Материнская скорбь

Среди православных христиан хорошо известна фраза – отрывок из стихотворения, принадлежащего перу известного русского поэта Аполлона Майкова: «чем глубже скорбь, тем ближе Бог». Она – о том, что в моменты жизненных испытаний, тяжелых скорбей и болезней присутствие Бога в нашей жизни мы должны ощущать особенно достоверно, очевидно и убедительно. И такое ощущение, вместе с пониманием близкого соучастия Бога в наших скорбях, должно обнаруживаться в нашем сердце живым, укрепляющим и утешающим нас действием…

Должно, но ощущаем ли мы это на деле? Сегодня священник все чаще сталкивается с обратным: обилие скорбей и испытаний вызывает у человека сильное недоумение («Почему это со мной? Я же…»), подавляет, подводит его, немощного, к сомнению в действительности Промысла Божия, ослаблению веры и, как следствие, ставит на грани отчаяния. И я говорю о верующих и церковных людях, тех, кто при возникновении таких духовных проблем в первую очередь и бежит к священнику за разъяснением.

Почему так происходит? Почему эти важные слова поэта, которые звучат для верующего сознания как неоспоримая, очевидная истина, нередко остаются для христианина лишь формальной истиной, не имеющей лично для него жизненного подтверждения, становятся истиной «мертвой», на которую он не может опереться? Это немаловажный вопрос, требующий ясного ответа.

Наше время, по милости Создателя, изобилует скорбями. Они, будучи орудием Промысла Божия, в то же время «ухитряются» служить «двум господам», т.е. становятся «верными служителями» врага человеческого рода. Именно этим орудием наш враг пользуется наиболее эффективно, подрывая веру немощного человека в мудрость Промысла Божия, вызывая малодушие, ропот, отчаяние. Все то, что, оставляя человека со скорбью наедине, лишает его спасительного плода от действия скорби. В таких ситуациях для человека чрезвычайно важна поддержка, которую он нередко просто не находит. Близкие люди часто оказываются беспомощны, особенно когда скорбь сильна: нередко им просто не хватает мудрости, такта, собственной силы духа для того, чтобы действительно оказать поддержку скорбящему, а не раздражать своим присутствием и не утомлять гиперопекой. В такие минуты человеку на самом деле, как глоток свежего воздуха в задымленном помещении, необходима ПОДДЕРЖКА, которую по-настоящему может оказать лишь Тот, Кто держит весь мир в Своих руках.

Только как ее получить? Почему в минуты, когда скорбь представляется нам невыносимой и мы балансируем на грани отчаяния, мы можем совсем не ощутить той укрепляющей Десницы Господа, Которая, как мы это не раз слышали, все содержит в Своей власти?

Может быть, потому, что сами мы в эти тяжелые моменты делаем что-то не так? Может быть, мы сами не идем туда, где эта поддержка обретается? Не хотим поднять даже малого духовного труда, ожидая, что подобное познание близости Господа должно быть нам дано как бы «на блюдечке с голубой каемочкой»? Ответ на этот вопрос поищем в Священном Писании.

А Священное Писание призывает человека в минуты скорби обращаться к Богу: «Призови Мя в день скорби твоея, и изму Тя, и прославиши Мя» (Пс. 49,15). Господь наш Иисус Христос, Который во всей полноте испытал все те страдания и невзгоды, с какими в своей жизни сталкиваемся и мы, показал нам пример исполнения призыва псалмопевца. Как истинный Человек, Он также нуждался в укреплении от Отца Небесного, и неоднократно на страницах Евангелия мы видим, что Он делает, чтобы такое укрепление получить. Евангелие повествует, что Христос, «находясь в борении, прилежнее молился» (Лк. 22, 44). Часто Он уходит от учеников, чтобы долго молиться в уединении, нередко это происходит ночью. Именно глубокая, длительная, усердная молитва к Отцу укрепляла Христа на Его Крестном Пути. И это первое, что нам необходимо осмыслить.

Святые угодники Божии, жизнь которых всегда изобиловала скорбями, именно в сугубой и продолжительной молитве, в подражание Христу, находили для себя укрепление. Преподобный Ксенофонт (VI в.), узнав, что корабль, на котором ехали его дети, разбит бурей, прибег к особой, длительной молитве. После всенощного келейного бдения он получил от Бога особое утешение и извещение о том, что его сыновья живы и их осеняет особая милость Божия (прпп. Ксенофонт и Мария, пам. 26 янв.).

К такому же деланию молитвы в минуты скорби призывает христиан святитель Игнатий (Брянчанинов):

«Когда окружат скорби, нужно учащать молитвы, чтоб привлечь к себе особенную благодать Божию. Только при помощи особенной благодати можем попирать все временные бедствия».

Нашествие скорбей есть не что иное, как обнаружение Господа в нашей жизни

Всякий ли поступает так в тяжкие минуты своей жизни? Увы, не всякий и не всегда. Зачастую мы уже при начале серьезных скорбей кидаемся в какую-то панику, которая буквально выбивает нас из привычных «берегов». И это вполне объяснимо: нашествие скорбей есть не что иное, как обнаружение Господа в нашей жизни (как говорят в народе: «Господь посетил»), а подобное обнаружение может поначалу напугать. Вспомним апостолов, которые испугались явления Господа посреди бури. Вспомним и то, когда они успокоились. Лишь тогда, когда узнали Господа. И отсюда делаем для себя важный вывод: начало успокоения при нахождении скорби – в признании скорби Божиим посещением. Так говорит об этом святитель Игнатий:

«Когда скорби придут сами собою, – не убойся их, не подумай, что они пришли случайно, по стечению обстоятельств. Нет, они попущены непостижимым Промыслом Божиим».

Лишь когда мы немного успокоимся и поймем, что у Господа «все под контролем», нам, вдохновленным этой истиной, становится доступной молитва, но эта молитва должна быть усерднейшей, т.е. продолжительной, сердечной, исполненной непоколебимой надежды на услышание. Лишь такая молитва приведет к избавлению:

«Из среды отовсюду окружающих нас стеснительных обстоятельств принудим себя вспомнить о Боге, обратимся к Богу с усерднейшею молитвою об избавлении. Избавление не замедлит».

Ощущение близости Господа отнимает у скорби ее силу

«Избавление не замедлит»… Означает ли эта фраза святого, что по мановению Десницы Божией уйдут удручающие нас обстоятельства? Наверное, не означает, тем более что в некоторых случаях, таких, как потеря близкого человека, это и невозможно. Но слова святителя открывают нам ту глубочайшую истину, что ощущение близости Господа и Его соучастия в нашей скорби отнимает у скорби ее силу. И не только отнимает у нее силу, но посреди самой скорби насаждает в душе источник радости и утешения. Вот как писал об этом святитель Игнатий, приводя в пример святых мучеников:

«Святые мученики воспевали радостную песнь среди печи разженной, ходя по гвоздям, по острию мечей, сидя в котлах кипящей воды или масла. Так и твое сердце, привлекши к себе молитвою благодатное утешение, храня его при себе бдительностью над собою, будет воспевать, среди несчастий и бед лютых, радостную песнь хвалы и благодарения Богу».

Святитель Игнатий (Брянчанинов)

Материнская скорбь

Не знаю, с какой поры Вера Андреевна стала носить черный головной платок. Только мне кажется, с той самой, когда пали на фронтах Великой Отечественной ее сыновья. Первым погиб старший, Сеня. Срочную службу он отслужил еще до войны. А накануне ее призвали его снова. Как думалось, ненадолго, для временных военных нужд. Шел тогда Семену двадцать шестой год. Растил с женой уже двух дочек. И похоронка пришла сразу в две семьи: его собственную и родительскую.

Позже Вера Андреевна с мужем получила письмо из войсковой части, в котором писали, что сержант Наумов воинский долг выполнил честно.

Семен погиб в первые месяцы войны. А потом Наумовы проводили на фронт второго сына, еще не женатого, Колю. Он попал под Ленинград, в разведроту. Письма писал бодрые, что знает вокруг каждый кустик и бугорок, и дело у него идет неплохо. Вера Андреевна понимала: успокаивает сын, однако все-таки верила, что останется жив. Муж, Дмитрий Васильевич, участник гражданский войны, поддерживал в ней эту веру, хотя хорошо знал, что на войне бугорки и кустики — защита плохая.
И вот пришло письмо от Коли из госпиталя. Нашла-таки его злая пуля, повредила руку.

Вера Андреевна ждала: может, отпустят сына домой, хотя бы на побывку. За день уставала сильно. В семье еще шестеро детей. Младший совсем крошка, родился в сорок третьем. Оставляла его на старших, торопилась на колхозную работу. Вместе с другими женщинами приходилось пахать на коровах и быках, на них же возить на элеватор хлеб, который убирали почти вручную. Вечером валилась с ног, но ночью вздрагивала от всякого стука. Все казалось: стучит Коля.

Вместо него пришло письмо: выздоровел, едет учиться на танкиста. И скоро уже на танке воевал, теперь под Смоленском.

Последний раз он написал перед боем. Видно, знал, что будет тот бой очень трудный, потому что сделал приписку: если не напишу через два дня, то не ждите.

Вера Андреевна ждала. И дни, и месяцы, и годы. Но не дождалась. Ни письма, ни похоронки. Пришло лишь сообщение, что пропал Николай Наумов без вести.

Когда кончилась война, Вера Андреевна с мужем опять сделали запрос и получили ответ: считать погибшим за Родину.

Наверное, тогда отказалась Вера Андреевна от светлых платков. Младший сын, с которым живет она сейчас, спросил как-то, почему все время ходит в темном. Вера Андреевна промолчала в ответ и платка не сменила.

В черном она встретила и меня и показалась воплощением материнской скорби. Многое по старости забыла Вера Андреевна. Свой год рождения, 1896-ой, назвала не сразу. А о погибших сынах, об их фронтовых письмах рассказывала так, будто получила их совсем недавно.

Недавно приезжала в Кирсанов одна из дочерей Семена. Работает бухгалтером, растит свою дочь. У другой Семеновой дочери два сына. Один уже отслужил армию, другой еще служит. Это уж правнуки Веры Андреевны. Упомянув об этом, Вера Андреевна говорит с тревогой:
— Только б не война. Уж этого не дай-то господи.

Я не стала говорить, что господь, как ни просили его, ни разу не спас людей от войны. Что это дело самих людей. Впрочем, Вера Андреевна и сама хорошо понимала это, потому что тут же добавила:
— Ничего нельзя жалеть для мира. Ни сил, ни средств.
И тихо, будто в раздумье, поправила на голове черный платок.
Ноябрь, 1981 г.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Как стать экспертом?

В размышлениях и чувствах героя четко выражена позиция автора — человек должен ценить каждую минуту, проведенную рядом с матерью, ценить все то, что матери делают для нас.

Я не могу не согласиться с мнением прозаика. Никто не делает столь многого для человека, как его мать. Она отдает своему ребенку все: свое тело, свое время, буквально свою жизнь, и это — поистине самый великий подвиг из всех. Существует ли кто-либо другой, заслуживающий благодарности больше, чем наши матери?

При прочтении текста Искандера мне вспомнилось стихотворение С. Есенина «Письмо матери». В нем лирический герой обращается к матери, сожалея о том, что так давно не навещал ее. В таких строчках, как «Ты жива еще, моя старушка?», «Ты одна мне помощь и отрада», «Так забудь же ты свою тревогу, не грусти так шибко обо мне», можно отчетливо почувствовать трепетное отношение героя к матери. Он сам себя называет пропойцей, но даже для такого падшего человека мать остается самым дорогим и священным существом.

Но дети часто не замечают всего того, что делают для них их матери, отодвигают их на второй план. Мы можем вспомнить Евгения Базарова из романа И.С. Тургенева «Отцы и дети». Евгений пылко любит мать, но никогда не говорит ей об этом, стремясь соответствовать образу не признающего никаких чувств нигилиста. Такое отношение вносит в жизнь Арины Власьевны тревогу, страдание и страх. Только на смертном одре Базаров наконец позволяет себе показать, как сильно любит своих стариков, но это не приносит им успокоения.

Нам кажется, что матери будут рядом с нами всегда, и потому часто пренебрегаем ими, не понимая, как страдает материнское сердце. Но материнский век не вечен, а потому очень важно при жизни выразить всю свою любовь и благодарность, провести с матерью как можно больше времени.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id8204

Обновлено: 2017-02-23 Опубликовал(а): bunnybel

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *