Матушка Феодосия скопин

И мы едем в с. Корневое, расположенное по соседству с посёлком Октябрьским на Божественную литургию в храм святых благоверных князей Российских Бориса и Глеба. Сегодня у страстотерпцев Бориса и Глеба в иночестве Романа и Давида – день памяти. В этом храме, настоятелем которого много лет является протоиерей Константин Гусаров, четыре года назад происходило торжественное отпевание схимонахини Феодосии. Пожалуй, это самый родной для матушки храм, ведь в нём она часто пребывала духом, оставаясь прикованной к постели. Об этом нам поведал владыка Феодорит – внучатый племянник матушки Феодосии, который и возглавил праздничное Богослужение в Борисоглебском храме в день памяти русских святых и матушки Феодосии. Без промысла Божьего здесь не обошлось. Потому и вопрос к епископу Скопинскому и Шацкому Феодориту был о нём, о промысле Божьем…
…Здесь в д. Велемья освящено место под закладку храма Казанской Божией Матери, для строительства которого требуются немалые средства. Матушка незримо просит нас принять в этом богоугодном деле посильную помощь. Дело важное. Не зарастает народная тропа к часовенке схимонахини Феодосии, и днём и ночью сюда стекаются люди, требующие её заступничества и ходатайства перед Богом. Великое счастье прикоснуться к этому святому роднику и уже никогда не отрываться от его живительной прохлады.

Репортажи

«Феномен простой русской святости»: скопинская старица Феодосия

В Москве представлена новая книга о рязанской подвижнице

11.07.2016 10:45 Версия для печати

Москва, 11 июля, Благовест-инфо. Презентация книги Игоря Евсина «Матушка Феодосия. Рассказы о скопинской старице» (Рязань: «Зерна», 2016) состоялась 7 июля в Москве, в магазине «Православная книга» при Издательстве Московской Патриархии. Презентация издания, посвященного духовному подвигу известной далеко за пределами Рязанской земли схимонахини, открыла серию встреч, которые будут регулярно проходить в читательском клубе «Православной книги», сообщил помощник председателя Издательского совета РПЦ иеромонах Макарий (Колмогоров).

Схимонахиня Феодосия, в миру Наталья Никифоровна Косоротихина (4.11.1923 — 15.05.2014), в молодости из-за тяжёлой травмы около 20 лет находилась в коме, а после пробуждения, будучи прикованной к постели, 40 лет несла подвиг старчества, окормляя своих многочисленных чад: священников, монахов, епископов, мирян, неиссякаемым потоком притекавших к матушке за утешением, молитвой, исцелением. «Вся ее жизнь, исполненная веры, терпения, любви, привела к тому, что множество людей приезжали в рязанскую деревеньку за ее добрым словом, за молитвой. Это феномен простой русской святости», – сказал о героине книги о. Макарий.

В числе тех, кто не раз приезжал к матушке Феодосии, – директор издательства «Зерна» Игорь Минин. На вечере он рассказал о встречах со схимонахиней, о том, что не только он, но и другие люди выходили от нее «с радостью, утешенные». Более всего его, как и других посетителей, поражал «один вид праведницы, которая лежит в постели много лет, испытывая сильные боли, и при этом утешает многих людей». И. Минин привел примеры прозорливости матушки, к которой приезжали не только миряне, но и многие священники, монашествующие и епископы со всей России. «Живой образ святости» – так говорили о матушке посетившие ее, свидетельствовал издатель. Он сообщил о том, что в издательстве «Зерна» есть целая серия книг о святых Рязанской земли: «Рязань – это уникальное место на духовной карте России. Здесь в советское время пышным цветом расцвели праведники благочестия – прозорливцы, блаженные, юродивые».

Книгу о матушке Феодосии попросили написать Игоря Евсина, который лично не встречался с ней. Писатель рассказал, что после нескольких лет сомнений он начал молиться матушке Феодосии, «разговаривать с ней, как с живой» – и почувствовал ее благодатную помощь, и даже чудесным образом получил исцеление от недуга, который препятствовал его поездкам на родину старицы. А поездки эти были необходимы, т.к. И. Евсин задумал побеседовать с теми, кто знал матушку, кто общался с ней в последние годы. Он знал, что издательство «Покров» уже выпустило о схимонахине книгу, которая представляет собой сборник воспоминаний, в основном, священнослужителей о встречах с матушкой. Сам же он хотел написать «жизнеописание в повествовательном стиле», которое бы не дублировало эту книгу. Эта задача была успешно решена: на родине своей героини И. Евсин смог разыскать ее подругу детства; тех, кто знал не только матушку, но и ее сестру Ольгу, пожертвовавшую своей семейной жизнью ради ухода за недвижимой Натальей; и даже познакомился с трактористом, который много лет назад спас будущую праведницу, вытащив ее из-под перевернувшегося грузовика.

«В чем сверхзначение матушки Феодосии?» – поставил вопрос И. Евсин и сам же ответил на него: во-первых, это «возгревание веры в народе» – матушка была неграмотна, от нее не ждали никаких богословских поучений, но сам «пример живой святости», чудеса и исцеления, которые совершались по ее молитве, укрепляли в людях православную веру; во-вторых, это «благодатное утешение», даром которого она обладала, – оно «в целом возвышало народный дух».

О. Макарий продолжил размышления о духовных дарах матушки Феодосии: по его словам, «богословская основа ее проповеди была евангельская, правильная». Известно, что схимонахиня направляла пришедших к ней ко Христу, в Церковь, встречая их вопросами: «А вы исповедовались? Причащались? Венчаны?» и «никогда не говорила о себе, все – о Христе». «Каждый ищет чуда, – продолжил иеромонах, – так ведь чудеса подаются нам в таинствах церковных!»

Отвечая на вопрос «Благовест-инфо» о возможной канонизации схимонахини Феодосии, о. Макарий пояснил, что в практике Русской Православной Церкви принято поднимать вопрос о канонизации через 30-40 лет после кончины почитаемого праведника. «Важно не форсировать этот вопрос, не поднимать ажиотаж в СМИ. Господь сам прославляет своих подвижников. Самое главное сейчас – соединяться в молитве с матушкой, приезжать на ее могилку, просить, чтобы она ходатайствовала за нас перед Престолом Всевышнего», – сказал он.

Юлия Зайцева

Ваш Отзыв
Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены.
На главную | В раздел «Репортажи»

О детстве матушки Феодосии

15 мая исполнится год, как отошла ко Господу скопинская старица, схимонахиня Феодосия (Косоротихина), жившая в поселке Октябрьский. Похоронили ее на кладбище близ родного села Велемье. Попрощаться с матушкой приехало около десяти тысяч человек со всей страны. Среди них были митрополиты, епископы, монашествующие, более тридцати священников и множество мирян. Божественная Литургия и панихида в день её похорон служились в храме во имя святых Бориса и Глеба, в поселке Корневое Рязанской области, который едва ли еще когда видел такое стечение народа.

Скромная, маленькая девочка, познавшая полуголодное детство, тяжелый труд, никогда не учившаяся в школе, пролежавшая 20 лет в летаргическом сне, а большую часть своей жизни недвижимо в постели по промыслу Божьему была на земле проводником Его мудрости, утешения и любви для тысяч людей.

Корневое, Октябрьский и Велемье находятся недалеко друг от друга. Интересно, что эти родные места для матушки Феодосии (в крещении – Натальи), высокой пред Богом подвижницы веры, являются самыми высокими местами Среднерусской возвышенности – 236 метров над уровнем мирового океана.

Родилась Наталья (по не уточненным данным) 4 сентября 1923 г. в селе Велемье. Когда-то здесь стояло около 200 добротных домов. Здесь был большой храм. И народа проживало в селе много – около полторы тысячи человек. А теперь? Где оно, большое, населенное село? Где храм? Несколько полуразвалившихся домишек и крапива на месте храма… Как и тысячи русских сел и деревень после разрушительных 1990-х годов, Велемья вымерла. Печальная история…

Но и ко времени рождения Натальи Косоротихиной село жило тяжело: разруха после гражданской войны, нищета, голод, работа в колхозе за «палочки».

Пока затруднительно сказать, в каком храме она была крещена, поскольку к тому году и в Велемье, и в ближайшем селе Князево храмы уже были закрыты. По мнению Мароны Лобчиковой, подруги детства Натальи Косоротихиной, Наталью крестили или в селе Новые Кельцы, где храм еще был открыт, или на дому, что в то время было очень распространено. Важность церковных таинств и авторитет священников, несмотря на гонения, были еще очень высоки.

Время было неоднозначное, мятущееся, и один человек мог занимать, как кажется, два взаимоисключающие поста. Так у местных краеведов есть документы, свидетельствующие о том, что в селе Стубле члены церковного совета избирались в сельсовет, а секретарем совета был церковный певчий. А, по сообщению скопинской районной газеты тех времен, в сельсовете села Кумино задняя стена помещения была увешана плакатами, а на передней красовались иконы святых угодников.

И, тем не менее, храмы закрывались, а священники, совершавшие на домах требы, преследовались вплоть до заключения в тюрьму или отправки в лагеря. Да и мирянам открыто проповедовать православную веру было опасно. Но родители Натальи Косоротихиной – Никифор и Ефросинья – были людьми глубоко верующими и своих детей воспитывали в православной вере.

Старшей сестрой в семье Косоротихиных была Фёкла, за ней следовала Анна, дальше – брат Тихон, потом – Наталья, а за ней – самая младшая, Ольга. Фёкла была старше Натальи лет на пятнадцать, а Ольга – младше на пять. Мама умерла, когда Наталья была ещё маленькой, и воспитание детей пришлось взять на себя Фёкле.

Практически через год после рождения Натальи, в 1924 году, в Скопинском районе случился недород. Не уродились картофель, рожь, овес. И крестьяне были озабочены не только тем, как прокормиться, но и тем, чем прокормить до травы скот, где раздобыть семян для посева.

Крестьянину из скопинской деревни Кондауровка А. Медведеву запомнился тяжелый 1926 год. В записях местных краеведов остались его воспоминания: «Как прожить год с семейством, не имея с самого начала года зерна? Продавали некоторые вещи, мелкий и крупный скот, а бедноте хоть в петлю полезай». А ведь был еще и голод 1927-1928 годов. Косоротихиных спасало то, что Никифор и Ефросиня работали на шахтах, где платили, тогда как в колхозах практически работали задаром.

О жизни того времени мне удалось поговорить со старожилкой села Велемье, Матроной Лобчиковой – сверстницей и подругой матушки Феодосии. Вот что она рассказала о годах детства и ранней юности

– У меня мама тоже поступила на шахту. А работали мы за то, что нас землей наделяли. Не будем работать в колхозе – огород отрежут. Землю давали по числу работников. У моей мамы нас четверо было, и мы с мальства в колхозе работали. С 9 лет.

– И Наталья Косоротихина тоже такая маленькая в колхоз пошла?

– В колхоз, с самого детства, с 9 лет.

– А что девятилетние могли? Чем занимались-то?

– Горох на полях дергали, пололи на бахчах свеклу, капусту, морковку. Снопы вязали: жали, клали и за хвост перевязывали снопом, а потом клали в кладушки. Крестец, четыре кресца – копна называется.

– А сколько соток огорода было у Косоротихиных?

– Соток давали кому 25, а кому 15. А у Косоротихиных семья вон какая большая была. Им хоть 30 давай – все мало. Но шахты спасали. Никифор в шахте работал, молодой-то, а потом стал скотину стеречь. А Ефросинья в колхозе работала.

– А голод как пережили?

– Всю крапиву поели.

– А неурожай от недорода, или у вас власти все забирали?

– А одевались-то во что?

– Лен сеяли, мяли, вязали, получались нитки. Холсты ткали, а из холстов шили одежду. Так мы одевались в эти холстины, в лен (смеется). А для теплой одежды овец держали. Ой, крестьяне бедно жили, а выживали. Все было, и даже песни пели (смеется).

– У Косоротихиных было пятеро детей … Кого вы из них помните? Может с кем-то играли в детстве?

– С Олей играли. А Наташа замкнутая была. Мы зайдем за ней, зовем: пойдем с нами, а она нет, никак не хочет. Работящая была. Огородом занималась или в лесу хворост собирала. Сначала она работала в колхозе, а потом – в строительной бригаде. Ездила на машине с остальными рабочими, а как-то у села на Пупки, там, где поворот крутой, тут машина упала, ее бортом и ударило.

– То, о чем сказала здесь Матрона Лобчикова, случилось в начале 1950-х годов. В результате производственной травмы Наталья Косоротихину парализовало, и она около 20 лет провела в летаргическом сне. А когда очнулась, первыми ее словами, как говорят некоторые, знавшие матушку люди, были: «Зачем вы меня кормили, ведь меня потчевала Сама Матерь Божия»… С тех пор у Натальи Косоротихиной открылись дары молитвы, утешения, прозорливости и реальной помощи людям в их тяжелых обстоятельствах. Помогала матушка Феодосия молитвами. А сама-то она была какая? В совершенной немощи. Ни поесть ни попить без посторонней помощи не могла… Но проявилось в ней слово Нового Завета: «Сила Божия в немощи свершается».

Матушка Феодосия, верим, что ныне ты предстоишь пред Господом, верим, что предстательствуешь пред Ним. Попроси Христа Бога нашего, да восстановит Он порушенные российские храмы, возродит деревни и села, и умножит в них православных христиан. Да восстанет по слову Иоанна Кронштадтского «Русь новая – по старому образцу; крепкая своей верой во Христа Бога и во Святую Троицу».

Игорь ЕВСИН

На фото: Матрена

Лобчикова с Игорем

Евсиным

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *