Лукавый человек это какой

лукавый

Смотреть что такое «лукавый» в других словарях:

  • ЛУКАВЫЙ — ЛУКАВЫЙ, лукавая, лукавое; лукав, лукава, лукаво. 1. Коварный, хитрый. Лукавый человек. Лукавый поступок. «Лукавый царедворец!» Пушкин. || Исполненный добродушно веселого коварства, игривый, кокетливо хитрый. Лукавый взгляд. Лукавые глазки.… … Толковый словарь Ушакова

  • лукавый — См. лицемерный … Словарь синонимов

  • ЛУКАВЫЙ — ЛУКАВЫЙ, ая, ое, ав. 1. Коварный, хитрый. Л. человек. Л. поступок. 2. Игривый, исполненный добродушной хитрости. Л. взгляд. Лукавая улыбка. • Лукавый попутал (прост.) выражение сожаления, раскаяния по поводу неудачного, предосудительного или… … Толковый словарь Ожегова

  • Лукавый — см. Зло, злоба, злобный … Библейская энциклопедия Брокгауза

  • ЛУКАВЫЙ — От лукавого. Книжн. О чём л. лишнем, неверном, приносящем вред. Ф 1, 286. /em> Выражение из Библии. ФСРЯ, 233 234; БМС 1998, 351. Лукавый дёрнул кого. Прост. Ирон. О неуместном, опрометчивом поступке. Ф 1, 287. Лукавый занёс кого куда. Прост.… … Большой словарь русских поговорок

  • лукавый — ая, ое; а/в, а/ва 1) Исполненный хитрости, коварства, склонный к козням, интригам; совершаемый со злым умыслом. Лукавый человек. Лукавый замысел. Давно сознался я во всем, что вы хотели. Показанья мои все ложны. Я лукав, я строю козни (Пушкин).… … Популярный словарь русского языка

  • лукавый — ая, ое; ЛУКА/В, а, о. 1. Склонный к козням, интригам, хитрый, коварный. ► Горе девице лукавой, Атаман ей нахмурясь в ответ. // Лермонтов. Стихотворения // /; Показанъя мои все ложны. Я лукав. Я строю козни. // Пушкин. Полтава // 2.… … Словарь забытых и трудных слов из произведений русской литературы ХVIII-ХIХ веков

  • лукавый — укр. лукавий, др. русск. лукавъ извилистый (о течении реки); хитрый, коварный , ст. слав. лѫкавъ πονηρός, сербохорв. лу̀кав, словен. lokàv. От лука хитрость ; см. Бернекер 1, 739; Мi. ЕW 165. Черт, лукавый носит также эвфемистическое название… … Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

  • ЛУКАВЫЙ — (прозвище дьявола; см. ДЬЯВОЛ) Дурная мать! Моя дурная слава Растет и расцветает с каждым днем. То на пирушку заведет Лукавый, То первенца забуду за пером… Цв918 (I,408.2) … Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён

  • лукавый — Древнерусское – лукавый. Слово образовалось из общеславянского – lokavъ. Первоисточником было слово loka – «кривизна». Значение слова – «хитрый, криводушный». Впервые в 1731 г. в словаре встречается глагол «лукавить». Родственными являются:… … Этимологический словарь русского языка Семенова

Значения в других словарях

  1. лукавый — ЛУК’АВЫЙ, лукавая, лукавое; лукав, лукава, лукаво. 1. Коварный, хитрый. Лукавый человек. Лукавый поступок. «Лукавый царедворец!» Пушкин. | Исполненный добродушно-веселого коварства, игривый, кокетливо-хитрый. Лукавый взгляд. Лукавые глазки. Толковый словарь Ушакова
  2. лукавый — сущ., м., употр. сравн. часто нар. лукаво 1. Лукавым называют человека, который может скрывать от других свои мысли, чувства и планы с какой-то целью. Лукавый человек, враг. 2. Если вы говорите, что у человека лукавый взгляд, улыбка и т. Толковый словарь Дмитриева
  3. лукавый — Древнерусское – лукавый. Слово образовалось из общеславянского – lokavъ. Первоисточником было слово loka – «кривизна». Значение слова – «хитрый, криводушный». Впервые в 1731 г. в словаре встречается глагол «лукавить». Этимологический словарь Семёнова
  4. лукавый — ИСКРЕННИЙ — ЛИЦЕМЕРНЫЙ Искренно(-е) — лицемерно искренность — лицемерие (см.) Искренний человек — лицемерный человек. Искренняя улыбка — лицемерная улыбка. ○ бывают двух сортов: лицемерные, сознательно-лгущие, и искренние, фанатические. Словарь антонимов русского языка
  5. лукавый — 1. лукавый, лукавая, лукавое, лукавые, лукавого, лукавой, лукавого, лукавых, лукавому, лукавой, лукавому, лукавым, лукавый, лукавую, лукавое, лукавые, лукавого, лукавую, лукавое, лукавых, лукавым, лукавой, лукавою, лукавым, лукавыми, лукавом, лукавой… Грамматический словарь Зализняка
  6. лукавый — прил., кол-во синонимов… Словарь синонимов русского языка
  7. Лукавый — Лукавый см. Зло, злоба, злобный. Библейская энциклопедия Брокгауза
  8. лукавый — орф. лукавый Орфографический словарь Лопатина
  9. лукавый — I. ЛУКАВЫЙ -ая, -ое; -кав, -а, -о. 1. Склонный к козням, интригам, хитрый, коварный. Л. человек. 2. Наполненный весёлым задором, игривостью. Л-ая песня. Л-ая улыбка. Л-ые глаза. ◊ Не мудрствуя лукаво (см. Мудрствовать). ◁ Лукаво, нареч. Л. взглянуть. Толковый словарь Кузнецова
  10. лукавый — Общеслав. Суф. производное от лука в значении «хитрость, коварство». См. лук (1) (оружие), лука, кривой. Этимологический словарь Шанского
  11. лукавый — Лук’авый (Мат.5:37 ; Мат.6:13 ; Мат.13:19 ,38; Лук.11:4 ; 1Иоан.2:13 ,14; 1Иоан.3:12 ; 1Иоан.5:18 ; Еф.6:16 ; 2Фес.3:3) — олицетворение зла (в указанных местах в оригинале стоит то же слово, что и в Иоан.17:15). (см. сатана) Библейский словарь Вихлянцева
  12. лукавый — см. >> бес, лицемерный, хитрый Словарь синонимов Абрамова
  13. лукавый — -ая, -ое; -кав, -а, -о. 1. Склонный к козням, интригам, хитрый, коварный. Лукавый человек. □ Давно сознался я во всем, Что вы хотели. Показанья Мои все ложны. Я лукав, Я строю козни. Пушкин, Полтава. 2. Исполненный веселого задора, игривости. Малый академический словарь
  14. лукавый — 1. лукавый прил. 1. Хитрый. 2. Преисполненный добродушно-веселого коварства. 3. Игривый, кокетливый. 2. Лукавый м. Злое начало, нечистый дух; Чёрт, Сатана, Дьявол. Толковый словарь Ефремовой
  15. лукавый — лука́вый укр. лука́вий, др.-русск. лукавъ «извилистый (о течении реки); хитрый, коварный», ст.-слав. лѫкавъ πονηρός, сербохорв. лу̀кав, словен. lokàv. От лука́ «хитрость»; см. Бернекер 1, 739; Мi. ЕW 165. Этимологический словарь Макса Фасмера
  16. лукавый — См. лука Толковый словарь Даля
  17. лукавый — Лука́в/ый. Морфемно-орфографический словарь

Не будьте, как лицемеры

Человек сложен. То, что в человеке доступно взгляду со стороны и прочим телесным чувствам, не есть весь человек. Существует еще человек сокровенный, внутренний. О нем чаще всего упоминает в своих посланиях апостол Павел.

«По внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием» (Рим. 7: 22).

«Если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется» (2 Кор. 4: 16).

«Да даст вам, по богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке» (Еф. 3: 16).

По-разному ведут себя эти два человека – внешний и внутренний. По-разному относится к ним душа и господствующий ум. Если один из этих «людей» для души, для ума и воли – сынок, то другой – пасынок.

Можно всю жизнь заниматься внешним человеком: мыть, лечить, украшать, питать и ублажать его. При этом совершенно небречь о сокровенном человеке. Можно поступать наоборот, но таких людей до крайности мало. Возможно, мы ни разу их не встречали, но лишь читали в тех книгах, где говорится о богатырях духа – настоящих подвижниках.

А может быть, возможно совместить оба служения и ублажить и внешнего человека, и внутреннего? Может, и возможно. Но, скорее всего, слова Иисуса Христа, сказанные об отношении к богатству, касаются и этого вопроса: «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть» (Мф. 6: 24).

Все труды, рождаемые верой, труды, на которые зовет нас Евангелие, обращены к пользе внутреннего человека. Пост, молитва и милостыня. Они дарят свободу, окрыляют и облагораживают внутреннего человека. Но ценность их сохраняется лишь тогда, когда они совершаются для Бога, перед лицом Божиим, а не для человеческих глаз и похвал. Поститься и молиться нужно «пред Отцом твоим, Который втайне». Иначе добродетель превращается в свою противоположность. Люди видят ее обманчивую внешность, хвалят мнимого подвижника, и тот, получая в Евангелии имя «лицемера», лишает себя всякой награды.

Что касается поста, то есть воздержания от различных сластей житейских и телесных приятностей, то лицемерие здесь, согласно слову Божиему, проявляется в напускной унылости и «принятии на себя мрачного лица, чтобы показаться людям постящимся».

Вместо этого Христос Господь советует помазать главу и умыть лицо, а пост и сетование сохранить в тайне души. Слова об умовении лица и помазании головы нужно понимать, исходя из священной истории и древних обычаев.

Древние люди не знали внутренней скорби, которая не вырывалась бы наружу. То же можно сказать и о радости. Все, что было у человека внутри, он выплескивал вовне. Так и до сих пор живут на Востоке, шумно радуясь и громко плача. Поэтому в период поста – а пост был приурочен к скорбным датам и связан с покаянием – человек разрывал на себе одежду, отказывался от умывания. Вместо ухода за внешним видом, посыпал голову пеплом или прахом земным, размазывал по лицу слезы. Весь его внешний вид должен был говорить о внутренней скорби. И, конечно, со временем получилась ситуация, при которой человек привлекал к себе внимание наружностью, а сердце его при этом могло не плакать и не скорбеть, но искусно лицемерить. От этого и предостерегает нас Господь.

Поэтому нам голову ничем особенным мазать не надо. Это сказано для тогдашних людей с их обычаем помазывания головы маслом в радостные дни. Нам же не стоит увлекаться внешними знаками воздержания, как то: особыми одеждами и уже упомянутым «мрачным лицом». Внешний вид наш всегда должен быть невызывающ, скромен и аккуратен. И по части внешнего вида Великий пост не предъявляет к нам никаких особых требований. Напротив, мы должны ощутить время поста как время душевной весны и время чистой внутренней радости. Облегчение тела от избытка пищи и от лишнего веса, упражнение в чтении слова Божия и молитве способны дать душе ощущение внутренней свежести и – как следствие – радости. Тогда абсурдной покажется внешняя угрюмость и действительно захочется «умыть лицо и помазать главу».

Но даже если пост дастся тяжело, если враг смутит помыслами и нападениями, если вместо внутренней легкости будет сухость и скорбь, то и тогда не надо всему окружающему миру слать сигналы о том, что творится у тебя внутри. Скорби пред Отцом, Который втайне, и Отец твой утешит тебя явно.

Можно быть обычным грешником, ничего особенного из себя не представлять, но ничего особенного из себя и не строить. Это далеко не идеал. Но это лучше, чем попасть в категорию людей, о которых сказано: «Имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся» (2 Тим. 3: 5). О таких далее апостол говорит: «Таковых удаляйся».

Усилимся посему убежать от лицемерия и показушничества, но послужить постом истинным Богу Живому, чтобы «крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке» (Еф. 3: 16).

Двоедушие, человекоугодие, лицемерие

Продолжая говорить о лукавстве, как обширном понятии, сегодня затронем тему о двоедушии, человекоугодии, лицемерии. Многие миряне, да что там говорить, даже духовные лица порой не видят в себе этих духовных пороков, которые столь пагубно разрушают человеческую душу, спокойствие и мир в душе. Они не только не дают человеку духовно расти, но и не позволяют, чтобы Господь мог быть с этим человеком, потому как такие люди переполнены лукавством, а значит, они не с Богом, а с его противником.
Очень интересно читать изречения Святых отцов, которые емко и четко указывают на крайне важные аспекты духовного состояния человека, грехов и страстей, тем самым обличая человеческую совесть и заставляя задуматься о многом и помогая нам очиститься от лишнего и пустого.

Скрытое лукавство

Скрытое лукавство вредоноснее явного. Потому, что если бы знали клеветников, то легче избежали бы их несдержанных языков и недобрых расположений.
Святитель Василий Великий
Никто пусть не будет лукавым и двоедушным, чтобы не постиг его грозный приговор: «Истребит Господь все уста льстивые язык велеречивый».
Преподобный Феодор
Многие, как на позорище, лицедействуют в собственной жизни, одно нося в сердце, а иное выставляя напоказ.

Лицемерие

Тот лицемер, кто напоказ принимает чужое лицо, будучи рабом греха, надевает маску свободного.
Не видишь ли, какое зло лицемерие? Оно плод зависти, потому что двоедушие бывает в людях по большей части от зависти. Скрывая в глубине ненависть, завистники притворяются любящими и подобны скалам, прикрытым водой и причиняющим неосторожным непредвиденное зло.
Святитель Василий Великий
Не смешон ли стал бы для себя ворон… если бы он, окрасившись белым, стал представлять из себя лебедя? И если человек низких нравов величается благородством, заслужит ли он уважение?
Святитель Григорий Богослов

Как важно смотреть за своими собственными устами и мыслями

Всеми силами старайтесь не произносить устами одного, имея в сердце другое.
Тяжко состояние, когда на устах святость. А в сердце беззаконие и злоба.
Кто имеет одно в сердце, а другое на языке, по лукавству того молитва и подвиги суетны. С такими не своди знакомства, чтобы не заразиться их ядом и скверною. Друзьями твоими да будут незлобивые и сделаешься участником их чистоты и славы.
Преподобный авва Исаия

Признаки лицемерия в обществе

Главный отличительный признак лицемера, первая стрела, пускаемая им на ближнего, есть соблазн и истекающее из соблазна осуждение ближнего.
Как червь, зародившийся внутри плода, истребляет всю искренность плода, оставляя только его оболочку, так и лицемерие истребляет всю сущность добродетели.
Лицемер, страдая не очень заметными для людей страстями, прикрывает их лицемерием и притворством, неспособен признать себя грешником, как неспособен к этому сатана.
Лицемер, стараясь удовлетворить своим страстям, всецело работая греху, желает сохранить перед очами личину добродетели.
Осуждение ближнего – признак лицемерия, по всесвятому указанию Евангелия.

Человекоугодие

Чем отличается человекоугодник?
По отношению к хвалящим его он проявляет усердие, а для порицающих не хочет ничего сделать.
Святитель Василий Великий
Горе человекоугодникам, ибо они не могут угодить Богу.
Преподобный авва Исаия
Человекоугодием уничтожается не только любовь к Богу, но и самое памятование о Боге.
Святитель Игнатий Брянчанинов

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *