Литургическая чаша 5 букв сканворд

История формирования и названия состава Типикона

Уже в Ветхом Завете Моисей ввёл закон, регламентирующий всё общественное богослужение при Скинии — позже в Иерусалимском храме. После разрушения этого храма в 586 году до н. э. у евреев возникли синагоги, где читалось Священное Писание, пелись псалмы, велась проповедь, но жертвы не приносились.

Появившееся Христианство не только приспособило для себя прежние храмовые и синагогальные богослужебные традиции, но вершиной своей сделало Евхаристию и дало развитие первоначально двум направлениям: величественное архиерейское, и более скромное — приходское богослужение. Единообразия богослужебной практики тогда ещё не было.

С возникновением монашества усовершенствовались формы Церковного устава, особенно в лавре преподобного Саввы Освященного, находящейся рядом с тогдашним центром христианства — Иерусалимом. Паломники в священном сане со всего мира, посещавшие Святой Град, обогащали палестинские богослужебные обычаи своими, а, возвращаясь в свои страны, разносили по всей земле Иерусалимские уставные традиции.

Однако в VII веке Иерусалим и вся Палестина были захвачены и разгромлены сначала персами, а вскоре и арабами-мусульманами. Центр церковной жизни переместился в Константинополь, являвшийся столицей тогда самого сильного христианского царства. Но покровители Церкви — византийские императоры сами вскоре впали в иконоборческую ересь, а защитниками иконопочитания стали монастыри, из которых выделялся столичный Студийский, устав которого стал пользоваться большим авторитетом, в том числе, в Киевской Руси (учинялся прпеподобным Феодосием Печерским), которая в X веке от греков приняла христианство. К этому времени сформировались все Богослужебные книги, по которым стали совершаться общественные богослужения.

В XIII веке Константинополь был захвачен крестоносцами, а удельные русские княжества — монголо-татарами, что отчасти нарушило церковную жизнь, привело к умалению патриаршего Устава Великой церкви (Константинопольской Софии — Премудрости Божией) с торжественными песненными последованиями и способствовало возвышению Тырновского (болгарского) и Сербского царств, стремившихся не только к политической, но и церковной независимости от Византии, ради чего началось возвращение к несколько изменённому и дополненному Иерусалимскому Типику. Иерусалимский и Студийский типиконы оказали друг на друга огромное взаимное влияние и имеют значительно больше сходства, чем расхождения.

В Северо-Восточной Руси Иерусалимский Устав внедрялся в конце XIV века Московским митрополитом Киприаном (болгарином по происхождению, почитателем афонского исихазма). Иерусалимский Устав в России был закреплён Стоглавым собором и книжной справой патриарха Никона.

Первое официальное печатное издание Типикона в России относится к 1610 году. Последняя редакция русского Типикона была осуществлена в 1695 году при Патриархе Московском Адриане. Дальнейшие издания ограничивались небольшими изменениями в тексте, корректурными правками, вставкой в Месяцеслов служб новопрославленным святым и заменой 14-го обращения великого Индиктиона Пасхалии 15-м, начавшимся в 1941 году.

С завоеванием в 1830 году Грецией независимости от Османской империи возродилось и литургическое творчество. Издавались монастырские типиконы, приспособленные к нуждам рядового приходского храма и активизировался почти забытый архиерейский Устав Великой церкви с песненными праздничными процессиями по городам и весям.

И в России на Поместном соборе 1917—1918 годов предпринимались попытки реформирования богослужебного Устава, но из-за разразившихся революции, Гражданской войны и обновленчества они не были приняты.

Состав Типикона

Содержит два отдела по 60 глав каждый.

Первый отдел

Общая часть

  • Глава 1. Чин малой вечерни.
  • Глава 2. Чин великой вечерни, то есть всенощного бдения и утрени воскресной, в ней же чин о панагии.
  • Глава 3. О святом, имущем бдение в неделю, в ней же и чин благословения колива.
  • Глава 4. О святом, имущем полиелей в неделю.
  • Глава 5. О святом, поемом на 6 в неделю.
  • Глава 6. О бдениях, бывающих во все лето.
  • Глава 7. О великой вечерни, полунощнице и утрени воскресной, когда бдения не бывает.
  • Глава 8. О литургиях (общественных трапезах).
  • Глава 9. О вечерни и утрени дней седмичных, в ней же и лития о усопших.
  • Глава 10. О чтении Евангелия, Его толкований, поучений, патериков, жития святых; а также о днях совершения Литургии Василия Великого и Преждеосвященных Даров.
  • Глава 11. О канонах на утрени всей седмицы.
  • Глава 12. О службе субботней, когда поется «Бог Господь».
  • Глава 13. О службе субботней, когда поется Аллилуиа.
  • Глава 14. О паннихиде усопших.
  • Глава 15. О великом святом, имущем бдение, или полиелей в субботу.
  • Глава 16. О светильнах во всю седмицу.
  • Глава 17. О кафисмах во все лето.
  • Глава 18. О том, когда стихословятся песни: «Поем Господеви» и «Господеви поем».
  • Глава 19. О катавасии во весь год.
  • Глава 20. О том, когда поется «Честнейшую» и когда не поется.
  • Глава 21. О том, когда произносятся изобразительны, и когда антифоны.
  • Глава 22. О каждении.
  • Глава 23. О завесе святого алтаря, и об отверзении дверей.
  • Глава 24. О зажигании свеч на праздники Господские и Богородичные.
  • Глава 25. О вседневном зажигании свеч.
  • Глава 26. В какое время не стоять братии с жезлами.
  • Глава 27. О канонархе.
  • Глава 28. О бесчинных воплях.
  • Глава 29. Об откровении глав.
  • Глава 30. О том, чтобы не творить бесед в церкви.
  • Глава 31. О будильнике.
  • Глава 32. От правил святых апостол о святой 40- це.
  • Глава 33. О пощении и разрешении всего лета, в ней же и о узаконенных постах от правил.
  • Глава 34. О житии общежительных пребываний.
  • Глава 35. Рассуждение о еде и питии субботы и недели, и прочих дней седмичных, в ней же и о второй вечерней трапезе.
  • Глава 36. О молчании на трапезе.
  • Глава 37. О пении, что не подобает кроме собора особо петь.
  • Глава 38. О том, что не подобает есть вне общей трапезы.
  • Глава 39. О одежде и обуви.
  • Глава 40. Когда кто хочет отлучиться братства.
  • Глава 41. О служителях и прочих пребываниях братских.
  • Глава 42. О службах тяжких.
  • Глава 43. О доме особом.
  • Глава 44. О делании в общине.
  • Глава 45. О стяжании чужих трудов.
  • Глава 46. О больнице и странноприимстве, и о старых, и о больных.
  • Глава 47. О знамениях праздников великих, и средних, и малых.

Частная часть

  • Глава 48. Месяцеслов во весь год с тропарями и кондаками и с марковыми главами:
    • Сентябрь
    • Октябрь
    • Ноябрь
    • Декабрь
    • Январь
    • Февраль
    • Март
    • Апрель
    • Май
    • Июнь
    • Июль
    • Август
  • Глава 49. Последование для приготовительных дней к Великому посту и для всего Великого поста.
  • Глава 50. Пентикостарион — порядок церковных богослужений от Пасхи до недели всех святых.
  • Глава 51. О святом посте святых апостолов Петра и Павла.

Дополнительная часть

Главы 52—60. Здесь содержатся указания на изменяемые краткие седмичные молитвословия, устав применения которых различен для разных дней седмицы и сами эти молитвословия.

  • Глава 52. Об отпустительных тропарях и кондаках, как произносить в седмичные дни.
  • Глава 53. Отпустительные тропари воскресные восьми гласов с богородичнами их, ипакои и кондаки, и прокимны на утрени перед Евангелием и на Литургии, и аллилуиарии.
  • Глава 54. Столпи евангельскии, светильны воскресные, стихиры евангельскии.
  • Глава 55. Отпустительные тропари и кондаки дневные.
  • Глава 56. Кондаки общие святым.
  • Глава 57. Богородичны и крестобогородичны отпустительные на восемь гласов.
  • Глава 58. Троичны песни на восемь гласов.
  • Глава 59. Прокимны, апостолы, аллилуиарии, евангелия и причастны общие святых.
  • Глава 60. Прокимны, апостолы, аллилуиарии, евангелия и причастны на всякую потребу различные.

Второй отдел

Храмовые главы

В храмовых главах указано, как совершать службу в те или другие храмовые праздники и особенно при совпадении храмового праздника с другим праздником в один и тот же день. Храмовые главы в Типиконе имеют свой счет и расположены так же, как последования во 2-й части Типикона, а именно:

  • 1-ая — 24-ая главы о престольных праздниках, какие бывают во время пения Минеи с Октоихом, т.е. с 1 сентября до недели Мытаря и фарисея.
  • 25-ая — 47-ая главы о храмовых праздниках, которые случаются во время пения Постной Триоди.
  • 48-ая — 58-ая главы о храмовых праздниках, случившихся во время пения Цветной Триоди.

Припевы

  • Глава 59. Припевы в Господские и Богородичные праздники, поемые на 9-й песни.

Пасхалия

  • Глава 60. Обращение индиктиона. Пасхалия зрячая. Лунное течение.

Виды Богослужения

Предыдущая12345678910111213141516

Киевская Духовная Семинария

КОНСПЕКТ

По Литургике

Для 1-го класса

ПРЕДИСЛОВИЕ

Виды Богослужения

Место церковного Богослужения

Происхождение храма

Внутреннее устройство храма

Притвор (его назначение в древности и в настоящее время)

Средняя часть храма

Иконостас

Алтарь и его принадлежности

Сосудохранительница

Кладбища и их назначение

Священно и церковнослужители

О священных одеждах и облачениях

Диаконские одежды, облачения

Архиерейские облачения :

Способ созыва верующих к богослужению (о колокольном звоне)

Понятие о праздниках

Великие недвунадесятые праздники

Посты

Богослужебные книги

Священно-богослужебные книги. Богослужебное Евангелие

Богослужебный Апостол

Указания для чтения Апостола

Следованная Псалтирь

Содержание 1-й части Следованной Псалтири

2-я часть Следованной Псалтири: Часослов.

3-я часть: Месяцеслов

4-я часть Следованной Псалтири

5-я часть: Семиднев

О седмичном богослужении

Октоих

Распределение песнопений в Октоихе в седмичные дни

1. Утреня

2. Литургия

3. Вечерня

5. Повечерие.

Распределение песнопений Октоиха в воскресные дни

Приложение Октоиха

МИНЕЯ

а) Месячная Минея

Каноны Минеи

б) Общая Минея, ее содержание и порядок

в) Праздничная Минея (Анфологион)

г) Дополнительная Минея

Т Р И О Д Ь

Постная Триодь

Типикон

Значение Типикона в нашей Православной Церкви

ПРИЛОЖЕНИЕ

Последование вседневной вечерни

Утреня

Часы.

Как должен православный христианин вести себя в храме Божием

ОБЯЗАННОСТИ ПОНОМАРЕЙ

2. Обязанности пономарей за вечерним Богослужением:

3. Обязанности пономарей за Литургией:

4. Обязанности пономарей во время молебна:

5. Обязанности пономарей во время панихиды:

6. Обязанности пономарей за всенощным бдением (воскресным)

СЛОВАРЬ ЛИТУРГИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БИЛЕТЫ

ПРЕДИСЛОВИЕ

Литургикой называется наука о Богослужении Православной Церкви.

В задачу курса Литургики 1-го класса МДС входит 1) ознакомление с храмом, его устройством (внешним и внутренним), со священными Предметами, употребляемыми в православном богослужении, 2) изучение богослужебных книг и порядка уставного отправления как отдельных элементов богослужения (чтение Св. Писания, Псалтири, пение стихир, канонов), так и чинопоследований в целом (суточный круг Богослужения).

Это материал излагается в настоящем курсе систематически, 2-й раздел после 1-го; практически же, в целях лучшего усвоения учащимися Устава, подробное ознакомление с каждой богослужебной книгой и с чинопоследованиями суточного круга начинается уже на первых уроках, параллельно с изучением первого раздела. С этой целью проводятся практические занятия в классе (чтений, пение, нахождение Богородичных, в приложениях Минеи и т.д.).

Той же цели служат приложения, в которых даны схемы вседневной и воскресной вечерни и утрени, часов, а также перечисляются обязанности пономарей.

Виды Богослужения

Каждый православный христианин должен молиться Богу. Когда он молится один или со своей семьей, его молитва называется домашней, или частной. Когда же христиане собираются на молитву в храм Божий (т.е. Церковь), их молитва называется церковной, или общественной.

Молитвы и песнопения, совершаемые в храме священнослужителями, церковнослужителями и всем верующим народом, называются церковным Богослужением, или церковной службой. К церковным Богослужениям относится Божественная Литургия и приготовительные к ней службы, составляющие вечерние и утренние Богослужения.

Главное отличие общественного, или церковного, Богослужения от частного состоит в том, что общественное Богослужение совершается в указанное Уставом время для всех вообще христиан, а частное по просьбе отдельных верующих (требы).

Христианское богослужение

Христианство

Библия

Троица

История христианства

Христианское богословие

Христианское богослужение

Направления в христианстве

Критика христианства

Портал:Христианство

Христианское богослужение, богослужение Новозаветной Церкви

Литургия архиерейским чином в Покрово-Болдинском монастыре

До разрушения иерусалимского храма в 70 году христиане (из евреев) ещё могли принимать участие в иудейском храмовом богослужении.

Главное богослужение христиан — Евхаристия. Все остальные, как регулярные богослужения, так и частные: таинства, требы, обряды, молитвы и песнопения имеют вспомогательный характер.

К VI веку в Церкви в целом сложилась достаточно сложная богослужебная система, состоящая одновременно из четырёх богослужебных кругов:
— суточного круга — включает следующие последовательно совершаемые службы: вечерня, повечерие (малое или великое), полунощница, утреня, 1-й час, 3-й час, 6-й час, 9-й час, междочасия, изобразительны и не входящая в суточный круг Евхаристическая литургия (месса);
— седмичного круга;
— неподвижного годового;
— подвижного годового, сформировавшегося вокруг праздника Пасхи.

Научным и богословским изучением богослужения в системе церковных наук занимается литургика.

Понятие о литургии оглашенных

Вторая часть литургии называется литургией оглашенных потому, что при совершении ее вместе с верными могут присутствовать и оглашенные, т.е. готовящиеся к крещению. В древности при совершении ее присутствовали также кающиеся, отлученные от Святого Причащения, а также еретики, иудеи и язычники. По содержанию своему эта часть литургии характера преимущественно огласительного, т.е. учительного.

Начало литургии оглашенных

По прочтении пред престолом приготовительных к служению .молитв, диакон выходит на. амвон и произносит: «Благослови Владыке», испрашивая этим благословение на совершение службы. Священник, изображая Евангелием, знак креста на престоле, возглашает: «Благословенно царство Отца и Сына и Святаго Духа ныне и присно, и во веки веков». Лик отвечает: «Аминь». Этот начальный возглас и при нем изображение Евангелием знака креста означают, что предначинаемое священнодействие будет совершаться во славу Пресвятой Троицы и в благодарное воспоминание жизни, дел и крестной смерти Спасителя, описанных в Священной книге Евангелия.

После этого произносится диаконом великая ектения: «Миром Господу помолимся».

В светлую седмицу и в отдание Пасхи после начальною возгласа поется: «Христос воскресе» со стихами: «Да воскреснет Бог…». От недели же апостола Фомы до отдания Пасхи поется лишь «Христос воскресе» (трижды) . Царские врата на время пения «Христос воскресе» открываются.

Особенности архиерейского служения

При архиерейском служении приготовительные к служению молитвы читаются на средине храма архиереем, к которому в конце часов выходят из алтаря северными и южными вратами все сослужащие ему. Начальный возглас литургии, по открытии царских врат, произносится первым архимандритом в алтаре пред престолом (сюда с средины входит он южными вратами). Царские врата бывают открыты с начала службы до Причащения священнослужащих.

Антифоны.

Песнь «Единородный Сыне»

После великой ектений поются три антифона. После 1-го антифона произносится малая ектения; после 2-го всегда поется песнь: «Единородный Сыне», и затем опять произносится малая ектения; во время 3-го антифона совершается малый вход.

В дни воскресные, в дни всей Пятидесятницы, в праздники с бдением, полиелеем и славословием, а также и шестеричные, если в Минее показана песнь от канона на блаженных, в предпразднства, попразднства и отдания праздников поются антифоны изобразительные, в которых пророчески изображаются милости Божий, явленные роду человеческому чрез воплощение Сына Божия.

1-й антифон составляют стихи псалма 102: «Благослови душе моя Господа. Благословен еси, Господи», «Благослови душе моя Господа и вся внутренняя моя имя святое Его», «Благослови душе моя Господа и не забывай всех воздаяний Его», «Очищающаго вся беззакония твоя, изцеляющаго вся недуги твоя», «Избавляющаго от нетления живот твой, венчающаго мя милостию и щедротами…», …, «Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив…», «Благослови душе моя Господа и вся внутренняя моя имя святое Его. Благословен еси, Господи».

2-й антифон составляют стихи псалма 145; пред ними поется: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу», – и затем: «Хвали душе моя Господа, восхвалю Господа в животе моем, пою Богу моему, дондеже есмь», «Не надейтеся на князи, на сыны человеческий, в них же несть спасения…», …»Блажен, ему же Бог, Иаковль помощник его, упование его на Господа Бога своего…», …»Господь решит окованныя, Господь умудряет слепцы, Господь возводит низверженныя, Господь любит праведники», «Господь хранит пришельцы, сира и вдову приимет, и путь грешных погубит», «Воцарится Господь вовек, Бог твой, Сионе, в род и род».

После стихов поется: «И ныне и присно и во веки веков», «Аминь», а затем песнь: «Единородный Сыне и Слове Божий, бессмертный сый, и изволивый спасения нашего ради воплотитися от святыя Богородицы и Приснодевы Марии, непреложно вочеловечивыйся, распныйся же Христе Боже, смертию смерть поправый, един сый Святыя Троицы, спрославляемый Отцу и Святому Духу, спаси нас».

3-й антифон составляют блаженны. Хотя блаженны не называются антифоном, но они назначены для пения на обоих клиросах как антифоны. Когда указано в богослужебных книгах петь антифоны изобразительные, тогда, значит, поются и блаженны; и наоборот: если сказано, что поются блаженны, то, значит, поются и антифоны изобразительные.

Начинаются блаженны словами исповедания разбойника: «Во царствии Твоем помяни нас, Господи». Затем евангельские стихи о блаженстве чередуются с церковными песнопениями (тропарями из песней утреннего канона празднику или святому, или особыми тропарями на блаженных из Октоиха), служащими подтверждением, примером и свидетельством того, как добродетели приводят людей к блаженству, и уясняющими силу заслуг Христовых.

В воскресные дни число тропарей на блаженных бывает не более 12-ти и не менее 8-ми. Если святому не положены блаженны, – то тропари на 8 из Октоиха; если святому или празднику положены блаженны, – то на 6 из Октоиха и на 4 из Минеи; если два святых или два праздника, причем каждому указаны блаженны, – то на 4 из Октоиха и на 8 из Микен (каждому по 4).

В седмичные дни полагается тропарей или на 8, или на 6. Если святому не положены блаженны, – то тропари на 6 из Октоиха, или в предпразднства или попразднства – из Минеи; если случился святой со славословием, полиелеем, бдением, – то тронами на 8 из Минеи.

Обыкновенно же поют одни лишь все евангельские стихи о блаженстве. Стихи эти идут в таком порядке: на 12 – «Блажени нищие духом… Блажени плачущий…»; на 10 – «Блажени кротцыи… Блажени алчущий…»; на 8 – «Блажени милостивии… Блажени чистии сердцем…»; на 6 – «Блажени миротворцы… Блажени изгнани…»; на 4 – «Блажени есте… Радуйтеся и весели-теся…»; «Слава и ныне».

В праздники Господни: 1) Рождество Христово; 2) Богоявление; 3) Вербное воскресенье (неделю Ваий); 4) Пасху и во все дни Светлой седмицы; 5) Вознесение; 6) Пятидесятницу; 7) Преображение; 8) Воздвижение, – поются антифоны праздничные.

Эти антифоны состоят из стихов псалмов, избранных применительно к празднуемому воспоминанию, и припевов.

В 1-м антифоне за каждым стихом следует припев: «Молитвами Богородицы, Спасе, спаси нас».

Во 2-м антифоне – «Спаси ны, Сыне Божий, рождайся от Девы (во Иордане крестивыйся, на горе преобразивыйся и т.д., смотря по празднику), поющия Ти: Аллилуиа».

«Аллилуиа» поется один раз, так как относится к одному Лицу Святой Троицы.

В праздник Пятидесятницы припев: «Спаси ны, Утешителю благий, поющия Ти: Аллилуиа».

На «Слава и ныне» поется песня: «Единородные Сыне».

В 3-м антифоне за каждым стихом поется тропарь праздника.

Во все седмичные дни, в которые не случится никакого праздника и в которые Уставом не положено петь блаженны, поются антифоны вседневные.

1-й антифон составляют стихи из псалма 91 (за каждым стихом следует припев: «Молитвами Богородицы, Спасе, спаси нас»): «Благо есть исповедатися Господеви», «Благо есть исповедатися Господеви и пети имени Твоему вышний», «Возвещати заутра милость Твою и истину Твою на всяку нощь», «Яко прав Господь Бог наш, и несть неправды в Нем», «Слава и ныне».

2-й антифон составляют стихи из псалма 92 (каждый стих сопровождается припевом: «Молитвами святых Твоих, Спасе, спаси нас»): «Господь воцарися, в лепоту облечеся», «Господь воцарися, в лепоту облечеся, облечеся Господь в силу и препоясася», «Ибо утверди вселенную, яже не подвижится», «Свидения Твоя уверишася зело: дому Твоему подобает святыня, Господи, в долготу дний». На «Слава и ныне» – песнь «Единородный Сыне».

3-й антифон состоит из стихов псалма 94 (за каждым стихом следует припев: «Спаси ны, Сыне Божий, во святых дивен сый, поющия Ти:: Аллилуиа»): «Приидите, возрадуемся Господеви, воскликнем Богу Спасителю нашему», «Предварим лице Его во исповедании, и во псалмех воскликнем Ему», «Яко Бог велий Господь и Царь велий по всей земли», «Яко в руце Его вси концы земли, и высоты гор Того суть», «Яко Того есть море, и Той сотвори е, и сушу руце Его создаете».

Малый вход

Во время пения 3-го антифона открываются царские врата. Священник передает диакону Евангелие, и, в преднесении светильников, они идут из алтаря северными вратами к царским. По окончании пения антифона диакон произносит: «Господу помолимся». Лик: «Господи, помилуй»*. Затем, после благословения священником входа, диакон, изображая Евангелием в царских вратах знак креста, возглашает: «Премудрость, прости», после чего входит вместе со священником в алтарь и полагает Евангелие на Престол. А лик поет: «Приидите, поклонимся и припадем ко Христу», «Спаси ны, Сыне Божий, (в воскресенье) воскресый из мертвых, (в седмичные дни) во святых дивен сый, (в праздники Богородичны) молитвами Богородицы или (в попразднства Господних праздников) рождейся от Девы, во Иордане крестивыйся и т.д., поющия Ти: Аллилуиа».

* Как видно из Служебника и Чиновника архиерейского, диакон должен произносить «Господу помолимся» тихим гласом («елико слышати точию архиерею»), а не вслух, а потому и пения на клиросе «Господи, помилуй» не должно быть, но обычно бывает.

В дни пения праздничных антифонов, а также в Сретение и понедельник Святаго Духа после «Премудрость, прости» диакон произносит еще «входное», т.е. стих из пророческих псалмов, имеющий отношение к празднуемому событию и составляющий как бы приветствие, которое Церковь от лица верующих выражает Сыну Божию, изображаемому предносимым Евангелием. После входного стиха «Приидите, поклонимся» не поется, а прямо поются тропарь и кондак праздника.

Вход с Евангелием служит изображением вступления Иисуса Христа на проповедь и вместе торжественным выражением ближайшего общения верующих, – в лице священнослужителей, входящих в алтарь, – со своим Господом, особенного приближения их к небесному Царю, невидимо присутствующему на престоле алтаря, для принесения Ему жертвы хвалы и благодарения.

Вход с Евангелием называется малым, в отличие от великого входа, бывающего на литургии верных, когда совершается перенесение Даров с жертвенника на престол.

По входе поются тропари и кондаки.

Устав о пении их находится в Типиконе, гл. 52, в последованиях Месяцеслова, а также в общих последованиях, гл. 2, 3, 4, 5, 12, 13 и 15.

Особенности архиерейского служения

При архиерейском служении малый вход совершается так. После великой ектений уходит со средины храма чрез северные врата в алтарь второй архимандрит, а после малой ектений уходят в алтарь и остальные священнослужители. Во время пения третьего антифона архимандрит передает протодиакону Евангелие, который, в преднесении над Евангелием рипид и в предшествии иподиаконов с дикирием и трикирием, диаконов с кадильницами и посошника с пастырским жезлом, идет чрез северные врата, сопровождаемый архимандритами и священниками, на средину храма к архиерею, обходит его и затем, по благословении архиереем входа, обратясь к востоку и изобразив Евангелием знак креста, возглашает: «Премудрость, прости», а в Господний праздник произносит и входной стих.

Пред благословением входа совершается архиереем, если нужно, чин на произведение архимандрита, игумена, протопресвитера (протоиерея) и архидиакона и протодиакона. По прочтении положенной для указанных лиц особой молитвы, архиерей возглашает: «Аксиос», т.е. достоин (трижды); певчие поют также «Аксиос» (трижды). Затем архиерей благословляет вход, а протодиакон возглашает: «Премудрость, прости».

После возглашения протодиакон обращается лицом к архиерею. Архиерей же, взяв в руки трикирий и дикирий, поет со всеми служащими: «Приидите, поклонимся и припадем ко Христу», «Спаси ны, Сыне Божий… поющия Ти: Аллилуиа». При словах «припадем ко Христу» архиерей благоговейно преклоняет свою голову, затем благословляет народ дикирием и трикирием к востоку, западу, югу и северу, и после этого, в преднесении Евангелия, продолжая петь, идет к алтарю, сопровождаемый архимандритами и священниками. С амвона благословляет дикирием и трикирием народ, стоящий на правой и левой стороне. В это время певцы начинают также петь: «Спаси ны, Сыне Божий…».

При входе в алтарь архиерей отдает трикирий протодиакону и целует царские врата. Затем, при пении священнослужащими: «Спаси ны, Сыне Божий…», входит в алтарь, целует престол и, взяв кадильницу, кадит престол, жертвенник и весь алтарь, затем выходит пред царские врата и кадит местные иконы и народ. Это каждение совершается в предначатие священнодействия архиереем, как служителем тайн Бога воплотившегося и покланяемого в двух естествах. Во время каждения певцы (исполлатчики) поют в алтаре: «Ис полла эти деспота» (трижды), а затем один раз на клиросе. После этого поются на клиросе положенные по Уставу тропари и кондаки, кроме последнего кондака, который поется в алтаре после возглашения «похвалы» (о чем ниже).

57. Пение «Трисвятого»

За малым входом, после пения последнего кондака, поется далее трисвятая песнь. Этою ангельскою песнью верующие, соединяясь с херувимами и серафимами и прочими небесными силами, песнословят всех лиц Святой Троицы. Но участвовать в пении «Трисвятого» в обществе чистых и безгрешных ангелов не может без -некоторого смущения человек, тревожимый сознанием своих грехов. Вот почему священник пред тем, как следует петь «Трисвятое», от лица всех в тайной молитве просит Бога, чтобы Он, трисвятою песнью от серафимов воспеваемый и от херувимов славословимый, принял эту песнь и от уст нас грешных, простил нам всякое согрешение и освятил наши души и телеса. Диакон же, испросив у священника, благословение на пение «Трисвятого», выходит из алтаря царскими вратами, становится пред иконою Спасителя и, когда священник, заканчивая тайную молитву, произнесет вслух: «Яко свят еси, Боже наш, и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу ныне и присно», – возглашает: «Господи, спаси благочестивыя и услыши ны», т.е. не отринь православных, дерзающих пред престолом Твоим петь Тебе трисвятую песнь, но услыши от них пение ея с таким же благоволением, с каким внемлешь пению от уст серафимов и херувимов (слова «Господи, спаси благочестивыя…» представляют краткое изложение предшествующей тайной молитвы священника) . Когда эти слова пропоют на клиросе, тогда диакон, обратившись к народу, громогласно произносит окончание священнического возгласа: «И во веки веков», давая этим возгласом и поднятием ораря знак к пению «Трисвятого», каковое пение вслед за тем и начинается. Именно: лик поет: «Аминь», а. за сим: «Святый Боже, Святый крепкий, Святый бессмертный, помилуй нас» (трижды), «Слава и ныне» – «Святый бессмертный, помилуй нас», и в заключение высшим гласом: «Святый Боже…» (один раз).

В Рождество Христово, в Богоявление, в Лазареву и Страстную субботы, во все дни Пасхальной седмицы и в Пятидесятницу вместо «Трисвятого» поется: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся» (Гал. 3:27), «Аллилуиа». Этот стих вместе с «Аллилуиа» (а «Аллилуиа» – тоже ангельская песнь) поется в память обычая древней Церкви совершать таинство крещения над новообращенными преимущественно в помянутые дни.

В Воздвижение и в неделю Крестопоклонную вместо «Трисвятого» поется: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим».

Особенности архиерейского служения

При архиерейском служении, по окончании пения на клиросе тропарей и кондаков (кроме последнего кондака), протодиакон, выйдя из алтаря, произносит: «Господи, спаси благочестивыя» и певцы поют: «Господи, спаси благочестивыя», протодиакон: «И услыши ны», и певцы повторяют то же. После этого протодиакон возглашает «похвалы», т.е. перечисляет тех, кого называет благочестивыми, и произносит им многолетие. Так возглашает многолетие Святейшему Патриарху, служащему архиерею, затем: митрополитам, архиепископам и епископам и, наконец, всем православным христианам. Эти «похвалы» поют священнослужители в алтаре (только «похвалы», касающиеся духовных особ) и потом певцы на клиросе (все «похвалы»). Архиерей при этом возглашении благословляет предстоящих обеими руками крестовидно. По окончании всех «похвал», архиерей, стоя пред престолом, поет вместе с сослужащими последний кондак (не пропетый на клиросе сряду по входе). За сим протодиакон, испросив у архиерея благословение на пение «Трисвятого», произносит: «Господу помолимся». Певцы: «Господи, помилуй». Архиерей же в первый раз произносит вслух возглас: «Яко свят еси, Боже наш… ныне и присно». Протодиакон, обратившись к народу, доканчивает возглас: «И во веки веков». Певцы поют: «Аминь» и затем: «Святый Боже…» один раз (1-й раз). После этого сам архиерей с сослужащими поет: «Святый Боже…» один раз (1-й раз), причем дикирием осеняет крестообразно Святое Евангелие на престоле в знак того, что из евангельского слова люди уразумели о тайне вочеловечения Сына Божия, 1 соединившего в Себе Божеское и человеческое естест-ва. Далее певцы поют во 2-й раз: «Святый Боже…». Архиерей же с дикирием в правой, руке и с крестам в левой, выйдя из алтаря и обратись к народу, произносит: «Призри с небесе, Боже, и виждь, и посети виноград сей, и утверди и (т.е. его), егоже насади десница Твоя». По произнесении этой молитвы священнослужащие в алтаре (обыкновенно же исполлатчики, стоя пред амвоном) поют во 2-й раз: «Святый Боже…», а архиерей дикирием и крестом осеняет народ: к западу (при пении «Святый Боже»), на правую сторону («Святый крепкий») и на левую («Святый бессмертный, помилуй нас»), и затем идет в алтарь. Певцы в 3-и раз поют: «Святый Боже…». Архиерей, отдав крест и поцеловав престол, идет на горнее место. Священнослужащие в 3-й раз поют: «Святый Боже…». Архиерей, отдав дикирий, берет трикирий и осеняет им трижды народ с горнего места в знак того, что по воплощении Сына Божия открылась и тайна Святой Троицы. Певцы же поют: «Слава и ныне» – «Святый бессмертный, помилуй нас», и затем высшим гласом в последний раз: «Святый Боже…».

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *