Мартина исповедника храм

Храм Мартина Исповедника — старинная святыня Руси, уцелевшая в период лихолетья. Это здание считается памятником многовековой церковной истории.

История храма

Основание собора летописная традиция связывает с благословением на княжение Великого князя Василия Иоанновича III в Москве и Владимире, данным в день памяти святителя Мартина — 27 (14) апреля 1502 года.

Возведение и основание

Первое упоминание о церкви относится к 1625 году. Алексеевская черная слобода была образована в начале XVII столетия вдоль дороги, соединяющей Таганские ворота со Спасо-Андрониковским монастырем. На этом пути, ставшим Большой Алексеевской улицей, стояла Мартиновская церковь. Основное население вокруг нее составляли ремесленники, торговцы и булочники.

По преданию, поселение основано на том самом месте, где была поставлена палатка святителя Алексея во время посещения им Спасо-Андоникова храма.

Богатый московский купец Василий Яковлевич Жигарев в 1791 году заказал проект новой церкви у архитектора Родиона Казакова. В следующем году по благословению Митрополита Московского Платона началось строительство. Работы были завершены к 1798 году. Живописец Антонио Клаудио расписал стены церкви в итальянском стиле.

Происхождение названия

Святитель Мартин Исповедник, папа Римский, был выходцем из Тосканской области в Италии. Получив хорошее образование, он поступил в клир Римской церкви. Пресвитера Мартина избрали на престол после смерти папы Феодора I. В то время порядок нарушала ересь монофелитов, получившая широкое распространение.

Бесконечные религиозные споры происходили во всех слоях населения. Константинопольский патриарх Павел II и император Констанс придерживались сектантских взглядов. Правитель издал «Образец веры» (Типос) и обязал всех людей следовать ему. В нем накладывался запрет на дальнейшие споры.

Еретический «Образец веры» Рим получил в 649 году. Папа Мартин созвал Поместный Собор и отослал патриарху Павлу послание с увещанием вернуться к православию. Император разгневался и приказал военачальнику Олимпию привести святителя на суд.

Прибыв на место, военный побоялся народа и духовенства, сошедшего на Собор. Он подослал убийцу, чтобы все сделать тайно. Приблизившись к своей цели, воин неожиданно ослеп. Олимп испугался и поспешно уехал в Сицилию, где вскоре пал на поле боя.

Тогда Констанс послал другого военачальника Феодора. Он предъявил святителю тяжкие обвинения в хулении Пресвятой Богородицы, неканоническом вступлении на папский престол и тайном общении с врагами империи. Несмотря на предъявленные доказательства о полной невинности папы Мартина, Феодор схватил его ночью и отправил на Цикладские острова в Эгейском море.

В этом месте исповедника держали почти год, а затем привезли на суд в Константинополь. Старца принесли на носилках, но судьи грубо приказали отвечать стоя. Во время допроса воины поддерживали измученного святителя. Показания давали лжесвидетели, а оправдания святого никто даже не стал слушать.

В глубокой скорби Мартин сказал:

«Господу известно, какое великое благодеяние вы мне окажете, если скоро предадите смерти».

После слушаний его выставили в разодранной одежде на растерзание толпе. Через некоторое время пришел сакелларий и огласил приговор. Святого лишили сана и назначили время смертной казни. Его заковали в цепи и посадили в темницу с разбойниками. Они оказались милосерднее, чем еретики.

В это время император навестил умирающего патриарха Павла и рассказал ему о прошедшем суде. Тот отвернулся и сказал:

«Горе мне! Еще одно новое деяние к моему осуждению».

Он просил прекратить мучения папы Мартина. Констанс послал в тюрьму нотария для дополнительного допроса.

Святитель отвечал им, что не станет общаться с Константинопольской церковью, пока она окутана зловерием. Мучители поразились такому мужеству и заменили казнь на ссылку в отдаленный Херсонес Таврический. Там исповедник и скончался. Его погребли во Влахернской церкви во имя Пресвятой Богородицы.

Ересь монофелитов осудили в 680 году на VI Вселенском соборе, а мощи святого папы Мартина перенесли в Рим.

Подробнее о святителе можно узнать из данного ролика.

Историческая судьба

Православная церковь святого Мартина на Таганке всегда занимала особое место среди памятников русского классицизма. Связано это с тем, что она выделялась своей оригинальностью и стояла особняком в истории московской архитектуры. Расположившись на вершине холма, храм был одной из значительных и мощнейших градостроительных доминант всего Заузья.

Во время оккупации французами в 1812 году здание пострадало от пожара. В течение девяти лет шел ремонт железных покрытий, реставрация облицовки церкви и прокладка прохода между колокольней и храмом. К началу XX столетия было устроено калориферное отопление, обновлена живопись.

После революции Мартиновская церковь разделила судьбу многих христианских святынь. По декрету 1922 года об изъятии ценностей храм лишился почти всей ризницы, а через два года его разграбили полностью. Здание закрыли, а помещение передали киностудии документальных фильмов и Всесоюзной книжной палате.

Церковь святителя Мартина вновь открылась только в 1989 году. Настоятелем храма был назначен протоиерей Сергей Родионович Суздальцев Указом Его Святейшества Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II. Усилиями отца Сергия возобновились богослужения.

В 1991 году крестным ходом перенесли чудотворный образ Богоматери Грузинской. К 1996 здание полностью освободили от фондов книжной палаты, разобрали шесть этажей железобетонных перегородок и перекрытий, полностью заменили систему отепления, полы, кровлю и оконные рамы. Воссоздана настенная живопись, в Мартиновскую церковь вернули иконостас центрального алтаря.

Активное участие в реставрационных работах принимали:

  • священник Сергий Точеный;
  • священник Михаил Федин;
  • священник Андрей Бондаренко;
  • диакон Дионисий Пряхин.

В мае 1998 года патриарх Алексий II передал настоятелю Феодоровскую икону Божией Матери со своей дарственной надписью. В 1999 освящен один из приделов в честь преподобного Александра, монаха обители «Неусыпающих».

Современное положение

На данный момент церковь Мартина Исповедника ведет широкую общественную деятельность.

Направления:

  1. Воскресная православная школа. Это учебное учреждение при храме предназначено для детей и взрослых.
  2. Помощь детскому дому. В течение многих лет братство занимается социальной и просветительской деятельностью. Осуществляется духовное окормление детского дома №1. Проводятся поздравления воспитанников с Рождеством и Пасхой, раздача подарков, устроение различных постановок и причащение.
  3. Работа с ветеранами Великой отечественной войны. В те же праздничные дни при самом храме организуются поздравления прихожан-ветеранов, устраиваются чаепития и концерты, раздаются подарки.
  4. Группа милосердия «Курский вокзал». Инициативная группа прихожан по помощи бездомным. Осуществляется кормление, помощь в восстановлении документов и отправке по месту жительства.

Месторасположение церкви

Храм расположен на улице Александра Солженицына в Москве.

Находящиеся рядом здания:

  • музей мебели;
  • церковь Николая Чудотворца на Студенце;
  • театр на Таганке;
  • церковь Алексия, митрополита Московского, в Рогожской слободе;
  • церковь Николая Чудотворца на Болвановке;
  • дом-музей Владимира Семеновича Высоцкого на Таганке;
  • церковь Сергия Радонежского в Рогожской слободе;
  • церковь Успения Пресвятой Богородицы в Гончарах.

Как добраться

В столицу можно попасть любым способом: на поезде, самолете, автобусе или личном транспорте.

В самом городе следует ориентироваться на ближайшие к храму станции метро:

  • «Авиамоторная»;
  • «Марксистская»;
  • «Перово»;
  • «Площадь Ильича»;
  • «Шоссе Энтузиастов».

Подойдет и остановка «Серп и молот», входящая в маршрут троллейбуса № 53.

Архитектура и убранство сооружения

Главное здание выполнено в форме латинского креста, его боковые стороны украшают порталы с коринфскими колоннами. Сверху находится большой купол диаметром 17 метров, а по бокам — четыре маленьких. С западной стороны пристроена колокольня, имеющая три яруса. Ее высота составляет 60 метров.

Росписи, выполненные Антонио Клаудио в 1800—1801 годах, сохранились до наших дней. Настенная живопись в итальянском стиле была нетрадиционна. На парусах написаны несвойственные православному храму сюжеты: апостол Петр и пророк Моисей в окружении множества фигур. Мастером были выполнены и овальные иконы для главного иконостаса.

Высокопреосвященный Платон в 1806 году освятил храм: главный престол — во имя Вознесения Господня, а два предела — во имя святителя Мартина Исповедника и Грузинской иконы Богоматери.

Святыни храма

Главной святыней является Грузинская икона Богоматери. Роспись была вывезена персидским шахом Аббасом во время нашествия агарян на Грузию в XVII столетии. Впоследствии ее купил русский купец и перенес в Красногорский мужской монастырь. Здесь сразу же начали совершаться многочисленные чудеса. По благословению Патриарха Филарета икону крестным ходом обносили по монастырям и городам Святой Руси.

Многочисленность случаев исцеления подвигла москвичей сделать точные копии росписи, три из которых прославились чудотворениями.

Эти списки были распределены между Алеексеевским женским монастырем, храмом Живоначальной Троицы в Никитниках и собором Покрова Божией Матери на Воронцовом поле. Третья копия иконы снискала особое почитание в простом народе и среди высочайших особ.

Императрица Анна Иоанновна перевезла список в Санкт-Петербург, где украсила его дорогим окладом из драгоценных камней. Перед росписью неоднократно произносил молитвы Александр I. Узнав, что рама была разграблена, он приказал выставить охрану вокруг святого образа. В 1991 году икона была перенесена в храм святого Мартина Исповедника на Таганке.

Пресвятая Богородица помогает всем приходящим и нуждающимся в Ее благодати. Этот образ особенно популярен у женщин с бесплодием. Поработав над восстановлением и благоустройством собора, многие семейные пары, лишенные возможности иметь детей, обзаводятся потомством.

В церкви также находится мощевик, в котором хранятся частица Животворящего Креста Господня и частицы мощей:

  1. Святых: святителя Мартина Исповедника (в самом центре), Блаженной Матроны, святителя Тихона.
  2. Преподобных: Никодима, Лонгина, Серафима, Дамиана, Анатолия, Григория, Саввы.
  3. Митрополитов: Московских святителей Иннокентия, Филарета, Филиппа.
  4. Киево-Печерских подвижников.
  5. Святого праведного старца Алексия Мечева.
  6. Святой равноапостольной Нины, просветительницы Грузии.
  7. Святых младенцев, Иродом убиенных.

Как проходят богослужения

На службу могут попасть все желающие.

Общее расписание:

  • в воскресные дни Божественная Литургия — в 10:00;
  • в будничные дни Божественная Литургия — в 08:00;
  • вечернее Богослужение — в 17:00.

Утреня и вечерня с чтением акафиста Грузинской иконе Божией Матери совершается по пятницам в 17:00, а святителю Мартину Исповеднику — в то же время по воскресеньям.

Дни, когда не совершается богослужение с чтением акафиста:

  • в Великий Пост;
  • в Двунадесятые и Великие праздники;
  • в дни памяти особо почитаемых святых;
  • в дни особо чтимых икон Божией Матери;
  • в попразднества Двунадесятых Праздников.

Видео об истории и святынях храма

В ролике представлен краткий обзор храма: его история и святыни.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *