Лот и дочери

» Лот и его дочери.» Подборка живописи и не только

Лот и его дочери.
2-ое тысячелетие до н. э.

Бегство Лота. 1496 г. __Дюрер, Альбрехт (1471 – 1528)

Вон там вдалеке, жена Лота уже стала столбом из соли, потому что оглянулась на родной город и дом..
А Лот и две дочки, после того что их предупредили посланцы самого Бога, спокойно взяли самое необходимое и уходят. Их предупредили и поэтому Дюрер правильно написал, что они не бегут голые или полуголые, как нередко традиционно писали эту сцену другие авторы.

Питер Пауль Рубенс (1577-1640) _Лот с дочерьми. покидающие Содом

Лотова жена

И праведник шел за посланником Бога,
Огромный и светлый, по черной горе.
Но громко жене говорила тревога:
Не поздно, ты можешь еще посмотреть
На красные башни родного Содома,
На площадь, где пела, на двор, где пряла,
На окна пустые высокого дома,
Где милому мужу детей родила.
Взглянула — и, скованы смертною болью,
Глаза ее больше смотреть не могли;
И сделалось тело прозрачною солью,
И быстрые ноги к земле приросли.
Кто женщину эту оплакивать будет?
Не меньшей ли мнится она из утрат?
Лишь сердце мое никогда не забудет
Отдавшую жизнь за единственный взгляд.
Анна Ахматова. 1924.

Это вообще-то, так себе. Далеко не самый еёшный уровень. «…милому мужу детей родила…»
Ну чего это он такой милый? И тогда, я дошёл до этих строчек:
«И сделалось тело прозрачною солью,
И быстрые ноги к земле приросли.»
Вот это и есть то самое. То что называется поэзией.

Лот и его дочери 1633.__Вуэ, Симон (1590 — 1649) Simon Vouet (1590 — 1649)

Лот и его дочери,1616 г.__Гольциус, Хендрик (1558-1616-1617?)

Когда Лот взял его семью и пошёл, чтобы спастись из Содома, его жена, как известно оглянулась, хотя посланцы Бога , объяснили, что оглядываться нельзя.
«И сделалось тело прозрачною солью,
И быстрые ноги к земле приросли.»
А что же было потом? А потом, когда всё там прогорело, просверкало и божественно прогремело после того, что Бог кинул ядерную бомбу на развратников, две дочки Лота, решили, что они единственные выжившие женщины на Земле.
И они решили что их долг, сохранить род человеческий, даже если они сделают ЭТО САМОЕ с родным пьяным папой. Вот об этом и живопись. Ничего особенного.
Нормально. Они не были первыми.
Как известно от писателей Библии, мы все происходим от того, что точно так же как и дочки Лота, дочки Ноя напоили папеньку допьяна и изнасиловали родителя. Согласно Священным текстам мы все происходим от пьяного инцеста с очень грубым и болезненным изнасилованием.
Ведь они, эти дочки Ноя, когда зачинали будущих нас, когда они создавали род человеческий, они же наверное на пьяного папу-алкоголика верхом садились! И от этого, говорит Библия, мы и появились.
Чего же тогда удивляться подлой и насильственной природе человека? Это было заложено в нас с самого начала!
Если конечно, у кого-то есть сомнения в том, что написали древние еврейские писатели, тогда другое дело. Тогда можно предположить, что скотство и насилие,—- не есть в нас врождённые качества от Ноева семени и племени.
И тогда есть надежда, что мы ещё станем человеками.
Мне вообще-то нужны только Гольциус и Фурини, чтобы сказать пару слов. Остальные помещаю, чтобы было на что посмотреть. Техника сооблазнения в них разнится иногда больше чем техника всех этих художников. Набирайте опыт. Правда, надо сказать, что художники почти все из маньеризма и очень раннего барокко. Из одного времени и почти из одного стиля. Тогда была в моде эта тема.
Это маньеризм, а потом ещё больше барокко, создали для художника право изменять классические античные формы и линии. Высокий Ренессанс кончился со смертью Рафаэля. 1520. Или чуть позже.
И вот поэтому мы видим у Гольциуса, вместо хилых семитских девиц, удлиненных мощных и здоровых голландских кобыл.
Ниже вы увидите ещё помощнее. Так тогда писали.Эти две девицы уже всё подготовили и папа ,
как клиент из того кино с Мироновым, уже созрел.
Лисичка, которая стоит справа в глубине, символизирует хитрость дочерей. Возле лисички, превратившаяся в такой вот, как дерево, соляной столб, жена Лота. Ещё правее, полыхает Содом. Здесь всё написано прямо и ясно. Сейчас любящие дочки его полюбят!
А теперь давайте посмотрим на Фурини.


Лот и его дочери. около1640 г.__Фурини, Франческо, (1600/1604-1646)

Эта картина меня всегда смущает. Смущает, это не совсем правильное слово.
Посмотрите что он написал. Две абсолютно домашние девочки. Никакой голландской кобылистости.
Обратите внимание на то, как они смотрят на отца и на то, как он беспомощно-пьяный смотрит на них, зная что этого не надо и нельзя делать.
Я думаю, что Фурини, как взрослый человек, не мог не прикинуть, что после первого раза, дочки вполне возможно, ещё не раз это делали.
Поэтому, осознанно, или не совсем, но здесь, возможно написана сцена повторения этого странного секса. То есть не первы раз.
В той что слева и спиной к нам, ощущается уверенность, что всё опять будет в порядке.
Её рука с пустым уже кувшином и то как она спокойно придерживает другой рукой отца, говорит о том, что она уже была в этой ситуации.
Та что справа, более мягкая. Она не хочет причинять боль отцу. И она мягко его уговаривает или скорее успокаивает
А его глаза! Его глаза, это глаза загнанного в угол человека, который знает что он никуда не денется.
Это не в первый раз. Он уже знает из первого раза, что он никуда не денется. Приглашаю поговорить. В этой картине полно деталей. Есть что обсуждать.

Лот и его дочери 1651__Барбьери, Джованни Франческо— Гверчино(1591–1666)

Лот и его дочери ок. 1649__Christoph Paudiss (1618–1666)

Лот и его дочери,1565__Jan Massijs (ок. 1509–1575)

Лот и его дочери, 1528__Кранах, Лукас Старший (1472–1553)

Кранах, Лукас Младший (1515–1586) Lot and His Daughters 1544

Lucas van Leyden __ Лот с дочерьми, 1530. Резцовая гравюра на меди.

Лот и его дочери__Bonifacio de Pitati (1487–1553)

Георг Пенц (1500–1550) Lot and his daughters. Дата 1544

Lot & Daughters_Mid 16th C Dutch__Attributed to Franz Floris

Лот и его дочери__Andrea Vaccaro (1598-1670)

Лот и его дочери (1635-1638) __Джентилески, Артемизия (1593–1653)

Этот художник—дама. Пониже или повыше, вы увидите работу её отца, тоже известного художника. Эта дама-художник стала первым в истории членом Академии Художеств—женщиной. Тогда, конечно, когда первая в Европе Академия Художеств появилась во Флоренции.
Её изнасиловали в 17 лет (кажется я правильно помню—в 17 лет). И это было публичным знанием, потому что был суд.
Эта травма своеобразно сказалась на её творчестве. Может быть я сделаю запись о ней. Вполне можно. Не очень большую.

Лот и его дочери 1711, Эрмитаж__Верфф, Адриан ван дер. (1659-1722)

Эта работа , как вы видите, живёт в Эрмитаже. Питерские могут всегда посмотреть, если бывают в этом музее.
По-моему, это единственная работа, на которой нарисован семит——типа еврей. У меня такое впечатление, что он не очень — то способен сделать необходимое.
Та дочка, которая в глубине, смотрит на него не только проверяя готовность. Она смотрит с сомнением. А уже куда и зачем тянет руку другая и что она, другая, делает— этого я не умею объяснить. У кого какие идеи?

Лот и его дочери__Мароли, Доменико (ок. 1612-1676) Domenico Maroli

Лот и его дочери 1537__Альтдорфер, Альбрехт(ок. 1480–1538

Анонимный автор (Исторические Нидерланды) Ранее приписывалось Lucas van Leyden _Lot and his daughters. около 1525-1530

Лот и его дочери ок.1621__Джентилески, Орацио (1563–1639)

Если вы не заметили, то это работа отца той художницы, Артемизии Джентилески,которая встретилась нам повыше. Можно сравнивать. Здесь явно написана сцена, после того как всё состоялось. Поэтому у дочек такое прекрасное настроение.
Кроме того, когда на одну и ту же тему столько работ, то интересно сравнивать все, или почти все. Они все принадлежат почти одному времени и почти одному и тому же стилю, но в развитии. Поэтому это правомочно и очень интересно сравнивать такие работы. Смотрите на детали, на сам сюжет, на композицию и т. д.

Лот и его дочери ок. 1600 __Мюллер, Ян (1571-1628) Muller,Jan Harmensz.

Вот так они тогда писали. Это уже кобыла не голландская, а какой-то слоновьей породы. Но у Гольциуса мне нравятся.

Лот и его дочери ок. 1595__Wtewae, Joachim Anthonisz (1566 — 1638)

Лот и его дочери__Marcantonio Franceschini (1648 – 1729)

Federico Cervelli (1625-ранее 1700) Lot and His Daughters XVII век
Можно интересно написать почти о каждой картине, хотя среди них есть очень разного качества.
Поробуйте посмотреть внимательно. И вам не нужна будет моя писанина. Вы сами получите кайф.
А это куда интереснее.

Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 40. — catrina_burana — LiveJournal

01:55 am — Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 40.

Продолжим новую рубрику, которую я назвала «Ретроспектива». Рубрика эта была открыта одной из недавних публикаций, где читатель мог познакомиться с подборкой картин на тему «Сусанна и старцы». Это был апокрифический библейский сюжет, а сегодня мы рассмотрим сюжет канонический.
40. Ретроспектива: Лот и его дочери
Многим знакома библейская история о судьбе Содома и Гоморры и о спасшейся семье праведника Лота, но всё же надо конкретизировать некоторые детали, чтобы сюжет, нами рассматриваемый, стал до конца понятен.
Лот был любимым племянником праотца Авраама, который считается родоначальником всех евреев (и не только), а также духовным предком трёх авраамических религий: иудаизма, христианства и мусульманства, в каждой из которых он особо почитаем. Авраам имел прямые контакты с Богом, и однажды Бог его предупредил о своём намерении покарать город Содом, где жил Лот с семьёй, а также и соседние города Содомского пятиградия, так как жители этого региона погрязли в крайнем разврате. При этом, если бы там нашлось хотя бы 50 праведников, то Господь бы пощадил эти города. Авраам стал торговаться, последовательно снизив эту цифру до 10, и, видимо, на этом успокоился, надеясь, что уж десять-то праведников на пять городов как-нибудь отыщутся.
Бог послал в Содом с инспекцией двух ангелов, и те, приняв облик прекрасных юношей, явились в дом Лота и объяснили ему цель своего визита. Тем временем у дома Лота собралось практически всё мужское население Содома. Лот вышел к толпе — мол, что вам нужно, зачем пришли? Они ответили, что, дескать, мы видели, как к тебе два симпатичных паренька пришли — так вот, выдай их нам, и мы их познаем, а иначе тебе несдобровать. Лот отвечал — не могу, они ведь мои гости — а знаете что? — у меня есть две дочери, девицы — давайте, я их вам отдам, и вы отсюда уйдёте. Но общественность не приняла предложения Лота, требуя выдать именно юношей.
Сейчас прослеживается явная тенденция, особенно в иноязычных источниках, подменить понятие «содомский грех» отличным от общепринятого. Например, во французском языке слово «содомия» (в последние десятилетия) стало означать совокупление с домашними животными. А некоторые толкователи так прямо и пишут: грех содомлян состоял в том, что они плохо относились к благотворителям (какую-то девушку за ее доброту прямо аж сожгли), загрязняли окружающую среду и вообще, вероятно, обижали представителей меньшинств. За это их Господь и покарал. Но мы ведь не купимся на эти новомодные толкования, не так ли? Источник есть только один: книга Бытия. А там сказано, что ангелы явились в образе юношей, а не, прости господи, баранов или ишаков. И ничего про якобы сожжённую девушку-волонтёра не сказано. Так что мы будем придерживаться традиционной версии, вполне объясняющей, за какие конкретно грехи были уничтожены эти города.
События возле Лотова дома убедили ангелов в том, что расследование и поиск десяти праведников — дело лишнее, и так всё понятно. В качестве превентивной меры они ослепили всех собравшихся у дома, а Лоту сказали, мол, собирайся, бери семью, кто там у тебя? жена, дочери? женихи у дочерей есть? — бери и женихов, и сваливаем отсюда, потому что мы всё вот это сейчас спалим. Лот, воспользовавшись тем, что супостаты, осадившие его дом, ослепли, быстренько сбегал к женихам дочерей, но те ему не поверили — мол, что у вас, папаша, за фантазии такие, вина, небось, перебрали… Ну, как говорится, была бы честь предложена.
Почему-то принято считать, что небесным огнём были уничтожены только города Содом и Гоморра. Это не совсем так. Вместе с ними сгорели города Севоим и Адма. И только один город Содомского пятиградия не пострадал — Сигор, или Цоар. Не потому, что там нашёлся-таки десяток праведников, а по личной просьбе Лота, так как именно туда он собрался бежать с семьёй. Может быть, и впрямь в Сигоре нравы были не столь испорчены — кто ж теперь достоверно скажет.
Эпизод бегства семьи Лота из Содома известен, вероятно, практически всем — ангелы не велели им оборачиваться на горящие города, но жена Лота обернулась и превратилась в соляной столп. Этот момент очень важен, ведь если не случилось бы этого прискорбного происшествия, то и темы для сегодняшнего разговора у нас бы не было.
Этот драматичный момент изображён на картине, которая предваряет основную подборку.

Рафаэль Санти (Raphael, Raffaello Sanzio da Urbino, 1483 — 1520, Италия)
Бегство Лота из Содома. Фреска лоджии Рафаэля дворца понтифика в Ватикане.

Вот еще одна, более поздняя, гравюра на ту же тему.
Юлиус Шнорр фон Карольсфельд (Julius Schnorr von Carolsfeld, 1794 — 1872, Германия)

Как видим, девицы тащат целый тюк добра, с кувшинами и прочей утварью, и наверняка в мешок сложили семейные накопления — золото там, не знаю, или серебро — Лот-то был отнюдь не бедным человеком. Это важно для понимания последующих событий, где даже кувшины сыграют определенную роль.
Прибыв с дочерьми в Сигор, Лот понял, что оставаться в городке нельзя. Реально, опасно для жизни. Оно и понятно — в городе царила паника, там ведь прекрасно было видно, как горели соседние города, а Огнь Господень это вам не бытовой пожар! Да и нравы сигорских жителей вряд ли сильно отличались от содомско-гоморрских, так что шанс быть убитыми и ограбленными в создавшейся неразберихе у спасшейся семьи был весьма реален. Поэтому Лот принял решение: удалимся пока в близлежащие горы, там есть удобные пещеры, а потом видно будет. Так и поступили: нашли пещерку поприличнее и на скорую руку обустроили там свой быт. Наличие рядом уцелевшего Сигора, по всей видимости, выручало Лота и дочерей: где-то им же надо было покупать себе пропитание, а деньги у них стопудово были.
Некоторые толкователи трактуют последующие события примерно так: Лотовы дочери, мол, искренне полагали, что кроме них, никого на свете не осталось, всё сгорело, и все сгорели, и поэтому на них лежит ответственность за продолжение человеческого рода. Ну, конечно же, это не так. Сигор уцелел, они жили, видимо, совсем рядом, и, повторюсь, наверняка запасались там провизией. Народ там остался, и мужики были — но мы-то с вами уже знаем, каковы были предпочтения у этих мужиков. Вряд ли Сигор в этом плане отличался от Содома — ангелы ведь не спалили его лишь по просьбе Лота.
Так что получается, что девушки беспокоились о продолжении не человеческого, а именно своего рода. И их можно понять: их женихи сгорели в содомском огне, который всё продолжал полыхать на небосводе, а в единственном доступном городе шанс найти жениха равен нулю. «Папаша наш еще вполне в силе», — так, видимо, рассудили девчонки, — «и он наверняка способен продолжить наш род… а кто же может посодействовать этому благородному начинанию, как не мы?» Тем более, надо понимать, что в те времена понятия «инцест» не особо-то и существовало. Авраам, например, женился на своей единокровной сестре, а сестра Лота, Милка, вышла замуж за своего дядю — и ничего.
План девушек был таков: напоить папашу вином до бесчувствия — благо, кувшины взяли с собой, а вина можно купить в городе — самим, конечно, тоже для храбрости выпить, да и залечь с ним на ночь, сначала старшей, а потом повторить всё это с младшей сестрой. Ну, собственно, план свой они реализовали вполне себе успешно, обе забеременели, и в положенное время родили каждая по сыну. Одного назвали Моав, другого — Аммон. От них пошли моавитяне и аммонитяне. и, между прочим, столица Иордании совсем неспроста называется Амман (а все эти события происходили как раз где-то там поблизости)… но это всё-таки уже совсем другая история.
Начиная с позднего ренессанса, да даже с ренессанса высокого, когда «табу» на изображение обнаженного тела как-то само собой отпало, художники с радостью ухватились за сюжет «Лот и дочери». Пожалуй, на эту тему написано картин не меньше, чем про Сусанну и старцев, хотя в случае Сусанны это был гимн благочестию, а в случае дочерей Лота… история эта, конечно, при всех её рациональных толкованиях, всё равно выглядит несколько, скажем так, неоднозначной. Впрочем — судить не нам.
Картины будут упорядочены, как и всегда, по годам рождения художников, их написавших. Итак, приступим к просмотру.

Джакомо Пальма Старший, он же Пальма иль Веккьо (Palma il Vecchio, он же Jacopo Negretti, 1480 — 1528, Венеция)

Альбрехт Альтдорфер (Albrecht Altdorfer, около 1480 — 1538, Германия)

Здесь папа-Лот выглядит, в отличие от предыдущей картины, вполне вменяемым и осознающим свои действия…
Фрагмент картины

Ой, блин, ну и заварили же мы кашу…
Бонифацио Веронезе (Bonifacio Veronese, 1487 — 1553, Верона — Венеция)

Немного странная версия. Зачем нужны два амурчика, я еще могу понять, но почему один из них в маске?
И да, создаётся впечатление, что вторая дочь сидит с планшетом и постит происходящее в Инстаграм…
Лукас ван Лейден, он же Лука Лейденский, он же Лукас Хюйгенс (Lucas van Leyden, 1494 — 1533, Нидерланды)

А тут непонятно, что это там за народец на холме?
Георг Пенц (Georg Pencz, 1500 – 1550, Германия)

Ну да, именно такими, видимо, были тогда идеалы красоты…
Ян Массейс (Jan Massys, Matsys или Metsys, ок. 1509 — 1575, Фландрия — Нидерланды)
А здесь девицы вполне по-современному смотрятся, особенно та, что слева.
Андреа Мельдолла, он же Скьявоне (Andrea Meldolla, 1510 — 1563, Италия)
Франс Флорис (Frans Floris, правильнее Frans «Floris» de Vriendt, 1520 — 1570, Нидерланды)
Здесь не столько Лот выглядит пьяным, сколько вторая сестра. Заскучала, видать, да и не рассчитала, перебрала.
И здесь же мы видим фигуру Лотовой жены в виде соляного столпа, хотя по идее там её быть не должно. Но — символ же…
Еще одна версия от Франса Флориса
А здесь папаша Лот совсем еще не стар, молодцом выглядит. Хотя и очевидно подшофе.
И еще раз Франс Флорис!
Что интересно, именно у Флориса Сусанна изображена малосимпатичной страхолюдиной, а вот Лотовы дочери — вполне себе ничего.
Неизвестный художник XVI века, последователь Франса Флориса
Нравится эта картина, образы героев хорошо переданы. Девчонки участвуют в «вечеринке» без особого энтузиазма,
но и без брезгливости, знают на что и зачем идут. Отец, судя по всему, тоже всё прекрасно понимает.
Жак де Бакер (Jacob de Backer, 1555 – 1590, Фландрия — Нидерланды)
Опять видим соляной столп, который на самом деле возле Содома. Еще не раз на него полюбуемся.
Агостино Карраччи (Agostino Carracci, 1557 — 1602, Италия)
Хендрик Гольциус (Hendrick Goltzius, 1558 — 1617, Нидерланды)
Вся легенда напрочь летит… Но до чего ж хорош Гольциус!
И лисичка здесь. Прямо Ларсом нашим фон Триером повеяло…
А летит легенда потому, что вот эта компания, которая изображена — они все всё прекрасно понимают, при этом настроены позитивно, иронично, и не хрен, типа, дурака вам валять, дорогие потомки с вашими толкованиями. Всё мы делаем правильно и без всяких этих ваших рефлексий.
Адам ван Ноорт (Adam van Noort, 1562 — 1641, Фландрия)
Орацио Джентилески (Orazio Gentileschi Lomi, 1563 — 1639, Италия)
На двух картинах Джентилески изображен момент, по всей видимости, завершения «банкета».
Полагаю, что дочери Лота показывают одна другой зарево от горящих городов — мол, и всё
остальное тоже сгорит! И Сигор сгорит! Так что — всё правильно мы, сестрёнка, сделали!
Йозеф Хейнц Старший (Joseph Heintz der Altere, 1564 — 1609, Швейцария)
Абрахам Блумарт (Abraham Bloemaert, 1564 — 1651, Нидерланды)
Старый Лот, конечно же, был не столь пьян и всё понимал
Лазарус ван дер Борхт (Lazarus van der Borcht, 1565 – 1611, Фландрия)
Не забываем: в каждое время был свой идеал женской красоты
Иоахим Юттеваль (Joachim Wtewael или Uytewael, 1566 — 1638, Нидерланды)
Ну, Юттеваль всегда хорош, вне зависимости от сюжета.
Ян Брейгель Старший (Jan Bruegel, 1568 — 1625, Нидерланды)
Лот с дочерьми на фоне Содома и Гоморры
Ян Мюллер (Jan Harmensz Muller, 1571 — 1628, Нидерланды)
Питер Пауль Рубенс (Peter Paul Rubens, 1577 – 1640, Фландрия – Нидерланды)
Рубенсовский Лот совсем уж в невменяемом состоянии.
Джованни Баттиста Караччоло, он же Баттистелло (Battistello Caracciolo, 1578 — 1635, Италия)
Какая-то интересная композиционная задумка с коленками…
Филиппо Витале (Filippo Vitale, 1585 — 1650, Италия)
Массимо Станционе (Massimo Stanzione, 1585 – 1656, Италия)
На первой картине Станционе — начало процесса спаивания Лота, а на второй — вечеринка уже в самом разгаре.
Девицы вполне стройны и смотрятся, можно сказать, по-современному. Впрочем, у него и Сусанна похоже выглядела.
Симон Вуэ (Simon Vouet, 1590 — 1649, Франция)
Неизвестный художник XVII века, последователь Симона Вуэ
Гверчино, он же Джованни Франческо Барбьери (Giovanni Francesco Barbieri, 1591 — 1666, Италия)
Есть и ещё одна версия того же художника:
Артемизия Джентилески (Artemisia Gentileschi, 1593 – 1653, Италия)
Корнелис ван Пуленбург (Cornelis van Poelenburch, 1594 — 1667, Нидерланды)
Соляной столп на обеих картинах Пуленбурга — это, видимо, образ матери как упрек девушкам. То-то они на второй картине запаниковали…
Хендрик Блумарт (Hendrick Bloemaert, 1601 или 1602 – 1672, Нидерланды)
Франческо Фурини (Francesco Furini, 1603 — 1646, Италия)
Андреа Ваккаро (Andrea Vaccaro, 1604 — 1670, Италия)
Джироламо Форабоско (Girolamo Forabosco, 1605 — 1679, Италия)
Пьетро Либери, он же Либертино (Pietro Liberi, 1605 — 1687, Италия)
Пьетро Риччи (Pietro Ricci, 1606 — 1675, Италия)
Хендрик ван Сомер (Hendrick Van Somer, 1607 — 1655, Нидерданды)
Любен Божен (Lubin Baugin, 1610 или 1612 — 1663, Франция)
Якоб ван Лоо (Jacob van Loo, 1614 – 1670, Нидерланды)
Неизвестный художник XVII века, Нидерланды
У той, что справа — всё ли в порядке со здоровьем?
Бернардо Каваллино (Bernardo Cavallino, 1616 — 1656, Италия)
Эти — они какие-то не совсем, чтоб современные — скорее советские.
Герард Терборх (Gerard ter Borch, 1617 — 1681, Нидерланды)
И дочка, и папаша как-то совсем уж карикатурно выглядят…
Фламинио Торре (Flaminio Torre, 1620 — 1661, Италия)
Джованни Батиста Лангетти (Giovanni Battista Langetti, 1625 — 1676, Италия)
Федерико Сервелли (Federico Cervelli 1625 — ранее 1700, Италия)
Ян Стэн (Jan Havickszoon Steen, ок. 1626 — 1679, Нидерланды)
Лот здесь хорош! Да и дочки неплохи.
Пьетро Негри (Pietro Negri, 1628 — 1679, Италия)
Вторая дочка почему-то за кадром осталась
Лука Джордано (Luca Giordano, 1634 — 1705, Италия) — две картины
Грегорио де Феррари (Gregorio De Ferrari, 1647 — 1726, Италия)
Маркантонио Франческини (Marcantonio Franceschini, 1648 – 1729, Италия)
и ещё его же версия:
Антонио Беллуччи (Antonio Bellucci, 1654 – 1726, Италия)
Йоханн-Михаэль Роттмайр (Johann Michael Rottmayr, 1654 — 1730, Австрия)
Адриан ван дер Верфф (Adriaen van der Werff, 1659 — 1722, Нидерланды)
Паоло де Маттейс (Paolo De Matteis, 1662 — 1728, Италия)
Виллем ван Мирис (Willem van Mieris, 1662 – 1747, Нидерланды)
Франтишек Карел Ремб (Francisek Karel Remb, 1675 — 1718, Словения)
Жан-Франсуа де Труа (Jean-Francois de Troy, 1679 – 1752, Франция)
Тут все трое, похоже, совсем уже хороши!
Якопо Амигони (Jacopo Amigoni, 1682 – 1752, Италия)
Франс ван Мирис Младший (Frans van Mieris II, 1689 — 1763, Нидерланды)
Неизвестный художник, конец XVII — начало XVIII века, Россия
В отечественной версии Лот совсем уж дряхл, как же он с задачей-то справился…
Неизвестный художник XVIII века
Жан-Батист Грёз (Jean-Baptiste Greuze, 1725 — 1805, Франция)
Вот и у Грёза все ни-мамы-ни-тяти. Как же они детей-то зачали, а?
Луи-Жан-Франсуа Лагрене (Louis Jean Francois Lagrenee, 1725 – 1805, Франция)
Петер Йозеф Верхаген (Pieter Jozef Verhaghen, 1728 – 1811, Фландрия – Нидерланды)
И вторая версия Верхагена. Героини вполне узнаваемы.
Иоганн Готтгард фон Мюллер (Johann Gotthard von Müller, 1747 — 1830, Германия)
Тут, похоже, никто не комплексует, и все довольны.
Уильям Блейк (William Blake, 1757 — 1827, Великобритания)
Джузеппе Бернардино Бисон (Giuseppe Bernardino Bison, 1762 — 1844, Италия)
Самуэль Вудфорд (Samuel Woodforde, 1763 — 1817, Великобритания)
Франческо Айец (Francesco Hayez, 1791 – 1882, Италия)
Гюстав Курбе (Gustave Courbet 1819 — 1877, Франция)
Йозеф Ворличек (Josef Worlicek, 1824 — 1897, Чехия)
Доменико Морелли (Domenico Morelli, 1826 — 1901, Италия)
И на этом эпоха академизма в попытках изобразить Лота и его дочерей закончилась. Но сами попытки эти — вполне продолжились!
Константин Павлович Кузнецов (1863 — 1936, Россия — Франция)
Марк Захарович Шагал (1887 — 1985, Россия — Франция)
Исаак Гирше Грюневальд (Isaac Hirsche Grunewald, 1889 — 1946, Швеция)
Отто Дикс (Otto Dix, 1891 — 1969, Германия)
Ренато Гуттузо (Renato Guttuso, 1912 – 1987, Италия)
Тед Сет Джекобс (Ted Seth Jacobs, 1927, США)
У Джекобса, как и у Гуттузо, всё вообще-то вполне реалистично выглядит.
Давид Беккер (1940, Украина)
Татьяна Григорьевна Назаренко (1944, Россия)
Лот и дочери — диптих
Стефано Пулео (Stefano Puleo, 1950, Италия)
Дочери Лота

А в завершение сегодняшней антологии предлагаю вернуться в начало истории с Лотом и дочерьми: к инциденту с осадой Лотова дома в Содоме. Немецкий художник Михаэль Хуттер (Michael Hutter, 1963) написал эпическое полотно «Лот предлагает своих дочерей жителям Содома». Смотрим.


Крупно — фрагмент, где Лот, собственно, их и предлагает.
Вот, на этом и закончим.

К оглавлению Tags: Лот и его дочери, живопись, ню, обнаженная натура, ретроспектива (7 comments | Leave a comment)

Валерий Герасимов 👣 «Возвращение Содома», «Будни мирового дурдома» ◈ Скачать .pdf

⊙ «Возвращение Содома» и «Будни мирового дурдома» ‒ чрезвычайно редкие книги широко известного русского журналиста-международника Валерия Герасимова о насилии над детьми со стороны всем известных политиков и олигархов, которые методично изымали из Интернета. Достать эту литературу сейчас невозможно наглухо, однако мне удалось всё же собрать обрывки из названных книг и некоторую информацию о Валерии Семёновиче.
Хотя и невозможно найти полную версию «Возвращения Содома» и «Будней мирового дурдома», это далеко не значит что информации по освещаемым в этих трудах вопросам нет. Система только себя и защищает, поэтому прямых доказательств жестокого обращения с детьми в ритуальных и иных целях со стороны «власть имущих» никогда не будет. Они хорошо заметают следы, и пользуются полнейшей амнистией ‒ особенно в сфере медицины (даже если по прямой вине хирурга на операционном столе умрёт ребёнок, врачу хоть бы хны) и среди сотрудников спецслужб (не простые ведь полицейские крышуют наркоторговлю среди детей!).

Судя по всему, в «Возвращении Содома» и «Буднях мирового дурдома» (догадаться можно исходя из названий) речь идёт о всепроникновенной содомии адептов тайных орденов и откровенных подонков в различных сферах среди очень влиятельных людей. У меня не было возможности ознакомиться с трудами Валерия Герасимова, к сожалению, но я знаю о том что он страстно желал разоблачить педофилов и сеть тайных «сходнячков».
В 2018 летьи, изучая данные по ритуальным убийствам детей евреями (оговорю, что не все они плохи и даже есть те кто разоблачает эту порочную систему), я видел свидетельства как самих евреев о таких явлениях (вспомните, например, известный случай о похищенных мальчиках в Красноярске и отверстиях в их телах для спускания крови в ритуальных целях). Люди даже не представляют о том что едят останки детей в «Mc’Donalds» (в еду нередко добавляют такие элементы для агрессии малышей и их «причастия» {см. Раздел о религии})! Некоторые молодые люди, которым чудом удалось вырваться из пут извращенцев, рассказывали о том что насиловали и убивали маленьких всем известные политики которых можно увидеть по телевизору.

Рекомендуемые фильмы о содомии
и буднях мирового дурдома

С широко закрытыми глазами (1999)
Комната душ (2013)

Другая Святая Земля. Иорданские заметки. Часть V. Мёртвое море — замки в пустыне

— Сюда арабские мужчины любят привозить своих жён и показывать им, что их ждёт, если они не будут послушными, — Самер, наш смешливый гид, по своему обычаю балагурит. Над смотровой площадкой корявым силуэтом чернеет высокая скала. Это и есть тот соляной столп, в который, по преданию, превратилась жена Лота.

Иордания христианская. Мёртвое море

Дорога №90 — шоссе, ведущее с севера на юг, проложено по берегу Мёртвого моря. Именно у южной его оконечности, как предполагают археологи, располагались библейские Содом и Гоморра.

«Паломничество в Содом и Гоморру» — это звучало бы слишком сильно. Нет, конечно, не паломничество, но поездка по библейским местам — так можно было бы назвать наше сегодняшнее путешествие. Мы стоим на месте, где праведный Лот спасался с семьёй от грядущего Божьего наказания, и история погибших городов, обычно такая умозрительная и отвлечённая, на глазах оживает.

Мёртвое море

— Вот, где-то здесь они могли быть, Содом и Гоморра, и Лот со своими родственниками уходил отсюда в горы, — Самер показывает рукой на серо-голубую гладь, на белёсые берега, которые здесь, на юге, уже совершенно неживые.

Потом он рассказывает о научных экспедициях, которые неоднократно снаряжали для поисков погибших городов, а мы слушаем и молчим. Величественная и страшная библейская история настраивает на серьёзный лад.

— А там дальше — Сафи, древний город Зоар, — продолжает наш гид.

— Зоар… Зоар… — гадаем, пытаясь понять, что же это название напоминает. — Сигор?..

Да, это тот самый Сигор, куда направлялся Лот по Божьему повелению, предупреждённый о грядущем уничтожении Содома и Гоморры.

Берег Мёртвого моря у южной его оконечности

Сразу же в голове мелькает: «На горе спасайся душе, якоже Лот оный, и в Сигор угонзай». Этот стих из Великого покаянного канона Андрея Критского, точнее, строчка из него — вот это «в Сигор угонзай» — наверное, накрепко засело в памяти всякого православного, кто хотя бы пару-тройку раз внимательно слушал Великим постом этот канон. «Откуду начну плакати», «вопию Ти песнь великую, в вышних трегубо песнословимую» да «в Сигор угонзай» — первое, что всплывает в памяти.

Вот здесь и «угонзал» в Сигор праведный Лот, племянник Авраама.

А вокруг — тёмно-бурые скалы, действительно, как будто обожжённые. Залежи серы, битума и прочих сероводородов, говорят учёные, плюс молния, от которой всё это запылало, да ещё землетрясение вдобавок — и четыре тысячи лет назад целая цветущая область превратилась в пустыню, в огромное кладбище.

Вообще, землетрясения — главная беда здешних мест. Именно из-за землетрясений так кардинально поменялся по сравнению с первыми веками климат Иорданской долины, погибли многие памятники, исчезли целые города. По Мёртвому морю проходит большой геологический разлом, и время от времени он даёт о себе знать.

Гравюра «Праотец Авраам и праведный Лот»

Соляной столп стоит на высоком скалистом восточном берегу. А Содом, предполагают исследователи, находился где-то ближе к нынешнему западному берегу. Смотрим в ту сторону — вдали маслянистым зеркалом застыли неживые воды. Линия далёкого горизонта растворяется в полуденном мареве.

Неподалёку — монастырь святого Лота и развалины византийской церкви, трёхнефной базилики с фрагментами мозаик. Между прочим, этот монастырь есть на мозаичной карте из Мадабы, то есть он был построен до середины VI века. А надписи на мозаиках в церкви VII века свидетельствуют о том, что пещера с монастырём ещё с древности служили местом почитания праведного Лота. Интересно, что даже в период активного распространения в здешних местах ислама паломничество сюда не прекратилось. На судьбу обители наверняка повлиял и тот факт, что в исламе праведный Лот почитается как пророк, которого мусульмане зовут Лут.

Нынешние иорданские власти также спокойно и веротерпимо относятся к христианам, живущим в этой мусульманской стране.

Соляной столп — скала «жена Лота» над Мёртвым морем

Чем ближе к морю, тем меньше зелени на его берегах. Широкая прибрежная полоса, изрезанная разломами и трещинами, бугристая, с большими соляными разводами вообще кажется непригодной для жизни.

И, тем не менее, то тут, то там видны шатры-палатки; это либо пастухи, либо цыгане-земледельцы.

— Здесь по берегу вообще-то запрещено ходить, — продолжает Самер. — Земля очень солёная, а соль иногда вымывается дождями, образуются пустоты, и можно провалиться.

Интересно, какие тайны хранят эти берега под напластованиями соли и горелого камня? Шальная мысль проскакивает в голове: вот так провалишься в какую-нибудь пустоту сквозь пару-тройку культурных слоёв и очутишься в руинах древнего города.

Только бы не в Содоме и Гоморре.

Факт-открытие: оказывается, в православной среде до сих пор ведутся серьёзные споры по поводу того, можно ли верующему купаться в Мёртвом море — дескать, его воды уничтожили нечестивые города Содом и Гоморру и потому место сие едва ли не проклято. Обсуждения с сотнями комментариев, противоречащие друг другу ответы священников, настоящие «холивары» можно найти на всех более или менее известных православных сайтах.

Горные породы на берегах Мёртвого моря

Развалины монастыря святого Лота. Фото: Paul Salopek

Пещера Лота. Фото www.biblewalks.com

Дорога к Мёртвому морю спускается с близлежащих гор

Иордания туристическая. Замки в пустыне

Солнце с утра уже в зените. Раскалённый асфальт, редкие деревья на обочинах, ветви которых, вместо того чтобы тянуться к небу, стелются по земле, прячась от иссушающей жары. Позади остаются окраины Аммана, холмы уступают место равнине. Бесконечные «лежачие полицейские», которые на улицах иорданских городов установлены буквально через каждые триста метров, заканчиваются, и наш автобус, разогнавшись, ныряет в обжигающие объятия пустыни.

Вокруг иорданской столицы сохранилось больше десятка средневековых замков. Точнее было бы назвать эти постройки крепостями; ни один из тех, что мы увидели, не похож на замок в представлении европейца. Но и крепостями они в полной мере не являются просто потому, что далеко не все из них возводились как фортификационные сооружения.

Замок Каср-аль-Харрана

Хотя, например, Каср-аль-Харрана, ближайший к Амману замок, выглядит именно как военное укрепление. Странное зрелище, вообще: среди песков — серая полоска асфальта, по которой с шумом проносятся автомобили, ни души вокруг и вдруг — эта «коробка» правильной формы в ста метрах от дороги.

Спешим поскорее войти внутрь — солнце палит нещадно. Приобретённый за время наших путешествий опыт не подводит: под сводчатой аркой, ведущей во внутренний дворик, действительно прохладно.

Самер рассказывает, что, скорее всего, это сооружение использовалось как пристанище для караванов.

— Караван-сарай? — спешим мы проявить свою осведомлённость.

— Ну да, да. Здесь вот располагались конюшни, стойла для верблюдов, а здесь – комнаты, где отдыхали караванщики.

Лестницы, ведущие на второй этаж, блестят отполированными ступенями. Сверху хорошо виден внутренний дворик, который, видимо, служил «главной площадью» — тут готовили еду и здесь же трапезничали. А больше, в общем-то, и негде было: в плане Каср-аль-Харрана — это квадрат со стороной в тридцать пять метров, патио, соответственно — метров сто квадратных.

Замок Каср-аль-Харрана, интерьер помещений второго этажа

Так странно: оживлённое шоссе проходит буквально в нескольких десятках метров, а здесь, в этих прохладных комнатах, тихо.

Если о предназначении Каср-аль-Харрана учёные спорят, то с крепостью Азрак всё проще. Возведённый ещё римлянами, этот форпост почти на всём протяжении своей истории использовался по назначению, а именно как военное укрепление.

Перекрёсток недалеко от города Азрак. Указатель: налево — Ирак, направо — Саудовская Аравия. До границы здесь совсем недалеко. Вереница грузовиков тянется в обе стороны. Ирак, как поведал нам Самер, со времени введения международных санкций снабжается почти целиком через территорию Иордании, и все грузы перевозят автомобильным транспортом.

Хотя Азрак и называют «замком в пустыне», крепость на сегодняшний день располагается в черте одноимённого города. Её видно издали; она темнеет квадратной глыбой, выходя своим «фасадом» прямо на городскую улицу.

Замок Азрак. Внутренний двор

Римляне знали толк в возведении укреплений: Азрак построен из чёрного базальта. За многометровыми стенами можно было пересидеть любую осаду не только в древности; недаром же почти сто лет назад здесь разместил свою базу полковник Томас Лоуренс, знаменитый Лоуренс Аравийский. Вряд ли крепость сильно изменилась с тех пор. Тут и со времён римлян кое-что сохранилось без изменений — например, монолитные каменные двери, которые до сих пор висят на оригинальных каменных петлях.

Единственное — во времена Лоуренса вокруг Азрака простирались многочисленные озёра и даже болота, во что сейчас поверить совершенно невозможно. «Азрак был знаменитым, благословенным местом, королем здешних оазисов, более великолепным, чем Амрух с его зеленью и журчащими ручьями. … Мы провели там два дня: было трудно расставаться с освежающей влагой прудов», — эти строки из мемуаров английского разведчика ничего, кроме грустного удивления, не вызывают. Сегодня от местных водоёмов почти ничего не осталось, несмотря на все усилия властей и международных организаций: вода уходит.

Смотритель замка в отсутствие туристов отдыхает на каменном ложе

Вода уходит, как ушла она и из другого, в прошлом цветущего, места — замка Кусейр-Амра, того самого Амруха, который упоминает полковник Лоуренс. С холма неподалёку от этого сооружения видно, что он стоял на берегу реки. Теперь это настоящий замок в пустыне: ни зелени, ни журчащих ручьёв; от реки осталось лишь высохшее русло да название на туристическом плане-схеме.

Кусейр-Амра — наверное, самый знаменитый средневековый замок в Иордании. И самый необычный. Даже несмотря на то, что по масштабам он едва ли не самый маленький из всех. Необычен он тем, что являлся в своё время этаким оздоровительно-развлекательным комплексом для местных властителей. Если по-простому, то Кусейр-Амра — это были бани. Но какие!

Внутренняя отделка этих бань — удивительное явление для исламской культуры. Удивительное не потому, что их полы украшены мозаиками, а стены и потолки расписаны фресками; а потому, что на здешних фресках изображены люди, животные и уже совершенно немыслимые для ислама купающиеся обнажённые женщины. Видимо, уставшие от строгих норм молодой религии, местные халифы, будучи по происхождению кочевниками, любили иногда отдохнуть от городской суеты и расслабиться вдали от посторонних глаз.

Кусейр-Амра. Роспись сводов.

Половина внутренних помещений Кусейр-Амры — собственно бани — сейчас закрыты. Здесь работает группа реставраторов-итальянцев. Это уже не первая реставрация памятника, но работы для специалистов хватит надолго, ведь до момента, когда замок попал в поле зрения археологов, местные жители использовали его просто как общедоступное временное пристанище для путников — разводили здесь огонь, готовили еду, нисколько не заботясь о состоянии фресок.

Ну, и, разумеется, арабские Коли и Васи также не преминули выцарапать на стенах надписи в память о своих посещениях.

На сводах — десятки сюжетов, сотни фигур, сложный орнамент. Вообще, интерьер очень похож на расписанную фресками церковь. Говорят, мусульманские правители пригласили для росписи замка мастеров-греков. Интересно, конечно: вполне возможно, это была какая-то артель художников-иконописцев (кто ещё обладал навыками росписи по штукатурке?), которые согласились на щедрое предложение халифов.

Замок Кусейр-Амра

Потрудились безымянные мастера на славу: ещё в 1985 году Кусейр-Амра была включена в список всемирного наследия ЮНЕСКО. И совершенно заслуженно. Жаль только, что местность вокруг замка теперь так изменилась. Как потрясающе, должно быть, выглядел он стоящим посреди оазиса на берегу реки, в окружении зелёных деревьев.

Заглядываем в бездонный колодец. Вниз летит камень; через пару секунд тёмная дыра отзывается глухим стуком: тридцатишестиметровый колодец пуст.

Жизнь ушла из этого места, оставив на память этот удивительный слепок «давно минувших дней».

Факт-открытие: Мёртвое море мелеет с устрашающей скоростью — уровень воды понижается примерно на 1 метр в год. Одну из пятизвёздочных гостиниц, построенную на здешнем берегу, “HolidayInn”, возвели в 2008 году у северной оконечности моря. И это был просчёт проектировщиков: с каждым годом расстояние от отеля до пляжа всё увеличивается.

Каср-аль-Харрана, внутренняя лестница

Кусейр-Амра, колодец с подъёмным механизмом, который приводили в движение запряжённые ослы

Замок Азрак

Купающаяся женщина. Фрагмент росписи замка Кусейр-Амра.

В Кусейр-Амре идут реставрационные работы

Каср-аль-Харрана, лестница и помещения второго этажа

Азрак. Монолитная каменная дверь сохранилась со времён римлян.

Каср-аль-Харрана. Интерьер жилых помещений.

>Вопрос:

Вопрос у меня о жене Лота, обращённой в соляной столб за то, что та обернулась уходя из Содома. Почему же нельзя было оборачиваться?

Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):

Когда ангелы вывели семью Лота из Содома, один из них сказал: спасай душу свою: не оглядывайся назад (Быт.19:17). Этими словами была дана испытательная заповедь. Прощальный взгляд на развращенный город, которому уже был вынесен Божий приговор, свидетельствовал бы о сочувствии к нему. Жена Лота оглянулась, потому что душою принадлежала Содому. Подтверждение этой мысли мы находим в книге Премудрости Соломона. Говоря о премудрости, автор пишет: «Она во время погибели нечестивых спасла праведного, который избежал огня, нисшедшего на пять городов, от которых во свидетельство нечестия осталась дымящаяся пустая земля и растения, не в свое время приносящие плоды, и памятником неверной души — стоящий соляной столб» (Прем.Сол.10:6-7). Жена Лота названа неверной душой.

Господь наш Иисус Христос предупреждает своих учеников: «в день, в который Лот вышел из Содома, пролился с неба дождь огненный и серный и истребил всех; так будет и в тот день, когда Сын Человеческий явится. В тот день, кто будет на кровле, а вещи его в доме, тот не сходи взять их; и кто будет на поле, также не обращайся назад. Вспоминайте жену Лотову» (Лук.17:29-32).

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *