Матрона босоножка Петербургская

Утро как всегда не задалось…
на кануне вечером мои любимые продюсеры поставили начитку. Дело в том
что мы идем не по графику который должен был обеспечить нам задел на несколько
недель вперед, вместо этого я уже которую неделю работаю без выходных что бы
этот самый (простите за ТУФТАЛОГИЮ) задел заделать. Вернувшись ночью домой , я стал готовится к отъезду. Голова шла кругом, нужно было взять вещей на 4 дня.
Казалось что сборам не будет конца. Заснул около 2х часов ночи. Будильник
прозвонил ровно в 4. Наш замечательный продюсер Ольга, сказала всем что нужно
собираться на вокзале в 5 утра, за что ей отдельное спасибо. Все что нужно мы
сняли за 10 минут, а всё остальное время просто сидели в ожидании поезда . В 6
часов 15 минут объявили посадку. Взяв вещи и технику, мы отправились к поезду.
Когда вошли в поезд, выяснялось что у нас нет электронной регистрации,
соответственно нужно было получать бумажные билеты. Командировка в Санкт-Петербург была под угрозой. Слава Богу о нашей поездке в Петербург знало руководство компании РЖД, и нам на
помощь пришел начальник поезда.Через 5 минут оказалось, что у нас есть
бумажные билеты и то, что они у нашего режиссера, но он почему-то об этом не
знал. Сели, поехали. Кормили нас на убой, первый раз в истории наших поездок,
мы путешествовали первым классом. В бизнес классе поезда кормят три раза, с
хорошей фарфоровой посудой, и железными приборами. Вино, виски, водка и вода в любом количестве. Доехали до Петербурга без опозданий за 3 часа 45 минут.
Петербург как всегда встретил холодной и промозглой погодой. Пришлось сразу утепляться. Сразу направились к машине и поехали на первое место съёмок. Это
была очень интересная церковь (с точки зрения архитектуры)
Живоначальной троицы (1785—1790, архитектор — Н. А. Львов)
Кулича и Пасхи. Находиться она в самом конце проспекта
Обуховской обороны дом 235. Добраться туда можно на метро до станции
пролетарская, а потом 5 минут пешком в сторону вантового моста. Там есть
чудотворная икона Божией Матери «Всех Скорбящих Радосте» (с грошиками).
История Этой иконы завораживает. Дело в том, что никто точно не знает откуда она появилась. Говорят она плыла по реке Неве и её прибило к берегу где сейчас находится Церковь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радосте» (с грошиками) подворья Свято-Троицкого Зеленецкого монастыря.
При советской власти когда церкви стали безжалостно уничтожать, икону перенесли в храм кулича и пасхи. Сейчас она находится в киоте с правой стороны от алтаря. Настоятель церкви, рассказывал много про эту икону, про то что она действительно чудотворная. Всем кто будет в Петербурге советую туда заглянуть…
Дальше мы поехали в Церковь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радосте» (с
грошиками) подворья Свято-Троицкого Зеленецкого монастыря.
История этой церкви начинается с того, что на берегу Невы, на Шлиссельбургском проспекте (ныне — проспект Обуховской Обороны)
близ Стекольного завода былавыстроена часовня, освящённая во имя Тихвинской иконы Божьей Матери. Купец Семен Иванович Матвеев, торговавший в посёлке стекольного завода возвращался на лодке из Санкт-Петербурга по Неве на Ладогу. Вдруг поднялась буря, лодку перевернуло, спутники Матвеева утонули, сам он, схватившись за доску, просил о помощи Царицу Небесную. Доску с Матвеевым — единственным спасшимся их всех путешественников — прибило к берегу Невы в том месте, где стояла часовня Тихвинской иконы Богородицы. В благодарность купец С.И. Матвеев пожертвовал часовне образ Божьей Матери Всех Скорбящих Радосте, который особенно чтился вего семье. Образ был получен Матвеевым от своей матери, происходившей из родакупцов Куракиных. По семейному преданию, один из купцов Куракиных принял эту икону, когда она была прибита волной к берегу Невы. Икона «Всех Скорбящих Радосте» оставалась в часовне. 23 июля 1888 года во время грозы в часовню ударила молния. Она нанесла часовне значительные повреждения — часовня обгорела, пострадали некоторые иконы, но вот с образом Божией Матери произошли необычайные изменения. Тёмная от времени икона просветлела, а на
поверхность пристали медные грошики из кружки для пожертвований, которая стояла возле иконы. У этой иконы часто молилась блаженная Матрона босоножка, к ней приходила и Ксения Петербургская.
Нас встретил настоятель Отец Пахомий. Во дворе этой церкви находится могила
блаженной Матроны Петербургской. О. Пахомий рассказал как, было обнаружено место захоронения, какие чудеса творит Матронушка. Поскольку Матрона еще не канонизирована в церкви собирают свидетельства чудес. На сегодняшний день материалов уже на столько много что они едва умещаются в толстой папке. Исцеления происходят совершенно разные, от рака, пороков сердца (детских) и.т.п
Чтобы Матронушка помогла, надо заказать для неё панихиду, а потом попросить помощи. Она помогает…это действительно работает.

О своей посмертной судьбе уроженка Тульской губернии говорила, что через много лет толпы людей пойдут к ней за помощью. Это предсказание сбылось в точности: могила Матроны (Матроны Дмитриевны Никоновой) – место массового паломничества тех, кто ищет избавления от болезней, горестей и заступничества в бедствиях.

Матрона Никонова при жизни отличалась глубокой верой, имела дар предвидения и целительства. Явление чудес продолжалось и после её смерти. 2 мая 1999 года подвижница была канонизирована Русской православной церковью как святая блаженная Матрона Московская. К её чудотворным мощам в серебряном ковчеге приходят на поклон в Покровскую женскую монашескую обитель, а могила Матроны Московской на Даниловском кладбище — одно из самых посещаемых и почитаемых мест российской столицы.

Житие каноническое и сказание народное

При православной канонизации святой, отмеченной народным почитанием, чудотворением при жизни и после смерти, было составлено житийное описание, в котором тщательно собраны исторически подтверждённые факты, выверенные как в духовном, так и в богословском отношении.

Матрона Никонова родилась незрячей, с веками, плотно сомкнутыми в пустых глазницах, где не было глазных яблок. Её матери было явлено пророческое знамение: сон о белоснежной слепой птице небывалой красоты.

От рождения маленькая Матрона имела особый знак на теле — выпуклость на груди, имеющую форму крестика, а при крещении над маленькой девочкой поднялся благоуханный столбик невесомого дымка.

Когда Матроне исполнилось семь, было замечено, что она заранее предупреждает о бедственных событиях, общественных и природных, а больные исцеляются по её молитве. Сострадательная Лидия Янькова, дочь местного помещика, путешествуя, возила девочку с собой, к святым лаврам, соборам и церквям. В кронштадтском Андреевском соборе настоятель, святой праведный Иоанн, пророчески объявил «восьмым столпом России» 14-летнюю Матрону.

В 17 лет Матрона Никонова потеряла способность ходить и оставалась «сидячей» ещё 50 лет, до конца земной жизни. Она практически не спала, коротая ночи в непрестанном молении — этот дар у неё также открылся с детства.

Матрона обрела пристанище в Москве, которую считала самой святой и прекрасной, несмотря на революцию и богоборческую власть. Не имела прописки, под постоянной угрозой ареста скиталась по углам и комнаткам коммунальных квартир. Везде, в любых условиях она, ни на что не жалуясь, продолжала исцелять, наставлять и пророчествовать.

В годы войны к ней приходили, чтобы узнать о судьбах родных и близких на фронтах Великой Отечественной. Матрона говорила, что победа будет за русским народом, что враг не возьмёт ни Москву, ни Тулу.

Дату своей смерти, 2 мая 1952 года, подвижница предвидела за три дня. Матрону Дмитриевну Никонову похоронили там, где она указала при жизни — на кладбище при Даниловском монастыре с одной из немногочисленных церквей, действовавших в то время.

В каноническое жизнеописание не вошли шёпотом передаваемые свидетельства о том, что в начале Великой Отечественной войны к московской провидице приходил И.В.Сталин, которому Матрона предсказала, что Москва не будет взята, а из начальства один он не покинет столицу. Этот визит описан в «Сказании о житии блаженной старицы Матроны», составленном Зинаидой Ждановой, у которой подвижница прожила 7 лет, с 1942 по 1949 год. «Сказание», содержащее также и другие принципиально непроверяемые сведения, отнесено к категории народных преданий, а крамольная икона, на которой изображены Матрона Московская и Сталин, считается недопустимой в любом православном храме.

Житие каноническое и сказание народное сходятся в главном: блаженная старица творила чудеса при жизни, творит их и после смерти.

Дорога к могиле Матроны

Могила Матронушки расположена недалеко от метро Тульская. От метрополитена, со станции «Тульская», к могиле Матроне идут вдоль Третьего транспортного кольца к Духовскому переулку, в конце которого виден жёлтый забор Даниловского кладбища. От входа нужно пройти вправо, по аллее, где указатель «К Блаженной Матроне» направляет на дорогу к могиле святой. Над ней возведена часовня, заметная издалека. Летом шатёр обильно украшен живыми белыми цветами и в любое время года к могиле Матроны Московской на поклон приходят сотни людей.

От станции «Шаболовская» едут на трамвае №26 до остановки «Даниловское кладбище», а на машине от Третьего транспортного кольца добираются по улице Малой Тульской и переулку Духовскому.

В очереди к прославленной чудотворной могиле стоят с живыми цветами и без них, надеясь на помощь в безвыходных жизненных ситуациях, на исцеление от тяжёлых болезней. В часовне можно получить свечи, обожжённые над местом захоронения блаженной святой.

В Даниловском некрополе, «у Матронушки», как говорят в народе, люди ощущают тепло благодати и проникаются верой в то, что святая, как и обещала ещё при жизни, видит, слышит и помогает. Приводятся многочисленные свидетельства об излечении, избавлении от бед и пагубных пристрастий.

Вместе с тем, земной путь святой блаженной Матроны Московской — пример того, как можно безропотно нести тяжкий страдальческий крест, укрепляя силы твёрдой верой и постоянной молитвой.

Мощи Матроны

В марте 1998 г. мощи Матроны были извлечены из могилы и перенесены в Данилов монастырь, а позднее в московский Покровский монастырь у Покровской заставы (ныне Таганская ул.), и помещены в гробницу (раку).

Мощи Матроны Московской – место паломничества многих сотен и тысяч верующих, страждущих прикоснуться к источнику благодатного чуда. В православной Руси, наверное, нет такого верующего, который бы не знал, где мощи Матроны. И нет такого дня, чтобы длинные очереди приехавших сюда из разных уголков России, не выстраивались бы, наконец попав в храм, приложиться к мощам святой, принести живые цветы, помолиться и попросить у блаженной старицы помощи.

Возможно, вам будет интересно:

  • Православный похоронный обряд
  • История кладбищ Москвы
  • Могилы святых в Москве

На днях на проспекте Обуховской обороны произошло ДТП. Одно из многих, в мегаполисе это не редкость, к сожалению. Вот что прозвучало в прессе: «Уснул за рулём. Такова предварительная версия причины аварии на проспекте Обуховской Обороны, где сегодня ночью грузовая «ГАЗель» на полной скорости выехала на тротуар и врезалась в здание храма в честь иконы Божьей Матери («Всех скорбящих радосте»)
Судя по повреждениям, удар был очень сильным: моторный отсек машины буквально вдавило в кабину. Фургон опрокинулся на проезжую часть. Пострадало и здание: в результате аварии заметно сместились многотонные гранитные плиты крыльца, передают петербургские «Вести».Удивительно, но, несмотря на сильные повреждения автомобиля, водитель «ГАЗели» серьезных травм не получил и сам сообщил об аварии диспетчеру. Сначала мужчина даже отказался от услуг скорой помощи, но позже все-таки согласился на госпитализацию».
Может быть кто-то пожмет плечами: что же здесь такого, в жизни всякое бывает — уцелел и слава Богу. Но сердце верующее, наверное, вздрогнет. Настолько благополучный исход при таком стечении обстоятельств, вряд ли случаен…
Эта церковь хорошо известна в Санкт-Петербурге. Здесь, вплоть до разрушения храма в годы богоборчества, находилась чудотворная икона Божьей Матери «Всех скорбящих радосте» (с грошиками). Здесь покоится почитаемая многими праведница — старица Матрена-босоножка. 12 апреля исполнилось 100 лет со дня ее упокоения.
Вот какие сведения о Матронушке донесла до нас история.
Родилась будущая праведница в деревне Ваниной Костромской губернии в крестьянской семье Щербининых. Кроме Матроны у Петра и Агафьи Щербиных были сыновья: Макар, Александр и Иван, все они занимались земледелием.
О детских годах ее ничего неизвестно.
Замуж она вышла за мещанина города Костромы Егора Мыльникова. Семья имела свой домик и бакалейную лавочку. Во время турецкой войны 1877-1878 гг. муж ее был призван в армию, Матронушка отправилась вместе с ним на фронт. Она была сестрой милосердия. Уже тогда ее смиренная душа, которая получила от Бога великий дар сострадания, проявилась в полной мере. Она помогала всем, как могла, все свое мизерное содержание раздавала бедным солдатам.
После гибели на войне мужа, Матрона решила всю свою оставшуюся жизнь посвятить Богу. После того как закончилась война, Матрона вернулась в Кострому, продала имущество, деньги раздала нищим и отправилась странствовать, наложив на себя обет юродства Христа ради, с того момента и до самой своей смерти (в течение 33 лет) она ходила только босиком. Даже зимой Матронушка носила легкую летнюю, обязательно белую одежду.
Посещала она соловецких чудотворцев, странствовала по святым местам России и четыре раза босоногая ходила в Иерусалим, в одно из посещений Иерусалима она приняла схиму с именем Марии, дав Богу обет скрывать это от всех.
Последние 30 лет своей жизни Матронушка провела в Санкт-Петербурге, жила она сначала на Петербургской стороне, а затем 16 лет – у часовни во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Босая зимой и летом, в легком белом одеянии, с посохом в руках часто молилась она у Скорбященской часовни.
Несколько тысяч человек каждый год посещали блаженную Матронушку, прося ее о молитвенной помощи в болезнях, скорбях житейских и самых разнообразных нуждах. Она излучала любовь и тепло, была прозорлива, молитва ее, по воле Господа, имела огромную силу. Она принимала всех, утешала, давала советы, молилась вместе со страждущими. По ее молитвам избавлялись от тяжкого недуга алкоголики, сохранилось много описаний случаев чудесных исцелений. Люди, имеющие какую-либо серьезную нужду, получали необходимое, помолившись вместе с ней Господу Богу. Многих людей Матронушка предупреждала о грозящей опасности. К ее словам внимательно прислушивались.
Получая иногда в дар большие средства, Матронушка тут же раздавала их обездоленным беднякам, посылала пожертвования в бедные приходы и монастыри, а также покупала Евангелия и иконы, которыми благословляла приходящих к ней людей.
Прозорливая старица помогала людям своей молитвой, предостерегала от надвигающихся несчастий, многим открывала Промысел Божий. Высокопоставленные верноподданные государя, отправляясь в места, охваченные эпидемиями и войнами, приходили к ней. Старица кропила каждого святой водой, благословляла иконой, и среди смертельной опасности они оставались невредимы. Но иногда блаженная старица отказывалась молиться о здравии, безошибочно называя день предстоящей смерти больного.
С начала 1909 года Матронушка стала готовиться к смерти. Каждое воскресенье в течение последних двух лет жизни она причащалась Святых Таинств и несколько раз соборовалась. В начале марта 1911 года она почувствовала сильное недомогание и слабела на глазах. К концу месяца старица сказала: «Вместе с водой и льдом уйду от вас».
Старица тихо почила 30 марта 1911 года, когда на Неве начался ледоход. День похорон Матронушки-босоножки совпал с Вербным воскресеньем. Примечательно, что литургию, в день похорон, совершал священник Петр Скипетров, ставший через несколько лет первым петроградским новомучеником.
На похороны блаженной старицы Матроны собралось около 25 тысяч человек. Трогательно звучали прощальные слова архимандрита Александра: «…Господь выделяет таких светильников, которые возбуждают в народе любовь к Православной Церкви, ее пастырям… . Будем молиться в надежде, что там, в ином мире, окажемся невдалеке от этой женщины, которая поднялась на такую духовную высоту. У высоты Престола не забудь нас, Матронушка, своими молитвами»
Следует отметить, что Матронушку высоко чтила царская семья. Императрица Александра Федоровна, узнав о кончине блаженной старицы, долго плакала, по ее распоряжению был прислан на могилу венок..
Похоронили блаженную в ограде часовни, где пребывала в то время чудотворная икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (с грошиками).
В советское время большая и красивая церковь во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» была разрушена, а могилка блаженной Матронушки затерялась. В 1990-е годы, сохранившаяся часовня превратилась в церковь, которая стала подворьем Зеленецкого Свято-Троицкого мужского монастыря.
В 1997 году была найдена и восстановлена могила блаженной Матронушки Босоножки, около нее по воскресеньям совершаются панихиды. Вновь верующие люди получили возможность приходить к блаженной старице, чтобы просить ее молитвенной помощи. Матронушка никого не отвергает, за всех молится, всем по мере возможности помогает…
Нужно сказать, что братия монастыря скрупулезно записывает многочисленные случаи помощи Божией по молитвам праведницы и готовит материалы для ее прославления.
Помнится, лет 12 назад, когда мы первый раз были на подворье, кто-то поведал такую историю. Когда восстанавливали могилу блаженной, землекопы потребовали в качестве платы за работу… вина. Было видно, что ребята эти явно неравнодушны к спиртному. Уговоры не помогали. Что ж делать? Но когда налили понемногу – украдкой обронили в стакан щепотку земли с могилки. Через неделю появляются землекопы снова у храма. Зеленые, с «квадратными» глазами и говорят: «Слышь, наверно мы умираем… Нет не болит ничего… Просто уже неделю пить не хотим, и не лезет!!!…»
Молитвами святых Твоих, Господи, помилуй нас.

В статье использованы материалы источника и сайта Зеленецкого монастыря

Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих (1 Кор. 1:21)

Портрет странницы Матрены-Босоножки

С духовной историей Скорбященской церкви начала второго десятилетия 20 века неразрывно связана судьба петербургской блаженной старицы Матренушки-Босоножки, могила которой находиться в ограде церкви.

В апреле 1911 года к Скорбященской церкви на рабочей окраине Петербурга шел нескончаемой поток народа. Шлиссельбургский тракт в районе поселения Императорского Стеклянного завода был заполнен толпами верующих, желающих проститься со старицей Матренушкой-Босоножкой. Это было свидетельством народного почитания и любви к блаженной старице, свидетельством ее святости.

Прежняя жизнь

Костромской Кремль

Родилась Матрона в 1814 году в деревне Ваниной Костромской губернии в крестьянской семье Щербининых. Крестили девочку в храме Владимирской иконы Божией Матери соседнего села Оделево.

Памятный крест на месте бывшей деревни Ваниной

О детских годах Матроны известно немного: родители ее происходили из местных крестьян-земледельцев, воспитывали четверых детей. Кроме Матроны, у Петра и Агафьи Щербининых было трое сыновей: Макар, Александр и Иван, все они занимались земледелием и были, как и сама Матрона, неграмотны. Замуж Матрона Петровна вышла за мещанина города Костромы Егора Мыльникова. В Костроме семья имела свой домик и бакалейную лавочку. Во время турецкой войны 1877–1878 гг. муж ее был призван в армию, Матронушка отправилась вместе с ним на фронт сестрой милосердия. Уже тогда ее смиренная душа, которая получила от Бога великий дар сострадания, проявилась в полной мере. Она помогала всем, как могла, и все свое сестринское жалование (25 рублей) раздавала нуждающимся солдатам.

В. Верещагин. После атаки. Перевязочный пункт под Плевной.

Подвиг юродства Христа ради

После гибели на войне мужа, Матрона решила всю свою оставшуюся жизнь посвятить Богу. После того, как закончилась война, Матрона вернулась в Кострому, продала имущество, деньги раздала нищим и отправилась странствовать, наложив на себя обет юродства Христа ради. С того момента и до самой своей смерти (в течение 33 лет) она ходила только босиком. Даже зимой Матрона носила легкую летнюю, обязательно белую одежду. Последние 30 лет своей жизни блаженная провела в Санкт-Петербурге, где жила сначала на Петербургской стороне, а затем 16 лет — у часовни во имя Божией Матери «Всех скорбящих Радость». В этой часовне произошло прославление иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» (чудо с грошиками), в этой часовне совершались исцеления по молитве к чудотворной иконе; и здесь же всегда можно было встретить Матренушку, единодушно всеми любимую прозорливую старицу. Она помогала людям своей молитвой, предостерегала от надвигающихся несчастий, многим открывала промысел Божий.

Портрет странницы Матрены-Босоножки
Фото ателье К. Буллы

С просьбами о помощи в болезнях, скорбях житейских и самых разнообразных нуждах обращались к Матренушке, как ласково называли ее в народе, тысячи человек. Многие, проходя мимо ее квартиры, заходили к ней запросто. Она принимала всех, утешала, давая советы и оставляя человека помолиться вместе с ней. По ее молитвам избавлялись от тяжкого недуга алкоголики, сохранилось много описаний случаев чудесных исцелений. Люди, которые долго не могли получить работу, повышение жалования или имели какую-либо серьезную нужду, получали необходимое, помолившись вместе с ней Господу Богу. Многих людей Матренушка предупреждала о грозящей опасности. К ее словам внимательно прислушивались, но если им не следовали, то с человеком могло случиться несчастье. Так, один ее знакомый, стрелочник Николаевской железной дороги, несколько раз спрашивал совета, когда ему предложили перейти на новое место, где платили на 7 рублей больше. Блаженная старица каждый раз не рекомендовала ему это делать, но желание получать больше денег взяло верх. Вскоре после перехода на новую должность стрелочник попал под поезд и получил серьезные травмы, оставшись инвалидом. Потом он покаялся в том, что не послушался ее совета.

Известность Матренушки была очень велика, почти такая же, как в свое время слава блаженной Ксении Петербургской. Почитателями ее были люди самых разных сословий: и простолюдины и интеллигенция; приглашали ее и в дома высокопоставленных особ. Всем находила она слова утешения, поддержки, всем пыталась помочь по мере своих возможностей. Высокопоставленные государственные чиновники, отправляясь в места, охваченные эпидемиями и войнами, приходили к ней. Старица кропила каждого святой водой, благословляла иконой, и среди смертельной опасности они оставались невредимы. Но иногда блаженная старица отказывалась молиться о здравии, безошибочно называя день предстоящей смерти больного.

Многие люди жертвовали ей деньги, иногда очень значительные. Все эти средства Матренушка употребляла на дела благотворительные, богоугодные — раздавала милостыню, помогала тем, кто попадал в тяжелые житейские ситуации, посылала пожертвования в бедные приходы и монастыри, покупала и дарила Святые Евангелия и иконы, которыми благословляла посетителей. Одного только лампадного масла она рассылала по приходским церквам и монастырям ежегодно более 50 пудов.

Так, в трудах и молитвах, проходила жизнь блаженной старицы. Господь дал ей знать время своего ухода. С начала 1909 года Матренушка стала готовиться к смерти. Каждое воскресенье в течение последних двух лет жизни она причащалась Святых Христовых Таин и несколько раз соборовалась. В начале марта 1911 года она почувствовала сильное недомогание и стала слабеть на глазах. К концу месяца старица сказала: «Вместе с водой и льдом уйду от вас». 97-летняя блаженная старица тихо почила 30 марта 1911 года, когда на Неве начался ледоход. День похорон ее пришелся на Вербное воскресенье.

Похороны блаженной Матренушки Босоножки

О кончине Матренушки–Босоножки сообщили почти все петербургские газеты. На Шлиссельбургском проспекте, где жила старица, собралось огромное количество народа. В квартиру Матренушки люди приходили поклониться ее праху. Порядок с трудом поддерживал большой наряд полиции. Одета блаженная старица оказалась в одежду схимонахини с деревянным крестом. Выяснилось, что в одно из посещений Иерусалима она приняла схиму с именем Марии, дав Богу обет скрывать это от всех. За вечерней 31 марта тело ее было положено в красивый дорогой гроб, приобретенный одной из устроительниц похорон. Непрерывно совершались панихиды.

Многотысячная толпа сопровождала гроб с телом покойной от ее квартиры до двора церкви «Всех скорбящих Радость», где должны были состояться похороны. Гроб несли на руках. В храме его поставили на покрытый серебряным покрывалом траурный катафалк. Похороны состоялись только 3 апреля. На них присутствовало, по сообщениям газет, около 25 тысяч человек.

Похороны Матренушки-Босоножки

День похорон Матренушки-Босоножки пришелся на праздник Входа Господня в Иерусалим. Признанием высоких духовных достоинств блаженной старицы были наполнены прощальные слова, произнесенные над ее гробом архимандритом Александром, возглавившим отпевание: «…Господь выделяет таких светильников, которые возбуждают в народе любовь к православной Церкви, ее пастырям… Будем молиться в надежде, что там, в ином мире, окажемся невдалеке от этой женщины, которая поднялась на такую духовную высоту. У высоты Престола не забудь нас, Матренушка, своими молитвами». Примечательно также, что литургию, в день похорон, совершал священник Петр Скипетров, ставший через несколько лет первым петроградским новомучеником.

Следует отметить, что Матренушку высоко чтила Царская Семья, императрица Александра Фёдоровна, узнав о кончине блаженной старицы, долго плакала, по её распоряжению был прислан на могилу венок.

Похоронили блаженную в ограде часовни, где пребывала в то время чудотворная икона Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» с грошиками.

Круг почитателей Матренушки Босоножки

Блаженные не рассказывают о своей жизни. Иногда только она вдруг приоткрывается в репликах, коротких фразах, сказанных к случаю. Вот эти короткие фразы и немногие свидетельства близких к Матренушке людей были собраны и записаны в «Жизнеописании в Бозе почившей Старицы Матроны Петровны Мыльниковой (Матренушки-Босоножки)», которое вышло в свет в 1912 г.
Кто были эти люди, с такой любовью хранившие память о ней, собравшие свидетельства о чудесах, происходивших по ее молитвам и сами бывшие свидетелями силы ее молитвы?
Обратимся к одному из немногих сохранившихся документов — фотографии, которая запечатлела круг близких друзей и почитателей Матренушки, собравшихся помолиться о упокоении ее души в день похорон, вспомнить ее молитвенное участие в судьбе каждого из них.

Почитатели Матренушки в день погребения в доме Д. Л. Логинова

В первом ряду – Елисавета Васильевна Киселева — деятельная почитательница Матренушки, устроительница ее похорон, непременная участница и организатор дней памяти Матренушки. Елизавета Васильевна взяла на себя вместе с А. Ф. Плотниковым все хлопоты и расходы, связанные с этим событием. Газеты упоминают красивый белый с позолотой гроб, заказанный ею для Матренушки. Елисавета Васильевна (и в ее лице все многотысячные почитатели Матренушки) получила телеграмму с выражением сочувствия от Обер Прокурора Святейшего Синода В. К. Саблера. Это было свидетельством признания ее деятельных забот и знаком внимания церковной власти к памяти блаженной старицы и ее почитателям.

Согласно адресной книге «Весь Петербург» за 1911 год, Елизавета Васильевна была купечского звания, жила на Измайловском проспекте, 7 рота, дом № 7. В «Жизнеописании…» есть свидетельство некой госпожи К. о том, что она просила Матренушку помолиться, чтобы ее сын сдал выпускные экзамены в коммерческом училище. Матренушка помолилась и сказала госпоже К., что сын ее выдержит экзамены одним из первых. Молодой человек выдержал экзамены четвертым по успехам воспитанником из числа 50. Вероятно, это был сын г. Киселевой, на фотографии он стоит рядом, положив руку на стул.

Рядом с Киселевой сидит сам автор жизнеописания Матренушки — Александр Федорович Плотников. В ответной телеграмме В. К. Саблеру, которая была отправлена от самого близкого круга почитателей Матренушки, он подписался как «бывший крестьянский начальник и председатель уездного съезда крестьянских начальников в Сибири». Есть основания полагать, что г. П-в, указанный в «Жизнеописании» уездный исправник, который был в начале января 1904 г. у Матренушки перед отъездом в Сибирь, — это и есть сам А. Ф. Плотников. Матренушка благословила его иконой Успения Божией Матери, привезенной ею из Иерусалима, сказав, что Царица Небесная Сама будет ему Заступницей и Покровительницей и, если он не будет расставаться с ней, его никто не убъет и никакая пуля его не заденет. Слова Матренушки удивили Плотникова, он ехал просто на службу, но, впоследствии оказалось, что слова Матренушки имели пророческое значение. В 1905 году вспыхнуло революционное движение и Плотникову — человеку, преданному долгу и присяге — пришлось на своих плечах вынести борьбу с революционерами в ввереном его управлению Ачинском, а затем Минусинском уездах. Революционеры вынесли ему смертный приговор, но Бог его хранил. И, действительно, «ни одна пуля не задела его»

Великая Княгиня Елизавета Федоровна

Икона Успения Божией Матери была привезена Плотниковым в Петербург в сентябре 1910 года и передана Матронушке, которая завещала по ее смерти доставить икону в Москву Великой Княгине Елизавете Федоровне, что и было исполнено в мае 1911 года.

В жизнеописании А. Ф. Плотников указывает точную дату, когда он с семьей в день приезда из Сибири пришел к Матренушке (многозначительная деталь — семья приехала к Матронушке в тот же день!) — 26 сентября 1910 года. Во время визита Матренушка в иносказательной форме предсказала убийство Председателя Совета Министров П. А. Столыпина, сказав при этом, что Государь останется жив. Это пророчество исполнилось через год. Об этом пишет сам Плотников, но он тогда еще не мог знать, что убийство Столыпина — это только начало трагических событий в Российской истории. «А как вам приехать то у меня семь лампадочек погасло», «нехорошо будет в Расеюшке то», — именно через семь лет совершится Октябрьский переворот, и большевистская власть начнет культурно и духовно уничтожать прежнюю Россию.

Цесаревич Алексей

В заключении «Жизнеописания» Плотников указывает, что Матренушка постоянно высказывала желание построить в честь рождения Его императорского Высочества Наследника Цесаревича Алексея Николаевича женский монастырь и указала даже место для него. Желание было оформлено в особый акт, на основании которого составился кружок из почитателей покойной старицы, который стал заниматься ходатайством об устроении монастыря. Мы думаем, что эти два человека были, безусловно, его членами. Матренушка завещала перенести впоследствии ее останки в этот монастырь. Скажем словами самого А. Ф. Плотникова: «Дай Бог, чтобы молитвами Матренушки все это осуществилось!»

Василий Босоногий

Рядом с Плотниковым стоит Василий Ткаченко — странник Василий Босоногий, которого тоже, как и Матренушку, знал весь Петербург. В монашеской рясе, всегда босой, с непокрытой головой, странник Василий прошел сотни верст, был на многих церковных торжествах. Он появлялся среди богомольцев в Москве, Тифлисе, на Соловках, на Новом Афоне, поклонялся Гробу Господню в Иерусалиме. Молитвенник и нестяжатель, он никогда никому не отказывал в помощи, щедро творя милостыню. Когда в России в 1903 году происходила канонизация св. Преподобного Серафима Саровского, странник Василий своими словами способствовал привлечению многих христиан к сторонникам прославления, чем заслужил особую милость Государя-мученика Николая. Как и Матренушка, всей своей жизнью этот нищий-бессеребренник показал, что такое истинное богатство: это способность жертвовать, а не иметь. Вместе с Матронушкой в самый разгар строительства Скорбященского храма в 1896 он участвовал в сборе средств на его строительство. В марте 1911 года Промыслом Божиим он был приведен в Петербург проститься с почившей старицей. Василий вошел в состав общества памяти Матронушки, став одним из его учредителей.

Фотография сделана в доме купца Дмитрия Логиновича Логинова (сидит второй слева с сыном). Ему принадлежали мастерские художественной живописи и иконописи и другой церковной утвари, располагавшиеся по Шлиссельбургскому проспекту в д. №58–3 и 77–79, т. е. вблизи церкви Всех Скорбящих Радости. Это была знаменитая мастерская, удостоенная высших наград на Всеросийской выставке, имевшая похвальные отзывы в печати. В поздравительной телеграмме по случаю 15-летия деятельности, полученной Логиновым от архимандрита Александра, старшего цензора С.-Петербургского духовного комитета объяснялся секрет процветания фирмы: «ибо фундамент ея — Покров Божией Матери и благословение о. Иоанна, очень прочен и надежен».

Отец Иоанн Кронштадтский в семье Логиновых

Сам же хозяин был тоже личностью примечательной. Его семья была одним из тех семейств, где отец Иоанн нередко проводил часы своего досуга. Д. Л. Логинов пользовался доверием и расположением св. праведного Иоанна Кронштадтского, был его духовным сыном. Степень близости о. Иоанна к семье Логиновых характеризует следущий факт: когда, в 1904 г. батюшка, находясь в отлучке, получил известие о рождении у Д. Л. Логинова сына, то он по телеграфу выразил желание, чтобы его записали крестным отцом новорожденного.

У могилы Матренушки в день погребения

Выпускник Московской Духовной Академии, талантливый проповедник, пользующийся уважением Старший Цензор С.-Петербургского Духовного Комитета архимандрит Александр (Григорьев) возглавил литургию в храме Всех Скорбящих Радости в день похорон Матронушки и сказал замечательную надгробную речь. Он отметил, что Матронушка была не просто глубоко верующим человеком, она была подвижницей евангельской, многие страдания пришлось ей перенести, но при этом душа ее очистилась. «Знаменательно, что преставилась она в то время, когда Церковь празднует Вербное воскресенье — победу Христа над смертью. Вот и Матренушка идет теперь в Небесный Иерусалим.

После погребения Матренушки-Босоножки
А. Ф. Плотников слева у стены церкви

Погребение ее знаменует переход к новой жизни, победу над смертью. Уже теперь у могилы ее собралась большая толпа богомольцев. С течением времени память ее еще более окрепнет и привлечет богомольцев, которые будут молиться о ней… Будем молиться в надежде на то, что в ином мире по молитвам Матронушки, мы окажемся невдалеке от этой женщины, которая поднялась на такую духовную высоту».

Так же архимандрит Александр напечатал в №№ 73–74 за 1911 г. «Ведомостей С.-Петербургского Градоначальства» статью «Кончина угодников Божиих и канонизация их». Архимандрит Александр также глубоко чтил память св. пр. Иоанна Кронштадтского. Статья писалась для того, чтобы дать исторические основания для его скорейшей канонизации. Но те же самые основания она давала и для прославления Матронушки. Не случайно она была напечатана во дни ее кончины.

Рядом с архимандритом Александром сидит Михаил Григорьевич Кривошлык — пожалуй, самая яркая фигура собравшегося общества. Михаил Григорьевич — человек примечательной судьбы, редактор газеты «Ведомости С.-Петербургского Градоначальства» — был отмечен не только глубоким уважением коллег и любовью людей, которые его знали, но и особенным пастырским благоволением о. Иоанна Кронштадтского.
Великим постом 1891 года, еще будучи студентом С.-Петербургского Императорского университета, он заинтересовался газетными публикациями о подвижнической жизни о. Иоанна Кронштадтского. Сильное впечатление производили на него описания чудесных исцелений, совершающихся по молитвам праведника. В это время он получил сообщение о безнадежно-тяжелой болезни отца и сестры.

О. Иоанн Кронштадтский и М. Г. Кривошлык
19 ноября 1902 г.

Скорбя о своих родных, Кривошлык решил поехать в Кронштадт и попросить о. Иоанна помолиться о их здравии. 3 апреля, в среду, когда служилась литургия Преждеосвященных Даров, Михаил Григорьевич впервые оказался в Андреевском соборе Кронштадта, где благоговейно молился и внимательно слушал каждое слово знаменитого пастыря, которого знал ранее только по описаниям.

Памятная фотография Кривошлыку М.Г.
10 декабря 1903 г.

В конце службы о. Иоанн вынес Св. Дары и, ко всебщему изумлению, подошел к М.Г. и сказал: «Ты печатью возвеличишь Россию… Ты много страдал… Я тебя причащу!» И тут же совершив краткую исповедь, причастил только его одного, затем ввел в алтарь и велел преклонить колена перед престолом Всевышнего. М.Г. со слезами радости благодарил батюшку и, целуя его руку, умолял его не оставлять молитвами и благословением. На что о. Иоанн ответил: «Твой слуга». Затем, поехав туда, где остановился М.Г., о. Иоанн отслужил молебен о здравии его родных. Отцу и сестре стало значительно лучше и, через некоторое время они поправились. Так началось знакомство М.Г. с великим святым, которое переросло потом в близкие духовные отношения. О. Иоанн не раз называл М.Г. своим другом, был посаженным отцом на его свадьбе.

Благословение новобрачным М.Г.
и А. А. Кривошлык. 1898 г.

Надо отметить, что невестой М.Г. была Анна Алекандровна Черепенникова, которую о. Иоанн также исцелил от тяжелой болезни горла.

Газета «Ведомости» почти в каждом номере печатала проповеди и слова Иоанна Кронштадтского, а также свидетельства чудес, которые совершались по его молитве.

За три дня до кончины М.Г. получил от батюшки с нарочным конверт, в котором был рукописный текст телеграммы, отправленной М.Г., когда он просил у о. Иоанна молитвенной помощи. Ответ был такой: «Сия есть победа, победившая мир, — вера наша — дерзай, уповай — и победишь. Протоиерей Иоанн Сергиев». Это было духовным завещанием о. Иоанна своему названному сыну.

Автограф о. Иоанна Кронштадсткого М. Г. Кривошлыку,
опубликованный в газете «Искры»

В «Жизнеописании» приведен рассказ, видимо, самого М.Г. о том, что когда обстоятельства грозили ему большими неприятностями по службе, к нему неожиданно приехала Матренушка и помолилась за него, как бы приняв от о. Иоанна эстафету духовной заботы о нем. Газета «Ведомости СПб градоначальства», редактором которой он был, напечатала 10 публикаций, посвященных Матренушке, печатала некрологи на все памятные дни, поместила публикацию через год по ее кончине. Думаем, что М.Г. ходатайствовал вместе с духовенством храма перед Санкт-Петербургским градоначальником о разрешении похоронить Матрону в ограде храма.

Действительно, благодать Божия почивала на этом глубоко религиозном, молитвенно настроенном человеке, так много сделавшего для столичной печати, бывшего щедрым благотворителем, попечителем, внимательным отцом и мудрым начальником для своих подчиненных. Как и он сам, большинство его сотрудников были почитателями памяти о. Иоанна Кронштадтского, а в последствие и Матренушки, и жизнь почти каждого из них отмечена молитвенным участием Батюшки.

На фото мы видим его друзей и сотрудников: С. П. Игнатьев — директор Киевского тюремного комитета, предположительно приехавший в Петербург вместе с генералом Клейгельсом, который стал непосредственным начальником М. Г. Кривошлыка. С. П. Игнатьев печатался под псевдонимом Сотрудник, его перу принадлежат несколько публикаций о Матренушке. Иван Генералов — редактор газеты «Искры», которая также часто печатала материалы, посвященные о. Иоанну Кронштадтскому.
Николай Буланов — корреспондент, написавший все статьи о Матренушке в газете «Ведомости С.-Петербургского Градоначальства» Николай Иванович Бреев — талантливый журналист, сотрудник Ведомостей, жена которого и он сам исцелились по молитве Святого прав. Иоанна Кронштадтского. Н.И. был духовным чадом о. Иоанна, именно батюшка, зная хорошие нравственные качества Бреева, рекомендовал его на службу М. Г. Кривошлыку.

Из-за фигуры странника Василия выглядывает Илья Алексеев — человек, в 1911 году бывший редактором «Кронштадтского маяка» — пререкаемого журнала, который даже был осужден Св. Синодом за распространение иоаннитской ереси. Илья Алексеев принял на себя руководство журналом по «благословению» М. Г. Кривошлыка, и при нем журнал избавился от сектантского духа и печатал материалы, связанные с памятью о. Иоанна Кронштадтского и напечатал все материалы, связанные с кончиной Матроны Босоножки.

Как видим, все эти люди были искренними почитателями о. Иоанна Кронштадтского, благоговейно хранили память о нем, собирали материал для его канонизации. Логинов, Кривошлык и Бреев, кроме того, были его близкими духовными детьми.

К. К. Булла

Удивительным образом Матренушка оказывается в фокусе внимания учеников, последователей, почитателей кронштадтского пастыря. Даже знаменитые фотографии Матронушки сделаны первым столичным фотографом Карлом Карловичем Буллой, который будучи католиком по вероисповеданию, преклонялся перед пастырским подвигом о. Иоанна и испрашивал у него благословение на свою деятельность. Известно, что о. Иоанн освящал новое помещение фотосалона Буллы на Невском проспекте № 54. Серия Матренушкиных фотографий сделана именно там.

Обер Прокурор Св.Синода В. К. Саблер

Обер-Прокурор Св. Синода В. К. Саблер в день, когда был оглашен высочайший указ о назначении его на эту должность, В. К. Саблер поехал в Иоанновский монастырь и молился у могилы о. Иоанна Кронштадтского, потом бывал неофициально в Кронштадте на богослужении в Андреевском соборе и др. Местах, связанных с памятью о. Иоанна (доме Трудолюбия). После смерти о. Иоанна, Саблер был главным строителем Иоанновского монастыря.

Собранные материалы показывают, что в числе самого близкого круга почитателей и друзей Матроны находились люди, которые были духовными чадами и почитателями великого святого начала 20 века — св. праведного Иоанна Кронштадтского. Они видели в Матронушке человека той же веры, того же духа, того же высокого христианского подвига. Эти документы, а также свидетельства священников Андреевского собора В.О. дают основания считать, что о. Иоанн также знал Матронушку и благословлял общение с ней.

* * *

«По словам настоятеля церкви, отца Александра, который недавно только поступил на свое новое место служения, покойная произвела на него самое светлое впечатление своей искренностью и простотою. Жила она среди ужасных внешних условий, в маленькой каморке, среди убогой обстановки, несла свой крест смиренно, в полном смысле слова нестяжательный человек… Христа ради юродивая! Сильный духом человек! Каждое воскресенье исповедовалась и причащалась. Порывисто шла навстречу каждому, приходившему к ней»

«Покойная особой популярностью пользовалась среди петербургской бедноты, среди простонародья, которое охотно обращалось к ней за советом и утешением <…> облагодетельствовала много бедноты. Купит, бывало, огромную связку баранок и идет с нею по улице, раздавая встречным беднякам…»

Из публикации корреспондента «Петербургской газеты» А. А. Бахтиарова. Весна 1911 г.

* * *

В «Жизнеописании…» есть свидетельство некой госпожи К. о том, что она просила Матренушку помолиться, чтобы ее сын сдал выпускные экзамены в коммерческом училище. Матренушка помолилась и сказала госпоже К., что сын ее выдержит экзамены одним из первых. Молодой человек выдержал экзамены четвертым по успехам воспитанником из числа 50 <…>

Александр Федорович Плотников (автор «Жизнеописания…») — «бывший крестьянский начальник и председатель уездного съезда крестьянских начальников в Сибири» был в начале января 1904 г. у Матренушки перед отъездом в Сибирь. Матренушка благословила его иконой Успения Божией Матери, привезенной ею из Иерусалима, сказав, что Царица Небесная Сама будет ему Заступницей и Покровительницей и, если он не будет расставаться с ней, его никто не убъет и никакая пуля его не заденет. Слова Матренушки удивили Плотникова, он ехал просто на службу, но, впоследствии оказалось, что слова Матренушки имели пророческое значение. В 1905 году вспыхнуло революционное движение и Плотникову — человеку, преданному долгу и присяге — пришлось на своих плечах вынести борьбу с революционерами в ввереном его управлению Ачинском, а затем Минусинском уездах. Революционеры вынесли ему смертный приговор, но Бог его хранил. И, действительно, «ни одна пуля не задела его»

Из «Жизнеописания в Бозе почившей Старицы Матроны Петровны Мыльниковой (Матренушки-Босоножки)». 1912 г.

Обретение могилы Матренушки-Босоножки

В советское время большая и красивая церковь во имя иконы «Всех скорбящих Радость» была разрушена, а могилка блаженной Матренушки затерялась. Были версии, что останки ее где-то перезахоронили. Но наступили 1990-е годы, сохранившаяся часовня превратилась в церковь, которая стала подворьем Зеленецкого Свято-Троицкого мужского монастыря. Начались поиски могилки, которые, наконец, в 1997 году увенчались успехом. В церковном дворе, почти на самом берегу Невы, был обнаружен склеп с гробом старицы. Он находился примерно на одной глубине с подвалами церкви. Но при этом в подвалах было очень сыро, по стенам даже иногда сочилась влага, а в склепе, который располагался почти у самой воды, оказалось сухо. Гроб и погребальные украшения были совершенно не тронуты тлением, хотя пролежали в земле 86 лет! Его подняли, и некоторое время он был выставлен в церкви для поклонения. После этого гроб вновь захоронили на том же месте. Там и теперь находится эта благословенная восстановленная могилка блаженной Матренушки-Босоножки, около нее по воскресеньям совершаются панихиды.

Мраморное надгробие на могиле Матренушки

Вновь, как и тогда, когда Матренушка была жива, приходят к ней люди, молятся Богу, просят блаженную старицу помолиться о своих печалях и нуждах, берут масло из лампадки на могилке. И Матренушка никого не отвергает, молится за всех, кто обращается к ней за помощью и, по вере своей, получает ее. И сегодня не иссякает река чудесных исцелений и помощи, происходящих по молитвам блаженной старицы Матренушки-Босоножки.

В настоящее время собираются документы, свидетельствующие о святости жизни и чудесах Матронушки Босоножки. В дальнейшем эти документы будут представлены в комиссию по канонизации Русской Православной Церкви.

Приглашаем Вас участвовать в этом богоугодном деле. Просим сообщать о случаях чудесных исцелений и помощи по молитве к блаженной старице Матроне по указанным на сайте контактным телефонам и адресам.

Срок пребывания мощей святой Матроны Московской в Санкт-Петербурге продлен в связи с огромными очередями верующих. Частицы мощей блаженной пробудут в Свято-Троицком Измайловском соборе до 18 апреля, а затем, возможно, будут перенесены в Казанский кафедральный собор.
Ковчег с частицами мощей одной из наиболее почитаемых в России святых находится в северной столице с начала года. Святыня уже побывала в Александро-Невской лавре и в соборе Владимирской иконы Божией Матери, а в начале марта была перенесена в Измайловский собор.
За это время к ней приложилось несколько десятков тысяч человек. И чем дольше ковчег находится в городе на Неве, тем больше людей устремляется к нему.
Частицы мощей великой праведницы прибыли в Санкт-Петербург из Архангельска. Их передал в дар Архангельской и Холмогорской епархии РПЦ во время визита на север России летом 2009 года Патриарх Кирилл.
С тех пор святыня побывала в Белгороде, Одессе, Орле, и вот уже несколько месяцев ей поклоняются петербуржцы.
По благословению благочинного Северодвинского округа Архангельской и Холмогорской епархии протоиерея Константина Нецветаева мощи сопровождают выпускницы регентского отделения Архангельской духовной семинарии Светлана и Татьяна. Это их первое послушание после обучения.
Находясь постоянно рядом со святыней, принимая записки о здравии и упокоении, девушки стали свидетельницами чудес, творимых по молитвам святой Матроны. Так, в Александро-Невской лавре петербурженка молилась об исцелении брата от рака. Через некоторое время она вернулась в храм с благодарностью и рассказала о его чудесном избавлении от болезни, которое с удивлением констатировали врачи.
Случаи исцеления были зафиксированы в Одессе. Например, женщина, приходившая ежедневно для молитвы к мощам с двумя дочерьми получила то, о чем давно просила. Ее душевнобольная дочь выздоровела.
«У меня всегда были две любимые святые — Матрона Московская и Ксения Петербургская. И вот теперь, я нахожусь рядом с ними обеими», — поделилась с корреспондентом «Воды живой» Татьяна.
Известность блаженной Матроны такова, что среди притекающих к ее мощам — почти половина далеких от Церкви людей. Но получая первый духовный опыт, многие укрепляются в вере и начинают свой путь ко Христу.
Святая Матрона (в миру — Матрена Никонова) родилась в 1881 году в Тульской губернии, она была четвертым ребенком в семье. Родители хотели оставить слепую дочь в приюте, но мать передумала после того, как увидела сон: незрячая белая птица необычайной красоты села ей на грудь. С восьми лет Матрена лечила и предсказывала будущее, обладая не физическим, а духовным зрением.
После революции 1917 года она поехала искать работу в Москву. Жила, где придется — у друзей и знакомых. Существует версия, что при угрозе захвата Москвы в 1941 году ее посетил Сталин. Святая сказала: «Русский народ победит». Эта предполагаемая встреча изображена на иконе «Матрона и Сталин».
В 1952 году старица за три дня предсказала свою смерть. Упокоилась на Даниловском кладбище столицы, а в 1999 году была перезахоронена в Покровском монастыре. В том же году канонизирована как местночтимая московская святая.
«Вода живая»,

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *