Литургии преждеосвященных даров

Возлюбленные о Господе братья и сестры!

Литургия Преждеосвященных Даров — богослужение, которое преимущественно совершается в дни особого воздержания и сугубого поста: среду и пятницу в течение всех дней Святой Четыредесятницы

Литургия Преждеосвященных Даров по своему характеру, прежде всего, вечернее богослужение, выражаясь точнее, это причащение после вечерни.

Великим Постом, следуя церковному уставу, по средам и пятницам полагается полное воздержание от пищи до захода солнца. Эти дни особенно напряженного физического и духовного подвига освящены ожиданием причащения Тела и Крови Христовых, и это ожидание поддерживает нас в нашем подвиге, как духовном, так и физическом; целью этого подвига становится радость ожидания вечернего причащения.

К сожалению, сегодня практически утрачено это понимание Литургии Преждеосвященных Даров как вечернего причащения, и поэтому служба это совершается повсеместно преимущественно с утра, как и сейчас.

Богослужение начинается Великой Вечерней, но первый возглас священника: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа, ныне и присно и во веки веков!», такой же как и на Литургии Иоанна Златоуста или Василия Великого; таким образом, все богослужение обращено к надежде Царства, оно есть то духовное ожидание, что и определяет собой весь Великий Пост.

Затем, как обычно, следует чтение 103 псалма «Благослови, душе моя, Господа!» Священник читает светильничные молитвы, в которых просит Господа о том, чтобы Он «исполнил уста наша хваления… дабы величать нам святое имя» Господа, «в остальное время нынешнего дня избежать различных козней лукавого», «оставшуюся часть дня провести непорочно пред святою Славою» Господа.

По окончании чтения 103 псалма диакон произносит Великую ектению, с которой начинается и полная Литургия.

«Миром Господу помолимся» — первые слова ектении, которые означают, что мы в мире душевном должны начинать свои молитвы. Прежде примириться со всеми, на кого держим свои обиды, кого мы сами обидели, — это непременное условие для нашего участия в богослужении. Диакон сам не произносит никаких молитв, он лишь помогает при совершении богослужения, призывает народ к молитве. А все мы, отвечая «Господи, помилуй!», должны принимать участие в общей молитве, ведь само слово «Литургия» означает общее служение.

Каждый молящийся в храме – не пассивный зритель, а участник Богослужения. Диакон призывает нас к молитве, священник от лица всех собравшихся в храме совершает молитву, а все мы вместе являемся участниками богослужения.

Во время ектении священник читает молитву, где просит Господа «услышать нашу молитву и внять гласу моления нашего».

По окончании ектении и возгласа священника чтец начинает читать 18 кафизму, которая состоит из псалмов (119-133), называемых «песнями восхождения». Их пели на ступенях Иерусалимского храма, поднимаясь по ним; это была песнь людей, собиравшихся для молитвы, готовившихся к встрече с Богом.

Во время чтения первой части кафизмы священник откладывает в сторону Евангелие, разворачивает святой антиминс, после чего Агнец, освященный на Литургии в воскресение, с помощью копия и лжицы перекладывает на дискос и ставит перед ним зажженную свечу.

После этого диакон произносит т.н. «малую» ектению. «Паки и паки миром Господу помолимся», т.е. «снова и снова в мире Господу помолимся». «Господи, помилуй» — отвечает хор, а вместе с ним и все собравшиеся. В это время следует молитва священника:

«Господи, не в ярости Твоей обличай нас и не во гневе Твоем наказывай нас… Просвети очи сердец наших для познания Твоей Истины… ибо Твоя держава, и Твое есть Царство и сила и слава».

Затем вторая часть чтения 18 кафизмы, во время которого священник совершает троекратное каждение престола со святыми Дарами и земной поклон перед престолом. Снова произносится «малая» ектения, во время которой священником читается молитва:

«Господи Боже наш, вспомни нас грешных и непотребных рабов Твоих… даруй нам Господи все просимое для спасения и помоги нам любить и бояться Тебя от всего сердца нашего… ибо Ты – благой и человеколюбивый Бог…»

Читается последняя, третья часть кафизмы во время которой совершается перенос Святых Даров с престола на жертвенник. Это будет отмечено звонком в колокольчик, после чего все собравшиеся, отмечая важность и святость этого момента, должны опуститься на колени. После перенесения Святых Даров на жертвенник снова звонит колокольчик, значит уже можно подыматься с колен.

Священник наливает вино в чашу, покрывает святые сосуды, но ничего при этом не произносит. Завершается чтение третьей части кафизмы, снова произносится «малая» ектения и возглас священника.

Хор начинает пение стихов из 140 и 141 псалмов: «Господи, воззвах к Тебе, услышь меня!» и положенных на этот день стихир.

Стихиры – это богослужебные поэтические тексты, в которых отражается суть празднуемого дня. Во время этого пения диакон совершает каждение алтаря и всего храма. Каждение – это символ возносимых нами молитв Богу. Во время пения стихиры на «И ныне» священнослужители совершают торжественный вход. Предстоятелем читается молитва:

«Вечером, как и утром и в полдень, восхваляем, благословляем Тебя и молимся Тебе… не дай уклониться сердцам нашим к словам или мыслям лукавым… избавь нас от всех уловляющих души наши… Тебе подобает вся слава, честь и поклонение , Отцу и Сыну и Святому Духу».

Священнослужители выходят на солею (возвышение перед входом в алтарь), и Предстоятель благословляет Святой Вход словами: «Благословен вход святых Твоих, всегда ныне и присно и во веки веков!» Диакон, начертывая кадилом святой крест, произносит «Премудрость, прости!» «Прости» — значит «станем прямо, благоговейно».

В Древней Церкви, когда богослужение было значительно продолжительней сегодняшних, собравшиеся в храме сидели, вставая в особенно важные моменты. Диаконский возглас, призывающий стать прямо и благоговейно, напоминает нам о важности и святости совершаемого Входа. Хор поет древний богослужебный гимн «Свете Тихий».

Священнослужители входят в святой алтарь и совершают восхождение на горнее место. В этот момент мы сделаем специальную остановку для того, чтобы пояснить последующие действия. Всем нам желаю осмысленно принять участие в совершаемом богослужении.

После «Свете Тихий»

Возлюбленные о Господе, братья и сестры! Совершился вход, священнослужители взошли на горнее место. В те дни, когда вечерня совершается отдельно, вход и восхождение на горнее место являются кульминационным моментом богослужения.

Сейчас настало время пения особого прокимна. Прокимен – это стих из Священного Писания, чаще всего из Псалтири. Для прокимна стих выбирается особенно сильный, выразительный и подходящий к случаю. Состоит прокимен из стиха, в собственном смысле называемом прокимном, и одного или трех «стихов», которые предшествуют повторению прокимна. Название свое прокимен получил оттого, что он предшествует чтению из Священного Писания.

Сегодня мы услышим два отрывка из Священного Писания Ветхого Завета, взятые из книг Бытия и Притчей Соломоновых. Для лучшего понимания эти отрывки будут прочитаны в русском переводе. Между этими чтениями, которые называются паремии, совершается обряд, главным образом напоминающий нам те времена, когда Великий Пост был преимущественно подготовкой оглашенных ко Святому Крещению.

Во время чтения первой паремии священник берет зажженную свечу и кадило. По окончании чтения священник, начертывая кадилом святой крест, произносит: «Премудрость, прости!», тем самым призывая к особому вниманию и благоговению, указывая на особенную мудрость, заключенную в настоящем моменте.

Затем священник оборачивается к собравшимся и, благословляя их, произносит: «Свет Христов просвещает всех!». Свеча – символ Христа, Света мира. Зажигание свечи во время чтения Ветхого Завета означает, что все пророчества совершились во Христе. Ветхий Завет ведет ко Христу так же, как и Великий Пост ведет к просвещению оглашенных. Свет крещения, соединяющий оглашенных с Христом, открывает их разум для понимания учения Христова.

По установившейся традиции в этот момент все собравшиеся опускаются на колени, о чем их предупреждает звонок колокольчика. После произнесения слов священником звонок колокольчика напоминает о том, что можно встать с колен.

Следует второй отрывок из Священного Писания из книги Притчей Соломоновых, который также будет прочитан в русском переводе. После второго чтения из Ветхого Завета по указаниям устава полагается пение пяти стихов из вечернего 140 псалма, начинающегося со стиха: «Да исправится молитва моя, яко кадило пред тобою»

В те времена, когда Литургия еще не приобрела сегодняшней торжественности и состояла просто в причащении за вечерней, эти стихи пелись во время причащения. Теперь они составляют прекрасное покаянное введение ко второй части богослужения, т.е. к самой Литургии Преждеосвященных Даров. Во время пения «Да исправится…» все собравшиеся лежат ниц, а священник, стоя у престола, кадит его, а потом жертвенник, на котором находятся Святые Дары.

По окончании пения священником произносится молитва, которая сопровождает все великопостные богослужения, — молитва святого Ефрема Сирина. Эта молитва, которая сопровождается земными поклонами, настраивает нас на правильное понимание нашего постного делания, заключающегося не просто в ограничении себя в пище, но в умении видеть и бороться со своими собственными прегрешениями.

В те дни, когда Литургия Преждеосвященных Даров совпадает с престольным праздником, или в других указанных уставом случаях, полагается чтения апостольского послания и отрывка из Евангелия. Сегодня такое чтение уставом не положено, а значит, его не будет. Перед сугубой ектенией мы с Вами сделаем еще одну остановку, для того чтобы лучше понять дальнейший ход богослужения. Помогай всем Господь!

После «Да исправится…»

Возлюбленные о Господе братья и сестры! Завершилась вечерня, и теперь весь следующий ход богослужения – это уже непосредственно Литургия Преждеосвященных Даров. Сейчас диаконом будет возглашена сугубая ектения, когда мы с вами должны усилить наши молитвы. Во время произнесения этой ектении священник молится о том, что Господь принял наши усердные моления и ниспослал на народ Свой, т.е. на нас, всех собравшихся в храме, ожидающих от него неистощимой милости, Свои богатые щедроты.

Поименного поминовения за живых и умерших на Литургии Преждеосвященных Даров не бывает. Затем следует ектения об оглашенных. В Древней Церкви таинству Крещения предшествовал долгий период оглашения желающих стать христианами.

Великий Пост – это как раз время усиленной подготовки к Крещению, которое обычно совершалось в Великую Субботу или на Пасху. Те, кто готовились принять Таинство Крещения, посещали специальные огласительные занятия, на которых им разъяснялись основы православного вероучения, для того, чтобы их будущая жизнь в Церкви была осмысленной. Оглашенные посещали также богослужения, в частности Литургию, на которой они могли присутствовать до ектении об оглашенных. Во время её произнесения диакон призывает всех верных, т.е. постоянных членов православной общины, помолиться об оглашенных, чтобы Господь помиловал их, огласил их Словом Истины, открыл им Евангелие правды. А священник в это время молится Господу и просит Его о том, чтобы Он избавил их (т.е. оглашенных) от древнего обольщения и козней противника… и сопричел их к духовному стаду Христову.

С половины Поста прибавляется еще ектения о «просвещаемых», т.е. уже «готовых к просвещению». Заканчивается период длительного оглашения, который в Древней Церкви мог продолжаться и несколько лет, и оглашаемые переходят в разряд «просвещаемых» и уже скоро над ними совершится Таинство святого Крещения. Священник в это время молится, чтобы Господь укрепил их в вере, утвердил в надежде, усовершенствовал в любви… и показал их достойными членами Тела Христова.

Затем диакон произносит, чтобы все оглашенные, все, кто готовится к просвещению, вышли из храма. Теперь молиться в храме могут только верные, т.е. только крещеные православные христиане. После удаления оглашенных следует чтение двух молитв верных.

В первой мы просим об очищении души, тела и чувств наших, вторая молитва готовит нас к перенесению Преждеосвященных Даров. Затем наступает торжественный момент перенесения Святых Даров на престол. Внешне этот вход похож на Великий вход за Литургией, но по существу и духовному значению он, конечно, совершенно другой.

Хор начинает петь особую песнь: «Ныне силы небесные с нами невидимо служат, ибо вот, входит Царь Славы, вот Жертва, таинственно освященная, переносится».

Священник в алтаре, с воздетыми вверх руками, трижды произносит эти слова, на которые диакон отвечает: «С верой и любовью приступим и причастниками Жизни вечной будем. Аллилуия, Аллилуия, Аллилуия».

Во время перенесения Святых Даров все должны благоговейно опуститься на колени.

Священник в Царских вратах, по установившейся традиции, тихом голосом произносит: «С верою и любовью приступим» и ставит Святые Дары на престол, покрывает их, но ничего при этом не произносит.

После этого произносится молитва святого Ефрема Сирина с тремя поклонами. Завершено перенесение Святых Даров, уже совсем скоро наступит момент Святого Причащения священнослужителей и всех, кто к этому готовился. Для этого мы сделаем еще одну остановку, чтобы объяснить последнюю часть Литургии Преждеосвященных Даров. Помогай всем Господь!

После Великого Входа

Возлюбленные о Господе, братья и сестры! Совершилось торжественное перенесение Святых Даров на престол, и теперь мы уже совсем близко подошли к самому моменту святого причащения. Сейчас будет произнесена диаконом просительная ектения, а священник в это время молится, чтобы Господь избавил нас и верный народ Свой от всякой нечистоты, освятил души и тела всех нас, чтобы с чистой совестью, непосрамленным лицом, просвещенным сердцем… соединиться нам с Самим Христом Твоим, истинным Богом нашим.

За этим следует молитва Господня «Отче наш», завершающая всегда наше приготовление к Причастию. Произнося её, молитву Самого Христа, мы тем самым принимаем дух Христов как свой собственный, Его молитву к Отцу как нашу, Его волю, Его желание, Его жизнь как наши собственные.

Завершается молитва, священник преподает нам мир, диакон призывает всех нас преклонить свои главы перед Господом, а в это время читается молитва главопреклонения, где священник от лица всех собравшихся просит Господа, чтобы Он сохранил народ Свой и удостоил всех нас причаститься животворящих Его Таинств.

Затем следует возглас диакона – «Вонмем», т.е. будем внимательны, а священник, касаясь рукой Святых Даров, возгласно произносит: «Преждеосвященная Святая – Святым!». Это означает, что Преждеосвященные Святые Дары предлагаются святым, т.е. всем верным чадам Божиим, всем собравшимся в этот момент в храме. Хор поет: «Един Свят, Един Господь, Иисус Христос, во славу Бога Отца. Аминь». Закрываются Царские врата, и наступает момент причащения священнослужителей.

После того как они причастятся, Святые Дары будут заготовлены для всех сегодняшних причастников и погружены в Чашу. Всем, кто сегодня собирается причащаться, нужно быть особенно внимательными и сосредоточенными. Скоро настанет момент нашего соединения со Христом. Помогай всем Господь!

Перед причащением прихожан

Возлюбленные о Господе братья и сестры! Древняя Церковь не знала другого повода для участия в Литургии, кроме как для причащения Святых Даров на ней. Сегодня это евхаристическое ощущение, к сожалению, ослабло. И мы порой даже не подозреваем, для чего мы приходим в храм Божий. Обычно каждый хочет просто помолиться «о чем-то своем», но мы теперь знаем, что православное богослужение, а особенно Литургия, — это не просто молитва «о чем-то», это наше участие в жертве Христовой, это наша совместная молитва, совместное предстояние Богу, общее служение Христу. Все молитвы священника — это не просто его личное обращение к Богу, а молитва от лица всех собравшихся, от лица всех находящихся в храме. Мы об этом часто даже не подозреваем, что это и наша молитва, это и наше участие в Таинстве.

Участие в богослужении должно быть, конечно же, осознанным. Всегда нужно стремиться к тому, чтобы за богослужением причаститься Святых Христовых Таин. Ведь каждый крещеный человек — это часть Тела Христова, а через всеобщность нашего причащения является этому мiру, который «во зле лежит», Церковь Христова.

Церковь – это Тело Христово, а мы — часть этого Тела, часть Церкви. И, чтобы нам не заблудиться в нашей духовной жизни, необходимо постоянно стремиться к соединению со Христом, которое нам дается в таинстве Святого Причастия.

Мы очень часто, становясь на путь духовного совершенствования, не знаем, что нам надо делать, как правильно поступать. Церковь же дает нам все, что нужно для нашего возрождения. Все это дается нам в Таинствах Церкви. А Таинством Таинств, или, точнее, Таинством Церкви, — Таинством, которое выявляет Саму природу Церкви, — является Таинство святого Причащения. Поэтому, если мы будем пытаться познавать Христа, не причащаясь, то у нас ничего никогда не получится.

Познавать Христа можно, только пребывая вместе с Ним, а таинство Причащения – это наша дверь ко Христу, которую мы должны открыть, и принять Его в свое сердце.

Сейчас настал сам момент, когда все желающие причаститься соединятся со Христом. Священник со Святой Чашей произнесет молитвы перед Святым Причащением, и все готовившиеся к Причастию должны внимательно их выслушать. Подходя к Чаше, нужно крестообразно сложить руки на груди и отчетливо произнести свое христианское имя, и, причастившись, поцеловать край Чаши и отходить на запивку.

По установившейся традиции причащаться могут только те из детей, кто уже в состоянии принять частицу Святого Хлеба. Хор в это время поет особый причастный стих: «Хлеб небесный и Чашу жизни вкусите – и увидите, как благ Господь».

Когда Причастие завершится, священник заходит в алтарь и благословляет народ в заключении богослужения. Следует последняя ектения, в которой мы благодарим Бога за причастие бессмертных, небесных и животворящих страшных Христовых Таин, и последняя молитва, т.н. «заамвонная», — молитва, которая подводит итог значению этого богослужения. После нее священник произносит отпуст с упоминанием празднуемых сегодня святых, а это, прежде всего, преподобная мать Мария Египетская и святитель Григорий Двоеслов, папа Римский, святой еще неразделенной Древней Церкви, к которому восходит традиция совершения Литургии Преждеосвященных Даров.

На этом служба будет завершена. Желаю всем собравшимся помощи Божией и надеюсь, что сегодняшнее богослужение, которое постоянно комментировалось, поможет всем нам лучше понять смысл и предназначение православного богослужения, чтобы у нас появилось желание в дальнейшем все больше и больше постигать наше православное наследие, через осмысленное участие в богослужении, через участие в Таинствах Святой Церкви. Аминь.

В данной статье приводится текст возможных комментариев при совершении Литургии Преждеосвященных Даров. Помимо устного комментирования, его можно раздавать в печатном виде прихожанам, желающим более глубоко узнать богослужение.

Перед началом Литургии

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Возлюбленные о Господе дорогие братья и сестры!

Литургия Преждеосвященных Даров, по древним свидетельствам, передана нам самими апостолами. Самые ранние свидетельства о ее совершении относятся к началу VII века. Эта литургия служится только в Великий пост – Святую Четыредесятницу, которая напоминает нам о сорокадневном посте Спасителя.

Литургия Преждеосвященных Даров начинается Великой вечерней с возгласа священника: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа, ныне и присно и во веки веков!», таким же, как и на Литургии святителя Иоанна Златоуста или святителя Василия Великого; таким образом, с первых слов данной Литургии мы видим, что все богослужение обращено к надежде Царства Небесного, оно есть то духовное ожидание, которым пропитано богослужение Великого поста.

Во время чтения 103 псалма «Благослови, душе моя, Господа!», священник в алтаре читает светильничные молитвы, в которых просит Господа о том, чтобы Он «исполнил уста наша хваления Божия дабы величать нам святое имя» Господа, «в остальное время нынешнего дня избежать различных козней лукавого», «оставшуюся часть дня провести непорочно пред святою Славою» Господа.

По окончании чтения 103 псалма диакон произносит Великую ектению.

«Миром Господу помолимся» — первые слова ектении, означают, что мы в мире душевном должны начинать свои молитвы. Прежде примириться со всеми, на кого держим свои обиды, кого мы сами обидели, это непременное условие для нашего участия в богослужении.

Каждый молящийся в храме – не пассивный зритель, а участник богослужения. Диакон призывает нас к молитве, священник от лица всех собравшихся в храме совершает молитву, а все мы вместе являемся общим церковным собранием.

По окончании ектении и возгласа священника чтец читает 18 кафизму, которая состоит из псалмов (119-133) царя Давида, называемых «песнями восхождения». Их пели на ступенях Иерусалимского храма, поднимаясь по ним; это была песнь людей, собиравшихся для молитвы, готовившихся к встрече с Богом.

Во время чтения первой части кафизмы священник отлагает в сторону Евангелие, разворачивает святой антиминс, после чего Святой Агнец, заранее освященный на Литургии в воскресение, с помощью копия и лжицы перекладывает на дискос.

После этого диакон произносит так называемую «малую» ектению, потому что, в отличие от предыдущей, она содержит всего три прошения, в которых испрашивается Божие заступничество. «Паки и паки миром Господу помолимся», т.е. «снова и снова в мире Господу помолимся». «Господи, помилуй» – отвечает хор, а вместе с ним и все мы. В это время следует молитва священника, в которой у Бога испрашивается утверждение в хождении по Его заповедям: «Господи, не в ярости Твоей обличай нас и не во гневе Твоем наказывай нас… Просвети очи сердец наших для познания Твоей Истины… ибо Твоя держава, и Твое есть Царство и сила и слава».

Далее мы услышим чтение второй части 18 кафизмы, во время которого священник совершает троекратное каждение престола со святыми Дарами и полагает земной поклон перед престолом. Снова произносится «малая» ектения и читается тайная молитва: «Господи Боже наш, вспомни нас грешных и непотребных рабов Твоих… даруй нам Господи все просимое для спасения и помоги нам любить и бояться Тебя от всего сердца нашего… ибо Ты – благой и человеколюбивый Бог…».

Затем читается последняя, третья часть кафизмы, в это время совершается перенесение Святых Даров с престола на жертвенник. Во время перенесения Святого Агнца священник поставляет дискос на главу, выражая тем самым глубокое смирение и благоговение перед Великой Святыней. В это время вновь переживается таинственное и трепетное событие Сошествия на землю Царя мира, который принесет Себя в жертву за жизнь всего человечества. Перенесение Даров предваряется звонком в небольшой колокол, и все собравшиеся в храме, отмечая важность и святость этого момента, опускаются на колени.

Священник покрывает на жертвеннике Святые Дары и поставляет перед ними зажженную свечу. Покровение Даров одновременно символизирует и Вифлеемскую пещеру, и Голгофу; свеча – освящение, подаваемое нам Истинным Светом.

Затем хор начинает пение стихов из 140 и 141 псалмов: «Господи, воззвах к Тебе, услыши мя!» и положенных на этот день стихир.

Стихиры – это богослужебные поэтические тексты, в которых отражается суть празднуемого дня. Во время этого пения диакон совершает каждение алтаря и всего храма. Обычай воскурять фимиам берет свое начало в ветхозаветной древности. Зажженное кадило символизирует горение в вере наших сердец, а возносящийся ввысь дым фимиама — наши молитвы к Богу. Во время пения последней стихиры священнослужители совершают торжественный вход. Предстоятелем читается молитва: «Вечером, как и утром и в полдень, восхваляем, благословляем Тебя и молимся Тебе Владыко всех, исправь молитву нашу подобно кадилу пред тобою… не дай уклониться сердцам нашим к словам или мыслям лукавым… избавь нас от всех уловляющих души наши… Тебе подобает вся слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу».

Священнослужители выходят на солею – так называется возвышение перед входом в алтарь, и предстоятель благословляет Святой вход через Царские врата словами: «Благословен вход святых Твоих, всегда ныне и присно и во веки веков!». Диакон, начертывая кадилом святой крест, произносит «Премудрость, прости!». «Прости» – значит, станем прямо, благоговейно.

В Древней Церкви, когда богослужение было значительно продолжительнее современного, собравшиеся в храме сидели, вставая на особенно важные моменты богослужения. Диаконский возглас, призывающий стать прямо и благоговейно, напоминает нам о важности и святости совершаемого Входа. Хор поет древний христианский богослужебный гимн «Свете Тихий». «Тихим Светом» называется в нем Господь наш Иисус Христос, который по Божеству, есть Присносущий Свет, ибо Он есть вечное сияние Бога Отца и образ Существа Его; ради любви к людям, ради нашего спасения Он принял образ человека и соделался доступным для всех. Священнослужители входят в святой алтарь и совершают восхождение на Горнее место.

Остановка после «Свете Тихий»

Чтец произносит прокимен.

Прокимен – это стих из Священного Писания, чаще всего из Псалтири. Для прокимна стих выбирается особенно выразительный и подходящий к случаю. Название свое прокимен, «предваряющий», получил потому, что он предшествует чтению Священного Писания.

Для лучшего понимания эти отрывки из книг Бытия и Притчей Соломоновых могут быть прочитаны в русском переводе. Паремия – с греческого означает притча, иносказание.

Во время чтения первой паремии священник берет зажженную свечу и кадило. По окончании чтения священник, начертывая кадилом святой крест, произносит: «Премудрость, прости!», тем самым, призывая к особому вниманию и благоговению, указывая на особенную мудрость, заключенную в настоящем моменте.

Между паремиями Царские Врата открываются, и священник оборачивается к собравшимся и, благословляя их, произносит: «Свет Христов просвещает всех!» — напоминая верующим, что ветхозаветные праведники были просвещаемы светом Божественной истины и пророчествами готовились к пришествию на землю Спасителя.

По установившейся традиции, в этот момент все собравшиеся опускаются на колени, о чем их предупреждает звон небольшого колокола.

Следует второй отрывок из Священного Писания из книги Притчей Соломоновых, после которого, по указаниям устава, полагается пение пяти стихов из вечернего 140 псалма, начинающегося со стиха: «Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою». В нем выражено глубокое осознание греховности человеческого естества, постоянно стремящегося к лукавому самооправданию. В знак осознания собственной немощи и противления греху все молящиеся смиренно опускаются на колени и призывают на помощь Божественное милосердие.

Полную покаяния вечерню завершает молитва святого Ефрема Сирина, которая за богослужением читается только во время Великого поста. Эта молитва сопровождается земными поклонами, настраивает нас на правильное понимание нашего духовного делания, которое заключается не только и не столько в ограничении себя в пище, но прежде всего в умении видеть и бороться со своими собственными прегрешениями.

В те дни, когда Литургия Преждеосвященных Даров совпадает с престольным праздником, дни памяти великих святых и на Страстной седмице, полагаются чтения апостольского послания и отрывка из Евангелия.

Остановка перед сугубой ектенией

После молитвы преподобного Ефрема Сирина следует непосредственно Литургия Преждеосвященных Даров. Вкушая от одной священной Трапезы Тела и Крови Христовых, христиане соединяются с Богом, и в Нём становятся едиными. Евхаристия берет свое начало с Тайной Вечери, совершенной Господом накануне Своих страданий, а участие в Евхаристии является реальным переживанием этой Вечери.

Во время произнесения сугубой ектении священник молится о том, чтобы Господь принял наши усердные моления и ниспослал на народ Свой, т.е. на нас, всех собравшихся в храме, Свои богатые щедроты.

В Древней Церкви Таинству Крещения предшествовал долгий период оглашения желающих стать христианами.

Великий пост в древности был временем подготовки к Таинству Крещения, которое обычно совершалось в Великую Субботу или на Пасху. Те, кто готовились принять Таинство Крещения, посещали специальные огласительные беседы, на которых им разъяснялись основы православного вероучения для того, чтобы их жизнь в Церкви была осмысленной. Такие беседы, как вы знаете, и сейчас проводятся в наших храмах. Оглашенные посещали также и богослужения, в частности Литургию, на которой они могли присутствовать до ектении об оглашенных. Во время её произнесения диакон призывает всех верных, т.е. уже крещеных и постоянных членов православной общины, помолиться об оглашенных, чтобы Господь помиловал их, огласил их словом Истины, открыл им Евангелие правды. А священник в это время молится Господу и просит Его о том, чтобы Он избавил их (т.е. оглашенных) от древнего обольщения и козней противника… и сопричислил их к духовному стаду Христову.

С половины Поста, с Крестопоклонной седмицы, прибавляется еще ектения о «просвещаемых», т.е. уже «готовых к просвещению». Заканчивается период длительного оглашения, который в Древней Церкви мог продолжаться и несколько лет, и оглашаемые переходят в разряд «просвещаемых» и уже скоро над ними совершится Таинство святого Крещения. Священник в это время молится, чтобы Господь укрепил их в вере, утвердил в надежде, усовершенствовал в любви… и показал их достойными членами Тела Христова. Затем диакон призывает, чтобы все оглашенные и все, кто готовится к просвещению вышли из храма, и на богослужении остаются только верные, т.е. только крещеные православные христиане.

Наступает торжественный момент перенесения Святых Даров на престол. Внешне перенесение похоже на Великий вход за полной Литургией, но по существу и духовному значению он отличается. Он знаменует собой шествие Христа на Распятие, на вольные страдания за жизнь мира, «ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16).

Хор исполняет особое песнопение: «Ныне силы небесные с нами невидимо служат, ибо входит Царь Славы, вот Жертва, таинственно освященная, переносится». Священник в алтаре с воздетыми вверх руками трижды произносит эти слова, на которые диакон отвечает: «С верой и любовью приступим и причастниками Жизни вечной будем. Аллилуйя, Аллилуйя, Аллилуйя». Эти слова говорят о том, что мы должны приступать к Священной Трапезе памятуя о духовной чистоте, необходимой для участия в Евхаристии. Во время перенесения Святых Даров, все благоговейно должны опуститься на колени. Священник ставит Святые Дары на престол и покрывает их особым платом, называемым «воздУх». После этого произносится молитва святого Ефрема Сирина с тремя поклонами.

После просительной ектении следует молитва Господня «Отче наш».

После возгласа диакона «Вонмем», т.е. будем внимательны, священник, касаясь рукой Святых Даров, громко произносит: «Преждеосвященная Святая – Святым!», это означает, что Преждеосвященные Святые Дары предлагаются святым, т.е. всем верным чадам Божиим, всем собравшимся в этот момент в храме. Хор поет: «Един Свят, Един Господь, Иисус Христос, во славу Бога Отца. Аминь». Наступает долгожданный момент духовной радости – причащения Святых Христовых Тайн.

Когда Причастие завершится, священник заходит в алтарь, благословляет народ и произносит отпуст с упоминанием празднуемых святых дня и святителя Григория Двоеслова, папы Римского, святого еще неразделенной Древней Церкви, к которому восходит традиция составления и совершения Литургии Преждеосвященных Даров.

Литургия Преждеосвященных даров представляет собой чин, заменяющий собой полную евхаристическую литургию в будние дни Великого поста (а в древности — и в некоторые другие дни).

В отличие от полной литургии в чине Литургия Преждеосвященных даров отсутствует анафора или возношение святых даров, являющаяся главной молитвой таинства Евхаристии. Тем не менее Литургия Преждеосвященных даров сохраняет ряд важных аспектов евхаристического богослужения: собрание общины вместе (что является главным отличием от причащения больных на дому), преломление евхаристического Хлеба — освященного не за Литургией Преждеосвященных даров, а на предшествующей ей полной литургии св. Василия Великого или св. Иоанна Златоуста, и совместное причащение верующих.

В древности подобные богослужения были известна не только в ареале распространения константинопольской традиции, но и в Палестине, Сирии, Египте и Нубии, а также на Западе. К настоящему времени за пределами православной и униатской богослужебной традиции собственный чин Литургия Преждеосвященных даров на Востоке сохраняется только в Маланкарской Церкви в Индии (древне-восточная церковь, дохалкидонская церковь)

В католической богослужебной традиции, а также у англикан (не повсеместно) аналогию Литургия Преждеосвященных даров составляет традиция причащения Преждеосвященными Дарами в Великую пятницу — соответствующее богослужение может обозначаться как «месса Преждеосвященных » (Missa Praesanctificatorum). Можно также отметить, что в католической среде очень распространена практика, когда за всякой мессой освященную гостию полностью потребляет священник, а мирян причащают заготовленными заранее облатками, освящаемыми сразу в большом количестве в удобный для священника день и затем расходуемыми по мере необходимости на протяжении несколько дней или недель, что типологически напоминает Литургия Преждеосвященных даров.

Происхождение

Наиболее ранние свидетельства о совершении Литургия Преждеосвященных даров на Востоке относятся к VII в. В константинопольской «Пасхальной хронике» под 615 или 616 г. говорится, что «в этот год при Сергии, патриархе Константинопольском, начиная с первой седмицы Великого поста стали после «Да исправится молитва моя…», во время перенесения Преждеосвященных Даров из скевофилакиона в алтарь, петь : после священнического возгласа «По дару Христа Твоего…» народ сразу начинает: «Ныне силы небесные…» И это поется не только Великим постом во время входа Преждеосвященных , но и в другие дни, когда бы ни случилась Преждеосвященных».

А в происходящих из Палестины «Чудесах Святой Девы Марии в Хозиве» — сборнике различных историй, составленном Антонием Хозевитом († между 632 и 640),- описывается, как послушник или молодой монах прочел над просфорами, которые он нес в свой монастырь, какую-то часть евхаристической молитвы, услышанной им в церкви (вероятно, эпиклезу или молитву призывания Святого Духа), после чего на него и на просфоры сошел Святой Дух, а настоятелю монастыря, ожидавшему прибытия своего послушника, явился ангел, повелев совершить над просфорой вместо полного чина «Преждеосвященный… ибо она освящена».

Наконец, 52-е правило Трулльского Собора 691-692 гг. канонически закрепляет совершение Литургия Преждеосвященных даров «во все дни поста Святой четыредесятницы , кроме суббот и воскресений и святого дня Благовещения», тем самым корректируя предписания 49-го и 51-го правил Лаодикийского Собора (до 343 или ок. 360 г.), запрещавшие совершение литургии в дни Великого поста, за исключением суббот и воскресений.

Собственно текст Литургия Преждеосвященных даров согласно константинопольской традиции сохранился в рукописях с кон. VIII в. С другой стороны, в достаточно подробных описаниях иерусалимского богослужения IV-V вв.- «Паломничестве» Эгерии и армянской версии содержащего богослужебные последования древнего иерусалимского Лекционария — никаких упоминаний о Литургия Преждеосвященных даров в разделах о Великом посте и Страстной седмице не содержится. Так что в Палестине она появилась не ранее сер. V в. (скорее, в VI в.). В грузинскую версию древнего иерусалимского Лекционария, отражающую практику VI-VII вв., Литургия Преждеосвященных даров уже включена.

На Западе причащение Преждеосвященными Дарами в отличие от Литургии Преждеосвященных даров долгое время не имело никакого текстуального оформления в виде молитв или песнопений, предназначенных для подобной ситуации. Поэтому идею о происхождении этого богослужебного чина с Запада, вопреки распространившемуся с XVI в. в православной среде мнению о её составлении Римским папой Григорием I Великим, следует полностью отвергнуть.

Несомненно, ключевой богословской предпосылкой для самого существования Литургии Преждеосвященных даров является вера в то, что евхаристические Дары реально, а не символически и навсегда становятся Телом и Кровью Христовыми — иначе практика сохранять Св. Дары после окончания литургии не имела бы. Следовательно, Литургия Преждеосвященных даров неразрывно связана с традицией хранения Святых Даров для причащения ими вне евхаристической литургии, хорошо известной с раннехристианского времени. Однако причины установления именно богослужения, включающего совместное причащение, но исключающего евхаристическую молитву общины, не вполне ясны. Исследователи выдвигали различные предположения относительно этих причин. Одной из них, возможно, было прекращение с IV в. практики домашнего причащения мирян вследствие распространившихся злоупотреблений.

Можно быть полностью уверенным в том, что самое существенное влияние на возникновение Литургии Преждеосвященных даров оказало повсеместное распространение в IV в. практики соблюдения Великого поста. Пост стал и временем более частого посещения мирянами церковных собраний. Их желание принять участие в Трапезе Господней при каноническом запрете на совершение Евхаристии в будние дни поста (правила Лаодикийского собора 49 и 51), вероятно, и имело следствием появление Литургии Преждеосвященных даров.

Константинопольский чин Литургии Преждеосвященных даров — единственный непрерывно совершавшийся в православной Церкви с доиконоборческого времени вплоть до наших дней. Он является безусловным украшением великопостного богослужения. Несколько входящих в него уникальных песнопений составляют интересный пласт церковного пения, а сам он занимает особое место в православном богослужебном предании.

Дни совершения

В настоящее время Литургия Преждеосвященных даров бывает только в будние дни Великого поста. В древности, однако, она могла совершаться и в некоторые другие дни. Так, в древнейшем свидетельстве о константинопольской Литургии Преждеосвященных даров, содержащемся в «Пасхальной хронике», прямо сказано, что исполняемое на ней вместо Херувимской песни песнопение «Ныне силы небесные…» исполняется «не только Великим постом во время входа Преждеосвященных , но и в другие дни, когда бы ни случилась Преждеосвященных».

В Типиконе Великой церкви (храма Святой Софии в Константинополе), описывающем кафедральное богослужение столицы Византии в IX-XI вв., Литургия Преждеосвященных даров установлена не только на все будние дни Великого поста, но и на среду и пятницу Сырной седмицы и Великую пятницу. Устав Великой церкви умалчивает о литургии в Великий понедельник, Великий вторник, Великую среду, но в эти дни тоже, несомненно, совершалась Литургия Преждеосвященных даров; кроме того, допускается совершение Литургия Преждеосвященных даров вообще по средам и пятницам всего года.

Атрибуция

В древнейших рукописях, равно как и в современных стандартных изданиях, заглавие Литургия Преждеосвященных даров не содержит указания на конкретного автора ее текста. Однако с XII в. имя автора начинает спорадически появляться. Достаточно часто греч. Евхологии XII-XVI вв. называют автором Литургия Преждеосвященных даров свт. Германа I Константинопольского; реже — и позже, с XIV в.,- возникает имя свт. Епифания Кипрского; еще позднее, с XV в., в качестве составителя Литургии Преждеосвященных даров указывается свт. Григорий I Великий; как минимум в 2 рукописях XVI в. вместо свт. Григория Великого (Двоеслова) стоит имя свт. Григория Богослова.

Исследователями выдвинуты различные предположения относительно причин приписывания Литургии Преждеосвященных даров папе Римскому Григорию — латиноязычному автору, не связанному с константинопольской богослужебной традицией. В современной греческой традиции эта атрибуция в целом отвергнута — в частности, имя свт. Григория не упоминается на отпусте Литургии Преждеосвященных даров. В современной русской традиции имя свт. Григория не используется в заглавии чина (по крайней мере в стандартных изданиях), но звучит на отпусте этой литургии, а в русской старообрядной традиции отпуст этого богослужения произносится без имени свт. Григория.

Время совершения

Согласно Типикону (главы 32, 49), Литургия Преждеосвященных даров должна оканчиваться прямо перед вечерней монастырской трапезой, или около 16.00 часов по современному счету времен. Таким образом, уставное начало Литургии Преждеосвященных даров соответствует 14-15 час. по современному счету. Собственно говоря, на это указывает уже сам чин Литургии Преждеосвященных даров, 1-ю половину которого составляет служба вечерни. Позднее, начало литургии и причащение Святых Тайн не с утра, а перед вечерней трапезой в соответствии с 41-м (50-м) правилами Карфагенского и 29-м правилом Трулльского предполагают особо длительное воздержание от пищи в дни совершения Литургии Преждеосвященных даров. Это полностью согласуется со статусом этой литургии как сугубо великопостной службы.

Однако ритм жизни в наше время в большинстве случаев не позволяет устанавливать совершение Литургия Преждеосвященных даров на 14-15 час. дня, поэтому она обычно служится позже, чем это предписано по уставу: в 17 или даже в 18 ч.

Порядок совершения

Согласно совр. практике, совершению Литургии Преждеосвященных даров непосредственно предшествуют великопостные часы и т.н. Чин изобразительных. Перед Литургией Преждеосвященных даров. (обычно во время изобразительных) духовенство облачается в священные одежды, но без произнесения тех стихов, которые используются на полной литургии.

Сам чин открывается литургийным возгласом за которым следуют обычные элементы вечерни: предначинательный псалом (Пс 103), мирная ектения, кафизма, псалмы «Господи, воззвах» (Пс 140, 141, 129, 116) со стихами и стихиры.

Во время предначинательного псалма священник читает светильничные молитвы.

Кафизма на Литургии Преждеосвященных даров практически всегда — 18-я (Пс 119-133), или, по ее первым словам — «Ко Господу…». Согласно совренному Типикону (гл. 17), лишь на 5-й седмице Великого поста на Литургии Преждеосвященных даров должна исполняться иная кафизма.

Во время кафизмы священник поставляет Преждеосвященный Хлеб на дискос, наливает в чашу вино и воду и покрывает приготовленные Дары покровцами и воздýхом — без тех стихов, что произносятся в конце проскомидии на полной литургии.

Этому предшествует торжественная церемония перенесения Преждеосвященного Хлеба со св. престола на жертвенник (согласно Служебнику, Преждеосвященные Дары должны храниться в т.н. «хлебоносце» (греч. «артофории») на жертвеннике, но на практике они хранятся на святом престоле на отдельном покрытом дискосе).

Во время 1-го антифона кафизмы священник, совершив земной поклон, распростирает антиминс, поставляет на него пустой дискос, снимает колпак с дискоса с Преждеосвященным Хлебом и переносит его на пустой дискос (обычно не своими пальцами, а при помощи копия и лжицы), поставляя его печатью кверху. После земного поклона произносится малая ектения, священник читает молитву и начинается 2-й антифон (часть) кафизмы.

Во время 2-го антифона совершается троекратное каждение вокруг св. престола (если священник служит с диаконом, тот предходит со свечой; до и после каждения, как правило, делается земной поклон). Затем следуют малая ектения, 3-я светильничная молитва и 3-й антифон кафизмы.

Совершив земной поклон, священник поднимает со св. престола дискос с Преждеосвященным Хлебом и, обходя святой престол против часовой стрелки, переносит его на жертвенник. Диакон, если он есть, предшествует ему со свечой и кадилом. Поставив дискос на жертвенник, священник совершает вышеописанное приготовление Даров, в конце которого вместо молитвы проскомидии произносит лишь и делает земной поклон. Кафизма заканчивается, и произносится последняя малая ектения.

Каждение при пении стихир на «Господи, воззвах» одновременно является каждением в конце приготовления Даров — аналогично каждению в конце проскомидии на полной литургии.

Вечерню в составе Литургии Преждеосвященных даров увенчивают вход с кадилом (если на литургии будет читаться Евангелие, т. е. на Страстной седмице и при совершении Литургии Преждеосвященных даров в полиелейные праздники, вход совершается с Евангелием), после которого поется гимн «Свете тихий», и чтение ветхозаветных паремий. Изначально идея систематического чтения Ветхого Завета за службами Великого поста была связана с традицией оглашения. 1-я паремия начинается и заканчивается прокимнами, каждый раз новыми (в течение Великого поста прокимны до и после паремии на 6-м часе и 1-й паремии на вечерне поочередно выбраны из последовательно идущих псалмов).

После прокимна в конце 1-й паремии произносятся возгласы: «Повелите», «Премудрость, прости», «Свет Христов просвещает всех»): 1-й возглас произносит диакон, если он есть (если нет, священник), 2-й — священник, взяв в руки свечу и кадило и крестообразно осеняя ими престол, 3-й — он же, выйдя из алтаря, поворачиваясь к народу. При этом народ встает на колени. Возглас «Свет Христов просвещает всех» подчеркивает связь паремий Литургии Преждеосвященных даров с традицией оглашения, т. е. подготовки к таинству Крещения, иначе называемому Просвещением.

Сразу после возгласа «Свет Христов…» начинается чтение 2-й паремии. По окончании паремий поется «Да исправится молитва моя» — особое песнопение, повторяемый неск. раз стих Пс. 140:2, перемежаемый стихами Пс 140:1,3 и 4. В совр. практике «Да исправится молитва моя» исполняется даже торжественнее, чем предписывает устав: народ стоит на коленях во все время его пения, священник кадит святой престол и Преждеосвященные Дары на жертвеннике. По завершении песнопения совершаются 3 земных поклона с молитвой прп. Ефрема Сирина.

Затем, если положено, читаются Апостол и Евангелие. Завершением библейских чтений Литургии Преждеосвященных даров служит Сугубая ектения, после которой начинается собственно литургийная часть.

Ее открывают ектения и молитва об оглашенных с отпустом оглашенных. Следуют ектения и молитва о готовящихся ко Святому Просвещению, т. е. к таинству Крещения, которое в Константинополе торжественно совершалось в Лазареву и в Великую субботы. Эта ектения читается только со среды Крестопоклонной седмицы и до Страстной среды — в тот период, когда в Константинополе и происходила окончательная подготовка оглашаемых, причем лишь тех, кто будет принимать Крещение именно в этом году (на что и указывает наличие не одной, а 2 ектений и 2 молитв: об оглашаемых и о готовящихся ко Просвещению). Происходит отпуст готовящихся ко Святому Просвещению.

После этого возглашаются две ектении верных — как на полной литургии,- во время которых священник читает 2 молитвы.

Далее совершается великий вход с Преждеосвященными Дарами. В современной практике и дискос и чашу несет священник, поскольку дискос в отличие от чаши содержит уже освященные Дары — Тело и Кровь Христовы; диакон предшествует ему со свечой и кадилом. Во время великого входа хор поет песнь «Ныне силы небесныя…», а молящиеся встают на колени. После великого входа совершаются 3 земных поклона с молитвой преп. Ефрема Сирина, царские врата затворяются, а завеса закрывается до середины врат.

Следует составная просительная ектения, объединяющая прошения две ектений полной литургии: после великого входа и после анафоры. Священник в это время читает молитву перед «Отче наш». Поется молитва Господня «Отче наш», после к-рой, как и на полной литургии, следует главопреклонная молитва.

Наступает момент главных священнодействий Литургии Преждеосвященных даров: преломления Преждеосвященного Хлеба, вложения его части в чашу и причащения. Священник произносит молитву на возношение Св. Даров, но само возношение не совершается, вместо этого богослужебные книги предписывают священнику, не снимая покровца с дискоса, лишь коснуться пальцами Преждеосвященного Хлеба со словами: «Преждеосвященныя святая святым». Затем священник снимает покровец с дискоса, преломляет Преждеосвященный Хлеб и крестообразно вкладывает одну из его частей в чашу, куда затем вливается теплота.

Происходит причащение священнослужителей, затем народа. В конце причащения, когда священник переносит чашу со Св. Дарами с престола на жертвенник, после обычного возгласа поется тропарь «Да исполнятся уста наша» — как на полной литургии.

Наконец, провозглашается благодарственная ектения после причащения Св. Тайн, священник читает благодарственную молитву, и Литургия Преждеосвященных даров заканчивается заамвонной молитвой, пением «Буди имя Господне…» (трижды; в это время священник читает заключительную молитву, иначе называемую молитвой на потребление Даров), Пс 33 и отпустом. При архиерейском богослужении чин Л. П. Д. имеет нек-рые особенности.

Приготовление Преждеосвященных Даров

Для совершения Литургии Преждеосвященных даров помимо обычных условий: собрания церковной общины во главе с епископом или священником в храме и наличия евхаристических приношений (в данном случае вина), требуется, чтобы в этом храме имелся освященный Агнец — Преждеосвященный Хлеб, приготовленный заранее на полной литургии. Агнцы для Литургии Преждеосвященных даров изымаются — каждый из своей просфоры — на проскомидии полной литургии (как правило, в предшествующее воскресенье) после изъятия агнца для самой этой литургии с произнесением всех принятых для этого священнодействия слов. Все агнцы поставляются на дискос и находятся на нем до момента возношения св. Хлеба на возгласе: «Святая святым», когда предстоятель возносит все их вместе. Затем в святую чашу вливается немного теплоты, и предстоятель, беря поочередно каждый из приготовляемых для Литургии Преждеосвященных даров агнцев, при помощи лжицы напитывает («напояет») его Св. Кровью Христовой из чаши. Эта практика установилась к XIV в., тогда как в более раннюю эпоху, согласно целому ряду источников, Преждеосвященный Хлеб для Литургии Преждеосвященных даров — в отличие от запасных Св. Даров для причащения отшельников и больных — мог приготавливаться и храниться без напоения его Св. Кровью. Современные издания Служебника предписывают священнику лишь крестообразно прикоснуться омоченной в Святой Крови лжицей к Св.Агнцу, но на практике встречается более обильное напоение, вплоть до погружения его прямо в чашу.

Затем приготовленные Преждеосвященные агнцы выкладывают на особый дискос для последующего хранения, в св. чашу доливается необходимое количество теплоты, и литургия продолжается.

Транскрипт

1 ЛИТУРГИЯ ПРЕЖДЕОСВЯЩЕННЫХ ДАРОВ ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

3 УДК 783 ББК Т 67 По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси АЛЕКСИЯ II Т 67 Триодь церковного пения: Седмичные службы Великого поста: Литургия Преждеосвященных Даров. М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, c. Издательский Совет продолжает выпуск основного круга церковно-певческих книг. Уже изданы Обиход церковного пения: Всенощное бдение; Обиход церковного пения: Божественная Литургия; Осмогласие. В настоящий сборник вошли употребительные напевы великопостных песнопений традиции Богоявленского Патриаршего Елоховского собора второй половины ХХ в. В книге также опубликованы древние роспевы и их обработки, выполненные известными авторами М. И. Глинкой, Д. С. Бортнянским, Е. С. Азеевым, Н. М. Потуловым, Д. Н. Соловьевым, иеромонахом Нафанаилом (Бочкало), архиепископом Ионафаном (Елецких). Нотный материал приспособлен для исполнения небольшими смешанными хорами, как профессиональными, так и любительскими. Песнопения публикуются по дореволюционным изданиям и рукописям из собраний крупнейших библиотек России (см. Источники публикуемых нотных материалов. Комментарии). Издание снабжено краткой схемой Литургии Преждеосвященных Даров. Издательство благодарит архиепископа Херсонского и Таврического Ионафана; Отдел нотных изданий и звукозаписей Российской государственной библиотеки за предоставленные материалы. ISBN Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2006

4 Схема Божественной Литургии Преждеосвященных Даров Благословенно Царство Аминь Приидите, поклонимся (трижды) Предначинательный псалом Ектения великая Чтение 18 кафизмы (Кафизма разделена на три Славы, после каждой из них Ектения малая) Господи, воззвах и стихиры Свете тихий Прокимен Триоди Чтение Книги Бытия Прокимен Триоди Свет Христов просвещает всех Чтение Книги Притчей (Если совершался полиелей, то читаются также паримии празднику или святому) (Мир ти И духови твоему Премудрость) Прокимен великий: Да исправится молитва моя Молитва прп. Ефрема Сирина с 3-мя поклонами (Если совершался полиелей, то добавляются прокимен Апостола, чтение Апостола, Аллилуия, чтение Евангелия; в понедельник, вторник, среду Страстной седмицы читается только Евангелие) Ектения сугубая Ектения об оглашенных (Со среды 4-й седмицы добавляется Ектения об оглашенных Иже ко просвещению) Ектения о верных Елицы вернии Ектения о верных Паки и паки По Дару Христа Твоего Аминь Ныне Силы Небесныя Молитва прп. Ефрема Сирина с 3-мя поклонами Ектения просительная И сподоби нас, Владыко Отче наш Яко Твое есть Царство Аминь Мир всем И духови твоему Главы наша Господеви приклоним Тебе, Господи Благодатию и щедротами Аминь Преждеосвященная Святая святым Един Свят Причастен: Вкусите и видите (Если совершался полиелей, то добавляется причастен праздника) Со страхом Божиим Благословлю Господа Вкусите и видите (во время Причащения) Аллилуия (после Причащения) Спаси, Боже Хлеб Небесный Всегда, ныне и присно Аминь. Да исполнятся Ектения Прости приимше С миром изыдем О Имени Господни Господу помолимся Господи, помилуй Заамвонная молитва: Владыко Вседержителю Аминь. Буди Имя Господне (трижды) Слава, и ныне Псалом 33 Благословение Господне на вас Аминь Слава Тебе, Христе Боже Слава, и ныне. Господи, помилуй (трижды) Благослови Отпуст Великаго Господина 7

5 * Напевы указаны по первоисточникам (названия данные в квадратных скобках уточнены по изданиям: Триодь нотнаго пения: Постная и Цветная. СПб.: Синод. тип., 1899; Спутник псаломщика. Репр. изд. М., 1999). ** Прокимны Триоди Знаменного роспева в четырехголосном изложении приведены в Приложении (с. 78). 8 Глас 6. При1зри и услы1ши мя, / Го1споди Бо1же мой. Пятница 1-й седмицы Глас 5. Услы1шит тя Госпо1дь / в день печа1ли. Глас 6. Вознеси1ся, Го1споди, си1лою Твое1ю, / воспое1м и пое1м си1лы Твоя1. Среда 2-й седмицы Глас 6. Весели1теся о Го1споде / и ра1дуйтеся, пра1веднии. Глас 1. Бу1ди, Го1споди, ми1лость Твоя1 на нас, / я1коже упова1хом на Тя. Пятница 2-й седмицы Глас 4. Ми1лость Твоя1 и и1стина Твоя1 / вы1ну да засту1пите мя. Глас 6. Аз рех, Го1споди, поми1луй мя, / исцели1 ду1шу мою1. Среда 3-й седмицы Глас 4. Упова1х на ми1лость Бо1жию / во ве1ки и в век ве1ка. Глас 4. Внегда1 возврати1т Госпо1дь / плене1ние люде1й Свои1х. Пятница 3-й седмицы Глас 4. Даждь нам по1мощь от ско1рби, / и су1етно спасе1ние челове1ческо. Глас 6. Услы1ши, Бо1же, моле1ние мое1, / вонми1 моли1тве мое1й. Среда 4-й седмицы Глас 4. Благослове1н Госпо1дь Бог Изра1илев, / творя1й чудеса1 еди1н. Глас 4. Мне же прилепля1тися Бо1гови / бла1го есть. Пятница 4-й седмицы Глас 4. Пасы1й Изра1иля, вонми1, / наставля1яй, яко овча1, Ио1сифа. Глас 4. Ра1дуйтеся Бо1гу / Помо1щнику на1шему. Среда 5-й седмицы Глас 4. Бог отмще1ний Госпо1дь, / Бог отмще1ний, не обину1лся есть. Глас 4. Воспо1йте Го1сподеви / песнь но1ву. Пятница 5-й седмицы Глас 4. Щедр и ми1лостив Госпо1дь, / долготерпели1в и многоми1лостив. Глас 4. Яко возвели1чишася дела1 Твоя1, Господи, / вся прему1дростию сотвори1л еси. Среда ваий Глас 4. Благоугожду1 пред Го1сподем / во стране1 живы1х. Глас 4. Моли1твы моя1 Го1сподеви возда1м / пред все1ми людьми1 Его1. Пятница ваий Глас 6. По1мощь на1ша во И1мя Го1спода, / сотво1ршаго Не1бо и зе1млю. Глас 4. Наде1ющиися на Го1спода, / я1ко гора1 Сио1н не подви1жится во век. Великий Понедельник Глас 6. Благослови1т тя Госпо1дь от Сио1на, / и у1зриши блага1я Иерусали1ма. Глас 6. Благослови1хом вы / во И1мя Госпо1дне. Великий Вторник Глас 6. Воскресни1, Го1споди, в поко1й Твой, / Ты и Киво1т святы1ни Твоея1. Глас 4. Се что добро1 или1 что красно1, / но е1же жи1ти бра1тии вку1пе. Великая Среда Глас 4. Испове1дайтеся Бо1гу Небе1сному, / я1ко благ, я1ко в век ми1лость Его. Глас 4. Го1споди, ми1лость Твоя1 во век, / дел руку1 Твое1ю не пре1зри. 9

6 * Да исправится молитва моя древний великий прокимен. Согласно Уставу, сам прокимен и стихи поет чтец, а припев исполняет лик. После третьего стиха и припева чтец поет прокимен до половины, а со слов «воздеяние руку моею» допевает лик. ** В качестве припева исполняется первая строфа

7 * Здесь и далее случайные знаки альтерации действительны в пределах такта; если деление на такты отсутствует, то случайные знаки действительны в пределах строки

8 14 15

9 16 17

10 18 19

11 20 21

12 22 23

13 разных роспевов и Панихида, роспев древнекиевский. М.: Юргенсон, Ценз В ориг. изд. тональность C-dur. Знаменного роспева/ Обраб. Д. Н. Соловьева Печ. по изд.: Церковно-певческий сборник. Т. 3. Ч. 1: . СПб.: Синод. тип., В ориг. изд. тональность C-dur. Напева Киево-Печерской Лавры Печ. по изд.: Обиход нотный Киево-Печерской Лавры. Ч. 4: Пение во св. Четыредесятницу. Киев, В ориг. изд. для мужского хора; тональность G-dur. ПО ЯВЛЕНИИ СВЯТЫХ ДАРОВ Знаменного роспева Подготовлено Т. А. Грачевой; Печ. по изд.: Триодь нотнаго пения: Постная и Цветная. СПб.: Синод. тип., Обычного напева*. Киевского роспева / Обраб. Н. М. Потулова Печ. по изд.: Потулов Н. М. Сборник церковных песнопений. Вып. 3: Пение во святую Четыредесятницу на утрени, часах, вечерни, повечерии и Литургии Преждеосвященных Даров разных роспевов и Панихида, роспев древнекиевский. М.: Юргенсон, Ценз В ориг. изд. тональность С-dur. Знаменного роспева/ Обраб. Д. Н. Соловьева Печ. по изд.: Церковно-певческий сборник. Т. 3. Ч. 1: . СПб.: Синод. тип., В ориг. изд. тональность a-moll. МНОГОЛЕТНЫ Обычного напева*. П р и л о ж е н и е ПРОКИМНЫ ТРИОДИ Знаменного роспева Распеты по образцу воскресных прокимнов в обработке А. Д. Кастальского по изд.: Обиход церковнаго пения Синодального хора/ Под ред. А. Кастальского. Ч. 1: Всенощное бдение. М., Б. г. В ориг. изд. расположение широкое. Ектения великая Знаменного роспева Обычного напева Киевского роспева. Обработка Н. М. Потулова….7 Обработка М. Г. Климова и священника Василия Лебедева Знаменного роспева. Обработка Д. Н. Соловьева Прокимны Триоди Обычного напева Да исправится молитва моя Знаменного роспева. Глас Греческого роспева (многоголосный вариант)…12 Греческого роспева. Обработка иеромонаха Нафанаила (Бочкало) Киевского роспева. Обработка Н. М. Потулова Напева Киево-Печерской Лавры Обработка М. И. Глинки Греческого роспева. Обработка Е. С. Азеева Сочинение Д. С. Бортнянского Ектения сугубая Знаменного роспева Обычного напева Киевского роспева. Обработка Н. М. Потулова Обработка М. Г. Климова и священника Василия Лебедева Знаменного роспева. Обработка Д. Н. Соловьева Ныне Силы Небесныя Знаменного роспева Киевского роспева. Обработка Н. М. Потулова Обработка иеромонаха Нафанаила (Бочкало) Киевского роспева. Обработка В. Г. Петрушевского Знаменного роспева. Обработка Д. Н. Соловьева Напева Валаамского монастыря. Обработка архиепископа Ионафана (Елецких) Напева Киево-Печерской Лавры Киевского роспева. Обработка Д. С. Бортнянского СОДЕРЖАНИЕ Ектения просительная Знаменного роспева Обычного напева Киевского роспева. Обработка Н. М. Потулова Обработка М. Г. Климова и священника Василия Лебедева Знаменного роспева. Обработка Д. Н. Соловьева Отче наш Обычного напева По Отче наш Знаменного роспева Обычного напева Киевского роспева. Обработка Н. М. Потулова Знаменного роспева. Обработка Д. Н. Соловьева Причастен Знаменного роспева Киевского роспева. Обработка Н. М. Потулова Знаменного роспева. Обработка Д. Н. Соловьева Напева Киево-Печерской Лавры По явлении Святых Даров Знаменного роспева Обычного напева Киевского роспева. Обработка Н. М. Потулова Знаменного роспева. Обработка Д. Н. Соловьева Многолетны Обычного напева П р и л о ж е н и е Прокимны Триоди Знаменного роспева Источники публикуемых нотных материалов. Комментарии

14 Богослужебное нотное издание ТРИОДЬ ЦЕРКОВНОГО ПЕНИЯ Седмичные службы Великого поста Литургия Преждеосвященных Даров Редактор-составитель А. Буренина Редактор Н. Грызлова Консультант Н. Мышкин Редактор Богослужебного текста Л. Емельянова Консультанты по Богослужебному Уставу С. Ванюков, А. Шишкин Художественное оформление А. Котляров Технический редактор З. Кондрашова Корректоры М. Недзельский, Т. Четвергова Нотный набор и верстка К. Накладова Верстка И. Покидова Подписано в печать Формат 60х90 1 / 8. Печать офсетная. Объем 11,0 п. л. Тираж экз. Заказ Издательский Совет Русской Православной Церкви , Москва, Погодинская ул., 20 Оптовый отдел реализации: (495) , Магазин: (495)

АБВГДЕЖЗИЙ КЛМНОПРСТУФХЦЧШЩ Ъ Ы Ь ЭЮЯ

Литургия преждеосвященных даров

Григорий Двоеслов

— один из чинов литургии, совершаемых в православной церкви. На этой литургии не совершается евхаристия, а причащение происходит преждеосвященными дарами. Чин литургии Преждеосвященных Даров был составлен и введен в церковную практику Григорием Великим (Двоесловом), папой Римским (+604), на основе сходной восточной литургии. Совершается в Великий пост в среды и пятницы, в четверг пятой недели Великого поста, в понедельник, вторник и среду Страстной седмицы. Литургия Преждеосвященных Даров не содержит проскомидии и совершается в соединении с вечерней. В чин входят две части: литургия оглашенных (на которой разрешается присутствовать оглашенным) и литургия верных (на которой им не разрешается присутствовать). Литургия оглашенных состоит из благословения, предначинательного псалма, чтения священником светильничных молитв, великой ектений, кафизмы, стихир на «Господи воззвах», входа с кадилом или с Евангелием, пения «Свете тихий», чтения паримий, молитвы Ефрема Сирина, чтения Евангелия (если положено по уставу), ектений сугубой и об оглашенных. Литургия верных: начинается с великого входа с преждеосвященными дарами во время пения молитвы «Ныне силы небесныя…», затем следуют ектения, молитва «Отче наш», причащение священнослужителей, причащение мирян, заамвонная молитва, Пс. 33, отпуст.

» Предыдущая статья

Следующая статья «

СЛОВАРЬ

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *