Мать Христа

Согласно ветхозаветным пророчествам, Мессия должен быть потомком Авраама, Исаака и Иакова. Происходить из колена Иудина (Быт. 49:10). Быть «корнем Иессея» и потомком Давида (3 Цар. 2:4). Согласно текстам Нового Завета, родословие Иисуса ХРИСТА полностью соответствует этим требованиям.
В двух Евангелиях от Матфея и от Луки мы находим родословие Господа Иисуса Христа по плоти. Оба они одинаково свидетельствуют о происхождении Господа Иисуса Христа от Давида и Авраама.
1). Почему Евангелист Матфей указывает родословную Иосифа? Ведь он не является истинным отцом Иисуса.
1причина. Одно из самых ранних объяснений сводится к тому, что родословная у Матфея (Мф.1.1) – царская родословная Иисуса Христа, которую Он унаследовал от своего приемного отца, Иосифа, сына Авраамова.
Заметьте, что в этой родословной, которая идет по мужской линии, Матфей пользуется словом «родил» 39 раз: «Авраам родил Исаака, Исаак родил Иакова»… и так перечисляется 28 поколений. Но, когда Евангелист Матфей доходит до Иосифа, то по вдохновению Духа Святого пишет: «Иаков родил Иосифа мужа Марии, от КОТОРОЙ родился Иисус, называемый Христос»…
Христос, как царь Израилев, должен придти по линии Авраама, Царя Давида, Царя Соломона.
Матфей указал это через царскую родословную Иосифа – приёмного отца, которая по наследству принадлежала Иисусу.
2 причина. Надобно знать, что ни у евреев, ни в божественном Писании не было обычая вести родословную женщин; но был закон, чтобы одно колено не брало жен из другого колена (Чис.36:7). Иосиф же, происходя из колена Давидова и будучи «праведен» (Мф.1:19) (об этом в похвалу ему свидетельствует божественное Евангелие), не обручился бы противозаконно со святою Девою, если бы она не происходила из того же самого колена. Поэтому было достаточно показать происхождение (одного) Иосифа. (Иоанн Домаскин)
2).Почему родословная, указанная у Евангелиста Луки несколько иная?
Лк.3:23. «Иисус, начиная Своё служение, был лет тридцати, и был, как думали, Сын Иосифов, Илиев, Матфатов, Левиин…. (Заметьте, «люди думали»…. В Евангелии проходит красной нитью утверждение, что Иисус — сын Марии, а Отец ЕГО — БОГ).
У Луки родословная Христа идет по линии Марии. Но в ней не указана ни одна женщина, в том числе и Мария.
Заметьте, что родословная Марии идет от Давида не через Соломона, как это у Матфея, а через Нафана, другого сына Давидова. Отсюда, как Иосиф, так и Мария – происходили из рода Авраамова и царственного дома Давидова. Поэтому Ангел и сказал Марии: «… и даст Ему Господь Бог престол Давида отца Его, и будет царствовать над домом Иакова вовеки, и Царству Его не будет конца» (Лук. 1,32.33).
Касаясь родословной Иисуса, следует также отметить следующие два момента:
1) В ней подчеркивается происхождение Иисуса как человека. В ней подчеркивается реальный факт, что Он был человеком среди людей. Он не был иллюзией или полубогом. Чтобы спасти людей, Он стал человеком в истинном смысле этого слова.
2) Матфей останавливается на Аврааме. Лука же прослеживает родословную до Адама. Для Матфея Иисус был достоянием иудеев; для Луки Он принадлежит всему человечеству, потому что происхождение прослеживается не до основателя иудейской расы, а до отца всего человечества. Лука устранил национальные и расовые границы даже по отношению ко всем предкам Иисуса.
Фрагменты из http://www.bible.by/

В конце каждой службы священник перечисляет имена святых, которых Церковь вспоминает в этот день. Но есть два имени, которые звучат каждый день и на каждой службе, — это имена родителей Пресвятой Богородицы, праведных Иоакима и Анны. Что известно об этих святых? И почему Церковь воздает им такую особенную честь?

О родителях Пресвятой Богородицы Марии сообщают несколько источников, наиболее ранний из которых — Протоевангелие Иакова*, памятник христианской литературы второй половины II — начала III века (Примечание: Протоевангелием (от греч. πρῶτος, «первый») этот текст называют потому, что речь в нем идет большей частью о событиях, предшествовавших описанным в Евангелиях. Авторство текста приписывается (скорее всего, ошибочно) апостолу Иакову, брату Господню, одному из сыновей праведного Иосифа Обручника от первого брака. — Прим. ред.). Церковь не включила этот текст в состав Священного Писания, но многие из описанных в нем событий особо вспоминаются в течение богослужебного года, в том числе и Рождество Пресвятой Богородицы.

Встреча святого Иоакима и святой Анны
у Золотых Ворот Иерусалима после благой вести
от ангела о рождении ребенка.
Амброзиус Бенсон. Нидерланды, около 1528

Иоаким, согласно Протоевангелию Иакова, был человек «очень богатый» и притом истинный праведник: материальный достаток он использовал для того, чтобы приносить Богу «двойные дары». Если, например, закон предписывал в том или ином случае приносить в жертву Богу козла или овцу, то Иоаким жертвовал двух овец или двух козлов и так далее. Но в один из праздников, когда все иудеи по традиции собрались в Иерусалимском храме и по очереди приносили дары Богу, Иоакима вдруг достаточно грубо отодвинули в сторону. Некто Рувим — священник или, возможно, распорядитель служб в храме — запретил ему подходить с дарами в числе первых: ведь тот был бездетным, «не принес потомства Израилю». А иудеи в то время привыкли связывать количество детей в семье с личной праведностью семейной пары. Считалось, чем больше детей послал супругам Бог, тем более высоко Он ценит благочестие этой четы. И — наоборот…

Иоаким сел за книги и стал искать, были ли в истории Израиля праведники, не оставившие по себе потомства. Оказалось, что таких не было. Тогда он пришел в отчаяние, возложил на себя сорокадневный пост и отправился в пустыню в надежде, что, может быть, Господь посетит его в скорби и утешит. «Да будет мне едою и питьем молитва», — решил Иоаким.

Скорбела и его супруга Анна, на которую тоже посыпались насмешки. Даже ее собственная служанка посмела сказать: «Господь закрыл твое лоно, чтобы у тебя не было потомства в Израиле».

Люди осуждали Иоакима и Анну, а их собственные надежды на продолжение рода к тому времени уже почти иссякли: ведь, если верить позднейшим пересказам их житий, они жили вместе уже 50 лет и, понятно, находились в годах весьма преклонных.

Впрочем, Анна помнила из священной истории, как Сарра в 90 лет родила Исаака, и не оставляла молитву о ниспослании ей ребенка.

И вот в самый тяжелый момент Господь ответил на вопрошания бездетных супругов. Согласно Протоевангелию Иакова, и к Иоакиму, и к Анне был послан Ангел, возвестивший им о скором зачатии ребенка, причем такого ребенка, о котором станет говорить целый мир. В ответ на это известие Анна воскликнула: «Жив Господь Бог мой! Если я рожу дитя мужского или женского пола, отдам его в дар Господу моему, и оно будет служить Ему всю свою жизнь». Это обещание Анна и Иоаким исполнили в точности: когда рожденной ими Девочке исполнилось три года, они отвели Ее в Иерусалимский храм, где Мария с тех пор жила и получала воспитание. Отец же Ее и мать прожили на свете еще около 12 лет и отошли ко Господу в возрасте около восьмидесяти лет, как говорится в одном из сирийских переложений Протоевангелия Иакова — «Истории благословенной Девы Марии».

Рождение Пресвятой Богородицы.
Амброзиус Бенсон. Нидерланды, около 1528

Этот сирийский текст (самые ранние из сохранившихся рукописей которого относятся к XII веку) интересен еще тем, что пытается проследить родословную линию Богородицы. Из него следует, что Иоаким (в сирийском варианте — Ионакир, или Цадок, то есть «праведный») был сыном Матфана и внуком Елеазара, то есть Дева Мария имела тех же деда и прадеда, что и Иосиф Обручник, Ее нареченный супруг. Иными словами, Богородица и Иосиф были двоюродными сестрой и братом и оба являлись продолжателями рода царя Давида. К царю Давиду возводят линию предков Богородицы и церковные писатели VIII–IX веков преподобный Иоанн Дамаскин и Епифаний Монах. Правда, Епифаний утверждает, что это Анна была дочерью Матфана, а не Иоаким — сыном.

За что же Церковь так почитает святых праведных Иоакима и Анну?

Дело в том, что Господь призывает судить о всяком дереве по его плодам (ср.: Мф 7:15–20), а плодом этой семейной пары явилась Пресвятая Богородица. Многие сотни и даже тысячи лет Господь ждал, когда же человечество принесет Ему такой плод — деву, чистую сердцем и всецело преданную Богу, способную без принуждения вверить Себя Ему со словами: Се, раба Господня, да будет Мне по слову Твоему (Лк 1:38). Ведь только такая дева, чуждая греха не вследствие чуда, которое мог бы совершить над ней Бог, а вследствие своего собственного свободного выбора, только она и была достойна стать Матерью Сына Божия. А такие качества — любовь к Богу, смирение, кротость — не могли бы развиться в Деве Марии без участия Ее родителей.

Введение во храм Пресвятой Богородицы
Греция, Афон. 1320

Безусловно, большую роль сыграло воспитание Девочки при храме начиная с трехлетнего возраста, но ведь и это тоже было решение Ее родителей, Иоакима и Анны, — отдать Дочь, еще совсем маленькую, священникам. Как ни жаль им было расставаться с Дочерью, ставшей утешением в дни их старости, но обет посвятить Ее Богу оставался в силе — и они исполнили, что обещали.

«Терпение, навыкнув во времени, родило глубочайшее смирение», — говорил в одной из проповедей архимандрит Иоанн (Крестьянкин).

И точно такое же смирение мы находим в их Дочери, Которой суждено было стать Божией Матерью. Как некогда Ее родители, Дева Мария отказалась от всяких претензий на то, чтобы руководить Своим Сыном исключительно по своему разумению, жестко удерживать Его при Себе, связывать Своим родительским авторитетом (как это свойственно многим родителям). Она вверила Сына Промыслу Божию, а Сама смиренно последовала за Ним. Зерно такого смирения заронили в душу Пресвятой Богородицы Ее родители Иоаким и Анна.

Сретенская семинария 07.04.2019 44799

Из Евангелия мы немного знаем о Марии, Матери Божией: помимо рассказа о Благовещении, о рождении Иисуса Христа и о Его детстве, Она появляется на страницах Писания лишь в нескольких эпизодах. Но церковное предание донесло до нас свидетельства о Богородице первых христиан, которые передавались из уст в уста. Вот некоторые из них.

Благовещение-Рождество-Христово-Сретение.-XII-в.-монастырь-святой-Екатерины-Синай

Знаете ли вы, сколько лет было Иосифу, мужу Марии?

Современный западный кинематограф любит представлять Иосифа Обручника как мужчину в возрасте 30-40 лет. Православное предание говорит о другом: «Из потомков Давида, что очень чтилось у евреев, были избраны и двенадцать безженных старцев; и их жезлы были положены во святилище. Между ними был и Иосиф. И его жезл прозяб за ночь; и даже на нем, по свидетельству блаженного Иеронима (340-419 гг.), была видена голубица, слетевшая свыше. Отсюда было познание, что Пречистая Дева вручается Иосифу на хранение. Старцу Иосифу в то время было, думают иные, около восьмидесяти лет» (митрополит Вениамин (Федченков)).

У Нее не было ничего сурового во взгляде, ничего неосмотрительного в словах

А знаете ли вы, чем была занята Пресвятая Дева в момент Благовещения?

«Ангел нашел пречистую Деву не вне дома и горницы своей, не на улицах городских посреди народа и мирских бесед, не суетящуюся дома в житейских попечениях, но упражняющуюся в безмолвии, молитве и чтении книг, как ясно показывает и иконное изображение Благовещения, представляя Деву Марию с положенною пред Нею и раскрытою книгою, в доказательство непрестанного упражнения Ее в чтении божественных книг и богомыслии. В то самое время, когда явился к Деве небесный благовестник, Она, как полагают богомудрые отцы Церкви, имела в уме слова пророка Исаии: «Се, Дева во чреве зачнет» (Ис. 7: 14), и размышляла, каким образом и когда будет то странное и необычное для девического естества зачатие и рождение» (святитель Димитрий Ростовский).

Ангел пришел благовествовать Марии. Знаете ли вы, что и кто есть ангел?

«Ангел есть сущность, одаренная умом, постоянно движущаяся, свободная, бестелесная, служащая Богу, по благодати получившая для своего естества бессмертие: один только Творец знает вид и определение этой сущности. Бестелесною же и невещественною она называется по сравнению с нами. Ибо все по сравнению с Богом, единым только несравнимым, оказывается и грубым, и вещественным, потому что одно только Божество в строгом смысле невещественно и бестелесно» (преподобный Иоанн Дамаскин).

Знаете ли вы, почему Дева Мария именуется «Честнейшая Херувим и Славнейшая без сравнения Серафим»?

«Потому, что Она приняла в Своей утробе Богочеловека, Сына и Слово Божие, Который воспринял от Неё человеческую природу и соединил со Своим Божественным естеством в Своей ипостаси» (старец Ефрем Филофейский).

Храмовая икона Благовещенского собора Московского Кремля. XVII век.Знаете ли вы, почему Богородица изображается на иконе Благовещения с цветком лилии?

Цветок лилии символизирует собой чистоту. За свою несравненную чистоту и целомудрие Она была избрана Богом и удостоена великого чуда – осталась девой при зачатии Спасителя и после Его рождения.

Знаете ли вы, как выглядела Пресвятая Богородица?
Описание внешнего облика Пресвятой Богородицы дал церковный историк Никифор Каллист:
«Пресвятая Дева была среднего или немного выше среднего роста, волосы золотистые, глаза быстрые, цвета маслины, брови дугообразные и черноватые, нос продолговатый, губы цветущие, лицо не круглое и не острое, а несколько продолговатое, руки и пальцы длинные. У Нее не было ничего сурового во взгляде, ничего неосмотрительного в словах, – свидетельствует святой Амвросий. В беседах с другими Она сохраняла спокойствие, не смеялась, не возмущалась и не гневалась. Ее движения скромны, поступь тихая, голос ровный, так что внешний вид олицетворяет чистоту Ее души».
Есть ли где-то икона Богородицы, написанная с Нее при ее земной жизни?
Пресвятая Богородица так же, как и Спаситель, явила свой нерукотворный образ в городе Лидде еще при жизни.
Апостолы Петр и Иоанн проповедовали в Самарии, где новообращенные соорудили в городе Лидде храм во славу Пресвятой Девы. По возвращении в Иерусалим апостолы умоляли ее освятить этот храм своим посещением и благословением. Она дала на это согласие и, отослав их назад, сказала: «Идите и радуйтесь: Я буду там с вами!» Когда апостолы прибыли в Лидду и вошли в храм, то увидели на одном из внутренних столпов неизвестно кем написанный образ Божией Матери. Причем ее лик и детали одежды были выполнены с поразительным искусством и точностью. Позже туда прибыла и Пресвятая Дева. Увидев Свой образ и множество молящихся перед ним, Она возрадовалась и даровала иконе чудотворную силу.

Знаете ли вы, что Богородица приходила на гроб Своего Сына?
Иудеи, ненавидевшие христиан, не хотели, чтобы ко гробу Спасителя приходила Матерь Божия, которая преклоняла там колени, плакала и воскуряла фимиам. Первосвященники выставили стражей и приказали им строго следить, чтобы никто из христиан не смел приходить к этому месту. Если же Мать Иисуса нарушит запрет, Ее велено было немедленно убить. Стража бдительно подстерегала Пресвятую Деву, но сила Божия скрыла Ее от дежуривших на Голгофе воинов. Они ни разу не видели Богородицу, хотя Она продолжала приходить туда. В конце концов, стражники под клятвою доложили, что ко гробу никто не приходит и охрану сняли.

В момент Благовещения Мария читала и размышляла над словами пророка Исайи

Знаете ли вы, сколько лет прожила на земле Пресвятая Дева Мария?
Церковные авторитеты – преподобный Андрей Критский, святой Симеон Метафраст, святитель Димитрий Ростовский, преосвященный Порфирий Успенский, а также видные церковные историки Епифаний и Георгий Кедрин – утверждают, что Пречистая Дева дожила «до крайней старости». Согласно подсчетам, основанным на участии в погребении Богородицы Дионисия Ареопагита (57 г.), к моменту Успения Матери Божией было 72 года.
Знаете ли вы, почему родители Пресвятой Девы многие годы терпели поношение?
Родители Девы Марии долгое время были в поношении из-за своей бесплодности. Считалось, что это свидетельствовало о наказании Божием за грехи. Подобное обстоятельство доставляло не только скорбь родителям, не могущих иметь детей, но и немало неудобств со стороны народа: Иоакиму препятствовали приносить в храме жертвы, считая, что он неугоден Богу, поскольку он не создал потомства израильскому народу. Анну также уничижали за бесплодие окружающие. Поскольку было известно, что от семени Давидова родится Спаситель, то каждая семья надеялась, что это произойдет именно через ее потомков. А потому не иметь способности к продолжению рода означало утратить этот шанс.
Знаете ли вы, каким ремеслом владела Божия Матерь?
Согласно Преданию, в период жизни при храме Дева Мария трудилась над пряжей и шила священнические облачения. Когда же Она была отдана на сохранение Иосифу Обручнику, возникла необходимость в изготовлении новой завесы для Иерусалимского храма. Часть работы по этому поручению от первосвященника исполнила Дева Мария. После Благовещения Архангела Гавриила Пресвятая Дева отправилась к своей родственнице – Елизавете (Лк. 1: 39-56). Согласно преданию, по пути Она зашла в Иерусалим, чтобы отдать часть завесы, которую к тому времени уже изготовила.

К моменту Успения Матери Божией было 72 года

А знаете ли вы, что Иосиф по закону должен был судить Марию за то, что она забеременела не от него?

Ангел, по сути, возвестил Марии такую беременность, для которой не было никаких законных оснований. И по закону полагалось за такое побить камнями, ведь не было подобных прецедентов, чтобы дева зачинала без мужа, и, соответственно, по логике такая беременность могла возникнуть только от прелюбодеяния. Во всяком случае Марию ждал позор на всю жизнь. Но Она просто доверилась Богу: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк. 1: 38). Но Марии еще не было известно, как отнесется к такому событию Иосиф: он был помолвлен с девушкой, и вдруг – беременность! Сначала старец хотел просто тихо расторгнуть помолвку, ни о чем не расспрашивая свою невесту и никак не пытаясь Марию наказать: «Иосиф же, муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее» (Мф. 1: 19). Но, впрочем, рождение ребенка вне брака и так поставило бы Ее вне общества, дальнейшая Ее судьба была бы ужасна. И снова потребовалось явление ангела, но на этот раз уже Иосифу, чтобы он принял Ее с Младенцем во чреве и назвал Марию своей женой: «Но, когда он помыслил это, – се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго» (Мф. 1: 20). Не часто нам приходится рассуждать о мужестве и выдержке Иосифа. Однако стоит обратить внимание на то, что в глазах всего израильского общества Иосиф был мужем Марии и считался отцом Иисуса, и только сами Иосиф и Мария знали, на какую жертву пришлось пойти названному отцу Христа.

Автор Юрий Носовский Обновлено: 18.03.2019 22:15 Опубликовано: 19.03.2012 17:40 Религия » Другие » Католичество

19 марта Католическая церковь празднует память святого, которого часто незаслуженно отодвигают в тень. Иосиф, прозванный Обручником, названый муж Девы Марии, отчим Иисуса Христа, в самом деле, занимает не так уж много места в Новом Завете. Но сложно переоценить роль Иосифа в жизни Богородицы и Спасителя, которого даже звали «сыном плотника».

Когда отданная родителями на служение Богу Дева Мария стала достигать совершеннолетия — стал вопрос о ее дальнейшей судьбе. Ведь жить в Иерусалимском Храме позволялось лишь юным девственницам — фактически, детям. После наступления уже подросткового возраста их обычно отдавали замуж — за достойных мужей, устраивая дальнейшую жизнь. Впрочем, у этих девушек был выбор — сохранять свое девство во славу Божью и дальше. Именно так и поступила Дева Мария, когда срок ее служения в Храме истек.

Разумеется, «выбрасывать на улицу», на произвол судьбы, храмовых служительниц было не принято. И священники нашли выход — решившая и дальше соблюдать обет девства отроковица покинула священные стены, но ей нашли названого мужа. Который должен был содержать Марию в дальнейшей жизни — при этом, однако, не прикасаясь к ней, как к жене в полном смысле слова.

Разумеется, найти человека, способного соответствовать такой цели было нелегко. Относительно молодые отпадали сразу — во избежание искушения во время совместной жизни с молодой красивой девушкой. Выбор пал на Иосифа, известного своей праведной жизнью, обладавшего нужной профессией — он был плотником. И, главное, ему на момент супружества с Девой Марией исполнилось 80 лет. В церковную историю этот человек вошел под именем Иосифа Обручника.

Правда, следует отметить, что на преклонном возрасте Иосифа настаивает Православная церковь. Напротив, в католической традиции Обручник — молодой (или средних лет) мужчина (что можно увидеть хотя бы по фильму «Мария, мать Иисуса»). Если в православном предании Иосиф относился к Марии скорее по-отечески, потому что она годилась ему во внучки, то католики уверены, что служение «названого мужа» носило самый настоящий рыцарский характер. Именно подражая святому Иосифу, служили в Средневековье рыцари своим прекрасным дамам.

Женщины: прекрасный пол в Евангелии

Разумеется, выбор жениха зависел отнюдь не только от личных симпатий иудейских архиереев. На самом деле, судьба будущей Божьей Матери находилась под контролем гораздо более высоких инстанций. Необходимость самого замужества, пусть и «фиктивного», Св. Отцами обычно трактуется, как желание обмануть до поры до времени темные силы, чтобы они не обрушились всей своей мощью на Деву, согласно пророчеству Исайи, должной зачать во чреве сына, которому суждено было стать Мессией, спасителем Израиля. Поэтому Богоматерь и была как бы «замаскирована» под обычную замужнюю женщину — на которых демонические сущности обращали гораздо меньшее внимание, чем на дев.

Другим же немаловажным фактором, как это нередко прослеживается и в других моментах биографии Спасителя, было соответствие ее древним пророчествам. Согласно самым важным из них, Мессия должен был быть из рода древнего первого благочестивого царя Израильского — Давида. А именно далеким потомком знаменитого псалмопевца и являлся праведный Иосиф.

Никого не должна смущать бедность и необходимость зарабатывать на жизнь ремеслом «члена царской семьи». Объясняется это тем, что за столетия иудейский народ постигло немало бедствий. Его государство делилось, подвергалось уничтожению иноплеменниками вместе с правящей династией — после восстановления возглавлялось совсем другими, и далеко не всегда достойными людьми… Тем не менее, и в Священном Писании, и в народных чаяниях сохранялось упование на избавление Израиля от всех его скорбей Мессией, потомком древних праведных царей, поставленных самим Богом — «сыном Давидовым».

В отношении «семейного статуса» праведного Иосифа мнения богословов различных христианских конфессий разнятся. Так, католики по преимуществу приписывают ему девство — как после обручения с Девой Марией, так и до него. Однако такой подход не объясняет — откуда же у Иисуса Христа взялись «братья и сестры Его», не раз упоминающиеся в Евангелии. В другую крайность впадает часть протестантов, утверждающих, что Богородица после Рождества своего предвечного Сына стала самой обычной женой Иосифа — и родила вышеупомянутых братьев и сестер Христа.

Пепельная среда — врата покаяния

Православие в этом вопросе занимает наиболее взвешенную позицию. Согласно которой, Иосиф Обручник до замужества Богородицы имел жену Саломию, от которой и имел — не родных, а «сводных» братьев и сестер воплотившегося Господа. Но после обручения с Девой Марией не прикасался к ней ни до, ни после Рождества. В доказательство этому, например, приводятся разные формулировки слов ангела, обращенные к Иосифу в различные моменты евангельской истории.

Например, когда он, сомневаясь в происхождении беременности зачавшей от Духа Святого номинальной жены-девственницы, хотел «тайно отпустить ее», во избежание побиения камнями, как блудницы — посланник Небес обратился к нему: «Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго» (Мф.1:18-21). В словах «жену твою» толкователи видят именно утверждение, что Дева Мария не нарушила ни свое девство, ни супружеские узы путем прелюбодеяния.

Но уже когда тот же Ангел обращается к названному мужу Богоматери уже после бегства в Египет, он говорит ему: «встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца» (Мф. 2:20) То есть, о Деве Марии уже не упоминается, как о жене Иосифа — даже формальной. Что лишний раз подчеркивает ее «приснодевство» (вечное девство).

Вообще, сам эпизод с попыткой Иосифа тайно опустить мнимо согрешившую Марию из дома во избежание строго суда первосвященников говорит о многом. Большинство добропорядочных иудеев просто донесли бы «куда следует» о «прелюбодеянии» своей жены — после чего бесстрастно (а, может, и с жестоким удовлетворением) наблюдали бы за побиением камнями виновной. Такие ситуации до сих пор можно наблюдать в ряде исламских стран — где руководствуются средневековыми законами Шариата.

Но потомок Давида не хотел быть виновником гибели юной девушки, предназначенной ему в жены — даже если бы казнь была бы формально справедливой. И в этом уже в суровые времена Ветхого Завета предвосхитил новозаветную этику любви и милосердия.

Пройдут десятилетия, и его названный Сын на коварный вопрос фарисеев: «Что нам делать с женщиной, взятой в прелюбодеянии, ведь Закон Моисеев велит побивать таких камнями?» отвечает: «Кто сам без греха — пусть первый бросит в нее камень». А когда обличаемые совестью иудеи стали расходиться, так и не совершив справедливого, но немилосердного суда, Господь кротко сказал несчастной женщине: «где твои обвинители? никто не осудил тебя?… и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши.» (Ин.8: 3-11)

Канун Великого поста: покаяние без посредников

Церковное предание рассказывает, что после того, как Иосиф, выполняя повеление Божье, оставил у себя беременную Деву Марию, по доносу одного из фарисеев их обоих таки привлекли к суду Синедриона. Но, поскольку названые супруги категорически отрицали и прелюбодеяние на стороне, и растление Иосифом своей жены, священники прибегли к средству, прописанному еще в Законе Моисеевом.

Согласно процедуре, подозреваемым давали выпить «воду обличения» — над которой произносились специальные слова заклятия. И, если человек был виновен в прелюбодеянии — его вина становилась видна всем, «посредством некоторого видимого знамения». Под последним обычно подразумевается резкое ухудшение здоровья, «гинекологические» болезни и т. д. Но выпившие такую воду Иосиф и Мария остались невредимы — и тогда удовлетворенные Божьим Судом иереи сняли с них все обвинения, хотя и не понимали, как же такое могло произойти.

Потом было Рождество Спасителя, поклонение Ему волхвов, бегство в Египет, возвращение оттуда. И везде в эти сложные периоды жизни Девы Марии и ее Божественного Сына с ними рядом находился праведный Иосиф. Который брал на себя все тяжести пути, зарабатывания средств к существованию, любил, защищал своих названых жену и ребенка, воспитывал последнего, учил ремеслу. Многие ли даже современные люди способны поступить так даже в отдаленно сходной ситуации — по отношению к женщине и чужому ребенку, без наличия общих детей?

Вопрос читателя:

Как звали отца Иисуса?

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:

Как сказано в Символе веры про Иисуса Христа — «и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы и вочеловечшася». То есть он воплотился от Девы Марии, а Отец Его — это Сам Господь. Из людей отца у Него не было. Но Дева Мария была отдана на попечение праведному Иосифу, который называется «Обручником», потому что в тогдашнем еврейском обществе одним и тем же словом обозначали и обручение (после которого следовал брачный союз), и принятие на попечение девушки, которая дала обет посвятить свою жизнь Богу и не выходить замуж. Иосиф, как Вы можете прочитать в Евангелии от Матфея, по научению Святого Духа не стал разглашать, что Мария оказалась беременна чудесным образом, а не от него (люди бы не приняли эту версию, скорее всего), и в обществе считалось, что у них с Марией обычный брак, а Христос — это его сын. Так что юридически отцом Иисуса Христа был Иосиф, который в наших святцах называется Иосиф Обручник.

Храни Вас Бог!

Архив всех вопросов можно найти . Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *