторяем положительные аффирмации, но продолжаем испытывать злость, зависть, обиду.
  • Женщина рожает детей и считает, что должна их любить, но в душе не испытывает подобных чувств.
  • Мужчина все силы отдает достижению успеха и разгрому конкурентов, хотя не чувствует удовлетворения от собственных достижений.

Тренеры по саморазвитию утверждают: когда наши глубинные убеждения совпадают с действиями, происходит некий резонанс и наши внутренние ценности становятся источником дополнительной энергии. Но когда мы действуем согласно навязанной внешней мотивации и вопреки собственным ценностям, происходит диссонанс. Подобное несоответствие не просто забирает энергию, но и расшатывает психику и может привести к реальным заболеваниям.

Борьба с диссонансом – во многом бессознательный механизм, который помогает нам сохранять самоуважение и доброе мнение о самом себе. Но подобный самообман может проявиться недомоганиями разной степени тяжести. Например, банальной тошнотой от неудовольствия своими поступками: я «не перевариваю» самого себя. Или серьезным недомоганием, причину которого не могут выявить консультации с докторами, клинические обследования и сдача анализов.

Чтобы не испытывать реальную боль при несоответствии личных убеждений и действий, стоит собрать все мужество и написать собственный список внутренних ценностей. Цель составлений списка – понять, что на самом деле мотивирует вас более всего. Ведь те ценности, которые мы не подтверждаем действиями – пустой звук и причина для очередного расстройства, уныния по поводу собственного несовершенства. Наилучшим вариантом для обретения внутренней гармонии будет принятие факта: настоящим компасом для душевного равновесия являются наши внутренние, а не навязанные ценности.

Выводы

  • Когда ваши слова расходятся с поступками – это лицемерие.
  • Лицемерие – это не просто ложь, а корыстная ложь.
  • Осуждение другого человека за поступки, которые вы совершаете сами, тоже лицемерие.
  • В любой ситуации важно не терять способности трезво мыслить, а с лицемером меры предосторожности стоит утроить.
  • Приемы завоевания доверия, использованные в эгоистичных или манипулятивных целях, окружающие чувствуют на интуитивном уровне и перестают доверять.
  • Когнитивный диссонанс – это дискомфорт от действий, продиктованных целесообразностью, а не нашими внутренними ценностями.
  • Лицемерие по отношению к самому себе может привести к реальным физическим заболеваниям.

Лицемер — кто это?

Кто такой лицемер? Что такое лицемерие? Как быстро распознать лицемерного человека?

Лицемер — это хитрый и неискренний человек.
Он притворяется добрым и пользуется доверием окружающих.
Такой человек искренний с одними людьми, но зло смеётся над другими. Любит посплетничать за спиной.Лицемер — кто это? Показная простота — это утонченное лицемерие.
Франсуа де Ларошфуко

  • Только интроверты могут увидеть эти скрытые изображения, благодаря их уникальной наблюдательности
  • Интроверт — кто это? Вся правда об интровертах
  • «Пятна Роршаха» или тест для психопатов
  • Все секреты кожно-зрительных женщин
  • Психология цвета: Как каждый цвет характеризует личность

Как понять, что перед вами лицемер?

Ни кому из людей не нравится, когда их обманывают или используют. Поэтому разберемся, как отличить лицемерного человека от искреннего. На какие моменты стоит обратить свое внимание.
Так, лицемер это человек, который:

  1. Много сплетничает о других. Об окружающих его людях, лицемерный человек говорит только плохое. Он пытается осудить их, что бы на этом фоне выглядеть лучше. Лицемеры скупы на похвалу, но щедры и богаты на критику.
  2. Имеет не искреннюю улыбку. Даже когда двуличный человек улыбается, у него остаются стеклянные глаза, мышцы лица напряжены, кожа краснеет.
  3. Его может выдавать тембр голоса. Такие люди в разговоре часто запинаются, заикаются, делают долгие паузы.
  4. Они заискиваются перед сильными мира сего. Начальникам, чиновникам или преподавателям, лицемерные люди будут подчеркнуто демонстрировать своё уважение. Но за спиной, станут активно критиковать действия своего авторитета.
  5. Часто обманывает. Если человек несколько раз был пойман на лжи, то перед вами лицемер. С такими людьми лучше держаться как можно дальше.
  6. Не умеет и не хочет сдерживать свои обещания. Делают это они по причине своего двуличия или элементарной лени.

Двуличные люди всегда стремятся всем нравиться. Своим собеседника всегда поддакивают, одобрительно кивают головой. Они стараются не идти на конфликт, а если и произошло срыв, то пытаются все как можно скорее замять, списывая все на недоразумение.

Как реагировать на лицемерного человека?

Речь лживого и лицемерного человека
Никогда не стоит осуждать такого человека, ведь каждый может вспомнить ситуацию из своей жизни, когда он пытался скрыть свои искренние чувства от собеседника. Ведь не зря говорится, что «весь мир театр и люди в нем актеры».
Чаще всего люди лицемерят из-за страха. Они имеют низкую самооценку, поэтому боятся, что не достаточно хороши, чего-то не умеют сделать, не достигли больших вершин. Поэтому они хвастаются, приписывают себе различные навыки и умения.
Человек лицемерит и потому, что не чувствует себя в безопасности. С такими людьми нужно просто вести себя аккуратно, не рассказывать ему подробности своей личной жизни. Наоборот, попытайтесь его вывести на откровенный разговор, так поймете почему он так поступает.
Вдобавок, неожиданные вопросы могут кого угодно выбить из равновесия, поэтому вероятней всего он начнёт вести себя естественно.
Существуют, конечно, и опасные лицемеры, которые лгут, дабы получить выгоду. Он выставляет себя в лучшем свете, стараясь достигнуть поставленной цели. А иногда у людей просто нет жизненных ценностей, они сами не понимают где их искреннее «Я», а где надетая маска. С такими людьми лучше вести себя ими же методами. Так человек увидеть себя со стороны, и это может отбить у него охоту к такому поведению и на далее.
Если чувствуете неискренность со стороны близкого родственника, то проанализируйте, что дало ему повод так себя вести. Говоря неискренно человек может защищать вас, стараться избежать скандала или в этот момент ему просто необходимо ваше одобрение.

Всегда помните, что чаще всего ложь — это защитная реакция. По этой причине все сделайте так, чтобы близкому человеку было комфортно с вами, измените свои действия по отношению к нему.

Как бороться с лицемерием внутри себя?

Маски лицемера
А что если, обнаружились нотки лицемерия внутри нас? Как искоренить их? Обратим внимание на некоторые аспекты над которыми следует работать:

  • Стоит признавать свою уникальность и не «прогибаться» под мнение других. Нужно иметь свои собственные моральные и духовные ориентиры, всегда следовать им. Занимайтесь спортом, ведь целостность характера заключается в основе физического здоровья. Эмерсон отметил: «Каждый человек искренен наедине с самим собой; лицемерие начинается, когда в комнату входит кто-то ещё».
  • Берите ответственность за поступки на себя. Лицемерие возникает перед страхом мнения окружающих. Не бойтесь иметь свою точку зрения на тот или иной вопрос. И перестаньте бояться неудач.
    Запомните: все люди ошибаются, это вполне нормальное явление. В мире не существует проблем, которых невозможно было бы решить.
  • Занимайтесь саморазвитием. Постоянное развитие даёт свои ценности, помогает достигнуть внутреннего самоконтроля. Таким образом появятся непоколебимые принципы, которые недопустимо будет предавать.
  • Поставьте себе правильную оценку. Уважения у окружающих легче достигнуть человеку, который уважает себя. Поэтому нужно принимать себя таким какие вы есть. У каждого человека есть свои плюсы и минусы. Не нужно бояться показать своё собственное «Я». Лицемеры боятся мнения общественности, поэтому скрывают свою сущность.

Постарайтесь понять, что лицемерие имеет очень серьезные недостатки.
К ним можно отнести:

  • брезгливое отношение со стороны окружающих;
  • появление двойных стандартов;
  • разрушения личности и отношений с другими;
  • полное моральное «банкротство».

Полностью искоренить лицемерие, из себя или общества, невозможно. Иногда «ложь во благо» просто необходима. Живя в свете, каждый из нас вынужден время от времени притворяться.

Шамфор
А что по этому поводу думаете вы? Поделитесь примерами личного общения с лицемерными людьми.

Барболина Элеонора · 22 июн, 2018

Лицемерие

Запрос «Лицемер» перенаправляется сюда; о фильме см. Лицемер (фильм).

Лицеме́рие — моральное качество, состоящее в том, что заведомо безнравственным поступкам (совершаемым ради эгоистических интересов, по низменным мотивам и во имя антигуманных целей) приписываются псевдоморальный смысл, возвышенные мотивы и человеколюбивые цели.

Лицемерие в этике

По мнению Игоря Кона, лицемерие — это «отрицательное моральное качество, состоящее в том, что заведомо безнравственным поступкам (совершаемым ради эгоистических интересов) приписываются псевдоморальный смысл, возвышенные мотивы и человеколюбивые цели. Это понятие характеризует образ действий, с точки зрения соотношения его действительного социального и нравственного значения и того значения, которое ему пытаются придать. Лицемерие противоположно честности, искренности — качествам, в которых проявляется осознание и открытое выражение человеком подлинного смысла его действий».

Лицемерие культурное

Согласно Зигмунду Фрейду, культурное лицемерие — особое состояние, поддерживаемое обществом из-за присущего ему чувства неуверенности и потребности защитить свою очевидную лабильность запретом критики и обсуждения. Возникает из-за того, что общество требует осуществления высокого идеала нравственности от каждого своего члена, не заботясь, насколько трудно это даётся. Вместе с тем оно не настолько богато и организованно, чтобы могло вознаграждать каждого в меру его отказа от удовлетворения влечений. Так что оно предоставляет самому индивиду решить вопрос, каким путём он может получить достаточную компенсацию за принесённую жертву, чтобы сохранить душевное равновесие. В общем, он вынужден психологически жить вне своих возможностей, ибо неудовлетворённые влечения заставляют ощущать требования культуры как постоянный гнёт.

Исследование лицемерия

Ощущение неудобства, дискомфорта и беспокойства, которое испытывают люди, когда их истинные и декларируемые эмоции не совпадают, легло в основу разработанной американским психологом Леоном Фестингером на основе психологических экспериментов теории когнитивного диссонанса. Одноимённая книга принесла Фестингеру международную известность. Закон, выведенный Фестингером в этой книге, гласит: два элемента мышления находятся в диссонантных отношениях, если из одного из них следует противоречие другому, и это побуждает личность к поведению, сокращающему диссонанс. Пути преодоления диссонанса экспериментально изучены и описаны Фестингером в этой книге и в последующих работах: «Факторы сдерживания и усиления: психология недостаточного поощрения» (Стэнфорд, 1962), «Конфликты, решение и диссонанс».

В своих настоящих работах западные исследователи часто акцентируют внимание конкретно на феномене морального лицемерия, под которым в широком смысле подразумевается любое отступление от моральных стандартов, в частности, вне зависимости от того, были они публично выражены или нет. При этом западные учёные выделяют три формы морального лицемерия: моральное двуличие, моральную слабость и двойные стандарты.

Моральное двуличие

Моральное двуличие также называют моральным обманом (moral deception), который заключается в «мотивации производить моральное впечатление, по возможности избегая затрат на то, чтобы быть действительно моральным». Лицемерие в данном случае носит исключительно межличностный характер, поскольку обманчивые моральные утверждения или действия публичны и направлены на конкретного человека или аудиторию, которую он представляет. Исследователи из Стэнфордского университета Бенуа Монин и Анна Мерритт, таким образом, определяют моральное двуличие как форму межличностного обмана, которая предполагает публичную трансляцию некоторой морали по основаниям, не связанным с самой моралью. Ученые также выяснили, что поведенческое несоответствие моральным стандартам (behavioral inconsistency) не всегда связано со злым умыслом — иногда люди просто не способны следовать тем моральным нормам, которые они озвучили публично. Так, примером морального двуличия может служить благотворительная политика американской табачной компании Philip Morris International в 1999 году, когда она пожертвовала на собственно благотворительность свыше 60 миллионов долларов, в то время как затраты на рекламу морального облика компании составили 108 миллионов долларов.

Моральная слабость

Моральная слабость — это простая форма морального лицемерия, связанная с неспособностью человека жить в соответствии с моральными ценностями. Любопытно, что существуют исследования, опровергающие наличие какой-либо корреляции между конкретными моральными ценностями и уровнем проявления моральной слабости. Зачастую люди объясняют собственное отступление от некоторых моральных ценностей через большую актуальность и значимость других моральных ценностей в конкретный момент времени. Так, например, несправедливое поведение по отношению к близким может объясняться заботой о них. Также данная форма морального лицемерия, в отличие от морального двуличия или двойных стандартов, носит по большей мере не межличностный, а внутриличностный характер.

Двойные стандарты

Исследователи из Северо-Восточного университета Пьеркарло Вальдесоло и Дэвид ДеСтено определяют двойные стандарты как такую форму морального лицемерия, при которой собственные моральные проступки или моральные проступки группы, с которой человек себя идентифицирует, оцениваются в меньшей степени негативно, чем чужие. Учёные выяснили, что эмоции тесно связаны с уровнем проявления двойных стандартов: вина снижает его, а гнев, напротив, повышает. Однако, причинным основанием для включения механизмов работы двойных стандартов, скорее всего, будет фундаментальная ошибка атрибуции: оценивая моральные проступки других, люди склонны приписывать им соответствующие личностные черты (аморальность, безнравственность и т. д.); когда же речь заходит об оценке собственных моральных проступков, люди исходят в своих суждениях из внешней, а не внутренней атрибуции, объясняя своё поведение уже не наличием диспозиций, но ситуацией, внешними обстоятельствами.

Отношение к лицемерию в вероисповеданиях

Христианство

Лицемерие — есть грех двоедушия, духовный недуг души человеческой, подлежащий исповеданию в таинстве исповеди, помогающем душе человека получить исцеление от Господа. «В основе лицемерия лежит ложь, а отец лжи — дьявол. Жизнь лицемера не может быть жизнью в Боге, ею всегда управляет злое начало. Не может устоять царство, которое разделится внутри себя». Лицемерный, двоедушный человек живёт двумя жизнями. Одна из них видна окружающим, другая — внутренняя, сокровенная.

В Новом завете лицемером считается:

  1. Человек делающий что-либо с тем намерением, чтоб видели люди (см. Мф. 6:1).

Ислам

Основная статья: Мунафик

В исламе лицемеров обозначают термином мунафик, а лицемерие — нифак. Мунафик внешне себя показывает набожным мусульманином, но не является верующим. Первое же упоминание о лицемерах было ниспослано пророку Мухаммеду в самом конце мекканского периода его жизни. Признаки лицемеров проявляются либо в убеждениях, либо в поступках.

Ислам считает лицемерие худшим грехом, чем неверие. Согласно Корану, после смерти лицемеры будут вечно пребывать в нижнем (самом мучительном) уровне ада. Блуждая между верой и неверием, лицемеры занимаются интригами и создают вокруг себя смуту. Они могут совершать действия, соответствующие шариату, но делают они это напоказ. Лицемеры с трудом поднимаются на молитвы, дают ложные клятвы, пытаясь отвратить окружающих от религии. Они распространяют среди верующих ложные слухи; посмеиваются над знамениями Аллаха; поступают только в соответствии со своими личными интересами; в бою они убегают от врагов, а в случае победы пытаются заполучить свою долю от военных трофеев.

Лицемерие в поступках имеет место в случае некоторой схожести поступков людей с поступками лицемеров. При этом, нельзя утверждать, что лицемерие проникло в убеждения таких людей. Согласно преданию, пророк Мухаммад сказал: «Имеется три признака лицемерия человека: разговаривая с кем-то, он лжёт, не сдерживает своих обещаний, не сохраняет в неприкосновенности то, что ему доверили другие люди». Вероятность того, что лицемерие в некоторых поступках может стать убеждением людей их совершающих, велика. Мусульманину, ощущающему в себе признаки этого вида лицемерия, необходимо раскаяться и срочно принять меры для своего исправления. В Коране сказано: «Горе молящимся, которые небрежны к своим намазам, которые лицемерят» (107:4-6).

Иудаизм

Лицемерие в иудаизме — отрицательный и непристойный поступок. Примеры можно найти в Торе, Талмуде и Галахе: «וַיִּשְׂנְאוּ אֹתוֹ וְלֹא יָכְלוּ דַּבְּרוֹ לְשָׁלֹם»

  1. Первый толковый Большой энциклопедический словарь. — СПб., М.: Рипол-Норинт, 2006. — С. 967. — 4000 экз. — ISBN 5-7711-0207-5.
  2. Кон И. «Словарь по этике». «Национальная философская энциклопедия» (1981). Архивировано 17 апреля 2013 года.
  3. Головин С. Ю. «Словарь практического психолога». «Национальная психологическая энциклопедия» (1998). Дата обращения 21 октября 2007. Архивировано 5 июня 2012 года.
  4. Лицемерие: как успокоить совесть (Эксперименты Фестингера)
  5. Фестингер, 1962.
  6. Фестингер, 1964.
  7. Why Don’t Moral People Act Morally? Motivational Considerations by C. Daniel Batson and Elizabeth R. Thompson (2001)
  8. Moral Hypocrisy, Moral Inconsistency, and the Struggle for Moral Integrity by Benoît Monin and Anna Merritt (2012)
  9. The Immoral Assumption Effect: Moralization Drives Negative Trait Attributions by Peter Meindl, Kate M. Johnson, and Jesse Graham (2014)
  10. The dark side of creativity: original thinkers can be more dishonest by Gino, F., & Ariely, D. (2012)
  11. When Values and Behavior Conflict: Moral Pluralism and Intrapersonal Moral Hypocrisy by Jesse Graham, Peter Meindl, Spassena Koleva, Ravi Iyer, and Kate M. Johnson (2015)
  12. Moral hypocrisy: Social groups and the flexibility of virtue by Valdesolo, P., & DeSteno, D. (2007)
  13. Effects of anger, guilt, and envy on moral hypocrisy by Polman, E., & Ruttan, R. L. (2012)
  14. 1 2 3 4 Али-заде, 2007.
  15. ан-Ниса 4:145
  16. ан-Ниса 4:142, 143
  17. аль-Муджадиля 58:14
  18. Аль-Ахзаб 33:60, 61
  19. ан-Ниса 4:140
  20. аль-‘Анкабут 29:10, 11
  21. ан-Ниса 4:141
  22. ат-Тирмизи. Иман, хадис № 14 // Джами ат-Тирмизи.

Литература

  • Leon Festinger. A Theory of Cognitive Dissonance. — Stanford, California: Stanford University Press, 1962. — 291 с. — ISBN 0804709114.
  • Leon Festinger. Conflict, Decision, and Dissonance. — Stanford, California: Stanford University Press, 1964. — Т. 3. — 163 с. — ISBN 0804702055.
  • Али-заде А. А. Мунафик // Исламский энциклопедический словарь. — М. : Ансар, 2007. — 400 с. — (Золотой фонд исламской мысли). — ISBN 5-98443-025-8.
  • Лицемерие // Библейская энциклопедия архимандрита Никифора. — М., 1891—1892.
  • Лицемерие // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — СПб., 1908—1913.

Лицемерие — дань добродетели?

Лицемерие — это плохо или хорошо? Обсудим тему с профессором МФЮА, доктором философских наук Людмилой Булавкой-Бузгалиной.

К лести я отношусь отрицательно

Вам часто льстят?

Людмила Булавка-Бузгалина: Нечасто. Потому что от меня мало кто зависит. Я занимаюсь наукой, и мои аспиранты прекрасно понимают, что моего доброго отношения к ним недостаточно, чтобы успешно защитить диссертацию. Лесть, с моей точки зрения, — это такой индикатор, который показывает меру отчуждения человека в обществе и меру его зависимости от других людей. Но чаще всего лесть — это инструмент, с помощью которого человек пытается реализовать какой-то свой именно частный интерес.

Как вы воспринимаете неумеренную похвалу в свой адрес?

Людмила Булавка-Бузгалина: Вы знаете, я давно уже перестала придавать большое значение словам и вовсе не потому, что человек преднамеренно пытается тебя в чем-то обмануть. Дело вовсе не в этом, а в том, что человек далеко не всегда точно осознает свой реальный интерес и потому часто обманывается. А вот когда для реализации своего частного интереса он сознательно прибегает к обману, который может даже услаждать твой слух, то к этому я отношусь отрицательно.

Нелицемер — это кто?

Людмила Булавка-Бузгалина: Правдоруб. Или даже хам. Ведь что такое хамство? Это когда человек говорит свою «правду», не соотнося ее с тем, во имя чего он ее вещает. Ты эту правду зачем говоришь? Ты хочешь ею раздавить человека? А если ты хочешь помочь ему, то ты всегда найдешь для своей правды слова, которые не оглушат человека, а подбодрят, вселят надежду.

Лицемерие — это корыстная ложь

Когда безнадежно больному говорят, что у него все будет хорошо, — это лицемерие?

Людмила Булавка-Бузгалина: Здесь все определяется мерой. Если остается хоть какой-то шанс на выздоровление, то, видимо, есть смысл говорить так, чтобы человек внутренне мобилизовался. Это очень трудно — находить правильные слова, общаясь с больным человеком. Поэтому я никогда не смогла бы стать врачом.

\

Людмила Булавка-Бузгалина. Фото: Олеся Курпяева/РГ

Трудно определить меру правды и меру лакировки реального положения дел?

Людмила Булавка-Бузгалина: Да, именно так. Не бывает правды «вообще». Кроме того, нельзя путать два таких понятия, как «правда» и «информация». Правда — это больше, чем информация, это, прежде всего, позиция, исходя из которой, человек не только показывает противоречия объективной реальности, но и выражает свое понимание того, как их можно разрешить. Это, говоря словами Юрия Олеши, «когда двое, очень близко прижавшись друг к другу, обсуждают, как бы найти наилучший выход», причем выход конкретный для тех конкретных людей, кто эту правду ищет. А информация может быть и лакировкой реального положения дел, понимая под этим игнорирование или сознательное сокрытие реальных противоречий действительности, равно как и самой возможности их разрешения.

То есть, как ни крути, лицемерие — это ложь?

Людмила Булавка-Бузгалина: Не совсем. Лицемерие — это корыстная ложь. Ложь для достижения какой-то частной цели, например, для карьерного продвижения по службе или для завладения чужим имуществом.

Ну почему же — для личной? Для государственной — нет?

Людмила Булавка-Бузгалина: Вы думаете, чиновник, который лицемерит, делает это в государственных интересах? Как правило, он преследует свои корыстные цели и прежде всего — как сохранить свое место в системе власти. В лицемерии всегда есть некий потребительский момент.

А сокрытие информации, замалчивание проблемы — это лицемерие?

Людмила Булавка-Бузгалина: Несомненно. Вспомним, как власть пыталась скрыть полную информацию о чернобыльской катастрофе.

Адвокатская речь на суде — это лицемерие?

Людмила Булавка-Бузгалина: Мы живем в эпоху рыночного тоталитаризма, когда всюду господствуют отношения купли-продажи. В этих условиях адвокат будет говорить на суде только то, что ему обеспечит хороший гонорар.

Но в этом и состоит профессия адвоката.

Людмила Булавка-Бузгалина: Конечно, защищать — это объективный момент его профессии. Но имеет значение, ЧТО ты защищаешь. Адвокат может защищать кошелек своего клиента как источник своего высокого гонорара, может защищать его собственность, а может защищать в человеке то человеческое начало, которое силой объективных обстоятельств в нем оказалось придавленным.

Нынешняя мода на воцерковленность — это лицемерие?

Людмила Булавка-Бузгалина: Я бы так не сказала. Это более сложное явление, которое имеет свои классовые корни. Распад СССР вызвал — и прежде всего у тех, кого в советские времена называли «человеком труда» — утрату своей самоидентификации, которая давала ему ощущение прочности бытия, наполняла гордостью за то, что он живет в стране, победившей фашизм и имеющей колоссальные достижения в науке и культуре. Человек идентифицировал себя либо с СССР как страной и государством, либо, например, с заводом, на котором работал. А когда не стало ни страны, ни завода, то этот человек труда оказался никому не нужен. Вот почему в ситуации социально-экономической несправедливости постсоветский человек, раздавленный собственной беспомощностью, обратился к идее Бога как последней инстанции. Но когда собственники и чиновники, которые как раз и закрывали эти самые заводы и разворовывали богатство страны, обрекая человека труда на нищенское существование, сегодня стоят со свечками в храмах — в этом есть определенное лицемерие.

Любая политика — это лицемерие?

Людмила Булавка-Бузгалина: Я не согласна с теми, кто считает, что политика — это априорно грязное дело. Политика политике рознь, т.к. все определяется тем, чьи интересы она отстаивает. Например, культурная политика 1920-х годов, решая задачи преодоления безграмотности широких масс, осуществлялась преимущественно местными органами, которые были представлены в лице тех же рабочих и крестьян. Да, в этом деле было допущено немало ошибок, но было сделано и много социальных прорывов, например ликвидация безграмотности в стране, в которой в 1917 году более 80 процентов населения царской России было неграмотным. Но если суть политики сводится лишь к воспроизводству тех или иных политических элит, то в этом случае лесть, и лицемерие всегда будут инструментами для отстаивания частных интересов под прикрытием интересов государственных.

В какой мере это неизбежно?

Людмила Булавка-Бузгалина: В той мере, в коей общество будет отчуждено от этой самой политики. В той мере, в какой проблемы общества будут решать не сами граждане, а чиновники и представители капитала.

Подчиниться правилам приличия

Есть приемлемые формы лицемерия?

Людмила Булавка-Бузгалина: Есть. Я бы даже не сказала, что это лицемерие. Например, выражение сострадания по отношению к тому, кто оказался в несчастье, даже если этот человек не всегда тебе был приятен. Я не считаю это лицемерием. Это лишь соблюдение неких культурных норм.

Можно ли тогда сказать, что лицемерие — это негласная внутриобщественная договоренность о правилах приличия?

Людмила Булавка-Бузгалина: Да, во многом так оно и есть. Люди в обществе договариваются о правилах взаимного поведения, чего бы эти правила ни касались. У вас плохое настроение, но вы приходите на работу и говорите коллеге, который вам, возможно, не очень приятен: «Добрый день!» А сказав такие слова, да еще и с посылом, вы тем самым хоть в какой-то степени, но все же снимаете напряжение отчуждения.

Не быть святошей

Отношение к лицемерию в разных религиях одинаково негативное. Вот что сказано, например, в Евангелие от Матфея: «Когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди… Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися». А в исламе лицемерие считается даже более тяжким грехом, чем неверие. Но так ли уж действенны эти религиозные предписания?

Людмила Булавка-Бузгалина: Любая религия содержит в себе правила поведения человека в обществе, построенного на законах отчуждения. И уже в силу этого оно нередко рождает формально-отчужденное отношение к этим нормам. Есть еще одно обстоятельство: сегодня мы живем в мире тотального отчуждения, где идея престижного потребления является едва ли не главным смыслом жизни. Это заставляет человека подчиняться знакам престижного образа жизни: иметь машину престижной марки, дружить с людьми определенного круга, смотреть модные спектакли и выставки… Человек не живет, а только тем и занят, что подтверждает, насколько он являет собой человека престижного образа жизни. И в этом случае человек лицемерит, уже не понимая, что он лицемерит. Классическое лицемерие — это когда человек надел маску, а потом снял. Сегодня же — по-другому: он ее надел, а снять уже не может, да и боится — она прикрывает отсутствие его собственного лица. Правда, со временем он уже и сам готов уверовать, что это и есть его лицо. Для мира отчуждения тотальное лицемерие является закономерностью. И здесь речь идет уже не о ситуативном, а скорее о тотальном лицемерии. Оно сегодня проникло в государственные органы, семью, общественные институты, церковную среду.

В церковной среде оно было распространено во все времена. Что такое святоша? Это богомольный лицемер, ханжа.

Людмила Булавка-Бузгалина: Согласна с вами. Я поверю такому священнику, который свои личные средства (а священники не бедные люди) будет тратить на поддержку малоимущих. Я встречала только один раз того, кого можно было назвать не столько священнослужителем, сколько человекослужителем. В прошлом комсомолец, для которого распад СССР стал личной трагедией, из которой он нашел единственный выход: стал священником, уехал в глухую деревню, где помогал старикам: кому дрова нарубить, кому крышу поправить…

Что для вас предпочтительней — лицемерие или та простота, которая хуже воровства?

Людмила Булавка-Бузгалина: Если мы понимаем лицемерие как некое принуждение к вежливости, то оно для меня предпочтительней правдорубства.

Лицемерие — это не плохо и не хорошо, а совершенно необходимо?

Людмила Булавка-Бузгалина: Мы живем в мире отчуждения человека от человека. Исчезла радость совместного переживания. Радость совместного созидания, открытия. А когда человек человеку лишь конкурент, лицемерие будет сопровождать нас везде. Преодолеть это можно только на пути освобождения человека и общества от господствующей власти любых сил отчуждения: капитала, бюрократии и симулякра культуры, которую мы сегодня имеем. Но это предмет уже другого разговора.

Визитная карточка

Людмила Булавка-Бузгалина — российский культуролог, доктор философских наук, автор многочисленных статей о становлении человека как субъекта культуры и истории. Является членом редколлегии теоретического журнала «Альтернативы», который выходит уже более 20 лет. Проживает в Москве. Основной темой ее исследовательской работы является советская культура, которая, по утверждению автора, явилась именно всемирной формой культуры. Более того, она стала тем феноменом культуры, который не только проявлял противоречия СССР, но и выражал диалектику их разрешения. В своих работах автор доказывает, что советская культура не только наследовала гуманистические идеалы европейского Ренессанса, но и качественно развила их, причем в условиях острейших противоречий XX века. Вот почему сегодня, когда культура превратилась в бизнес-индустрию, особенно остро встает вопрос — как связать все прежнее культурное наследие с историческими перспективами развития России и мира?

Лицемерие – это стиль поведения, который подразумевает неискренность, сокрытие настоящих эмоций, мыслей и внутреннего состояния. Значение слова лицемерие берёт своё начало в Римской империи, когда актёры, принимая участие в театральных представлениях, использовали разнообразные маски, отображающие эмоциональное состояние персонажа. Не всегда данное явление должно осуждаться и порицаться. У каждого индивида была в жизни ситуация, в которой приходилось скрывать правду от собеседника, привирать и использовать «сладкую ложь» вместо «горькой правды».

Вынуждает человека к лицемерию, в основном, страх. И в подавляющих ситуациях это страх своего мнения или восприятия реальности, который вызван заниженной самооценкой. Потому, когда собеседник лицемерит, а выявить это просто благодаря жестикуляции, интонированию, выражению лица, не стоит сразу обижаться на ложь говорящего. Если этот человек действительно дорог, следует понять его страх, осознав, чем он вызван, и как своими действиями можно изменить ситуацию.

Чтобы миновать такую личностную черту, как лицемерие, необходимо выстроить правила жизни и непоколебимую систему принципов. Если поведение индивида строится исходя из ценностей, такой человек будет больше контролировать свою речь и поступки, избегая лжи и слабости. Личность с адекватной самооценкой не будет стыдиться своей точки зрения или мировоззрения.

По сути, в основе этого понятия лежит сокрытие правды. То есть, лицемеры играют на публику, демонстрируя эмоции, которые на самом деле не ощущают. Соответственно их восприятие ситуации отлично от того, которое они стремятся показать, а значит, поведение такого человека также будет идти вразрез с его ценностями и установками.

Согласно этическим стандартам, лицемерие – это негативное качество, поскольку человек ведёт себя безнравственно из-за своего эгоизма, объясняя благими намерениями, высокоморальной мотивацией и действием из лучших побуждений. То есть объективное значение подобных действий и смысл, приписываемый лицемером, разительно отличаются.

Иногда лицемерие может быть уместно – в случаях, когда необходимо скрыть правду. Например, в отношениях с начальством на работе или преподавателями в ВУЗе – прекратить общение с такими людьми чаще всего невозможно, даже, если они неприятны. В подобных ситуациях некоторая доля фальшивости необходима, чтобы избежать увольнения или исключения из университета.

Однако в большинстве случаев человек надевает на себя личину, которая прячет его мировоззрение, убеждения не только от общества, но зачастую и от себя. Играя социальные роли, личности не предают свои принципы, но примеряя социальную маску лицемерия, индивид скрывает истинные намерения и чувства.

К подобным действиям и лицемерию людей склоняет низкая самооценка, в основе которой – страх непринятия и непонимания обществом, публичного осуждения.

Человеку кажется, что он не достоин любви таким, какой он есть, хуже других, потому он пытается скрыть свою дефективность. Австрийский психоаналитик, психиатр и невролог Зигмунд Фрейд полагал, что окружающие склоняют личность к лицемерию, ведь социуму свойственны непостоянство и неуверенность. Окружение требует соответствовать высоким стандартам, не спрашивая, способен ли на это отдельно взятый индивид, а искреннее и высокоморальное поведение не всегда оправдано. То есть, индивид не получает по заслугам за пожертвование чем-то важным и должен сам понять, как оправдать такую жертву, не нарушив душевную гармонию. А значит, лицемерие является следствием попытки сохранить баланс.

Леон Фестингер американский психолог выяснил, что лицемеры чувствуют себя неуютно ввиду того, что настоящие эмоции и демонстрируемые не совпадают. Потому психотерапевт предложил концепцию когнитивного диссонанса, которая объясняла испытываемый при лицемерии дискомфорт. Следуя учению, когда пара человек одинакового мышления вступают в диссонанс и одна персона пытается его преодолеть, и как следствие – лицемерит.

В различных религиях также поднимается вопрос этого качества. В христианстве лицемерие является грехом, душевной болезнью, от которой следует излечиться путём исповеди – то есть получить лекарство от Бога, ведь эта характеристика базируется на вранье, а отец вранья – сам дьявол. Однако в Новом завете даётся несколько иная интерпретация лицемерия – это личность, которая делает что-то, дабы другие заметили. Исламисты акцентируют на том, что подобная персона лишь показывает себя верующей, но таковой не является. Интересно то, что в данной религии лицемерие – грех хуже неверия в Бога, и лицемеры, умирая, попадают на самый страшный, нижний ярус ада, потому что, находясь между верованием и неверованием, такие люди плетут интриги и создают беспорядки вокруг себя. В сражениях лжецы сбегают от вражеских войск, но при победе стараются получить большую часть завоёванного. Иудаизм также порицает подобное поведение и лицемерие, согласно Раши у этих людей речь и сердце существуют порознь. В свою очередь верующий человек говорит правду и в душе, и в голос.

Признаки лицемерия в человеке

Лицемерие притворство можно распознать по ряду примет. В первую очередь это невербальные сигналы: неискренняя улыбка, стеклянные глаза, напряженные мышцы лица, его покраснение. Выдают лицемерие и ненатуральный тембр голоса, запинание. Крайне настораживает в общении с обманщиком отсутствие эмоциональной окраски, заинтересованности в том, о чём рассказывает индивид – интуитивно можно почувствовать, что персона не вкладывает энергию в свои слова. Тревожным звоночком лицемерия должно быть резкое изменение отношения к человеку после единичного события.

В обществе таким личностям свойственно критиковать прочих, чтобы самоутверждаться, они скупы на похвалу и добрые слова. При этом лицемеры не упускают возможности поделиться своими успехами, похвастаться достижениями. На деле подобные индивиды больше говорят – и на словах обещают довольно многое, однако в итоге не стремятся выполнять что-либо из обещанного. Они много сплетничают вместо того, чтобы выражать своё мнение прямо в глаза. Ведь эти люди стремятся произвести максимально благоприятное впечатление, понравиться окружающим и обратить на себя внимание. Но со своей стороны испытывают уважение лишь к влиятельным людям, а не равноценно относятся ко всем окружающим. Также лицемерные личности помогают исключительно при выгодных условиях, от них не дождешься бескорыстной поддержки.

Таким образом, благодаря перечисленным свойствам, распознать лицемерие не очень сложно, особенно в сравнении с честными людьми. Но что делать, если вы обнаружили подобное поведение у кого-то из своих близких? Так как чаще всего лицемерие возникает из-за боязни быть собой со своими слабостями и недостатками, значит ввиду каких-либо действий человек сейчас не чувствует себя в безопасной обстановке. Потому, во-первых, необходимо осознать, что личность включила защитный механизм, а не пытается одурачить. Затем следует понять, из-за каких поступков активировалась защита в виде лицемерия и, соответственно, изменить поведение.

Как бороться с лицемерием

Возможно ли справиться с такой особенностью характера, как лицемерие? Да, если человек достаточно мотивирован на изменения. Рассмотрим подробнее, в каких направлениях тогда стоит работать.

Когнитивная сфера. Для избавления от лицемерия необходимо признавать свою уникальность и не прогибаться под ожидания общества. Стандарты прочих людей могут менять индивида, потому стоит следовать собственным моральным и духовным ориентирам. Избегайте осуждения общества – лучше просто помочь в силу своих возможностей. Не стоит забывать, что целостность характера лежит в основе физического здоровья.

Ответственность. Лицемерие возникает на базе страха перед мнением других людей. Побороть его возможно лишь научившись быть в ответе за свой ежедневный выбор между добром и злом. Следует помнить, что цели и ценности, приоритеты у каждого индивида разные, потому нет ничего зазорного в том, чтобы оставаться собой со своим пониманием жизни в общественном разговоре.

Саморазвитие. У любой личности должны быть непоколебимые принципы, которые недопустимо предавать, что происходит при лицемерии. Это достигается внутренним самоконтролем и пониманием своей иерархии ценностей, которая формируется благодаря постоянному развитию.

Адекватная самооценка. Человеку, который уважает себя, легче добиться уважения окружающих. Ему не надо предпринимать для этого особых мер, достаточно быть самим собой. Ведь лицемерие, по сути, мешает показать обществу своё настоящее «Я», заставляя постоянно идти на уступки.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *