Литургия на греческом языке

литургия на греческом языке в русской транскрипции

Христос Воскресе!
Когда-то я давал ссылку на уважаемую:http://piligrim-o.livejournal.com/, у которой был этот текст. Однако вот сегодня зашел и обнаружил, что
первая часто куда-то испарилась.
Поскольку начинается сезон отпусков и многие, в том числе и православные братья и сестры поедут отдыхать (в том числе и в Грецию), то очень полезно иметь под рукой текст Литургии на греческом языке в русской транскрипции (параллельными текстами). Понятно, что мы все сами с усами в знаем Литургию почти наизусть, однако, лучше иметь под рукой. Проверено неоднократно, что это очень полезно. Особенно, если с Вами едет кто-то из невоцерковленных друзей или знакомых (или Вы таковых встречаете уже на отдыхе) и после общения Вами они изъявляют желание вместе с Вами пойти в Воскресное утро в храм на богослужение. Это очень им поможет не стоять просто так, ничего не понимая.
Скачиваем Литургию свт. Иоанна Златоустого тут (очень хорошее качество):
http://www.rspp.su/liturgika.htm
Храни Господь и Матерь Божья!

Душа

У этого термина существуют и другие значения, см. Душа (значения). Два ангела — хранитель и «встречный» — несут душу (картина Бугро «Душа на небесах», 1878)

Душа́ (от старослав. доуша) (греч. ψυχή, лат. anima) — согласно религиозным и некоторым философским учениям, бессмертная субстанция, нематериальная сущность, в которой выражена божественная природа и сущность человека, его личность, дающая начало и обуславливающая его жизнь, способность ощущения, мышления, сознания, чувств и воли, обычно противопоставляемая телу.

Согласно Толковому словарю русского языка Д. Н. Ушакова, душа:

  • В религиозных и идеалистических представлениях — нематериальное начало жизни, иногда противополагаемое телу; бесплотное существо, остающееся после смерти тела человека.
  • В устаревшей психологической терминологии — совокупность психических явлений, переживаний, основа психической жизни человека.
  • Внутренний, психический мир человека.

Символ души — птица — на византийской мозаике православного храма VI века. Херсонес

История развития понятия

По современным представлениям понятие души восходит к анимистическим понятиям об особой силе, существующей в теле человека и животного, а иногда и растения. С древних времён человек задавался вопросом о различии живого и неживого. В ходе развития мифологического мышления сформировалось понятие о душе как о некотором атрибуте живого существа. Наблюдение за дыханием живого, которое после его смерти исчезало, способствовало возникновению древних представлений о душе, как о дыхании, происходящем извне. Соответствующие наблюдения над кровью и прекращении жизни при большой её потере привели к тому, что в крови видели носительницу души. Сновидения привели к представлению о душе как о субстанции, существующей независимо от тела.

В связи с тем, что душа понимается как субстанция, ей сначала приписываются свойства тончайшего вещества, находящегося в крови, как было у большинства досократиков в греческой философии (Эмпедокл, Анаксагор, Демокрит). Той же точки зрения, но позднее, придерживался и Василий Великий.

По Платону, душа является бессмертной и нематериальной и предшествует существованию в физическом теле. До рождения человека душа созерцает идеи в нематериальном мире, а после того, как вселяется в тело, «забывает» их. Отсюда суждение Платона о том, что все знания — лишь воспоминание забытых идей, познанных душой до рождения. Аристотель называет её первой энтелехией жизнеспособного тела; только разумная душа человека (дух) может быть отделена от тела и является бессмертной.

В 1863 году Вильгельм Вундт прочёл лекции об истории развития души человека и души животных. Вундт излагал проблемы психогенеза в своих работах «Grundzüge der physiologischen Psychologie» (1908—1911) и «Völkerpsychologie» (1908—1917). Сейчас, как и во времена античности и романтики, снова часто проводят различие между душой и сознанием. Для Паладьи и Клагеса душа является носительницей ритмично протекающих непрерывных жизненных процессов, в то время как сознание, в противоположность душе, «прерывно».

Понятие души в философии

Средоточием душевной жизни человека является самосознание, сознание себя неповторимым человеческим существом, индивидуальностью.

Античная традиция. Досократики, Платон и Аристотель

Душа начала рассматриваться в качестве философского понятия, доступного рациональному анализу, у древних греков.

Досократики задавались вопросом о душе и особенно о связи её и тела — двух фундаментальных измерений человеческого существования.

С точки зрения Платона, душа и тело существуют отдельно друг от друга. Душа является «эйдосом жизни» и не подвержена смерти, смерть изгоняет душу из тела, но не может уничтожить её, так как она неуничтожима (Федон 105а — 107b).

Для Аристотеля душа и тело неразрывно взаимосвязаны. Душа является формой тела (в аристотелевском значении слова «форма»). Он также называет душу «первой энтелехией тела»:

Душа есть первая энтелехия естественного тела, обладающего в возможности жизнью. (…) Итак, душа неотделима от тела; ясно также, что неотделима какая-либо часть её, если душа по природе имеет части, ибо некоторые части души суть энтелехия телесных частей.

Аристотель различает три рода души:

  • растительная (способная к питанию и размножению);
  • животная (чьи функции — ощущение и передвижение);
  • разумная (свойственна только человеку, её функция — мышление).

У человека есть все три рода души. По поводу двух первых Аристотель уверен, что они смертны и не переживают тела, по поводу разумной души — склоняется к тому, что она может существовать и без тела. Он пишет:

Итак, душа неотделима от тела; ясно также, что неотделима какая-либо часть её, если душа по природе имеет части, ибо некоторые части души суть энтелехия телесных частей. Но конечно, ничто не мешает, чтобы некоторые части души были отделимы от тела, так как они не энтелехия какого-либо тела. Кроме того, не ясно, есть ли душа энтелехия тела в том же смысле, в каком корабельник есть энтелехия судна.

Демокрит

Демокрит считал, что душа есть у всего, она присутствует даже у неодушевлённых объектов (например, камней), только в очень малой мере.

Душу он считал состоящей из атомов и смертной. Дыхание он полагал процессом обмена внутренней души с внешней: вдыхая, человек или животное наполняется внешней душой, выдыхая, оставляет в воздухе частицы собственной души. Поэтому душа изменчива. Состояние души зависит от подвижности составляющих её атомов. В старости число подвижных атомов уменьшается.

Стоики и эпикурейцы

Эпикурейцы предполагали, что душа, как и тело, состоит из движущихся в пустоте атомов. Со смертью они рассеиваются. Эпикуру приписывают афоризм: «Смерть не имеет к нам никакого отношения; когда мы есть, то смерти ещё нет, когда же смерть наступает, то нас уже нет».

Стоики также считали душу материальной и состоящей из тонкой пневмы. Поэтому они полагали, что душа умирает вместе с телом или в скором времени после него, распадаясь в пространстве.

Душу стоики делили на восемь частей:

  • разум, управляющее начало, именуемое гегемониконом (располагается в голове, у человека это разум, у животных — инстинкты);
  • зрение;
  • слух;
  • обоняние;
  • осязание;
  • вкус;
  • голос;
  • способность к размножению.

Стоики сравнивали душу младенца с «чистым листом папируса», таким образом они являются авторами концепции tabula rasa.

Средневековье

Фома Аквинский вслед за античными философами определял душу (anima) как «первое начало жизни» (primum principium vitae).

Новое время

После античного периода к исследованию души вновь обращаются Лейбниц, Шопенгауэр, Кант и Гегель.

Что же касается духов, или разумных душ, то хотя я нахожу, что в сущности,… со всеми живыми существами и животными происходит одно и то же (именно что животное и душа получают начало только вместе с миром и не кончаются наравне с миром), но все-таки в разумных душах есть та особенность, что их маленькие семенные животные, пока они не представляют собой ничего, кроме этого, обладают только обычными, или ощущающими, душами; но, как только те, которые, так сказать, избраны, путём действительного зачатия достигают степени человеческой природы, их ощущающие души возвышаются до степени разума и до преимуществ духов.

Против христианского понимания души выступал Иммануил Кант. Апелляция к нематериальному принципу во имя разрешения вопроса о душе представляет собой, согласно Канту, «прибежище ленивого разума». Для него же душа есть предмет внутреннего чувства в его связи с телом, а не субстанция; теория же субстанциальности души должна уступить место теории о её актуальности.

В двадцатом веке преобладает тенденция интерпретации души как мистического понятия, несмотря на работы таких учёных, как Брентано, Фрейда (с понятием ид), Юнга, Ясперса и Габриэля Марселя, утверждающих, что любой человек переживает внутри себя импульсы и творческие жизненные стремления, не связанные напрямую со сферой рассудка.

Душа в авраамических религиях

Иудаизм

В Талмуде душа описывается как независимая от тела сущность, как та часть человека, которая непосредственно создана Богом. По своей природе душа непорочна, а злое в человеке объясняется тем, что наряду с благим началом, которое стремится к добру (иецер ха-тов), в человеке присутствует и отрицательное начало — склонное ко злу (иецер ха-ра). Душа одухотворяет тело и управляет им; подобно тому, как Бог наполняет Вселенную, но остаётся невидим, так и душа наполняет тело человека, сама оставаясь невидима.

Представление о посмертной участи в некоторых течениях современного иудаизма похоже на индуистское, также на верования Древнего Египта, откуда, скорее всего, позаимствовано: грешные души после смерти должны снова и снова проходить круг перерождения (реинкарнацию), пока не достигнут совершенства. Присущие этим течениям околокаббалистические представления о триединой сущности самой души взяты из древнеегипетских или римских верований, либо получили «второе рождение» в Средневековье, во всяком случае, ни в Торе, ни в Талмуде подобного нет. Согласно этой концепции, в момент смерти человека душа распадается на три составляющие её части. Когда умирает праведник, его «нешама» (римский anima или spiritus, египетский «ху» — «мир интеллекта») получает «поцелуй любви» от Беспредельного и ныряет в «источник Божественного Света». «Руах» праведника (римский manes, египетский «ба» — «вместилище нравственных свойств») отправляется наслаждаться в Эдемский сад. «Нефеш» (римский umbra, египетский «ка» — «витальное начало») остаётся в могиле и витает над телом некоторое время, пока оно не распадётся, после чего «нефеш» обретёт окончательный мир и покой где-нибудь в «спальном уголке» вселенной. Эти средневековые иудо-языческие представления сейчас наиболее популярны.

Эпоха Второго Храма

Иудеи времён Второго Храма расходились в понимании сути души. Фарисеи считали, что душа бессмертна и может существовать вне тела до воскресения из мёртвых. Саддукеи же считали, что душа умирает вместе с телом.

Каббала

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 1 июля 2016 года.

В каббале душа мыслится как духовная сущность, берущая начало в высшем разуме или мировой душе и возникающая как эманация последнего. Нисхождение души в тело определяется её природой: ей надлежит соединиться с телом, чтобы, выполнив своё назначение в земной жизни, вернуться к миру чистого света — Богу.

суть человека представляет собой совершенно иное, не видимое и не ощущаемое, потому что это — духовная сущность, в скрытой форме воплощенная внутри тела. И это «я» человека. Это «я» человека, представляющее собой тело со всем его наполнением, считается собственностью этого «я», духовного и вечного.…

— статья Бааль Сулама «Тело и душа»

Творение, являясь инструментом раскрытия потенциала Творца, не может воспринимать Его иначе, как в информационных формах своих ощущений. Ощущения эти возникают в результате наполнения сосуда творения светом Всевышнего. Сосуд, наполненный светом, называется — ДУША, о чём сказано: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в ноздри его дыхание жизни…». Душа, ощущая Творца, как мир вокруг себя, воспринимает себя в нём, как наше эгоцентрическое «я». Это «я» облачено в материальное тело по той же причине, по которой Творец воспринимается душой, как материальный мир, такова функциональная природа творения. (Лави К. «Древо Познания»)

Душа как инструмент раскрытия Творца включена в замысел творения, и поэтому является бессмертной, в соответствии с бесконечностью потенциала Творца. Тело же, посредством которого душа функционирует в мире с целью совершенствования функции творения, лишь однажды раскрывается в мире на период осуществления своей функции, в соответствии с программой, называемой — судьба. Затем происходит смена тел и наступает новый цикл совершенствования функции творения посредством души. (Лави К. «Древо Познания»)

Христианство

Для большинства христианских конфессий характерно представление о душе как о сотворённой Богом бессмертной нематериальной сущности человека, носителе разума, чувств и воли (т. н. троичность души), составной неотъемлемой частью которой у человека является бессмертный дух. После смерти тела человека душа, согласно этим представлениям, продолжает полностью сознательное существование, и её дальнейшая судьба определяется Богом на суде (сначала предварительном, затем Страшном), и дальнейшим местом пребывания души является либо рай, либо ад. Римско-католическая церковь, кроме этого, имеет учение о чистилище.

Согласно пониманию некоторых христианских писателей (например, Тертуллиана), душа материальна (трактат De anima), другие же — Отцы Церкви, (например, Августин) считают её духовной, как и в классической патристике преобладает понимание души как непространственной, нематериальной субстанции.

Иоанн Златоуст утверждал:

Душа — есть естество разумное и духовное, быстродвижное, непрестанно находящееся в деятельности, дражайшее всего мира, беспримерной и неописанной красоты, сущность, имеющая сродство с небесным,- отнюдь, впрочем, не Божественного естества, но сродная небесным и бесплотным существам. Душа человека так благолепна, что несравнима ни с какой природной красотой. Если было бы возможно телесными очами видеть красоту души, то никакие красоты земные не могли бы сравниться с нею.

Григорий Нисский уподоблял душу зеркалу, в котором, если оно чисто, отражается образ Божий, или глазу, который, если он не замутнён, способен узреть божественную красоту.

В христианстве понятие «душа» неразрывно связано с понятием спасения. Под спасением души подразумевается спасение человека от вечного наказания за грех (в аду или геенне огненной). Спасение достигается посредством веры в смерть и телесное воскресение Иисуса Христа и покаянием перед Богом. Большинство христиан считает, что после воскресения умерших души спасённых людей воссоединятся с телами и в этих телах получат вечную жизнь.

Вопрос о предсуществовании души

Вопрос о том, творится ли каждая душа Богом непосредственно в момент зарождения человека (или после того), или души сотворены ранее, является открытым.

Ориген считал, что все души предсуществуют. В рамках осуждения оригенизма этот взгляд тоже был осуждён, как противоречащий идее первородного греха и боговоплощения.

Существует мнение о творении Богом каждой души из ничего. (Священномученик Ириней Лионский, святой Ефрем Сирин, блаженный Феодорит, святитель Иоанн Златоуст и др.). Одни святые говорят о творении души вместе с телом, другие о творении души на 40-й день после зачатия. Слабая сторона этого мнения состоит в том, что оно не объясняет перехода греховной поврежденности Адама на весь человеческий род, а также каким образом дети наследуют качества своих родителей. Есть ещё одно мнение о рождении человеческой душ от душ родителей. (Тертуллиан, святитель Григорий Богослов, святитель Григорий Нисский, преподобный Макарий Великий и другие).

Бессмертие души

См. также: Смертность души

Учение о бессмертии души является составной частью вероучения всех христианских конфессий, за исключением адвентистов седьмого дня, свидетелей Иеговы и некоторых немногочисленных деноминаций.

Основная идея веры в загробную жизнь заключается в том, что душа продолжает сознательное существование в период времени между смертью и всеобщим воскрешением. Она либо сразу идёт в рай или ад, либо же некоторое время пребывает в некотором промежуточном месте. Это может быть либо так называемое лоно Авраама, либо чистилище (для некоторых душ, учение католической церкви). Согласно этим взглядам судьба души при этом решается на так называемом частном суде, непосредственно после смерти человека. А после всеобщего суда душа соединяется с воскресшим телом и её ждёт или вечная жизнь или вечное мучение в аду (геенне огненной).

Душа в других религиях и учениях

Деревянная статуэтка Ба (332–330 годы до н.э. или позднее). Метрополитен-музей

В религии древних египтян человек состоит из нескольких сущностей-душ (в общей сложности 9). Мировоззрение отразилось в частности в литературе (Беседа разочарованного со своим Ба, Хонсуемхеб и призрак).

Буддизм

Буддисты обозначали душу словом «атман». Буддизм (традиционный) не отличает существование нематериальных существ. Также он отличает телесные состояния от психических. Всё это приводит к трудностям перевода понятия «анатмана», который обычно переводят как «нет души». Если слово «душа» относится к бестелесной компоненте вещи, то буддизм не отрицает существование души. Российский буддолог Торчинов Е. А. учит, что согласно анатмаваде или фундаментальной буддийской доктрине о «не душе», буддизм отрицает существование атмана, души, личности («я»), и считает, что вера в существование атмана ведёт к омрачнению и является главной причиной всех страданий.

Попытки обнаружения материального проявления души

В 1854 году с гипотезой о существовании особой «субстанции души» на физиологическом конгрессе в Геттингене выступил немецкий анатом и физиолог Рудольф Вагнер, что, впрочем, не имело никаких последствий в научном мире.

В 1901 году американский врач Дункан Макдугалл поставил серию экспериментов по «прямому взвешиванию души» в соответствии с научной методологией своего времени. Макдугалл использовал напольные рычажные весы, позволявшие взвешивать грузы от одной унции (28,35 г) до 250 фунтов (113,4 кг). Врач выполнил 6 измерений «души» умирающих людей с их согласия. В пяти измерениях он обнаружил посмертную потерю массы в диапазоне от 15 до 35 г. Один раз ему не удалось точно зафиксировать момент смерти и эксперимент был отбракован. Результаты своих экспериментов Макдугалл опубликовал только через 6 лет. Их напечатали в известных журналах, таких как American Medicine и American Journal of the American Society for Psychical, а позднее эти публикации пересказала Washington Post и New York Times. При этом Макдугалл подчеркнул, что для научной оценки его выводов нужны новые точные эксперименты в большом количестве. Однако новых научных экспериментов в этой области опубликовано не было.

После публикации эксперимента в American Medicine врач Август П. Кларк критиковал валидность эксперимента. Кларк отметил, что в момент смерти наблюдается резкое повышение температуры тела, поскольку лёгкие перестают охлаждаться кровью, что приводит к последующему повышению потоотделения, что может легко объяснить потерю веса. Кларк также отметил, что, поскольку у собак нет потовых желез, они не теряют вес таким образом после смерти.

Эксперимент Макдугалла был предметом значительного скептицизма, и он был обвинён как в некорректных методах, так и в откровенном мошенничестве в получении результатов. Отметив, что на самом деле только один из шести пациентов в эксперименте потерял вес, Карл Крушельницкий, учёный-популист из Австралии, заявил, что эксперимент является примером избирательной отчетности, поскольку Макдугалл игнорировал большинство результатов. Крушельницкий также критиковал небольшой размер выборки и задал вопрос о том, как Макдугалл смог определить точный момент, когда человек умер, учитывая технологии, доступные в 1907 году. Физик Роберт Ли Пэрк описал эксперименты Дункана следующим образом: «Сегодня они не рассматриваются как имеющие какую-либо научную ценность». Психолог Брюс Худ также написал следующее: «Поскольку уменьшение веса не было достоверным и воспроизводимым, выводы о весе души являются ненаучными».

См. также

В родственных проектах

  • Значения в Викисловаре
  • Цитаты в Викицитатнике
  • Тексты в Викитеке
  • Медиафайлы на Викискладе

Примечания

  1. Душа // Этимологический словарь русского языка = Russisches etymologisches Wörterbuch : в 4 т. / авт.-сост. М. Фасмер ; пер. с нем. и доп. чл.‑кор. АН СССР О. Н. Трубачёва, под ред. и с предисл. проф. Б. А. Ларина . — Изд. 2-е, стер. — М. : Прогресс, 1986—1987.
  2. Иерей Андрей Хвыля-Олинтер — О реинкарнации (переселении душ) Архивная копия от 29 декабря 2008 на Wayback Machine
  3. Мареева Е. В. Д. Локк об источниках единства души: Бог, натура или культура? // Человек. Язык. Культура. Таганрог, 2002. Вып. 2. — С. 128—140.
  4. Людвиг Фейербах. Сущность христианства. Глава восемнадцатая. Архивная копия от 15 апреля 2008 на Wayback Machine (недоступная ссылка с 15-05-2013 — история)
  5. Душа // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 4 т. — СПб., 1907—1909.
  6. Душа // Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный: Св. 136000 словарных статей, около 250000 семантических единиц : В 2 т.. — М.: Рус. яз., 2000. — (Библиотека словарей русского языка). — ISBN 5-200-02800-0.
  7. Ушаков Д. Н. Душа. Толковый словарь Ушакова (2008-2009). Дата обращения 8 августа 2013. Архивировано 13 августа 2013 года.
  8. Аристотель. О душе, II, 1, 412 b)
  9. Аристотель. О душе. II, 1, 413 а
  10. Фома Аквинский. Сумма теологии. I, 75, 1.
  11. Талмуд, Хагига 12б
  12. Талмуд, Нида 31а
  13. Талмуд, Шаббат 105б
  14. Вопрос о том, является ли душа сотворённой, долгое время был дискуссионным. В тексте книги Бытия нет утверждения, что душа была сотворена (как сказано о прочих творениях), есть лишь утверждение, что она «вдунута» Богом. Тем не менее, ортодоксальное христианство приняло ту точку зрения, что душа является именно сотворённой. Святитель Игнатий (Брянчанинов) писал об этом споре:

    Язычники полагали, что человеческая душа составляет частицу Божества. Мысль ложная и очень опасная, как заключающая в себе богохульство! Мы сочли нужным остановиться на ней, чтоб охранить от неё наших братий: потому что многие члены современного общества, узнав из Книги Бытия, что «Бог вдунул в лице человека дыхание жизни», опрометчиво заключают из этого о божественности души человеческой по самому ее сотворению, следовательно, по ее естеству. Священное Писание прямо свидетельствует, что человек — вполне создание Божие (Быт. 1, 27; Мф. 19, 4).

  15. Душа человеческая // Библейская энциклопедия. — 3-е. — М.: ЛОКИД-ПРЕСС, 2005. — 768 с. — (Библиотека энциклопедических словарей).
  16. Положительное учение православной Церкви и святых Отцов. Душа человеческая. Богоподобная её сущность, нескончаемость, способности, действия и загробное состояние / Благословение митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия. — Кострома: Свято-Троицкий Ново-Голутвин монастырь, 1992. — 160 с.
  17. Хорьков М. Л. Григорий Нисский // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин, заместители предс.: А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, уч. секр. А. П. Огурцов. — 2-е изд., испр. и допол. — М.: Мысль, 2010. — ISBN 978-5-244-01115-9.
  18. Игумен Амвросий (Ермаков): Откуда приходит душа перед зарождением?
  19. Матфей 25:46
  20. Щербатской, 1998, с. 109.
  21. Источники индийских традиций, 1958, с. 94.
  22. Торчинов, 2002, с. 17.
  23. Взвешивая невесомость: Сколько весят душа и атомы // Популярная механика. Выпуск май 2011. стр. 49
  24. Wiseman, Richard (Richard John), 1966-. Paranormality. — London. — 1 online resource (340 pages) с. — ISBN 9781743038383.
  25. Roach, Mary. Stiff : the curious lives of human cadavers. — New York: W.W. Norton & Co, 2003. — 1 online resource (303 pages) с. — ISBN 9780241965016.
  26. Hood, Bruce. Supersense : From Superstition to Religion — The Brain Science of Belief.. — London: Constable & Robinson, 2009. — 1 online resource (451 pages) с. — ISBN 9781849012461.
  27. Kruszelnicki, Karl, 1948-. Great mythconceptions : the science behind the myths. — Kansas City, MO: Andrews McMeel Publ, 2006. — 207 pages с. — ISBN 9780740753640.
  28. Park, Robert L. Superstition : belief in the age of science. — 1st ed. — Princeton, N.J.: Princeton University Press, 2008. — 1 online resource (, 215, pages) с. — ISBN 9780691133553.
  29. Hood, Bruce M. (Bruce MacFarlane). Supersense : from superstition to religion — the brain science of belief. — London: Constable, 2009. — 324 pages с. — ISBN 9781849010306.

Источники, использованные в статье

  • Душа / Е. С., Лысенко В. Г. и др. // Динамика атмосферы — Железнодорожный узел. — М. : Большая российская энциклопедия, 2007. — С. 442-446. — (Большая российская энциклопедия : / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 9). — ISBN 978-5-85270-339-2.
  • Душа // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Святитель Лука (Войно-Ясенецкий). Дух, душа и тело. Брюссель, 1978.
  • Положительное учение православной Церкви и святых Отцов. Душа человеческая. Богоподобная её сущность, нескончаемость, способности, действия и загробное состояние / Благословение митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия. — Кострома: Свято-Троицкий Ново-Голутвин монастырь, 1992. — 160 с.
  • Sources of Indian Tradition. т.1 / под. ред. Theodore de Bary. — Нью-Йорк, Колумбия, 1958.
  • Торчинов Е. А. Буддизм: Карманный словарь. — СПб.: Амфора, 2002. — 187 с. — ISBN 5-94278-286-5.
  • Щербатской Ф. И. Философское учение буддизма // Жизнь Будды, индийского Учителя Жизни: Пять лекций по буддизму / С. Ф. Ольдеибург, Б. Я. Владимирцов, Ф. И. Щербатской, О. О. Розенберг.. — Самара: Издательский дом «Агни», 1998. — 192 с. — ISBN 5-89850-004-9.
  • Эпштейн И. «Иудаизм», изд. Мемориальный фонд еврейской культуры, Нью-Йорк, 1959
  • «Египетская мифология. Энциклопедия». — Москва: изд. Эксмо, 2002

Ссылки

  • Серебреников В. С. Душа // Православная Богословская Энциклопедия. Том 5. Издание Петроград. Приложение к духовному журналу «Странник» за 1904 г.
  • Пономарёв А. В., Фокин А. Р., Михайлов П. Б., Апполонов А. В., Казарян А. Т. Душа // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2007. — Т. XVI. — С. 440-502. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-028-8.
  • Душа / Ю. А. Шичалин // Новая философская энциклопедия : в 4 т. / пред. науч.-ред. совета В. С. Стёпин. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Мысль, 2010. — 2816 с.
  • Владимир Петрович Зинченко, Валерий Александрович Подорога. О человеческой душе и плоти: Из выступлений на научно-практической конференции в МосГУ «Междисциплинарные проблемы психологии телесности» (октябрь 2004 г.) // Знание. Понимание. Умение. — 2005. — № 1. — С. 34-43.
  • Романов Сергей Федорович. Истины XXI века (3 редакция) (DOC-версия) // СПб., «Астерион». — 2010. — С. 33—86.
  • душа — статья из Электронной еврейской энциклопедии

Словари и энциклопедии

Нормативный контроль

GND: 4054146-0 · NDL: 00569351

Главные элементы: Ах • Ба • Ка • Хат • Иб • Дополнительные элементы: Ран • Сах • Шуит

Для улучшения этой статьи желательно:

  • Переработать оформление в соответствии с правилами написания статей.
  • Найти и оформить в виде сносок ссылки на независимые авторитетные источники, подтверждающие написанное.

Пожалуйста, после исправления проблемы исключите её из списка параметров. После устранения всех недостатков этот шаблон может быть удалён любым участником.

В переводе с греческого «психе» означает «душа».

В переводе с греческого «психе» означает «душа». Психотерапия это область знания и практики существующая для исцеления одной души при помощи другой.

Мы часто не знаем глубинных мотивов своих поступков, своих жизненно важных потребностей, причин своих заболеваний и сложных взаимоотношений с другими людьми. Все, что мы знаем о себе – лишь маленькая верхушка айсберга, все остальное находится в бессознательном. За пределами сознания находится огромный и мощный психический аппарат, деятельность которого в обычных условиях недоступна самонаблюдению. Именно в этой части психики скрыты глубинные стереотипы наших чувств и поведения, накапливаются негативные переживания и неотреагированные эмоции, именно здесь продуцируются кошмарные сновидения и навязчивые мысли, которые не дают покоя ни днем, ни ночью, именно здесь психическое и соматическое (телесное) встречаются и переплетаются в самых немыслимых вариантах. Человек пытается справиться с этой болью души самостоятельно, но, как правило, безуспешно.

Например, человек испытывает потерю энергии, утомляемость, наплывы депрессивных настроений. Он не уверен в себе, считает себя неудачником, слабым человеком, не может найти занятие себе по душе. У него есть ощущение, что что-то сломалось, что что-то идет не так в его жизни и требуется срочная помощь. Неудовлетворенность собой нарастает, и он приходит к психотерапевту.

Каждый раз, погружаясь в мир своих воспоминаний, размышлений, чувств и фантазий, он будет ощущать, что на сессии происходит нечто очень важное в его жизни, что это то место, где он может просто побыть самим собой, не прячась за маски и не пытаясь под кого-то подстраиваться. Постепенно у него появится ощущение своего пути в жизни, дающее уверенность в своих силах. Его жизнь изменится к лучшему.

Психотерапевт отличается тем, что рассматривает любого человека, какой бы трудный период он не переживал в настоящее время, как потенциально здорового, талантливого и способного к изменениям. Он старается обсудить проблему со всех возможных точек зрения, в мягкой манере делая предположения, предоставляя клиенту право выбирать самому то, что важно для него на данный момент.

Людей, у которых нет проблем, не бывает. Поэтому в психотерапии периодически нуждаются все, и лучше не ждать, пока та или иная проблема приобретет характер непреодолимой, а душевная боль начнет трансформироваться в соматическое заболевание.

Существует такое мнение, что сильная личность – это тот, кто может справиться со всеми своими психологическими проблемами самостоятельно. Это, конечно же, глубокое заблуждение. Почувствовав дискомфорт в желудке или кишечнике, ощутив покалывание в сердце, мы обращаемся к врачам, не решаясь, как правило, прибегнуть к самолечению, хотя о желудке и сердце каждый из нас, безусловно, знает гораздо больше, чем о психике.

Нередко именно длительно существующий душевный дискомфорт приводит к нарушениям деятельности внутренних органов. Образно говоря, болит у человека душа, а кричит об этой боли желудок, сердце или печень. И вначале ни кардиограмма, ни рентген или анализы никаких изменений не покажут.

Психотерапевт поможет Вам выявить истинную причину неудач, одиночества, тайных страхов или душевного недомогания человека; обрисовать бессознательную программу, руководящую человеком.

Еще совсем недавно люди не решались обращаться к психотерапевтам и аналитикам, сейчас положение изменилось. У нас, как и в западных странах иметь личного психолога и посещать его регулярно, стараются многие. Уходят в прошлое времена «кухонной терапии», когда все свои проблемы изливали друзьям. Да, друг, конечно, выслушает и поддержит. И вам очень повезло, если у вас есть тот, кого бы вы назвали настоящим другом, но другу трудно быть с вами отстранённым – вы же друзья. Психотерапевт, благодаря способности отстраняться, наряду с периодами сопереживания с вами, может смотреть на ситуацию со стороны. К тому же он профессионал и обладает научными и практическими знаниями о закономерностях психических процессов.

Психотерапевт представляет всю сложность человеческого существа и понимает, что нельзя судить о море, ориентируясь только на то, что происходит на его поверхности. Подводный мир может многое рассказать о жизни моря. И глубина – это постоянный предмет профессиональной деятельности. Задача терапевта – помочь вам построить свою жизнь по-новому. Меняется субъективное восприятие людей и событий – меняется и отношение к ним. Меняется поведение человека – меняется реакция окружающих на это его поведение. Главной задачей при этом является максимальное расширение свободы выбора человека, возможности руководствоваться в жизни дарованной свободой воли.

Придя к психотерапевту, открывшись ему, вы найдете в нем, может быть, единственного человека в своей жизни, который вас глубоко понимает, который никогда не подведет вашего доверия и будет уважать вас как личность. Он поможет вам лучше разобраться в себе, понять свои возможности и ограничения, принять себя такого, какой вы есть. Поняв причины и истинные мотивы своих переживаний, избавившись от неадекватных стереотипов поведения, пересмотрев свои прежние ценности и установки, вы будете видеть вещи реалистичнее, сможете распутать сложные отношения с другими людьми и почувствуете себя свободнее и уравновешеннее. Для многих людей в текущий период их жизни терапия оказывается единственным местом, где они решаются просто «пожить для себя» из истинной любви к себе и настоящего самоуважения.

В моменты творческого и духовного кризиса, острых внутренних противоречий, при чувстве потери смысла жизни очень важно понять причины происходящего с вами, получить необходимые ресурсы для самореализации.

Обращайтесь к психотерапевту:

— если у вас есть проблема, с которой трудно справиться в одиночку:

— если вы запутались в своих поисках, пытаетесь понять истинные мотивы своих чувств и поступков, обрести свой путь;

— если вас беспокоят эмоциональные нарушения, депрессии, страхи, навязчивости, неуверенность в себе, семейные конфликты, психосоматические расстройства;

— если вы хотите глубже понять себя, научиться справляться со своими проблемами, стрессами, усталостью;

— если вы чувствуете себя недостаточно успешными, или вовсе нереализованными;

— если у вас есть проблемы в общении с близкими людьми, собственными детьми, сотрудниками;

— если у вас есть проблемы со здоровьем, и вы не можете их устранить обычными лекарствами.

При выборе психотерапевта нужно учитывать:

— профессиональную подготовку – обязательно психологическое или медицинское образование, прохождение им самим личной терапии;

— членство в профессиональном сообществе;

— ваши собственные ощущения по поводу личности психотерапевта, потому что успех терапии зависит от вашего взаимного соответствия и душевных усилий обоих сторон.

Посещение психотерапевта помогает:

— понимать, происходящее в своей жизни;

— принимать оптимальные решения в различных сферах своей жизни, изменять свое поведение, делать его более продуктивным, приносящим большее удовлетворение;

— разрешать различного рода психологические проблемы, жизненные задачи, возникающие как в общении с другими людьми, так и в отношениях к самому себе;

— улучшать отношение к самому себе, повышать самооценку.

литургия

См. также в других словарях:

  • Литургия — Литургия. Лютеранская церковь. ЛИТУРГИЯ (греческое leitourgia общественная служба), 1) в православной церкви божественная литургия главное богослужение суточного круга, совершается в дообеденное время (отсюда другое название обедня). Порядок… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • ЛИТУРГИЯ — (греч. leiturgia, от leitos общественный, и ergon дело, труд). Богослужение в православной церкви, в котором совершается таинство св. евхаристии; обедня, служба в воспоминание всей земной жизни Иисуса Христа. Словарь иностранных слов, вошедших в… … Словарь иностранных слов русского языка

  • ЛИТУРГИЯ — (греч. общественная служба ). 1) В православной церкви Божественная литургия главное богослужение суточного круга, совершается в дообеденное время (отсюда другое название обедня). Порядок службы восходит к 4 в. Совершаются 2 евхаристические (см.… … Большой Энциклопедический словарь

  • литургия — См … Словарь синонимов

  • Литургия — (от litoV общий и ergon дело) название главнейшего изхристианских богослужений, существующего, хотя и не в одинаковом виде изначении, у всех христианских вероисповеданий и выражающего главные идеихристианского миросозерцания и главные цели… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • литургия — ЛИТУРГИЯ, обедня … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

  • ЛИТУРГИЯ — (греч. leiturgia) в древнегреческих полисах государственная повинность, которую несли состоятельные граждане и метеки (напр., содержание участников гимнастических состязаний). Чрезвычайной литургией считалась триерархия снаряжение триеры. Была… … Большой Энциклопедический словарь

  • ЛИТУРГИЯ — ЛИТУРГИЯ, литургии, жен. (греч. liturgia) (церк.). Обедня, главное христианское церковное богослужение. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

  • ЛИТУРГИЯ — ЛИТУРГИЯ, и, жен. 1. Утреннее или дневное христианское богослужение, включающее в себя молитвы, песнопения, чтение священных книг, проповеди и другие обрядовые действия. Служить, слушать литургию. Совершение литургии. 2. Цикл духовных песнопений … Толковый словарь Ожегова

  • ЛИТУРГИЯ — жен. последование священнослужения, в котором совершается таинство святой евхаристии, обедня. Литургийный, к литургии относящийся. Литургиарий муж. книга служебник, описание чина вечерни, утрени и обедни. Литургисать или совать, совершать… … Толковый словарь Даля

  • Литургия — христианское богослужение, сопровождающееся пением, музыкой; в православной церкви – обедня, всенощная; в католической – месса, реквием (заупокойная месса). Большой толковый словарь по культурологии.. Кононенко Б.И.. 2003 … Энциклопедия культурологии

>
ЛИТУРГИЯ НА ГРЕЧЕСКОМ ЯЗЫКЕ

в русской транслитерации

Диакон

Эвло′гисон де′спота.

Священник

Эвлогиме′ни и васили′а ту Патро′с ке ту Иу′ ке ту Аги′у Пне′вматос, нин ке аи′ ке ис ту эо′нас тон эо′нон.

Лик

Амин.

Диакон

Эн ири′ни ту Кири′у деифо′мен.

Лик (после каждой ектении)

Ки′рие, эле′йсон

Диакон

Ипе′р тис а′нофен ири′нис, ке тис сотири′ас тон психо′н имо′н, ту Кири′у деифо′мен.

Ипе′р тис ири′нис ту си′мпандос ко′сму, эфстафи′ас тон аги′он ту Феу′ Экклесио′н ке тис тон па′ндон эно′сеос, ту Кири′у деифо′мен.

Ипе′р то аги′у и′ку ту′ту, ке тон мета′ пи′стеос, эвлави′яс, ке фо′ву Феу′ исио′ндон эн афто′, ту Кири′у деифо′мен.

Ипе′р тон эфсево′н ке ортодо′ксон христиано′н, ту Кири′у деифо′мен.

Ипе′р ту Архиеписко′пу имо′н (…), ту тими′у пресвитери′у, тис эн Христо′ диакони′ас, пандо′с ту кли′ру ке ту лау′, ту Кири′у деифо′мен.

Ипе′р ту эфсеву′с имо′н э′тнус, па′сис архи′с ке эксуси′ас эн афто′ ке ту филохри′сту страту′, ту Кири′у деифо′мен.

Ипе′р тис по′леос та′фтис, па′сис по′леос, хо′рас, ке тон пи′сти ику′ндон эн афте′с, ту Кири′у деифо′мен.

Ипе′р эфкраси′ас аэ′рон, эфори′ас тон карпо′н тис гис ке керо′н иринико′н, ту Кири′у деифо′мен.

Ипе′р плео′ндон одипору′ндон, носу′ндон, камно′ндон, эхмало′тон, ке тис сотири′ас афто′н, ту Кири′у деифо′мен.

Ипе′р ту ристи′не има′с апо пасис флипсеос, орги′с, кинди′ну ке ана′нгис, ту Кири′у деифо′мен.

Андилаву′, со′сон, эле′исон ке диафи′лаксон има′с, о Фео′с, ти си ха′рити

Тис Панаги′ас, ахра′нду, иперевлогиме′нис, эндо′ксу диспи′нис имо′н Феото′ку ке аипарфе′ну Мари′ас, мета′ па′ндон тон Аги′он мнимоне′фсандес, эафту′с ке алли′лус, ке па′сан тин зои′н имо′н Христо′ то Фео′ парафо′мефа.

Лик

Си, Ки′рие

Священник

О′ти пре′пи си па′са до′кса тими′ ке проски′нисис то Патри′ ке то Ио′ ке то Аги′о Пне′вмати, нин ке аи′ ке ис тус эо′нас тон эо′нон.

Лик

Ами′н.

Поется первый антифон

Тес пресви′ес тис Феото′ку, Со′тер, со′сон има′с.

Или из изобразительных 102 псалом.

Диакон

Э′ти ке э′ти эн ири′ни ту Кири′у деифо′мен.

Лик

Ки′рие, эле′йсон.

Диакон

Андилаву′, со′сон, эле′исон ке диафи′лаксон има′с, о Фео′с, ти си ха′рити.

Лик

Ки′рие, эле′йсон.

Тис Панаги′ас, ахра′нду, иперевлогиме′нис, эндо′ксу диспи′нис имо′н Феото′ку ке аипарфе′ну Мари′ас, мета′ па′ндон тон Аги′он мнимоне′фсандес, эафту′с ке алли′лус, ке па′сан тин зои′н имо′н Христо′ то Фео′ парафо′мефа.

Священник

О′ти сон то кра′тос, ке су эсти′н и васили′а, ке и ди′намис, ке и до′кса, ту Патро′с ке ту Иу′ ке ту Аги′у Пне′вматос, нин ке аи′ ке ис тус эо′нас тон эо′нон.

Лик

Ами′н. Поется вторый антифон

Со′сон има′с Ие′ Феу′, о анаста′с эн некро′н, пса′лондас си: аллилу′иа.

Или из Изобразительных 142 псалом.

До′кса Патри′ ке Ио′ ке Аги′о Пне′вмати. Ке нин ке аи′ ке ис тус эо′нас тон эо′нон. Ами′н.

О моногени′с Ио′с, ке Ло′гос ту Феу′, афа′натос ипа′рхон, ке катадекса′менос диа′ тин имете′ран сотири′ан саркофи′не эк тис Аги′ас Феото′ку, ке аипарфе′ну Мари′ас, атре′птос энантропи′сас: ставрофи′с те Христе′ о Фео′с, фана′то фа′натон пати′сас, ис он тис Аги′ас Триа′дос, синдоксазо′менос то Патри′ ке то Аги′о Пне′вмати, со′сон има′с.

Диакон

Э′ти ке э′ти эн ири′ни ту Кири′у деифо′мен.

Лик

Ки′рие, эле′йсон.

Диакон

Андилаву′, со′сон, эле′исон ке диафи′лаксон има′с, о Фео′с, ти си ха′рити

Лик

Ки′рие, эле′йсон.

Диакон

Тис Панаги′ас, ахра′нду, иперевлогиме′нис, эндо′ксу диспи′нис имо′н Феото′ку ке аипарфе′ну Мари′ас, мета′ па′ндон тон Аги′он мнимоне′фсандес, эафту′с ке алли′лус, ке па′сан тин зои′н имо′н Христо′ то Фео′ парафо′мефа.

Лик

Си, Ки′рие.

Священник

О′ти агафо′с ке фила′нтропос Фео′с ипа′рхис, ке си тин до′ксан анапе′мбомен, то Патри′ ке то Ио′ ке то Аги′о Пне′вмати, нин ке аи′ ке ис тус эо′нас тон эо′нон.

Лик

Ами′н.

Поется третий антифон или Блаженны

Вход с Евангелием

Диакон

Софи′а: орфи′.

Лик

Де′фте проскини′сомен ке проспе′сомен Христо′. Со′сон има′с, Ие′ Феу′, о анаста′с эк некро′н, пса′лондас си: Аллилу′иа.

Поются тропари и кондак.

Диакон

Ту Кири′у деифо′мен.

Лик

Ки′рие, эле′йсон.

Священник

О′ти аги′ос и, о Фео′с имо′н, ке си тин до′ксан анапе′мбонен, то Патри′ ке то Ио′ ке то Аги′о Пне′вмати, нин ке аи′.

Диакон

Ке ис тус эо′нас тон эо′нон.

Лик

Ами′н. Аги′ос о Фео′с, аги′ос исхиро′с, аги′ос афа′натос, эле′исон има′с (трижды) До′кса Патри′ ке Ио′ ке Аги′о Пне′вмати. Ке нин ке аи′ ке ис тус эо′нас тон эо′нон. Ами′н. Аги′ос афа′натос, эле′исон има′с.

Диакон

Ди′намис

Лик

Аги′ос о Фео′с, аги′ос исхиро′с, аги′ос афа′натос, эле′исон има′с.

Диакон

Про′схомен. Софи′а. Про′схомен.

Читается прокимен Апостола и Апостольское послание.

Священник

Ири′ни си то анагино′сконди.

Лик

Аллилу′иа (трижды)

Священник

Софи′а, орфи′, аку′сомен ту аги′у Эвангели′у.

Ири′ни па′си.

Лик

Ке то пне′вмати′ су.

Читается Святое Евангелие.

Священник

Ири′ни си то эвангелизоме′но.

Лик

До′кса си, Ки′рие, до′кса си.

Диакон

И′помен па′ндес экс о′лис тис психи′с ке экс о′лис тис диани′ас имо′н и′помен.

Лик (после каждой ектении)

Ки′рие, эле′йсон (трижды)

Диакон

Ки′рие пандокра′тор, о Фео′с тон пате′рон имо′н, део′мефа су, эпа′кусон ке эле′исон.

Эле′исон има′с, о, Фео′с, ката′ то ме′га элео′с су, део′мефа су, эпа′кусон ке эле′исон.

Э′ти део′мефа ипе′р тон эфсево′н ке ортодо′ксон христиано′н.

Э′ти део′мефа ипе′р ту Архиеписко′пу имо′н (…)

Э′ти део′мефа ипе′р тон адельфо′н имо′н, тон иере′он, иеромона′хон, иеродиако′нон ке монахо′н, ке па′сис тис эн Христо′ имо′н адельфо′титос.

Э′ти део′мефа ипе′р эле′ус, зои′с, ири′нис, иги′ас, сотири′ас, эписке′псеос, синхори′сеос ке афе′сеос тон амартио′н тон ду′лон ту Феу′, па′ндон тон эфсево′н ке ортодо′ксон христиано′н тон катику′ндон ке парепидиму′ндон эн ти по′ли та′фти, тон энорито′н, эпитро′пон, синдромито′н ке афиерото′н тис аги′ас Экклеси′ас та′фтис.

Э′ти део′мефа ипе′р тон макари′он ке аиди′мон ктито′рон тис аги′ас Экклеси′ас та′фтис, ке ипе′р па′ндон тон проанапафсаме′нон пате′рон ке адельфо′н имо′н, тон энда′те эфсево′с киме′нон, ке апандаху′ ортодо′ксон.

Э′ти део′мефа ипе′р тон карпофору′ндон ке каллиергу′ндон эн то аги′о ке пансе′пто нао′ ту′то, копио′ндон, псало′ндон ке ипе′р ту периесто′тос лау′, ту апекдехоме′ну то пара′ су ме′га ке плу′сион э′леос.

Лик

Ки′рие, эле′исон.

Священник

О′ти элеи′мон ке фила′нтропос Фео′с ипа′рхис, ке си тин до′ксан анапе′мбомен, то Патри′ ке то Ио′ ке то Аги′о Пне′вмати, нин ке аи′ ке ис тус эо′нас тон эо′нон.

Лик

Ами′н.

Диакон

Э′фксасте, и катиху′мени, то Кири′о.

Лик (после каждой эктении)

Ки′рие, эле′исон.

Диакон

И писти′, ипе′р тон катихуме′нон деифо′мен.

И′на о Ки′риос афту′с элеи′си.

Катихи′си афту′с тон ло′гон тис алифи′ас.

Апокали′пси афти′с то эванге′лион тис дикеоси′нис.

Эно′си афту′с ти аги′а афту′, католики′ ке апостолики′ Экклиси′а.

Со′сон, эле′исон, андилаву′ ке диафи′лаксон афту′с, о Фео′с, ти си ха′рити.

И катиху′мени, тас кефала′с имо′н то Кири′о кли′мате.

Лик

Си, Ки′рие.

Священник

И′на ке афти′ син ими′н докса′зоси то па′нтимон ке магалопрепе′с о′нома су, ту Патро′с ке ту Иу′ ке ту Аги′у Пне′вматос, нин ке аи′ ке ис тус эо′нас тон эо′нон.

Лик

Ами′н.

Диакон

О′си катиху′мени, прое′льфете: и катиху′мени, прое′льфете: о′си катиху′мени, прое′льфете: ми тис тон катихуме′нон: о′си пи′сти, э′ти ке э′ти эн ири′ни ту Кири′у деифо′мен.

Лик

Ки′рие, эле′исон.

Диакон

Андилаву′, со′сон, эле′исон ке диафи′лаксон има′с, о Фео′с, ти си ха′рити.

Лик

Ки′рие, эле′исон

Диакон

Софи′а.

Священник

О′ти пре′пи си па′са до′кса, тими′ ке проски′нисис то Патри′ ке то Ио′ ке то Аги′о Пне′вмати, нин ке аи′ ке ис тус эо′нас тон эо′нон.

Лик

Ами′н.

Диакон

Э′ти ке э′ти эн ири′ни ту Кири′у деифо′мен.

Лик

Ки′рие, эле′йсон.

Диакон

Андилаву′, со′сон, эле′исон ке диафи′лаксон има′с, о Фео′с, ти си ха′рити

Лик

Ки′рие, эле′йсон.

Диакон

Софи′а.

Священник

О′пос ипо′ ту кра′тус су па′ндоте филатто′мени, си до′ксан анапе′мбомен, то Патри′ ке то Ио′ ке то Аги′о Пне′вмати, нин ке аи′ ке ис тус эо′нас тон эо′нон.

Лик

Ами′н.

И та Херуви′м мистико′с икони′зондес, ке ти зоопио′ Триа′ди тон триса′гион и′мнон проса′дондес, па′сан тин виотики′н апофо′мефа ме′римнан, ос тон василе′а тон о′лон иподексо′мени.

Великий вход

Диакон – Священник

Па′ндон имо′н мнисти′и Ки′риос о Фео′с эн ти васили′а афту′ па′ндоте нин ке аи′ ке ис тус эо′нас тон эо′нон.

Лик

Ами′н.

Тес ангелике′с аора′тос дорифору′менон та′ксесин. Аллилу′иа.

Диакон

Плиро′сомен тин де′исин имо′н то Кири′о.

Лик (после каждой ектении)

Ки′рие, эле′исон.

Диакон

И′пер тон протефе′ндон тими′он до′рон ту Кири′у деифо′мен.

И′пер то аги′у и′ку ту′ту, ке тон мета пи′стеос, эвлави′ас, ке фо′ву Феу′ исио′ндон эн афто′, ту Кири′у деифо′мен.

И′пер ту ри′стине има′с апо′ пасис фли′псеос, орги′с, кинди′ну ке анангис, ту Кири′у деифо′мен.

Андилаву′, со′сон, эле′исон ке диафи′лаксон има′с, о Фео′с, ти си ха′рити

Тин име′ран пасан тели′ан, аги′ан, ириники′н ке анамартитон, пара ту Кири′у этисо′мефа.

Лик (после каждой ектении)

Парасху, Ки′рие.

Диакон

А′нгелон ири′нис, писто′н, одиго′н, фи′лака тон психо′н ке тон сома′тон имо′н, пара′ ту Кири′у этисо′мефа.

Сигно′мин ке а′фесин то амартио′н ке тон плимелима′тон имо′н, пара′ ту Кири′у этисо′мефа.

Та кала′ ке симфе′ронда тес психе′с имо′н ке ири′нин то ко′смо, пара′ ту Кири′у этисо′мефа.

Тон ипо′липон хро′нон тис зои′с имо′н эн ири′ни ке метани′а эктеле′се, пара′ ту Кири′у этисо′мефа.

Христиана′ та те′ли тис зои′с имо′н, ано′дина, анепе′схинда, ириника′, ке кали′н апологи′ан тин эпи′ ту фоверу′ ви′матос ту Христу′, этисо′мефа.

Тис Панаги′ас, ахра′нду, иперевлогиме′нис, эндо′ксу диспи′нис имо′н Феото′ку ке аипарфе′ну Мари′ас, мета′ па′ндон тон Аги′он мнимоне′фсандес, эафту′с ке алли′лус, ке па′сан тин зои′н имо′н Христо′ то Фео′ парафо′мефа.

Лик

Си, Ки′рие.

Священник

Диа′ тон иктирмо′н ту моногену′с су Иу′, меф у эвлогито′с и, син то панаги′о ке агафо′ ке зоопио′ су Пне′вмати, нин ке аи′ ке ис тус эо′нас тон эо′нон.

Лик

Амин

Священник

Ири′ни па′си

Лик

Ке то пне′вмати су.

Диакон

Агапи′сомен алли′лус, и′на эн омони′а омологи′сомен.

Лик

Пате′ра, Ио′н ке Аги′он Пне′вма, Триа′да омоу′сион ке ахо′ристон.

Диакон

Тас фи′рас, тас фи′рас, эн софи′а про′схомен.

Лик

Писте′во ис э′на Фео′н Пате′ра, пандокра′тора, пиити′н урану′ ке гис, орато′н те па′ндон ке аора′тон. Ке ис э′на Ки′рион Иису′н Христо′н, тон Ио′н ту Феу′, тон моногени′, тон эк ту Патро′с генифе′нда про па′ндон тот эо′нон: фос эк фото′с, Фео′н алифино′н эк Феу′ алифину′, геннифе′нда, у пиифе′нда, омоу′сион то Патри′, ди у та па′нда эге′нето. Тон ди има′с тус антро′пус ке диа′ тин имете′ран сотири′ан, кательфо′нда эк тон урано′н, ке саркофе′нда эк Пне′вматос аги′у ке Мари′ас тис парфе′ну, ке энантропи′санда. Ставрофе′нда те ипе′р имо′н эпи′ Понди′у Пила′ту, ке пафо′нда, ке тафе′нда. Ке анаста′нда ти три′ти име′ра, ката′ тас Графа′с. Ке анельфо′нда ис тус урану′с, ке кафезо′менон эк дексио′н ту Патро′с. Ке па′лин эрхо′менон мета′ до′ксис, кри′не зо′ндас ке некру′с, у тис васили′ас ук э′сте те′лос. Ке ис то Пне′вма то А′гион, то Ки′рион, то зоопио′н, то эк ту Патро′с экпорево′менон, то син Патри′ ке Ио′ симпроскину′менон ке синдоксазо′менон, то лали′сан диа′ тон профито′н. Ис ми′ан аги′ан, католики′н ке апостолики′н Экклиси′ан. Омолого′ эн ва′птисма ис а′фесин амартио′н. Просдоко′ ана′стасин некро′н. Ке зои′н ту ме′лондос эо′нос. Ами′н.

Диакон

Сто′мен кало′с, сто′мен мета′ фо′ву, про′схомен тин аги′ан анафора′н эн ири′ни просфе′рин.

Лик

Э′леон ири′нис, фиси′ан эне′сеос.

Священник

И ха′рис ту Кири′у имо′н Иису′ Христу′, ке и ага′пи ту Феу′ ке Патро′с, ке и кинони′а ту Аги′у Пне′вматос, и′и мета′ па′ндон имо′н.

Лик

Ке мета′ ту пне′вмато′с су.

Священник

А′но схо′мен тас карди′ас.

Лик

Э′хомен прос тон Ки′рион.

Священник

Эфхаристи′сомен то Кири′о.

Лик

А′ксион ке ди′кеон.

Священник

Тон эпини′кион и′мнон а′донда, воо′нда, кекраго′та ке ле′гонда.

Лик

А′гиос, а′гиос, а′гиос, Ки′риос Савао′ф, пли′рис о урано′с ке и ги тис до′ксис су: осанна′ эн тис ипси′стис, эвлогиме′нос о эрхо′менос эн оно′мати Кири′у, осанна′ эн тис ипси′стис.

Священник

Ла′вете, фа′гете, ту′то му эсти′ то со′ма, то ипе′р имо′н кло′менон ис а′фесин амартио′н.

Лик

Ами′н.

Священник

Пи′ете экс афту′ па′ндес, ту′то эсти′ то э′ма му то тис кени′с диафи′кис, то ипе′р имо′н ке полло′н экхино′менон ис а′фесин амартио′н.

Лик

Ами′н.

Священник

Та са эк тон сон си просфе′ромен ката′ па′нда ке диа′ па′нда.

Лик

Се имну′мен, се эвлогу′мен, си эфхаристу′мен, Ки′рие, ке део′мефа су, о Фео′с имо′н.

Священник

Эксере′тос тис панаги′ас, ахра′нду иперевлогиме′нис, эндо′ксу деспи′нис имо′н Феото′ку ке аипарфе′ну Мари′ас.

Лик

А′ксион эсти′н ос алифо′с макари′зин се тин Феото′кон, тин аимака′ристон ке панамо′митон ке мите′ра ту Феу′ имо′н. Тин тимиоте′ран тон херуви′м ке эндоксоте′ран асингри′тос тон серафи′м, тин адиафто′рос Фео′н Ло′гон теку′сан, тин о′ндос Феото′кон се мегали′номен.

Священник

Эн про′тис мни′стити, Ки′рие, ту Архиеписко′пу имо′н (…), он ха′рисе тес аги′ес су Экклиси′ес, эн ири′ни, со′он, э′нтимон, игиа′, макроимере′вонда ке орфотому′нда тон ло′гон тис сис алифи′ас.

Диакон

Ке он э′кастос ката′ диа′ниан э′хи, ке па′ндон ке пасо′н.

Лик

Ке па′ндон ке пасо′н.

Священник

Ке дос ими′н эн эни′ сто′мати ке миа′ карди′а докса′зин ке анимни′н то па′ндимон ке мегалопрепе′с о′нома′ су, ту Патро′с ке ту Иу′ ке ту Аги′у Пне′вматос, нин ке аи′ ке ис тус эо′нас тон эо′нон.

Лик

Ами′н.

Священник

Ке э′сте та эле′и ту мега′лу Феу′ ке Соти′рос имо′н Иису′ Христу′ мета′ па′ндон имо′н.

Лик

Ке мета′ ту пне′вмато′с су. Диакон

Па′ндон тон аги′он мнимоне′фсандес, э′ти ке э′ти эн ири′ни ту Кири′у деифо′мен.

Лик (после каждой ектении)

Ки′рие, эле′исон.

Диакон

Ипе′р тон проскомисфе′ндон ке агиасфе′ндон тими′он до′рон, ту Кири′у деифо′мен.

О′пос о фила′нтропос Фео′с имо′н, о просдекса′менос афта′ ис то а′гион ке иперура′нион ке ноеро′н афту′ фисиасти′рион, ис осми′н эводи′ас пневматики′с андикатапе′мпси ими′н тин фи′ан ха′рин ке тин дореа′н ту Аги′у Пне′вматос, деифо′мен.

Ипе′р ту ристи′не има′с апо′ па′сис фли′псеос, орги′с, кинди′ну ке ана′нгис, ту Кири′у деифо′мен.

Андилаву′, со′сон, эле′исон ке диафи′лаксон има′с, о Фео′с, ти си ха′рити

Тин име′ран па′сан тели′ан, аги′ан, ириники′н ке анама′ртитон, пара′ ту Кири′у этисо′мефа.

Лик (после каждой ектении)

Пара′сху, Ки′рие.

Диакон

А′нгелон ири′нис, писто′н, одиго′н, фи′лака тон психо′н ке тон сома′тон имо′н, пара′ ту Кири′у этисо′мефа.

Сигно′мин ке а′фесин то амартио′н ке тон плимелима′тон имо′н, пара′ ту Кири′у этисо′мефа.

Та кала′ ке симфе′ронда тес психе′с имо′н ке ири′нин то ко′смо, пара′ ту Кири′у этисо′мефа.

Тон ипо′липон хро′нон тис зои′с имо′н эн ири′ни ке метани′а эктеле′се, пара′ ту Кири′у этисо′мефа.

Христиана′ та те′ли тис зои′с имо′н, ано′дина, анепе′схинда, ириника′, ке кали′н апологи′ан тин эпи′ ту фоверу′ ви′матос ту Христу′, этисо′мефа.

Тин эно′тита тис пи′стеос ке тин кинони′ан ту Аги′у Пне′вматос этиса′мени, эафту′с ке алли′лус, ке па′сан тин зои′н имо′н Христо′ то Фео′ парафо′мефа.

Лик

Си, Ки′рие.

Священник

Ке катакси′осон има′с, Де′спота, мета′ париси′ас, акатакри′тос толма′н эпикали′сте се тон эпура′нион Фео′н Пате′ра, ке ле′гин.

Лик

Па′тер имо′н, о эн тис урани′с! Агиас-фи′то то о′нома су: эльфе′то и васили′а су: генефи′то то фе′лима су, ос эн урано′, ке эпи′ тис гис. Тон а′ртон имо′н тон эпиу′сион дос ими′н си′мерон: ке а′фес ими′н та офили′мата имо′н, ос ке ими′с афи′емен тис офиле′тес имо′н: ке ми исене′нгис има′с ис пирасмо′н, алла′ ри′се има′с апо′ ту пониру′.

Священник

О′ти су эсти′н и васили′а, ке и ди′намис, ке и до′кса, ту Патро′с, ке ту Иу′ ке ту Аги′о Пне′вматос, нин ке аи′ ке ис тус эо′нас тон эо′нон.

Лик

Ами′н.

Священник

Ири′ни па′си.

Лик

Ке то пне′вмати′ су.

Диакон

Тас кефала′с имо′н то Кири′о кли′номен.

Лик

Си, Ки′рие.

Священник

Ха′рити ке иктирми′с ке филантропи′а ту моногену′с су Иу′, меф у эвлогито′с и, син то панаги′о ке агафо′ ке зоопио′ су Пне′вмати, нин ке аи′ ке ис тус эо′нас тон эо′нон.

Лик

Ами′н.

Диакон

Про′схомен.

Священник

Та а′гиа тис аги′ис.

Лик

Ис а′гиос, ис Ки′риос, Иису′с Христо′с, ис до′ксан Феу′ Патро′с. Ами′н.

Поется Причастен и разные церковные песни.

Диакон

Мета′ фо′ву Феу′, пи′стеос ке ага′пис просе′льфете.

Лик

Эвлогиме′нос о эрхо′менос эн оно′мати Кири′у.

Священник

Со′сон, о Фео′с, тон лао′н су ке эвло′гисон тин клирономи′ан су.

Лик

Фео′с Ки′риос ке эпе′фанен ими′н.

И′домен то фос то алифино′н, эла′вомен Пне′вма эпура′нион, э′вромен пи′стин алифи′, адие′ретон Триа′да проскину′ндес: а′фти гар има′с э′сосен.

Священник

Па′ндоте, нин ке аи′ ке ис тус эо′нас тон эо′нон.

Лик

Ами′н.

Диакон

Орфи′ металаво′ндес тон фи′он, аги′он, афана′тон, эпурани′он ке зоопио′н, фрикто′н ту Христу′ мистири′он, акси′ос эфхаристи′сомен то Кири′о.

Лик

Ки′рие, эле′исон.

Диакон

Андилаву′, со′сон, эле′исон ке диафи′лаксон има′с, о Фео′с, ти си ха′рити

Лик

Ки′рие, эле′исон.

Диакон

Тин име′ран па′сан тели′ан, аги′ан, ириники′н ке анама′ртитон этиса′мени, эафту′с ке алли′лус, ке па′сан тин зои′н имо′н Христо′ то Фео′ парафо′мефа.

Лик

Си, Ки′рие.

Священник

О′ти си и о агиасмо′с имо′н, ке си тин до′ксан анапе′мбонен, то Патри′ ке то Ио′ ке то Аги′о Пне′вмати, нин ке аи′ ке ис тус эо′нас тон эо′нон.

Лик

Ами′н.

Священник

Эн ири′ни проэ′льфомен.

Лик

Эн оно′мати Кири′у.

Диакон

Ту Кири′у деифо′мен.

Лик

Ки′рие, эле′исон.

Священник

О эвлого′н тус эвлогу′ндас се, Ки′рие, ке агиа′зон тус эпи′ си пепифо′тас, со′сон тон лао′н су ке эвло′гисон тин клирономи′ан су, то пли′рома тис Экклиси′ас су фи′лаксон: аги′асон тус агапо′ндас тин эфпре′пиан ту и′ку су: си афту′с антидо′ксасон ти феики′ су дина′ми, ке ми энгатали′пис, има′с тус эльпи′зондас эпи′ се. Ири′нин то ко′смо су до′рисе, тес Экклиси′ес су, тис иере′фси, тис василе′фси имо′н, то страто′ ке панди′ то лао′ су. О′ти па′са до′сис агафи′, ке пан до′рима те′лион а′нофен эсти′, катаве′нон эк су ту Патро′с тон фо′тон, ке си тин до′ксан, ке эфхаристи′ан, ке проски′нисин анапе′мбомен, то Патри′ ке то Ио′ ке то Аги′о Пне′вмати, нин ке аи′ ке ис тус эо′нас тон эо′нон.

Лик

Ами′н.

И′и то о′нома Кири′у эвлогиме′нон апо′ ту нин ке э′ос ту эо′нос. (трижды)

Диакон

Ту Кири′у деифо′мен

Лик

Ки′рие, эле′исон.

Священник

Эвлоги′а Кири′у ке э′леос афту′ э′льфи эф има′с, ти афту′ фи′а ха′рити ке филантропи′а, па′ндоте, нин ке аи′ ке ис тус эо′нас тон эо′нон.

Лик

Ами′н.

Священник

До′кса си, о Фео′с, и эльпи′с имо′н, до′кса си.

Лик

До′кса то Патри′ ке то Ио′ ке то Аги′о Пне′вмати, нин ке аи′ ке ис тус эо′нас тон эо′нон. Ами′н.

Ки′рие, эле′исон (трижды). Па′тер а′гие эвло′гисон.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *