Мария и иосиф

Давайте устроим виртуальную поездку по маршруту «Чудотворные иконы Москвы», который недавно разработала экскурсовод проекта «Москва шаг за шагом» Виктория Шеногина.

Кольца в знак благодарности

— Сначала мы едем в церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове, которая существует еще с 1370 года, — рассказывает Виктория. — Возле нее были когда-то захоронены герои Куликовской битвы. В советское время прямо на этих могилах устроили компрессорную завода «Динамо»… В 1989-м храм наконец вернули верующим. И там есть две чудотворные иконы.

Первая — список* иконы Тихвинской Божией Матери. Она известна со времен Ивана Грозного. Хранилась в Тихвине, потом в Пскове. А когда в 1943 году фашисты отступали, местный священник взял эту икону и ушел вместе с ними… После его смерти вскрыли завещание, где было написано, что он просит вернуть икону в Россию. И потомки этого священника более 10 лет назад действительно привезли Тихвинскую обратно. Оригинал сейчас в Санкт-Петербурге, а у нас — один из первых списков, который был сделан с этой чудотворной иконы и который тоже почитается как чудотворный. Люди порой приносят сюда кольца в знак благодарности за избавление от болезни.

Тут же хранится еще один чудотворный образ — список иконы Влахернской Божией Матери. Оригинал был назван по местности Влахерны близ Константинополя, откуда образ и привезли в Россию в 1653 году как дар царю Алексею Михайловичу. В иконе хранится множество мощей самых разных святых.

И еще. Помните огромные очереди к Поясу Пресвятой Богородицы в 2011 году? Так вот, в этой же церкви можно в любой день поклониться частице ризы (одежды) Богородицы. Без давки.

А мы ставим свечи — и едем дальше.

«Церковь пришлых образов»

— Следующий храм в этой экскурсии — Воскресения Христова в Сокольниках, — продолжает Виктория. — Построен в стиле модерн: таким заказала его в начале ХХ века местная община. И в советское время не закрывался. Когда мы заходим сюда, люди в недоумении: неужели храм не православный? Что-то в нем не так. А просто алтарная часть ориентирована не с запада на восток, как в большинстве наших церквей, а на юг. Как бы показывает в сторону Святой Земли, Иерусалима — родины Христа.

В детстве я жила недалеко. Помню, люди называли этот храм церковью пришлых икон. Потому что когда в 1930 годы соборы закрывали, многие иконы принесли на сохранение сюда. Я не знаю других храмов в Москве, где было бы так много чудотворных икон сразу:

— Страстная Божия Матерь — родом из XVII века, перенесена из Страстного монастыря (на чьем месте теперь стоит памятник Пушкину).

— Боголюбская (изображается со свитком) — одна из двух чудотворных икон под названием «Боголюбская» в Москве. Конкретно эта спасена при разрушении Варварских ворот в 1934 году.

— Иверская икона — привезена из разрушенной при СССР Иверской часовни на Красной площади, где находилась с 1669 года. Написана она была по заказу патриарха Никона. Можно представить, сколько молитв она услышала и впитала в себя за это время. А знаете, почему Иверская всегда изображается с капелькой крови на шее Богородицы? Во времена гонений на христиан в дом православной женщины пришли стражники и стали мечами протыкать все, что было в доме. А хозяйка спрятала икону в ларь. Когда меч попал по ларю, икона вскрикнула. Открыли крышку и увидели, что она кровоточит. Отсюда и капля крови. Стражники в ужасе вернули икону: спрячь! А где?! И хозяйка отнесла ее на реку. Спустя какое-то время ее увидели монахи на Афоне. Там она и хранится. А в Сокольниках — список с иконы.

— Грузинская — которая сменила несколько монастырей с XVIII в., пока не осталась в храме Воскресения Христова в Сокольниках. За этой копией древнего образа Богоматери, которая хранится в Грузии, тянется длинный список чудесных исцелений.

И еще три чудотворные иконы есть тут, перед которыми молятся о здоровье: Целительница, Святого Николая и Святого Пантелеймона.

Спасенные мощи Алексия

— Третий храм в нашей экскурсии — Богоявленский собор в Елохове. Он тоже никогда не закрывался. История его в подмосковном селе Елох (название происходит от слова «ольха») идет с начала XVIII века. Тут, к слову, крестили Пушкина.

В храме есть четыре чудотворные иконы:

— Всех скорбящих Радость — но ее выносят только в день ее праздника (6 ноября — в этот день в 1688-м перед иконой излечилась сестра тогдашнего патриарха Иова).

— Млекопитательница — образ Богородицы, которая кормит грудью младенца. Считается, что икона помогает женщинам выносить, вскормить ребенка.

— Казанской Божией Материи — особо чтимый список Казанской иконы Богоматери, прежде находившийся в Казанском соборе на Красной площади.

— Николая Чудотворца.

Есть тут и два захоронения — патриарха Сергия (умер в 1944 году) и патриарха Алексия Второго (умер в 2008-м). А в алтарной части — мощи митрополита Алексия (XIV век). Вообще-то он был похоронен в Чудовом монастыре, но в 1920-х тот разрушили. И тогдашний реставратор Петр Барановский ухитрился перевезти мощи на телеге в Елоховский храм.

Редкая икона «Млекопитательница» хранится в Елоховском соборе (фото справа). Перед ней молятся о будущих детях, а у «Троеручицы» зачастую просят об излечении больной руки или ноги. Фото: vidania.ru/icons , vidania.ru/icons

ИЗ ИСТОРИИ ВОПРОСА

Чтобы икону почитали именно как чудотворную, в старину собирались три человека (один непременно в сане священника), запечатывали икону на 3 дня в алтарной части, потом вынимали и устанавливали, чудотворна она или нет. А когда Петр Первый затеял разнообразные реформы, то среди прочих в 1722-м издал указ: отобрать чудотворные иконы из частных домов в церкви и монастыри. С тех пор преклонение давно почитаемым образам в храмах разрешалось, а вот почитание неизвестных икон пресекалось. Считалось, что этот шаг как-то регламентирует религиозную жизнь и борется с суевериями.

СЕМЬ ХРАМОВ ЗА ДЕНЬ

— В древности было поверье, — говорит Виктория Шеногина, — мол, если случилось несчастье или, наоборот, ожидаешь радости, надо поставить за один день свечи в семи храмах. Я спланировала такой маршрут, в который вошли семь находящихся недалеко друг от друга церквей. Среди них — три (!) храма, посвященные одному из самых любимых наших святых, Николаю Чудотворцу.

Отправимся в каждый по порядку.

1 — храм Успения Божией Матери в Гончарах, XVII век. Подворье болгарской церкви. Внутри есть чудотворная икона «Троеручица». По преданию, жил в VII веке такой Иоанн Дамаскин. Его оклеветали по политическому делу, отрубили руку. И отрубленную отдали. Он молился перед Божией Матерью, чтобы рука приросла, и это случилось. В благодарность Иоанн приложил к иконе сделанную из серебра руку. С тех пор появилась «Троеручица».

2 — храм Николы в Котельниках. Древний, но сильно перестроенный после Отечественной войны 1812 года. Подворье чешских и словацких земель.

3 — храм Троицы в Серебряниках. Тут когда-то жили мастера серебряных дел. Еще в 1990-м храм использовали как склад студии «Диафильм»…

4 — храм Богородицы на Кулишках на Стрелке (Солянка). «На Кулишках» — значит, на болотистой местности. Перед ним — памятник погибшим детям Беслана.

Церковь в Старом Симонове (в круге) и храм в Сокольниках хранят в себе множество прекрасных спасенных во времена СССР образов. Фото: starosimonovo.rop.ru , patriarchia.ru

5 — храм Николы в Подкопаях (Подкопаевский пер.). «Подкопаи» — видимо, потому, что когда-то подкоп был сделан под храм. На службах тут всегда много военных и курсантов. Может, благодаря священнику, который занимается патриотическим воспитанием молодых людей. Правая сторона храма — вся в мощевиках.

6 — храм Петра и Павла, что у Яузских ворот. Подворье сербской церкви. Здесь находится икона преподобного Стилиана, покровителя детей, с завернутым в пеленку младенцем. Перед ней молятся о здравии больных деток.

7 — храм Николы на Болвановке. Название «Болвановка» — от того, что там когда-то стоял идол, он же «болван». Там есть интересная икона «Прибавление ума», у которой просят, например, чтобы детям легче давалось учение.

Организатор — «Москва шаг за шагом»

Иосиф Обручник

Иосиф Обручник


Гвидо Рени. Святой Иосиф с младенцем Иисусом. 1620-е гг.

Родился

I век до н. э.

  • Назарет, Иудейское царство

Умер

I век

  • Назарет, Иудея, Римская империя

Почитается

во всех христианских церквах

В лике

святой

День памяти

19 марта

Медиафайлы на Викискладе

У этого термина существуют и другие значения, см. Святой Иосиф (значения). В Википедии есть статьи о других людях с именем Иосиф.

Ио́сиф Обру́чник (Иосиф Плотник) — согласно Новому Завету (Мф. 1:18 и след.), обручённый муж Пресвятой Богородицы.

Жизнеописание

Иосиф, согласно евангельскому рассказу, по прямой линии происходил из рода Давида-царя, но находился в бедности и, проживая в глухом городке Назарете, занимался плотничеством.

Святой Иосиф с ребёнком-Христом. Живопись школы Куско, Перу

После смерти первой жены Иосиф уже в преклонном возрасте обручился с девой Марией, Матерью Иисуса и, согласно Евангелию от Матфея (Мф. 1:19-24), через некоторое время после Благовещения архангел Гавриил явился во сне Иосифу Обручнику, мужу Девы Марии, узнавшему, что прежде их обручения она стала беременной и желавшему «тайно отпустить Её». Гавриил успокоил Иосифа, сказав: «не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их». После этого, как повествует евангелист, «Иосиф принял жену свою, и не знал Её, как наконец Она родила Сына Своего первенца, и он нарек Ему имя: Иисус».

О жизни его, кроме обстоятельств рождения Христа, известно мало, хотя апокрифическая литература и старалась восполнить этот пробел.

Некоторые источники сообщают, что Иосиф был женат дважды. Мария была второй женой и от первого брака у него осталось шесть детей: четыре сына и две дочери (подробнее см. Ближние Иисуса).

Полагают, что он скончался в возрасте около ста лет, по-видимому вскоре после посещения Иерусалима с 12-летним Иисусом Христом, так как о нём после того уже не упоминается. Под его именем известно апокрифическое евангелие: «История Иосифа-плотника».

Родословие Иисуса

Основная статья: Родословие ИисусаБолгарская икона: Иосиф с юным Христом и столярными инструментами

Евангелие от Матфея начинается с родословия Иисуса Христа. Фактически это родословие Иосифа, «мужа Марии, от Которой родился Иисус, называемый Христос» (Мф. 1:16). В Евангелии от Луки также есть родословие Христа: «Иисус, начиная Своё служение, был лет тридцати, и был, как думали, Сын Иосифов, Илиев…» (Лк. 3:23). Эти два родословия не совпадают, в промежутках между Давидом и Иосифом почти что нет общих имен, кроме Зоровавеля. В частности, на это противоречие указывал император Юлиан. Учители церкви, такие как Иероним Стридонский, объясняют противоречие левиратом. Согласно этой версии, Иаков, отец Иосифа по родословию Матфея, и Илий, отец Иосифа по родословию Луки, родились от одной матери (по преданию, её звали Эстой), но разных отцов. Илий умер бездетным, и Иаков восставил ему семя, взяв за себя его вдову.

День святого Иосифа Труженика в Католической церкви

Католики отмечают два праздника в честь святого Иосифа:

  • 19 марта — день Иосифа Обручника как главы и покровителя Святого семейства
  • 1 мая — день Иосифа Труженика как покровителя всех трудящихся

Папа Пий XII учредил праздник Иосифа Труженика в 1955 году, придав светскому празднику труда новое религиозное значение — Иосиф Труженик является для христиан образцом терпения, выносливости и трудолюбия.

Особенности иконографии

Уникальным для Иосифа Обручника является его изображение вместе с неким согбенным старичком, встречаемое на старых православных иконах. Старик символизирует те сомнения, которые охватили Иосифа при известии о беспорочном зачатии Христа во чреве Девы Марии.

Помню, лет 20 назад в Москве был археологический съезд. Речь зашла о том, кто изображался на древних иконах Рождества Христова внизу, в уголке, против праведного Иосифа Обручника, сидящего с закрытыми глазами. … Простой иконописец из Палеха объяснил, что эта фигура изображает искусителя, во сне влагающего Иосифу помыслы подозрения против Пресвятой Девы… «Видите, сказал этот иконописец, у него и голова закрыта, чтобы рога спрятать, и ноги не видны, а на старых иконах ноги кончаются копытцами…». Вот наглядный пример того, как с перенесением к нам идеалов западной живописи оборвались нити родного предания в искусстве иконографии.

> См. также

  • Ааронов жезл
  • Храм Святого Иосифа
  • Сан-Хосе
  • Сан-Жозе

Примечания

  1. 1 2 Иосиф Обручник // Христианство. Энциклопедический словарь в 3 томах. Гл. ред С.С. Аверинцев. — М. : Большая российская энциклопедия, 1993. — Т. 1. — С. 640. — ISBN 5-85270-050-9.
  2. Пришествие в мир Господа Иисуса Христа (рус.), Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия». Дата обращения 13 ноября 2017.
  3. Святоотеческое наследие — Евсевий, еп. Кесарийский. Церковная история, Книга первая (1848). tvorenia.russportal.ru. Дата обращения 13 ноября 2017.
  4. Таинственный старик на иконе. Православие в Татарстане.
  5. Архиепископ Никон (Рождественский). Берегите сокровища церковных преданий // Даниловский благовестник. Издание Московского Свято-Даниловского монастыря : журнал. — 1992. — № 4. — С. 87—88.

Литература

  • Иосиф, в Новом Завете // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • П. Ю. Лебедев, С. А. Моисеева, Игум. Иосиф (Крюков), А. К., Е. Е. Макаров, Н. В. Квливидзе. ИОСИФ ОБРУЧНИК // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2011. — Т. XXVI. — С. 47-58. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-048-6.

Словари и энциклопедии

Генеалогия и некрополистика

Нормативный контроль

GND: 118558382 · ISNI: 0000 0000 9928 2036 · LCCN: n79147954 · NKC: jx20041022004 · VIAF: 147328714 · WorldCat VIAF: 147328714

Поколения после Сотворения

Праотцы после Потопа

От Государственности до Единого царства

Иудейское царство до Вавилонского плена

От возвращения из плена до Иисуса

  • Салафииль
  • Зоровавель
  • Авиуд
  • Елиаким
  • Азор
  • Садок
  • Ахим
  • Елиуд
  • Елеазар
  • Матфан
  • Иаков
  • Иосиф
  • Иисус

От Адама и Евы до Авраама — родословие из Евангелия от Луки,
от Авраама до Давида — из Евангелий от Луки и Матфея (совпадают),
от Давида до Иисуса Христа — из Евангелия от Матфея

31. Дева Мария и плотник Иосиф: семья Иисуса

Невеста плотника

К Деве Марии православные и католики относятся с сыновней почтительностью, постоянно обращаются к Ней с просьбами о заступничестве перед Сыном, изображают на иконах, которые помещают на самые почетные места в храмах и домах. Но в книгах Нового Завета о Ней сказано совсем мало – потому-то протестанты, которые во всем стремятся следовать только Писанию, не уделяют Ей такого внимания. Но ведь не все определяется объемом текста… Про царей из династии Ирода (о них в 35-й главе) сказано намного больше, чем о Марии, но их все равно никто не почитает, а само их имя стало ругательством. А вот если бы не Мария и не Ее жених Иосиф, не было бы и самой евангельской истории, во всяком случае, такой, какой мы ее знаем.

Мария была простой девушкой, не отличавшейся ни знатностью, ни богатством, ни какими-то выдающимися достижениями. Она была по-настоящему верующей, но раскроется это только в евангельском повествовании. В тот момент, когда мы встречаем Ее в этом повествовании, Она была помолвлена с человеком по имени Иосиф, он был плотником, был намного старше Ее. Скорее всего, он был вдовцом, так что для него это должен был быть второй брак, именно за такого человека, опытного и не слишком горячего, решено было выдать эту замечательную девушку. Но никто еще не знал, что из этого получится – Она была обручена, но до свадьбы должно было пройти немалое время.

И вот тут, посреди обычной жизни, самых простых ожиданий и житейских расчетов, в Ее жизнь врывается чудо. Архангел Гавриил появляется, чтобы возвестить: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами». Но что бы это означало? И тогда Архангел объяснил: «Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца». Однако как может быть сын у девушки, которая никогда не была с мужем? Гавриил объяснил и это: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим».

Мы знаем, что произойдет потом, Она – не знала. Архангел, по сути, возвестил Ей беременность, для которой не было никаких оснований. По закону вообще-то полагалось за такое побить камнями – откуда еще могла быть беременность, как не от прелюбодеяния? И уж во всяком случае, Ее ждал несмываемый позор на всю жизнь. За что Ей такое? Множество других людей с ужасом отшатнулись бы от такой перспективы или, по меньшей мере, постарались бы все заранее выяснить, потребовать гарантий безопасности… Но Мария просто доверилась Богу: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему».

Именно после этих слов произошла встреча Марии с Ее родственницей Елисаветой, о которой мы говорили в прошлой главе. Обе они ждали рождения необычных сыновей, обе скрывали свою беременность – Елисавета, видимо, опасалась открыться раньше времени, ведь она оставалась бесплодной до вполне зрелого возраста. А Марии еще не было известно, как отнесется к такому событию Ее жених Иосиф.

И в самом деле, он был помолвлен с набожной девушкой – и вдруг беременность! Сначала он просто хотел тихо расторгнуть помолвку, ни о чем не спрашивая и никак не пытаясь Марию наказать. Но, впрочем, рождение ребенка вне брака и так поставило бы Ее вне всякого общества, дальнейшая Ее судьба была бы ужасна. И потребовалось еще одно явление ангела, на сей раз уже Иосифу, чтобы он принял Ее такой, с ребенком во чреве, и назвал своей женой. Евангелие сообщает, что они не были вместе как супруги, ожидая появления Младенца, но не уточняет, как выглядела их жизнь после рождения Иисуса. Католическое и православное Предание утверждает, что Иосиф сохранял девство Марии и после Рождества, его даже называют Иосифом Обручником, то есть обрученным Марии, а не Ее мужем.

Мы редко рассуждаем о мужестве и выдержке Иосифа, но если задуматься… Он полюбил юную девушку, готовился к свадьбе с ней – и вот ему пришлось отказаться от всего, чего он ожидал с такой надеждой ради высшей цели. В глазах всего общества он был мужем Марии и считался отцом Иисуса, и только они сами знали, на какую жертву пришлось пойти Иосифу.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *