Мария магдалина икона

Содержание

В чем помогает икона Марии Магдалины

Мольбы с просьбой к иконе Марии Магдалины помогают укрепиться в веровании. Икона это изображение, через нее обращаются к Богу. Через систему знаков передается информация. Православные молятся не образу на иконе, через нее общаются со Святыми с пронизывающим ощущением действительности духовного мира.

Можно человеку прийти с любой просьбой и молиться для просветления ума, укреплением веры. Перед иконой молятся православные и католики.

Чем помогает Мария Магдалина:

  • ограждает от дурных привязанностей алкоголизма, наркомании и распущенной жизни, душевных заболеваний;
  • прощает грехи за совершение женщинами аборта;
  • защищает от колдовства и магического действия порчи, проклятий, злых людей и врагов;
  • прощает семь смертных грехов;
  • икона Марии Магдалины это символ покаяния.

У католиков Магдалина считается покровительницей семьи. Поэтому ее просят об укреплении брака, рождении здоровых детей, разрешении семейных споров. Также ее почитают как покровительницу монашества и невест. Просят об обращении неверующих в верование Христа.

Мария Магдалина удостоилась первая увидеть воскрешение Христа. По преданиям страдала бесами, которых изгнал Господь. Обретя сильную веру, следовала за Христом вместе с другими последователями. После распятия Иисуса проповедовала его учение до самой смерти, живя в одиночестве и успокоении.

Православные и католики почитают ее образ в иконе и обращаются к ней в любых жизненных неурядицах с просьбами дать сил и терпения.

Господь всегда с Вами!

Известно, что частицы мощей Святой Равноапостольной Марии Магдалины находятся в четырёх монастырях Афона. Однако, где сами мощи святой, в Православной Церкви на этот вопрос ответа нет.
Этот вопрос есть у католиков, которые уверены, что мощи Святой Марии Магдалины находятся во Франции.

Бургундский город Везле (15 километров на запад от Авалона) – один из важнейших центров романского искусства в мире. Здесь расположена знаменитая базилика святой Магдалины.


Аббатство Везле, давшее жизнь одноименному городу, имеет долгую и интересную историю. Еще во времена ранних христиан здесь существовала молельня, но толчком к развитию религиозного центра послужило основание в 9 веке бенедиктинского мужского монастыря, который расположился на высоком холме и был хорошо защищен от военных нападений. Первая церковь этого монастыря была освещена в 878 году, а в середине 11 века сюда переместили легендарные мощи Марии Магдалины. Вскоре монастырь перешел в подчинение крупнейшему во Франции аббатству Клюни, что в купе с растущим потоком паломников, желающих поклониться мощам известной святой, способствовало росту статуса Везле. Развитию Везле также способствовало и то обстоятельство, что к середине 12 века оно превратилось в один из важнейших пунктов на паломническом пути к Сантьяго-де-Компостела.


Через какое-то время Мощи Марии Магдалины были вынесены из этого храма и они оказались городе Сен-Максимен-ла-Сент-Бом, что в конечном счете привело к упадку аббатства. Постепенно оно превратилось в заброшенный провинциальный монастырь, а в 16 веке по указу папы аббатство Везле было распущено, а его церковь превратилась в коллегиальную. Спустя некоторое время в разгар религиозных войн, протестанты разорили церковь, сожгли реликвии и разбили скульптуры порталов. В конце 18 века статус церкви был понижен до приходского храма, а в эпоху Французской Революции она претерпела новые разрушения, на этот раз от рук революционеров.
Католический мир верит в отличае от Православного, что Мария Магдалина в последние годы жизни жила в окрестностях города Марселя.

В базилики города Сен-Максимен-ла-Сент-Бом и находятся ныне мощи Марии Магдалины.

В соборе находится глава Марии Магдалины, которая хранится в золотом мощевике. Так паломница из России пишет: » Более всего потрясло место, где хранится череп Марии Магдалины, заключенный в золотую маску, которую поддерживают ангелы. Сама возможность оказаться рядом с мощами Марии, которая когда-то была рядом с Христом, потрясает свей невероятностью. Никогда не видела, чтобы в таком святом месте практически не было людей,…»

Сами мощи находятся в подземной крипте собора.>именные иконы

Святые покровители носящих имя Мария

Святая равноапостольная Мария Магдалина
Празднование в честь святой равноапостольной Марии Магдалины совершается дважды в церковном году – в Неделю жен-мироносиц (третье воскресенье по Пасхе) и 22 июля/4 августа. Надо отметить, что этот день равно празднуется и в Римско-католической, и протестантской церквах, что говорит об особом межконфессиональном почитании этой замечательной святой.
Святая, одна из жен-мироносиц, которая следовала за Христом. Она первой принесла Благую Весть апостолам о Его Воскресении, став, таким образом, апостолом для апостолов, которые в тот скорбный час оставили своего Учителя, и потому причислена к лику равноапостольных. Молитва перед ее иконой помогает получить прощение семи смертных грехов, защиту и избавление от дурных пристрастий, перед ней просят покаяния при совершении аборта. Святая Мария Магдалина покровительствует парикмахерам и аптекарям.

Заказать икону Варианты иконы
Икона Святой равноапостольной Марии Магдалины
Иконописец: Марина Филиппова
Святая праведная Мария (Мариамна), сестра апостола Филиппа
Память святой праведной Марии – Мариамны, сестры апостола Филиппа, мы чтим 17 февраля/2 марта.
Святая праведная Мария (Мариамна), сестра апостола от 12-ти Филиппа, христианская подвижница I века от Р.Х., приняв обет девства, сопровождала на апостольском пути брата, апостола Филиппа, и апостола Варфоломея. Когда апостолы Филипп, а затем Варфоломей мученически пострадали за Христа, праведная Мария ушла в Ликаонию, где проповедовала, утверждая Христову веру, до мирной своей кончины.

Заказать икону Варианты иконы
Икона Святой праведной Марии (Мариамны), сестры апостолаа Филиппа
Иконописец Марина Филиппова

Мария Азийская, дева, мученица

Заказать икону

День памяти установлен Православной Церковью 6/19 февраля.

О святой мученице Марии Азийской сохранились очень скудные сведения, известно только, что святые мученицы — сестры Марфа и Мария, а также их брат Ликарион жили в Малой Азии, все они были преданы мучениям и казни за открытое вероисповедание христианства.
Икона Святой Марии Азийской
Современная икона.
Москва. 2003 год

Мария Вифинская, преподобная (подвизавшаяся в мужском образе)

Заказать икону

День памяти установлен Православной Церковью 12/25 февраля.

Святая преподобная
Мария Вифинская
Строгановский иконописный лицевой подлинник
Русь. Конец XVI — начало XVII веков

Святая Мария Вифинская родилась в VI веке в Вифинии в благочестивой христианской семье. Рано лишившись матери, она очень привязалась к отцу, который воспитывал ее по заповедям Господним. Однако отец, дождавшись, когда дочь повзрослеет, объявил ей о своем твердом решении уйти в монастырь. Мария, не желая разлучаться с ним и тоже тяготея к монашескому пути, уговорила отца взять ее с собой под видом сына. Отец, обрадованный ее духовным устремлением, согласился, остриг дочери волосы, дал переодеться в мужское платье и назвал ее Марином. Раздав имущество нищим и убогим, они отправились в Египет, где никто не мог узнать Марию, и приняли постриг в монастыре, расположенном недалеко от Александрии.
Мария с большим старанием исполняла все послушания, смиренно принимая строгости монашеского устава. Она не раскрыла своей тайны и после смерти отца, а еще более стала подвизаться в подвигах духовных. Монахи считали, что тонкий голос и хрупкий вид инока Марина связан с его жестким воздержанием и неутомимыми трудами. За свою подвижническую жизнь Мария получила дар Божий молитвою изгонять бесов из больных, страдающих одержанием людей.
Однажды Мария была послана по монастырским делам в далекое село. По дороге она остановилась в местной гостинице. И здесь произошли события, которые можно было бы назвать происками тьмы против усердия Марии в христианских добродетелях. Дочь хозяина гостиницы в эту ночь согрешила с воином, который тоже проводил здесь ночлег, а наутро сказала всем, что ее обесчестил инок Марин. Возмущенный отец отправился к игумену монастыря с требованием изгнать бесчестного инока из обители. Вернувшаяся из отъезда Мария не стала оправдываться перед настоятелем и, неповинная, покорно приняла изгнание.
Она поселилась возле стен монастыря и, терпеливо перенося голод и холод, проводила жизнь в молитвах за братию. Через некоторое время отец оклеветавшей ее девицы принес ей на воспитание незаконнорожденного ребенка. Мария покорно приняла новорожденного и стала заботиться о нем. Спустя три года монастырская братия, любившая и жалевшая Марина, стала умолять игумена принять его обратно, как раскаявшегося и претерпевшего много мучений. С большим нежеланием исполнил игумен просьбу иноков, призвал Марина в монастырь и возложил на него самые тяжкие работы. Святая Мария исполняла их с усердием и смирением, не уставая также заботиться о принятом на воспитание отроке, который называл ее не иначе как отцом.
Через три года после возвращения в монастырь Мария умерла. При подготовке к погребению выяснилось, что она не мужчина, а непорочная девушка. Игумен и вся братия, плача, просили прощения перед ее гробом. На погребение пришла и дочь хозяина гостиницы, солгавшая на невинного инока. Раскаявшись и сознавшись в своем грехе у тела святой Марии, она внезапно получила исцеление от долгой мучительной болезни. Наблюдавшие это чудо, вознесли молитвы святой Марии Вифинской, славя ее за мученичество, великое терпение и твердость веры.
Мария Дивеевская (Федина), блаженная

Заказать икону

День памяти установлен Православной Церковью 26 августа/8 сентября.

Икона Святой блаженной
Марии Дивеевской
Дивеевский монастырь. 2002 год

Мария Египетская, преподобная

Заказать икону

День памяти установлен Православной Церковью 1/14 апреля.

Святая преподобная
Мария Египетская
Фреска. Ферапонтово. 1502 год

Родившаяся в Египте, Мария в возрасте 12 лет ушла от родителей в Александрию. Там она предавалась плотским утехам, став блудницей. Однажды увидела она паломников, которые шли в Иерусалим. Она последовала за ними, желая лишь найти новых увеселений. Когда они пришли, и все люди прошли в храм Гроба Господня, одна Мария не смогла туда войти, как будто сила неведомая не пускала ее. Тогда открылась ей вся глубина ее падения. Стала она молиться перед иконой Богородицы и только потом смогла войти в храм, чтобы поклониться Животворящему Кресту. Мария в молитве стала благодарить Богородицу и вдруг услышала ее голос: «Если перейдёшь за Иордан, то обретёшь блаженный покой».
Так она поселилась в пустыне. Первые годы жизни в уединении ее преследовали страсти. Раньше она много пила вина и ела вкусную пищу, в пустыне же ей приходилось страдать от жажды, когда не было простой воды. В такие моменты она заставляла себя вспомнить об обетах данных ей самой себе. Через 17 лет ее душа и тело изменились, она уже не страдала от отсутствия пищи и одежды, которая к тому времени вся истлела.
За 47 лет своего пребывания в пустыне Мария только два раза встречалась с человеком. Им был иеромонах Зосима. Первый раз он нашел ее случайно, когда сам удалился в пустыню на время Великого поста. Он отдал ей часть своей одежды — гиматий и обещал выполнить ее просьбу: прийти через год к Иордану, но не переходить реку, а ждать ее саму для причастия. В обещанный день Зосима увидел чудо, с другого берега к нему шла по воде, как посуху, Мария. Еще через год по ее просьбе он направился уже к ней в пустыню. На месте их первой встречи он нашел лишь тело умершей Марии и записку, в которой она просила похоронить ее. Вырыть могилу старцу помог лев.
История Марии является образцом совершенного покаяния.
Мария Кесарийская (Палестинская), мученица

Заказать икону

День памяти установлен Православной Церковью 7/20 июня.

В 284 году Римским императором стал Диоклитиан. В начале своего правления он был добрым и справедливым. Но у него были соправители, один из которых — Галерий, своим дурным влиянием заставил Диолектиана подписать жестокий указ. По нему каждого христианина нужно было поставить перед выбором: либо принести жертву языческим богам, либо умереть. Много людей пострадало от такого решения правителя. Среди них была и Мария Кесарийская (Плестинская). Вместе со своими подругами христианками Калерией (Валерией) и Кириакией она жила вдали от города. Скрываясь от преследований, обрушившихся на людей ее веры, Мария каждый день молилась о том, что бы гонения прекратились, и во всем мире установилась вера Христова. Но даже в уединении девушек настигли люди императора. Выполняя указ правителя, они предложили им выбрать язычество, но получили отказ. Мария Кесарийская и обе ее подруги умерли во время пыток.
Икона Святой мученицы
Марии Кесарийской
Современная икона. Иконописная мастерская «Иконамиръ»

Мария Константинопольская, Палестинская, преподобная

Заказать икону

День памяти установлен Православной Церковью 26 января/8 февраля.

Преподобная Мария, ее супруг Ксенофонт и два сына Иоанн и Аркадий жили приблизительно в V веке. Будучи знатной, эта семья отличалась от соседей добротой и душевной простотой. Подросших сыновей родители для получения образования решили отправить в город Бейрут. К великому горю родителей во время путешествия корабль потерпел крушение и родители долгое время не получали от сыновей никаких известий. Ксенофонт верил, что Господь защитил их сыновей и как мог утешал супругу. Братья действительно остались живы, после крушения их волнами вынесло к берегу, но в разных местах, так что ни один не знал о судьбе другого. Воспитанные в благочестивой семье оба брата приняли одинаковое решение. В скорби друг по другу они приняли иночество в разных монастырях и посвятили свою жизнь Богу.
Спустя годы, преподобные Мария и Ксенофонт отправились в паломническую поездку на Святую Землю и в Иерусалиме нашли обоих своих сыновей. Так Господь промыслительно соединил семью. Обрадованные родители горячо благодарили Бога за сохранение сыновей и оставшуюся жизнь посвятили служению Ему, приняв иночество. За свои подвижнические подвиги все они были награждены Господом даром чудотворений.
Святая преподобная
Мария Константинопольская
Строгановский иконописный лицевой подлинник. Конец XVI — начало XVII веков

Мария Константинопольская, патрицианка, мученица

Заказать икону

День памяти установлен Православной Церковью 9/22 августа.

Святая Мария была смелой и решительной женщиной. Она происходила из знатного рода и была патрицианкой.
В первой половине VIII века, во время правления императора Льва Исаврянина, стало распространяться иконоборчество. Сам правитель приложил к этому немало усилий, он сместил с престола Патриарха Германа и посадил такого же, как и он, противника икон Анастасия. В результате из храмов стали убирать святые образы, которые затем уничтожались. Делалось это во всех городах.
В Константинополе Святая Мария стала свидетельницей того, как один воин полез по лестнице на Медные ворота, чтобы снять икону Спасителя, которая находилась там уже более 300 лет. Люди, видевшие это, не могли сдержать своего возмущения. Патрицианка бросилась к лестнице и оттолкнула ее от стены. Воин упал, так и не прикоснувшись к иконе. Тут же подбежали другие воины и схватили всех людей, которые оказались рядом с воротами. Простых горожан ждала неминуемая казнь. Зная об этом, Святая Мария Патрикия, которую даже не арестовали, добровольно приняла мученическую смерть.
Икона Святой мученицы Марии Константинопольской
Современная икона. Храм Воскресения Христова в Шереметьево

Мария Персидская — см.
Голиндуха (в крещении Мария) Персидская, исповедница

Заказать икону

День памяти установлен Православной Церковью 12/25 июля.

Голиндуха (в крещении Мария) Персидская, исповедница
Строгановский иконописный лицевой подлинник. Конец XVI — начало XVII веков

Чудеса происходили еще при ее жизни. В Персии во времена царствования Хозроя I Старшего у главного волхва была жена, которую звали Голиндуха. Разумом понимала она, что языческие волхования ее мужа ложны. Узнав, что существует христианская вера, она стала интересоваться новым учением.

Однажды ей приснился сон, в котором увидела она христианского священника. Голиндуха нашла его и приняла с его помощью Крещение с именем Мария. Больше она не могла оставаться со своим мужем, который не разделял ее веры. Обиженный супруг обратился к царю. Как ни уговаривали Марию вернуться, она не соглашалась. Тогда царь посадил ее в тюрьму, где она провела 18 лет.
Когда на трон взошел сын Хазроя Ормисдас, он приказал подвергнуть Марию истязаниям. Но чудесным образом на ней затягивались все раны, и тело становилось невидимым, когда враги хотели надругаться над ним.Тогда приказал царь отрубить исповеднице голову, но была она в тот же миг перенесена из рук палачей в тайное место. Когда, наконец, в Персии перестали преследовать христиан, Мария открыто проповедовала веру. На исходе своих дней она совершила паломничество в Иерусалим к Гробу Господню.
Нет сомнений, что скончалась она счастливой. Мария Персидская — история о верности своим убеждениям, о том, что Господь не оставляет в беде своих исповедников.
Мария Персидская, мученица

Заказать икону

День памяти установлен Православной Церковью 9/22 июня.
Известно только, что святые мученицы Мария, Фекла и Марфа жили в Персии в IV веке и пострадали при царе Сапоре II за открытое вероисповедание христианства. В некоторых случаях среди одноименных святых есть один наиболее почитаемый и изображаемый на иконах. Для имени Мария — это святая преподобная Мария Египетская.
Мария Радонежская, схимонахиня, мать преподобного Сергия Радонежского

Заказать икону

Дни памяти установлены Православной Церковью 18/31 января, 28 сентября/11 октября.

Икона Святой преподобной Марии Радонежской (фрагмент)
Сергиев Посад. 1994 год

Преподобная Мария Радонежская – мать великого подвижника Русской земли, основателя Свято-Троицкой Сергиевой Лавры – преподобного Сергия Радонежского. Родители преподобного Сергия, Кирилл и Мария, были богатыми ростовскими боярами. Но богатство не замутило им разум, они вели богоугодную жизнь и детей своих воспитывали в святости. Они дали обет Господу, если родится у них еще один мальчик, посвятить его Богу.
Благочестивая пара строго придерживалась церковного устава, а также помогали всем, кому могли помочь, особенно же привечали путешествующих иноков и других странников. Подробностей о жизни Марии и Кирилла не сохранилось, но одно то, что в их семье вырос великий святой, говорит о многом. Преподобный Сергий своими духовными подвигами прославился сам и навечно прославил своих родителей.
Незадолго до смерти преподобные Мария и Кирилл тоже приняли постриг, подготовив себя покаянными молитвами к другой жизни, мирно завершили свои дни в Хотьковском Покровском монастыре, в то время одновременно бывшим и мужским, и женским.
Сам собой в народной традиции сложился обычай молить о помощи преподобного Сергия и его родителей. Шестивековое народное почитание святой пары достойно завершилось официальной канонизацией в 1992 году.
Мария Хиданская, преподобная

Заказать икону

День памяти установлен Православной Церковью 29 октября/11 ноября.

Икона Святой преподобной
Марии Хиданской
Сергиев Посад. 2006 год

Древний город Эдесса, который находился на территории современной Турции, в V-VI веках принадлежал Восточной Римской Империи. В это время там процветало христианство, было построено множество церквей и монастырей. Один из них находился недалеко от города в селении Хидана. В нем проводила в молитвах свои дни преподобная Мария. Духовная жизнь привлекала ее с детства, ведь ее родным дядей был святой Авраам Затворник, благодаря своим праведным трудам, он стал известен и любим многими людьми.
Девушка не видела для себя иной жизни, как быть невестой Христовой, но ей предстояло пройти серьезное испытание. После нескольких лет монашества ее стали одолевать искушения земной жизни, как будто сам дьявол нашептывал ей заманчивые обещания, рассказывал об удовольствиях, которых она себя лишила. Она не выдержала и ушла в город. Об этом узнал святой Авраам, он разыскал ее и убедил вернуться. Раскаявшись, она поняла, что самое ценное — в душе. В молитвах она получила прощение, а вместе с ним и дар исцелять от болезней. Святая Мария Хиданская до конца своих дней помогала людям.
>Зачем Иисус целовал Марию Магдалину

Только лучшая ученица Христа могла знать о том, как должна себя вести душа после смерти

Хосе Антолинес (, 1635–1675), «Вознесение Марии Магдалины». В католической традиции существует легенда, повествующая о том, что после Мария Магдалина добралась по морю до Галлии (Франции). Несколько лет она проповедовала христианство , а потом удалилась в пустыню. Там она провела 30 лет в суровой аскезе. Когда Мария состарилась, ангелы каждую ночь поднимали ее на небо, где она наслаждалась созерцанием Бога и слушала пение хора ангелов

Осенняя проповедь

Мария Магдалина (Μαρία ἡ Μαγδαληνή, Maria Magdalena), без сомнения, один из самых таинственных персонажей . Хотя после нашумевшего бестселлера «» Майкла Бейджента ( и Ричарда Ли (, 1943–2007) и кинофильма «» (Martin Marcantonio Luciano Scorsese) многие уверены в том, что тайна её наконец разгадана. Супруга Иисуса! Этот вывод бесспорно остроумен, но, на наш взгляд, не достаточно аргументирован, о чем мы поговорим дальше. Однако его нельзя считать исключительно плодом воображения одиноких талантов. Возможность такой трактовки образа Марии была заложена в самом фундаменте западной цивилизации — католицизме, и возникновение подобной теории на западе христианского мира кажется вполне закономерным. Дело в том, что образ Марии Магдалины, созданный более тысячи лет назад католиками, а потом перенятый протестантами, позволял уловить в нем намеки на некую интимную близость между Христом и Марией. Мы даже точно знаем, кто был автором этого образа — папа (Gregorius Magnus, ок. 540–604).

Вот слова из его проповеди, произнесенной 21 сентября 591 года в в Риме:

Мы считаем, что та, кого Лука называет грешницей, и которую Иоанн называет Марией, и есть та Мария, из которой были изгнаны семь бесов (то есть Мария Магдалина. — П.К.). А что эти семь бесов означают, если не пороки? Раньше эта женщина использовала благовонное масло в качестве духов для своего тела ради греховных деяний. Теперь же . Она выставляла на показ свои волосы, чтобы украсить лицо, а теперь её волосы вытирали её слезы. Своими устами она целует ноги Господа, Спасителя. Она получала удовольствие, а теперь жертвовала собой. То, что послужило греховным побуждениям, она направила на служение Богу…

Вот как раз эти распущенные волосы, которыми Магдалина вытерла ноги Иисуса, и это , которым она умастила его голову, до сих пор не дают покоя любителям евангельской клубнички. Действительно моменты интимные, но к Магдалине никакого отношения не имеющие, как, в принципе, и все, о чем поведал пастве Григорий Великий. Образ, в который он искренне верил, представляет собой смешение нескольких евангельских сюжетов, на самом деле относящихся к разным людям.

Местечко Эль-Медждель в 5 км к северо-западу от , родина Марии Магдалины (фото 1900-х). Во времена Христа оно называлось Мигдал-Эль или Мигдал Нуннайа, что в переводе с арамейского означает «Башня» или «Башня рыб» (тут ловили и солили рыбу). Городок расположился в южной части Геннисаретской равнины, которая славится плодородными почвами и . Фото из Библиотеки конгресса США

Итак, начнем по порядку. История об умащении головы и ног Иисуса приводится во всех четырех Евангелиях. Однако имя умащавшей Иисуса женщины упоминает только (Ин. 12:1–3). Её действительно зовут Мария. Но это Мария из , сестра и , воскрешенного Христом. И апостол четко отличает её от Марии Магдалины, о которой упоминает только в конце своего повествования (Ин. 20:1).

(Мк. 14:3) и (Мф. 26:6–7), описывая ту же сцену, что и Иоанн, не называют имени женщины, умастившей Иисуса. Но поскольку в их повествованиях речь идет тоже о Вифании, вполне можно предположить, что они имеют в виду всю ту же Марию, сестру Лазаря. Но подобный подход нельзя применить к Евангелию от . В его рассказе события происходят не в Вифании, на территории , а в городе , который расположен в (Лк. 7:37–39). Тем не менее в глазах средневекового человека это противоречие было незначительным, оставляя за ним право не сомневаться, что и у Луки речь идет о женщине с именем Мария. И для нас это крайне важно, поскольку сейчас мы движемся вдоль той тоненькой ниточки, которая привела папу Григория к отождествлению Марии из Вифании с Марией Магдалиной.

Безымянную женщину, пришедшую к Христу в Наине, Лука называет грешницей, что автоматически было перенесено средневековым сознанием на образ Марии из Вифании. Это первое важное обстоятельство. Второе кроется в том, что рассказ об эпизоде в Наине Лука помещает в конец седьмой главы, а в начале восьмой говорит о женщинах, которые вместе с апостолами сопровождали Христа в его странствиях. В этом же отрывке он прямо сообщает и о той, которую звали Марией Магдалиной (Лк. 8:2). Попутно Лука рассказывает и об изгнании Иисусом из нее семи . Все эти сведения Григорий Великий выстраивает в единую цепь: Лука сначала говорит о Марии, которая была грешницей, и тут же начинает повествование о Марии Магдалине, из которой были изгнаны семь бесов, что очевидно свидетельствует о её греховности, — значит, речь идет об одном и том же человеке. В результате мы имеем дело с новым сюжетом, отсутствующем и у Марка, и у Луки, и у Матфея, и у Иоанна. Этот сюжет возник в результате слишком вольной трактовки текстов папой Григорием.

В нём есть ещё одна важная деталь. Марию Магдалину считают проституткой, хотя об том нигде ничего не говорится. Сообщается только о бесах, которые её мучили. Допустим, что одержимость — это признак греховности. Однако грех не обязательно заключается в прелюбодеянии. Может быть, Мария Магдалина не соблюдала ? Но для средневекового христианина грех женщины ассоциировался, в первую очередь, с половой невоздержанностью. Поэтому Марию представляли именно прелюбодейкой. А это связало её с ещё одним евангельским сюжетом, где рассказывается, как Иисус спас публичную женщину от побития камнями. Эта несчастная отождествлена с Магдалиной не только на средневековых картинах, но и в «Последнем искушении Христа», и в «» (Mel Columcille Gerard Gibson).

Христос и грешница. Кадр из фильма «Страсти Христовы». В 1969 году Ватикан официально отказался от отождествления Марии Магдалины и Марии из Вифании. Однако последствия заявления (Paulus VI, 1897–1978) оказались прямо противоположны ожидаемым. Оно только стимулировало интерес интеллигенции к образу Марии Магдалины в интерпретации Григория Великого. Тем более, что теперь вокруг него возник ореол «отверженности»

Тринадцать свидетельств

Но что же на самом деле сказано в Новом Завете о женщине, именуемой Марией Магдалиной? Очень мало. Её имя упоминается в Евангелии лишь 13 раз. Мы знаем, что Иисус излечил её бесноватость, после чего она везде следовала за ним вместе с другими женщинами — , и . Евангелист Лука дает понять, что Магдалина жила в достатке и материально помогала апостолам. После этого она надолго пропадает из повествования и снова возникает только тогда, когда повествование доходит до крестных мук Иисуса. Она вместе со своими спутницами присутствует при казни, в то время как все апостолы в страхе разбегаются. Затем Мария принимала участие в погребении учителя, а потом была свидетелем его воскресения. Мы встречаем её в числе , которые пришли к гробнице Христа для ритуального умащения его тела. Но пещеру, куда был положен Иисус, они нашли пустой, и возвестил им о воскресении Сына Божьего. Иоанн приводит другую версию: Мария пришла к гробу одна. Рядом с пещерой ей явился Христос, которого она сначала приняла за садовника, и повелел ей возвестить о своем воскресении ученикам.

Во всем Писании нет ни одного факта, который бы позволил предположить существование между Иисусом и Марией Магдалиной физической близости. Если следовать логике сторонников секс-версии, с большей вероятностью на эту роль подходит Мария из Вифании. Но вот беда, её нет среди тех, кто следовал за Христом. Часто ссылаются на то, что Иисус не мог быть холост в свои тридцать. Это якобы шло в разрез с иудейскими обычаями и обязательно привлекло бы внимание окружающих, что, в свою очередь, не могло не отразиться в Евангелиях. Впервые этот аргумент был приведен в «Святой Крови и Святом Граале» и с тех пор кочует из книги в книгу. Но на самом деле он бьет мимо цели: Иисуса воспринимали как пророка (Мк. 6:15, Мф. 21:11, Лк. 7:16, Ин. 4:19), а иудейские пророки были холостыми. Поэтому ничего странного в его поведении для окружающих не было.

Однако канонические Евангелия, не подтверждая физической близости Марии и Иисуса, говорят о некой иной, духовной близости. Ведь не случайно Магдалина была первой встретившей Христа после воскресения. Она первая узнала об истинности его учения и сообщила об этом апостолам — это слишком важные события, чтобы произойти по случайному стечению обстоятельств, как, впрочем, и присутствие Магдалины при распятии и её участие в погребении Иисуса. Но что стоит за этим — загадка. И своим молчанием Новый Завет лишает нас всякого шанса её разгадать. Поэтому за дополнительной информацией стоит обратиться к апокрифам.

Гностические откровения

О жизни Иисуса и его учеников говорится не только в канонических текстах. Помимо Евангелий от Матфея, Марка, Луки и Иоанна, в первые века нашей эры существовал ещё с десяток других сочинений, также претендующих на роль благой вести о Сыне Божьем. Например, так называемые , , и — их условно приписывают апостолам, а на самом деле они были написаны неизвестными авторами, жившими между II и IV веками. Есть среди этих текстов и , к которому мы обратимся несколько позже. Все они были признаны на первых не и не вошли в состав Нового Завета, из-за чего за ними закрепилось название «апокрифы», то есть «скрытые». Одной из причин тому послужило вероисповедание их авторов. В большинстве случаев они были не христианами, а гностиками, чье учение представляло собой синтез , и эллинистической мистики.

Слово «» происходит от греческого γνώσις (гносис) — «знание», поскольку его адепты полагали, что обладают истиной, доступной лишь для посвященных. Тайна гностиков была ужасна: тот, кто в называет себя , или , то есть Богом, на самом деле всего лишь демон, имя которому Ялдаваоф, что в переводе с значит «Сын Хаоса». Более привычно для нас звучит его второе имя — («Слепой Бог» по-арамейски). Истинный Творец же не имеет к нашему миру никакого отношения. Когда-то он создал идеальную Вселенную, в которой не было места грубой материи. Её населяли прекрасные сущности, например Благо, Любовь и Совершенство. Среди них была и София, то есть Мудрость.

В православной традиции Мария Магдалина никогда не объединялась с Марией из Вифании. В Раннем Средневековье на христианском востоке встречалась другая тенденция — образ Марии сливался с образом . В первую очередь, это касалось эпизода, когда Христос явился Магдалине у пустой гробницы. Фото ():

София была столь совершенна, что сама могла создавать новые сущности — правда, только с ведома Творца. Однако однажды она пренебрегла этим условием. В результате получился Ялдаваоф — мерзкий демон, сотворивший материальный мир и человека, опутанного сетями страдания и обреченного на цепь бесконечных перерождений. Мудрость, скорбя о содеянном, тайно от сына поместила в души и частицу нематериального божественного духа, благодаря которой люди получили возможность избавиться от материального существования и вознестись к истинному Творцу, дабы обрести вечное блаженство. София не раз пыталась раскрыть людям глаза на истинное положение вещей. Это она явилась Еве в образе Змея у . Это она спасла , поскольку тот обладал сакральным знанием, которое надо было передать новому поколению людей. И это она упросила Христа снизойти в холодное царство Самаэля, дабы ещё раз попытаться донести до людей тайну этого мира.

Иисус должен был не только рассказать об истинном положении вещей, но и научить человека правильному поведению после смерти, когда душа временно освобождается от тела, чтобы вселиться в другое. По мнению гностиков, наш мир окружают семь небесных сфер, которыми правят (духи-правители), также созданные Ялдаваофом. Для того чтобы пройти мимо них, нужно было знать, как разговаривать с каждым и какие магические формулы применять, дабы они не вернули освобожденную душу на землю. Вот о чем повествуют нам гностические Евангелия. И в них Марии Магдалине отводится куда более важная роль, чем в Новом Завете.

В первую очередь, это касается Евангелия от самой Марии, написанного в первой половине II века (это самое старое Евангелие, не вошедшее в канон). Его повествование можно тематически разделить на три части. Первая из них посвящена беседе Иисуса с , в которой речь идет о сущности гностицизма. Потом Христос покидает учеников, и они должны отправиться на проповедь. Однако вместо этого апостолы погрузились в печаль и, страшась быть убитыми, «пролили обильные слезы». Тогда слово взяла Мария Магдалина.

Не плачьте, — сказала она, — не печальтесь и не сомневайтесь, ибо Его благодать будет со всеми вами и послужит защитой вам.

В этот момент к ней обращается апостол (Απόστολος Πέτρος, ?–ок. 64) с поразительными словами:

Сестра, ты знаешь, что Спаситель любил тебя больше, чем прочих женщин. Скажи нам слова Спасителя, которые ты вспоминаешь, которые знаешь ты, а не мы, и которые мы и не слышали.

Мария рассказывает о видении, в котором она наедине разговаривала с Иисусом. Её повествование — это повторное изложение гностической картины мира. В результате складывается впечатление, что Мария Магдалина была единственным учеником Христа, полностью понявшим своего наставника.

Была ли Ева святой?

Реакция апостолов на слова, сказанные Марией, неожиданна. (Απόστολος Ανδρέας) и Петр, который сам только что предложил Марии рассказать о своем видении, отказываются ей верить. Мол, все это женские фантазии. Магдалина начинает плакать, но за нее вступился (Απόστολος Ματθαίος):

Петр, — сказал он, — ты вечно гневаешься. Теперь я вижу тебя состязающимся с женщиной как с противником. Но если Спаситель счел её достйной, кто же ты, чтобы отвергнуть её? Разумеется, Спаситель знал её очень хорошо. Вот почему он любил её больше, чем нас.

После этих слов апостолы отправляются на проповедь и Евангелие на этом заканчивается.

Кроме Евангелия от Марии существует ещё довольно много апокрифических текстов, рассказывающих о Магдалине как о любимой ученице Иисуса. Например, «», «», Евангелие от Фомы и Евангелие от Филиппа. Все они свидетельствуют о ключевой роли Марии Магдалины в истории раннего христианства. Здесь же мы находим подтверждение вероятной причине замалчивания этого факта каноническими Евангелиями: апостолы просто не желали уступить женщине свое место рядом с Иисусом. Конечно, в этом можно видеть простое проявление мужской ревности. Однако конфликт мог быть и не столь обыденным. Христианство считало женщину существом изначально греховным, польстившимся на уговоры лукавого Змея, и апостолы никак не могли признать за ней право на обладание высшим, не доступным для них знанием.

Гностики же, напротив, считали Еву первой, кому София открыла тайну бытия, и по этой причине у них, видимо, не было никаких теологических поводов для того, чтобы оспаривать право Марии на роль любимой ученицы Христа. Хотя, вполне возможно, что гностики в своем противостоянии христианству просто перегибали палку в другую сторону. Поэтому, на наш взгляд, их тексты стоит воспринимать как свидетельства не столько исключительного положения Марии среди учеников Христа, сколько сильного занижения её роли в Новом Завете. Какова была эта роль в действительности — наверное, мы уже никогда не узнаем. Но главное — речь идет о роли духовной. В апокрифических текстах, как и в Новом Завете, нет ни одного места, которое можно было бы толковать как свидетельство о брачном союзе Марии и Иисуса. Правда, те, кому все-таки очень хочется «погулять на их свадьбе», приводят уже цитированные нами слова Левия Матфея: «Спаситель её любил больше, чем нас». На наш взгляд, вполне очевидно, что речь идет исключительно об агапэ — духовной любви. Ведь Христос и учеников любил, но разве он был содомитом?

(Anton Raphael Mengs, 1728–1779), «Кающаяся Мария Магдалина». Образ Марии-проститутки зачастую интерпретируется самым причудливым образом. Так, Линн Пикнетт (), автор книги «» считает, что Магдалина была храмовой проституткой некоего египетского культа: «Она выбирала мужчину и умащала его, прежде чем возложить на него его божественную миссию посредством сексуального ритуала, известного как иерогамия — священный брак»

Не ищите детей Иисуса

Правда, существуют ещё два «доказательства». Оба они из Евангелия от Филиппа. В нем, в частности, сказано, что Магдалина была спутницей Христа. (Dan Brown) пишет, что на арамейском языке слово «спутница» является синонимом слова «супруга» и строит на этом свою теорию. Но Евангелие от Филиппа было написано не на арамейском, а на греческом языке. В III веке его перевели на , на котором оно и дошло до нашего времени. Манускрипт с текстом Евангелия от Филиппа был случайно найден вместе с другими гностическими рукописями рядом с египетским селением Наг-Хаммади в 1945 году. В нем встречается много слов на языке оригинала, в том числе и слово «спутница» — κοίνωνος (койнонос). Самый полный древнегреческо-русский словарь Иосифа Дворецкого (1894–1979) дает для него только следующие значения — «сообщник», «спутник», «соучастник», «сотоварищ» и «союзник». Очевидно, Дэн Браун этого не знал.

Наконец, у Филиппа есть место, где говорится, что Иисус целовал Марию. Но ведь и учеников он целовал и сейчас христиане целуются при встрече в храме. Этот поцелуй — знак обмена благодатью, который существует во многих религиях. Конечно, ни о каком браке здесь речи не идет. Те же, кто не оставляет надежды отыскать потомков Марии и Иисуса, опираясь на гностические тексты, к сожалению, не видят изначального противоречия своего стремления: у настоящего гностика не могло быть детей в принципе — какой смысл населять этот мир новыми несчастными существами, когда главная задача заключалась в скорейшем его оставлении? В Христос прямо говорит, что пока женщины не перестанут рожать, жалкий и скорбный материальный мир не перестанет существовать.

Но, может быть, скажут, что отсутствие брака и детей ещё не означает отсутствия плотских отношений. На это можно привести довод от противного. Гностики двояко относились к своему телу — клетке их души. Большинство умерщвляло его аскезой, меньшинство — сознательно изнашивало в порочных удовольствиях. Среди последних были и , которых ещё называли барбелитами или закхеями. Они не имели детей, но практиковали обрядовый секс. Как пишет (Ἐπιφάνειος Κύπρου, ?–403), когда мужчина-барбелит чувствовал близость эякуляции, он выходил из своей партнерши, а выделившееся семя они вдвоем съедали со словами «сие есть Тело Христово, сие есть пасха». Дело в том, что барбелиты, как и некоторые другие восточные секты, считали, что в сперме содержится сила, укрепляющая душу. Так же они относились и к менструальной крови. У барбелитов существовал текст, называемый «Вопросы Марии» (его частично пересказывает Епифаний в своем труде «»), в котором рассказывалось об одном из видений Магдалины: ей явился Христос, когда она стояла на горе.

Он помолился и взял женщину, что была с боку , и начал с ней совокупляться, и, действуя таким образом, Он перехватил свое извергнутое семя, дабы показать, что «мы вынуждены поступать так, дабы жить»; и Мария в смущении упала наземь…

То есть, даже если мы допустим, что Иисус имел плотские отношения с женщинами, Магдалины среди них не было: уж кто-кто, а барбелиты наверняка не стали бы молчать об этом. Связь Марии и Иисуса была исключительно духовной. Но насколько она была глубока — мы, скорее всего, не узнаем никогда.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *