Литургия для детей

Божественная литургия

  • Проскомидия
  • Литургия оглашенных
  • Литургия верных

«Литургия» – греческое слово. В Древней Греции некоторые общие работы, непосильные для одного человека, назывались «литургиями». Первые христиане назвали этим словом главную службу Богу.

Божественная литургия – самая главная церковная служба

На Литургии вспоминается земная жизнь Иисуса Христа от рождения до вознесения Его на Небо, Его учение и принесенные Им на землю спасительные блага. Порядок Литургии такой: сначала готовится все необходимое для Таинства Причащения; затем верующие готовятся к Таинству; и, наконец, совершается само Таинство, и верующие причащаются.

Литургия таким образом делится на три части:

  1. Проскомидия;
  2. Литургия оглашенных;
  3. Литургия верных.

Проскомидия

«Проскомидия» – слово греческое и означает «принесение». Название первой части Литургии связано с обычаем древних христиан приносить хлеб, вино и все нужное для совершения Литургии. Поэтому хлеб, употребляемый на ней, называется просфорою, что означает «приношение». Мы не можем жить без еды и питья. Поэтому наши дары значат, что мы приносим Богу в дар нашу жизнь.

Во время Проскомидии священник приготавливает наши дары (просфоры). Для Проскомидии употребляются пять служебных просфор (в воспоминание того, как Иисус Христос накормил пятью хлебами более пяти тысяч человек) а также просфоры, заказанные прихожанами. Для причащения употребляется одна просфора (Агнец), которая по своей величине должна соответствовать числу причастников. Из каждой просфоры священник вынимает по частице и располагает их на дискосе (золотой тарелочке) в строгом порядке:

— сначала в центре полагается кубическая часть просфоры (называемая «Агнцем»);

— частицу из второй просфоры, называемой «Богородичною» (в честь Божией Матери), священник полагает по правую сторону «Агнца»;

— частицы из девятичинной просфоры (в честь всех святых) – по левую сторону «Агнца» (по три частицы в ряд);

— частицы за живых полагаются ниже «Агнца»;

— частицы за усопших – еще ниже;

— частицы из просфор, подаваемых верующими, полагаются вместе с частицами, вынутыми из четвертой и пятой просфор.

Соединение на дискосе всех частиц в таком порядке означает всю Церковь Божию. Возглавляет Церковь Сам Господь Иисус Христос.

Проскомидия совершается священником вполголоса на Жертвеннике при закрытом Алтаре. В это время читаются третий и шестой часы по Часослову (богослужебная книга).

Литургия оглашенных

Во время Литургии оглашенных (оглашенные – готовящиеся к принятию Святого Крещения) мы учимся, как надо жить по Заповедям Божиим. Начинается она Великой ектенией, в которой священник или диакон читает короткие молитвы о мирных временах, о здоровье, о нашей стране, о наших близких, о Церкви, о Патриархе, о путешествующих, о находящихся в тюрьмах или попавших в беду. После каждого прошения хор поет: «Господи помилуй».

После Великой ектении поется Первый антифон (псалом 102) «Благослови, душе моя, Господа…». После Малой ектении поется Второй антифон (псалом – 145-й) «Хвали, душе моя, Господа…». Псалмы эти называются антифонами – петь их положено на двух клиросах попеременно.

По окончании Второго антифона всегда поется «Единородный Сыне…». В этом песнопении изложено православное учение о Втором Лице Святой Троицы – Сыне Божием Иисусе Христе.

Далее следует Малая ектения и пение третьего антифона – «Блаженств Евангельских» (правила жизни, которые нам дал Господь Иисус Христос). При пении Третьего антифона открываются Царские врата.

В конце «Блаженств» священник торжественно выносит через северные врата из Алтаря Евангелие и так же торжественно вносит его в Алтарь через Царские врата.

(Шествие священнослужителя с Евангелием называется малым входом и напоминает верующим первый выход Иисуса Христа на проповедь). Певчие поют входное: «Приидите, поклонимся…».

После этого поются тропари, кондаки и «Трисвятое» («Святый Боже…»).

По окончании «Трисвятого» на середину храма выходит чтец и читает «Апостола» (отрывок из посланий апостолов к первым христианам).

После чтения «Апостола» диакон или сам священник читает Евангелие.

По окончании чтения Евангелия следует сугубая (усиленная) ектения за живых и затем – особая ектения за усопших.

После этого оглашенным предлагают выйти из храма.

Литургия верных

Третья часть называется Литургией верных потому, что на ней могут присутствовать только верные, т.е. крещенные. После приглашения оглашенным удалиться из храма поется Херувимская песнь. Эта песнь приглашает верующих оставить всякую мысль о житейском, представить себе, что они, подобно Херувимам, находятся близ Бога, на Небе, и, как бы вместе с ними, поют Ему трисвятую песнь. После исполнения слов: «Всякое ныне житейское отложим попечение…» священник торжественно выносит Святые Дары – хлеб и вино – из северных врат Алтаря. Остановившись в Царских вратах, он молится за всех, кого мы особенно вспоминаем, и, возвращаясь через Царские врата в Алтарь, ставит Честные Дары на Престол. (Перенесение даров с Жертвенника на Престол называется Великим входом и знаменует собой торжественное шествие Иисуса Христа на вольные страдания и крестную смерть). Хор продолжает петь «Херувимскую» со слов: «Яко да Царя всех подымем…».

После «Херувимской» звучит просительная ектения и поется одна из главных молитв – «Символ веры», – которую вместе с певчими исполняют все прихожане.

Наступает кульминация Литургии:

Совершается Святое Таинство Евхаристии – преложение хлеба и вина в истинное Тело и истинную Кровь Господа нашего Иисуса Христа.

В это время хор поет «Милость мира».

Затем звучит «Хвалебная песнь Богородице» и просительная ектения. Самую главную – «Молитву Господню» (Отче наш…») – исполняют все верующие. После «Молитвы Господней» поется запричастный стих. Открываются Царские врата.

Священник выносит Чашу со Святыми Дарами и говорит:

«Со страхом Божиим и верою приступите!» Начинается причащение верующих и хор поет: «Тело Христово приимите…».

По завершении причащения певчие поют благодарственную песнь: «Да исполнятся уста наша…» и псалом 33. Далее священник произносит отпуст (т.е. завершение Литургии). Звучит «Многолетие» и прихожане целуют Крест.

И тут мы открыли для себя Литургию для детей. Конечно, мы и раньше знали, что в нашем храме служат Литургию для детей, но почему то у нас не хватало ума начать ходить на нее сразу, как ребенок родился. На Литургию для детей мы стали приходить, когда я уже была на сносях со вторым ребенком. И мы сразу поняли, какое же это чудо – Литургия для детей! Это такая чудесная служба, на которой можно помолиться, даже с детьми. На службе все очень спокойно, никто не нервничает, никто не делает замечаний, никто никуда не торопится, нет неудержимого желания, чтобы Причастие началось поскорее, пока еще не все дети расползлись и разорались. Я поймала себя на мысли, что на Литургии для детей пропадает внутреннее напряжение и страх того, что ты со своими детьми мешаешь другим молиться, которое неизменно присутствует, когда приходишь с детьми в воскресный день на Литургию «для взрослых». Потому, что, к сожалению, многие взрослые люди, пришедшие молиться в храм, считают своим долгом сделать пару-тройку замечаний или дать пару добрых советов маме с детьми о том, как им надо вести себя в храме. К сожалению, благодаря этим добрым советам, многие просто перестают приходить в храм, и даже не всегда потому, что обиделись на сказанные замечания, а просто, чтобы не мешать этим людям молиться. И ждут бедные родители и их маленькие дети того времени, когда дети повзрослеют и смогут молча и без лишних движений стоять в храме. А детская душа в это время остается без детских, самых радостных впечатлений от Божественной Литургии. Ведь в детстве все воспринимается ярче, радостнее, чище. И честно говоря, очень хочется, чтобы вместо замечаний и советов человек просто обратился к Богу с просьбой о том, чтобы расшумевшийся ребенок успокоился и смог достоять на службе до Причащения Христовых Тайн. Но это так, отступление о «наболевшем».

19 мая 2019 года, в Неделю 4-ю по Пасхе, о расслабленном, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. На Патриаршее богослужение были приглашены дети из многодетных семей, ученики православных гимназий и воскресных школ. Особая «детская» Патриаршая Литургия, в которой активное участие принимают дети, состоялась уже в 4-й раз.

Его Святейшеству сослужили: архиепископ Егорьевский Матфей; епископ Зеленоградский Савва, заместитель управляющего делами Московской Патриархии; протоиерей Михаил Рязанцев, ключарь Храма Христа Спасителя; протоиерей Александр Агейкин, настоятель Богоявленского кафедрального собора г. Москвы, председатель Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по развитию русского церковного пения; священник Александр Волков, руководитель Пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси; иеромонах Онисим (Бамблевский), председатель Отдела религиозного образования Московской городской епархии; священник Александр Нарушев, председатель Комиссии по церковному просвещению и деятельности воскресных школ при Епархиальном совете г. Москвы; члены Комиссии по церковному просвещению и деятельности воскресных школ при Епархиальном совете г. Москвы; столичное духовенство.

В алтаре пономарское послушание исполняла группа детей — воспитанников воскресных школ московских викариатств.

В храме присутствовали: Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка А.Ю. Кузнецова; Чрезвычайный и Полномочный посол Российской Федерации в Республике Беларусь Д.Ф. Мезенцев; генеральный директор фонда «Женщины за жизнь» Н.И. Москвитина и делегация фонда.

Все песнопения за богослужением исполнил сводный детский хор под управлением В.А. Волковой, секретаря Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по развитию русского церковного пения.

Каждый год состав детского общецерковного сводного хора меняется. В этом году в богослужении участвовали 17 хоров, всего около 450 детей. Чтобы попасть в Детский сводный хор, детские коллективы сначала разучивают все необходимые произведения, затем записывают их исполнение на видео и присылают на прослушивание. По его результатам принимается решение об участии хора в богослужении. Организацию участия детских коллективов в богослужении осуществляет Церковно-общественный совет по развитию русского церковного пения. Финансирование участия хоров осуществляет Богоявленский кафедральный собор.

В состав сводного хора вошли:

  • Хоровая школа мальчиков и юношей «Богоявление» при Богоявленском кафедральном соборе, г. Москва;
  • «Лампада», детский хор воскресной школы при храме Всех святых г. Курска;
  • Детско-юношеский духовный хор «София», г. Красноярск;
  • Детско-юношеский клиросный хор Центра духовно-нравственного воспитания «Боголепъ», г. Астрахань;
  • Детская хоровая студия «Ключ» при храме Всемилостивого Спаса в Митине, г. Москва;
  • Детский хор воскресной школы при храме Рождества Христова с. Ильинское Дмитровского района Московской области;
  • Вокальный ансамбль духовной музыки «Воскресение» Иоанно-Богословского храма с. Конь-Колодезь Хлевенского района Липецкой области;
  • Ушаковский хор мальчиков и Старший хор девочек Успенского храма г. Красногорска Московской области;
  • Концертный хор мальчиков МБУ ДО «Хоровая школа мальчиков и юношей» г. Конаково Тверской области;
  • Вокально-хоровой ансамбль «Благовещение», г. Москва;
  • Хор Ивановской на Лехте школы, Борисоглебский район Ярославской области;
  • Хор воскресной школы храма Покрова Пресвятой Богородицы в Орехово-Борисове Южном, г. Москва;
  • Хор воскресной школы Богоявленского кафедрального собора, г. Москва;
  • Концертный хор «Вертоград» церковной хоровой школы при храме преподобного Сергия Радонежского в Солнцеве, г. Москва;
  • Хор «Предтеча», г. Москва;
  • Хор «Аллилуйя», Зеленоградский административный округ г. Москвы;
  • Хор Школы духовного пения при домовом храме мц. Татианы при МГУ им. М.В Ломоносова, г. Москва.

Апостольское зачало на Литургии читал 10-летний Василий Пуцылов, чтец храма святого благоверного князя Александра Невского при МГИМО, учащийся третьего класса московской средней школы № 1329.

На сугубой ектении были вознесены прошения о единстве Православной Церкви и сохранении Церкви от разделений и расколов.

За Литургией молились учащиеся православных гимназий и воскресных школ российской столицы, дети из многодетных семей священнослужителей и мирян и их родители.

На телеканале «Союз» шла прямая трансляция богослужения.

Проповедь перед причастием произнес иеромонах Онисим (Бамблевский), председатель Отдела религиозного образования Московской городской епархии.

По окончании Литургии Святейшего Патриарха Кирилла приветствовали дети из разных епархий Русской Православной Церкви.

Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к участникам богослужения с Первосвятительским словом:

«Дорогие дети! Ваше Преосвященство! Дорогие отцы, братья и сестры!

Всех вас сердечно поздравляю с этим пасхальным воскресеньем! Христос Воскресе!

Это, наверное, одна из самых радостных Божественных служб, которые совершаются под сводами Храма Христа Спасителя, потому что на эту службу собираются дети, обучающиеся в наших воскресных церковных школах, — те, кто изучает основы православной культуры, те, кто возрастает в благодатной атмосфере церковной жизни. И как радостно всем нам, людям старшего поколения, взирать на вас, дорогие дети, потому что в вас мы видим будущее — и будущее Церкви, и будущее страны.

Но для того чтобы это будущее было мирным, радостным, спокойным, вы должны, несмотря ни на какие искушения, ни на какие соблазны, ни на какие трудности, хранить в сердце веру, помня, что вера— это камень, на котором созидается жизнь человека по Божиим законам, а значит, та жизнь, которая приносит человеку счастье. Вы должны очень ясно соединить в своем сознании веру и счастье, веру и благополучие. А когда я говорю о благополучии, я имею в виду не столько благополучие материальное, но подлинное благополучие— то состояние человеческой души, которое мы называем простым словом «счастье».

Именно вера определяет счастье человека, вне зависимости от внешних условий его жизни. Поэтому я бы хотел в этот пасхальный день пожелать всем вам счастья в вашей жизни, счастья, которое будет основано на вере, на благочестии, на любви к Богу и людям. Пусть Господь помогает вам в учении, в трудах. Да благословит Господь ваших пап и мам, бабушек и дедушек. Да благословит Господь народ наш и страну нашу, дабы из поколения в поколение передавалась весть о Христе Воскресшем и чтобы эта весть вдохновляла каждого, кто живет и кто будет жить, на то, чтобы совершать добрые дела, а значит, обретать счастье здесь, на земле, и радость в Царствии Небесном. Аминь.

Всех вас сердечно поздравляю с этим пасхальным воскресным днем! Христос Воскресе!

Хотел бы сердечно поблагодарить всех участников богослужения — священнослужителей, которые сегодня совершали со мной службу, замечательный многоголосый хор во главе с матушкой регентом, который в этом году пел еще более слаженно и красиво, чем ранее, всех воспитателей и учителей, работающих с нашими детьми и молодежью. Пусть Господь помогает всем нам идти тем путем, который мы избрали и который, несомненно, Им благословляется. Христос Воскресе!»

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси



В Феодоровском соборе регулярно совершается детская Литургия. Это служба, как правило воскресная, в которую активно вовлечены дети: поет Детский хор, дети участвуют в богослужебных процессиях, для детей говорится проповедь в интерактивном режиме.

После службы всем детям предлагается угощение и нередко следует продолжение программы, например, спектакль, мастер-классы и т.п.

Такие литургии являются бесценным и незабываемым опытом для многих маленьких прихожан.

Детская литургия начинается в 10.30 и проходит в нижнем храме параллельно с обычной («взрослой») Литургией, идущей в верхнем храме.

Видео о Литургии с участием детей:

За 15 минут до начала (в 10.15) — общая исповедь для детей.

Детская литургия совершается 6 раз в год:

  • На 2-й день Рождества Христова, 8 января
  • Перед Великим постом. В 2020 году — 16 февраля
  • В Вербное воскресенье. В 2020 году — 12 апреля
  • В Пасхальный период. В 2020 году — 24 мая.
  • В октябре. В 2019 году — 20 октября; в 2020 году — 11 октября
  • В начале Рождественского поста. В 2019 году — 1 декабря; в 2020 году — 6 декабря

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *