Манна небесная

История о манне небесной в Библии.

Через полтора месяца после исхода из Египта, беглецы начали высказывать Моисею и Аарону недовольство, связанное с тем, что народ голодал. Тогда Господь сказал Моисею:

Я одождю вам хлеб с неба, и пусть народ выходит и собирает ежедневно, сколько нужно на день, чтобы Мне испытать его, будет ли он поступать по закону Моему, или нет,

а в шестой день пусть заготовляют, что принесут, и будет вдвое против того, по скольку собирают в прочие дни. (Исход, глава 16)

Моисей и Аарон собрали всех сынов Израилевых и сказали, что Господь услышал их ропот, и теперь они должны предстать «пред лице Господа». Господь говорил:

Я услышал ропот сынов Израилевых; скажи им: вечером будете есть мясо, а поутру насытитесь хлебом – и узнаете, что Я Господь, Бог ваш.

Так и произошло. Вечером к тому месту, где находились сыны Израилевы, слетелось большое количество перепелов, а утром, когда сошла роса, появилась и манна небесная. Помня наказ Бога, Сыны Израилевы собирали столько манны, сколько им необходимо было, чтобы прокормиться. Однако, некоторые не послушали и стали собирать манну про запас. Но манна начинала плохо пахнуть и в ней заводились черви. В шестой день собирали манны вдвое больше – на 2 дня – и она не портилась. Манна небесная появлялась каждый день, кроме субботы.

Господь повелел Моисею и Аарону наполнить манною сосуд и сохранить манну как напоминание о том, как Господь вывел евреев из земли Египетской. Манну хранили в Ковчеге свидетельства (Ковчеге завета).

Сыны Израилевы питались манной в течение 40 лет, пока не вышли в земли Ханаанской. Согласно другим источникам, манна перестала появляться после смерти Моисея (или по прошествии 40 дней после смерти Моисея).

Что такое манна небесная?

В Библии манна небесная описывается как нечто мелкое, круповидное, как иней на земле. Также сказано, что она таяла под лучами солнца. Далее находим, что

… она была, как кориандровое семя, белая, вкусом же как лепешка с медом. (Исход, глава 16)

Несколько иное описание находим в книге Числа:

… Манна же была подобна кориандровому семени, видом, как бдолах;

народ ходил и собирал ее, и молол в жерновах или толок в ступе, и варил в котле, и делал из нее лепешки; вкус же ее подобен был вкусу лепешек с елеем.

И когда роса сходила на стан ночью, тогда сходила на него и манна.

Согласно Вавилонскому Талмуду, манна небесная меняла вкус в зависимости от того, кто ее ел: она была как мед для маленьких детей, как хлеб для молодежи, и как масло для взрослых. Ученые предлагают различные варианты объяснения, чем была манна небесная. Некоторые считают, что манна – смола растения Тамариск, переработанная тлей. Смола эта по консистенции похожа на воск, имеет медовый запах и светло-желтый цвет. Это, действительно, напоминает библейское описание манны. Более того, тамариксовую смолу смешивали с мукой и пекли лепешки, которые назывались аль-ман». Тамариксу в Древнем Египте приписывали сильные оккультные свойства. Однако, таморисковая смола состоит в основном из сахара, поэтому вряд ли смогла бы обеспечить достаточное питание для населения в течение длительного периода.

Согласно второй версии, манна – съедобные слоевища особого рода лишайников, которые могли переноситься ветром на большие расстояния. Лишайник этот называется леканора. Он содержит белки, а потому, действительно, может стать пищей на долгий промежуток времени.

Упоминание в Библии того, что в Манне быстро заводились черви, привело исследователей к версии, что манна – это, возможно, гриб psilocybe cubensis — пресловутый рассадник для насекомых. В начале роста грибы появляются в виде малых волокон (мицелий), которые напоминают иней.

Есть также версии, что манна могла быть саранчой, или соком суккулентных растений, например, растений из рода верблюжья колючка, сок которых съедобен и при употреблении подавляет аппетит, эффективно борясь с чувством голода.

Значение манны небесной

В иудаизме манна небесная — некий аналог материнского молока. Господь питал молодой еврейский народ манной. Согласно Книге Исход, каждый день евреи должны были собирать один гомер (мера объема – около 3,5 литров) манны на члена семьи. Согласно Талмуду, манна в изобилии появлялась у временных жилищ тех, кто отличался твердой верой в Бога, и далеко от дома тех, кто сомневался. Один из классических мидрашей говорит, что манна выскальзывала из рук язычников. Несмотря на многочисленные намеки о неравномерном распределении манны, в классической раввинской литературе высказывается мнение, что манна выпадала в очень больших количествах каждый день.

В христианстве манна небесная – олицетворение благодати Божьей.

Многие христианские вегетарианцы используют историю о манне небесной в подтверждение своей теории о том, что Бог изначально предназначил человеку не есть мяса, однако эта теория весьма спорна, так как находим множество противоречий в Библии.

Выражение манна небесная часто используется для обозначения какой-либо Божественной или духовной пищи.

Фразеологизмы прочно вошли в нашу жизнь, мы их употребляем, порой даже не догадываясь, откуда они к нам пришли и точную ли формулировку дают нашему высказыванию. Большое количество применяемых нами популярных фраз является в той или иной степени олицетворением жизненных истин, закрепленных в Библии. Образность словосочетания «манна небесная» обозначает в нашем понятии некое чудодейственное проявление помощи, пришедшее к нам неожиданно, являющееся удачей и тем событием, которое наполнено благодатью.

Как возник фразеологизм

Согласно Библии, 40 лет водил по пустыне странствующих евреев Моисей в поисках Палестины, Земли Обетованной. Однажды, в страшную засуху, когда не осталось запасов хлеба, а на пути не было ни растения, ни оазиса, увидели изможденные путники странный мох, круповидным инеем присыпанный. Никто из них и не ведал, что это за явление. Вопрошали они друг у друга и находились все в полном недоумении. А Моисей ответил, что это хлеба, Господом им в помощь посланные.

Обрадовались люди израилевы и дали хлебу название — манна небесная. Испекли лепешки сытные, которые по вкусу были как медовые. Не один раз настигал путников страшный голод. И всегда их на тернистом пути выручал Отец небесный, Господь Бог, спасая от голодной смерти, вновь и вновь посылая на головы манну. Так и кормились ею страждущие. Старики говорили, что манна похожа на мед. Юноши сравнивали божественный дар с хлебом. А дети вкус посланного лакомства называли маслом.

Несмотря на то, что этот лишайник употребляется и сейчас некоторыми народами в пищу, вкус его совсем не напоминает хлебный, а тем более медовый или масляный. Такую еду может употреблять только действительно очень голодный человек, готовый съесть что угодно для того, чтобы выжить. Отсюда и пошла версия, что евреи, бродившие по пустыням Египта целых 40 лет, кормились этим экзотическим лишайником, поскольку другой еды вокруг не было, и от голода она им казалась поистине медовой небесной пищей.

По Библии, крупицы этой манны небесной хранились и в древнем Ковчеге, вместе с посохом Аарона и Скрижалями Завета, что находились с незапамятных времен в Святом Храме Иерусалима.

Кроме того, современное название манной крупы, само слово «манна», имеет известный древнееврейский корень, встречающийся во многих словах иврита. И означает этот корень не что иное, как «дар», «дарить», «даровать». Действительно, для голодных путников свалившаяся на них манна была настоящим даром. Однако привычная нам манная крупа не имеет ничего общего с той небесной манной, о которой говорится в Библии.

Расшифровка значения

Перечитав и досконально изучив основную Книгу Жизни за много веков, историки, библиографы и ученые пытались расшифровать и сопоставить с естественными реалиями все, что сказано в Библии, и откуда могут возникать те или иные библейские события. Оказывается, для такой фантастической легенды есть вполне реальное объяснение.

Это неожиданное предположение появилось в XVIII веке. Немецкий ученый и энциклопедист, путешественник и естествоиспытатель Петер Симон Паллас, находившийся в ту пору на службе в России, был привлечен в экспедицию на территории, которые занимает современная Киргизия. Там он не раз наблюдал такую картину, когда местные голодные жители собирали по пустыне странного вида лишайник, который называли «земляным хлебом».

Ученого это заинтересовало, и он тщательно изучил это растение. Оказалось, что это не простой лишайник, а новый для науки пищевой его вид. Такая же культура, которую ассоциировали с библейской манной, была обнаружена и другими учеными в разных местах земного шара. В результате чего и был отмечен новый вид лишайниковых, получивший ботаническое название «аспицилия съедобная». Трава относится к пустынным растениям под общим названием перекати-поле, перемещаемым песчаными ветрами на любые дальние расстояния.

Есть и еще одна версия, которую уже в XIX веке, а точнее, в 1823 г., немецкий ботаник Г. Эренберг предложил миру. Он написал статью, в которой его объяснения о происхождении манны небесной сводились к тому, что это есть некая живая секреция, выделяемая деревьями и кустами семейства тамарисковых. Но происходит это явление не всегда, а лишь когда на растения нападает синайская тля.

Эти насекомые как раз живут за счет тамарисков, растущих на Синае. Тля выделяет ту самую смолистую секрецию, по форме и размерам напоминающую белые крупинки. Цвет их, однако, через некоторое время меняется на светло-коричневый. Имеет такая «манна» сладковатый вкус, похожий на засахаренный мед.

Вероятно, то же явление имелось в виду, когда в Библии упоминалось, что манна имела способность «таять». Бедуины, во все времена собирая такую манну, плотно закрывают ее в глиняных горшках, чтобы муравьи не смогли до нее добрались. Поскольку так же были описаны события во времена странствий Моисея, когда не уберегли израильтяне собранную поутру манну во времена своих странствий по пустыне: «…не послушали они Моисея, и оставили от сего некоторое до утра, — и завелись черви…».

Примеры употребления фразеологизма

Мы часто, даже не замечая, произносим это выражение, когда испытываем радость оттого, что нам на голову свалилось необычное чудо, когда нам несказанно везет или когда получаем неожиданную помощь для решения, как нам казалось, безнадежной ситуации. Ждать чего-то, как манну небесную, значит, надеяться на свершение этого.

  • Манна небесная — блага, полученные неожиданно, ни за что, как бы «упавшие с небес», некая Божья благодать.
  • Ждать, как манну небесную — ожидать некое событие с нетерпением.
  • Ждать манну небесную. Часто выражение и его производные употребляются в ироничном смысле. Вот и в этом случае фразеологизм имеет скорее сатирическую подоплеку и предполагает: пустить все на самотек, надеясь, что дело сделается само.
  • Манной небесной питаться — а это говорит скорее о бедном существовании человека, испытывающего крайнюю нужду и существующего непонятно на что, живущего впроголодь, случайными заработками.

Пример употребления этого словосочетания в конкретном предложении: «Как манну небесную люди ждут дождя в засушливое лето, чтобы не высохла земля, и не пропал урожай».

Как бы то ни было, популярная фраза прочно закрепилась в нашем языке и используется повсеместно как распространенный фразеологизм.

Варианты использования в Исламе

Всевышний, посылая пропитание, таким образом напомнил сынам Исраила о своей великой к ним милости, которая была оказана им, когда они находились в жаркой пустыне, где не было ни тени, ни питания. Аллах осенил их тогда небесными облаками и одарил манной с перепелами.

Манной в мусульманской культуре издревле называли те доступные продукты питания, которые можно было добыть всегда и без особого труда. Такими продуктами являлись:

  • имбирь;
  • грибы;
  • хлеб.

А вот упоминаемые в Коране перепела — это была божественная пища, посылаемая самим Аллахом. Считалось, что перепела, птицы с нежным и вкусным мясом, вместе с манной (то, что можно было достать постоянно), будут даны только истинно верующим в любом количестве, сколько им будет необходимо для нормального существования.

Такие блага, по Корану, были дарованы далеко не всем. Даже жителям самых богатых городов такое изобилие не было предоставлено. Однако, сыны Исраила, по пустыне плутавшие, не возблагодарили Аллаха за невиданные щедроты. Аллах счел их жестокосердными и продолжающими совершать разные неправедные поступки, грехи. Они не обижали Аллаха, они Его такой неблагодарностью лишь ослушались.

Но, как говорят суры Корана, непокорность грешников не причиняет Ему никакого вреда, равно как и повиновение праведников не приносит Ему никакой пользы. Аллах говорит о том, что те, кто его не слышит, поступает несправедливо только лишь по отношению к самому себе, поскольку потом их неблагодарность Аллаху и злодеяния обернутся же против них самих.

Манна упоминается в Коране, в суре Та-Ха.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *