Любостяжание, что это?

«Итак, умертвите земные члены ваши:
блуд, нечистоту, страсть, злую похоть
и любостяжание, которое есть идолослужение»
(Кол. 3:5)

Любостяжа́ние — 1) алчность к приобретению материальных благ; 2) чрезмерное попечение о богатстве; 3) забота о земных благах сверх необходимого для жизни в ущерб правильным отношениям с Богом и ближними. Разновидность страсти сребролюбия.

Грех любостяжания относится к идолопоклонству, поскольку идол есть предмет обожествления, а любящий богатство (любостяжатель) обожествляет богатство и служит ему, оберегая его и приумножая его любой ценой.

Апостол Павел говорит: любостяжание есть идолопоклонство (Кол. 3:5), а также «…ибо знайте, что никакой блудник, или нечистый, или любостяжатель, который есть идолослужитель, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога» (Еф. 5:5).

Господь Иисус Христос предупреждает, что нельзя служить двум господам: «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне» (Мф 6:24).

***

Слово πλεονεξία (плеонексия) в разных местах русского текста Нового Завета переводится как лихоимство (1Кор.6:10), корыстолюбие (Рим.1:29) и любостяжание (Кол.3:5). Свт. Феофан Затворник объясняет суть этого явления как «пристрастие к имению и возложение на него упования, — чему возможно быть подвержену и при небольшом стяжании, как и свободным от сего возможно быть при большом».

***

Не надо заботиться ни о чем сверх необходимого для жизни и прилагать старание о пресыщении и о пышности: надо быть чистым от всякого стяжания и щегольства.

В чем состоит любостяжание? В том, что преступается предел закона, и человек больше заботится о себе, чем о ближнем.
святитель Василий Великий

Пределом твоей заботы о жизни пусть будет удовлетворение нужды тем, что у тебя есть.
Любостяжание не дает никакого покоя своему служителю, который чем больше работает, услуживая велениям владыки и приобретая по его пожеланиям, тем к большему понуждается труду.
…Ибо мучительство любостяжательности превосходит меру всякой жестокости. Поработив бедную душу, оно всегда принуждает исполнять свои ненасытимые пожелания, непрестанно принимая в себя и никогда не наполняясь, подобно какому-то многоглавому зверю, тысячами челюстей передающему пищу в ненаполнимое чрево, не только нимало не насыщаемое, но всегда разжигаемое желанием большего.
святитель Григорий Нисский

Грешный человек любит многостяжание, а о правде нерадит, не помышляя о неверности, непостоянстве и кратковременности жизни, не помня о неподкупности и неизбежности смерти. Если же кто и в старости живет так постыдно и бессмысленно, то он, как гнилое дерево, не годится ни на какое дело.
преподобный Антоний Великий

При любостяжательности не может быть любви. Да и как ей быть? Кто пристрастился к деньгам, тот ненавидит брата, стараясь отнять у него что-нибудь…
Если идешь путем к Царству, ничем не обременяй себя, ибо не угодно Богу, чтобы ты вошел в Его чертог, обремененный ношей. Если идешь к Царству, сбрось с себя лишнее. Разве будет чего-нибудь недоставать тебе в Царстве? Будь благоразумен. К Своей Трапезе призывает тебя Бог; сбрось всякое бремя. Соберись в путь без бремени и иди с Богом в Царство Его. Он ищет тебя, чтобы ты с Ним шел и с Ним вселился в Его чертог. Смотри, Царство Божие внутри тебя, грешник. Войди в самого себя, ищи там Царства и без труда найдешь его. Не гоняйся за приобретением имения, вырвись из сетей похотей, из тенет греха, из дебрей лихоимства. Войди в самого себя, живи в себе, в тишине внутреннего, с умеренной и чистой душой, с покойным и смиренным духом. Войди в себя самого и ищи там Царства Божия, оно действительно там, как Сам Господь научил нас в Евангелии. В душе, любящей Бога, обитает Бог, там и Царство Его, потому-то и говорит Он, что «Царствие Божие внутрь нас есть» (Лк. 17:21). Итак, вырвемся из сетей внешнего мира и будем в душах своих искать Царствия Божия; пока не найдем его там, не перестанем искать. И если не вселилось оно еще в нас, будем искать, как Господь учил нас: «Отче наш… да приидет Царствие Твое», и оно придёт, если будем об этом просить.
преподобный Ефрем Сирин

Если Сотворивший все единым Словом не имел «где приклонить голову» (Мф. 8:20), то ты, несчастный человек, зачем предаешься попечениям о суетном, зачем ослепляешься безумной несытостью? Рассмотри это и избери для себя благое.
Любостяжание – злая мать всех зол.
Душа не в состоянии преодолеть восстания духов, если не освободится от всех забот и попечении мира сего.
преподобный авва Исаия

Что возлюбил человек в этом мире, то и обременяет его мысль, влечет и пригибает к земле, не дает ей воспрянуть.
преподобный Макарий Египетский

Сильная и готовая на все любовь к стяжанию, не зная сытости, вынуждает плененную душу идти до крайнего предела зол. Будем отражать ее, особенно в самом начале, чтобы она не стала неодолимой.
Как не бывает моря без волн, так и души, погруженной в заботы, – без скорбей, без страха; за первыми следуют другие, их сменяют третьи и не успеют они утихнуть, вздымаются новые.
Ничто так не подчиняет нас диаволу, как желание большего и любостяжание.
Когда злой навык или страсть к любостяжанию будет сильно обольщать тебя, вооружись против них такой мыслью: презрев временное удовольствие, я получу великую награду. Скажи своей душе: ты скорбишь о том, что я лишаю тебя удовольствия, но радуйся, потому что я готовлю для тебя Небо. Ты трудишься не для человека, но для Бога; потерпи немного и ты увидишь, какая произойдет отсюда польза; пребудь твердой в настоящей жизни и ты получишь неизреченную свободу. Если таким образом будем беседовать с душою, если будем представлять не одну тягость добродетели, но и венец ее, то скоро отвлечем ее от всякого зла.
Человек, слишком занятый земными делами, не может должным образом усвоить небесного, но по необходимости, заботясь об одном, лишается другого.
Душа, однажды плененная любостяжанием, уже не может легко и удобно удерживаться, чтобы не сделать или не сказать чего-либо такого, что прогневляет Бога, так как она стала рабой другого господина, который повелевает ей все, противное Богу.
Любовь к богатству – страсть не естественная… Отчего же она усилилась? От тщеславия и крайней беспечности.
Лихоимец отдаляется от Бога, как и идолослужитель.
Проклят жертвенник любостяжания! Если придешь к жертвеннику идолов, чувствуешь от него запах крови козлов и крови быков; если же подойдешь к жертвеннику любостяжания, почувствуешь тяжелый запах человеческой крови. А если остановишься здесь, то не увидишь ни сжигаемых птиц, ни запаха от них и поднимающегося дыма – увидишь принесенные в жертву человеческие жизни. Одни бросились с крутизны, другие накинули на себя петлю, третьи перерезали горло. Ты видел жертвы грубые и бесчеловечные. Хочешь ли посмотреть на еще более жестокие? Я покажу тебе не только человеческие тела, но и закланные человеческие души. Заклание душ преимущественно и совершается на жертвеннике любостяжания.
До каких пор будет продолжаться это неистовство наживы? До каких пор будет сжигать неугасимая печь? Разве вы не знаете, что этот пламень переходит в вечный неугасимый огонь?
Как погасить пламя любостяжания? Можно погасить, даже если оно поднялось до неба. Стоит только захотеть – и мы, без сомнения, одолеем это пламя. Как оно усилилось вследствие нашего желания, так от желания и уничтожится. Разве не наша свободная воля зажгла его? Следовательно, свободная воля в состоянии будет и погасить, только пожелаем. Но каким образом может явиться в нас такое желание? Если обратим внимание на суетность и бесполезность богатства, на то, что оно не может нам сопутствовать в Вечную Жизнь; что и здесь оно оставляет нас; что даже если оно пребывает здесь, раны от него идут с нами туда. Если посмотрим, как велики богатства, уготованные там, и если сравним с ними земное богатство, то оно покажется ничтожнее грязи. Если заметим, что оно подвергает бесчисленным опасностям, что оно доставляет только временное удовольствие, смешанное с огорчением, если хорошо рассмотрим иное богатство, то есть то, которое уготовано в Вечной Жизни, тогда будем иметь возможность презреть богатство земное. Если вникнем в то, что богатство нисколько не приумножает ни славы, ни здоровья, ни чего-либо другого, а, напротив, погружает нас в бездну гибели, если узнаем, что несмотря на то, что здесь ты богат и имеешь много подчиненных, отходя туда, ты отойдешь одиноким и нагим, – если все это мы будем часто повторять и слышать от других, то, может быть, к нам возвратится здоровье, и мы избавимся от этого тяжкого наказания.
Насколько душа выше тела, настолько тяжелее раны, которые мы наносим себе каждый день заботами, соединенными со страхом и опасениями.
Руки даны для того, чтобы ты простирал их на молитву, но если ты не ведешь себя трезвенно, ты простираешь их на любостяжание.
Сбросим и мы бремя грехов, подобно Закхею… Перестанем похищать и начнем раздавать милостыню. Ибо если одно поднимает падающего, как милостыня, а другое тянет его на землю, как корыстолюбие, такое сражение противоположных сил разрывало бы человека. Итак, чтобы с нами этого не случилось, да не влечет нас к земле корыстолюбие и да не оставляет милостыня; так сделаемся мы легкими и взлетим.
святитель Иоанн Златоуст

Из людей любостяжательных и обидчиков одни знают, а другие и не знают, что грешат неисцелимо. Ибо неспособность чувствовать недуг, в котором находишься, – следствие усиления нечувствительности, которое заканчивается совершенным бесчувствием и омертвением. Поэтому таких людей более всего надо жалеть. Делать зло – более достойно сожаления, чем терпеть зло. Тем, которые делают зло (обижая людей из-за любостяжания), угрожает крайняя опасность, а у тех, которые терпят, ущерб касается только имущества. Притом первые не чувствуют своего сугубого омертвения… как дети, которые ни во что ставят то, что действительно страшно, и могут сунуть руки в огонь, а увидев тень, приходят в страх и трепет. Подобное этому бывает и с любителями стяжания: боясь бедности, которая не страшна, но еще и хранит от многих зол и содействует скромному образу мыслей, принимают за нечто великое неправедное богатство, которое страшнее огня, потому что обращает в прах и мысли, и надежды обладающих им.
преподобный Исидор Пелусиот

Кто хочет предстать перед Богом с чистым умом, но смущает себя попечениями, тот подобен крепко сковавшему себе ноги и покушающемуся быстро идти.
преподобный Иоанн Лествичник

Брат спросил старца: «Благослови мне иметь у себя две златницы по немощи тела моего». Старец, видя, что он желает удержать их у себя, сказал: «Имей». Брат возвратился в келлию, и его начали тревожить помышления: «Как ты думаешь? Благословил ли тебя старец иметь деньги или нет?». Встав, пришел он опять к старцу и так спросил его:
«Ради Бога, скажи мне истину, потому что помышления смущают меня по поводу двух златниц». Старец отвечал: «Я видел твое произволение иметь их, потому и сказал тебе: имей их, хотя и неполезно иметь более, чем сколько нужно для тела. Две златницы составляют надежду твою, как если бы Бог не промышлял о нас. Но может случиться, что ты потеряешь их, тогда погибнет и надежда твоя. Лучше возложи надежду на Бога, потому что Он печется о нас».
«Отечник»

Священное Писание называет сребролюбие идолослужением: сребролюбие переносит любовь сердца (в вере и надежде) от Бога к деньгам, делает деньги богом, истинного Бога уничтожает для человека… Нестяжание – один из обетов монашества; нестяжанием и девством или непорочным вдовством монах отличается от мирянина, обязанного соблюдать все заповеди Христовы наравне с монахом: отвержение нестяжания есть отвержение монашества, есть попрание обетов, данных при пострижении в монашество…
епископ Игнатий (Брянчанинов)

Иноки монастыря аввы Феодосия рассказали такой случай. По уставу основателя их обители у них был обычай в Великий Четверг всем приходящим к ним убогим, вдовам и сиротам выдавать по известной мере пшеницы, вина и меда и по пять медных монет. Но однажды в окрестностях монастыря случился неурожай и хлеб стал продаваться по дорогой цене. Наступил пост, и братия сказали игумену: «Отче, не раздавай в этом году пшеницу, потому что у нас ее мало, придется покупать по дорогой цене и оскудеет наш монастырь». Игумен отвечал:
«Зачем нам оставлять благословение нашего отца? Он позаботится о нашем пропитании, а нам нехорошо преступать его заповедь». Иноки, однако, не переставали упорствовать и говорили: «Нам самим мало, не дадим!». Опечаленный игумен, видя, что увещания его ни к чему не ведут, сказал: «Ну, делайте как знаете». Наступил день раздачи, и бедные ушли ни с чем. Но что же случилось? Когда после этого инок вошел в житницу, он к ужасу своему увидел, что вся пшеница заплесневела и испортилась. Все узнали об этом. А игумен сказал: «Кто преступает заповеди настоятеля, тот бывает наказан. Раньше мы раздавали по пятьсот мер пшеницы, а теперь пять тысяч мер погубили и сделали двойное зло: преступили заповедь нашего отца и возложили надежду не на Бога, а на житницы наши».
«Пролог в поучениях»

***

См. также: МШЕЛОИМСТВО

АЗБУКА

Почему мы так говорим?

«Рцы мне, чадо, вся, елико соделал еси» (назови мне, чадо, все, что совершил дурного), – говорят нам последние слова молитв, читаемых всегда священником перед Исповедью.

Эти слова говорят о том, что исповедующийся призывается назвать те грехи, в которых после их совершения он еще не признавался на Исповеди. Конкретный совершенный грех должен быть назван исповедующимся; иначе Таинство Исповеди совершиться не может. Не случайно в тех же последних словах священник говорит: «Аще что скрыеши от мене, сугубый грех имаши» (если что скроешь от меня, то тем самым особо согрешишь).

Духовенству теперешних времен хорошо известно, как очень часто теперешние церковные люди бывают не готовы к тому, чтобы Таинство Исповеди могло бы совершиться; не готовы только потому, что не имеют навыка ясно выразить свою греховность (как часто бывает, что исповедующийся желает ограничиться словами – «грешен делом, словом и помышлением», «во всем грешен»…).

Между тем, можно заметить, что церковные книги очень часто содержат перечисления распространенных человеческих грехов; и в этих «списках» каждый грех, как правило, выражен одним (хотя часто и составным, то есть имеющим несколько корней) словом. Сам по себе факт того, что грехи чаще всего именуются одним словом, говорит о том, с какой точностью Церковь предлагает нам осознать свою реальную греховность. Нередко такие слова бывают нам в основном понятны.

Например: ПРАЗДНОСЛОВИЕ, ЛЕНОСТЬ, УНЫНИЕ, ПЬЯНСТВО, НЕПРАВДОГЛАГОЛАНИЕ…

Но есть некоторые из них, которые нуждаются в пояснении.

ГОРТАНОБЕСИЕ – обжорство.

МНОГОСТЯЖАНИЕ – свойство человеческой личности, заключающееся в том, что такая личность основала себя на стремлении к материальным приобретениям. Корень «много» в составных словах церковно-славянского языка часто имеет специальное значение – «беспрестанно». Грех многостяжания заключается в том, что стяжание сделалось беспрестанным занятием личности; так что если «перестает» такое приобретательство, то «перестает» быть и сама такая личность (она не знает иных основ своего бытия);

СКВЕРНОПРИБЫТЧЕСТВО (СКВЕРНОСТЯЖАНИЕ) – употребление неправедных средств к приобретению необходимых материальных благ;

МАЛАКИЯ (ударение на предпоследней гласной) – Апостол Павел в своем Послании к Ефесянам (глава 5, стих 3) советует и не говорить о мерзостях любодеяния; если и говорить, то для предохранения от таких грехов. Сам Павел в Первом Послании к Коринфянам (глава 6, стих 9) говорит о том, что нераскаявшиеся в грехе малакии (рукоблудия) не наследуют Царства Божия;

ЛИХОИМАНИЕ (ЛИХОИМСТВО) – приобретение имущества «любыми путями» (имеется в виду чаще всего – насилие);

МШЕЛОИМСТВО – корыстолюбие…

Протоиерей Леонтий Морозкин.

&gt В начало страницы <

Мне бы сердцем в грязь не наступить…
Раз пишешь, значит у тебя что-то болит.
Аммон, демон стяжательства, первоначально был просто арамейским словом,обозначавшим богатство или прибыль.
А демоном он стал считаться из-за того, что Иисус сказал: «Не можете служить Богу и маммоне» (Матф. 6:24). Плутон и Прозерпина — родом из Древнего Рима, а Эвроним — из Древней Греции. Плутон был римским богом подземного мира мертвых, а Прозерпина(Персефона) — его супругой. Эвронима можно найти на знаменитой фреске из дельфийской сокровищницы книдян, где изображено нисхождение Одиссея в подземное царство. Это человекообразное чудовище, наполовино черное, наполовину синее, как навозная муха; он восседает на шкуре ястреба и, оскалив зубы в зловещей ухмылке, вгрызается в плоть умерших.
Не всякий словарь знает это слово — СТЯЖАТЕЛЬСТВО.
Вот, что пишет Новый словарь Т. Ф. Ефремовой: любостяжание, рвачество, мамона, шкурничество, корыстность, сребролюбие, своекорыстие, торгашество, приобретение, накопительство, своекорыстность, меркантилизм, приобретательство, корысть, корыстолюбие.
АЛЧНОСТЬ (лат. avaritia) — в христианской этике один из семи смертных грехов, поскольку приводит к умножению забот и попечений, ко внутренней злобе и замкнутости, а также непрестанно провоцирует страх утраты и гнев на возможных конкурентов и завистников.
/Википедия/
Стремление к наживе, жажда приобретательства ничего общего не имеет со стремлением к зажиточной, богатой и достойной жизни. Удовлетворение постоянно растущих материальных и культурных потребностей человека также не имеет ничего общего со страстью приобретательства, жаждой наживы и стяжательства. Я имею в виду материальное, а не духовное стяжательство, не стяжание знаний или славы. Но не будем играть в слова.
Разве желание иметь хорошую благоустроенную квартиру, машину, иметь трудовые сбережения на сберегательной книжке, быть хорошо, добротно одетым и т.д. имеет что-либо общее с алчностью и жаждой наживы?
СТЯЖАТЕЛЬ — корыстолюбивый, стремящийся к наживе человек.
Стяжать — приобрести, достигнуть чего-нибудь.(Словарь Ожегова)
А помните классику, например «12 стульев» Ильфа и Петрова:
«… И обуял отца Федора дух стяжательства…»
Бациллы стяжательства не знают границ, а в них теперь яд разрушения всего, чем мы дышим и в чем живем. Общая ошибка, будто человек может и должен покорить природу, кратковременна и ныне изжита. Не меньшая ошибка — полагать, будто земли, воды, воздуха у нас сколько угодно, а природа, в случае чего, справится с любыми отбросами, — эта ошибка, к счастью, изживается тоже.
Но, оголтелый, социально хамелеонствующий эгоизм, стремление урвать для себя побольше, а там хоть трава не расти, — вот это не кратковременно, многоформенно и живуче, всячески мимикрирует, прячется в тень там, где условия для него неблагоприятны, но его можно отыскать всюду, где природе нанесен урон. Так толкует понятие «стяжательство» природовед Дмитрий Биленкин.
О пользе стяжательства.
Запомнился разговор с одной моей знакомой /привожу почти дословно/: — Однажды мой друг сказал одну вещь, после которой я захотела за него замуж. Фраза звучала так: «Деньги жены — это ее деньги, мои деньги — это наши деньги». Трудно устоять перед мужчиной, который так думает.
» Стяжательство подобно змею! оно влачится по земле…
Где лидеры? Я их не зрею! Не важно: в Церкви ли, в Кремле…
тягчайший грех, он вполз когда-то в природы сладкое нутро
и вот уже пошли солдаты их бьет жестокое ядро
война страдания и крики во всем стяжательства оплот
с тех пор законы стали дики и исказился людской род.
Когда-то жили люди в мире со всем в согласии, с добром…
и волхв святой играл на лире не вожделяясь серебром.
Лишь Бог давал приют всем душам и был и есть его закон
но кто к нему закрыл все уши попал в невежества загон?
Социализм не даст опоры: у всех различный аппетит.
Опять появятся заборы и вновь стяжательство вредит…
/Леонард Снегов/
Духовный глава Церкви Англии, епископ Кентерберийский Роуэн Уильямс в пасхальном обращении к пастве призвал избегать стяжательства в повседневной жизни и осудил страны, настроенные на агрессивные завоевания, сообщает РИА «Новости» со сылкой на ВВС. «Люди живут, стремясь к приобретениям, накапливая все, что можно, чтобы обеспечить себе будущее, но все это все равно рано или поздно растворится, когда они умрут», — напомнил глава Церкви Англии.
«Общества и страны делают то же самое… Есть жадные страны, которые думают, что в мире всегда будут ресурсы для удовлетворения их желаний — достаточно нефти, достаточно энергии, достаточно территории», — добавил архиепископ.
«Люди не могут положить конец бесконечным приобретениям, а общество не может представить себе, что наша цивилизация может рухнуть, и поэтому мы не можем смириться с мыслью о том, что комфорту и роскоши может прийти конец», — сказал он.
Я привожу эти «скучные» примеры для того, чтобы вы поняли, как глубоко пустило корни в нашу жизнь СТЯЖАТЕЛЬСТВО.
В ироничной форме, но в то же время всесторонне и глубоко о мотивах, целях и способах стяжательства повествует роман-бестселлер «Преуспеть на Тверской» В. Лазаря. Приведу небольшой отрывок из романа: «… Человеком движут далеко не те мотивы, о которых он нам говорит. Послушаешь иного — бессребреник, икона. На самом деле — стяжатель, редкий жулик, тюрьма плачет по нему».
» Другой представится на службе, как образцовый семьянин. А в его причудах трудно разобраться с Фрейдом…»
«Стяжательство — стягивать куда-то, в какую-то точку.
Стяжательство — стягивание к себе всего, что попадает в орбиту внимания, в поле восприятия. Стяжательство состоит из захвата и последующего стягивания окружающих явлений Жизни.
Стяжательство может быть направлено :
1) — к физическим объектам — деньги, вещи, еда…
2) — к энергетическим — энергия (вампиризм), внимание
3) — к астральным — внимание, отношение других людей, переживаний, которые в системе Эго считаются «ценными»
4) — к общению — общаться с как можно большим количеством людей, чтобы иметь на них влияние.
5) — к области ума — стяжательство знаний, информация, которая потом не используется, а лежит «мертвым грузом» — «на всякий случай»
Цель стяжательства — стянуть к себе, захватить как можно больше явлений жизни, что бы с их помощью потом получить власть над еще большим количеством явлений жизни. Стяжательство связано с программой властности, как бы входит в нее.
А вот как исследует «изнанку» человека, или второй план Полина, героиня романа «Оглянись на Лилит» В.Лазаря:
«… Вот важный обалдуй с портфелем. Голову можно дать на отсечение — в обычной жизни грубиян, ханжа, филистер. И что же? Перед камерой из кожи лезет вон, чтобы сменить обличье. Если ему так нравится, пускай немного попыхтит. Едва забылся — щелчок, и снимок получился. Мнимую значительность и напускное благородство снимет проявитель. А вот филер. «Подсадная утка», «хвост», «топтун» — смотря за кем ведется наблюдение. Профессиональные привычки изуродовали внешность: уши ходят как локаторы, от бокового зрения развилось косоглазие, бедняга поминутно втягивает голову, приподнимает воротник. А как встает, подходит к стулу — точь-в-точь крадется вдоль стены. Его сменяет пугливый старикашка. Яснее ясного — фискал, наушник, соглядатай — роется в чужом белье. Ещё субъект. Подбородок — бампер «КрАЗа». Низкий лоб. Волосатые ручищи. От взгляда в жилах леденеет кровь. Казаться хочет иным — выжимает из себя подобие улыбки. Наконец, абракадабра в юбке. Позвоночник свой, остальное — накладное. Активный или пассивный *****, травести, гермафродит — эти вещи тоже не ускользают от ее внимания. Она научилась разбираться в людях».
Стяжательство связано со страхом перед Жизнью. Соприкосновение с ней требует от человека расширения своих границ, областей своего восприятия. Стяжательство в этом случае — попытка защитить границы своей узкой личности с помощью захваченных явлений. Так же это попытка выстроить некое основание на захваченных явлениях — для человека, потерявшего свое основание.
Мне по электронной почте пришло письмо, по-моему, из России: «Вот у меня возник вопрос. А можно ли в открытой публикации назвать какого-нибудь человека стяжателем. Например, Елену Батурину (жену Юрия Лужкова). Всё, что я про нее читал в открытой прессе — самой разной — и белой, и жёлтой, и красной и белым по-черному, позволяет сделать вывод о том, что она больна — именно стяжательством. У нее налицо страсть к алчному накоплению денег. Которые ей самой вряд ли пригодятся. /Я все больше и больше убеждаюсь в разумном устройстве нашего мира, когда материальные ценности нельзя взять с собой на тот свет. Хотя, попытки такие были и довольно давно — начиная с вождей скифов, с фараонов Египта и предводителей племени майя/. Кстати, а кого Вы лично считаете стяжателем? Если можно, примеры».
— М-м-да, вопросик получила…
Стяжательство агрессивно. Оно как бы является активной формой Жадности.
Жадность — пассивна, она стремится к удержанию того, что уже захвачено, чтобы целостность эго не была разрушена, границы сохранены. А стяжательство направлено на захват новых областей, объектов жизни, энергии.
Жадность приводит к не протеканию энергий, к тромбам, потому что жадный — не отдает, а, значит, не пропускает энергии через себя, постоянно фиксируя их в своей точке, отрезая от Потока Жизни. Поэтому с ним тяжело общаться — не возникает протекания энергий, то есть жадному ее всегда жалко и не возникает взаимодействия.
В общих обстоятельствах жадный всегда жестко держит границу «моё — не моё» и нарушение ее переносит как разрушение своей целостности, с обидой или раздражением.
Жадность возникает из страха перед страданием, болью или просто неудобствами, которые могут возникнуть от недостатка пищи, энергии, времени, денег, вещей и т.д. То есть, в основе жадности — недоверие к жизни по отношению к себе — стяжав много вещей, денег, еды и т.д. Это научный подход, попытка объяснить такое явление в нашей жизни как стяжательство.
Так хорошо это или плохо?
В российском «Политическом журнале» прочла статью, впрочем, я решила ее скопировать для наших читателей и обсудить. Надеюсь, что в этой дискуссии примут участие как писатели, издатели, а так же мои читатели.
Леонид КОСТЮКОВ
Писательство и стяжательство.
Москва привыкла к сезонным книжным ярмаркам на ВВЦ. Уже накоплена некоторая история. Если все впечатления от каждой такой выставки-ярмарки суммировать в один насыщенный кадр, то кадры в свою очередь уже складываются в короткий фильм. Типа увядания розы или прихода зимы.
Главное впечатление от этой ярмарки – книги есть, а литературы мало. Следующий кадр по логике вещей должен быть таким: книги есть, литературы нет. Далее титры.
А логика вещей предельно проста. Есть книжный бизнес – явление здоровое и коммерческое. Есть литература – явление глубоко нездоровое и маргинальное. Понятное и близкое далеко не многим. Как бизнес – рискованное.
Ярмарка отчетливо представляет книжный бизнес. Лучшие места достаются богатым и успешным издательствам, которые не рискуют заниматься современной литературой. При этом детективные или мелодраматические серии, а также откровения телеведущих литературой лучше не считать – просто чтобы избежать терминологической путаницы.
Литература, согласно твердой классификации Мандельштама, сначала пишется. Остальное – сначала заказывается и утверждается договором.
Пока (в этом сентябре) собственно литература оказалась всего лишь вытеснена на обочину – в неглавные павильоны, иногда – буквально на улицу.
В главном павильоне посетителя встречают портреты героев продаж издательства «Эксмо» с Дарьей Донцовой во главе и еще парой лиц, знакомых из телевизора. Среди толпы вдруг пробираются две полуодетые модели, похожие на особи другого биологического вида.
Внимание привлекают книги такого формата, что ими в принципе можно попытаться кого-нибудь и убить. Многочисленны издания прикладного или альбомного типа. Подобрать чисто конкретный подарок – не вопрос. Найти книгу для чтения – надо постараться. Автору этих строк посчастливилось посетить два «круглых стола» с собственно литературной начинкой. Ни там, ни там не мелькнуло ни одного незнакомого лица. Но на этом сходство, собственно, и заканчивалось.
На «круглом столе» «Знамени», посвященном проблеме поиска читателя, собрались в основном писатели старшего поколения, хорошо помнящие Советский Союз и особое положение в нем писателя. Каждый изложил наболевшее – неудивительно, что монологи довольно условно стыковались в целое. Заявленная тема довольно быстро модифицировалась в другую – брать ли деньги у властей, если они их будут давать. Наибольший успех имела такая точка зрения: деньги брать, но никакими постыдными действиями за них не расплачиваться. Ужинать, иначе говоря, не танцуя.
Оксана Робски — новая примадонна российской словесности Между тем читателя так и не нашлось.
На «круглом столе», посвященном проблемам современного поэтического книгоиздания, наоборот, понимали друг друга с полуслова. Любые двое, выхваченные из актива этого «стола», уже проговорили друг с другом добрую сотню человекочасов примерно о том же. Диалог неминуемо состоялся, хотя и немного добавил к уже наговоренному. И возник такой образ: вот комната, где люди превосходно делают свое дело. Например, издают поэтические книги. А рядом – другая комната, где другие люди должны эти книги подхватывать, пропагандировать и распространять. Не в порядке бизнеса, а в порядке культурного начинания. Но там дела идут довольно паршиво. И людям, хорошо делающим свое дело, надо либо смириться с такой ситуацией, либо освоить дело соседей и по привычке сделать его хорошо. Но где взять время и силы… Несмотря на дух усталости, эти люди – издатели малотиражных поэтических сборников, критики, кураторы серий – показались мне не только милее других, но и успешнее. Им действительно удается делать то, что они хотят. Представители же книжного бизнеса хотят только заработать деньги. Вряд ли им самим нравится то, с помощью чего они решают свою основную задачу, так же, как продюсеры группы «Фабрика» вряд ли ради эстетического наслаждения слушают группу «Фабрика». Денег книгоиздание приносит (на глаз) меньше, чем нефть или водка. Культурный вред очевиден. Успех относителен.
Поучительное зрелище представляла собой презентация книги про дизайн Оксаны Робски. С утомленным достоинством Ахматовой литературная звезда «строила» ведущего. Тот профессионально сдерживался. Вокруг собралась немалая толпа – любопытно увидеть в натуре то, что ты видел в телевизоре. Для полноты мизансцены – Оксана сидит в кресле, ведущий (крупный породистый мужчина) стоит.
О.Р.: – Вы говорите как представитель желтой прессы.
Вед. (сдерживаясь): – Ну, я такую роль сегодня играю.
О.Р.: – Плохо. Если бы я знала, что со мной будут так говорить, я бы сюда не пришла. А вы мои книги читали?
Вед. (сдерживаясь): – Одну.
О.Р.: – Плохо. Надо было лучше подготовиться к встрече со мной.
Девочки с книгами О.Р. в руках готовятся к получению автографов. Наверное, Оксана Робски достойна ныне считаться лицом современного книжного рынка. Впрочем, бизнес есть бизнес. Да, есть что-то неприятное в книге, возникшей не по прихоти автора, а просто из расчета заработать денег. Она похожа на ребенка, зачатого не по любви, а из каких-то посторонних соображений. Но то, на чем делают деньги, зачастую опасно и вредно. Алкоголь, например, или табак. И все же.
Представим себе убежденного, идейного фашиста, маниакально сочиняющего брошюрки об инородных телах. Лично мне этот персонаж не слишком симпатичен. Но он хотя бы реализует свою внутреннюю программу – независимо от того, получит за это деньги или тюремный срок.
Совсем другое дело – книгоиздатель, лишенный убеждений и принципов, просто реагирующий на конъюнктуру. Вот он улавливает тоску по национальной идее и сильной руке. Вот он с помощью наемных авторов производит фэнтези и боевики, начиненные позитивными мускулистыми, златокудрыми арийцами и негативными представителями неарийских рас и народов.
Прямых призывов к национальной розни нет.
Эти романы вы можете найти на любом лотке.
Какие последствия подобной издательской практики? Как то есть какие? Прибыль, естественно. А дальше? А дальше будем издавать следующие книги.
Я не хочу сказать, что мне идейный маньяк сильно милее конъюнктурщика. Но конъюнктурщики масштабнее. Угадывая смутные настроения толпы и поддерживая их, эти издатели-бизнесмены в целях наживы устраивают что-то вроде механизма с положительной обратной связью. Механизма раскачки, довольно опасного.
Впрочем, в свободной стране каждый делает, что хочет и считает нужным. Нелепо было бы воспитывать взрослых людей. Стоит ли только самим литераторам принимать правила чужой игры?
Ключевой вопрос: в какой степени бизнесом было для, например, Пастернака создание сборника «Сестра моя жизнь»? В какой степени товаром была для Венедикта Ерофеева рукопись только что написанных «Москвы–Петушков»?
Два возможных ответа: в очень слабой и в никакой. Они только на первый взгляд кажутся близкими. Попущение, сделанное в первом варианте, неуклонно растет. Это похоже на железнодорожную развилку – ответвляющийся путь по-перву ведет почти туда же, но это только кажется.
Среди пошлостей этой книжной ярмарки была и такая – встреча читателей со «сборной России по литературе». (А тренер кто?) Как-то обидно даже стало за неплохих писателей, позволивших использовать себя в таком фарсе. Нетрудно догадаться, как ответили бы Гоголь или Чехов, если бы их позвали в такую сборную на ярмарке»..
Остается ждать будущего – оно обманет любые наши ожидания. Интересно, как именно…
Какое отношение к писательству и стяжательству имеет вышеприведенная статья – решать вам, читателям! Мне она показалась интересной.
фото — «Сошествие в ад» — Н.Рерих 1933г

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Задаваясь таким вопросом — скверноприбытчество что это за грех, как с ним бороться, следует отметить, что такое понятие в христианской религии представляет собой получение какого-либо дохода неправедным, то бишь скверным способом.

Значение скверноприбытчества

Само понятие подразумевает любое обвешивание, обмер, мошенничество, в том числе и всякая прибыль, которая способна принести людям зло, к примеру, основываясь на разжигание или же удовлетворении греховных пристрастий.

К совершению такого греховного деяния можно также причислить:

  • скупку по дешевке краденных вещей,
  • подделывание или же использование любого вида фальшивых документов (таких как, к примеру, проездной билет).
  • тунеядство, то есть когда человек получает оплату за какое-либо дело или жалование за занимаемую должность, однако при этом ни дела, ни самых должностных обязанностей не исполняет, то бишь ворует плату/жалование, а также пользу, что могли бы принести своим трудом тому, для кого необходимо было выполнить работу или же обществу в целом.

Как исповедать грех

Следует отметить, что покаяния за совершенные грехи необходимо выполнять ежедневно. А сама молитва способна помочь верующему православному христианину рассмотреть все совершенные им дневные греховности и сохраняет воспоминания о ранее содеянных, за все прожитые дни.

Важно знать, что те прегрешения, которые исповедуются в Таинстве Покаяния искренне и от всего сердца получают Господнее прощение, однако это совсем не означает, что верующим о них можно забывать. Все, те греховные деяния, которые были совершены в течении жизни будут сохраняться в памяти для сдержанности и сожаления в том, что содеяли.

Как исповедуясь в Таинстве Покаяния, как на каждодневной исповеди Всевышнему свои греховные деяния исповедовать нужно не только осознано, но и раздельно. Поэтому произнося молитву следует остановиться на названных грехах и указать какие именно могут под ними подразумеваться свершенные деяния или поступки, сказанные слова, или даже мысли, но при этом не нужно забывать о наставления подвижников Православной христианской Церкви.

Для того чтобы получить прощение от греха скверноприбытчества в православии нужно произнести следующее молитвенное обращение:

Исповедаю Тебе Господу Богу моему и Творцу, во Святей Троице Единому, славимому и покланяемому Отцу, и Сыну, и Святому Духу, вся моя грехи, яже содеях во вся дни живота моего, и на всякий час, и в настоящее время, и в прошедшия дни и нощи, делом, словом, помышлением, объядением, пиянством, тайноядением, празднословием, унынием, леностию, прекословием, непослушанием, оклеветанием, осуждением, небрежением, самолюбием, многостяжанием, хищением, неправдоглаголанием, скверноприбытчеством, мшелоимством, ревнованием, завистию, гневом, памятозлобием, ненавистию, лихоимством и всеми моими чувствы: зрением, слухом, обонянием, вкусом, осязанием, и прочими моими грехи, душевными вкупе и телесными, имиже Тебе Бога моего и Творца прогневах, и ближняго моего онеправдовах; о сих жалея, винна себе Тебе Богу моему представляю, и имею волю каятися; точию, Господи Боже мой, помози ми, со слезами смиренно молю Тя: прешедшая же согрешения моя милосердием Твоим прости ми, и разреши от всех сих, яже изглаголах пред Тобою, яко Благ и Человеколюбец.

Пусть хранит Вас Господь!

Вам будет интересно посмотреть еще и видео о грехе скверноприбытчества:

Стяжать — собирать, приобретать, копить, аккумулировать у себя.

К сребролюию это не имеет никакого отношения и здесь не стоит путать эти вещи. Обычно, под сребролюбием понимается страсть к деньгам и является одним из 7 смертным грехов, т.к., не в последнюю очередь является причиной предательства Христа. Более широко — сребролюбие это пристрастие к драгметаллам и дорогим цацкам.

А многостяжание — это есть пустое накопительство на воображаемый «черный день». Причину на самом деле человек говорит любую. И когда жалко человеку воспользоваться накопленным, даже под страхом того, что если накопленное при неиспользовании испортится. Греет душу человеку вот такая жадность, что «у него (чего-то) много»

Строго говоря это грехи одного свойства (против одной заповеди — «не укради») поэтому и фразы у людей при разговоре об этих вещах похожие.

У многих из нас еще восприятие «духовный — материальный» хромает: мы воспринимаем, материальное — только в смысле финансово-вещественный. Вполне материальным может для человека стать и нечто «не совсем материальное», а очень даже духовное, что-то такое, что нельзя потрогать, к чему невозможно прикоснуться.

Деньги у каждого выглядят по разному, от этого не перестают быть деньгами.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *