Лунный календарь и православие

Аудио

На вопросы телезрителей отвечает протоиерей Дмитрий Смирнов, настоятель храма святителя Митрофана Воронежского на Хуторской, г. Москва. Передача из Москвы.

— Здравствуйте, дорогие братья и сестры. В прямом эфире программа «Беседы с батюшкой». Сегодня у нас в гостях протоиерей Дмитрий Смирнов.

Батюшка, добрый вечер.

— Добрый вечер, отец Александр. Здравствуйте, дорогие братья и сестры.

— Вопрос с сайта: «Жить становится дороже с каждым днем. На многие необходимые вещи уже не хватает одной зарплаты. Отец Дмитрий, по Вашему мнению, сколько надо зарабатывать мужчине, чтобы создавать семью?»

— В Москве самый минимум — 40 тысяч для семьи с двумя детьми. Если одежда уже есть, то хватит на детское питание, и уже можно прожить. Во всяком случае, нет оснований говорить, что бездельник.

— Сразу после института непросто сразу получить такую зарплату.

— Жизнь — вещь непростая, а женитьба, как говорил Антон Павлович, шаг-де серьезный.

— Получается, что возраст для женитьбы ближе к 30 годам?

— Совершенно необязательно. Чтобы жениться, надо иметь на что. Так к этому относились и сто лет назад, тем не менее при царствовании Николая II население России увеличилось миллионов на пятьдесят.

— То есть подходили к браку взвешенно, вдумчиво и расчетливо?

— Как же иначе? Ведь начинается новое хозяйство новой семьи. Если продолжать старую песню: папа работает, мама готовит, гладит, сыночек блаженствует, а невестка еще и капризничает, что не так.

— Сейчас так и получается, что молодая семья на иждивении у родителей, пока они встанут на ноги.

— Тогда это не семья, потому что семья не предполагает иждивения. Заповедь Господня звучит так: «Оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два в плоть едину». Если ты на иждивении, ты являешься предыдущей семьи, и тогда надо быть в полном послушании у папеньки и маменьки.

— Вопрос телезрительницы: Наши садоводы иногда пользуются данными лунного календаря. Это астрология или все-таки наука, которая помогает в садоводческих делах?

— Лунный календарь — обычная вещь. Астрологи используют для своих «методов» обработки сознания темного населения используют и его. Лунный календарь высчитывает числа по Луне, у которой есть цикл повторения. Луна — самое большое небесное тело в нашей орбите и влияет на приливы, отливы и жизнь растений. Знаю, что деревья так же рубят в определенный лунный период, для того чтобы содержание смол в стволе было в избытке, и дерево дольше сохранялось. Россия много веков была страной деревянной архитектуры, и это играло свою роль. Также это учитывается при сборе трав.

— Вопрос: «Что означают слова апостола Павла «хвалящийся хвались о Господе»?

— Христианин должен осознавать, что всякий успех в его жизни зависит от Бога, а не от собственных усилий. Поэтому если человек говорит: «Я всего достиг, сделал себя сам», он не является христианином и говорит то, что не является истиной. Надо понимать, что если тебе удалось достичь чего-то в этой жизни, только по милости Божией. При всем твоем уме, если в голове лопнет всего один сосудик, ты уже дурак дураком, причем лишенный речи. Может быть даже такое повреждение мозга, то по своим реакциям человек будет в состоянии овоща. Душа все равно будет все понимать, страдать, но по внешним твоим проявлениям ты будешь овощ. Можешь попасть в автомобильную катастрофу, в которой ты вообще не виноват.

— Вопрос телезрительницы: «Недавно у меня умер муж, он не был крещен, но все было подготовлено для его крещения. Что мне теперь делать со всеми этими вещами? Можно ли передать все это в церковь?»

— Храните, как напоминание о молитве за Вашего супруга. В церкви у нас достаточно крестиков.

— Это хорошее напоминание о том, как скоротечна жизнь и непредсказуемо время.

— Собирался человек креститься и не успел — это очень назидательно.

— Один человек сказал мне, что его друг, погибший в автокатастрофе, собирался креститься, и спросил, нельзя ли его крестить теперь заочно? На что я ответил, что теперь помочь ему я уже ничем не могу. Этот человек был огорчен и расстроен, так ему хотелось помочь своему другу.

— Люди, которые обращаются с подобными просьбами, не понимают, что такое крещение. Это равносильно тому, что некоторый человек пришел и сказал: «Мой друг попал под автомобиль, а он давно мечтал в Большой театр. Может быть, купить билет и положить ему в гроб?» Что это даст? Что кто-то не попадет в театр, и место будет пустовать. Так же и здесь.

Крещение — это вход человека в Церковь. Как может войти в Церковь человек, если он мертв. Тот, кто просит, не понимает, что такое крещение, считая его за некое колдовское действие, в результате которого приобретается что-то неплохое.

Например, вчера мы праздновали память великой княгини Елизаветы Федоровны, которая приняла Православие, вошла в Православную Церковь. Что это ей дало? Муж погиб от взрыва бомбы, она лишилась всего имущества, детей не было, саму ее живую бросили в шахту. Подвергалась унижениям, издевательствам, будучи старшей сестрой императрицы величайшей в мире страны. Сама она была под стать этой стране, и тем не менее.

Когда ты хочешь креститься, что ты, человек, хочешь приобрести? О чем ты скорбишь? Я задаю такие вопросы людям, которые приходят с такими странными просьбами.

— Вопрос «Мой муж стал верующим, причем с таким упорством и рвением, что я даже не знаю, ходит ли он в церковь или попал в какую-то секту. Полный разлад в семье: он ни с кем не разговаривает, ведет отдельный образ жизни, приходя с работы, закрывается в комнате и молится. В общем, семьи больше нет. Неужели вера в Бога, так меняет людей? Он словно контужен верой, что произошло?»

— Надо подглядеть: если он молится по книгам, то, скорее всего, это церковь или старообрядческая община. Если молится самостоятельно, то это секта. Надо тогда пройти за ним, посмотреть, куда он ходит.

Потихонечку он вернется к обычной жизни. Когда человек открывает для себя новый мир, это настолько захватывает его. Например, ребенок, который открыл для себя интернет, находится в состоянии, которое называется «за уши не оттащишь». Здесь то же самое.

— Даже если он попал в Православную Церковь? Как его вернуть в нормальное состояние?

— Не надо заниматься этим: это взрослый человек. Везде есть свои этапы развития. В семье главное качество — это терпение. Если в семье нет терпения, значит, ее не было и до того. Этот вопрос исходит от супруги, которая хочет, чтобы все было, как она привыкла. Но жизнь может в одночасье измениться, например, при тяжелой болезни супруга или смерти единорожденного ребенка, или когда единственная дочь вышла замуж. Жизнь имела один центр, а теперь совсем другой — это естественный процесс.

— Вопрос: «Бывают ли бабушки от Бога, которые лечат людей, помогают забеременеть, избавиться от алкоголизма, или все они связаны с темными силами? Как определить, кто через них действует: Бог или нечистый?»

— Не надо определять. Если у бабушки есть диплом нарколога, и она лечит от алкоголизма, то хорошо. Если у нее нет диплома, то в самом легком случае, это шарлатанство, в самом худшем — колдовство и магия. От Бога этого быть не может. Это может говорить только журналист по телевидению, который ничего не понимает в оккультизме.

Во всех музеях на стенах есть иконы, разве это говорит о том, что их директора верующие люди? Отнюдь нет. Хотя, например, во времена моей молодости я заметил, что все сотрудники музея имени Андрея Рублева, который я знал, со временем, потихонечку все обратились и воцерковились. Сами иконы, их красота заставляет человека погружаться в христианский мир. Вера ведь от слышания: человек слышит о вере, и сердце находит свое. Но есть и люди, которых это не коснулось: если почитать некоторые монографии 70-х годов, это анализ, совершенно стерильный от религии.

— Вопрос телезрительницы: Если святую воду влить в неосвященную воду, например, в чайнике, будет ли она освящена?

— Будет освящена, но ради благоговения полагается использовать для святой воды отдельную посуду. Мы не наливаем святую воду в чайник или в таз, где стираем. Необходим особый сосуд, который используется только для святой воды. Я бы рекомендовал, чтобы на бутылке обязательно была надпись «святая вода» или «крещенская вода». Очень часто бывает, что кто-то из домашних, не зная, выливает эту воду.

— Вопрос телезрительницы: Можно ли по утрам запивать лекарство святой водой? Если в простую воду, налитую в стакан, добавить каплю святой воды, будет ли она освящена?

— Конечно, будет. Все равно святую воду лучше употреблять отдельно от кипяченой. Есть русское выражение: не надо путать Божий дар с яичницей. Освященную воду надо употреблять с молитвой, а молиться, когда мы пьем простую воду, совершенно необязательно.

— Обычно святую воду с просфорой принимают утром натощак. Можно ли в болезни принимать ее не натощак?

— В болезни можно. Если человек не болеет, то лучше натощак.

— Вопрос телезрительницы: В житии преподобного Серафима Саровского говорится, что он благословил святую Елену Мантурову умереть за своего брата. Мой вопрос: там была какая-то очередь, или это только для души святой Елены?

— Преподобный Серафим достиг такой меры святости, что более жил в мире ином, нежели нашем, поэтому рассуждать об этом нам — дело совершенно бесполезное. Мы не сможем ничего объяснить. Например, Николаю Александровичу Мотовилову он дал испытать обильное посещение благодати Святого Духа, что для обычных смертных вещь совершенно невозможная. Преподобный Серафим мог испросить у Бога что угодно. Это вещи совершенно необычные, и никакой очереди нет.

— Вопрос: «Как в пятилетнем ребенке побороть дух противоречия?»

— Нужно сделать его психически больным. Если у ребенка с трех до пяти лет, нет духа противоречия, значит, он психически болен. У нормального ребенка примерно в этих возрастных границах обязательно есть дух противоречия. Это такая форма общения. Ему говорят: «не рви», «не бросай», «не дергай за хвост кошку» — все с «не». А он человеческий детеныш, который познает мир, поэтому он не просто возьмет с пола, но обязательно возьмет в рот. Если Вы хотите, чтобы ребенок не брал в рот никаких инфекций, то должно быть чисто, должно быть помещение с закрытыми шкафами, но он все равно будет стараться их открыть, поскольку видел, что они открываются. К сожалению, наша среда обитания, наша жизнь в квартирах совершенно не приспособлены для детей.

— Как тогда воспитывать в ребенке послушание?

— Послушание — одна из высочайших христианских добродетелей. Для большинства взрослых она недоступна в силу ее трудности. Какое послушание можно спрашивать с трехлетнего ребенка? Если мама ставит такую задачу, то она не понимает возраста своего ребенка. Всему свое время, надо наизусть выучить все стадии развития ребенка. Надо знать, что в каком возрасте происходит с ребенком.

Противоречие ребенка, которое он проявляет буквально во всем, довольно трудно переносить. «Одевайся быстрее, мы опаздываем в детский сад», — говорит мама, а он одевается еще медленнее. «Давай я завяжу тебе ботиночки» — «Нет, я сам». Ребенок не готов к той жизни, которую мы ему устроили: детские сады, режимы и так далее. Ребенку надо многое понять и приспособиться к взрослым правилам. Поэтому взрослый должен быть терпелив, доброжелателен и идти навстречу ребенку, иначе он будет ломать его психику через колено.

— Нет ли здесь опасности, все дозволять ребенку, считая, что когда он вырастет, все поймет?

— Слова «нет» и «нельзя» должны быть известны ребенку. Но для того чтобы они были действенны, их нельзя употреблять постоянно. Например, ребенок может запомнить, что нельзя бросать на пол стеклянную посуду. Как, например, можно надрессировать кота, чтобы он не прыгал на стол, даже если на нем лежат куриные лапки. Но если запретить все, то кот проигнорирует все нельзя. У ребенка, конечно, диапазон шире. Но если в лужу наступать нельзя, ложиться в снег на спину нельзя, садиться на камень и отбирать велосипед у младшего брата нельзя…

По мере роста ребенка и ослабления чувства противоречия, «нельзя» становится больше, но они должны быть в такой форме, чтобы он понимал, почему это нельзя. Нельзя отбирать велосипед, потому что братик младше, а ты старше и уже понимаешь. Это происходит постепенно, плавно, долго, терпеливо. Некоторые взрослые хотят, чтобы все происходило мгновенно, а некоторые папаши даже начинают бить маленьких детей, которые просто не понимают, за что их бьют.

Родители часто бывают несправедливы. Ко мне на исповедь пришла девочка, которую мама обвинила в том, что она не делала. Это случилось утром, а ко мне она пришла в полдень, но все еще помнит и плачет. Сама мама разрушает отношения, а когда девочке будет пятнадцать, она все это запомнит. Девочек вообще не надо обижать, а то они могут запомнить это и до 30-50 лет.

— Вопрос телезрителя: Ездил в паломническую поездку к преподобному Серафиму Саровскому и видел, как чугунок, в котором освящают сухарики, одевали на голову некоторым людям, но не всем. Как это объяснить?

— Думаю, что у некоторых людей голова настолько большая, что нельзя было одеть чугунок. Лучше спрашивать на месте. Поедете в следующий раз, обязательно узнайте.

Например, некоторые невесты приходят венчаться в шляпах. Видимо, не знают, что «венчаться» происходит от слова «венец», и на главы будут возлагать венцы. А как возложить венец на шляпу? Проще разобраться, как устроить хэллоуин, нежели свадьбу.

— Вопрос «Является ли грехом желание одиночества, нежелание общаться с кем-либо?»

— Смотря, какой мотив у этого желания. Если ради того, чтобы отдохнуть, никакого греха нет. А если ксенофобия, то грех, ведь в Священном Писании сказано: братского общения не уклоняться.

Бывает, конечно, бессмысленное или вредное общение, когда сплетничают, осуждают. Такое общение — разорение духовной жизни. Зачем оно?

— Вопрос телезрительницы: Недавно меня выписали из неврологического отделения. Один из моих родственников сказал мне неприятные слова, что это было испытание за то, что я нехорошо отношусь к людям. Я очень обиделась на него. Скажите, пожалуйста, как мне поступить? Я бы хотела помолиться за него.

— Сам Христос говорил: молитесь за обижающих вас. Что здесь обсуждать?

— Вопрос телезрительницы: У нас в доме стояла икона, мы зажгли свечу, не уследили, и икона Спасителя обгорела. Меня это шокировало, икону я сохранила и молюсь, чтобы Господь простил нас за этот грех.

— Это неосторожность, которая довольно часто происходит, но по сравнению с той обидой, о которой Вы сказали в первом вопросе, это несравнимо меньший грех. Надо все-таки различать. Икону можно отдать в реставрацию, и любой реставратор это поправит.

— Одна женщина рассказывает мне о том, как ее обидели, с вопросом: «Как он мог так поступить? Почему он так сделал?»

— Например, этот человек плохо воспитан, или у него не хватило терпения. Либо ты сама спровоцировала его, или он тебя давно ненавидит. Может быть тысяча разных причин.

— Батюшка, Вы правы, причин может быть тысяча. Но нужен ли сам поиск этой причины?

— Думаю, это бездарная трата драгоценного времени жизни. Докопаться просто: поставить капкан, поймать, связать, взять утюг, и он все скажет. Но надо ли подвергать свою жизнь опасности попасть в тюрьму ради удовлетворения собственного любопытства?

Конечно, любопытство — страшная сила, благодаря которой вся наука движется вперед, даже люди гибнут. Но это любопытство научное. А бывает любопытство бытовое, оно совсем иного рода.

— Имеется в виду мир духовный. «Илиотропион» — это перевод с латыни. Тогда все духовные работы писали на латыни, поэтому перевели таким образом, а сейчас перевели бы как «духовный мир».

— И в духовном, и в материальном мире — над всем Бог.

— В начале сотворил Бог небо и землю. Небо — мир духовный, а земля — мир материи.

— Вопрос: «Как появляется душа каждого человека?»

— Это тайна. Каждый раз, когда возникает новый человек, Господь творит его душу. Предсуществование душ в некотором «банке» отрицается Церковью, как еретическое.

— Вопрос: «Мне сказали, что если человек при жизни не посещал церковь, молиться за него можно только дома. Так ли это?»

— У нас есть поминальные молитвы за власти и воинства, но далеко не все люди во власти являются православными христианами. Так было и сто, и двести лет тому назад. Даже при дворе были влиятельные люди иной веры, но Церковь всегда молилась о властех и воинствах. В церкви мы молимся об оглашенных. Сказать так мог только человек, неграмотный в церковном отношении.

— Вопрос телезрителя: Допустимо ли христианину заниматься медитацией, или всякая медитация — принадлежность буддизма?

— Надо выяснять, что именно человек называет медитацией. Одни называют медитацией простые размышления. Надо знать сам механизм этой практики, тогда можно сказать, полезно ли это.

— Вопрос: «Отец Дмитрий, поделитесь, пожалуйста, как Вы активизируете родителей, чьи дети обучаются в Вашей воскресной школе?»

— Никак, поскольку эта работа мной полностью заброшена по причине занятости.

— Насколько важно заниматься с родителями учеников в гимназии или школе?

— Важно, но обычно не продуктивно. Два раза в году я обычно провожу такие занятия с родителями учащихся гимназии. В Воскресной школе дети занимаются один-два раза в неделю, а в гимназии пять-шесть дней в неделю. При обращении к родителям в 90% случае реакция нулевая. Аудитория внимательна, думаю, что любой мог бы повторить, что я говорю. Но принять какие-то рекомендации даже в случае административных угроз родители не могут. Это не означает, что говорить не надо, но с взрослым человеком трудно.

— Батюшка, Вы по опыту знаете, как порой родители мешают учебному процессу.

— Конечно, знаю. Родители, конечно, любят детей и хотят им добра, но часто у них бывают абсолютно антипедагогические воззрения. Например, я очень страдаю от их педагогических ошибок. Видно, как родители портят своих детей, а мне их жалко, ведь они не чужие.

Каждый год я хочу просто закрыть гимназию, потому что бьешься, как рыба об лед, а родители не хотят встать на нашу сторону. Лишь некоторые в некоторых из родителей я ощущаю поддержку, а остальные пребывают в состоянии расслабленного потребительства. Чаще всего, это эмоциональные импульсы из души, никак не оформленные в какую-то мысль. Папы ходят реже, а у женщин реакции исключительно эмоциональные, в которых нет рационального зерна. Они чаще даже не вникают в то, о чем говоришь. Думаю, что когда мама попытается дома рассказать мужу, о чем шла речь, он вовсе ничего не поймет.

— Многие православные люди стараются отдать своих детей именно в православные школы.

— Потому что мы боремся с обычными школьными инфекциями. Я часто хожу мимо одной обычной школы и вижу юных девочек 13-15 лет, которые курят. Слышу, как школьники ругаются матом, но затихают, когда проходишь рядом, то есть они различают, что это плохо. В нашей школе этого нет. Боремся мы и с синдромом детского воровства. Делаем «прививку» классической музыки, чтобы человек почувствовал вкус и не кушал музыкальную попсу, которой наполнено все наше пространство.

— Насколько, на Ваш взгляд, достигается цель?

— Дети с удовольствием поют песни, в которых есть что-то настоящее, например, Баха. Результат, безусловно, есть. Наша гимназия — детище, которому 25 лет, выпущено много детей, которые благодарны ей, хотя далеко не все. Хочется, конечно, быть вместе с родителями. Ведь когда дети поступают, они ходят в «мягких тапочках», а когда поступят, начинают вставлять палки в колеса учебному процессу.

Оригинальная статья / Original article

УДК 27-564(=512.157)

DOI: 10.21285/2415-8739-2017-2-87-94

ЛУННЫЙ И ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРИ ЯКУТОВ © В.В. Ушницкий

Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера Сибирского отделения Российской академии наук (Якутск),

Российская Федерация, 670007, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Петровского, 1.

Статья посвящена изучению лунного и православного календаря якутов. Лунный календарь раньше существовал у многих народов. Поэтому лунный календарь якутов сравнивается с календарем многих народов: майя, инков, древних египтян и китайцев. После принятия православия якуты приняли православный календарь.

LUNAR AND ORTHODOX CALENDARS OF THE YAKUT © V.V. Ushnitsky

1, Petrovsky Str., Yakutsk, The Republic of Sakha (Yakutia), 670007, Russian Federation.

Традиционный календарь якутов изучается А.И. Гоголевым. Однако его исследования касаются в основном лунно-солнечного календаря и астрономических знаниий якутов (2009). Е.Н. Романова написала раздел о лунном календаре якутов в коллективной монографии «Якуты» (2013 а). Сведения о якутском лунном календаре есть в монографиях Н.В. Дашиевой (2015).

Лунный календарь

В старину якуты как и другие тюркские народы имели Лунный календарь. Якуты пользовались десятичной системой счисления, принятого тюркскими народами. Десятичная непозиционная система счисления с единичным кодированием десятичных цифр (от 1 до 1 000 000) возникла во второй половине третьего тысячелетия до н. э. в Древнем Египте (египетская система счисления). Лунный календарь -разновидность календаря, в основе которо-

го лежит период смены фаз Луны, то есть синодический месяц.

Лунный календарь никоим образом не привязан к годичному движению Солнца, поэтому ежегодно лунный календарь смещается относительно солнечного на 365,24222 — 354,36708 = 10,87514 дней. Примерно за 34 солнечных года набегает один лишний лунный год.

Смена фаз Луны является одним из самых легко наблюдаемых небесных явлений. Не удивительно, что множество народов на ранней стадии своего развития пользовались лунным календарём. Однако в период становления оседлого образа жизни лунный календарь переставал удовлетворять потребности населения, так как земледельческие работы привязаны к смене сезонов, то есть движению Солнца. Поэтому лунные календари, за редким исключением (например, исламский календарь), неизбежно заменялись лунно-солнечными или солнечными календарями.

«Якуты вели счет дням соответственно движению луны на небе. Вечер новолуния — «ый бютюютэ» или «бютэрдээх ый» или «ый сана тёрюэтэ» — луна первого вечера, первая луна, новолуние. Второй вечер «ый иккитэ» или «иккилээх ый» — вторая луна, луна второго вечера и т. д. Так ведут порядковый счет до полноты дня; с ущербом луны продолжают считать дни месяца до тридцати или считают, сколько дней прошло от новолуния и осталось до конца месяца. Четвертый вечер лунного месяца они сравнивают с рогами молодой коровы, пятый вечер называют «куобах куттага» — желудок зайца, восьмой — «саа кирсэ» — тетива лука. Четырнадцатый лунный вечер показывают «ый аччыгый туолара» или «ый кы-ра туолара» — малая полнота луны, пятнадцатый вечер — «ый улахан туолара» -большая полнота луны, полнолуние.

В следующий за полнолунием вечер луна появляется на небе с красной зарей и сама красная, почему и якуты называют этот вечер «ый кысыл киэсээтэ» — «красный вечер луны». Про семнадцатый лунный вечер якуты говорят: «куба ыал кюёсюн кута-

ра» — скупой житель ждет свой горшок (Сойкконен).

По буддийскому календарю начало первого месяца нового лунного года приходится на первый день убывающей луны в декабре месяце. Таким образом, порядковые номера месяцев лунного календаря смещены на 1 месяц назад по отношению к солнечному календарю. Месяцы лунного календаря не имеют названий, они лишь нумеруются по порядку.

Примечательно, что в календаре западных бурят с традицией деления года на зимне-весенний и летне-осенний сезоны начало сезона холодов приходится на полнолуние, а его завершение — на астрономическое новолуние. Соответственно, отсчет месяцев в сезоне тепла начинается с новолуния и завершается на полнолунии. В модели года движение времени от холода к теплу проходит под знаком убывающей Луны, а от тепла к холоду — прибывающей (Дашиева, 2015. С. 63).

По сообщению Р.И. Маака, в календаре вилюйских якутов насчитывалось тринадцать месяцев (Маак, 1887. С. 112-113). А.И. Гоголев уточняет, что это был вставной месяц високосного года (Гоголев, 1983. С. 6), имея в виду тип лунно-солнечного календаря. Н.В. Дашиева предполагает, что сообщение Маака имеет отношение к типу лунно-звездного календаря, в котором стабильно учитывались тринадцать месяцев (Там же. С. 65).

По словам Н.В. Дашиевой, свидетельством бытования в прошлом в народном календаре вилюйских якутов именно тринадцати месяцев является предание об установлении Богом по просьбе быка, спорившего с жеребцом, восьми зимних и пяти летних месяцев (Худяков, 1969. С. 236), т. е. тринадцати месяцев. Якуты зимние месяцы считали по циклическим возвращениям Луны к Плеядам, т. е. по сидерическим месяцам, поэтому их учет в летнем сезоне года ввиду отсутствия созвездия производился по синодическим месяцам. В пользу такого предположения, по мнению Н.В. Дашиевой, выступает принцип разде-

ления в фольклоре якутов зимних и летних месяцев на две противопоставленные группы, каждой из которых приписывался свой зооморфный код (Дашиева, 2015. С. 65). В традиционном мировоззрении якутов с понятием «зима» связан образ быка, а с периодом лета, Солнца и светлых небесных божеств Айыы, дарующих жизнь, соотносится образ коня (Серошевский, 1993. С. 26).

По словам Е.Н. Романовой, первой наиболее ранней системой счета времени была лунная, основанная на чередовании фаз луны. Якуты тоже делили год на лунные месяцы (ый-сыл), привычный нам год включал как бы два года по якутскому календарю. Новый месяц начинался с появлением на небе новой луны и считался равным тридцати суткам (Романова, 2013. С. 236).

«По якутским представлениям, от первого дня новолуния и до десятого дни считались в возрастающем порядке: (биир сана) — первый день новолуния сана ый тeрYтэ, основа нового месяца; четвертый вечер лунного месяца сравнивали с рогами

молодой коровы; биэс сака, пятый день новолуния, образно назывался куобах куртага и т. д. Дни от 11 до 20-го обозначались по степени полноты лунной фазы, для которых имелись свои образные определения: 11-й день — биир толору акаара (первый день половины полноты), 12-й

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

день — икки толору акаара (второй день половины полноты), 13-й день — икки толо-

руу акаара (второй день половины полноты) и т. д. В 16-й вечер Луна появляется на

«Первый день полнолуния якуты называли кыЛыл тулуна, т. е. «красное совершенство», второй день полнолуния —

YPYK тулуна — «белое совершенство». Месяц у якутов делился на три декады, которые соответствовали фазам луны: сака ый — новолуние, толору ый — полнолуние. На 16-й день Луна начинает убывать, на 22-й она снова достигает половины своего размера и, постепенно уменьшаясь, на 29-30-й день исчезает. Последняя декада называлась ый эргэтэ — старение месяца» (Романова, 2013а. С. 237).

Согласно Г.Ф. Миллеру, деление года у якутов на 13 месяцев по ходу луны. Многие названия месяцев совпадают с современными. Однако есть и отличия. Так ыам ыйа он обозначил как балык ыамын ыйа, т. е. когда рыба мечет икру. В наше время думают, что название месяца обозначает месяц, когда приступают к дойке коров. Г.Ф. Миллер говорит, что балаган ыйа обозначает октябрь, сейчас это месяц сентябрь. Этот месяц называется тёрдённьё, т. е. четвертый месяц, после чего дальнейшие месяцы обозначаются и различаются по числам. Такой месяцеслов им сравнивается с римским, но в отличие от них, по нему якуты не могут объяснить данное явление. Не могут объяснить и тот факт, почему при обратном отсчете первое число приходится на сосновый месяц, или бэс ыйа (Миллер, 2009).

У вилюйских якутов в календаре зафиксировано 13 месяцев. О.Е. Донская, проанализировав календарь вилюйских якутов, пришла к выводу, что по структуре он являлся лунно-звездным, с комбинированным учетом времени по месяцам в холодном и теплом сезонах года (цит. по: Романова, 2013а. С. 238). Подобная система календаря существовала у хоринских бурят. Раньше весь хозяйственный цикл сочетался с языческим верованием «У якутов сен-

тябрь месяц в хозяйственном календаре отмечен как переезд с летника на зимник, т. е. завершение теплого сезона и наступление холодов. По всей видимости, в этих календарных представлениях сохранился архетип осеннего Нового года. Так, якуты осенью устраивали празднество в честь злого божества верхнего мира Улуутуйар Улуу Тойону, где совершались ритуальные жертвоприношения Земле. По данным М.Н. Ан-дросовой-Ионовой, «это пирушка, когда уходит (в вечность) старый год и вступает новый год, называется «празднованием рубежа годов» (дьыл кирбиитин, дьыл ып-сыытын). В.Л. Приклонский приводил легенду об установлении нового времени якутами на Лене, так год у них начинался, когда выпадал снег (сентябрь) и заканчивался, когда снег таял (март)» (цит. по: Романова, 2013а. С. 238).

Скотоводческие предки саха со степей принесли представления о падении рогов быка, с которым связан уход холодной зимы: «В визуализированной образности метафорой движения времени в сезоне холодов выступают «истощение» рога быка -Луны от месяца к месяцу и его «рост» в движении времени в сезоне тепла. Астрономические реалии красноречиво иллюстрируют мифологические представления скотоводческих народов о Луне как покровительнице рогатого скота» (Дашиева, 2015. С. 63).

«Зиму якуты олицетворяли в образе белого быка с голубыми пятнами. К концу января (тохсунньу) зима достигала своей вершины. За день перед концом месяца с юга прилетал могучий орел — символ небесного тепла, он сгребал снег со своего гнезда и издавал звонкий клекот. От орлиного клекота дух зимы отступал, у него поочередно ломались рога, а затем к весне отваливалась и голова. В ледоход туловище быка зимы плывет вниз по Лене в Ледовитый океан, ледоход уносит души умерших за зиму людей и скота» (Романова, 2013б. С. 243).

«Некоторые моменты в фазах луны отмечаются особыми, иногда картинными выражениями.

Тохсунньу ый тогус эргэтэ. Девять старых изменений месяца январь.

Календарь дней месяца. Бютэй сака. Совсем новый (закрытый).

Кыыс дьахтар кыламанын курдук кылбайан тахсыыта (кёстюютэ). Появление с блеском, подобно реснице девушки (икки

саката. Первый день новой половины).

Ый халы к кэлбит. Месяц явился вместе

с оболочкой (Юс саката. Второй день новой половины).

Бургунас ынах муоhун курдук

ор^остонон тахсыыта (кёстюютэ). Появление с заострением подобно рогу

трехтравой коровы (Тюёрт бас саката. Четвертый-пятый день).

Марда (мадда) айа кёхсё буолбут. Сделался как наружная часть старого самострела.

Аччыгый туолара. Почти полный (Уон

ордуга тюёрт саката. Четырнадцатый день).

Улахан туолара. Полный (Уон ордуга

биэс саката).

Ыйбытын бу кюн тёбё кырсабыт. Месяц в эту ночь расцепляется пополам.

Ый кьЛыла (красный цвет месяца). Юс ордуга тюёрт эргэтэ. Четырнадцатый день старой половины, т. е. 16 день данного месяца.

Халы к кэлбит. Пришел с оболочкой (Юс эргэтэ. Третий день второй половины, т. е. 27 день).

Хотун дьахтар ытар^атын йама^ын

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Саспыт. Скрылся (29-30-й день)» (Ионов, 1913).

«Два первых месяца составляют у якутов весну — саас (Кулун тутар, муус устар т. е. по современному календарю март и

апрель). Три следующих — лето, по-якутски Сайын (Балык ыама, бэс ыйа и от ыйа по современному календарю май, июнь и июль). Затем следуют два осенних месяца (атырдьах ыйа и балаган ыйа, по соврем. август и сентябрь), по якутски кыЛын. Пятый месяц — это бэсинньи. Шесть последних месяцев составляют зиму, по-якутски кюhюн. Сейчас зиму называют кыЛын, осень кюhюн» (Миллер, 2009. С. 77).

«»Кюёс быстына» — время, необходимое для того, чтобы в поставленном к огню горшке сварилось мясо. Обычно это один час. «Солуурчах бастына» — время, необходимое для сварки пищи в поставленном к огню бедерке. Обычно полчасу. «Самабаар бастына» — время кипения самовара. «Сыа сыллыыта» — время, необходимое, чтобы поджарить на огне кусочек жира, воткнутый на деревянную палочку. «Сыа сыллыы-та» — равняется приблизительно одной минуте. Обыкновенно их употребляют без всякого сравнения с часами и минутами.

«Хамсалаах табах быстыка» — время выкуривания табаку. «Харах

чыпчылыйыыта» — скорость мигания» (Сойкконен).

«Куба ыал кюёhюн ёрюютэ. Приготовление пищи (кюёс — горшок) в скупом хозяйстве (Уон ордуга юс эргэтэ. Тринадцатый день старой половины, т. е. 17-й день данного месяца). В силу обязательного гостеприимства якуты угощают всякого, зашедшего (по делу и без дела) соседа тем, что готово в данный момент. Скупые, чтобы избавиться от этой обязанности, начинают варить пищу позже, когда вечерные посещения прекращаются. Приведенное выше выражение означает, что в этот день месяц всходить поздно, когда скупой ставить свой горшок (кюёс) на огонь» (Ионов, 1913).

«Определение дней конечно приблизительное. Якуты считают тридцать дней в месяце. И двенадцать месяцев в году. Всех названий месяцев больше двенадцати. Кроме числовых обозначений для месяцев есть атырдьах ыйа и

бала^акка киирэр ый. Они вставлялись

вместо тёрдюннью — четвертого месяца» (Ионов, 1913).

В танских летописях сохранилось упоминание о том, что в стране гулиганей поставленный в костер горшок с едой не успевает свариться, когда взошедшее солнце скрывается за горизонтом: «Их страна на север достигает моря, отстоит от столицы очень далеко. Еще на север, если перейти через море, то дни длинны, ночи коротки…» (Кюнер, 1961, с. 281). В этом сообщении сохранились древние календарные представления, которые совпадают с якутским учетом времени.

Православный календарь

После перехода в православие якуты перешли в православный календарь. Стали считать дни по церковным праздникам: «Якуты отмечали следующие православные праздники. Кириhиэнньэ (Кирисиэнньэ, 6 января). Охонооhойоп («Афанасьев,

18 января). Буласты=Ынах такарата («Власьев», 11 февраля). Хайах сиир

Микээйлэп (Михайлов). КыЛыккы Ньукуолун. Ороhостуба (Рождество)» (Ионов, 1913).

Появились деревянные календари, отмечавшие время церковных праздников, приуроченных к трудовому сезону. Такие календари попали в экспозиции краеведческих музеев и даже Американского музея

естественной истории: «Якутский годовой календарь XIX в. Принадлежал Петру Герасимову из местности Юнкюрь Джебар-ского наслега Западно-Кангаласского улуса.

Календарь составлен по старому стилю:

1 сентября — Семенов день. Конец летних полевых работ и начало потребления заготовленного запаса пищи. Постепенный переход с летников на зимники.

14 сентября — Исакьев день. Завершается переезд в зимники.

1 октября — Покров день. Начало настоящего зимнего сезона, с этого дня скот держат в хотоне. Начинается рыбная ловля на мелких озерах.

26 октября — Дмитриев день. Забой скота. Возвращение охотников из тайги. Начало сезона «городчиков», везущих на продажу в город мясо, масло, дичь и т. д.

1 января — Новый год (перенят от русских).

18 января — Середина зимы.

25 марта — Благовещение.

23 апреля — День святого Георгия — покровителя скота.

9 мая — Николин день. Переход на лето. Начало весенних полевых работ. Начало

Статья поступила 20.03.2017 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Библиографический список

Дашиева Н.В. Календарь в традиционной культуре бурят: опыт историко-этнографического и культурно-

генетического исследования. М. : Наука-Вост. лит., 2015. 239 с.

Гоголев А.И. Традиционный календарь якутов. Якутск, 1999.

найма батраков на летние полевые работы. Начало ледохода и летнего плавания.

29 июня — День Петра и Павла. Начало сенокоса и сезона летних работ. Этот праздник всегда проходил многолюдно с национальными танцами и играми.

8 июля — Прокопьев день. Начало массового сенокоса.

20 июля — Ильин день.

1 августа — 1-й Спасов. Полное вызревание хлебов и массовой его уборки. Сбор голубики и черной смородины.

6 августа — 2-й Спасов. Время метания стогов и скирдования хлеба.

Якутские традиционные календари, образуют вертикальный ряд в левом краю правого стенда постоянной экспозиции Американского музея естественной истории в Нью-Йорке (США), посвящённой жизни и традициям народа саха в конце XIX века. Экспозиция называется «The Yakut, a Turkic Tribe of Siberia»» (Николаев Аф.).

Таким образом, календарные представления якутов отражают их этническую историю. Влияние тенгрианской тюрко-монгольской цивилизации и православной российской культуры.

Article was received in March, 20, 2017

Gogolev A.I. Tradicionnyj kalendar’ ya-kutov . Yakutsk, 1999.

наук; , вып. 16).

Кюнер Н.В. Китайские известия о народах Южной Сибири, Центральной Азии и Дальнего Востока. М.: Восточная литература, 1961. 281 с.

Сойкконен И.П. Семейный быт якутов Якутского округа // Материалы Комитета изучения Якутской Республики. Ф. 47. Оп. 2. № 158.

Николаев А. Традиционный календарь якутов. .

http://yakutiafuture.ru/2017/02/05/tradicionnyj -каЫаг^аха/ (15.03.2017)

Маак Р.К. Вилюйский округ Якутской области. СПб.: Тип. и хромолитогр А. Траншеля, 1887. Ч. 3. 300 с.

Миллер Г.Ф. Описание сибирских народов / изд. А.Х. Элерт, В. Хинтцше; пер. с нем. А.Х. Элерт. М.: Памятники исторической мысли, 2009. 456 с.

Романова Е.Н. Лунный и звездный календарь якутов // Якуты (Саха). Сер. Народы и культуры. М.: Наука, 2013а. 599 с.

Романова Е.Н. Календарные символы весна-зима // Якуты (Саха). Сер. Народы и культуры. М.: Наука, 2013б. 599 с.

Худяков И.А. Краткое описание Верхоянского округа. Л.: Наука, 1969. 441 с.

Сведения об авторе Ушницкий Василий Васильевич —

кандидат исторических наук, старший научный сотрудник сектора этнографии, Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера Сибирского отделения Российской акаде-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Information about the author Vasiliy V. Ushnitsky —

мии наук (Якутск),

Российская Федерация, 670007, Республика Саха (Якутия), Якутск, ул. Петровского, 1, e-mail: voma@mail.ru

Критерии авторства

В.В. Ушницкий выполнил исследование, на основании полученных результатов провел обобщение и подготовил рукопись к печати, имеет на статью авторские права и несет ответственность за плагиат.

Конфликт интересов

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

ences (Yakutsk),

1, Petrovsky Str., Yakutsk, The Republic of Sakha (Yakutia), 670007, Russian Federation, e-mail: voma@mail.ru

Загружается…

Пояснения к лунному календарю

Титхи

Лунный месяц — это время от одного новолуния до следующего. Лунный месяц делится на 30 частей которые называется лунными сутками, или титхи. Продолжительность титхи непостоянна. Первый титхи — Пратипад начинается в момент новолуния. Последним по счету тридцатым титхи — Амавасья лунный месяц заканчивается.

Лунный день (титхи) является наиболее важным в Ведическом календаре, так как он отражает основные изменения в тенденциях времени и в физиологии человека и поэтому имеет основное значение в Мухурте (астрологии выбора). Поэтому просто зная какой сегодня титхи, уже можно использовать знание Мухурты — выбора правильного времени. Например, можно начинать важные дела в 5, 10, 15, 20 и 25 лунный день, а начинать уборку, чистку, споры или борьбу с врагами и подобные дела в 4, 9, 14, 19, 24 и 29 лунный день. Также благоприятными являются 3, 8 ,13, 18, 23 и 28 титхи. Пурнима (полнолуние) — 15-й лунный день яркой половины — считается благоприятным для любой деятельности, и особенно для духовных действий. Амавасья (новолуние) — 30-й лунный день — считается неблагоприятным почти для любых дел.

Накшатра

Помимо двенадцати знаков в Ведической астрологии используются 27 лунных созвездий, или накшатр. Каждая из накшатр обладает особым характером, который делает её соответствующей определенной деятельности. Поэтому в зависимости от того, через какое из созвездий проходит в данный момент Луна рекомендуется планировать соответствующие виды деятельности.

Фиксированные накшатры: Рохини, Уттара-пхалгуни, Уттара-ашадха, Уттара-бхадра.
Следует выполнять деятельность, рассчитанную на долговременные результаты, такую, как посадка семян, переезд в новый дом, принятие клятв, обетов, закладка фундамента и т.д. Начатое в это время принесет хорошие устойчивые плоды.

Мягкие накшатры: Читра, Мригашира, Анурадха, Ревати.
Рекомендуется такая деятельность, как заведение дружбы, брачный союз, зачатие детей, ношение новых одежд, танцы и занятия искусством, путешествия, а также исполнение торжественных ритуалов.

Легкие накшатры: Ашвини, Пушья, Хаста.
Рекомендуется такая деятельность, как торговля, покупки, недалекие поездки, занятие спортом, изготовление и одевание украшений, начало бизнеса, занятие ремеслом, образование и обучение, прием лекарств.

Подвижные накшатры: Шравана, Дхаништха, Свати, Сатабхиша, Пурнавасу.
Рекомендуется совершение временных, недолговечных по своим результатам дел, путешествия, приобретение транспортных средств, начало лечения или голодания, начало ремонта, обучение, садоводство.

Резкие накшатры: Мула, Джйештха, Ардра, Ашлеша.
Рекомендуется совершение активных действий, наступление, встреча с противником. Опасность обвинений и ссоры. В это время благоприятно чтение мистических мантр. Не начинать поездку, исключить покупки.

Ужасные накшатры: Пурва-пхалгуни, Пурва-ашадха, Бхарани, Пурва-бхадра, Магха.
Возникает опасность отравлений, разрушений, несчастных случаев; поджоги, обманы. Не начинать поездку, не брать деньги под залог. Работа с огнем или оружием, ядами и хим.веществами, подрезание деревьев, соревнования, риск.

Смешанные накшатры: Криттика, Вишакха.
Можно заниматься рутинной деятельностью, повседневными обязанностями, но не следует начинать новые важные дела.

Карана

Карана — это половина титхи (лунного дня). Карана равна 1/60 лунного месяца (промежутка времени между двумя новолуниями). Таким образом, две караны составляют один титхи. Поэтому 30 титхи лунного месяца содержат 60 каран. Существуют 11 видов каран, которые повторяются в лунном месяце разное число раз, чтобы отсчитать 60 каран. Из 11 видов каран 4 караны называются Стхира (неподвижными) и 7 каран — Чара (подвижными).
Подвижные караны: Бава, Балава, Каулава, Таитила, Гара, Ваниджа и Вишти. Каждая из них встречается восемь раз в течение лунного месяца.
Неподвижные караны: Шакуни, Чатушпада, Нага и Кинстугхна. Каждая из них встречается только один раз в течение лунного месяца.

Вхождения Луны в знаки звездного зодиака (раши)

Овен
Ум становится творческим, оригинальным, смелым и даже агрессивным. Появляется энтузиазм, азарт, стремление к путешествиям.

Телец
Ум становится сильным, устойчивым, щедрым, практичным, упорным и сосредоточенным. Появляется стремление к красоте и гармонии.

Близнецы
Ум становится мыслящим, исследующим, подвижным, изобретательным, немного беспокойным. Появляется стремление к писательству, общению.

Рак
Ум становится восприимчивым, мягким и в тоже время сильным, немного философским. Появляется возможность справляться с жизненными трудностями.

Лев
Ум становится решительным и храбрым, великодушным и независимым, немного эгоистичным, стремящимся к лидерству.

Дева
Ум получает много идей и становится практичным, склонным к литературным или научным занятиям, коммерции.

Весы
Ум становится уравновешенным и рассудительным, миролюбивым, ищущим гармонию между духовным и материальным, склонным к развлечениям.

Скорпион
Ум становится эмоциональным, восприимчивым и интуитивным, скрытным и решительным. Появляется стремление к философии или мистике. Возможны проблемы из-за одиночества.

Стрелец
Ум становится чистым в побуждениях, щедрым, творческим, духовным, иногда беспокойным или нерешительным.

Козерог
Ум становится малоподвижным, но практичным, упорным и терпеливым. Появляется склонность к покою, медитации, возможно также сухость или грубость.

Водолей
Ум становится смиренным, философским, склонным к духовным делам, медитации, служению.

Рыбы
Ум становится праведным и духовным, восприимчивым и эмоциональным, и несколько колеблющимся. Появляетя романтичность или мечтательность, щедрость, благотворительность.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *