Лютеранство и кальвинизм

Особенности вероучения о спасении души в католичестве

Лютеранская церковь
Лютер был глубоким и искренним католиком. Он предался усиленным подвигам и постам, чтобы умилостивить грозное Божество, но не чувствовал успокоения.
В основном под влиянием Августина у Лютера сложился взгляд на спасение человека путем благодати через веру в Искупителя. Так, в мысли, что человек получает спасение по вере, Лютер нашел духовный покой. Позже его деятельность протекала в должности профессора Виттенбергского университета, где он и выступил в роли реформатора.
В 1510 году он побывал в Риме и был поражен неверием и богохульством в среде римского духовенства. Из Рима Лютер вернулся противником Римской Церкви. Такая Церковь, по его убеждению, не могла дать спасения человеку, и он стал учить, что только личное общение человека с Искупителем и живая сердечная вера в Него спасают человека.
В 1517 году Лютер открыто выступил против Римской Церкви. Поводом к этому послужило следующее обстоятельство. Для поддержании роскоши своего двора папа Лев под предлогом обновлении церкви святого Петра объявил продажу индульгенций. Продавцом индульгенций в Германии явился грубый монах-доминиканец Тецель. Как рыночный торговец, он стал расхваливать свой товар, доставляющий как обязательное спасение грешникам на земле, так и освобождение душ умерших от мук чистилища. Лютер возмутился таким кощунством над отпущением грехов и к дверям виттенбергского храма прибил 95 тезисов против такого грубого способа спасения человеческих душ. Он коснулся и самой основы индульгенций – учения о сверхдолжных заслугах и чистилище.

Кальвинистская церковь

Кальвинизм — одно из трех основных направлений протестантизма (наряду с лютеранством и англиканством), принявшее идеи Жана Кальвина. Из Женевы кальвинизм распространился на Францию (гугеноты), Нидерланды, Шотландию и Англию (пуритане). Под влиянием кальвинизма проходили нидерландская (XVI в.) и английская (XVII в.) революции. Для кальвинизма особенно характерны: признание только Священного писания, исключительное значение доктрины предопределения (исходящая от Божьей воли предустановленность жизни человека, его спасения или осуждения; успех в профессиональной деятельности служит подтверждением его избранности), отрицание необходимости помощи духовенства в спасении людей, упрощение церковной обрядности. Современные приверженцы кальвинизма — кальвинисты, реформаты, пресвитериане, конгрегационалисты.

Англиканская церковь

Англиканская епископальная церковь является в настоящее время государственной церковью Англии. Англиканские церкви существуют также в США, в Индии и т. д., всего в 16 странах. С 1867 г. англиканские церкви, сохраняя свою самостоятельность, объединяются Англиканским союзом церквей. Главой церкви является английский король. Сохранена иерархия, напоминающая католическую.
Епископов через премьер-министра назначает король. Во главе духовенства двух графств — Кентерберийского и Йоркского — стоят архиепископы.
Внешняя обрядовая сторона католицизма в англиканской церкви почти не была реформирована. Главное место в богослужении сохранилось за литургией, которая отличается сложной обрядностью, торжественностью.
В США англиканство представлено Протестантской епископальной церковью США. Ее возглавляет пожизненно избираемый глава из числа епископов, в руководящий орган входят представители клира и прихожан. Епископальная церковь США ведет большую миссионерскую деятельность в странах Азии, Африки, Латинской Америки.
В учении о спасении англиканское вероучение повторяет общее представление Реформации о том, что в оправдании человека действует только Бог, отчужденная благодать Божия совершает спасение вне содействия спасаемого. Как гласит об этом 11 член англиканского исповедания: «Мы оправдываемся пред Богом только заслугами Иисуса Христа чрез веру, а не нашими добрыми делами».

9.Католицизм: особенности вероучения и культа

Католицизм — самое многочисленное направление в христианстве(580- 800 млн.приверженцев). Много католиков вИталии, Испании, Португалии, Франции, Австрии, Польше, Венгрии, странахЛатинской Америки, в США. Истоки К. в небольшой римской христианской общине,первым епископом которой,был апостол Петр.

Обособление католицизма началось в 3-5 веке (когда углублялись различия между западной и восточной частями Римской империи).Начало разделения было положеносоперничеством между римскими папамии константинопольскими патриархами за главенство в христианском мире.

Основой католического вероучения как и христианства в целом приняты :

  • Священное писание

  • Священное предание, однако католическая церковь считает Священным преданием постановления не только семи первых Вселенских соборов, но ивсех последующих соборов, а кроме того папские послания и постановления.

Централизованная церковь.

  • Римский папа – глава.Резиденция Папы — Ватикан(площадь 44 га) имеет свой герб, флаг, гимн, гвардию, поддерживает дипломатические отношения с более чем 100 государствами мира.

  • Выбирается пожизненно конклавом кардиналов. Он определяет доктрины по вопросам веры и морали. Его власть выше власти Вселенских соборов.

Католичество утверждает, что

  • Святой Дух происходит как от Бога-Отца, так и от Бога-Сына.

  • Основа спасения — вера и добрые дела. Церковь обладает сокровищницей «сверхдолжных» дел — «запасом» добрых дел, сотворенных Иисусом Христом. Богоматерью, святыми, благочестивыми христианами. Церковь имеет право — отпустить грехи, даровать прощение кающимся (отсюда учение обиндульгенциях- отпущении грехов за деньги или другие заслуги перед церковью).

Папа имеет право сокращать срок пребывания души в чистилище.

  • Догмат о чистилище(место между раем и адом)есть только в католицизме. Души грешников горят там в очищающем огне, а потом получают доступ в рай.

  • Догмат о непогрешимости папы(принят на первом Ватиканском соборе в 1870 г.)(то есть устами папы говорит сам Бог), о непорочном зачатии Девы Марии (1854г)

ОБРЯДЫ. Католицизм также признает семь таинств, но несколько разнится понимание этих таинств:

  • причащение производится пресным хлебом (у православных — квасным);

  • при крещенииокропляют водой, а не погружают в купель;

  • миропомазание(конфирмация) производится в возрасте 7-8- лет, a не в младенчестве (при этом подросток получает себе еще одно имя и образ святого, поступкам которого он намерен следовать):

  • безбрачие (целибат) обязательно для всего духовенства.(в православии обет безбрачия принимает лишь черное духовенство (монашество), у католиков же)

Убранство священнослужителей

  • священник — черная сутана

  • епископ – фиолетовая

  • кардинал — пурпурная

  • папа — белая сутана.Папа надевает митру и тиару как знак высшей земной власти, а также паллий — ленту с нашитыми на ней крестами из черного сукна).

Католические праздники и посты.:

  • Рождественский пост — адвент.Рождество — наиболее торжественный праздник(три богослужения: в полночь, на заре и днем, что символизирует рождение Христа в лоне отца, во чреве Богоматери и в душе верующего).

  • Богоявление- праздник трех царей — в память о явлении Иисуса язычникам и поклонении ему трех царей.

  • Праздник Сердца Иисуса- символа надежды на спасение.

  • Праздник Сердца Марии- символа особой любви к Иисусу и спасения, праздник Непорочного Зачатия Девы Марии (8 декабря).

  • Один из главных праздников — Вознесение Богоматери(15 августа).

  • Праздник Поминовения усопших(2 ноября). За пределы Европы католицизм распространился в виде миссий к нехристианам.

РЕФОРМАЦИЯ И РЕЛИГИОЗНЫЕ ВОЙНЫ

К началу XVI в. одними из основных положений католической церкви были:

Человек обладает свободой воли, которая позволяет ему выбирать между добром и злом.

Спасение может быть заслуженно добрыми делами.

Признаётся слабость человеческой натуры, но церковь необходима ему для спасения.

К 1343г. церковь имеет огромный духовный капитал, который можно передать грешникам для их спасения в виде индульгенций.

В XV — XVI в в Европе происходят значительные перемены, связанные с развитием денежных отношений. Средневековый мир был достаточно комфортен в психологическом плане для человека. Человек был частью какого-либо коллектива, в котором существовало сотрудничество, а конституция была ослабленной. С развитием торгово-денежных отношений в Европе усиливается конкуренция, экономический подъём приводит к разорению многий ремесленников и погоней за наживой. Новые богачи отворачиваются от общества. Между ними происходит борьба за власть, за деньги. Распространяется скептицизм. Образуется пропасть между низом и верхом. Среди горожан — недовольство властью и церковью, так как она не успокаивает народ.

31 октября 1517 г. Мартин Лютер начинает реформацию.

Основные положения лютеранства

Человек не обладает свободой воли и в своих поступках полностью зависит от Бога.

Добрыми делами невозможно заслужить прощение.

Как может спастись человек: личной верой в Бога, которая приходит как благодать, из чего следует, что индульгенция бессмысленна.

Благородный человек совершает благородные поступки, так как на него снисходит божья благодать.

Власть правителя достойна уважения, но в религиозных делах человек автономен.

Лютер ненавидел народ (чернь — это скотина, она думает желудком).

Во Франции реформация связана с именем Жана Кальвина.

Основные положения кальвинизма

Важная часть Библии — Ветхий Завет, Бог — авторитетная личность.

Судьба человека предопределена с момента его рождения.

Люди делятся на избранных и отверженных.

У человека нет уверенности в своём спасении.

Избранные изначально совершают богоугодные поступки (смиренный труд), но избранность доказывается результатами труда. Что стало основой капитализма и культа труда (из-за необходимости доказать свою необходимость).

Кальвинизм вводит дешёвую церковь, отменяет большинство праздников, смех и науку.

В первой половине XVI в в стране король заключает соглашение с папой. Светская власть контролирует церковь.

В 1559 г. погибает Генрих II. Королём становится Франциск II. Его жена ненавидит протестантов. В южных районах — кальвинистское движение во главе с адмиралом Колиньи, Людовиком Канде и Антуаном Наварским. Они попытались выкрасть короля, но их заговор раскрылся и их арестовали.

5 декабря 1560 г. умирает Франциск II, королём становится Карл IX. Начинается борьба за регентство. В результате сословского собрания в Орлеане, выходит Сен — Жерменский эдикт, разрешающий протестантское богослужение и строительство церквей.

В марте 1562 г. люди Гиза нападают на протестантов в Васси — начинается гражданская война. Протестанты терпят поражение.

В марте 1563 г. подписывают Амбусский эдикт, по которому гугеноты не могут находиться в Париже. Однако Екатерина Медичи не хотела исполнять это решение. Она встречается с королём Испании и герцогом Альбы. В Нидерландах вспыхивает восстание. Во Франции также начинается восстание гугенотов. Им помогают немецкие единоверцы.

В 1570 г. подписывается новый мир в Сен — Жермене. За протестантами остаётся 4 крепости, богослужение разрешено только в частных домах. Примирение должно было сопровождаться браком Генриха Наварского и Маргариты. Свадьба должна была состояться в 1572 г., но происходит Варфоломеевская ночь.

В 1574 г. Карл умирает. Новым королём становится Генрих III.

2 августа 1589 г. его убивают протестанты и на престол вступает Генриха Наварский. При нём издаётся Канский эдикт, разрешающий протестантизм, богослужение в некоторых городах и сохранения за протестантами крепости Ла — Рошель.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *