"Шаталова пустынь" в церковной среде явление патологическое. К представителям сего класса относятся заштатные клирики, болтающиеся из" />

Лука войно ясенецкий о сталине

«Шаталова Пустынь»

«Шаталова пустынь» в церковной среде явление патологическое. К представителям сего класса относятся заштатные клирики, болтающиеся из храма в храм и непонятно чем занимающиеся, или запрещенные в служении за различные провинности, но при этом дерзающие служить, проповедовать и заниматься духовничеством. Обычно такие люди находятся на грани раскола и ереси. Кроме запрещенных встречаются самозванцы и сумасшедшие. К «шаталовой пустыни» относятся и монашествующие обоих полов, не приписанные ни к какому конкретному монастырю, так называемые монахи в миру, или тайные монахи. Как правило, все они собирают вокруг себя достаточно приверженцев и адептов, именуют себя старцами, провидцами, прозорливцами, духовниками, представляя собой большой соблазн для людей неискушенных.

Несколько лет назад на Болгарском подворье в Москве произошел курьезный случай. В алтарь во время службы вошел человек в священнической одежде. Представился каким-то там священником, сказал, что ему срочно нужны Святые дары (причастие), дабы причастить тяжелобольного, и вытащил из кармана майонезную баночку с крышкой! Увидев эту банку для причастия, служители алтаря выгнали самозванца, не став разбираться, кто он и откуда пожаловал.

Для несведущих поясню, чем вызвана такая реакция клириков. Святые дары, то есть причастие, священник может взять только в своем храме — это первое. Я уже не говорю о том, что каждый клирик имеет удостоверение, подтверждающее его сан, где указано, клириком какого храма он является.

Второе — причастие помещается в специальный ковчежец, называемый дароносицей. Но и это не все; дароносицу носят только на груди и только поверх епитрахили (часть облачения, без которого не совершается никакое священнодействие), ее не кладут ни в карман, ни в портфель, так как Святые дары являются величайшей святыней.

Мне кажется, что подобные явления встречаются еще и потому, что на них существует определенный спрос, ведь спрос рождает предложение.

В конце девяностых на Волгоградском шоссе, в районе Кузьминок, один ловкий пройдоха открыл маленький духовный бизнес. Прямо на трассе стояли будка с крестом и рекламный шит с надписью «Освящение машин». Рядом носился человек в облачении и с кропилом, и, похоже, клиентов, желающих освятить машину прямо на обочине, у него было предостаточно. Хорошо еще, что там не отпевали и не венчали, — а то как удобно, в церковь заезжать не надо.

Еще один пример самозванства и «шаталовой пустыни». В метро Коломенская, в подземном переходе, на простой кухонной табуретке несколько лет восседала одна очень колоритная личность. Она была одета в куцый линялый подрясничек, имела огромную лохматую бороду, такую же шевелюру, эффектно сбившуюся в причудливый колтун, и испитое лицо. На коленях у нее стоял деревянный резной ящичек для подаяний. Глядя на подобный типаж, понимаешь, что имиджмейкеры отдыхают. Человек поминутно протягивал руку и громко театрально произносил: «Падайте на храм Божий». Меня всегда удивляло не то, что ему подавали (у нас в стране подают всем, кто просит, такая традиция), а то, что к нему постоянно подходили люди, преимущественно женщины, и подолгу беседовали, советовались, брали благословение…

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Увидев в Сети портрет архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого) с приписанной ему цитатой -«Сталин сохранил Россию, показал, что она значит для мира. Поэтому я, как православный христианин и русский патриот, низко кланяюсь Сталину» — я сначала не удивился. Просоветские проповеди святителя Луки известны, а одна из них – «К миру призвал нас Господь» (ЖМП 1948. № 1. С. 61-64) – получила в свое время резкую отповедь в парижской «Русской мысли» (Н.Крюков-Ангорский. «Но избави нас от лукаваго». Открытое письмо Луке, архиепископу Симферопольскому и Крымскому / РМ № 64 (2 июля 1948). С. 3). Тем не менее я решил посмотреть, где и в какой связи святитель Лука упоминает Сталина.

Результаты поисков оказались совершенно неожиданными.

1. Список проповедей владыки Луки, опубликованных в Журнале Московской патриархии, известен. Журнал оцифрован http://archive.jmp.ru/, и статьи легко посмотреть. При этом выяснилось, что в опубликованных статьях имя Сталина не упомянуто ни разу. Встречается только Сталинская премия, которую святитель Лука получил в 1944 году.

2. В книге «Крымская епархия в документах святителя Луки (Войно-Ясенецкого) и надзирающих органов 1946-1961» (Симферополь, 2015) приведен отчет уполномоченного по делам РПЦ, в котором, в частности, сообщается о праздновании 70-летия со дня рождения Сталина. По всем храмам, естественно, был молебен и многолетие. Далее цитата: «Сам же Лука в этот день служил в кафедральном соборе и в конце службы сказал проповедь патриотического содержания о том, что наше правительство борется за мир, однако в проповеди имени вождя не касался» (с. 537). То есть уполномоченный специально подчеркивает, что в своей проповеди архиерей не упомянул юбиляра, хотя это от него ожидалось.
3) В той же книге приведена справка о беседе уполномоченного со святителем Лукой (26.01.1960). «В беседе со мной архиепископ Лука интересовался вопросом поездки Н.С.Хрущева в Америку и сказал: «Хрущев сделал больше, чем Сталин за всю жизнь и он искренне рад его успехам»» (с. 1121).

Эти факты позволяют усомниться в том, что данное высказывание действительно принадлежит святителю Луке, хотя, как известно, доказывать, что кто-то чего-то не говорил, дело безнадежное. В Сети же эта цитата встречалась во многих местах, но без указания источника. А благодаря доценту кафедры русской литературы Тюменского госуниверситета Александру Медведеву, проследившему более раннюю историю этой цитаты, ее происхождение более или менее прояснилось. Впервые эта цитата встречается в 1995 году в заметке свящ. Дмитрия Дудко: «Теперь я хочу припомнить, как наши Патриархи, особенно Сергий и Алексий, называли Сталина богоданным вождем. К ним присоединялись и другие, допустим, такие как крупный ученый и богослов Архиепископ Лука Войно-Ясенецкий. Кстати, сидевший при Сталине, но это не помешало ему назвать Сталина богоданным. <…> Да, Сталин сохранил Россию, показал, что она значит для всего мира, в этом нам предстоит еще разобраться. Поэтому я, как православный христианин и русский патриот, низко кланяюсь Сталину» (о. Дмитрий Дудко. Из мыслей священника о Сталине // Сталин: в воспоминаниях современников и документах эпохи / Сост. М. Лобанов. М., 1995. С. 733-734). В 1999 в журнале «Наш современник» в рубрике «К 120-летию со дня рождения И. В. Сталина. «Его личность говорила сама за себя…”: современники о Сталине» эта фраза появляется вновь, но ее автором теперь назван архиепископ Лука: «Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий): «Сталин, — говорил он, — сохранил Россию, показал, что она значит для мира. Поэтому я как православный христианин и русский патриот низко кланяюсь Сталину”» (Наш современник. 1999. №12. С. 188). В этом же номере Дудко пишет: «И я, сидевший при Сталине и Брежневе, как и владыко Лука, готов воскликнуть: «Сталин — богодарованный вождь России”» (свящ. Дмитрий Дудко. Он был верующим // Наш современник. 1999. №12. С. 224). А затем цитата начинает гулять уже вне текстов свящ. Д.Дудко: «И Сергий, и Алексий называли Сталина богоданным вождем. Этого же мнения придерживался и крупный ученый медик и богослов архиепископ Лука — В. Ф. Войно-Ясенецкий, кстати, сидевший в тюрьме до войны. «Сталин, — говорил он,- сохранил Россию, показал, что она значит для мира. Поэтому я как православный христианин и русский патриот низко кланяюсь Сталину»» (Соловьев Б., Суходеев В. Полководец Сталин. М.: Алгоритм, 1999. С. 278).

В сетевых публикациях эта цитата встречается и в качестве авторского текста свящ. Д.Дудко: «Давайте, наконец, хотя бы разберемся вот в чем. Если б победил Троцкий с его перманентной революцией, мы бы уже давно оказались на самом деле, а не по названию, как при Сталине, винтиками. Все бы были трудовой армией для каких-то темных сил. Но именно Сталин доказал практически, что социализм можно построить в одной стране и — сохранил Россию. Да, Сталин сохранил Россию, показал, что она значит для всего мира, в этом нам предстоит еще разобраться. Поэтому я, как православный христианин и русский патриот, низко кланяюсь Сталину.»

Так что автором этого высказывания является священник Д.Дудко, а святителю Луке ее авторство было приписано в 1999 году. Напомню, что в том же номере «Нашего современника» напечатана статья свящ. Дмитрия Дудко. «Он был верующим», где приведены две подложных выписки из протоколов Политбюро 1933 и 1939, где Сталин предстает борцом с ленинской антирелигиозной политикой и защитником верующих.

За годы, прошедшие после первой публикации, приписанная святителю Луке фраза была перепечатана множество раз. К моменту открытия в Манеже выставки «Православная Русь» эта цитата стала общим местом, и устроители выставки воспроизвели ее в качестве такового. Так что их можно (и нужно) обвинять в непрофессионализме, а не в сознательном искажении истории. Что более гуманно.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *