Медицина византийской империи

Содержание

1. Медицина в Византийской империи и на арабском востоке

к.филол.н. (МГУ им. М.В. Ломоносова),
магистр истории (Университет Париж I
Сорбонна), ст. преподаватель кафедры истории
медицины, истории Отечества и культурологии
Наумова Елиз.Серг.

2. Медицина в Византийской империи

Восточная часть Римской империи отличалась от
западной
большим
развитием
торговли
и
ремесленной промышленностью, большим развитием
городов, их экономическим процветанием. Именно
Восток и прежде всего Египет являлся хлебной
житницей всей империи.
В Египте выращивали и обрабатывали лен и хлопок;
здесь было развито стекольное производство,
обслуживающее другие провинции.
Большого развития на Востоке, в частности в Малой
Азии, достигло скотоводство. Сирия славилась
железными и ювелирными изделиями, коврами.
Города Востока — Александрия, Дамаск, Антиохия,
Эфес и др.— были центрами крупной торговли.
Эта преобладающая экономическая роль
стран Востока возросла после падения Западной
Римской империи и сохранения Восточной
Римской империи под названием Византийской.
Расширение торговых связей с Индией,
Цейлоном, Абиссинией, Средней Азией (Бухарой,
Хорезмом), Закавказьем, Китаем и другими
странами привело к дальнейшему росту
промышленности. В частности, в VI веке были
доставлены в Византию из Китая шелковичные
черви (грена) и начало быстро развиваться
шелководство, изготовление шелковых тканей.

6. Переход к феодализму: сохранение науки

В период раннего феодализма Византия и народы
Востока достигли более значительного развития
материальной и духовной культуры, чем народы
Западной Европы.
Особенности кризиса рабовладельческого строя и
перехода к феодализму в Восточной Римской
империи привели к тому, что здесь не только
уцелели старые центры античной науки — Афины,
Александрия, Бейрут, Газа, но возникли и новые,
например Константинополь. Научное творчество
здесь не замирало в V—VII веках, как это было в
то время на Западе.

7. Наследница античной культуры

В политической, военной Византия явилась прямой
наследницей античной культуры, она сберегла и
сохранила эту культуру в те века, когда Западная
Европа была во власти варварских племен и
находилась в состоянии экономического и
культурного упадка.
В IX—XI веках Византия выделялась по своей
культуре и в X веке была самой культурной
страной мира, крупнейшим культурным центром
на Востоке Европы. Византийская империя
просуществовала на 1000 лет дольше Западной
Римской империи и только в середине XV века ее
завоевали турки-османы.

8. Славяне и Византия

В экономической и культурной жизни Византийской
империи большое влияние имели славянские народы —
болгары, сербы, хорваты и др. Славяне проникали на
территорию империи из-за Дуная, селились на ее
границах.
Свободное, незакрепощенное, жившее общинами
славянское крестьянство составляло наряду с армянами
контингент, из которого набиралась лучшая часть
византийской армии, в том числе и ее полководцы.
Византия неоднократно видела под своими стенами
победоносные войска славян. Походы Олега и Игоря в X
веке сменялись переговорами и установлением
дружественных отношений Византии с русскими

князьями — Олегом, Святославом и Владимиром.

9. Сохранение античной медицины

Византия сохранила древнюю культуру
античного мира и передавала ее другим
народам, содействуя возрождению культуры
в Западной Европе.
Византия сохранила среди других
культурных достижений древнегреческую и
римскую медицину.

10. «Свод» Орибазия (IV в. н.э.)

Врачи Византии были хорошо знакомы с
произведениями древних врачей Греции и Рима.
Врач императора Юлиана Отступника Орибазий
(326—403) в IV веке н. э. собрал греческую
медицинскую литературу и составил обширную
медицинскую энциклопедию «Свод»
(«Синопсис») в 70 томах, содержащую
обширные выписки из сочинений древних
врачей. Наряду с извлечениями из работ
различных авторов Орибазий включил в «Свод»
собственные выводы и обобщения.

11. Энциклопедизм византийских ученых

Подобно Орибазию, работавшие в Византийской
империи Аэций Амидийский и Александр
Тралльский (VI век), Павел Эгинский (VII
век) были энциклопедистами, составителями
больших сочинений, в которых они собрали и
систематизировали богатое наследие античной
медицины.
Это составляет крупную историческую заслугу
византийских ученых. Многие из произведений
древности, вошедшие в эти энциклопедические
труды, в оригиналах погибли и до нас не дошли.

12. Павел Эгинский (VII в.)

Павел Эгинский был крупным хирургом раннего
средневековья.
Он много занимался акушерством.
Его энциклопедический труд пользовался
большим авторитетом у врачей арабских
халифатов.

13. Первая высшая школа

В середине IX века в Византии возникла высшая
школа, где наряду с философией, математикой,
астрономией, филологией, преподавалась также
и медицина.
Подготовка врачей, до того носившая
индивидуально ремесленный характер, в
Византии стала задачей научно-учебного
учреждения, причем обучение медицине было
тесно связано с обучением другим наукам.

14. Больницы и аптеки

Крупной заслугой средневековой медицины
Востока явилось создание гражданских больниц
и аптек.
Больницы существовали уже в античном мире,
но преимущественно в виде военных
госпиталей-валетудинариев.
Больницы для гражданского населения впервые
появились в Средние века на Востоке. Больницы
возникали из приютов для путешествующих
(«странноприимные дома» на Руси).
С оживлением экономического обмена между
странами появились путешествующие купцы.
Длительные путешествия при тогдашних
трудностях передвижения часто сопровождались
распространением заразных болезней.
Вот почему при постоялых дворах на больших
дорогах появились комнаты для заболевших в пути,
а затем и специальные помещения. Больницы
вырастали из приютов для увечных и неизлечимых,
так называемых богаделен (в частности, для
психически больных).

16. Первая больница – в Кесарии

Зародыш подобных учреждений встречался уже при храмах в
Египте и других странах Древнего Востока. В Византии
содержание больниц сосредоточилось в руках церкви. Одна из
первых крупных монастырских больниц была основана
Василием Великим в IV веке в восточных владениях
Римской империи, в Кесарии (Цезарее), в Каппадокии—
области Малой Азии, населенной армянами.
Эта больница послужила прототипом для создания подобных
больниц на Востоке, а впоследствии и на Западе. Устав
монастыря, при котором находилась Кесарийская больница,
предусматривал порядок призрения и лечения больных.
Уставы византийских монастырей содержали подробное
описание хозяйственного распорядка больниц, лечения
больных, обучения медицинскому делу и пр.

17. Медицина в арабских халифатах

Значительное развитие медицина получила в
мусульманских феодальных государствах — так
называемых арабских халифатах.
С середины VII века феодальная и торговая арабская
аристократия предприняла под знаменем ислама
многочисленные войны. К 640 г. арабами были
завоеваны Палестина и Сирия, к 634 г.— Египет,
было завершено покорение арабами Ирана, в конце
VII века — Армении и Грузии. В VIII веке арабы
подчинили себе Среднюю Азию, северо-западную
Индию, все северное побережье Африки и
Пиренейский полуостров.

20. Арабские халифаты

Господство арабов и их государства—халифаты —
существовали до XII—XIII веков.
Единое
огромное
арабское
государство
просуществовало недолго и разделилось на
Западный халифат с центром в Кордове и
Восточный халифат с центром в Багдаде.
Однако экономическое и культурное общение
народов, объединенных арабскими халифатами,
сохранилось в течение 5 столетий. Обширная
торговля способствовала развитию в арабских
халифатах
разносторонней
хозяйственной
деятельности.

21. Складывание арабской культуры

Начиная с VII века, в странах Ближнего и Среднего
Востока возникла, сложилась и развилась богатая и
разносторонняя
культура
народов
Востока,
именуемая арабской.
Культура народов Востока времен арабских
халифатов унаследовала ценные достижения
древневосточной и античной цивилизации и в
дальнейшем послужила одним из источников
западноевропейской цивилизации.
Призванная удовлетворять потребности растущей
торговли, земледелия и промышленности, наука в
арабских халифатах XII—XIII веков достигла более
высокого развития, чем западноевропейская
наука того времени.

22. Оригинальные черты культуры Востока

В связи с экономикой в арабских халифатах развивалась
и культура, обнаруживая наряду с общими чертами
своеобразные, оригинальные черты в творчестве
отдельных народов Востока.
В странах Востока впервые получила распространение
книга (рукописная), сменившая древний пергаментный
свиток.
Во введении в обиход бумаги как главного писчего
материала большие заслуги имели ученые Самарканда,
которые в VII веке начали изготовлять бумагу по
изобретенному китайцами способу.
Страны Востока славились изготовлением холодного
оружия из дамасской стали. На рынках самого Дамаска
с местным оружием успешно конкурировали мечи,
доставлявшиеся из Руси.

23. Развитие науки

Экономический расцвет, развитие торговли и
промышленности в странах Востока способствовали
развитию различных областей знания.
В связи с запросами торговли, мореплавания,
земледелия, промышленности развивались
география, астрономия, математика, химия,
ботаника.
Оживленные связи между отдаленными странами и
далекие военные походы, естественно, потребовали
значительного обогащения и систематизации
географических знаний.

24. Достижения науки и распространение знаний

Ученые Востока определяли широту и долготу,
значительно усовершенствовали исчисление
времени. В арабских странах были основаны
астрономические обсерватории, создан звездный
каталог, дано географическое описание почти
всех известных тогда стран мира и т. д.
Культура народов арабских халифатов, широко
использовавшая и перерабатывавшая
достижения культуры Древнего Востока и
античного мира, распространилась на огромной
территории от Гибралтара до Инда.

25. Арабский – язык межнационального общения

Складывавшаяся в странах арабского халифата
культура была многонациональной, наряду с
арабами ее развивали иранцы, народы Средней
Азии, берберы, мавры, египтяне и другие
народы.
Арабский язык в странах халифата играл роль,
близкую к той, которая принадлежала
латинскому языку в Западной Европе.

26. Ал-Хорезми

Среди ученых стран Востока большое место
занимали ученые Хорезма.
Видный математик,
географ и астроном Мухаммед Ал-Хорезми,
живший на рубеже VIII и IX веков, был одним из
родоначальников алгебры.
Ал-Хорезми принадлежит известная книга
«Картины мира», в которой он заложил основы
географии и этнографии Восточной Европы.
Как математик и географ Ал-Хорезми имел в
Средней Азии многочисленных последователей,
включая Улугбека, внука Тимура, основавшего в XV
веке крупную обсерваторию в Самарканде.

27. Ал-Бируни

Высшего развития средневековая наука в
Хорезме достигла в творчестве Ибн-Сины и АлБируни, ученых X—XI веков, членов
хорезмийской «академии», подлинных
энциклопедистов.
Ал-Бируни был астрономом, географом,
минералогом, этнографом, историком. За 5-6
столетий до Коперника и Галилея он отстаивал
гелиоцентрическое строение мира.

28. Развитие химии

Большого развития в арабском халифате достигла
химия. Ученые стран Востока проложили путь ряду
позднейших открытий, хотя и ставили себе подчас
фантастические задачи (влияние алхимии).
Восточные химики должны были удовлетворять
хозяйственно-производственным запросам своего
времени, в частности в связи с горными
промыслами, участвовать в добывании, обработке
металлов, серы, ртути и других работах.
Они впервые сконструировали и ввели в
употребление перегонный куб, водяную баню и
другие общеупотребительные в настоящее время
предметы оборудования химической лаборатории;
они же ввели дистилляцию, фильтрование и пр.

29. Ал-Джебр

Ученый Джабир (Ал-Джебр), известный в
Европе под именем Гебера (VIII—IX века),
получил серную и азотную кислоты, нитрат
серебра, хлорную ртуть и т. д.

30. Багдад и Кордова – центры науки

Арабы создали ряд центров науки и
просвещения, из которых особенно выделялись
Багдад (VIII—IX века) и Кордова (X век).
В Западном арабском халифате во время его
расцвета было 40 библиотек, 10 высших школ. В
Западной Европе в то время было только два
университета — в Салерно и Париже.

31. Многонациональность арабских врачей

Наравне с философией, математикой и естествознанием
медицина составляла часть общего образования ученых
в арабских халифатах. В медицине, как и в других
областях знания, сказался многоплеменный характер
населения арабских халифатов.
Видными деятелями в медицине явились представители
многочисленных народов, населявших халифаты или
связанных с ними экономически и культурно: сирийцы
(основатели крупных больниц и школ с IV века, еще до
образования первого халифата), хорезмийцы, иранцы
(персы), армяне, азербайджанцы, египтяне, мавры, евреи,
отчасти индусы и многие другие.
В Бухаре, Хорезме, Мерве (ныне Мары), Самарканде,
Дамаске, Багдаде, Каире, Кордове жили и работали
выдающиеся врачи.

32. Переводы с арабского на латинский

Большую роль в развитии медицинских знаний
играли комментаторы и переводчики
медицинской литературы с арабского на
латинский язык — универсальный научный язык
средневековой Западной Европы.
Переводчики сделали достоянием европейского
научного мира труды врачей Востока, а также
сохранившееся на Востоке наследие классиков
античной медицины, забытое тогда в Европе.

33. Сохранение и развитие античного наследия

Врачи в Византийской империи и арабских
халифатах сыграли большую роль в сохранении
ценного наследия медицины древнего мира, в первую
очередь античной Греции, а также Индии и других стран.
В то же время они самостоятельно развивали и дальше
разрабатывали медицинские знания. Медицина народов
Востока времен арабских халифатов сохранила и
распространила греческую медицину, пробудила живое
чувство природы, приблизила медицину к природе,
естественным наукам, способствовала разработке
теоретической и практической медицины, ввела много
лекарственных веществ, усовершенствовала
приготовление лекарств.

34. Прогрессивная роль восточной медицины

Врачи арабских халифатов
сыграли большую прогрессивную роль не
только в развитии медицины своего времени;
они оказали значительное влияние на развитие
медицины у народов Западной Европы.
Восточная средневековая медицина обогатила
прогрессивную медицинскую науку эпохи
Возрождения и оказалась одним из ее ценных
источников.

35. Больницы и аптеки

В странах Востока в крупных городах были
большие больницы. Вслед за больницами в
странах Востока впервые появились аптеки.
Развитие аптечного дела как лекарствоведения
тесно связано с достижениями ученых Востока в
области химии. Преследуя в первую очередь
практические цели, больницы и аптеки оказали
большое влияние на развитие медицинских
знаний. Там были специальные должностные
лица по наблюдению за врачами и аптеками.

36. Научные учреждения

Существовали научные учреждения, включавшие в
круг своих более широких интересов также и
вопросы медицины.
Среди них видное место занимали научные
учреждения Средней Азии — библиотека
Саманидов в Бухаре в X веке, «академия»
хорезмшаха Мамуна в Хорезме в начале XI века.
Периодом наибольшего расцвета медицины народов
Востока времен арабских халифатов были X—XI
века. Величайшими представителями этого периода
медицины были Ар-Рази и Ибн-Сина.

37. Ар-Рази (865-925)

Ар-Рази, известный в Европе под именем Разес
(865—925), был основателем больницы в Багдаде.
Интересно предание о способе, каким Ар-Рази
выбирал место, наиболее подходящее для постройки
больницы: он развешивал куски мяса в разных
частях города и наблюдал, где оно дольше
сохраняется, не загнивает. Это место он считал
наиболее здоровым и, следовательно, подходящим
для постройки лечебного заведения.
Как и во многих больницах Востока, при багдадской
больнице была школа врачей, которой также
руководил Ар-Рази, связывая теоретическое
обучение с больничной практикой.

38. «Об оспе и кори»

Ар-Рази принадлежит до 200 трудов, наибольшее
значение имеет его труд «Об оспе и кори». Ар-Рази
дал описание их течения, предвестников,
симптомов, лечения, отличия оспы и кори.
В соответствии с господствовавшей тогда
гуморальной патологией он считал обе болезни
разными формами одного заболевания, зависящими
от различного сочетания «соков» в организме.
Ар-Рази знал о невосприимчивости к повторному
заболеванию оспой и применял вариоляцию
(прививку здоровым содержимого оспенных
пустул).

39. Педиатрия Ар-Рази

Среди детально разработанных мер по уходу за
больным ребенком Ар-Рази указывал на уход за
ртом и зевом, рекомендуя полоскание
подкисленной водой, осторожное промывание
глаз и др.
Будучи знаком с химией, Ар-Рази на обезьянах
исследовал действие лекарств.
В области хирургии Ар-Рази описал инструмент для
извлечения инородных тел из глотки и один из первых начал
применять вату при перевязках, нитки из кишок барана для
зашивания ран брюшной полости.
Ар-Рази
написал
обширные
медицинские
руководства: «Всеобъемлющая книга по медицине» (в 25
томах) и «Медицинская книга» (в 10 томах),
энциклопедических по содержанию. Ему принадлежат
сочинения на частные темы, в которых проявился его
разносторонний интерес к различным медицинским
проблемам. Так, им написаны работы: «Один врач не может
лечить все болезни» (о значении специализации врачей),
«Легкие болезни могут быть трудно излечимы» и др.
Специально для нуждающихся пациентов им
написана книга «Для тех, у кого нет врача» (или «О
медицине бедных»). Книги Ар-Рази долго служили
учебниками на медицинских (ракультетах в средневековых
университетах Западной Европы.

41. Опытная проверка теории

Врачи средневекового Востока придавали
большое значение опытной проверке лечения,
изучали действие лекарств на животных,
тщательно наблюдали в больницах течение
болезней, проверяли правильность описания их
в литературе.
«Проверяйте в больницах не всегда верные
описания болезней, встречающиеся в
медицинских сочинениях», говорил Ар-Рази.

42. Медицина и ислам

Запрещение Кораном вскрытия трупов и вивисекций
было причиной относительно невысокого уровня
самостоятельных
анатомических
исследований
ученых-мусульман.
Арабская медицинская литература в области
анатомии и физиологии была в основном
переводной и компилятивной, главным образом из
сочинений Гиппократа и Галена.
Ислам запрещал вскрытие трупов, и в связи с этим
хирургия и акушерство развивались слабее, чем
изучение
инфекционных
болезней,
лекарствоведение, гигиена.

43. Абу Али Ибн-Сина (Авиценна) – крупнейший врач Средневековья

(980—1037)
Портрет,
воспроизведенный по
черепу, извлеченному из
его могилы.

44. Детство и юность

Он родился в 980 г. в селении Афшана близ города
Бухары. В пятилетнем возрасте родители перевезли
его в Бухару, где и началось его ученье.
От учителей и из книг богатой Бухарской

библиотеки Саманидов Ибн-Сина получил все
известные к тому времени знания. Однако глубже и
основательнее всего Ибн-Сина изучал медицину.
В продиктованной им автобиографии он говорил: «Я
занялся изучением медицины, пополняя чтение
наблюдениями больных, что меня научило многим
приемам лечения, которые нельзя найти в книгах».
Удачно начавшаяся в Бухаре врачебная деятельность
Ибн-Сины прервалась. Правившая в Бухаре династия
Саманидов была свергнута, и Ибн-Сина вынужден был уйти
в Хорезм, где встретился со знаменитым ученым того
времени Бируни, с выдающимся врачом Абул-ХасанХаммаром и др.
Пребывание в Хорезме совпало с расцветом
творческой научной Деятельности Ибн-Сины. Но Хорезму
угрожал свирепый завоеватель султан Махмуд Газневи,
Ибн-Сина бежал из Хорезма и все последующие годы
провел в скитаниях по разным городам Прикаспия и Ирана.
За
свои
воззрения
Ибн-Сина
многократно
подвергался преследованиям и заключению в тюрьму. Но
всюду Ибн-Сина продолжал научную и врачебную
деятельность. В 1037 г. в возрасте 57 лет Ибн-Сина умер в
Хамадане (Иран), где до сих пор сохранилась его могила.

46. Независимость мысли

Характерной чертой духовного облика Ибн-Сины была
независимость мысли. Ибн-Сина высмеивал астрологов,
отвергал догмы мусульманской религии.
Вопреки Корану Ибн-Сина утверждал, что мир не
сотворен, а вечен. Ибн-Сина боролся против учения о
предопределении, о судьбе, о роке, отрицавшем свободу
человеческой воли, принижавшего роль человеческой
личности.
Задолго до того, как передовая философская мысль
Европы поставила на первое место наблюдения и опыты,
Ибн-Сина применял наблюдение и опыт в решении
вопросов медицины. В сочинениях Ибн-Сины всюду
видна любовь к научному знанию, проверка
наблюдением и опытом и вера в человеческий разум.

47. Философия Ибн-Сины

Мир, по мнению Ибн-Сины, материален и вечен. Он
возник не по воле бога, а в силу непреложной
необходимости. Движение присуще материи. В мире
царит естественная закономерность.
Будучи глубоким знатоком произведений древних
писателей Греции, Рима, Индии и Средней Азии,
Ибн-Сина понимал, ценил, комментировал и
развивал элементы философии Аристотеля.
Ибн-Сина пошел значительно дальше Аристотеля в
объяснении явлений движения. В отличие от
Аристотеля он признавал внутреннее движение,
совершающееся «непрерывно, не одним только
толчком».

48. Медицинские произведения: «Канон врачебной науки» (ок.1020 г.)

Вопросам медицины Ибн-Сина посвятил более 20
своих произведении, многие из которых очень
обширны.
Мировую славу доставило Ибн-Сине его главное
медицинское сочинение «Канон врачебной науки»,
законченное автором около 1020 г.
«Канон врачебной науки» — энциклопедический свод
медицинских знаний древнего мира, итог воззрений
и опыта древнегреческих, римских, индийских и
среднеазиатских врачей. Ибн-Сина не ограничился
пересказом прошлого: он подвел критический итог в
начале XI века, благодаря чему «Канон врачебной
науки» явился и новым этапом в истории развития
медицины.
Труд Ибн-Сины
способствовал тому
быстрому расцвету
медицины, который начался
в XVI—XVII веках.
«Канон врачебной науки» в
XII веке в Толедо был
переведен с арабского языка
на латинский, разошелся в
многочисленных арабских,
еврейских и латинских
копиях по всей Европе и,
когда появилось
книгопечатание, был
напечатан в Европе более
30 раз.

50. Замечательны первые абзацы «Канона врачебной науки», где Ибн-Сина дал определение медицины и ее задач:

«Я утверждаю: медицина—наука,
познающая состояние тела
человека, поскольку оно здорово
или утратит здоровье, для того
чтобы сохранить здоровье и
вернуть его, если оно утрачено».

51. 5 книг «Канона»

«Канон врачебной науки» разделен на пять книг.
Первая книга содержит определение понятия
медицины, сведения по анатомии и общие сведения о
болезнях, их причинах и проявлениях, о сохранении
здоровья и способах лечения вообще.
Во второй книге излагается учение о простых
лекарствах и о способах их действия.
Третья книга содержит частную патологию и терапию,
описание отдельных болезней и способов их лечения.
Четвертая книга посвящена хирургии и общему учению
о лихорадке.
В пятой книге описаны сложные лекарственные
вещества, яды и противоядия.

52. Внимание к телу

При рассмотрении любого заболевания ИбнСина указывал на условия, способствующие его
возникновению, мешающие сохранить здоровье.
Физические упражнения Ибн-Сина называл
«самым главным условием» сохранения
здоровья, на следующие места ставил режим
питания и режим сна.
«Умеренно и своевременно занимающийся
физическими упражнениями человек не
нуждается ни в каком лечении, направленном на
устранение болезней».

53. Педиатрия

Особые главы «Канона врачебной науки» ИбнСина посвятил воспитанию здорового и
больного ребенка.
В них содержится много тонких наблюдений и
разумных советов.
Ибн-Сина оказал сильное влияние на
развитие педиатрии в Европе.

54. Клиническая картина болезней

Другой сильной стороной «Канона врачебной
науки» является клиника.
Точные описания клинической картины болезней,
тонкости диагностики, первые описания ряда
клинических явлений, их объяснения были
приведены на латинском языке в 1544 г.
Многие отделы внутренней медицины и хирургии
объяснены автором «Канона врачебной науки».
Диагностические методы Ибн-Сины разнообразны:
ощупывание, наблюдение над пульсом, определение
влажности или сухости кожи, осмотр мочи
и испражнений.
Ибн-Сина выделил клиническую картину чумы,
обратил внимание на заразительность оспы, отличил
слоновость от проказы, описал признаки плеврита, язву
желудка, отметил признаки диабета (обилие прозрачной
мочи, «сладкий привкус, как у меда» осадка мочи после
испарения).
Ибн-Сина высказал мысль о невидимых
возбудителях лихорадочных болезней. Он утверждал,
что оспой и чумой можно заразиться, если вдыхать воздух,
идущий от больного, признавал возможность передачи
болезни через плаценту, через почву и воду и для
предотвращения этого рекомендовал кипячение воды.
В «Каноне врачебной науки» Ибн-Сина описал
клинику и лечение туберкулеза легких и других болезней
органов дыхания.

56. Лекарствоведение

Ибн-Сина оставил заметный след в лекарствоведении. Он
собрал сведения о лекарствах из трудов древних греческих,
индийских и других врачей, значительно дополнил
собственными наблюдениями и опытом, включая многие
средства народной медицины, индийские и китайские
лекарства и многие средства, которые дала зарождавшаяся на
Востоке химия.
Ибн-Сина описал много новых, неизвестных прежним
авторам лекарственных средств растительного, животного
и минерального происхождения. В частности, Ибн-Сина
применил ртуть, которая в X веке добывалась в окрестностях
Бухары, для лечения сифилиса в виде вдыхания паров и
втираний, причем им описаны проявления ртутного
стоматита.

57. Хирургия

Многие главы «Канона врачебной науки» посвящены
хирургическим операциям.
В нем изложено учение о кровопускании, описаны
операции камнесечения, трахеотомии, лечение ран и
травм.
Для обработки ран Ибн-Сина рекомендовал применять
вино. Долгое время был широко известен предложенный
им способ вправления вывиха плеча.
Ибн-Сина применял гибкий катетер, сделанный из кожи
животных, при операциях на глазу в качестве материала
для шва рекомендовал применять тонкий женский волос,
при операции на прямой кишке для той же цели —
свиную щетину. Интересны советы Ибн-Сины о том, как
рано распознавать злокачественные новообразования,
удалять их широким разрезом и прижигать.

58. Нервные болезни

Ибн-Сина отверг демонологические
представления о причине нервных и
психических болезней, описал менингит как
особую болезнь, указывал, что при острых
лихорадочных заболеваниях может развиться
психоз, что самое вредное для больного — это
страх, и рекомендовал музыку в качестве
терапевтического средства.

59. Судьба наследия Ибн-Сины

В сохранившихся до нашего времени
многочисленных медицинских сочинениях ученики
и последователи Ибн-Сины в Средней Азии

С XI века в Киевской Руси стали строить больницы при монастырях (Киев, Переяславль), которые предназначались для лечения не только монастырского населения, но и окрестного. С XIV века монастыри, становясь крепостями, стали открывать больницы с уставными положениями, заимствованными из Византии.

Первый временный военный госпиталь был организован на территории Троице-Сергиевой лавры в период польско-литовской интервенции и осады этого монастыря (1611—1612). В госпитале оказывалась медицинская помощь не только раненым, но и заболевшим цингой, дизентерией гражданским лицам, укрывшимся от врагов за стенами монастыря. Второй временный госпиталь был открыт в Смоленске в 1656 году во время войны России с Польшей, третий — в 1678 году на Рязанском подворье в Москве в период войны с Турцией и Крымским ханом.

Особенностью русской медицины являлось стратегическое значение монастырских больниц. Временные военные госпитали были государственными. Во времена вражеских нашествий раненых размещали за крепкими стенами обителей, осуществляя поставку медикаментов, лекарств и финансирование персонала за счет государства. В 1635 году закончилось строительство двухэтажных больничных палат в Троице-Сергиевой лавре. Отдельно стоящими кельями, приспособленными специально для ухода за больными, располагал Новодевичий монастырь.

Широкой известностью пользовалась монастырская больница Киево-Печерской лавры—первого русского монастыря, основанного в первой половине XI в. в окрестностях Киева и получившего свое название от пещер (печер), в которых первоначально селились монахи. Со всей Руси ходили в Киево-Печерскую лавру раненые и больные различными недугами, и многие находили там исцеление. Для тяжело больных при монастыре были специальные помещения (больницы), где дежурили монахи, ухаживавшие за больными. Монастырские хроники («Киево-Печерский патерик», XII в.) сообщают о нескольких монахах-подвижниках, которые прославились своим врачебным искусством. Среди них — пришедший из Афона «пречудный врач» Антоний (XI в.), который лично ухаживал за больными, давая им свое исцеляющее «зелье»; преподобный Алимпий ^\ в.4), тапетивавший мазяжа ирсжа-женных, и преподобный Агапит (умер в 1095 г.) —ближайший ученик преподобного Антония.

Первый монастырский приют, устроенный при Киево-Печерской лавре, начал принимать больных только в XI столетии. Подробные сведение о больнице, монастыре и его обитателях отражены в Киево-Печерском патерике XII века. Самый древний русский монастырь располагался за пределами Киева, недалеко от пещер (др. — рус. — печеры), где первоначально жили монахи. Служители лавры считали заботу о больных своим долгом, исполняя его с большим усердием. Отдельные кельи предназначались для тяжелобольных, за которыми братья ухаживали круглосуточно. Люди, страдавшие заразными, кожными и психическими заболеваниями, приходили сюда со всей Руси, неизменно получая помощь и надежду на исцеление. Впрочем, лечение в монастыре не ограничивалось упованием на Бога. В патерике сообщается о монахах, искусно владевших различными способами врачевания.

Едва появившись, светская медицина вернулась в обители. Одной из самых известных в ту пору лечебниц стала больница Кирилло-Белозерского монастыря, основанного в 1397 году и никогда не подвергавшегося нападению врага. Больных и раненых здесь размещали в больших и малых палатах, возведенных специально для этой цели.

Начиная с XII века монастырские лекари обязывались соблюдать врачебную мораль. Например, врачу предписывалось самопожертвование, добросердечие, гуманность, внимательность ко всем обратившимся за помощью. Он не мог отказаться от личного участия в процессе исцеления, порой выполняя самую грязную работу. Церковная клятва Гиппократа требовала от медика терпимости к тяжелобольным, чуткости по отношению к «одержимым». Не подлежал обсуждению вопрос об оплате, тщеславии и заботе о своем благополучии. Вследствие отрешенности от всего, что касалось собственной личности, представители монастырской медицины пользовались уважением в народе. Многих лечцов после смерти объявляли святыми.

5.4. Роль монастырей в сохранении и развитии медицины. Распространение переводной естественнонаучной и медицинской литературы: «Врата Аристотелевы» или Тайная тайных» (ХV в.), «Вертоград здоровья» и др.

Уже в X веке на Руси распространилась письменность, развивалась переписка книг. Имеются сведения о княжеских библиотеках и школах при монастырях. Монастыри являлись культурными центрами Древней Руси, средоточием знаний, в том числе и медицинских. Сюда поступали античные и раннесредневековые медицинские рукописи. На славянский язык их переводили монахи (летописцы Никон, Нестор и др.), дополняя своими знаниями, основанными на опыте народного врачевания

Обители Древнерусского государства являлись центрами просвещения. Монастырские библиотеки заключали в себе обширные собрания русских, арабских, греческих и византийских рукописей. Летописцы и лечцы передавали свои знания в школах, имевшихся в каждой крупной обители. Русские переводчики XII–XVI веков не занимались компиляцией, дополняя античные рукописи собственными познаниями.

Сведения о деятельности врачей Киевской Руси содержатся в различных источниках: летописях, юридических актах, уставах. Примером таких документов служат: «Русская правда» IX—ХП вв.)— в ней утверждалось право на медицинскую практику и взимание за нее платы; «Изборник Святослава» (XI в.) содержит указания монастырям давать приют не только богатым, но и бедным больным, приглашать к ним врача и оплачивать его труд; «Устав Великого князя Владимира Святославовича» (X – XI вв.).

Основу «Устава Великого князя Владимира Святославовича» составили греческие книги, переведенные в X веке на болгарский язык, а затем переписанные и дописанные древнерусскими книжниками. В нем есть записи об астрологии, лекарственной ботанике, минералогии, гигиенические советы, рекомендации о диетах, медицинские сведения. Указаны названия и даны описания наиболее распространенных на Руси болезней, особенно психических, была предпринята попытка объяснить их причины, поставлен вопрос о целях и задачах врачевания. «Устав Великого князя Владимира Святославовича» узаконил положение врача в обществе, отнеся его к категории, подлежащей церковному суду.

После принятия Русью христианства, волхвы, как хранители старинных традиций племенно-родовой медицины, стали подвергаться гонениям вначале со стороны церкви, а затем, поскольку они нередко выступали в роли руководителей народных восстаний, и преследованиям со стороны великокняжеской власти. Так, уже в «Уставе князя Владимира» волхование и зелейничество считались преступлением против веры и карались. В 1021 году в Суздале по приказу князя Ярослава были казнены несколько волхвов, а в 1227 году в Новгороде, на Ярославском дворище публично сожжены 4 волхва.

Специальных медицинских книг от Киевской Руси до нас не дошли, но их существование весьма вероятно об этом свидетельствуют биологические и медицинские вопросы в книгах общего содержания. В «Шестодневе» например, содержится описание строения человеческого тела и функций его органов: описаны легкие («плюще»), бронхи («пролуки», сердце, печень («естра»), селезенка («слезна»).

Во времена правления Святослава Ярославича большой популярностью пользовался болгарский трактат, в русском переводе имевший название «Изборник» (1076). Книга включала в себя отдельные части библейских сказаний, труды богослова Василия Великого и сочинения известных византийских теологов. «Изборник» по своему содержанию вышел за рамки первоначальной задачи — связать общественные отношения на Руси с нормами новой христианской морали» — и приобрел черты энциклопедии. Кроме рассуждений о вере и христианской морали, книга содержала статьи самого составителя, монаха Иоанна, касавшиеся наиболее распространенных болезней, их лечения и профилактики. Рассуждая о здоровом питании, автор напутствовал: «силы в овоще велики», «питье безмерное — бешенство есть». В качестве гигиенических рекомендаций говорилось о пользе ежедневных омовений, о содержании в чистоте одежды и жилища.

Согласно «Изборнику», русские лекари неплохо знали хирургию, используя ножи, «точила», ножницы, топоры, щупы, пилки, долота. Искусные лечцы-резальники умели разрезать живот, ампутировать конечности, удалять омертвевшие части тела, производить трепанацию. Подобно европейским медикам, они прижигали раны каленым железом или использовали травяные мази, вино, золу, березовое вино. Оперируемый традиционно усыплялся настоем корня мандрагоры, мака или чарой вина. Все инструменты обязательно прокаливались в огне. Шов производился тонкими волокнами льна. Иногда нити делали из кишок животных. В полевых условиях хирурги вынимали осколки стрел с помощью магнитного железняка. В одной из рукописей описана оригинальная конструкция протеза для нижней конечности. Примерно в XV веке среди хирургов выделились узкие специалисты: костоправы, зубоволоки.

Истоки культуры Киевской Руси связаны с традиционной культурой славянских племен, которая с развитием государственности достигла высокого уровня, а впоследствии была обогащена влиянием византийской культуры. Через Болгарию и Византию поступали на Русь античные и ранние средневековые рукописи. На славянский язык их переводили монахи — самые образованные люди того времени. (Монахами были летописцы Никон, Нестор, Сильвестр.) Написанные на пергаменте в эпоху Киевской Руси, эти книги дошли до наших дней. Рациональные методы лечения монахов исходили из опыта античных врачей. В начале XV века летописец монастыря инок Кирилл Белозерский (1337–1427 годы) закончил перевод комментариев Галена к «Гиппократову сборнику». В древнерусском варианте сочинение великого римлянина называлось «Галиново на Иппократа».

Первая библиотека в Древнерусском государстве была собрана в 1037 г. князем Ярославом Мудрым (1019—1054) — третьим по старшинству сыном князя Владимира. Ее разместили в Софийском соборе, воздвигнутом в Киеве в 1036 г. по велению Ярослава Мудрого в ознаменование победы над печенегами на месте победоносного сражения. Ярослав всячески способствовал распространению грамотности на Руси, переписыванию книг и их переводу на славянский язык. Сам он знал 5 иноземных языков и «книгам прилежа и почитая (их) часто и в нощи и в дне». Его внучка Янка Всеволодовна в 1086 г. организовала при Андреевском монастыре первую женскую школу. При Ярославе Мудром Киевская держава достигла широкого международного признания. Митрополит Илларион писал в то время о киевских князьях: «Не в плохой стране были они владыками, но в русской, которая ведома и слышима во всех концах земли».

Некоторые, древнерусские монастырские больницы являлись также и центрами просвещения: в них обучали медицине, собирали греческие и византийские рукописи. В процессе перевода рукописей с греческого и латыни: монахи дополняли их своими знаниями, основанными на опыте русского-народного врачевания.

В известных на Руси рукописных книгах; содержащих сведения о природе человека, таких как «Шестоднев» Иоанна Экзарха болгарского (1263), «Галиново на Иппократа» (XV в.), «Палея Толковая» (XV в.), «Аристотелевы врата, или Тайная тайных» (XV в.), содержатся знания древней медицины. К древнейшим памятникам русской медицинской письменности относятся «Изборник Святослава» (византийского происхождения), «Физиолог» -компилятивный трактат из естественнонаучных работ античных авторов и «Шестоднев». Древнерусские врачи X-XI вв. располагали значительным арсеналом лечебных средств. Так, в «Шестодневе» описывалось применение аконита, болиголова, белены, втирание металлической ртути, получение опия из головок мака, указывалось на целебное значение топлиц (минеральных вод). Древнерусское государство, просуществовав три столетия, распалось на несколько мелких княжеств. Татаро-монгольское нашествие, а затем и длительное иго (1240—1480), разорение русской земли, значительно задержали развитие медицины, хозяйственной жизни и культуры Руси в целом. «С этого злосчастного времени, длившегося около двух столетий, Россия и позволила Европе обогнать себя».

В Средние века в Европейских странах духовная власть преобладала над светской. Это было время, когда христианская религия оказывала непосредственное влияние на все сферы жизни, в том числе и на медицину. Даже в Библии существуют тесты, которые дают прямые рекомендации по сохранению здоровья.

Влияние христианства на медицину Средних веков

Всем известно, что по христианскому мировоззрению болезни есть кара за грехи, которая посылается людям, живущим не по заповедям. В крайнем случае болезни могут быть частью испытаний для праведников. Конечно, это не означает, что от болезней не надо лечить, но такая постановка вопроса была мощной мотивацией для того, чтобы подчинять церкви людей, которые болеют, а их всегда подавляющее большинство.

Интересно, что многие медицинские термины пришли из богословия. Термин «карантин» появился, когда во время эпидемий людей стали задерживать на границе сроком на 40 дней – в память о 40-дневном посте Иисуса: quaranta gironi – сорок дней. От слова animatio – оживление, появился термин «реанимация».

Среди врачей, работающих в тесной связи с церковью, вскоре появились канонизированные святые, которые при жизни беззаветно отдавали все свои силы и умения для исцеления больных, за что нередко платили собственной жизнью.

Монастырская медицина

Монастыри очень скоро стали центрами по оказанию медицинских услуг не только для своей братии, но и для странников, а также в период великих эпидемий. В Константинополе благодаря пожертвованиям было основано множество лечебниц. Бенедиктинские монахи, следуя уставу, должны были осуществлять уход за больными в приютах при монастырях. Слово «лазарет» происходит от имени покровителя ордена святого Лазаря, который в VI веке находился на территории Италии.

В те времена церковь была единственным убежищем для людей, которые искали помощи. Поэтому церковь не только контролировала, но и брала на себя большую ответственность, в том числе и по исцелению людей. При этом уповали не только на молитвы и милость Бога, но и на медицинские знания. Ведь именно при монастырях находились крупнейшие библиотеки, а монахи-писцы кропотливо дублировали ценные книги в скрипториях (местах для переписки книг).

В монастырских садах для изготовления снадобий по старинным рецептам разводили лекарственные травы. В те времена о полезных свойствах растений можно было судить только по их воздействиям, поэтому, даже не зная свойств муравьиной кислоты, содержащейся в крапиве и хвойных растениях, их активно применяли для изготовления мазей, которыми лечили традиционную болезнь всех высокопоставленных служителей церкви – подагру.

Трактаты и сочинения средневековых целителей

Знания великих античных врачей – Гиппократа, Галиния и Плиния старшего оставались основой медицинских представлений на протяжении многих веков. Однако вместе с тем появлялись новые труды с энциклопедическими сведениями, а также по различным системам диагностики, опирающиеся на знания учителей древности и опыт современников. Так, некто Орибазий из Пергама, живший в IV веке, написал медицинскую энциклопедию в 72 томах. Александр Тралесский, римский врач V века написал труд по диагностике заболеваний объемом в 12 томов. В XI веке аббатисса бенедиктинского монастыря Хильдергарда фон Бинген, будучи известной врачевательницей, написала два медицинских трактата. Ее учение о человеке как микрокосмосе, отражающем большой мир – макрокосмос переплетаются с известными древневосточными и античными философско-религиозными воззрениями. Очень большое влияние на развитие европейской науки оказали знания, позаимствованные у арабских народов. Именно в арабских переводах сохранились многие сочинения, утраченные в период падения Римской империи. Многие из них стали основой для новых трудов арабских целителей и философов, самым известным из которых является Ибн Сина или Авиценна.

Увлечение камнелечением

Целебные свойства минералов были известны еще в эпоху античности. Но в Средние века сочинения древних стали источником для многих подражателей. Аль-Кавзини рассказал много удивительного о минералах в трактате «Космография», за что получил прозвище «восточного Плиния». Епископ Марбод сочинил целую поэму – Лапилария, посвященную свойствам различных камней, в том числе и тех, которые образовывали во внутренних органах птиц или животных.

Очень скоро разные камни, извлеченные из внутренностей, стали чуть ли не панацеей от разных болезней. Если даже сегодня люди склонны верить в чудеса, можно только представить, сколько проходимцев наживались на доверчивых покупателях во времена Средневековья, предлагая им драконовый камень из головы ящеров для лечения проказы или камень из дикобраза против головной боли.

Камень безоар как лучшее противоядие

Многие камни считались противоядиями. В те времена умышленные отравления соперников на различных поприщах были распространенной практикой. Поэтому каждый человек, которому было что терять, будь это даже пара золотых монет, имел веское основание опасаться за свою жизнь. Поэтому противоядия пользовались огромным спросом. Одно из них – самое знаменитое, называлось безоаровым камнем, который привозили из восточных стран. Этот камень, по преданию, образовывался вокруг глаз оленя, который ест змей для получения сил, но вынужден бросаться в холодную воду во время приступов дурноты. Вот тогда-то от холода у него начинают течь слезы, которые застывают под веками, а потом отпадают во время трения о дерево. Так образуется самый полезный медицинский камень – безоар. Просто удивительно как легко было дурачить бедных доверчивых людей.

Анализ мочи

В XII веке в итальянском городе Салерно образовалась собственная врачебная корпорация, куда со всех концов света прибывали страждущие больные в надежде на исцеление. Самыми талантливым и представителями местной медицинской школы были врачи Урсо и Мавр, которые заложили основы диагностики по исследованию мочи.

Начиная с XII века и на протяжении трех столетий осмотр мочи стал основным методом для постановки диагноза. Сосуд для ее сбора – уржарий надолго стал медицинским символом. Составлялись целые трактаты, в которых подробно описывался вид мочи – ее цвет, примеси и т. д. Дошло до того, что врачи вообще перестали приходить к больным на осмотр, а диагноз ставили после исследования мочи, принесенной кем-то из родственников больного. И только в XV столетии английская Королевская коллегия врачей постановила запретить ставить диагнозы по виду мочи, без обследования больного.

Лечение солью

Доктор и алхимик Арнольд из Виллановы, живший в XIII веке, в стихотворной форме составил «Салернский кодекс здоровья», представляющий сборник мудрых наставлений. Одним из предписаний было использование в пищу соли, которая не только делает еду вкуснее, но и помогает справиться с ядом.

Полезные свойства такого минерала, как соль были известны в древнеегипетской и древнекитайской медицине. Это было широко известное антисептическое средство, которое также входило в состав множества мазей и притираний. В античные времена были популярны солевые ванны. Соленой морской водой заживляли раны. И сегодня лечение солью получило широкое распространение в виде лечения органов дыхания в соляных пещерах и комнатах.

Схоластическая медицина и хирурги-ремесленники

Постепенно в европейских странах стали появляться университеты, а в них открывались медицинские факультеты. Основами преподавания служили лекции, на которых изучались тексты античных и арабских авторов. Поскольку религия запрещала изучение внутреннего строения человека, такая медицина получила название схоластической, то есть оторванной от практики.

Хирургия не преподавалась, но потребность в ней от этого не уменьшилась. Пока врачи до хрипоты обсуждали цитаты Гиппократа, хирурги стали возникать стихийно в среде ремесленников – банщиков и цирюльников. Они лечили ушибы, раны, занимались кровопусканием, в то время как медицинский факультет категорически отказался от хирургии. Профессию хирурга отнесли к «нечистым», вроде профессий палача или могильщика, поскольку она была связана с кровью и смертью.

Появление анатомических театров

Только в XIII веке хирургию, наконец, начинают преподавать наравне с другими медицинскими направлениями. Появляются учебники по анатомии, а позже – анатомические театры, где раз в пять лет разрешалось проводить публичное вскрытие тел казненных преступников. Поначалу такие действа ввергали в шок и были настоящей сенсацией. На них приглашались почетные лица города. По городу развешивались афиши. В преддверии события звонили колокола, а по его завершении выступали музыканты.

Борьба с эпидемиями

Как только центр жизни стал смещаться в города, и в них появилось большое число жителей, возникла угроза эпидемий, которые не замедлили произойти. Первоначальные представления о гигиене были очень слабыми. Санитарное состояние городских улиц было ужасным: водопроводы отсутствовали, общественные бани тоже. По улицам текли отходы жизнедеятельности. Эпидемии чумы и холеры вспыхивали быстро и разрастались моментально, унося тысячи жизней ежедневно. Несколько эпидемий, ставших катастрофой для населения городов Европы, научили городские власти заботе о содержании улиц в чистоте. Появились бани и мода на мытье в них. Была организована служба по вывозу мусора. Во время потенциальной угрозы эпидемий городские власти созывали совет с участием ученых и врачей и разрабатывали план предупредительных мероприятий.

Доклад Георгия Папагеоргиу — профессора хирургии, заведующего второй хирургической клиникой Центральной государственной клинической больницы г. Афины «Евангелизмос» (Греция), был прочитан на 5-й научно-практической конференции «Духовное и врачебное наследие святителя Луки (Войно-Ясенецкого)» (г. Железнодорожный, пос. Купавна, 6 июня 2013 г.). Портал Православие.Ru приводит его в сокращении.

На приеме у врача. Манускрипт XIV в.

Еще в древние времена наука врачевания у греков находилась на высоком уровне. Причем, и медицина, и врачебное искусство были тесно связаны с религией, а лечебные учреждения являлись своеобразными храмами «богу врачевания» Асклепию. Гиппократ, основатель научной медицины, первым изучил и описал симптомы болезней и попытался логически объяснить их развитие и лечение. Гиппократ и его последователь Гален — великие умы древности — повлияли на все развитие медицины, заложили ее основы, разработали терминологию, которая используется до сих пор. Эту медицину унаследовала Византия, вполне оправданно считая ее своим наследием.

Лечебных заведений в нашем понимании в древности не существовало. Так называемые «асклепии», скорее, представляли из себя санатории религиозного толка для состоятельных граждан. Врачи были лишь практиками. В Древнем Риме были только, как бы сейчас сказали, реабилитационные центры для раненых и больных воинов и рабов. Таким образом, древние лечебницы не могли стать примером для Византии.

С объявлением христианства государственной религией резко изменяется взгляд на всю систему лечения, ухода за больными и вообще восприятие страждущего человека. Церковь занимается делами милосердия. Местные епархии организуют под своим патронажем медицинское обслуживание больных, в особенности, неимущих граждан. На первом Вселенском Соборе в Никее были приняты решения, обязывающие архиереев лично курировать систему оказания медицинской помощи неимущим гражданам. Интересно, что император Иулиан, который в 330–336 гг. пытался возродить язычество, писал своему знаменитому другу врачу Оривасию: «Нам не мешало бы тоже проявлять заботу о слабых и немощных так, как это делают христиане». Эти слова так и остались на бумаге.

Так называемая социальная деятельность в Византии лежала целиком и полностью на Церкви и монастырях, и лишь много позже к этой работе подключилось государство и частные лица. Филантропическая деятельность главной своей целью имела, прежде всего, оказание помощи болящим и неимущим и вообще всем тем, кто в силу каких-то обстоятельств не мог сам себя содержать. Вообще в Византии Церковь понимала милосердие, прежде всего, как духовную обязанность христиан, а государство имело примеры отношения к этим вопросам еще с эллинистического времени.

В больших городах и при крупных монастырях начинают строиться так называемые «ксеноны», или гостиницы для проживания малообеспеченных граждан, которым было необходимо лечение. Кроме того, в каждом монастыре находили приют и уход бедные или болящие паломники. Во всех городах были учреждения, занимавшиеся исключительно оказанием медицинской помощи больным людям. Причем медицинское обслуживание проводилось независимо от профессии, социального положения, национальности и пола больного: абсолютно во всех филантропических учреждениях Византии абсолютно все могли лечиться либо совсем бесплатно, либо за очень умеренную плату.

Размер оплаты зависел от серьезности заболевания и длительности лечения. Сумма оплаты прописывалась в уставе того или иного учреждения, в которое попадал больной. Вот в таких, как бы мы сказали, образцовых больницах, лечила официальная, государственная медицина. Своей основой она имела древнюю греко-римскую практику и медицинские традиции. Такие врачи, как Оривасий, Аэтий, Павел Эгинит, да и сам святой Кесарийский епископ Василий, Стефаний Афинский и другие, естественно, не ограничивались в своей деятельности лишь традиционными древними методиками терапии, они внедряли свои, новые идеи и подходы, повлиявшие впоследствии на развитие всей медицины.

Трудно переоценить и личный вклад императоров Византии, членов их семей в осуществлении политики государства в области здравоохранения. Личные пожертвования императоров уже со времен правления Константина Великого поступали в самые разные медицинские учреждения. И это тоже знак нового взгляда государства на вопросы здравоохранения.

Женщины из императорских семей нередко принимали личное участие в уходе за больными, заботились об улучшении условий лечения. Например, Плакилла, супруга императора Феодосия I, сама застилала больничные койки и снимала пробу во время приготовления пищи больным, сама кормила лежачих и даже мыла кастрюли на больничных кухнях. Она вообще желала выполнять те обязанности, которые лежали на обслуживающем персонале низшего звена. С нее брали пример и другие великосветские придворные дамы.

Подобного рода служение, имевшее место в IV веке, было характерно и для других, более поздних периодов существования Византии. В летописях мы встречаем описание деяний милосердия императриц Ирины, Евдокии, Феодоры, принцесс, фрейлин двора. Похвальные дела милосердия и пожертвования членов императорских фамилий создавали прецедент и исподволь способствовали развитию социальной деятельности Церкви. О том, сколь широкий размах эта работа приобрела в Византии, можно судить по тому факту, что право на медицинское обслуживание имели все без исключения граждане, а не представители отдельных слоев, как это было в древнем мире. Существовал реестр всех лечебных и филантропических заведений, где последние делились по категориям: детские больницы, дома сирот, дома престарелых, больницы для неимущих, больницы для иногородних, профилактории и т.д. Такие названия начинают входить в тогдашнее употребление. Можно сказать, что все лечебные учреждения государства того времени были центрами, где людям не только предоставляли медицинские услуги, но и обеспечивали питанием и одеждой. В случае неизлечимых болезней больницы служили местом долговременного пребывания (например, лепрозории).

Обычное лечение граждан проходило в других учреждениях.

И еще один новый момент: женщины работали в медицине на равных правах с мужчинами. Существовал в Византии так называемый институт диаконис. На них возлагался уход за больными. В основном, это были монахини. Причем, женщины работали не только медсестрами, акушерками, но и врачами (например, гинекологами).

На Западе знакомство с византийской системой здравоохранения началось с «Василиды» — детища свт. Василия Великого, епископа Кесарийского, создавшего этот медицинский комплекс в 370 г. Он назывался «Прибежище» и включал в себя гостиницу для неимущих иногородних, дом престарелых, лепрозорий для прокаженных, приют для бедных и другие подразделения. Отдельно существовали инфекционные корпуса. Причем, Василий Великий сам отбирал для работы в «Василиде» врачей и остальной медперсонал. Здесь было продумано даже то, чтобы люди во время длительного пребывания в больнице освоили какую-нибудь профессию, ремесло. Это как службы социальной реабилитации и профориентации. Сам святитель имел мирскую профессию врача и прилагал усилия для оказания психологической помощи больным, особенно прокаженным. За ними он ухаживал сам, показывая пример другим. Он напрямую общался с прокаженными, обнимал их и даже, утешая, целовал.

Несколько лет спустя друг Василия Великого прп. Ефрем Сирин в 373 г., во время голода в городе Эдесс в Сирии, создает профилакторий на 300 коек в одном из городских зданий. Позже, при епископе Раввуле, это здание перестроили под больницу, которую обслуживали монахи. Отдельно построили лепрозорий.

В IV в. свт. Иоанн Златоуст создает подобное учреждение в Константинополе, направляя туда на работу священнослужителей, врачей, поваров и обслуживающий персонал. Это были первые учреждения, которые получили название «больница». Больницами раньше называли лечебницы на территории монастырей, где ухаживали за больными, а позже это название закрепилось за независимыми комплексами, которые работали под эгидой Церкви. Название «Прибежище» сохранилось только у одной — больницы святой Анастасии в Константинополе. Это единственная психиатрическая больница, о которой упоминают источники. Вообще у нас мало сведений о лечении психических заболеваний в тот период. Но то, что существовал центр лечения душевнобольных, уже само по себе знаменательно. А по инициативе святого Иоанна Милостивого, патриарха Александрийского, было построено семь родильных домов в его епархиях.

Из летописей мы узнаем, что в VI–VII вв. больницы уже имеют другое название — «ксеноны» — пансионаты для проживания и лечения. Там же мы встречаем крайне негативную оценку деятельности частных врачей. Скорее всего, это было связано с чрезмерно высокой платой, которую брали за свои услуги частные лекари.

В народе преклонялись перед святыми целителями и врачами, трудившимися, не взимая платы. Таких людей называли бессребрениками. Это Косьма и Дамиан, святой целитель Пантелеимон. Они мученически закончили свою жизнь в период, довольно близкий по времени к Византии — в III веке. Именно к предстательству этих святых обращались верующие.

В ранневизантийский период вся ответственность за лечебный процесс в больницах лежала на главном враче. У главврача были помощники — заведующие и администраторы. Своеобразными управляющими в пансионатах обычно были представители духовенства. Они назначались на свою должность, как правило, учредителем того или иного медицинского учреждения, а иногда и указом самого Императора. Чаще всего, однако, их назначал местный архиерей (такая практика существовала уже в III в.).

Позже должность управляющего пансионом стала столь престижной, что ее занимали уже люди, стоящие на довольно высоких ступенях иерархической лестницы. В IX веке управляющие больничными пансионами стали получать титул «спафария» (то есть состоящего в личной гвардии Императора).

Врачи. Манускрипт XV в.

Упомянем еще одно известное медицинское учреждение того времени — Пансион Самсона (V — начало VI в.). Пансион располагался близ храма Святой Софии Константинопольской. Устроителем и строителем этой больницы был некий врач Самсон. Он бесплатно лечил людей и свой личный дом перестроил под лечебницу. Именно Самсон излечил от серьезной болезни императора Иустиниана, который в знак благодарности построил новое здание для больницы и выделил большие средства на ее содержание. Говоря современным языком, частная инициатива снизу получила государственное (императорское) финансирование сверху. После смерти Самсона управляющих в эту больницу назначала Патриархия, и каждый год (вплоть до Х века) служилась Божественная литургия в его память.

Когда во время беспорядков в Константинополе в 532 г. больница сгорела, ее вновь отстроили на средства казны. Сам Император назначал средства на финансирование больницы. И всегда после очередных катаклизмов здание восстанавливалось из бюджетных средств. По такой же системе работали другие известные больницы — имени святой Ирины в окрестностях Константинополя, Эвульская лечебница и другие. Управляющие этими больницами всегда присутствовали в качестве почетных гостей на всех императорских торжествах.

В византийских больницах начиная с VII в. работали в основном хирурги, офтальмологи, гинекологи, акушеры-гинекологи, врачи других специальностей и многочисленный медперсонал. От века к веку совершенствовалась система здравоохранения. После войн с арабами и внутренних нестроений X–XI вв. медицинские профессии приобретают очень высокий статус.

В XII в. государственные больницы становятся местом оказания медпомощи на постоянной основе для всех граждан. Были и придворные врачи. Например, когда император Алексий Комнин заболел, придворный врач Иоанн организовывал транспортировку больного из дворца в Манган, район Константинополя, где находилась больница.

Имя Императора Иоанна Комнина II связано с историей одного из самых известных лечебных заведений Византии. В 1136 г. Иоанн и его супруга Ирина основали в Константинополе монастырь «Спас Вседержитель», в комплекс которого входила и больница, ставшая крупным медицинским центром того времени. Мы узнаем о системе ее работы (а это XII век) из монастырского устава. Можно с уверенностью сказать, что это было наиболее универсальное медицинское заведение Средневековья. Ктитор, или учредитель больницы Император Иоанн II построил комплекс зданий, включавший собственно монастырские постройки, семейную усыпальницу Императора, дом престарелых, лепрозорий и собственно больницу. По утвержденному уставу, филантропические учреждения должны были работать под контролем совета во главе с игуменом. Все расходы покрывались от процентов начального капитала. Больница «Спас Вседержитель» была независимой от императорского финансирования и работала как финансово автономная единица с соблюдением всех соответствующих законов XII столетия.

Император Иоанн неоднократно упоминал, что созданный им монастырь — это дань благодарности Богу за помощь в решении внутренних и внешних проблем Империи. Монарх посчитал лучшей благодарностью Богу творить дела милосердия — строить богадельни, лепрозории, больницы. За его веру ему будут прощены многие грехи.

Устав монастыря и всех расположенных на его территории медицинских учреждений был написан самим императором. Устав служит прекрасной иллюстрацией системы работы больниц в Византии.

В то время уже имелись специализированные отделения, существовало штатное расписание сотрудников. Знакомясь с Уставом монастыря «Спас Вседержитель», мы можем конкретно представить всю систему работы больницы в 1136 году. Читаем, что в ксеноне было 5 залов по 50 коек, отделения хирургии, офтальмологии, гастроэнтерологии, гинекологии (по 12 коек в палате) и два отделения — прочие болезни.

Для экстренных случаев предусматривалось по одному койко-месту на отделение и 6 специально устроенных для тяжелых лежачих больных. Что из себя представляло «койко-место»? — Кровать с плотной соломенной подстилкой и матрасом, три одеяла — так называемые «иосникии», связанные из козьей шерсти. Зимой в больнице работали обогреватели. Два общественных туалета. Функционировала ванная комната, которой можно было пользоваться столько раз в неделю, сколько врач считал нужным, исходя из характера заболевания. В Уставе прописывалось все необходимое для содержания в порядке и чистоте всех помещений и служб. В обязанности персонала больницы входило обеспечение неимущих больных или тяжелобольных новой одеждой в течение всего периода их лечения. Личная одежда каждого больного при поступлении изымалась, стиралась и гладилась. Больной забирал свою одежду по выписке из больницы. Только неимущие граждане могли оставить себе и забрать после выписки казенную одежду. Интересно заметить, что вся одежда, все матрасы, одеяла и подушки ежегодно заменялись на новые. Из всего имущества, которое заменялось, часть, сохранившаяся в хорошем состоянии, использовалась, но большая часть раздавалась бедным гражданам города в пользование.

В больнице работала аптека, были и специальные помещения для медперсонала. Здесь работали люди самых разных профессий: фармацевты, повара, санитары, сторожа. Два врача руководили научной работой больницы по месяцу каждый. Они же контролировали правильность диагнозов и следили за правильностью терапии. Врачи и их ассистенты закреплялись за палатами больницы. На каждое мужское отделение предусматривалось два дополнительных врача, три основных специалиста-ассистента, два запасных ассистента и два медбрата.

В женских палатах работали три врача (2 мужчины и 1 женщина), 4 специалиста-ассистента (женщины), 2 ассистента (женщины) и две медсестры. Работали еще 4 врача (2 терапевта и 2 хирурга) в приемном отделении. Здесь работали 4 основных специалиста-ассистента и столько же помощников. В течение одного месяца один из двух главных врачей должен был каждый день осматривать больных, следить за ходом лечения и корректировать ошибки, если таковые были. В обязанности врача входило также следить за качеством хлеба и ежедневного рациона питания больных. При поступлении тяжелобольного дежурный врач должен был подготовить подробный отчет заведующему о состоянии больного. По распоряжению заведующего назначался лечащий врач, на котором лежала ответственность за лечение.

Устав определял и оплату всем категориям служащих. Оплата была здесь несколько выше средней. Заведующие отделением были разделены на две группы и каждый месяц менялись. Надо сказать, что только им позволялось заниматься частной практикой в свободное от работы в больнице время. Это был для них дополнительный заработок. К этим врачам обращались, потому что они работали в известной больнице. И наоборот, строго запрещено было лечащим врачам в период их работы в монастырской больнице заниматься любым видом частной практики, даже если это касалось самого Императора. Вообще, врачам запрещалось заниматься частной практикой вне стен больницы в период их работы.

Помимо заведующих непосредственно в палатах вместе с врачами трудился, как бы сейчас сказали, научный руководитель. В его обязанности входило обучение молодых врачей врачебному искусству. За свою работу он, естественно, получал деньги, питание и т.д. Возглавлял больницу «носоком» — должность вроде сегодняшнего управляющего. Позже эта должность называлась «ксенодох» — комендант. Этот администратор вместе с главным врачом занимался обеспечением поставок всего необходимого для функционирования больницы.

В больнице работали четыре фармацевта (один главный и три рядовых), при них работали еще два помощника. Существовали должности больничного сторожа, было пять прачек, один человек отвечал за постоянную подачу горячей воды, работали 2 повара, 2 булочника, мельник и конюх. Конюх заботился о лошадях врачей и помогал на мельнице. Был свой привратник и снабженец. За больницей было закреплено 3 священника: два иерея исповедовали тяжелобольных и умирающих, один совершал отпевания. Кроме священников был чтец церковных текстов и 4 гробокопателя. И самая последняя должность в больнице — уборщик отхожих мест.

Монастырский устав определял даже рацион питания для каждого больного, денежное пособие, которое больной должен был получить, а также рацион питания служащих, медбратьев, помощников и пр. Строго следили за личной гигиеной больных — ответственность за это лежала на персонале. Больных надо было обеспечить всем необходимым: тазы, полотенца и т.д. Особое внимание уделялось чистоте посуды в пищеблоках.

Управляющий и главврач, помимо денег, получали продукты и все необходимое для обеспечения деятельности больницы. Все работники больницы получали зарплату согласно должности и в соответствии с установленной в уставе суммой вознаграждения.

Знакомясь с уставом больницы «Спас Вседержитель», мы можем судить о четкой организации работы больничного комплекса. Что же касается результатов проведенного лечения, то фиксировались и случаи чудесных исцелений после молебнов к святым. В целом использовались самые разные методы лечения, основанные на научных достижениях медицины того времени.

Традиции медицинского и больничного дела, заложенные при императорах династии Комнинов, были успешно продолжены во время правления династии Палеологов. Из исторических свидетельств, по результатам археологических раскопок, изучая печати того времени, мы можем судить, что существовало более 50 таких больниц. Нельзя утверждать, что все больницы были на таком уровне, как больница при монастыре «Спас Вседержитель», но с уверенностью можно сказать, что византийские больницы работали по конкретному плану, и их деятельность строго контролировалась. Все дошедшие до нас уставы монастырей дают нам впечатляющую картину организации больничного дела.

Изучая историю византийских больниц, мы видим, что христианское милосердие и научная медицина гармонично сочетались. В средние века профессия врача была очень авторитетной и престижной. Вознаграждение за свой труд врачи получали либо непосредственно от пациентов, либо, если они работали в больницах, — от государства, от общины. Врачи получали вознаграждение как деньгами, так и продуктами питания. Они также могли получать вознаграждение от своих больных, которые носили название «Агапы», то есть так называемое подношение от любви к доктору. Размер зарплаты врачей регулировался соответствующими пунктами в уставах или специальным указом императора.

Хирургическая операция по разделению сиамских близнецов. Хроника Иоанна Скилицы. Византия; XII в.

Хирурги в больницах Византии проводили чрезвычайно тонкие и сложные операции. В Х в. хирурги Константинополя сделали попытку разделить детей — сиамских близнецов, которых привезли из Армении. Один из близнецов умер, врачи ампутировали ту часть, которая соединяла близнецов. Но через три дня умер и второй младенец. В рукописях Иоанна Скилицы сохранилась миниатюра этой операции.

В других письменных свидетельствах мы находим описание специальных швов при лечении расширения вен (у Оривасия), описание методик лечения паховой грыжи, катаракты, сосудистой аневризмы, описания трахеотомии (Павел Эгинит), описание флегмоны и ее влияния на состояние человека (у Василия Великого). В рукописях мы находим описание лечения нефрита, головокружений, эпилепсии, других болезней и, конечно же, много данных о всевозможных фитотерапиях и лекарственных растениях.

Арабы систематически переводили с греческого на арабский, помимо всего прочего, и трактаты византийских врачей, в основном переводили Оривасия и Павла Эгинита. Эти работы позже были переведены на латинский язык и стали основным источником знаний для развития европейской медицины. Издания переводов трудов византийских врачей осуществлялись в Лейпциге, в Оксфорде и других научных центрах Европы.

Каждый город Византийской империи нуждался — сообразно с потребностями своих жителей — в соответствующих платных учреждениях и врачах. Причем, город осознавал всю важность и нужность профессии врача, осознавал его социальную значимость. Потому врачей награждали и предоставляли им всевозможные привилегии.

Вместе с тем византийское законодательство определяло и уголовную ответственность врачей, как мужчин, так и женщин. Наказания предусматривались самые разные. Все зависело от того ущерба здоровью, который был нанесен пациенту, от социального положения пострадавшего больного и от квалификации врача. Вина врача определялась судебной медициной. Наказания были самые разные: от простого штрафа до частичной или полной конфискации имущества. Применялось и публичное осуждение аморального поступка врача. Это проходило так: врача водили по городу, он должен был держать в руках емкость для сбора мочи и подвергаться всеобщему осмеянию публики. Еще один вид наказания — пожизненные принудительные работы на рудниках. В самых редких случаях врача могли приговорить к смерти — в этом случае его закалывали шпагой.

Знакомясь с организацией системы здравоохранения в Византии, мы видим множество достоинств и получаем уникальный опыт. В Византии система охраны здоровья населения впервые в истории основывалась на принципе любви к человеку, она охватывала абсолютно все слои населения. Эту систему здравоохранения поначалу разработали Церковь и монастыри. По существу она опиралась на щедрое финансирование из госбюджета, а также имела поддержку государственных лечебных учреждений. Надо сказать, что женщины пользовались равными правами в медицине. Иными словами, организация здравоохранения и его развитие в тысячелетней истории Византии поражает нас, она во много раз превосходила по своему уровню все, что существовало в этой области в других странах. И еще, о чем следует сказать — поражает личный интерес императоров и членов их семей к состоянию здравоохранения в стране.

Благочестивый народ обращался за молитвенной помощью к святым угодникам. Это, однако, не мешало параллельно развивать медицинскую науку, способствовать ее прогрессу. Врачи, как мы уже сказали, имели очень высокое социальное положение в обществе, высокие зарплаты. Но они, как мы видим, несли и огромную ответственность, получали наказания, если вдруг нарушали клятву врача или халатно относились к своим обязанностям.

Византия — это уникальное явление Средних веков. То, что дала Византия человеческой истории, невозможно переоценить. Византия — это сочетание, сплетение православной христианской веры, древнегреческой культуры и римского права. Все эти три составляющие не только были сохранены, но и преобразованы, развиты и в совершенном виде переданы тем, кто желал воспринять этот опыт. За свою тысячелетнюю историю Византия сталкивалась как с всемирным признанием и славой, так и испытала на себе уничижение и неприятие других народов.

В течение десяти веков Византия была, можно сказать, ковчегом человеческой культуры. Она была унижена и оклеветана врагами и была предана друзьями. Эта славная империя, как и Господь наш, смирилась до конца и в итоге приняла мученическую кончину. Но основы ее жизни и ее ценности остаются во веки живыми, и она готова явиться, как Сам Господь, всем тем, кто обращается и приближается к ней искренне, с любовью и без предубеждения.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *