Медный змей моисея

Бемидбар (Числа) 19:1 — 22:1

Название недельной главы Хукат переводится как «устав». В ней передано много событий: закон о красной корове, просьба народа Израиля к Моше и Аарону о воде, также в этой главе умирает Мириамь и Аарон и начинается война с Едомом. Огом и Сихоном. В этой же недельной главе мы читаем о нападении на еврейский народ змей. Именно об этом я и хочу поговорить.

«И послал Господь на народ ядовитых змеев, которые жалили народ, и умерло множество народа из сынов Израилевых. И пришел народ к Моисею и сказал: согрешили мы, что говорили против Господа и против тебя; помолись Господу, чтоб Он удалил от нас змеев. И помолился Моисей о народе. И сказал Господь Моисею: сделай себе змея и выставь его на знамя, и всякий ужаленный, взглянув на него, останется жив. И сделал Моисей медного змея и выставил его на знамя, и когда змей ужалил человека, он, взглянув на медного змея, оставался жив.» (Числа 21:6-9)

Возникает закономерный вопрос: почему на шест было поднято изображение змея, а не какое-то другое, например, меноры или ковчега завета? В Евангелии от Иоанна мы можем увидеть ответ:

«И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.»

(Иоанна 3:14-15)

В тексте Недельного чтения на иврите можно прочитать о двух видах змей: «нахшим» и «серафим». Для исцеления народа Моисею необходимо было сделать образ второго из них — «сарафа». Корень этого слова состоит из букв «син», «рэйш», «пэй», что в своем сочетании дает слова «жгучий», «обжигающий». Именно так названы в книге пророка Исайи ангелы — «серафим» (множественное число от «сараф»). И так же назывался тот вид змей в пустыне, который жалил израильтян. Это открывает нам положительный и отрицательный аспекты одного и того же явление, что можно применить ко многому в нашей жизни. Нам также хорошо известен змей из сада Эдема, который «ужалил» первых людей своей ложью и лишь одно могло их спасти — слово Божье. И сегодня нам открыто, что слово Божье — это Машиах.

«Бог! — Непорочен путь Его, чисто слово Господа; щит Он для всех, уповающих на Него.» (Псалом 17:31)

В этом тексте на иврите также используется слово с корнем «сараф»: «чисто слово Господа». В данном контексте «чисто» можно понять, как «переплавлено», очищено огнем от всякого мусора.

Также можно увидеть взаимосвязь слов «нахаш» — змей и «машиах» — Мессия. У этих слов одно числовое значение. И я стараюсь не пренебрегать разными подходами к изучению Писания: как Посланиями апостола Павла, так, скажем, и гематрией*. Их числовое значение составляет 358.

«И сделал Моисей медного змея и выставил его на знамя, и когда змей ужалил человека, он, взглянув на медного змея, оставался жив.» (Числа 21:8)

Мне посчастливилось познакомиться с этим текстом на языке оригинала — арамейском. И тогда мне стало понятно, почему был избран такой способ исцеления. Вот, что там говорится дословно: «И сделал Моше медного змея, и повесил его на шесте, и было: если человека укусила змея и смотрел он на змея, и направлял свое сердце во имя слова Господня, то жил.».

Огненное слово Бога — вот, что имелось ввиду, когда создавался медный образ змея. Именно оно было поднято на шест. И всякий, кто обращался к нему с верой в сердце, тот оставался жив, потому что яд терял свою силу перед Ним. То же мы получаем и в Машиахе. Как сказал Иоанн, Он подобен этому медному змею. Люди очищаются огнем Его слова, а яд древнего змея теряет свою силу. Этому же учит и рав Шауль в Колоссянах:

«Истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту; отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою.» (Колоссянам 2:14-15)

Мы защищены силой слова Божьего от змеиного порочного влияния. Древний змей имеет власть лишь над теми, кто не стремится познать Бога духовно, кто не принял своего Спасителя, кто не обратился к очищающему слову Бога с верой в своем сердце. Такой человек подобен праху и он становится пищей для змея.

«И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах» (Быт 3:14)

Если мы всего лишь плоть, то становимся легкой добычей для змея. Если же мы дух, то можем ему противостоять. Все зависит от того, на каком мы полюсе: плотском или духовном? И еще важно, кто наш ориентир: на кого мы выбираем смотреть?

* Гематрия — анализ смысла слов и фраз на основе числовых значений входящих в них букв.
Михаил Лошак

Поделитесь с друзьями

Опубликовано 09.05.2019

Пророк Валаам является очень неоднозначной фигурой в Библии. Ветхий Завет описывает Валаамову ослицу, которая заговорила с пророком из-за того, что он замышлял ослушаться Бога. Библия говорит, что Бог использовал Валаама для того, чтобы благословить Израиль. Но ведь Валаам практиковал гадания и предсказания, к тому же был злым человеком, служившим идолам. Как же тогда Бог мог использовать Валаама, чтобы через него передавать Свою волю и даже благословить Израиль?

Господь повелел мне благословить тот народ, Господь благословил их, и я не могу изменить этого. (Числа 23:20)

Ответ:

Пророк Валаам в Ветхом Завете

Ветхий Завет и Новый Завет ясно говорят, что Бог точно против таких вещей, как гадание и идолопоклонство. Тем не менее я думаю, что мы должны быть честны по отношению к пророку Валааму. Хотя у него был очень неоднозначный характер, который искушал израильтян впасть в аморальное поведение, но, насколько я знаю, он никогда не занимался гаданием, колдовством или идолопоклонством.

Они сошли с истинного пути и отреклись от него, последовав по пути, избранному Валаамом, сыном Восора, который радовался плате, получаемой за неправедные поступки, но обличён был в причинённом зле: ослица, не имевшая дара речи, заговорила человеческим голосом и предотвратила безумство пророка. (2-е Петра 2:15-16)

И всё же кое-что Я имею против тебя. Есть среди вас некоторые, придерживающиеся учения Валаама, который научил Валака вынудить жителей Израиля совершить грех. Они съели пищу, пожертвованную идолам, и тем самым свершили прелюбодеяние. (Откровение 2:14)

Валаам был пророком Иегова, хотя и с серьезными недостатками. Нам надо пользоваться золотым правилом и не приписывать людям того, что мы наверняка не знаем о них. Насколько я знаю, Валаам не делал тех вещей, которые вы ему приписали.

Новый Завет говорит, что пророк Валаам был виноват в том, что продал Израиль за деньги, из-за чего Библия не перечисляет его в списках героев веры. Хотя вы незаслуженно обвинили Валаама в некоторых вещах, ваш вопрос остается: почему Бог использовал человека, считавшегося врагом Израиля, в качестве Своего пророка?

Божьи пути не наши пути, поэтому мы не можем знать наверняка истинные причины такого поступка. Мы должны помнить о том, что все библейские пророки были грешны. Давид был виновен в прелюбодеянии. Моисей не смог контролировать свой гнев и вышел из себя. Авраам лгал. Валаам тоже был грешен. Нельзя быть наверняка уверенными, почему Бог избрал Валаама. Несмотря на свои грехи, Давид был человеком Божьим.

Лично я благодарен, что Бог проявляет Свою милость к грешным людям и использует их в Своих планах. Я уверен, что у Валаама тоже были положительные качества. Хотя он начал очень хорошо, но позже упал, как и Соломон. Несмотря на все это, общаясь с оракулами, Валаам всегда с большой смелостью передавал волю Бога. Я не защищаю его греховное поведение, но и не буду тем, кто первым бросит в него камень. Я не могу сказать, почему Бог использовал Валаама, но я верю в мудрость Бога и доверяю Его мудрости.

Джон Окс
Перевод Петров Игорь

Нашли ошибку в статье? Выделите текст с ошибкой, а затем нажмите клавиши «ctrl» + «enter».
Больше статей по теме
Другие темы
Проверь свои знания онлайн!

Хотите проверить свои знания Библии — пройдите тесты на нашем сайте. Выбирайте интересующий тест из списка, отвечайте на 10 вопросов, и сразу получайте результаты!

Пройти тест

Библейский курс для начинающих

Чему учит Новый Завет, кому он адресован и в чем заключается учение Иисуса Христа? За что умер Иисус на кресте и как это касается вас лично? Зачем нужна церковь? Что такое спасение и как его обрести? Все ли религии ведут к Богу и где найти истину? Напишите нам письмо, в котором укажите, что хотите пройти библейские курсы для начинающих.

Курсы для начинающих

Царь Езекия был особенным, «не было такого, как он, не было между всеми царями Иудейскими и после него, и прежде него» (4 Царств 18:5).

В чем эта особенность? В решительном отказе от всех идолов, даже самых древних и любимых.

«Он отменил высоты, разбил статуи, срубил дубраву и истребил медного змея, которого сделал Моисей, потому что до самых тех дней сыны Израилевы кадили ему и называли его Нехуштан. На Господа, Бога Израилева, уповал он» (4 Царств 18:4-5).

Можно понять Езекию в том, что он уничтожил традиционные места поклонения идолам. Но за что же был уничтожен медный змей, хранившийся в память о чудесах Моисея?

За то же самое. Оказывается, Божий народ не только служил чужим богам, но и создавал идолов из подручного материала, превращал в идолов даже хорошие вещи, памятные и святые.

Медный змей спас народ от поражения в пустыне. Но он был всего лишь орудием в руках Бога и Моисея. Когда не стало Моисея и когда забыли Бога, помнили только о змее и вместо Бога поклонялись уже ему.

Езекия решил уничтожить все то, что заняло место живого Бога, решил уповать только на Господа, Бога Израилева.

Видимое и подручное оказалось ненастоящим, а настоящее оказалось невидимым. Переход от видимого и привычного к невидимому и неведомому – это и есть переход веры, дерзновение и упование.

Видимых богов больше не было, нужно было вновь учиться верить невидимому Богу, доверять Ему и полагаться на Него.

Нехуштан был образом стабильности. Пусть плохо, но как-то жили. А Бог был вызовом безусловного доверия и страшного риска.

Это стало величайшим испытанием для царя Езекии – сможет ли он доказать всему народу силу своей веры в Единого Бога, сможет ли такая вера защитить Иерусалим от царя Ассирийского?

Михаил Черенков / cherenkoff.blogspot.com

Последнее: 25.09 (Украина). Спасибо!

Моисей сотворяет медного змея. Византийская миниатюра

У евреев был выбор: идти в Ханаанскую землю с северо-западной стороны или с северо-восточной. В первом случае они опасались филистимлян. Моисей выбрал путь через Идумею. Но царь Едомский не позволил пройти через свою страну. Тогда пришли из пустыни Син к горе Ор, находившейся на границе Идумеи и Палестины, к югу от Мертвого моря. По повелению Господа Аарона возвели на гору Ор, сняли одежды его и облекли в них сына его Елеазара. Здесь, на вершине горы, умер Аарон. Было ему сто двадцать три года. Оплакивал народ его тридцать дней. Произошло это в пятый месяц сорокового года по исходе из Египта. Гору Ор арабы сейчас называют в честь первосвященника Аарона — Джебель Гарун (гора Аарона).

Он был первым возведен в первосвященническую степень. У пророка Давида Аарон назван святой Господень (Пс 105, 16). Словами дом Ааронов священные писатели нередко называют ветхозаветное священство.

Сорокалетнее скитание по пустыне подошло к концу. В истории Израиля начинался новый период — завоевание Ханаанской земли. От горы Ор евреи двинулись в путь и обошли Идумею с западной стороны. Народ вновь стал малодушествовать и роптать. Тогда Господь послал ядовитых змей, которые жалили евреев. Многие умерли. Народ пришел к Моисею, стал каяться и просил помолиться Господу, чтобы избавил людей от змей. Тогда Господь повелел Моисею сделать медного змея и поднять его на шесте: если змей ужалит кого-нибудь, ужаленный, взглянув на него, оставался жив. Медный змей был прообразом Иисуса Христа. Господь Спаситель Сам указывает на это: И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Ин 3, 14–15).

Прорицатель Валаам

На восточной стороне Иордана на пути евреев было царство Аморрейское. Израильтяне просили их царя Сигона позволить пройти через его владения. Но он выступил с войском против них. Израильтяне победили и завоевали его земли. Точно так же они поступили с царем Васанским Огом. Его владения простирались от притока Иордана — Иавока до горы Ермон. Эти победы воспеты в 135-м псалме, который называется полиелейным (многомилостивым): Славьте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его (Пс 135, 1). В нем сначала Господь воспевается как Творец мира, затем как Покровитель богоизбранного народа.

После одержанных побед Израиль раскинул стан на моавитских равнинах в долине Иордана, против Иерихона. Моавитяне и мадианитяне, боясь многочисленности Израиля, заключили против него коалицию. Валак, царь Моавитский, направляет послов в Пефор (на реке Евфрат) к Валааму. Валаам не был обычным кудесником, он имел некоторые понятия об Истинном Боге. В богослужении предпразднства Рождества Христова волхвы, пришедшие за звездой поклониться родившемуся Спасителю, называются учениками Валаама (тропарь по 5-й песне канона на утрени 22 декабря / 4 января). Валак хотел, чтобы Валаам пришел и проклял народ еврейский: кого ты проклянешь, тот проклят (Чис 22, 6). Послы прибыли с подарками, но Бог сказал Валааму: не ходи с ними, не проклинай народа сего, ибо он благословен (Чис 22, 12). Валаам отказался идти с послами, но ночью Бог явился к нему и сказал: пойди с ними, но только делай то, что Я буду говорить тебе. Господь открыл глаза Валааму. Он увидел Ангела Господня, стоящего на дороге с обнаженным мечом в руке. Валаам преклонился и пал ниц. Ангел Господень повелел Валааму идти с этими людьми и говорить только то, что он будет подсказывать. Валаам поднялся на возвышенное место. Господь вложил в его уста слова. Он вознес похвалу Израилю. Валак был недоволен и послал Валаама в другое место, чтобы оттуда он проклял евреев. Господь вновь вложил слова в уста Валаама, и он сделал пророчество о могуществе Израиля. Валаам говорил не только об историческом Израиле. Его взору открылись времена мессианские: Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля (Чис 24, 17). Это пророчество читается как паремия на великой вечерне на праздник Рождества Христова.

ВАЛАА́М (בִּלְעָם, Бил‘ам), прорицатель из города Птор (на Верхнем Евфрате), призванный, согласно библейскому повествованию, царем Моава Балаком проклясть израильтян, расположившихся станом в степях Заиорданья против Иерихона и готовившихся к вступлению в Землю обетованную.

По библейскому рассказу, когда Валаам выехал к Балаку, ослица Валаама увидела ангела, стоящего на дороге с обнаженным мечом, и заговорила с Валаамом, после чего и сам он увидел ангела. По велению Бога Валаам не проклял израильтян, а трижды благословил их и предсказал им победу над врагами (Чис. 22–25). Профессиональный прорицатель Валаам напоминает вавилонских жрецов — бару, предсказывавших исход сражений; с этой целью один или несколько таких прорицателей обычно сопровождали войско. Это сходство, очевидно, не является только типологическим, так как в тексте Библии указано место происхождения Валаама — «земля сынов Аммо» (Чис. 22:5), которую современные ученые отождествляют с Амау на берегу Верхнего Евфрата, упоминаемым в недавно обнаруженных древнеегипетских и аккадских источниках.

Четыре «притчи» Валаама (Чис. 23:7–10, 18–24; 24:3–9, 15–24) — древнейшие образцы ближневосточной поэзии, созданные не позже 11 в. до н. э. в стиле традиции вавилонских предсказателей — бару. Одним из стихов третьей притчи Валаама, «Как прекрасны шатры твои, Иаков, жилища твои, Израиль» (Чис. 24:5), в еврейском ритуале открывается благословение, произносимое верующими при вхождении в синагогу для совершения утренней молитвы (см. Шахарит).

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *