Марона пустынника храм

В XVII веке в Замоскворечье была Иноземная слобода, где селились пленные выходцы из Польши и Литвы. В 1642 году «в Старых Панех» появилась деревянная церковь.

Что есть что в церкви

При Анне Иоанновне в 1730 году храм перестроили в камне и освятили в честь Марона Пустынника. В 1812 он сильно пострадал, и после этого здание церкви много раз перестраивали. В конце концов храм приобрел эклектичный облик с мотивами «русского стиля».

В 1885 году здесь открылась первая в Москве церковно-приходская школа. Но гордостью храма были колокола. Не удивительно, что на колокольне церкви Марона Пустынника на Бабьем городке уникальный музыкант Константин Сараджев вызванивал на колоколах свои композиции. А Анастасия Цветаева описала этот храм в «Сказе о звонаре московском».

В 1931 году церковь Марона Пустынника закрыли, а в здании разместили автосервис. Храм собирались снести, но он чудом уцелел. В 1992 году здание вернули Церкви, и сейчас храм отреставрирован.

Говорят, что… …в XIV веке татары подошли к Москве. Князя с дружиной не было, и в городе оставались только бабы с детишками да стариками. Тогда женщины построили на скорую руку на берегу Москвы-реки городок, закрылись там и стали обороняться. Крепко бились бабы — не удалось татарам их одолеть. Так и ушли ни с чем. А память об этом событии сохраняют Бабьегородские переулки.
Но на самом деле 300 лет назад в городе укрепляли берег реки сваями. Их вбивали с помощью «баб» — тяжелых подвесных молотков. Работы закончились, «бабы» увезли, а память о них осталась.

Храм Марона Пустынника в Старых Панех на фотографиях разных лет:

А что вы знаете о церкви Марона Пустынника на Бабьем городке?

Эту церковь трудно заметить со стороны Большой Якиманки. Некогда она находилась в центре открытого пространства и была видна издалека. Сегодня она оказалась зажата между многоэтажным жилым домом и школой, причем к последней она практически примыкает. Сказываются последствия ХХ века, когда храм едва не был уничтожен.

Церковь становится известна с 1642 года и поначалу упоминается как храм Благовещения в Иноземной слободе. В этой части Замоскворечья селились пленные выходцы из Польши и Литвы – отсюда и наименование «в Старых Панех». Второе название – в Бабьем городке – вызывает много споров и сегодня. Наиболее вероятной версией считается, что в этой местности берег Москвы‑реки укрепляли с помощью свай, которые вбивались в землю с использованием деревянных или чугунных «баб». Но есть и народные легенды о женщинах, принявших здесь бой с татарами, или о том, как татары выбирали себе женщин для увода в плен на этом месте. Сегодня «Бабий городок» напоминает о себе только в названии местного переулка.

Благовещенская церковь, первоначально деревянная, в камне была выстроена только во времена императрицы Анны Иоанновны: в 1730 году по её указу началось возведение нового храма с приделом святого Марона Пустынника. Основа этой церкви в сильно перестроенном виде сохраняется до наших дней. Здание сильно пострадало во время событий 1812 года: сначала он был осквернен и разграблен французами, затем серьезный ущерб нанес пожар. После этого в течение пяти лет храм был закрыт. Но и после его открытия восстановление шло медленно, лишь к 1831 году все разрушения были устранены на средства купцов Лепёшкиных. Они же выстроили новую церковную трапезную, в которой помимо Мароновского придела появился еще и придел во имя Рождества Иоанна Предтечи. В дальнейшем церковь еще дважды меняла свой облик: в 1844 году она получила новый иконостас и купол с пятью маленькими главками, а в 1886 году вместо него была сделана четырехскатная крыша с одной главой. Тогда в верхней части четверика появились новые парные окна. Храм особенно гордился подбором колоколов – одним из лучших в Москве. Колокольня при этом оставалась от 1730 года.

Службы в церкви прекратились около 1931 года, после чего начались изменения её здания. Первоначально оно было и вовсе назначено к сносу как «малоценное», но всё же уцелело, превратившись в гараж и автомастерские. Для их нужд в стенах были пробиты новые проемы для въезда, все христианские символы, включая главы с крестами, уничтожены. В полуразрушенном состоянии церковь была передана новой православной общине в 1992 году, которая начала долгую и тщательную реставрацию здания. Сейчас храм выглядит практически так же, как в начале ХХ века, вернув свою былую красоту.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *