Лука войно ясенецкий

ЛУКА (ВОЙНО-ЯСЕНЕЦКИЙ)

Архиепископ Тамбовский Лука (Войно-Ясенецкий). 1945 год

Лука (Войно-Ясенецкий) (1877 — 1961), архиепископ Симферопольский и Крымский, священноисповедник

Память 5 марта — обретение мощей в 1996 году , 29 мая, в Соборах новомучеников и исповедников Церкви Русской, Архангельских, Воронежских, Крымских, Курских, Ростово-Ярославских святых

В миру Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий, родился 27 апреля 1877 г. в Керчи, в семье провизора Феликса Станиславовича и его супруги Марии Дмитриевны Войно-Ясенецких. Отец его был был ревностным католиком, часто ходил в костел и подолгу молился дома, но своих домашних не принуждал принимать католицизм. Мария Дмитриевна была по рождению православной, хотя в церковь не ходила, молилась дома. По законам Российской империи дети в подобных семьях должны были воспитываться в православной вере. Валентин был третьим из пятерых детей.

Родители его вскоре переехали в Киев, где он в 1896 году одновременно окончил 2-ю Киевскую гимназию и Киевское художественное училище. У юноши проявилось художественное дарование, наметилось и направление, проникнутое религиозной идеей. Валентин ходил по церквам и в Киево-Печерскую Лавру, делал много зарисовок богомольцев, за которые получил премию на выставке в училище. Он собирался поступить в Академию художеств, но желание приносить непосредственную пользу народу заставило его изменить свои планы.

Валентин Феликсович проучился год на юридическом факультете, затем перешел на медицинский факультет Киевского университета.

Он учится блестяще. «На третьем курсе, — пишет он в «Мемуарах», — произошла интересная эволюция моих способностей: умение весьма тонко рисовать и любовь к форме перешли в любовь к анатомии…»

В 1903 г. с отличием окончил университет. Невзирая на уговоры друзей заняться наукой, он объявил о своем желании всю жизнь быть «мужицким», земским врачом, помогать бедным людям.

В январе 1904 г. во время войны с Японией, направлен с госпиталем Красного Креста на Дальний Восток и работал в г. Чите заведующим хирургического отделения госпиталя. Здесь Валентин Феликсович познакомился с сестрой милосердия Анной Ланской, которую раненые называли «святой сестрой» и женился на ней.

С 1905 по 1917 гг. работал земским врачом в больницах Симбирской, Курской, Саратовской и Владимирской губернии и проходил практику в Московских клиниках. За это время он сделал множество операций на мозге, органах зрения, сердце, желудке, кишечнике, желчных путях, почках, позвоночнике, суставах и т.д. и внес много нового в технику операций. В 1908 году он приезжает в Москву и становится экстерном хирургической клиники профессора П. И. Дьяконова.

Во время первой мировой войны в нем пробудилось религиозное чувство, забытое было за множеством научной работы, и он начал постоянно ходить в церковь.

Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий, около 1910 года. Фотография с сайта fond.ru

В 1916 г. защитил в Москве диссертацию на тему: «Регионарная анестезия», о которой его оппонент, известный хирург Мартынов сказал: «Мы привыкли к тому, что докторские диссертации обычно пишутся на заданную тему, с целью получения высших назначений по службе, и научная ценность их невелика. Но когда я читал Вашу книгу, то получил впечатление пения птицы, которая не может не петь, и высоко оценил ее». Получил степень доктора медицины. Варшавский университет удостоил его диссертацию крупной премии имени Хайницкого.

В 1917 г. получил по конкурсу место главного врача и хирурга Ташкентской больницы, преподает в медицинской школе, преобразованной затем в медицинский факультет.

В 1919 г. его жена скончалась от туберкулеза, оставив четверых детей: Михаила, Елену, Алексея и Валентина.

Валентин Войно-Ясенецкий был одним из инициаторов организации Ташкентского университета и с 1920 г. избран профессором топографической анатомии и оперативной хирургии этого университета. Хирургическое искусство, а с ним и известность проф. Войно-Ясенецкого все возрастали. В разного рода сложных операциях он изыскивал и первым применял методы, получившие затем повсеместное признание. Его бывшие ученики рассказывали чудеса об его изумительной хирургической технике. На его амбулаторные приемы больные шли непрерывным потоком.

Сам он все больше находил утешение в вере. Посещал местное православное религиозное общество, изучал богословие, ближе сошелся с духовенством, принимал участие в церковных делах. Как он сам рассказывал, однажды он выступил на епархиальном съезде «по одному очень важному вопросу с большой горячей речью». После съезда Ташкентский епископ Иннокентий (Пустынский) сказал ему: «Доктор, вам нужно быть священником». «У меня не было и мыслей о священстве, — вспоминал Владыка Лука, — но слова Преосвященного Иннокентия я принял как Божий призыв архиерейскими устами, и минуты не размышляя: «Хорошо, Владыко! Буду священником, если это угодно Богу!»

Арест и ссылка

10 июня 1923 года был арестован как сторонник Патриарха Тихона. Ему предъявили нелепое обвинение: сношения с оренбургскими контрреволюционными казаками и связь с англичанами. В тюрьме ташкентского ГПУ он закончил свой, впоследствии ставший знаменитым, труд «Очерки гнойной хирургии».

В августе его отправили в московское ГПУ.

В Москве владыка получил разрешение жить на частной квартире. Служил с Патриархом Тихоном литургию в церкви Воскресения Христова в Кадашах. Святейший подтвердил право епископа Туркестанского Луки продолжать заниматься хирургией.

В Москве еп. Лука был снова арестован и помещен в Бутырскую, а затем в Таганскую тюрьму, где перенес тяжелый грипп. К декабрю был сформирован восточно-сибирский этап, и епископ Лука вместе с протоиереем Михаилом Андреевым были отправлены в ссылку на Енисей. Путь лежал через Тюмень, Омск, Новониколаевск (ныне Новосибирск), Красноярск. Арестантов везли в столыпинских вагонах, а последнюю часть пути до Енисейска — 400 километров — в лютую январскую стужу им пришлось преодолеть на санях. В Енисейске все оставшиеся открытыми церкви принадлежали «живоцерковникам», и епископ служил на квартире. Ему разрешили оперировать. В начале 1924 года, по свидетельству жительницы Енисейска, епископ Лука пересадил почки теленка умирающему мужчине, после чего больному стало легче. Но официально первой подобной операцией считается проведенная доктором И. И. Вороным в 1934 году пересадка почки свиньи женщине, больной уремией.

Третий арест

6 мая 1930 году арестован по делу о смерти профессора медицинского факультета по кафедре физиологии Ивана Петровича Михайловского, застрелившегося в невменяемом состоянии. 15 мая 1931 года, после года тюремного заключения, был вынесен приговор (без суда): ссылка на три года в Архангельск.

В 1931-1933 годах живет в Архангельске, ведет амбулаторный прием больных. Вера Михайловна Вальнева, у которой он жил, лечила больных самодельными мазями из почвы — катаплазмами. Владыку заинтересовал новый метод лечения, и он применил его в условиях больницы, куда устроил на работу Веру Михайловну. И в последующие годы проводил многочисленные исследования в этой области.

В ноябре 1933 года владыка не принял предложение митрополита Сергия (Страгородского) занять свободную епископскую кафедру. Пробыв недолго в Крыму, владыка возвратился в Архангельск, где принимал больных, но не оперировал.

Весной 1934 года посещает Ташкент, затем переезжает в Андижан, оперирует, читает лекции. Здесь он заболевает лихорадкой папатачи, которая грозит потерей зрения, после неудачной операции он слепнет на один глаз. Он совершает церковные службы и руководит отделением ташкентского Института неотложной помощи.

В этом же году, наконец, удается издать «Очерки гнойной хирургии». «Пожалуй, нет другой такой книги, — писал кандидат медицинских наук В.А. Поляков, — которая была бы написана с таким литературным мастерством, с таким знанием хирургического дела, с такой любовью к страдавшему человеку».

Епископ Лука. Ташкент, тюрьма НКВД. 1939 год. Фотография с сайта fond.ru

Тамбовский архиепископ

В январе 1944 г. назначен архиепископом Тамбовским и Мичуринским. Он продолжает медицинскую работу: на его попечении 150 госпиталей.

Ко времени пребывания архиеп. Луки в Тамбове относится страничка воспоминаний о нем В.А. Полякова. Он пишет:

«В один из воскресных дней 1944 г. меня вызвали в Тамбов на совещание начальников и главных хирургов госпиталей Воронежского военного округа. В то время я был ведущим хирургом госпиталя на 700 коек, стоявшего в Котовске. На совещание собралось много народа. Все расселись по своим местам и за столом президиума уже поднялся председательствующий чтобы объявить название доклада. Но, вдруг, широко открылись обе двери, и в зал вошел человек огромного роста в очках. Его седые волосы ниспадали до плеч. Легкая, прозрачная, белая кружевная борода покоилась на груди. Губы под усами были крепко сжаты. Большие белые руки перебирали черные матовые четки. Человек медленно вошел в зал и сел в первом ряду. Председательствующий обратился к нему с просьбой занять место в президиуме. Он поднялся прошел на подмостки и сел в предложенное ему кресло. Это был профессор Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий. .

В конце 1943 года вышло второе издание «Очерки гнойной хирургии», переработанное и увеличенное почти вдвое, а в 1944 году — книга «Поздние резекции инфицированных огнестрельных ранений суставов».

Есть сведения, что он состоял членом Академии Медицинских Наук. Впрочем, в официальных биографиях данных об этом не имеется.

Кроме трудов на медицинские темы, архиеп. Лука составил много проповедей и статей духовно-нравственного и патриотического содержания.

В 1945-1947 гг. он работал над большим богословским трудом — «Дух, душа и тело», — в котором разрабатывал вопрос о душе и духе человека, а также учение Св. Писания о сердце, как органе богопознания. Много времени уделял он и на укрепление приходской жизни. В 1945 году высказывал мысль о необходимости избрания патриарха по жребию.

В 1945-1947 годах им закончена работа над эссе «Дух, душа и тело», начатая в начале 20-х годов.

Архиепископ Симферопольский и Крымский

Свт. Лука (Войно-Ясенецкий), икона

В мае 1946 года назначен архиепископом Симферопольским и Крымским.

В Симферополе он опубликовал три новые медицинские работы, но зрение его становилось все хуже. Левый глаз его уже давно не видел света, а в это время и на правом стала зреть катаракта, осложненная глаукомой.

В 1958 году архиепископ Лука совсем ослеп. Однако, как вспоминает протоиерей Евгений Воршевский, даже такой недуг не мешал владыке совершать богослужения. Архиепископ Лука входил без посторонней помощи в храм, прикладывался к иконам, читал наизусть богослужебные молитвы и Евангелие, помазывал елеем, произносил проникновенные проповеди. Ослепший архипастырь также продолжал управлять Симферопольской епархией в течение трех лет и иногда принимать больных, поражая местных врачей безошибочными диагнозами. Практическую врачебную деятельность он оставил еще в 1946 году, но продолжал помогать больным советами. Епархией же управлял до самого конца с помощью доверенных лиц. В последние годы своей жизни он только слушал, что ему читают и диктовал свои работы и письма.

Скончался 11 июня 1961 года. Похоронен на городском кладбище Симферополя.

О характере архиепископа Луки давались самые разноречивые отзывы. Говорили о его спокойствии, скромности и доброте, и в то же время, о его высокомерии, неуравновешенности, заносчивости, болезненном самолюбии. Можно думать, что человек, проживший такую долгую и трудную жизнь, до предела насыщенную самыми разнородными впечатлениями, мог проявлять себя по-разному. Вполне возможно, что его громадный авторитет в области хирургии, привычка к безусловному повиновению окружающих, особенно во время операций, создала у него нетерпимость к чужим мнениям даже в тех случаях, когда его авторитет вовсе не являлся непререкаемым. Такая нетерпимость и властность могли быть и очень тяжелы для окружающих. Словом, это был человек, с неизбежными у всякого человека недостатками, но в то же время стойкий и глубоко верующий. Достаточно было посмотреть, как проникновенно, со слезами, совершал он литургию, чтобы убедиться в этом.

Занявшись богословскими науками уже в возрасте сорока с лишним лет, архиеп. Лука, естественно, не мог достигнуть в этой области такого совершенства, как в медицине; или какого достигли некоторые другие архиереи, всю жизнь посвятившие только богословию. Он допускает промахи, иногда довольно серьезные. В его основном богословском труде «Дух, душа и тело» встречаются весьма спорные мнения, а статья «О посылке Иоанном Крестителем учеников к Господу Иисусу Христу с вопросом, Он ли Мессия», — и вообще была запрещена и не печаталась. Зато проповеди его, которым владыка придавал исключительное значение, считая их неотъемлемой частью богослужения, отличаются простотой, искренностью, непосредственностью и самобытностью.

Почитание

В ноябре 1995 г. Указом Священного Синода Украинской Православной Церкви архиепископ Лука был причислен к лику местночтимых святых. А 20 марта 1996 г. в Симферополе мощи святителя Луки были перенесены с кладбища у Всехсвятской церкви крестным ходом в Свято-Троицкий собор. Отныне каждое утро, в 7 часов, в кафедральном Свято-Троицком соборе Симферополя совершается акафист Святителю у его раки.

2 июля 1997 г. в Симферополе, городе, где святитель жил в 1946-1961 гг. ему открыт памятник.

В августе 2000 года на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви он был канонизирован для общецерковного почитания.

Множество случаев исцеления после молитвенного обращения к святителю Луке зафиксированы документально. В 2001 году из Греции привезли серебряную раку для его мощей – греки чтут крымского святителя, множество людей исцелилось там по молитвам к нему. В настоящее время на Украине, в России, Греции открыто много храмов во имя святителя Луки.

В 2018 году его имя внесено в список собора святых Архангельской митрополии .

> Аудиозапись проповеди святителя

Слово архиепископа Луки на Преображение Господне, записанное на магнитофон 14 августа 1956 года, на даче в Алуште

Труды

Основные медицинские труды

  1. «Невроматозный элефантиаз лица, плексиформная неврома». «Хирургия», 1908.
  2. «О способах анестезии, наиболее удобных в земской практике». «Врачебная газета», 1908.
  3. «Случай ретроградного ущемления кишечной петли в паховой грыже». «Хирургия», 1908.
  4. «Регионарная анестезия при операциях шеи, языка и верхней челюсти». «Труды Московского хирургического общества 1909.
  5. «Регионарная анестезия». (Труды Тамбовского физиологического медицинского общества 1909 г.).
  6. «Кровяная саркома ребра». «Хирургия», 1910.
  7. «Об оперативном лечении переломов позвоночника». «Хирургия», 1910.
  8. «Отчет о хирургической работе Романовской земской больницы за 1909-1910 гг.».
  9. «О первом остром остеомиелите позвоночника». «Хирургия», 1911.
  10. «Двустороннее повреждение блуждающего нерва». «Хирургия», 1911.
  11. «Zweiter Fall von vorubergehender Erblindung nach Novocain Adrenalininjektion in Augenhohle», Zentrablatt fur Chirurgie 1911.
  12. «Отчет о хирургической работе Переяславльской земской больницы». 1911.
  13. «Litungsanasthesie des nervus ischiaticus», Zentralblatt fur Chirurgie 1912.
  14. «Отчет о хирургической работе Переяславльской земской больницы». 1912-1913 гг.
  15. «Регионарная анестезия седалищного и срединного нервов». (Труды XII съезда русских хирургов 1912 г.).
  16. «Отчет о хирургической работе Переяславльской земской больницы». 1914.
  17. «К казуистике оперативного лечения опухолей мозга». (Труды Киевского хирургического общества, 1914 г.).
  18. «Регионарная анестезия кисти руки». (Врачебная газета, 1915).
  19. «Регионарная анестезия». (Докторская диссертация), за которую присуждена премия Хайницкого. СПБ, 1915.
  20. «Кариозные процессы в реберных хрящах и их оперативное лечение». «Вестник хирургии» за 1923 г.
  21. «Uber das Unterbinden der Gefa?e bei Extirpation der Milz», Zeitschift fur Chirurgie 1923.
  22. «Артротомии при гнойных воспалениях больших суставов». «Вестник хирургии» 1924.
  23. «Топография паховых и наружных подвздошных лимфатических желез и техника оперативного удаления их.» Туркмен. медицин. журнал т. I, № 2.
  24. «Опасности способа Мамбург,а». Туркмен. медицин. журнал т. I, № 7.
  25. «Лечение гнойных воспалений катаплазмами Вальневой». (Неизвестно где напечатана. Указана в списке трудов проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого в статье В.А. Полякова). «Хирургия», 1957, № 8, с. 127-135.
  26. «Очерки гнойной хирургии». I-е издание, 1934.
  27. «Наш опыт лечения огнестрельного остеомиелита в госпиталях глубокого тыла». 1943.
  28. «Очерки гнойной хирургии». 2-е издание, 1943.
  29. «Поздние резекции при инфицированных огнестрельных ранениях суставов». Москва, 1944.
  30. Разрез, без которого нельзя вылечить гнойный коксит». Госпитальное дело, 1944.
  31. «О раневом сепсисе». (Сборник трудов Воронежского военного округа, 1945).
  32. «О гематогенном остеомиелите». 1946-1947.
  33. «О лечении хронических эмпием плевры после огнестрельных ранений». 1947.
  34. «Патогенез и терапия мозолей». «Советская медицина» 1953, № I.
  35. «Очерки гнойной хирургии». 3-е издание, 1956.

Святитель Лука Крымский

Всего трудов печатных и на машинописи по медицине насчитывается у архиепископа Луки около шестидесяти, в том числе доклады в ученых обществах и годовые отчеты по хирургической работе.

Публицистика и богословские труды, печатные и рукописные.

  1. «Кровавый мрак фашизма». «ЖМП» 1943, № 4, с. 24, 25.
  2. «Праведный суд народа». «ЖМП» 1944, № 2, с. 26-28.
  3. «Память Святейшего Патриарха Сергия». «ЖМП» 1944, № 8, с. 17, 18.
  4. «Бог помогает народам СССР в войне против фашистских агрессоров». «ЖМП» 1944, № 4, с. 21, 22.
  5. «Слово на второй день Пасхи на литургии». «ЖПМ» 1945, № 6, с. 44-47.
  6. «Возмездие совершилось». «ЖПМ» 1946, ? I, с. 28, 29.
  7. «Слово в Великую Пятницу». «ЖМП» 1946, № 5, с. 22, 23.
  8. «К миру призвал нас Господь». «ЖМП» 1947, № I, с. 61-64 ( с портр.).
  9. «О духе, душе и теле». (120 страниц машинописи).
  10. «О любви».
  11. «О зле и страдании».
  12. «Защитим мир служением добру». «ЖМП» 1950, № 5, с. 32, 33.
  13. «Рассуждение о правде и лжи». «ЖМП» 1951, № 5, с. 8-11.
  14. «О посылке Иоанном Крестителем своих учеников к Господу Иисусу Христу с вопросом, Он ли Мессия». (Запрещена и не печаталась).
  15. «О искушении Господа диаволом в пустыни». «ЖМП» 1953, № 2, с. 37-41.
  16. «О догмате искупления». (Это сочинение послано только в Московскую духовную академию).
  17. «10 томов проповедей, в общей сложности около 4500 страниц машинописи. Прот. А. Ветелев, проф. гомилетики назвал их исключительным событием в современной церковно-богословской жизни» и «сокровищницей изъяснения Священного Писания».
  18. «Психология евреев современников Господа Иисуса Христа».
  19. «Позор».
  20. «Размышление о притче о милосердном самарянине». Рукописный том Тамбовский проповедей. Три тома симферопольских проповедей. (Машинопись).
  21. Slovo na Passii, in: ZMP 1971, 4, 40-41.
  22. Slovo v den’ Pjatidesjatnicy, in: ZMP 1971, 6, 49-50.
  23. «Ne sudite, da ne sudimy budete», Predigt, in: ZMP 1982, 4, 40.
  24. Slovo na paschal’noj vecere, in: ZMP 1977, 4, 27-28.
  25. Das Reich Gottes ist inwending in euch, in: Std0 1971, 7, 36-38.
  26. Wort zur Verklarung des Herrn, in: Std0 1971, 8, 43-44.
  27. «Ich bin der Weinstock», Predigt, in: Std0 1971, 10, 23-25.
  28. Memuary, in: Nadezda. Christianskoe ctenie, vyp. 3 (1979) 66-138.
  29. O vospitanii detej, in: Nadezda vyp. 6 (1980) 261-270.
  30. Sermon, in: Religion in Communist Lands 7 (1979) 2, 102-103.
  31. Extracts from the Spirit, the Soul and the Body, ebda 104-105.
  32. Duch, dusa i telo. Foyer Oriental Chretien, Brussel 1978, 183 S.
  33. Slovo na vtoroj den’ Svjatoj Paschi, in: ZMP 1984, 4, 29-31.

Литература

  1. «ЖМП» 1943, ? I, с. 16-17.
  2. -«- 1944, ? I, с. 11.
  3. -«- 1945, № 3, с. 9.
  4. -«- 1946, № 5, с. 15, 48-54.
  5. -«- 1948, № 6, с. 5-9.
  6. -«- 1957, № 7, с. 13.
  7. -«- 1958, № 7, с. 19.
  8. -«- 1959, № 2, с. 29.
  9. ФПС I, ? 168,с. 7.
  10. ФПС IV, с. 5.
  11. ФПС V, ? 111.
  12. ФАМ I, № 148, с. 12.
  13. «В. Св. Син. Пр. Р.Ц.» 1926, № 12-13, с. 22., 1927, № 3/16/, обн. с. 19, 20.
  14. «Автобиография архиепископа Луки», 1947.
  15. «Журнал Засед. Св. Синода» № I от I.IV.1952 г.
  16. «Русск. Прав. Церк. в Великой Отечественной войне». с. 22-23, 35-36.
  17. «Память В.Ф. Войно-Ясенецкого». Некролог. Мед. работ. № 49, от 20.VI.1961.
  18. Кандидат медицинских наук и сотрудник Центрального института травматологии и ортопедии В.А. Поляков. «Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий» (к 80-летию со дня рождения). «Журнал «Хирургия» 1957, № 8, с. 127-135.
  19. Проф. Ветелев А. «Архиепископ Лука». Некролог и фото. «ЖМП» 1961, № 8, с. 35-38.
  20. «Большая Медицинская Энциклопедия». 2-е изд. 1959, т. 5, с. 988-989.
  21. Списки архиереев 1897-1944 гг. Патриарха Алексия, с. 21.
  22. Mark Popovskij, Zizn’ i zitie Vojno-Jaseneckogo, archiepiskopa i Chirurga. Paris 1979 (YMCA-Press), 489 S.
  23. M. Popovsky, Archbishop Luka, Surgeon and Scholar, in: Religion in Communist Lands 7 (1979) 2, 97-102.
  24. E. Kimmer, Archiepiskop Luka Vojno-Jaseneckij. K 100-letiju so dnja rozdenija, in: ZMP 1977, 4, 55-63.
  25. Georgij, Ig., Pamjati archiepiskopa Simferopol’skogo i Krymskogo Luki, in: ZMP 1982, 5, 11-13.
  26. Joh. Chrysostomus, Kirchengeschichte III, 237-240.
  27. N. Struve, 162-166.
  28. A.E. Levitin-Krasnov, Die Glut deiner Hande 282.
  29. Regel’son 531 (1923 Haft), 544 (1927 Haft). 187.
  30. J. Lawrence, Dukh, dusha i telo (Rez.), in: Religion in Communist Lands 8 (1980) 4, 306-307.
  31. Slovo v den’ vos’midsesjatiletija Archiep. Luki, in: Vest. russ. chr. dv. 66/67 (1962) 40-45.
  32. EB Michail (Cub), Predigten des Erzbischofs Luka, in: Std0 1972, 2, 56-63.
  33. Erzbischof Lukas (Wojno-Jassenezki) zum 100. Geburtstag, in: Std0 1977, 10, 9-13.
  34. D. Pospielovsky, The Russian Chrich 183, 200, 203, 206, 208-210, 216.
  35. Журнал «Православный паломник» №3.2004г.

Архивный номер № 39 (625) от 26 сентября 2006 — Новости

ЧЕЛОВЕК-ЛЕГЕНДА

Тысячи русских людей боготворили своего спасителя, а официальная власть безжалостно играла судьбой непокорного священника Луки. То пыталась расстрелять и испытывала на нем новые пытки, то вручала Сталинскую премию. Когда в 1995 году православная церковь причислила Войно-Ясенецкого к лику святых, в архивах он еще числился как преступник. И только в конце XX века внук при помощи Путина добился реабилитации гениального хирурга.

Поделиться:

Святой Лука

Столицам предпочел Фатеж

Более века назад подающий надежды художник Валентин Войно-Ясенецкий, забрав документы из художественной академии Санкт-Петербурга, писал матери: «Не могу заниматься тем, что мне нравится, когда вокруг столько страдающих людей». Преодолевая отвращение к точным наукам, он принес свой талант в жертву медицине. Выпускнику Киевского университета прочили профессорскую карьеру в любом крупнейшем городе Российской империи. А он шокировал окружающих, заявив, что выбрал медицину, чтобы стать мужицким врачом.

В 1905 году будущий святой приехал в Фатежский уезд работать земским врачом в Любаже. «Из меня не получился художник, но получился врач-художник», – пишет в своих записках Войно-Ясенецкий. Именно здесь он начал изучение тончайших нервов и впоследствии изобрел новый метод анестезии, принесший ему мировую известность. Именно он открыл местный наркоз и спас тысячи людей от гибели из-за ошибок анестезиологов. В условиях бедной земской больницы талантливый хирург делал операции на сердце и почках, которых в России тогда практически не знали, и уникальные глазные операции. Проснувшись как-то утром, доктор увидел направляющуюся к его дому вереницу слепых, державшихся друг за друга. Их собрал со всей округи нищий, которого Войно-Ясенецкий исцелил от слепоты. Так он отблагодарил спасителя.

В 1906 году хирург пишет прошение ограничить прием хотя бы 60 больными в день. Ведь ему ежедневно приходится принимать от 100 до 140 человек в течение 15 часов в больнице, а потом еще осматривать пациентов дома. При этом он занят строительством любажской больницы и пишет научные статьи. Вскоре слава и наплыв пациентов из других губерний делают работу в Любаже невыносимой, и Войно-Ясенецкого переводят в Фатеж. Здесь за 3 года работы он проводит более 1500 сложных операций. В конце 1907 года он не приходит на вызов к заболевшему чиновнику, отказываясь покидать тяжелого больного. За это его увольняют и вынуждают покинуть Фатежский уезд.

Обвинение в заговоре против Сталина

ГражданскаЯ война застала доктора в Ташкенте. Для него нет белых и красных – он видит только страдающих солдат, нуждающихся в помощи. Кто-то пишет донос, что Войно-Ясенецкий помогает белогвардейцам. И советская Россия собирается наградить врача 9 граммами свинца. Доктор уже дожидался своей очереди на расстрел, когда его окликнул знакомый красный командир: «Здравствуйте, а вы-то что здесь делаете?»

– Да вот, расстрела жду, – спокойно ответил хирург.

«Сумасшедшие, что вы творите? – закричал тот. – Кого расстреливать собрались?!» Так Войно-Ясенецкий был спасен. Но жена не смогла оправиться от перенесенного стресса и вскоре умерла, оставив на его попечении 4 детей.

В 1921 году глубоко религиозный доктор принимает сан священника и имя евангелиста Луки. Он не может безучастно смотреть на уничтожение икон, разрушение церквей и встает на защиту веры. Узнав, что в Ташкенте собираются закрыть храм, священник решился на отчаянный шаг – ночью проникнуть в церковь, сложить посредине все иконы, облить бензином и, когда безбожники утром откроют врата, совершить акт самосожжения. Но накануне его арестовали.

Впервые отец Лука увидел все круги ада сталинских лагерей в 1924-м, когда был сослан на берег Северного Ледовитого океана. Там священник жил в поселении из трех чумов, совершал религиозные обряды, исцелял больных. В 1937-м Войно-Ясенецкого обвинили в организации поповского заговора с целью убить Сталина. В нем якобы участвовали 16 человек. 15 обвиняемых, не выдержав пыток, назвали отца Луку руководителем заговора и были расстреляны. От священника чекисты признания не добились. На нем «советская инквизиция» впервые опробовала знаменитый «конвейер» – 14 суток десятки сменяющих друг друга следователей без остановки допрашивали изможденного голодом и бессонницей доктора.

Но поскольку признания батюшка так и не подписал, вместо расстрела получил 10 лет лагерей. А ведь тысячи солдат Русско-японской, 1-й мировой и Гражданской войн обязаны своим спасением Валентину Феликсовичу. Вместе с Пироговым он основал военно-полевую хирургию.

«После войны готов вернуться в ссылку»

Узнав о наЧале Великой Отечественной, святитель пишет в Москву из лагеря: «Прошу отправить на фронт, либо куда-нибудь еще, где я могу пригодиться. После войны готов вернуться в ссылку». Войно-Ясенецкого отправляют на фронт. Ежедневно он объезжает 37 госпиталей, где без сна и отдыха оперирует раненых. После этого принимает местное население. Спасенные бойцы, не зная, как отблагодарить доктора, заводят обычай – салютовать ему перебинтованными ногами. А власть запрещает кормить ссыльного доктора на полевой кухне, поэтому питается Войно-Ясенецкий только благодаря сердобольным санитаркам.

В 1943 гонения на церковь уменьшаются. Тысячи спасенных Войно-Ясенецким жизней приравниваются к архиерейскому служению, его избирают архиепископом Симферопольским и Крымским. Медицинский труд «Очерки гнойной хирургии» получает Сталинскую премию. Ни копейки из этих денег святитель не потратил на себя: полтора миллиона долларов были пожертвованы сиротам войны. В 57 лет Войно-Ясенецкий начинает терять зрение. Он делает уникальные операции и проповедует, пока в 80 не слепнет совсем. После него осталось уникальное церковное наследие – 1200 проповедей.

Скончался святитель Лука в 1961 году. Тысячи людей вышли на улицы Ташкента, провожая его в последний путь. А когда на разгон толпы пустили грузовики, горожане собой закрыли гроб с телом великого врача.

Внук святого Луки академик Лисичкин

«Посмотри на свои руки! У тебя же руки деда, тебе обязательно надо идти в медицину», – уговаривал юного Володю дядя Валентин, сын Войно-Ясенецкого. Но будущий академик Российской Академии наук и 6 зарубежных стран, единственный из потомков великого врача не стал продолжать медицинскую династию. Академик Владимир Лисичкин – один из самых известных социально-экономических прогнозистов страны. Вице-президент международной ассоциации независимой экономики выпустил 5 политических исследований о целенаправленном разрушении России Западом. Академик 8 лет возглавлял комитет Госдумы РФ по труду и социальной политике, регулярно посещал заседания кабинета министров.

Однажды потомок Войно-Ясенецкого подошел к тогдашнему главе правительства Путину: «Что же это такое, Владимир Владимирович? Все советские палачи реабилитированы, а русский святой до сих пор в уголовниках ходит!» Тогда Путин лично открыл Лисичкину доступ к архивам НКВД, где академик получил уникальный материал для книги о своем великом дедушке.

Поделиться ссылкой:

Читайте свежие новости «Друг для друга» в социальных сетях:
ВКонтакте, Одноклассники, Facebook, Twitter, Instagram.

Наталия ГУБАРЕВА, Фатежский район

Отзывы читателей (5)

Мария 15 июня 2013, 18:58:12
e-mail: raksha72@mail.ru, город: Gent, belgium

Ложь….. Не является сей объект потомком Луки. Это пишу я-КРОВНАЯ ПРАПРАВНУЧКА …

Валерий 15 июня 2013, 21:41:21
e-mail: gnatenko_vn@live.ru, город: г.Одесса, Украина

Небольшие замечания к автору статьи: много неточностей в биографии Святителя Луки. Наверное факты взяты только из книги В. Лисичкина. Очень жаль, в книгах о Святителе Луке(Войно-Ясенецкого) таких авторов как А. Попов и В. Марущак больше правдивой информации. Святитель умер 11 июня 1969 года в Симферополе а не в Ташкенте и другие неточности.
С уважением, председатель правления Православного медицинского общества Святителя Луки (Войно-Ясенецкого) г. Одесса и Одесской области, грешный доктор Гнатенко В.Н. Простите если когото обидел. Спаси Вас всех Господи и Ангела Хранителя!

Валерий 15 июня 2013, 21:45:33
e-mail: gnatenko_vn@live.ru, город: г.Одесса, Украина

Простите меня грешного у меня тоже неточность. Вместо Поповского написал Попов. Исправляюсь

Татьяна Войно-Ясенецкая 23 июня 2013, 17:21:32
e-mail: vivka@bigmir.net, город: Одесса

Лисичкин В.А. не является родственником Войно-Ясенецкого (святого Луки).

Татьяна Войно-Ясенецкая 27 июня 2013, 14:39:48
e-mail: vivka1969@gmail.com, город: Одесса

Самозванец Лисичкин В.А. не внук святителя Луки ( Войно-Ясенецкого В.Ф.). В нашем роду Лисичкиных нет и не было. Внучка святителя Луки Татьяна Войно-Ясенецкая.

Врачеватель тела

Удивительная судьба ждала мальчика, который появился на свет в апреле 1877 г. в Керчи. Назвали его Валентин. Семья переехала в Киев, где у четвертого из пятерых детей проявилось художественное дарование.

Отец происходил из дворянского белорусского рода, был католиком. Но природная деликатность не позволяла ему навязывать кому-либо из членов семьи свои убеждения. Мать же была православной, занималась делами милосердия.

В молодости будущий архиерей очень редко посещал храм. Но уже тогда в его душе зародилась жертвенность, которая позже стала основной чертой его характера. Когда встал вопрос о том, в какое учебное заведение пойти, Валентин выбрал медицину, потому она приносит больше пользы обществу. Умение хорошо рисовать очень пригодилось юноше во время обучения в Киевском университете. По собственным словам, он стал «художником в хирургии».

Валентину Войно-Ясенецкому прочили блестящую научную карьеру. Но по окончании ВУЗа он выразил желание стать обычным земским врачом, чтобы лечить простых крестьян. Именно в этом он видел собственное предназначение. Никогда не боялся «черной» работы.

Закончив обучение, Валентин поступил в госпиталь. Там он встретил будущую супругу. Она была очень верующей, даже не хотела выходить замуж. Но молодой врач сумел добиться своего. В браке с Анной родилось четверо детей (все они уже почили в Боге). Сама супруга скончалась в довольно молодом возрасте от чахотки. Это печальное событие и пробудило в талантливом враче интерес к церковной жизни, Богу. Он стал часто наведываться в храм.

Свидетельства об исцелениях

Самый великий целитель — Иисус Христос, своим верным служителям Он дает силу лечить людей, не прибегая к традиционной медицине. Обладал таким даром и святой Лука.

  • Однажды святителю привели малыша, у которого опухла гортань. Операцию проводить было невозможно — слишком большое новообразование, угроза повредить жизненно важные артерии. После трехдневной молитвы опухоль спала, затем и вовсе исчезла.
  • Одна из прихожанок готовилась к ампутации конечностей. Пришла в последний раз исповедоваться, получить благословение о. Луки. Он не отпустил женщину, вместе они стали истово молиться. Через несколько дней ноги стали быстро заживать, операцию отменили. Молитва святителя помогла сохранить женщине ноги.

Это лишь небольшой список. Много еще добрых дел сотворил Лука Крымский. Чудеса продолжаются и в наши дни.

  • Священник из Греции был исцелен святым Лукой Крымским в 2002 г. После того, как врачи оказались бессильны исцелить его от межпозвонковой грыжи, он стал ежедневно прочитывать акафист исповеднику. Не действовала рука. Однажды святитель явился ему во сне и сказал, что сделает операцию. В один день мужчина оказался здоров, не было даже следов болезни. Только на майке были капли крови…
  • В 2009 г. девушке Елене сделали операцию на сердце. Она должна была проснуться в течение двух дней, однако пролежала без сознания почти месяц. Тогда ее родителям рассказали о св. Луке, принесли масло, освященное у мощей преподобного. Через несколько дней пациентка очнулась. Перед этим медсестры в реанимации видели, как неизвестный доктор вошел в палату и плотно закрыл дверь. Затем он вышел, а девушку обнаружили в сознании.

Лука Крымский был очень талантливым хирургом — проводил операции на сердце, кишечнике, возвращал способность видеть. При этом святитель Лука был священником, читал проповеди, приводил людей к вере. Как ему на все хватало сил? Кто, как не Сам Иисус Христос вкладывал огонь в его сердце, наставлял, поддерживал и утешал?

Святой очень мало отдыхал, стремясь помочь как можно большему количеству людей. Но главное, что он сделал — пронес сквозь всю жизнь христианскую веру, не отказавшись от нее и во время репрессий. Вера и молитва помогли праведнику выдержать личное горе, ссылку, телесную немощь. Как яркий светильник, он указывал путь всем, кто приходил к нему. Путь не только к телесному, но и духовному выздоровлению.

Святой Лука Крымский

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *