Марфо мариинскую обитель

​Решение о создании обители милосердия для лечения и благотворительной помощи раненым воинам и неимущим людям приняла вдова московского генерал-губернатора, великого князя Сергея Александровича великая княгиня Елизавета Федоровна. Благотворительность и ранее занимала большое место в жизни великой княгини. Еще при жизни мужа, в 1892 году, было основано Елисаветинское благотворительное общество (объявление о его основании хранится в Архивном фонде Москвы) для помощи беднейшим матерям законных детей.

Мысль о собственной обители в память об убитом муже возникла у Елизаветы Федоровны во время русско-японской войны 1904-1905 годов, когда она работала в организованных ею лазарете и госпитале для раненых. Практически все свои средства, включая деньги, вырученные от продажи украшений, картин, предметов роскоши, великая княгиня потратила на покупку владений на Большой Ордынке и организацию там обители милосердия. Оставшиеся средства Елизавета Федоровна положила на счет в Московскую контору Государственного банка для содержания Марфо-Мариинской обители. Документы о расходовании этих средств также хранятся в Главархиве Москвы.

В 1909 году долгожданная цель была достигнута — во владении на Большой Ордынке состоялось открытие Марфо-Мариинской обители милосердия. Как сказано во Временном уставе обители, разработанном в 1909 году, труд сестер обители милосердия должен был помогать больным и бедным, а также оказывать помощь и утешение страждущим и находящимся в горе и скорби.

В 1909 году в монастыре находились лазарет-убежище для раненых русско-японской войны, лечебница для больных, преимущественно бедных, из числа тех, за которыми сестры обители ухаживали во время своей работы в городе.

Сестры обители занимали особое положение – не монахини, но и не обычные сестры милосердия. Устройство монастыря со строгим укладом, но без пострига в монашество оставляло девушкам возможность выбора. В любой момент они могли вернуться к полноценной светской жизни, выйти замуж. В 1909 году в обители служили 30 сестер милосердия, а в 1914 году — уже 97 человек. В амбулатории обители работали самые известные московские врачи, многим бедным больным бесплатно выдавались лекарства из местной аптеки, для остальных москвичей они отпускались со скидками от 10% до 30-50%. В столовой обители ежедневно выдавали свыше 300 обедов – преимущественно бедным женщинам, обремененным многочисленными семьями и трудившимися на поденной работе. В годы Первой мировой войны в обители разместили лазарет для раненых.

В 1918 году великую княгиню Елизавету Федоровну арестовали. В мае того же года ее доставили в город Алапаевск на Урале, где находились и другие члены семьи Романовых. В июле 1918 года Елизавета Федоровна погибла. Несмотря на трагедию, Марфо-Мариинская община продолжила работу. Ее возглавила Валентина Сергеевна Гордеева. Под ее руководством обитель сумела пережить время гражданской войны и продлить свою деятельность до 1925 года уже в качестве Марфо-Мариинской трудовой общины, но в феврале того же года ее все же закрыли.

В 1990-е годы владение на Большой Ордынке было передано Церкви в лице сестричества Марфо-Мариинской обители милосердия. При восстановлении исторического облика обители и создании музея Елизаветы Федоровны использовались и документы Архивного фонда столицы.

В Архивном фонде Москвы хранятся документы органов власти, организаций, предприятий и учреждений столицы, личные собрания, фото-аудио и видеоматериалы. Старейшие источники датируются концом XVII века. Архивные фотографии и документальные источники используются в выставочных и образовательных проектах.

УЕБТЫНС

мвви

УДК 69.059+930.85

Е.В. Котова, Ю.С. Кунин, В.И. Котов

ФГБОУВПО «МГСУ»

ИСТОРИЯ И РЕКОНСТРУКЦИЯ МАРФО-МАРИИНСКОЙ ОБИТЕЛИ

Описаны результаты обследования сотрудниками НИЛ ОРЗиС МГСУ комплекса зданий Марфо-Мариинской обители после реконструкции 1996 г. Особое внимание уделено современному неудовлетворительному состоянию подвала от протечек, и образованию трещин во вновь отреставрированных конструкциях. Проанализированы проблемы с неудовлетворительным (аварийным) состоянием несущих конструкций памятников архитектуры, возникающие при восстановлениях и реконструкциях после советского периода и характерные для всех храмовых комплексов и церквей России.

Ключевые слова: храмы, реконструкция, реставрация, Марфо-Мариинская обитель, религиозный туризм, историческое наследие, религиозное наследие.

Марфо-Мариинская обитель милосердия была создана трудами и на средства Великой княгини Елизаветы Федоровны в начале XX в. На рис. 1 приведена схема Марфо-Мариинской обители с находящимися на ее территории памятниками, зданиями и сооружениями на момент обследования сотрудниками МГСУ.

Рис. 1. Схема Марфо-Мариинской обители : 1 — Храм Покрова Пресвятой Богородицы; 2 — больничный корпус с домовой церковью Марфы и Марии; 3 — превратная сторожка с часовней; 4 — часовня; 5 — покои Великой Княгини Елизаветы Федоровны; 6 — медицинский центр «Милосердие»; 7 — общежитие сестер; 8 — приют для девочек-сирот; 9 — гаражи; 10 — ограда; 11 — беседка; 12 — домик садовника; 13 — «Голгофа»; 14 — памятник Великой княгине Елизавете Федоровне; 15 — детская площадка; 16 — Северо-Восточные ворота; 17 — Юго-Восточные ворота; 18 — здание, приспособленное под воскресную школу; 19 — пристенный фонтан; 20 — фонтан

ВЕСТНИК

МГСУ-

Рис. 2. Макет реконструкции Марфо-Мариинской обители

Временная церковь Марфы и Марии была пристроена к одному из домиков сразу же после учреждения общины. В сентябре 1909 г. церковь Марфы и Марии была обустроена и освящена. Церковь была устроена так, чтобы лежачие больные могли видеть богослужения. В 1909—1910 гг. в северной части двора был построен еще один жилой корпус, трехэтажный, в неоклассических формах . С крайним во владении домом корпус был соединен галереей. В этом доме, выходящем на улицу, разместились больница с больничной церковью. Остальные здания заняли под общежитие, амбулаторию, приют для девочек, библиотеку, столовую и хозяйственные службы (рис. 2). В 1908—1912 гг. по проекту архитектора А.В. Щусева был построен главный храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы в стиле модерн (рис. 3). Храм совершенно по-разному предстает в различных ракурсах. А.В. Щусев строит его как гротескный коллаж: кубический одноглавый храм, гипертрофированно вытянутая трапезная и притвор с двумя звонницами, увенчанными каплевидными главками. В создании художественного убранства храма участвовали художники Н.Я. Тамонькин (белокаменные рельефы на фасадах), М.В. Нестеров (фрески основного храма) и П.Д. Корин (фрески крипты) . Ограда обители представляет собой сплошную стену с асимметричным ступенчатым завершением, кирпичным декором и низкой калиткой (рис. 4). В 1914 г. с начала войны Марфо-Мариинская больница была превращена в лазарет. С 1926 г. в храме Марфы и Марии разместилась амбулатория им. профессора Ф.А. Рейна — филиал ЦЕКУБУ (Центральная Комиссия по улучшению быта ученых). До 1928 г. в храме и больнице действовала поликлиника. В 1929 г. в храме Покрова открыт кинозал клуба Санпросвета и была установлена статуя Сталина. В

ризнице устроили туалеты. С 1945 г. рис. 4. Ворота с главным входом и здания храма получили Государствен- трещинами

Рис. 3. Храм Покрова

ные художественные реставрационные мастерские. Здание бывшей церкви и больницы занимали самые различные учреждения. К 1980 г. в нем были лаборатория Всероссийского научно-исследовательского института минерального сырья им. Н.М. Федоровского и кабинет лечебной физкультуры. В 1990 г. в здании находился спортзал кооператива «Алмаз» . В августе 1990 г. начинается период восстановления Марфо-Мариинской обители — во дворе обители был открыт памятник Великой княгине Елизавете Федоровне, выполненный скульптором Вячеславом Клыковым. В 1992 г. постановлением правительства Москвы комплекс Марфо-Мариинской обители был передан Московской Патриархии. Однако главный Покровский храм был возвращен патриархии Всероссийским художественным научно-реставрационным центром им. И.Э. Грабаря (ВХ НРЦ) в конце 2006 г. К 2004 г. почти полностью было восстановлено здание амбулатории с аптекой, проведены работы по выведению из аварийного состояния здания больницы (постройка 1853 г.) и фактически началась ее реставрация (рис. 5). Все работы проводились квалифицированными архитекторами и реставраторами. В Покровском храме, находившемся в аварийном состоянии, отремонтированы стены, полы, купол, росписи, лепнины и паркет отреставрированы специалистами из фирмы «ЭКОБАУ». В храме воссозданы деревянный иконостас и плиты гробниц . Больше всего пострадала от разрушений молельная комната Великой княгини Елизаветы Федоровны и крипта в подземной церкви из-за протечек воды (рис. 6) . Крипта расположена за пределами надземного храма возле южной стены. Но войти в нее можно только из храма. В результате проведенной реставрации в нее можно пройти только по узкому коридору. Корпус, где находились храм Марфы и Марии и больничные палаты, также воссоздан по историческим фотографиям без каких-либо вольностей и расхождений. В трехэтажном здании общежития сестер, находящегося в аварийном состоянии, отремонтированы стены и перекрытия. Воссозданы две часовни, а также «Голгофа» — так это место называлось при Елизавете Федоровне. Сейчас там установлен резной крест в память об Алапаевских мучениках, которые погибли вместе с Елизаветой Федоровной. Сад на территории обители высажен в точности по историческим фотографиям — здесь те же плакучие ивы и лиственницы, цветут лилии и розы. Также к территории монастыря прибавился участок земли, под которым находится подземный храм-усыпальница сестер.

Рис. 5. Часовня с трещинами

Рис. 6. Намокание фресок в крипте

ВЕСТНИК

МГСУ-

Рис. 7. Трещина на фасаде Храма

В здании братского корпуса сохранились декор, паркет, метлахская плитка, в том числе и в санузлах; замки, дверные ручки, даже доломитовые лестницы. Снесен из-за аварийного состояния переход на уровне второго этажа. За это время было полностью отреставрировано здание амбулатории с аптекой, выведено из аварийного состояния здание больницы, завершены работы по реставрации конструкций и фасадов этого здания. Переложены наружные сети на территории обители. В проекте не было предусмотрено укрепление фундаментов и грунтов основания, поэтому после реставрации комплекса в отдельных зданиях (братский корпус, покои настоятельницы, часовня и подземная церковь) в стене ограды продолжаются осадки, что привело к образованию трещин и к отслоению штукатурных и отделочных слоев. При реставрации отделочных слоев и росписей учитывался опыт зарубежных и российских специалистов . В докладе специалистов кафедры испытания сооружений МГСУ на международной конференции в Польше приведен пример комплексной реконструкции Знаменской церкви села Холмы Истринского района и проведен обмен мнениями по реставрации памятников архитектуры за границей. В храме после реставрации отмечены незначительные осадочные трещины в наружных кирпичных стенах, а также выпадение кирпича парапета при монтаже кровли (рис. 7). В братском корпусе и покоях настоятельницы осадочные трещины отмечены над всеми оконными перемычками кирпичных наружных стен (рис. 8). Кроме этого, не выполнена гидроизоляция стен подвалов и цокольных этажей, что привело к замачиванию кладки стен подвала братского корпуса и к образованию грибка и плесени. Над криптой и подземной церковью выполнена гидроизоляция, но на стенах и росписях, которые выполнены по цементно-песчаной штукатурке, отмечены следы намокания, вылом и повреждение (осыпание) уникальных росписей. В кирпичных стенах ограды Марфо-Ма-риинской обители отмечены осадочные трещины, особенно в местах примыка-ння к соседним зданиям (рис. 9). В обители в настоящее время действуют приют- Рис. 9. Трещины в ограде

Рис. 8. Трещины на главном фасаде братского корпуса

пансион для девочек-сирот, детская художественная школа, благотворительная столовая, патронажная служба и магазин церковной утвари. Сестры обители трудятся в НИИ «Скорой помощи» им. Н.В. Склифосовского. По результатам обследования сотрудниками лаборатории МГСУ рекомендовано выполнить ремонт коммуникаций, устройство гидроизоляции и укрепление грунтов по отдельному разработанному проекту.

Библиографический список

1. Сайт Марфо-Мариинской обители. Режим доступа: http://www.mmom.ru. Дата обращения: 15.04.2013.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Михайловский Е.В. Реставрация памятников архитектуры. М. : Издательство литературы по строительству, 1971. 96 с.

6. Отчет по инженерно-техническому обследованию крипты Марфо-Мариинской обители / ООО «Техоргстрой». 2012.

7. Banister Fletcher. A History of Architecture. Architectural Press. 1996. Р. 1801.

9. Котов В.И., Кунин Ю.С. Комплексное обследование памятников архитектуры для разработки проекта реставрации // Обследование, испытание, мониторинг и расчет строительных конструкций зданий и сооружений : сб. науч. тр. 2010. С. 93—96.

11. Федотова Л.А. Религиозный туризм как путь возрождения историко-культурного наследия // Промышленное и гражданское строительство. 2012. № 9. С. 41—42.

Поступила в редакцию в мае 2013 г.

Об авторах: Котова Елена Васильевна — инженер лаборатории «Обследование и реконструкция зданий и сооружений» кафедры испытания сооружений, ФГБОУ ВПО «Московский государственный строительный университет» (ФГБОУ ВПО «МГСУ»), 129337, г. Москва, Ярославское шоссе, д. 26, 8(495)287-49-14 вн. 13-31, orzs@mail.ru;

Кунин Юрий Саулович — кандидат технических наук, профессор, заведующий кафедрой испытания сооружений, ФГБОУ ВПО «Московский государственный строительный университет» (ФГБОУ ВПО «МГСУ»), 129337, г. Москва, Ярославское шоссе, д. 26, orzs@mail.ru;

Котов Виктор Иванович — заведующий сектором лаборатории «Обследование и реконструкция зданий и сооружений» кафедры испытания сооружений, ФГБОУ ВПО «Московский государственный строительный университет» (ФГБОУ ВПО «МГСУ»), 129337, г. Москва, Ярославское шоссе, д. 26, orzs@mail.ru. Для цитирования: Котова Е.В., Кунин Ю.С., Котов В.И. История и реконструкция Марфо-Мариинской обители // Вестник МГСУ 2013. № 7. С. 15—21.

BECTHMK -T,om 1

Е.V. Kotova, Yu.S. Kunin, V. I. Kotov

HISTORY AND RECONSTRUCTION OF THE CONVENT OF MARTHA AND MARY

7. Banister Fletcher. A History of Architecture. Architectural Press, 1996, 1801 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Марфо-Мариинская обитель

Их называют Марфины сёстры. И считают примером бескорыстия и любви к людям. Точнее, само выражение «Марфины сёстры» давно уже стало у москвичей синонимом любви к людям.

Впервые сестры милосердия Марфо-Мариинской обители появились в Москве в 1909 году.

Марфо-Мариинская обитель милосердия

Основательницей этой общины милосердия стала вдова убитого террористами московского генерал-губернатора Сергея Александровича Елизавета Фёдоровна.

Великий князь Сергей Александрович, бывший генерал-губернатор Москвы (отставлен 1 января 1905 года), дядя царя был в феврале того же года убит взрывом бомбы, брошенной террористом-эсером Иваном Каляевым. Убийство великого князя Сергея Александровича потрясло русское общества. Это убийство осудили даже вожди зарубежных радикалов-террористов. Российские же радикалы цинично шутили, что великому князю пришлось «пораскинуть мозгами».

Елизавета Фёдоровна, узнав о трагедии, исполнила всё так, как, она знала, желал бы её муж. Одно из подтверждений тому – попытка спасти гибнущую душу убийцы Каляева. Елизавета пошла к нему в тюрьму на третий день после злодеяния. Она подарила ему Евангелие и маленькую иконку, призвав его к покаянию.»…Дело 4–го февраля, – писал Каляев, – я исполнил с истинно религиозной преданностью… религия моя – социализм и свобода». В мае И.П. Каляев был повешен в Шлиссельбургской крепости по приговору суда, невзирая на то, что о его помиловании просила вдова убитого, которая по-христиански простила убийцу.

После трагической кончины мужа Елизавета Фёдоровна полностью меняет образ жизни. В 1907 году Елизавета Фёдоровна учредила общину сестер милосердия под названием Марфа-Мариинская обитель. Община начала работать в феврале 1909 года.

В основу Марфо-Мариинской обители милосердия был положен устав почти что монастырской общежительной жизни. Святейший Синод утвердил чин посвящения сестёр обители как чин посвящения в диаконисы. При посвящении диаконисам вручались чётки, наперсный крест и белое диаконисское покрывало – мафорий. О предназначении обители Елизавета Фёдоровна писала: «Обитель Милосердия хочет принять на себя диаконисское служение женщины, как оно выразилось в древней Церкви и как освящено Апостолами, святыми женами-мироносицами и подвигами сонма подвижниц». После утверждения этого устава в обительской церкви святых Марфы и Марии по разработанному Святейшим Синодом чину епископом Трифоном были посвящены в звание крестовых сестер любви и милосердия 17 сестёр обители во главе с великой княгиней Елизаветой. Великая княгиня постриглась в монахини под именем Варвары.

В тот день великая княгиня Елизавета впервые со дня гибели Сергея Александровича сняла с себя траур и облачилась вместе с сестрами в белое сестринское одеяние. А на другой день за Божественной литургией митрополит Московский Владимир возложил на сестер нагрудные кипарисовые кресты на белых лентах и знаки их иноческого достоинства, а великую княгиню Елизавету Фёдоровну возвёл в сан настоятельницы обители.

Великая княгиня одевалась, как все сестры, только свой крест носила на резной цепочке. Она не любила чёрный цвет. И будучи настоятельницей, в будничные дни одевалась в хлопчатобумажное белое или серое одеяние, приличное её сану, а в праздники носила монашеские одежды из белой шерсти.

Главный большой храм Марфо-Мариинской обители – во имя Покрова Пресвятой Богородицы строил архитектор Алексей Викторович Щусев. Вместе с ним работали архитекторы Борис Викторович Фрейденберг и Леонид Васильевич Стеженский. Закладка храма состоялась в мае 1908 года.

Белые стены храма словно овеяны поэзией зодчества древнего Пскова, мотивы которого использовал архитектор, проектируя главный храм. Позже под храмом Покрова была построена церковь-усыпальница во имя Сил Небесных и Всех Святых.

Расписывал храм Покрова близкий Елизавете Фёдоровне по духу художник Михаил Васильевич Нестеров. В начале своего творческого пути Михаил Васильевич написал картину «Отрок Варфоломей», а в конец – «Душа народа». В церкви-усыпальнице трудился ученик Нестерова художник Павел Дмитриевич Корин. Впоследствии Павел Дмитриевич женился на воспитаннице из Марфо-Мариинской обители.

Елизавета Фёдоровна обладала удивительными талантами. И первым среди них – её несомненный талант медика, поистине неженская хирургическая хватка. Она была хирургической сестрой высокого класса. Лучше её не было. Её хвалили и приглашали, призывали ассистенткой тогдашние светила русской медицины. Особенно её просили в сложных случаях при трудных операциях.

Кроме того, она любила сады и садоводство. Даже в Алапаевске, в заточении, она умела и не уставала радоваться своему последнему земному саду – цветнику, за которым ей разрешили ухаживать.

Елизавета Фёдоровна обладала художественными способностями и даром понимать и ценить классическую музыку. Кисти, краски, карандаши, альбомы, мольберт, палитра – с детства и в течение всей жизни это чудесное имущество художника было частью её бытового уклада, сопутствовало ей, как и цветы, увлечение садоводством. Даже и перед концом, когда сознавала, что уже сочтён каждый оставшийся ей день на милой земле, она регулярно и с увлечением часть своего времени посвящала рисованию. У неё ещё был дар выполнять изысканные рисунки для вышивания.

В составе Марфо-Мариинской обители действовала больница, амбулатория, аптека, приют для девочек-сирот, столовая для бедных. В амбулатории обители безвозмездно работали 34 врача. Бедным больным лекарство выдавали бесплатно. Была также воскресная школа и библиотека на две тысячи томов. Сестер обители знали по всей Москве. Они ходили по домам городских окраин, дежурили на Хитровке, отправлялись на фронт во время Первой мировой войны.

Авторитет матери Варвары был столь велик, что сразу после революции большевики её не тронули. Но новая власть, конечно, не могла долго мириться с тем, что эта кроткая женщина, посвятившая себя служению людям, принадлежала к царской семье. Весной 1918 года Елизавета Федоровна была арестована, сослана, а затем казнена.

Обитель продолжила свою деятельность до 1926 года. Затем в её помещениях два года действовала поликлиника, в которой работали сёстры.

В 1928 году, после закрытия обители, в её соборном храме (Покровский собор) был организован кинотеатр, позднее – дом санитарного просвещения. После Великой Отечественной войны здание Покровского храма передали Государственным реставрационным мастерским.

В 1992 году, когда Елизавета Фёдоровна была причислена к лику святых новомучениц Российских, комплекс Марфо-Мариинской обители был передан Московской Патриархии.

В настоящее время в обители работает приют для девочек-сирот, благотворительная столовая и патронажная служба. И даже сегодня Марфиных сестёр, которых, как и прежде, считают примером бескорыстия и любви к людям, можно увидеть в военных госпиталях и больницах.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Сначала здесь жили шесть насельниц, в 1910 г. их стало 51, к 1918 г. – около 90. «Я оставляю блестящий мир, где я занимала блестящее положение, – обратилась Елисавета Феодоровна к сестрам открывшейся обители, – но вместе со всеми вами я восхожу в более великий мир – в мир бедных и страдающих».

9 апреля 1910 года епископ Трифон (Туркестанов) посвятил первых 17 насельниц во главе с Великой княгиней в крестовые сестры. Следующим утром за Литургией митрополит Московский Владимир возвел Елисавету Феодоровну в сан настоятельницы. В народе ее стали называть Великой Матушкой.

Обитель явила собой учреждение совершенно особого рода: и не монастырь, и не обычная община сестер милосердия. В сестры принимались вдовы и девицы православного вероисповедания от 21 до 40 лет. Сестры, жившие в Обители, приносили обеты целомудрия, нестяжания и послушания, однако, в отличие от монахинь, по истечении определенного срока могли уйти из Обители и создать семью.

В 1911 году в Обители действовали больница для бедных женщин и детей, дом для бедных чахоточных женщин, бесплатная амбулатория с выдачей лекарств, трудовой приют для девочек, воскресная школа для взрослых женщин, бесплатные библиотека, столовая и странноприимница. Все эти учреждения обслуживались сестрами.

Большое место в деятельности Обители отводилось организации квалифицированной медицинской помощи. Здесь вели прием известнейшие в Москве врачи. Под их руководством все сестры проходили специальное обучение. Больница в Марфо-Мариинской обители считалась лучшей в Москве.

Авторитет Марфо-Мариинской обители милосердия был непререкаемым. Господь хранил ее в смутное революционное время. Но 7 мая 1918 года за Матушкой прибыл отряд латышских стрелков, под конвоем она была отправлена в ссылку на Урал. В ночь с 17 на 18 июля в 18 км от г.Алапаевска у рудника Нижняя Селимская были убиты члены императорской семьи Дома Романовых: Великая княгиня Елисавета Феодоровна, Великий князь Сергей Михайлович, князья императорской крови Иоанн, Константин и Игорь Константиновичи, князь Владимир Павлович Палей и сопровождавшие их крестовая сестра Марфо-Мариинской обители Варвара Алексеевна Яковлева и управляющий делами Великого князя Сергея Михайловича Федор Семенович Ремез.

Марфо-Мариинская обитель просуществовала до февраля 1926 года. Позднее здесь располагались кинотеатр, поликлиника, реставрационные мастерские, лаборатории.

Возрождение

Возрождение Обители началось в 1992 году, когда ее территория была передана Русской Православной Церкви, когда постановлением столичного правительства архитектурный комплекс Марфо-Мариинской обители был передан Московской Патриархии. В 1993 году возродилось Марфо-Мариинское сестричество. Благодаря трудам многих и многих людей жемчужина Замоскворечья засияла вновь. Возрождение коснулось как архитектурного ансамбля, так и деятельности Обители.

Ключи от главного собора обители — Покрова Пресвятой Богородицы — были возвращены Церкви центром им. И.Э. Грабаря в конце 2006 г.

Современная жизнь

Сегодня Марфо-Мариинская обитель милосердия является ставропигиальным женским монастырем, при этом Патриаршим благословением (Журнал Московской Патриархии №52 за 2014 г.) в ней сохраняется особый уклад жизни, восходящий к основательнице Обители Великой княгине Елисавете Феодоровне и через сохранение этого уклада продолжается дело милосердия святой преподобномученицы.

Синод определил, что в вопросах социального служения и дел милосердия обитель подчиняется Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси через Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению, а в вопросах монашеской жизни — через Синодальный отдел по монастырям и монашеству.

В Марфо-Мариинской обители милосердия осуществляется 10 социальных проектов, направленных на улучшение качества жизни тех, кто больше всего в этом нуждается: детей-инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также больных, одиноких, немощных, престарелых и других людей, оказавшихся в тяжелых жизненных обстоятельствах. Проекты осуществляются совместно с православной службой помощи «Милосердие». Наши проекты:

1. Развивающий центр для детей с ДЦП «Елизаветинский сад»

2. Елизаветинский детский дом

3. Елизаветинский хоспис

4. Детская выездная паллиативная служба

5. Центр реабилитации детей с ДЦП

6. Проект поддержки особого детства Дети.pro

7. Центр отдыха для семей с детьми-инвалидами «Солнышко в ладошках»

8. Группа работы с просителями

9. Справочная телефонная служба «Милосердие»

10. Центр семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

О правилах монастыря

Сегодня в нашей Обители сохраняются особенности, заложенные её основательницей Великой княгиней Елисаветой Феодоровной, прославленной в лике преподобномученицы: у нас есть сестры монашествующие, а есть сестры милосердия, или белые сестры, как мы их называем.

Монашествующие сестры выполняют церковные, хозяйственные и административные послушания. Но в случае необходимости любая сестра может подменить другую на ее послушании, и тогда монашествующие сестры тоже с радостью и готовностью участвуют в социальном служении. Сейчас в Обители всего тридцать сестер (монашествующих и сестер милосердия), и для той деятельности, которую мы ведем, это совсем немного.

Послушания сестер милосердия в первую очередь связаны с социальной деятельностью. Это патронажная служба вне обители, когда сестры выезжают для помощи на дому одиноким, престарелым и нуждающимся людям, а также социальные проекты на нашей территории.

Монашествующие ходят в монашеской черной одежде, а белые сестры – в той форме, которую создала для них Великая княгиня. Она подобна иноческой: они носят подрясник серого цвета и белый апостольник, закрывающий лоб. При Великой княгине сестры носили еще крест и в холодную погоду серое покрывало поверх апостольника.

О святынях монастыря

Преподобномученица Великая княгиня Елисавета родилась 20 октября 1864 года в протестантской семье Великого герцога Гессен-Дармштадтского Людвига IV и принцессы Алисы, дочери английской королевы Виктории. В 1884 году она вышла замуж за Великого князя Сергея Александровича, брата Императора Российского Александра III.

Видя глубокую веру своего супруга, Великая княгиня всем сердцем искала ответ на вопрос — какая же религия истинна? Она горячо молилась и просила Господа открыть ей Свою волю. 13 апреля 1891 года, в Лазареву субботу, над Елисаветой Феодоровной был совершен чин принятия в Православную Церковь. В том же году Великий князь Сергей Александрович был назначен генерал-губернатором Москвы.

Посещая храмы, больницы, детские приюты, дома для престарелых и тюрьмы, Великая княгиня видела много страданий. И везде она старалась сделать что-либо для их облегчения.

После начала в 1904 году русско-японской войны Елисавета Феодоровна во многом помогала фронту, русским воинам. Трудилась она до полного изнеможения.

5 февраля 1905 года произошло страшное событие, изменившее всю жизнь Елисаветы Феодоровны. От взрыва бомбы революционера-террориста погиб Великий князь Сергей Александрович. Бросившаяся к месту взрыва Елисавета Феодоровна увидела картину, по своему ужасу превосходившую человеческое воображение. Молча, без крика и слез, стоя на коленях в снегу, она начала собирать и класть на носилки части тела горячо любимого и живого еще несколько минут назад мужа.

В час тяжелого испытания Елисавета Феодоровна просила помощи и утешения у Бога. На следующий день она причастилась Святых Тайн в храме Чудова монастыря, где стоял гроб супруга. На третий день после гибели мужа Елисавета Феодоровна поехала в тюрьму к убийце. Она не испытывала к нему ненависти. Великая княгиня хотела, чтобы он раскаялся в своем ужасном преступлении и молил Господа о прощении. Она даже подала Государю прошение о помиловании убийцы.

Елисавета Феодоровна решила посвятить свою жизнь Господу через служение людям и создать в Москве обитель труда, милосердия и молитвы. Она купила на улице Большая Ордынка участок земли с четырьмя домами и обширным садом. В обители, которая была названа Марфо—Мариинской в честь святых сестер Марфы и Марии, были созданы два храма — Марфо—Мариинский и Покровский, больница, считавшаяся впоследствии лучшей в Москве, и аптека, в которой лекарства отпускались бедным бесплатно, детский приют и школа. Вне стен обители был устроен дом-больница для женщин, больных туберкулезом.

10 февраля 1909 года обитель начала свою деятельность. 9 апреля 1910 года за всенощным бдением епископ Дмитровский Трифон (Туркестанов; + 1934) по чину, разработанному Святейшим Синодом, посвятил насельниц в звание крестовых сестер любви и милосердия. Сестры дали обет, по примеру инокинь, проводить девственную жизнь в труде и молитве. На следующий день за Божественной литургией святитель Владимир, митрополит Московский и Коломенский, возложил на сестер восьмиконечные кипарисовые кресты, а Елисавету Феодоровну возвел в сан настоятельницы обители. Великая княгиня сказала в тот день: «Я оставляю блестящий мир…но вместе со всеми вами я восхожу в более великий мир — в мир бедных и страдающих».

В Марфо—Мариинской обители Великая княгиня Елисавета Феодоровна вела подвижническую жизнь: спала на деревянной кровати без матраса, часто не более трех часов; пищу употребляла весьма умеренно и строго соблюдала посты; в полночь вставала на молитву, а потом обходила все палаты больницы, нередко до рассвета оставаясь у постели тяжелобольного. Она говорила сестрам обители: «Не страшно ли, что мы из ложной гуманности стараемся усыплять таких страдальцев надеждой на их мнимое выздоровление. Мы оказали бы им лучшую услугу, если бы заранее приготовили их к христианскому переходу в вечность». Без благословения духовника обители протоиерея Митрофана Серебрянского и без советов старцев Оптиной Введенской пустыни, других монастырей она ничего не предпринимала. За полное послушание старцу она получила от Бога внутреннее утешение и стяжала мир в своей душе.

С начала первой мировой войны Великая княгиня организовала помощь фронту. Под ее руководством формировались санитарные поезда, устраивались склады лекарств и снаряжения, отправлялись на фронт походные церкви.

Отречение Императора Николая II от престола явилось большим ударом для Елисаветы Феодоровны. Душа ее была потрясена, она не могла говорить без слез. Елисавета Феодоровна видела, в какую пропасть летела Россия, и горько плакала о русском народе, о дорогой ей царской семье.

В ее письмах того времени есть следующие слова: «Я испытывала такую глубокую жалость к России и ее детям, которые в настоящее время не знают, что творят. Разве это не больной ребенок, которого мы любим во сто раз больше во время его болезни, чем когда он весел и здоров? Хотелось бы понести его страдания, помочь ему. Святая Россия не может погибнуть. Но Великой России, увы, больше нет. Мы… должны устремить свои мысли к Небесному Царствию… и сказать с покорностью: «Да будет воля Твоя».

Великую княгиню Елисавету Феодоровну арестовали на третий день святой Пасхи 1918 года, в Светлый вторник. В тот день святитель Тихон служил молебен в обители.

С ней разрешили поехать сестрам обители Варваре Яковлевой и Екатерине Янышевой. Их привезли в сибирский город Алапаевск 20 мая 1918 года. Сюда же были доставлены Великий князь Сергей Михайлович и его секретарь Феодор Михайлович Ремез, Великие князья Иоанн, Константин и Игорь Константиновичи и князь Владимир Палей. Спутниц Елисаветы Феодоровны отправили в Екатеринбург и там отпустили на свободу. Но сестра Варвара добилась, чтобы ее оставили при Великой княгине.

5 (18) июля 1918 года узников ночью повезли в направлении деревни Синячихи. За городом, на заброшенном руднике, и совершилось кровавое преступление. С площадной руганью, избивая мучеников прикладами винтовок, палачи стали бросать их в шахту. Первой столкнули Великую княгиню Елисавету. Она крестилась и громко молилась: «Господи, прости им, не знают, что делают!».

Обретение

С началом октябрьского переворота судьба Обители стала неопределенной. Говорили о ликвидации ее как гнезда «мракобесия и контрреволюции”. На третий день Пасхи 1918 года Великая Княгиня была арестована. 18 июля Великая Княгиня Елизавета Феодоровна, ее келейница инокиня Варвара (Яковлева), члены Царской фамилии: Великий Князь Сергей Михайлович с секретарем Федором Ремезом, сыновья Великого Князя Констанина Константиновича Игорь, Иоанн, Константин и князь Владимир Палей были сброшены в шахту недалеко от г. Алапаевска.

Через несколько месяцев, после оставления красными г. Алапаевска, 11 октября тела новомучеников были подняты из шахты. Тело Великой Княгини не было подвержено тлению. При отступлении армии Колчака в июне 1919 г. останки убиенных перевозят сначала в Читу, а потом в Китай. Там, в Пекине по настоянию сестры Великой Княгини, принцессы Виктории, тела Елизаветы Феодоровны и инокини Варвары были отправлены в Иерусалим, а остальных мучеников погребли на русском кладбище.

В январе 1921 г. гробы были перевезены в Иерусалим. Принцесса Виктория писала брату: «Мы должны будем поехать через весь город к русской церкви св. Марии Магдалины… Я надеюсь, что найду там склеп под церковью, где они могут оставаться до тех пор, пока их можно будет перевезти в Москву». Она надеялась, что вскоре тела ее сестры и инокини Варвары можно будет перевезти в Москву и упокоить в Марфо-Мариинской обители.

Чудеса

Одно из удивительных событий, которых было немало на пути в Гефсиманию, произошло в Чите. В конце 1919 года по дороге в эмиграцию, в Китай, в Чите остановился митрополит Нестор Камчатский. Свою последнюю на Родине Литургию он служил в монастыре, где тайно сохранялись тела алапаевских мучеников. Кроме настоятеля никто о них не знал. Во время малого входа митрополит Нестор стоял в центре храма, на амвоне и вдруг увидел: из левого придела выходит Елисавета Феодоровна, молится, подходит к нему за благословением. После службы, радостный, сияющий, митрополит Нестор обратился к настоятелю: «Что же ты скрываешь? Елисавета Феодоровна жива! Все неправда!». Настоятель заплакал. «Какой там жива! Она лежит под спудом. Там восемь гробов». Но митрополит не верил: «Я видел её живую!…» А все видели, как он благословлял пустое место

Митрополит Нестор Камчатский рассказал об этом явлении внучке священномученика Серафима (Чичагова) — монахине Пюхтицкого монастыря Серафиме (Резон, 1883-1963).

События современной истории

11 октября 2017 года, в день обретения мощей преподобномученицы Великой княгини Елисаветы Феодоровны, будет отмечаться 25-летие возрождения Марфо-Мариинской обители милосердия. В Покровском соборе в этот день Божественную Литургию отслужил еписокп Орехово-Зуевский Пантелеимон, Архипастырю сослужили епископ Ахтубинский и Енотаевский Антоний, протоиерей Владимир Воробьев, ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, клирики Обители и других столичных храмов. По окончании Литургии у мощей святой преподобномученицы Елисаветы был совершен молебен. В саду Обители прошли многочисленные праздничные мероприятия, а вечером в Соборной палате Епархиального дома Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета прошел концерт классической музыки.

1 сентября 2017 года профессор богословия Оксфордского университета митрополит Диоклийский Каллист, совершавший паломничество к святыням России, посетил Марфо-Мариинскую обитель милосердия. В Голубой гостиной прошла встреча известного богослова с насельницами и сотрудниками Обители.

26 мая 2017 года насельницы Марфо-Мариинской обители милосердия поклонились доставленным из итальянского города Бари в Москву в Храм Христа Спасителя мощам святителя Николая Чудотворца.

12 апреля 2017 года, в канун четверга Страстной седмицы, нашу Обитель посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Предстоятель Русской Православной Церкви принял участие в вечернем богослужении в храме Покрова Пресвятой Богородицы.

11 октября 2016 года в Покровском соборе Марфо-Мариинской обители милосердия состоялась первая праздничная Божественная Литургия в честь обретения честных мощей святой преподобномученицы Великой княгини Елисаветы, празднование которого по благословению Святейшего патриарха Кирилла внесено в этом году в месяцеслов Русской Православной Церкви. С этого момента в Обители Преподобномученицы появился еще один праздник, связанный с именем ее святой основательницы, который будет отмечаться ежегодно в первой половине октября.

1 августа 2016 года в день обретения мощей преподобного Серафима, Саровского Чудотворца, епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон, председатель Синодального отдела по благотворительности и социальному служению, освятил часовню на территории Марфо-Мариинской обители милосердия.

С начала октября по конец декабря 2015 года в Марфо-Мариинской Обители милосердия впервые прошли занятия по подготовке православных экскурсоводов.

1 декабря 2015 года ковчег с мощами святого равноапостольного великого князя Владимира был доставлен в Марфо-Мариинскую обитель милосердия в рамках всероссийского празднования 1000-летия преставления Крестителя Руси князя Владимира.

6 сентября 2015 года сестры Марфо-Мариинской Обители приняли участие в Крестном ходе, посвященном 700-летию начала служения в Москве святителя Петра, митрополита Киевского, Московского и Всея Руси.

26 апреля 2015 года по благословению матушки игумении Елисаветы, в день Жен-мироносиц, в Покровский храм Марфо-Мариинской Обители была принесена икона «Пояс Пресвятой Богородицы» – та самая, которая путешествовала с Поясом Божией Матери по России в 2011 году. После молебна перед иконой о здравии и о даровании детей, со святыней был совершен Крестный ход

5 марта по 5 апреля 2015 года в Музее современной истории в Москве открылась выставка «Белый Ангел», посвященная 150-летию со дня рождения Великой княгини Елиcаветы Федоровны Романовой, создательницы Марфо-Мариинской обители милосердия. и 110-летия со дня мученической кончины Великого князя Сергея Александровича.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *