Логопедическая сказка для дошкольников

Логопедическая сказка «ТЕРЕМОК» для детей старшего дошкольного возраста

Сказку составил и провел

учитель-логопед Аппель И.Г.

МБДОУ ДС КВ «Руслан»

г. Новый Уренгой ЯНАО

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ СКАЗКА «ТЕРЕМОК»

на логопедическом утреннике

Стоит в поле теремок, теремок,

Он не низок , не высок , не высок.

Пролетал мимо Комар,

Теремочек увидал.

Надо б в тереме пожить,

Иль недельку погостить

К теремочку подлетает,

Свою песню начинает:

Комар: З-з-з! З-з-з!

С-с-с! С-с-с!

Же-же-же! Же-же-же!

Ну ответьте мне уже!

Кто, кто в теремочке живет?

Кто, кто меня в гости тут ждет?

В теремочке тишина,

И хозяйка не видна.

Комар: Ну-ка. Я открою дверь

Может, встретит кто теперь?

З-з-з-! З-з-з!

Сэ-сэ-сэ! Сэ-сэ-сэ!

Вы куда девались все?

Ладно, в теремок войду,

В нем порядок наведу.

Только веник взял Комар,

Слышит: в дверь слегка удар…

Муха: Кто, кто в теремочке живет?

Кто, кто так красиво поёт?

Комар: Я – хозяин здесь , Комар!

У меня есть чудный дар:

Вечерами, поутру

Звуки нежно я пою.

Вот послушай: з-з-з! Сэ-сэ-сэ!

Звуки я поставил все.

А ты — кто?

Муха: Я – Муха, с позолотой брюхо!

Ты не мог бы дверь открыть,

В теремок меня впустить,

Будем мы с тобою дружно

В теремочке этом жить.

Будем звуки и речевки

Целый день с тобой твердить!

Дверь Комар открыл слегка,

Муха в теремок вошла.

Стали петь и говорить,

И порядок наводить.

Зал отчистил так Комар,

Засверкал он будто жар!

Муха вымыла полы,

Взбила веником ковры.

Только сели отдыхать,

В дверь стучится гость опять.

Лягушка: Кто, кто в теремочке живет?

Кто, кто разговор в нем ведет?

Комар: Я – хозяин здесь , Комар!

У меня есть чудный дар:

Вечерами , поутру

Звуки нежно я пою:

З-з-з! Сэ-сэ-сэ!

Звуки я поставил все!

Муха: Я – Муха, золотое брюхо!

К логопеду записалась,

Звука два всего осталось…

А ты – кто?

Лягушка: Я – Лягушка , прожорливое брюшко!

Ква-ля-ля! Ква-ля-ля!

Я с болота прискакала,

На автобус опоздала.

Не спешу теперь в болото,

С вами мне побыть охота,

Логоритмику провесть.

Ква – подняли ножку – раз!

Ква – присели , потянулись,

Два – партнеру улыбнулись.

Ножками – топ, топ.

А теперь бежим галоп,

Ручкой нежно потрясли,

Плечи гордо отвели…

А пока они плясали,

В дверь удары услыхали…

Заяц: Кто, кто в теремочке живет?

Может, в гости меня кто-то ждет?

Комар: Я – хозяин здесь, Комар

У меня есть чудный дар:

Вечерами , поутру

Звуки нежно я пою.

Муха: Я – Муха , с позолотой брюхо

К логопеду записалась ,

Звуков парочка осталась.

Лягушка: Я – Лягушка , прожорливое брюшко!

Не люблю я зря болтать,

Петь люблю и танцевать.

Если вы плясать мастак,

Спляшем с вами краковяк!

А ты- кто?

Заяц: Я – Зайка , пойди догоняй-ка!

Бегал ночью по лесам,

По полям и по лугам…

Слышу: танцы, голоса.

Вы не впустите меня?

Танцевать меня не манит,

Я – любитель барабанить!

Д-д-д! Б-б-б! Т-т-т! П-п-п!

Двери тихо открывали,

Робко Зайчика впускали.

Зайка на крыльцо вбежал,

Барабанить начинал:

Д-д-д! Б-б-б! Т-т-т! П-п-п!

Начался тут шум и звон,

Разбежались звери вон.

Только кто-то не боится,

Раз тихонько в дверь стучится.

Лиса: Кто, кто в теремочке живет?

Кто, кто барабанит , поёт?

Комар: Я- хозяин здесь , Комар!

У меня есть чудный дар:

Вечерами , поутру

Звуки нежно я пою.

Муха: Я – Муха , позолоченое брюхо!

К логопеду записалась,

Звуков парочка осталась.

Лягушка: Я – Лягушка – прожорливое брюшко!

Не люблю я зря болтать ,

Петь люблю и танцевать!

Заяц: Я – Зайка , пойди догоняй-ка!

Танцевать меня не манит,

Я – любитель барабанить!

А ты – кто?

Лиса: Лиса, Лисонька , Лиса,

Я из чащи к вам пришла.

Слышу песни , шутки , смех..

Я б имела здесь успех!

А теперь для всех для вас

Проведу-ка я массаж.

Все погладьте брови , щечки,

Разомнем ушные мочки,

Нежно гладим ваши лапки,

Растянулись все по лавке..

Разлеглись лишь все они,

Стуки в дверь уже слышны.

Волк: Кто, кто в теремочке живет?

Кто, кто сладки речи ведет?

Звери все тут испугались,

По углам – то разбежались.

Все на Лисоньку глядят,

На вопрос ответить не хотят.

К двери подошла Лиса ,

Сладки речи завела.

Лиса: Лиса, Лисонька , Лиса ,

Я из чащи к ним пришла.

И готова хоть сейчас

Провести для вас массаж…

А ты – кто?

Волк: Я – Волк , зубами щёлк!

На меня нашла беда:

Я пою лишь гласные

Ночами иногда:

У;-у-у! О-о-о! А-а-а! У-у-у!

Засыпал вот под кустом,

Слышу: барабанный звон,

Танцы , музыка и смех

Захотел увидеть всех!

В коллектив меня примите

И таланты покажите.

В город ездил по весне,

Шпателей купил себе.

Если звука нет у вас,

Вам поможет шпатель наш.

Ну-ка рот все приоткрыли,

Шпатель каждый получили.

Шпателем язык подняли,

Рот открыли , звук сказали.

Мы поставим звук теперь…

Кто-то барабанит в дверь!

Медведь: Кто, кто в теремочке живет,

Кто, кто в невысоком живет?

Снова звери по углам,

По углам да по щелям разбежалися,

Все медвежьего крика испугалися.

Даже Волк дрожит

И сквозь зубы говорит:

Волк: Я – Волк , зубами щелк!

В город ездил по весне ,

Шпателей купил себе ,

Если звук у вас дефектный,

Вмиг поставлю я тебе.

Тут наш Мишенька- Медведь

Начал громче всех реветь.

Медведь: Мне не нужен шпатель твой.

У меня порядок свой.

Вижу: терем ваш плохой,

С покосившейся трубой.

И забор весь повалился,

Знать , давненько не чинился.

Ну-ка , взялись все за дело!

И работа закипела.

Муха вместе с Комаром

Бревна чистят топором,

Заяц паклю затыкает,

Волк все дыры затирает.

А Лягушка и Лиса

Разминают голоса,

Ведь рабочим дискотека

Обязательно нужна!

Ну, а терем-теремок

Стал прекрасен и высок.

Медведь: Гости , в терем заходите,

На работу поглядите!

И, конечно, дискотеку

Вы сегодня посетите.

В лесу музыка слышна,

Муха машет из окна.

Все танцуют , веселятся.

Даже Мишенька- Медведь

Захотел сегодня петь.

Занавес мы закрываем,

Всем здоровья Вам желаем!

Логосказки как метод коррекции речевых нарушений у детей

Елена Королёва
Логосказки как метод коррекции речевых нарушений у детей

Сл. 1 Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее он развивается психически. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения.

В последние годы наблюдается устойчивый рост нарушений речи детей. Дошкольников имеющих различные речевые патологии, становится все больше, проблема речевого развития – одна из самых актуальных в современном детском саду.

Для успешной работы с дошкольниками важно подобрать эффективные методы коррекции речевых нарушений. Хорошим помощником в этой работе может стать сказка. Логопедическое воздействие в игровой, сказочной форме является наиболее универсальным, комплексным и результативным методом воздействия в коррекционной работе.

В рамках коррекционной работы с дошкольниками широко применяются логосказки.

Сл. 2 Логосказки – это целостный педагогический процесс, способствующий развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, а также активизации психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения).

Основная идея логосказки – всестороннее, последовательное развитие речи детей и связанных с ней психических процессов путем использования элементов сказкотерапии.

Логосказки могут применять в своей работе, как логопеды, так и воспитатели логопедических и общеобразовательных групп. Эти сказки могут представлять собой целое занятие, часть занятия или дидактическую игру.

Сл. 3 Выделяют несколько видов логосказок:

• Артикуляционные (развитие дыхания, артикуляционной моторики).

• Пальчиковые (развитие мелкой моторики, графических навыков).

• Фонетические (уточнение артикуляции заданного звука автоматизация, дифференциация звуков).

• Лексико — грамматические (обогащение словарного запаса, закрепление знаний грамматических категорий).

• Сказки, способствующие формированию связной речи.

• Сказки по обучению грамоте (о звуках и буквах).

Сл. 4 Для постановки сказок подходят различные виды театров:

• пальчиковый,

• настольный,

• Сл. 5 рукавичный,

• куклы-БИБАБО,

• куклы на палочках,

• Сл. 6 театр «Притворщик»

Артикуляционные сказки.

Сл. 7 Основной задачей артикуляционных сказок является развитие артикуляционной моторики. Одни и те же упражнения артикуляционной гимнастики, которые приходится выполнять ребёнку каждый день в течение продолжительного промежутка времени быстро надоедают. Для того чтобы заинтересовать детей, все упражнения можно объединить в небольшие сказки. Особый интерес представляют «Сказки о Веселом Язычке», которые в интересной форме рассказывают о разных приключениях Язычка.

Сл. 8 В артикуляционной сказке обязательно присутствуют и специальные упражнения на тренировку дыхания.

В сказке «Три поросенка» дети дуют на «соломинки», на карандаши – ветки из которых построен домик, на камни, делая определенные выводы.

В сказке «Колобок» дети помогают колобку с помощью воздушной струи добраться от одного сказочного героя к другому, «пробежаться» с Колобком по дорожке.

Сл. 9 В работе над развитием речевого дыхания, плавной речи, дикцией — на выдохе можно произносить различные фразы к сказкам.

Пальчиковые логопедические сказки.

Сл. 10 Пальчиковые игры по мотивам русских народных и авторских сказок помогают не только совершенствовать мелкую моторику, но и закреплять значение содержания сказок, развивать речь и образное мышление.

Играя с детьми в пальчиковые игры, необходимо обратить внимание на точность и качество выполнения движений, на согласованность речи с работой пальцев и кистей рук.

Фонетические сказки.

Сл. 11 Основной задачей фонетических сказок является работа над изолированным произношением звука, автоматизация звука в слогах, в начале, середине, конце слова, в словах со стечением согласных, предложениях и спонтанной речи.

Сл. 12 Ребенок не только смотрит и слушает, но и является активным участником сказки, выполняя задания. Игра превращает работу в увлекательное путешествие. Преодолевая препятствия вместе с героями сказки, ребенок учиться произносить трудный звук.

Сл. 13 Например, по просьбе педагога, они могут дать определенные имена героям или выполнить другие подобные задания.

В имени зайца должен присутствовать звук С, а имени лисы – З.

У зайки были игрушки, в названии которых есть звук С, а у лисы – звук З.

Дети упражняются в выделении во фразах слов с определенным звуком.

Найти слова со звуком Ч в предложении: Сидит зайчик на пенечке и плачет.

Например, в сказке «Злой волк» закрепляется правильное произношение звука Л. Одним из заданий к этой сказке может быть: произнеси слова из сказки со звуком Л, выделяя его.

Лексико – грамматические сказки.

Сл. 14 Использование лексико – грамматических сказок помогут приобрести не только умения, но и устойчивые навыки правильного использования существительных, прилагательных, глаголов, наречий, будут способствовать формированию грамматически правильной речи и обогащению словарного запаса.

Дети могут придумывать красивые прилагательные для характеристики героев. Например, сказка «Заюшкина избушка», дети называют зайчика маленьким, хорошеньким, сереньким, пушистым, добрым, веселым, грустным, удивленным, трусливым.

Игра: «Где прячется Маша?» (По сказке: «Маша и медведь»)

Развивать правильное употребление (понимание) простых предлогов, активизировать словарь по теме: мебель.

— Маша прячется от медведя, назови, где (под столом, в шкафу, под стулом, на печке, под кроватью и т. д.)

Сл. 15 По сказке «Репка» можно отрабатывать употребление предлогов ЗА и ПЕРЕД.

Образование антонимов быстрее отрабатывается в упражнении «Все наоборот» (У девочки была матушка добрая, а мачеха -(злая) и т. д.).

Сл. 16 Чтение и пересказ русской народной сказки «Заяц — хваста» поможет ребенку освоить образование существительных с помощью суффикса –ищ.

Сказки, способствующие формированию связной речи.

Сл. 17 Помимо авторских и русских народных сказок используются сказки, сочиненные логопедом, воспитателем и созданные вместе с детьми. Особое внимание в работе уделяется обучению составлению сюжетных рассказов, придумыванию сказок, сказочных историй.

Приемы сказкотерапии при формировании связной речи:

— Изменение конца сказки. Детям предлагается известная сказка, в которой надо изменить окончание по своему усмотрению.

— Продолжение известной сказки, когда детям предлагается придумать «А что случилось дальше?»

— Сравнение одних и тех же героев из разных сказок. Например, волк в сказках «Волк и семеро козлят» и «Иван царевич и Серый Волк» — в первом случае волк – злобное животное, в другом – верный и надежный помощник, друг.

Сл. 18 — Включение в сказку героя из другой сказки. Например, что произошло бы, если бы на помощь зайцу пришел ёж.

— Рассказывание сказки от лица одного из персонажей.

— Придумывание новых названий известных сказок, не искажающих идеи произведения. Например, «Теремок» — новое название «Дружный домик», «Домик для зверей», «Как медведь разрушил теремок».

Рассказывание сказок сопровождается действиями на фланелеграфе, магнитной доске, в настольном театре.

Сл. 19 Ребенку легче овладеть навыком пересказа, если сказка короткая, забавная и в ней четко выражен сюжет. Полезно сопровождать пересказ текста показом героев сказки с помощью рук («Покажи сказку руками»).

Сказки для обучения грамоте.

Сл. 20 Играя со сказочными персонажами Слыш и Буковка, дети знакомятся с гласными и согласными звуками и буквами. Сказочный сюжет и необычные игровые ситуации помогают сделать процесс обучения грамоте интересным и познавательным.

Сл. 21 Детям очень нравится выполнять все задания в сказочной атмосфере. Им всегда хочется помочь героям сказки, они с большим удовольствием копируют этих героев, используя мимику, жесты, интонацию. Например, такие задания: покажи, как зайка испугался, как волк рассердился, как Машенька обрадовалась и т. д. В сказке «Три поросенка» дети мимикой показывают злого волка, счастливых поросят и испуганных поросят.

Сл. 22 У детей, перевоплощающихся в героев сказок, активнее развиваются воображение, творческая фантазия, формируется интонационная выразительность речи.

Сл. 23 Для родителей по данной теме на стендах регулярно пополняется и обновляется информация, Сл. 24 выпускается газета «В мире правильной речи», Сл. 25 составляются различные буклеты, чтобы родители имели возможность забирать их домой.

Сл. 26 Таким образом, в логопедии с помощью сказочных сюжетов можно решать любые коррекционные задачи:

— совершенствовать звуковую сторону речи ребенка;

— лексико-грамматический строй речи;

— развивать связную речь;

— мелкую и общую моторику;

— все психические процессы (воображение, восприятие, внимание, мышление, память);

— создавать благоприятную психологическую атмосферу, способствующую сотрудничеству логопеда, воспитателя с детьми.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *