Mea mecum

Выражение «всё своё ношу с собой» — обозначает индивидуума для которого важно только его духовное богатство, ценен его внутренний мир, а всё остальное: вещизм, различные ценности, денежные средства — можно заработать, то есть всё мирское, это суета сует. Вот сейчас у вас нет ничего, а через некоторое время всё появилось. А душа каждого человеческого существа стремиться к Богу. Она либо наполнена благодатью, либо её просто нет. Внутренний мир либо очень значительный, и вполне удовлетворяет человека, либо ничтожен, и он подспудно ощущает пустоту внутри себя. Поэтому многие люди так подвержены поискам новых впечатлений, бессмысленных путешествий, попытках увеличить своё благосостояние. Хотя так и не в силах наполнить свою душу спокойствием и благостью и ощущают себя несчастными.
Читайте ещё: кого называют Буриданов осёл
Похожее выражение пословицы «всё ношу с собой» — «мудрый разглядит в своей комнате больше, чем глупец в целом мире»
Исследователи полагают, что фразеологизм «всё свою ношу с собой» впервые произнёс Бианту древнегреческий философ. В далёкие времена один персидский царь ввёл свои оккупационные войска в ионический город Приену (Триену), (Иония — это место на западном побережье Малой Азии, которое в наше время является частью Турции), то горожане не желая попадать в руки обезумевших от крови солдат врага решили бежать из города. При этом они как водиться забрали с собой лишь самые ценные вещи. И лишь философ Биант отправился в бега с пустыми руками. Некоторые люди удивлялись этому, и задавали вопросы, на что он неизменно отвечал: «всё своё ношу с собой».
Данный жизненный случай настолько впечатлил древнегреческого оратора, политика, философа и писателя Цицерона, что тот сохранил этот эпизод в своём труде «Парадоксы стоиков»
«Человек так устроен, что его желание обладать, никогда не пропадает, и люди при этом испытывают мучения не толкьо потому, что необходимо много трудиться, чтобы купить понравившуюся вещь, но и от страха потерять нажитое непосильным трудом. И я часто задумываюсь о том, что являются ли благом, деньги, которые изобрели наши предки…Способно ли такое благо стать для кого-то злом, или быть может тот у кого есть множество всяческих благ, сам стать плохим? Мне кажется, что все эти «блага», по своей сути таковы, что являются достоянием негодяев и мерзавцев и способны принести много вреда хорошим людям, а поэтому для меня важно не мнение человеческого общества в целом, а истина, и я теперь никогда не стану заявлять. что тот, кто потерял свой дом или своего коня, утратил «благо», и я не перестаю хвалить ум Бианта, которого, если мне не изменяет память, причислили к известной семёрке мудрецов. Этот философ, переживший нападение врага на свой город, убегая из родного дома, не взял с собой ничего, а другим удивлённым гражданам, он лишь отвечал: «Я так сделал, потому что всё, что у меня есть, всегда ношу с собой»
Читайте ещё: что означает фразеологизм Бойтесь данайцев дары приносящих
Именно поэтому фразеологизм «всё своё ношу с собой» было первоначально написано на латинском языке «Omnia mea mecum porto»

Кто такие «семь мудрецов»?

Эти достойные мужи родились в Древней Греции и являлись законодателями, поэтами, интеллектуалами, политическими и общественными деятелями 7 — 6 веков до Р. Х. Эти мудрецы стали основоположниками современной житейской этики и философии. На самом деле в этом списке находится куда больше семи человек. Всё дело в том, что в каждом греческом городе жили свои почитаемые мудрецы.
Эпименид;
Пифагор;
Памфил;
Лин;
Лас;
Анахарсис;
Акусилай;
Хилон из Спарты;
Клеобул из Линда;
Биант Приенский;
Фалес Милетский;
Эпихарм;
Ферекид;
Писистрат;
Орфей;
Леофант;
Аристодем;
Анаксагор;
Периандр из Коринфа;
Мисон из Хены;
Питтак Митиленский;
Солон Афинский.
Читайте ещё: что такое Софистика

Использование фразеологизма «всё своё ношу с собой» в литературе

«У нас с тобой вполне достаточно средств. Я хожу в гимназию, работаю, кроме того провожу частные уроки…Я простой и честный человек… Как говорится — Omnia mea mecum porto»
(А. Чехов)
«Мы теперь знаем, как в другие времена человечеству было легко сливаться со средой, и насколько во Другие только и можно почувствовать разлуку, уходя унести всё своё с собой»
(А. Герцен)
«…бедность, поставленная в принцип, может считаться обеспеченностью. Что с меня вообще можно взять — Omnia mea mecum porto?»
(Салтыков-Щедрин)
Всё своё ношу с собой юмор

    • 0
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
  • Категория: Выражения

Всё к лучшему в этом лучшем из миров

С французского: Tour est pourle mieux dans le meilleur des mondes possibles.
Из романа «Кандид, или Оптимизм» (1759) Вольтера (псевдоним Франсуа Мари Аруэ, 1694-1778), в котором доктор Панглос доказывает, что «в этом наилучшем из возможных миров» всё создано для какой-либо цели и всё, что бы ни происходило, всё — «к лучшему». Роман являет собой насмешку над многими модными в то время философскими течениями, в частности, над учением немецкого философа Лейбница (1646- 1716), в «Теодицее» (1710) которого присутствует мысль, что «Бог не создал бы мира, если бы он не был лучшим из всех возможных». Используется как совет успокоиться, не волноваться (шутл.).

Всё мое ношу с собой

С латинского: Omnia mea mecum porto .
Слова легендарного философа Бианта (VI в. до н. э.), одного из великих «семи мудрецов» Древней Греции.
По преданию, сообщенному Цицероном, когда персидский царь-завоеватель Кир готовился вступить в греческий город Приену в Ионии, жители стали спешно покидать его, унося с собой все самое ценное из своего имущества. Лишь Биант шел с пустыми руками. И в ответ на недоуменные вопросы он сказал: «Всё мое ношу с собой».
Позднее это выражение стало часто употребляться в латинской фомулировке, автором которой является известный римский оратор Цицерон (Марк Туллий Цицерон, 106-43 до н. э.), «Omnia mea mecum porto». В последнем варианте эти слова и вошли в мировую культуру.
Ответ мудреца Бианта обычно истолковывают по-разному. По одной версии, он тем самым хотел сказать, что главное достояние человека — это чувство его внутреннего достоинства, по другой — сумма знаний, профессиональных навыков и т. п., располагая которыми человек никогда и нигде не пропадет. Но наилучшее объяснение этой фразы дал сам философ Биант в своем другом известном изречении: «Единственная вечная собственность — это мудрость».
Используется обычно как автохарактеристика человека предусмотрительного (он имеет при себе всё, что нужно в данный момент) или бедного — всё немногое, что имею, то и при мне (ирон.).
Философу Бианту принадлежат также и другие классические изречения: «Лучше разбирать спор между своими врагами, чем между друзьями, ибо после этого один из друзей станет твоим врагом, а один из врагов — другом» (Биант был известен как мудрый и справедливый судья);
«Когда многие возьмутся за дело, не быть добру» (аналог русской пословицы:
«У семи нянек дитя без глазу»);
«Говори не торопясь, спешка — знак безумия»;
«Самый несчастный тот, кто не умеет переносить несчастья»;
«Самое большое богатство — уметь ничего не желать»;
«Сначала думаю, потом — действую»;
«Худших всегда больше»;
«Большинство — зло».
Последняя фраза Бианта высечена на находящейся сейчас в Ватикане герме (четырехгранном столбе с вершиной в виде скульптурной головы), на которой есть изображение философа.
Некоторые ответы мыслителя на вопросы учеников также стали легендарными.
Так, на вопрос: «Кто есть наилучший советник?» — он ответил:
«Время», а на вопрос: «Что человеку слаще всего?»- «Надежда!»

Всё на продажу

С польского: Wszystko na spvzedaz.
Название фильма (1969) польского кинорежиссера Анджея Вайды (р. 1926), которое впоследствии зажило самостоятельной жизнью — стало употребляется как фраза-символ хищнической приватизации, казнокрадства, психологии мародерства (презрит.).

Всё новое — это хорошо забытое старое

Из мемуаров (1824) Розы Бертэн, личной портнихи французской королевы Марии-Антуанетты. Однажды она, слегка подновив старое платье королевы, предложила его королеве, и та с удовольствием его приняла. «Новое — это хорошо забытое старое», — прокомментировала этот случай портниха.
В действительности автором этих слов, как и самих мемуаров, является французский литератор Жак Пеше (1758-1830), который написал эти «Мемуары» и издал их от имени мадемуазель Бертэн (Ланн Е. Литературная мистификация. М. ; Л., 1930).
История самой мысли не нова: еще английский поэт Джефри Чосер (1340-1400) говорил о том, что «нет того нового обычая, который не был бы старым». Эту цитату из Чосера приводит в своем сборнике народных баллад «Народные песни южной Шотландии» (1803) английский писатель Вальтер Скотт (1771 — 1832).
Употребляется в прямом смысле. В России начала XX в. была популярна поэтическая версия этой фразы — строка из стихотворения «Дума в Царском Селе» (1889) поэта Константина Михайловича Фофанова (1862-1911): «Ах, экономна мудрость бытия: все новое в ней шьется из старья».

Всё остается людям

Название пьесы (1959, экранизация в 1963) драматурга Самуила Иосифовича Алешина (р. 1913).
Шутливо о проделанной работе, о неких делах и свершениях.

< Предыдущая

А знаете ли вы, что выражение «Все свое ношу с собой” (лат. Omnia mea mecum porto) пришло к нам из Древней Греции? Эту фразу Цицерон приписывает одному из семи мудрецов, а именно – Бианту (590—530 до н. э.). По преданию, когда персидский царь Кир занял город Приену в Ионии, жители покинули его унося с собой самое ценное имущество Грекам было разрешено взять с собой любые вещи, но при условии не пользоваться повозками, лошадьми, буйволами и прочей тягловой силой. За толпой беглецов, еле тащивших на себе тяжёлое имущество, спокойно шёл налегке мудрец Биант. Один из персов спросил у него: «Где твои вещи, старик, ты прожил такую долгую жизнь и неужели не нажил богатства?», на что старик, указав палкой на лоб, ответил: «Omnia mea mecum porto», имея в виду духовные ценности.

Согласно альтернативной версии происхождения фразы Omnia mea mecum porto, правитель Македонии Деметрий I Полиоркет, захватив Мегары, распорядился охранять дом философа Стильпона и возвратить ему разграбленное добро; но когда он спросил у Стильпона об убытках, тот ответил, что убытков не было: воспитания у него никто не отнял и знания его и разум остались при нём.

Источники: Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов

Краткая биография

Биант Приенский — древнегреческий общественный деятель, входит в семерку особо почитаемых мудрецов Древней Греции. Среди них является личностью наиболее малоизвестной и даже загадочной. Биография сохранилась в виде отдельных фрагментов, которые, скорее, характеризуют не события его жизни, а его самого как человека. Считается, что Биант и легендарный царь Крез были современниками, что мудрец был свидетелем того, как персы завоевывали ионийские города Малой Азии.

Известно, что Биант активно занимался общественной деятельностью, выступал в роли судьи, причем на этом поприще снискал широкую известность и уважение благодаря мудрым решениям. Именно Бианту принадлежит крылатая ныне фраза «Все свое ношу с собой». Его родной ионийский город Приена был взят персами, и местные жители второпях покидали город, стараясь захватить как можно больше нажитого скарба. Один только Биант уходил налегке, и когда его спросили, почему он так делает, он ответил фразой, вошедшей в историю.

Когда Приену предпринял попытку осадить царь Аллиат, ум и хитрость древнегреческого мудреца помогли заключить с ним перемирие. Он повелел щедро кормить двух мулов, чтобы те стали тучными, и, когда цель была достигнута, послал их во вражеский лагерь, произведя тем самым на Аллиата огромное впечатление. Картину довершил доклад посла: ему продемонстрировали огромные кучи зерна, которая на самом деле были сделаны из песка и лишь прикрыты сверху тонким слоем зерна. После этого Аллеат пришел к выводу, что осаждать город, в котором запас продовольствия позволяет до такой степени выкармливать скотину, — занятие малоперспективное, и заключил перемирие.

Известен и такой эпизод из биографии Бианта, как выкуп из плена у спартанцев нескольких девушек. Их мудрец вырастил как собственных дочерей, после чего, снабдив приданым, отправил их на родину. Спустя какое-то время афинские рыбаками был выловлен из моря треножник из бронзы, на котором красовалась надпись «Мудрому». Народное собрание постановило, что этот дар предназначался именно Бианту, но тот от него отказался, сказав, что столь лестного звания достоин не он, а Аполлон.

Смерть Биант встретил глубоким старцем. Легенда гласит, что он скончался в суде родного города, где на процессе выступал в качестве защитника одной из сторон. Произнеся речь, он склонил голову на грудь внука, который присутствовал там же. Когда судья вынес вердикт, оказалось что сердце великого мудреца больше не бьется. Похороны были очень пышными, земляки проводили Бианта в последний путь с огромными почестями.

Биография из Википедии

Родился в ионийском городе Приена, сын Тевтама; приблизительные годы жизни: 625—540 или 642—577 до н. э. Занимался общественной деятельностью, славился мудростью своих судебных решений.

Наиболее известный эпизод из его жизни произошёл, когда персы покорили Приену, и жители, покидая город, забирали всё своё имущество, тогда как Биант не взял ничего. На вопрос, почему он ничего не берёт, Биант ответил: «Всё своё ношу с собой» (эта фраза, известная также в латинской версии — Omnia mea mecum porto, — стала крылатой).

Во время Второй Мессенской войны Биант выкупил из спартанского плена нескольких девушек и помог им вернуться на родину к их отцам. Через некоторое время рыбаки выловили в море бронзовый треножник с надписью «Мудрому». Народное собрание решило, что треножник был послан Бианту, но Биант дар принять не согласился, сказал, что мудрым является бог Аполлон. Согласно другим авторам, Биант посвятил его Гераклу в Фивах.

Когда Алиатт осаждал Приену, Биант с помощью хитрости побудил его заключить мир. Для этого, чтобы создать видимость благополучия, он раскормил двух мулов и отправил их в лагерь Алиатта, затем насыпав кучи песка и прикрыв слоем зерна, показал послу. Алиатт посчитал бесполезной осаду города с таким большим запасом продовольствия.

Умер Биант в глубокой старости в родном городе. По легенде, произнеся на суде защитную речь, он положил голову на грудь своему внуку. Когда закончилась речь защитника противоположной стороны, и судья принял решение, то обнаружилось, что Биант уже мёртв.

Информация и мнения о Бианте

Наиболее полные сведения о Бианте приводит Диоген Лаэртский в своём труде «О жизни, учениях иизречениях знаменитых философов». Кроме этого известны следующие упоминания о Бианте:

  • Древнегреческий поэт Гиппонакт упоминает Бианта в поговорке «Сильнее, чем приенянин Биант в споре».
  • Гераклит позитивно отзывался о Бианте, известно следующее упоминание: «Был в Приене Биант, сын Тевтама, в котором больше толку, чем в других».
  • Упоминается в известной античной хрии, когда эфиопский царь задаёт задачу египетскому — выпить море, на что Биант придумывает ответ — «пусть сначала запрёт все реки, впадающие в море, пока царь будет его пить, — потому что речь ведь шла о том море, которое есть, а не о том, которое прибудет».
  • Василий Великий: «Поэтому Виас, когда сын, отправляясь к Египтянам, спрашивал, что делая, особенно угодит он отцу, отвечал: «Приобрети напутствие к старости», а напутствием назвал добродетель, заключив её в тесные пределы; потому что ограничил пользу её продолжением человеческой жизни».

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *