Мефодий пешношский

Игумен Павел (Григорьев),
наместник Михаило-Архангельского монастыря с. Козиха Новосибирской обл.

Доклад

Ваше Высокопреосвященство, уважа­емые отцы, братья и сестры!
Всем русским людям известна Троице-Сергиева Лавра и её великий основатель — Преподобный авва Сергий. Народное благо­честие нарекло его Игуменом всея Руси, и для этого имеются все основания.
Самим Преподобным Сергием, его учениками и духовными друзьями было основано до сорока монастырей, из которых, в свою очередь, вышли основатели ещё до пятидесяти монастырей, так что духовное потомство великого радонежского подвижника распространилось по всей северо-восточной Руси, повсюду зажигая благодатный огонёк духовной жизни и разливая свет христианского просвещения. Мы не можем представить себе полной картины распространения монашества из обители Сергиевой, поэтому ограничимся лишь краткими сведениями об учениках и собеседниках Преподобного Сергия, основавших свои обители.
Богу было угодно утешить ещё при жизни смиренного радонежского подвижника пророческим откровением о будущем многочисленном духовном его потомстве. Автор Патерика Свято-Троицкой Сергиевой Лавры граф Михаил Толстой так передаёт пророчество о последователях Преподобного Сергия: «Однажды в глубокий вечер, во время молитвы, великий чудотворец Сергий услышал голос, звавший его по имени. Сотворив молитву, он открыл окно и увидел необыкновенный свет неба. «Сергий! — говорил голос. — Господь услы­шал молитву твою о чадах твоих». Чудотворец увидел множество прекрасных птиц. Небесный голос продолжал: «Так умножится число учеников твоих, и после тебя не оскудеют последующие стопам твоим». Эти прекрасные птицы, порхавшие в Сергиевой обители и вокруг неё, изображали собой достойных учеников великого наставника. Одни из них до гроба оставались в обители своего отца, другие стали основателями монастырей вокруг престольного града, послуживших образцом благочестия для живущих в шуме мирской жизни, наконец, третьи удалились в непроходимые дебри севера и оттуда светили миру дивными подвигами и распространяли веру Христову».
Немало монастырей было основано и самим радонежским игуменом.
В 1357 году Святитель Алексий испросил у Преподобного Сергия его ученика Андроника для устроения обители Всемилостивого Спаса. Место было избрано в семи верстах от Кремля, на речке Яузе, и сам Преподобный Сергий приходил благословить это место. Под руководством Преподобного Андроника воспитались его спостник и преемник по игуменству Преподобный Савва и знаменитые иконописцы Андрей Рублёв и Даниил Чёрный.
В 1358 году Преподобный Сергий построил на Киржаче церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и братские кельи. Прожив в новой обители четыре года, Преподобный Сергий Радонежский вернулся в Троицкий монастырь, оставив настоятелем Киржачского монастыря своего ученика Преподобного Романа.
Около 1373 года князь Владимир Андреевич, основатель Серпухова, пожелал устроить в этом городе иноческую обитель — Серпуховской монас­тырь — как лучшее училище благочестия. Он пригласил к себе Преподобного Сергия и просил его совета. Святой старец благословил доброе намерение князя и вместе с ним осмотрел место будущей обители. Князь просил старца оставить строителем новой обители пришедшего с ним ученика, Преподобного Афанасия. При содействии благочестивого князя строительство обители вскоре было закончено, и к Афанасию собралось множество братии.
В 1377 году игумен Сергий и митрополит Алексий основали другой монастырь под Москвой — Симонов (Успенский). Его первым игуменом стал ученик и племянник Сергия Радонежского Феодор, впоследствии возглавивший ростовскую кафедру.
В 1378 году был основан Стромынский монастырь Успения Божией Матери на реке Дубенке. Первым его игуменом и строителем стал Преподобный Леонтий, ученик Сергия Радонежского.
Спустя три года, в 1381 году, после славной победы на Куликовом поле великий князь Димитрий Иванович основал Дубенский Успенский монастырь, что «на острову», где игуменствовал Преподобный Савва, также ученик Преподобного Сергия.
Около 1385 года, исполняя просьбу великого князя Димитрия Ивановича, Преподобный Сергий построил Коломенский Голутвин монастырь в честь Богоявления Господня и поставил в нём игуменом своего ученика Преподобного Григория.
Назовём и ряд монастырей, устроенных учениками Преподобного Сергия.
Одним из первых учеников и постриженников Преподобного Сергия был Преподобный Авраамий Галицкий. В Радонежской обители Авраамий трудился в хлебне и поварне, носил дрова и воду для братии и был удостоен пресвитерского сана. Желая высшего подвига, он испросил у великого старца благословения и удалился в дикую тогда страну Галицкую. Здесь, на горе близ Галицкого озера, он обрёл чудотворную икону Богоматери «Умиление сердец» и поставил себе часовню и келию. По просьбе князя Димитрия Фёдоровича Преподобный Авраамий принёс обретённую им святыню в Галич, где от святой иконы было много чудес, почему усердный князь дал средства Преподобному построить на месте явления сей иконы монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы, а самого Авраамия убедил стать игуменом этой обители. Много потрудился святой игумен над обращением дикого чудского племени к Христовой вере, и Матерь Божия видимо помогала ему в том обильными чудесами от святой Своей иконы. Когда обитель стала очень многолюдна, Преподобный удалился вёрст за семьдесят; ученики нашли его и здесь, и скоро была основана другая обитель — Положения пояса Богоматери. Затем Авраамий удалился на реку Вига и основал там монастырь во имя Собора Богоматери. Наконец он ушёл и оттуда и в двадцати верстах от Вигской обители построил четвёртую обитель в честь Покрова Пресвятой Богородицы, где и почил о Гос­поде. Так переносим был сей светильник смирения с одного места на другое, и везде он возжигал светочи духовной жизни.
Преподобный Павел Обнорский, или Комельский, родом из Москвы, был также одним из первых учеников Преподобного Сергия. Он проходил в обители великого старца послушания на кухне и в трапезной, был и на келейном послушании у самого игумена Сергия. Потом он испросил у старца благо­словения жить в уединении в окрестных лесах, а через пятнадцать лет просил у Преподобного Сергия благословения идти в более отдалённую пустынь. После долгих странствий по пустынным местам Павел остановился, наконец, в Комельском лесу. Он избрал себе дупло старой липы вместо келии и три года подвизался на том месте, никому не ведомый. Потом он перешёл на реку Нурму и там поставил келию. Преподобный Сергий Нуромский, также ученик Сергия Радонежского, однажды пришёл к нему и увидел такую картину: стаи птиц вились около Павла, иные из них сидели на его голове и плечах, а он кормил их из рук; рядом стоял медведь, ожидая себе пищи от пустынника; лисицы и зайцы бегали кругом, ожидая того же… Вот жизнь невинного первого человека! По совету Преподобного Сергия Радонежского Павел испросил у митрополита Фотия благословения на устроение здесь общежительного монастыря во имя Живоначальной Троицы.
В четырёх верстах от пустынного жилища Преподобного Павла подвизался его друг и духовный отец — Преподобный Сергий Нуромский. Родом грек, он пришёл в Радонежскую пустынь к Преподобному Сергию с Афонской горы и долго жил под руководством великого отца иноков. По его благословению он основал на реке Нуроме монастырь Преображения Господня.
В двадцати верстах от обители Преподобного Павла другим учеником Преподобного Сергия Радонежского, Сильвестром Обнорским, была основана обитель Воскресения Христова.
В 1361 году возникла обитель Пешношская, основанная пустыннолюбивым Мефодием. В молодые годы он пришёл к Преподобному Сергию и несколько лет жил под его духовным руководством. Потом по благословению старца он уединился в глуши дубового леса за рекою Яхромою и на небольшом возвышении среди болот поставил себе келию. Вокруг него вскоре стала собираться братия. Посетив Мефодия, Преподобный Сергий посоветовал ему построить храм в другом, более сухом месте и благословил то место, где теперь стоит Пешношская обитель.
Преподобный Афанасий-пустынник, «зовомый Железный посох», подвизался на том месте, где в дальнейшем был основан Череповецкий Воскресенский монастырь.
На берегу реки Тьмы, в тридцати верстах от Твери, где ныне расположено село Тутань, Преподобным Ксенофонтом Тутанским был основал Тутанский Вознесенский монастырь.
В десяти верстах от города Мосальска Преподобный Ферапонт Боровенский основал Успенский монастырь.
Преподобный Иаков Железноборский, или Галицкий, почти до самой кончины Преподобного Сергия жил в его обители, а потом поселился в глухом лесу у железных рудников, в тридцати верстах от Галича. Великий князь Василий Димитриевич дал Иакову средства построить на месте его подвигов монастырь во имя Иоанна Предтечи.
Преподобный Кирилл Белозерский некоторое время был настоятелем Симоновской обители, но потом, по любви к уединению, удалился в свою келию на Старом Симонове, а оттуда вместе со своим другом Ферапонтом ушёл в пределы Белозерские, близ Вологды. Там Кирилл положил основание обще­жительной обители Успения Пресвятой Богородицы, а Ферапонт основал дру­гой общежительный монастырь Рождества Богородицы.
В 1409 году Преподобный Ферапонт, по желанию можайского князя Андрея Димитриевича, перешёл в Можайск и там, в версте от города, основал Лужецкий монастырь.
Преподобный Савва Сторожевский, по кончине Преподобного Сергия и по удалении Преподобного Никона на безмолвие, шесть лет управлял монастырём Преподобного Сергия. По желанию звенигородского князя Юрия Димитриевича в 1398 году близ Звенигорода на горе Стороже Савва основал монастырь во имя Рождества Богородицы.
Современные Преподобному Сергию подвижники благочестия высоко ценили его духовную опытность, дорожили его мудрыми советами и наставлениями, заимствовали от него своё иноческое образование. Как писал замечательный церковный историк и духовный писатель Андрей Николаевич Муравьёв, «не в меру излилась благодать Божия на сего избранника, и он, смиренно стараясь быть ниже других, невольно превозмогал всех обилием своих духовных дарований, которые так высоко и, можно сказать, одиноко поставили его над ликом иночествующих своего века и последующих».
Назовём наиболее известных из них.
Преподобный Димитрий Прилуцкий, основатель обители Прилуцкой, близ самой Вологды.
Преподобный Стефан Махрищский, который в 1358 году на берегу реки Махрищи, в 35 верстах от обители Сергиевой, основал Свято-Троицкий монастырь.
Преподобные Павел и Феодор Ростовские, просившие Преподобного Сергия избрать им место для обители и благословить начало их святого дела. Углубившись в непроходимые тогда лесные дебри, окружавшие Ростов, Преподобный Сергий указал место на берегу реки Устья, где и был основан Борисоглебский монастырь. Феодор основал также Никольский монастырь на реке Ковже, впадающей в Белое озеро.
Преподобный Дионисий, архиепископ Суздальский, постриженец Киевский, — основатель Печерского Вознесенского монастыря на берегу Волги, в пяти верстах от Нижнего Новгорода.
Преподобный Евфимий, ученик Дионисия, во время своего пребывания в Суздале неоднократно приходивший к Преподобному Сергию для духовного собеседования с ним. Он основал две обители: Васильевскую, в пяти верстах от Гороховца, и известный Спасо-Евфимиев монастырь в Суздале.
Святитель Стефан Пермский, основавший три обители в устьях Выми, Вычегды и Сысоли.
Святитель Михаил Смоленский, ученик Преподобного Феодора Симонов­ского, или Ростовского, чудотворца.
Великий подвижник земли Русской Преподобный Сергий Радонежский со своей обителью и своими учениками был, по словам летописца, «начальником и учителем всем монастырем, иже в Руси». Влияние Преподобного Сергия способствовало формированию общежительства в русских монастырях, а основанная Преподобным Троицкая обитель стала основанием и корнем великого древа монашества.
Спаси Господь за внимание!

27 июня — память преподобного Мефодия Пешношского

Северное Подмосковье. Дмитровский район. Древняя Николо-Пешношская обитель. Впервые монашеская жизнь здесь зародилась еще в середине XIV столетия. В тяжелейшие годы, когда на Руси, лишившейся единства и суверенитета, начала укрепляться православная вера. Во многом это произошло по молитвам Сергия Радонежского, игумена Земли Русской, одним из учеников которого был преподобный Мефодий, основатель этой обители. Именно Сергий Радонежский указал молодому священноиноку Мефодию место, где построить монастырь.

Из Жития преподобного Мефодия Пешношского

«Преподобный Мефодий, как послушный сын, исполнил волю наставника. Он сам трудился при строении храма и келий, пеш, нося деревья через речку. Оттого-то за обителью осталось навсегда имя Пешношской. И речку, при которой стоит она, назвали Пешношей…»

За шесть с половиной столетий своей истории Николо-Пешношский монастырь неоднократно разорялся иноземными захватчиками, в том числе в годы Смуты и Великой Отечественной войны. Но больше всего обитель пострадала от наших соотечественников — богоборцев. Только в 2007 году монастырь вернули Церкви, в плачевном состоянии. И буквально за считанные годы он возродился в былом великолепии. Уже в августе 2014 года Николо-Пешношская обитель была торжественно открыта Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом после масштабных реставрационных работ. Как отметил Предстоятель Русской Церкви:

«Сегодня с огромной любовью, с огромным вниманием к этому дивному архитектурному памятнику все восстановлено так, как было изначально. Даже очень известный в истории архитектуры Никольский собор Пешношского монастыря, замечательный памятник архитектуры XV — начала XVI веков, предстал ныне в своем первозданном виде».

С тех пор в Николо-Пешношскую обитель ежедневно прибывают многочисленные паломники, чтобы поклониться святым мощам ее основателя, чей духовный подвиг стал непосредственным продолжением дела преподобного Сергия Радонежского. И каждому из нас, православных христиан, нужно обязательно найти возможность хотя бы раз посетить эту дивную подмосковную обитель, которую в древности неслучайно именовали «второй Лаврой».

Подписывайтесь на канал Царьград в Яндекс Дзен, чтобы не пропускать интересные новости и статьи Царьград.ТВПервый Русский Смотреть запрещенный
Канал Царьграда можно тут:
На сайте, Яндекс.Эфир, ВКонтакте Поделиться: Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите CTRL + ENTER
Новости партнёров

Сегодня наш путь лежит в сторону Дмитрова.
Начали мы поездку с наиболее отдаленной точки нашего маршрута — мужского Николо-Пешношского монастыря. Про этот монастырь я слышала давно, привлекали его история, и довольно уединенное расположение, а сына сразу привлекло наличие собственного зоопарка на территории.Чуть ранее в усадьбе Тараканово мы увидели в вот такие фото: семья Блока-Менделеевых и Николо-Пешношский монастырь .


Как-то всё говорило о том, что надо бы нам уже туда доехать. Да и Дмитров интересно было посмотреть.
Монастырь находится в поселке Луговой Дмитровского района.
На машине можно ехать либо по Дмитровскому шоссе, либо по Рогачевскому.
Мы выбрали Рогачевское, так как хотели заехать в полюбившееся место, на буйволиную ферму в Клусово, про нее я рассказывала здесь https://www.otzyv.ru/read.php?id=216827
Посмотрели на лошадей, хрюшек, кур и буйволов в пути на луг. На экскурсию в этот раз не пошли, только купили вкусностей в магазине. Если кто соберется хочу предупредить, что сейчас магазин при ферме закрылся, в этом году работать больше не будет, строят новое кафе и что-то еще.

Николо-Пешношский мужской монастырь был основан в 1361 году преподобным Мефодием — учеником преподобного Сергия Радонежского.

Цитата:

Инок Мефодий, искавший уединенного жития, поначалу поселился в келье за рекой Яхромой, за версту от нынешней монастырской ограды. Со временем святость жизни отшельника получила известность, и к нему стали стекаться люди, жаждущие монашеского подвига. Когда же братия решили построить церковь, сам преподобный Сергий подсказал своему ученику место для нее — то самое, на котором сегодня стоят монастырские храмы. Первая деревянная церковь здесь была освящена во имя святителя Николая Чудотворца, этому великому святому посвятили и новый монастырь.
Преподобный Мефодий пешком носил через речку бревна для строительства, поэтому обитель назвали «Пешношской» («пеш ноша»). Ее слава быстро возрастала, привлекая паломников и благотворителей. Одними из первых крупных жертвователей были удельные князья Дмитровские.

В свое время монастырю помогал и жаловал земли Иван Грозный. Вот такой интересный факт:
Цитата:

В 1553 году Николо-Пешношский монастырь посетил Иван Грозный. По преданию, царь спросил епископа Вассиана: «Отче, как лучше править государством?» — на что получил ответ: «Если хочешь быть истинным самодержцем, то не имей советников мудрее себя; держись правила, что ты должен учить, а не учиться, повелевать, а не слушаться. Тогда будешь твердым на царстве и грозою для вельмож». Ивану Грозному понравились слова, и он сказал: «Сам отец мой не дал бы мне лучшего совета».

Еще при подъезде очень понравилось место, где расположен монастырь. Оно находится будто бы в отдалении от всего, здесь очень чувствуется уединение и какая-то особая атмосфера тишины и спокойствия.

И такое расположение в далеком 1812 году помогло монастырю избежал разорения. Французы, находившиеся всего в 20 километрах, побоялись идти к нему по окруженной болотами дороге.
В архитектурный комплекс монастыря входят шесть храмов: Никольский собор XVI века, Сергиевский храм, построенный в 1732 году над могилой преподобного Мефодия Пешношского, Сретенская и Богоявленская церкви, Преображенский храм над Святыми воротами, церковь Дмитрия Ростовского с больницей.
Особой святыней монастыря считается образ святого Иоанна Предтечи, написанный в 1408–1427 годах знаменитым иконописцем Андреем Рублевым.
Крепостные стены и башни впечатляют. Возведены они были на рубеже 17-18 веков.
Вот такой вид открывается с парковки.

В здании напротив входа расположилась монастырская трапезная. Здесь можно поесть, купить выпечку, квас, молоко, мед.
На территории монастыря есть кофейня с выпечкой.
И, конечно, местный житель встречает на входе.

Заходим на территорию через Святые ворота Спасской башни.

Территория у Монастыря большая и очень ухоженная. Есть пруд с рыбками, множество клумб с яркими красками цветов.
Гуляем по территории, красота вокруг и тишина. Утром посетителей еще не так много.
Павлины гуляют под стенами.
Выходим на задний двор. В стороне пасутся козы. Такой вот сельский пейзаж под стенами монастыря открывается взору.
Нас же интересует зоопарк. Здесь живут верблюд, ламы, альпак, ослики, страусы, козлик, белка, волк с лисой, множество кур и птиц. Маленьким детям в радость. Мы же покормили животных морковкой и капустой. Полюбовались на веселого малыша ламы. Олень совсем грустный, по-началу даже вставать не хотел. Волк с лисой выглядят так печально, что я не стала выкладывать в отзыв их фото. А в общем, грустно смотреть на животных в клетках, это видимо сказывается наше многочисленное общение и наблюдения за животными на полях в этом году. Смотрите сами.
Белка живет в одной клетке с курами. Мечется не останавливаясь по сетке вверх-вниз, иногда забегая в свой домик.
Возвращаемся на территорию, обходим комплекс храмов с другой стороны. Место располагает к отдыху и мыслям. Вот такой колокол.
И такой чудесный вид на территорию, постройки и храмы.Везде цветы, клумбы, аккуратные деревья. Видно, что все сделано с любовью.
Разглядываем детали.
На территории есть часовня в честь Иоанна Предтечи со Святым источником.
Зашли в Никольский Собор,
потом в расположенный рядом Сергиевский храм. Из него спустились в храм преподобного Мефодия Пешношского в нижнем ярусе под колокольней. В нем проходила экскурсия для небольшой группы. После нее свет в храме выключили. То ли он закрыт для посетителей, то ли это временно, честно говоря, я не поняла, двери между храмами нет. Но именно здесь мне понравилось больше всего. Фото делать не стала, сделала только фото внутри в Сергиевском храме.
Поднялись в Сретенский Храм. Его, как я поняла, открыли для той же экскурсионной группы. То есть по факту для всех посетителей на территории монастыря работали только Никольский и Сергиевский храмы.
Прогулялись вокруг прудов, полюбовались на лебедей.
Дальше наш путь лежит в Дмитров.
По пути заметила, что в этой части Подмосковья как-то слишком рано стало чувствоваться приближающееся дыхание осени. Первая половина августа, а вдоль дорог множество деревьев с пожелтевшими листьями, опавшие листья на земле, будто уже глубокая осень. Даже грустно стало ненадолго, что лето так быстротечно. Благо, такой пейзаж скоро сменился на зеленые краски лета.
Вернемся к Дмитрову и его достопримечательностям.
Дмитровский Кремль включает в себя 5 музеев, на посещение которых можно купить сразу комплексный билет. Про все можно подробно почитать на сайте http://dmmuseum.ru/
Если вы едете на машине и забьете в навигаторе Дмитровский Кремль, то он приведет Вас к музейно-выставочному комплексу. Для многих это становится неожиданностью. Я об этом знала и решила, что это наиболее удобная точка для парковки и дальнейшего осмотра города с музеями.
Музейно-выставочный комплекс расположен в центральной исторической части города Дмитрова на пересечении улиц Загорская и Пушкинская, недалеко от валов Дмитровского кремля.
Рядом расположен памятник Петру и Февронии.
Мы же покупаем комплексный билет и идем в музейно-выставочный комплекс.
В нём представлена экспозиция, связанная с историей быта и художественной жизнью края, начиная со второй половины 18 века вплоть до первого десятилетия 21 века.
Макет Дмитровского кремля. Территория кремля по форме напоминает яйцо.
В двух залах первого этажа экспозиция посвящена дворянским усадьбам Дмитровского края, здесь собраны предметы усадебного интерьера, мебель, живопись, предметы паркового убранства, изображения усадеб Апраксиных Ольгово и усадьбы Никольское-Обольяниново. Сами усадьбы в настоящее время находятся в довольно плачевном состоянии. У меня было в планах заехать посмотреть что же там, но времени в этот день на все не хватило.
Жемчужиной выставки является курная изба из ели и сосны Анисьи Ивановны Репиной из села Сысоево. Изба была поставлена в 1882 г.
Цитата:

Изба, рубленная в 16 венцов из ели и сосны (самого ходового строительного материала нашей местности), имеет по фасаду два красных окна, украшенных наличниками и ставнями с типичными для дмитровского региона резными полусолнцами. Крыта изба соломой – самым распространенным кровельным материалом у крестьян. Такую избу можно было поставить за несколько дней, без использования гвоздей.
Свое название изба получила по типу печи, устроенной в ней – черной или курной. Такая глинобитная печь не имеет трубы, вместе с теплом она отдавала копоть, гарь и едкий дым. Помещение проветривали, приоткрывая дверь и волоковые окошки.

В следующих залах интересная экспозиция, посвященная истории Дмитровского края в 19 — начале 20 веков
Здесь представлены различные орудия труда крестьян, прялки, приспособления для перемотки пряжи и ткацкие станы, при помощи которых изготавливалась одежда.
На втором этаже один зал рассказывает о периоде Великой Отечественной войны
И еще один зал посвящен истории нашей страны в послевоенный период и по сегодняшний день. Чем-то напоминает музеи советского детства, коих у нас уже немало.
В круговом выставочном зале второго этажа нам очень понравилась выставка «Парейдолия: взгляд за пределы видимости. Универсальное волшебство». Ходили и угадывали, кого же там можно увидеть в стволе дерева.
Цитата:

Это зрительная иллюзия, способность видеть за большим – малое и называется «парейдолия». Художник Карло Тома использовал эту способность на фотографиях. Он делал снимки на смартфон, а потом привлекал к работе художников-иллюстраторов, которые воспроизводили их в своей художественной манере.

Здесь же расположилась выставка кукол.
Следующим мы посетили Дом-музей Петра Кропоткина, который расположен на Загорской улице.

Цитата:

Деревянный дом, в котором расположился музей, был построен в конце XIX века. В 1918 году здесь поселился известный ученый и путешественник Петр Кропоткин вместе с супругой.
Петр Кропоткин — один из влиятельных теоретиков анархизма, а также ученый-географ, который смог рассчитать координаты Земли Франца-Иосифа. Он участвовал в экспедициях и сидел в тюрьме за революционную деятельность. О его главных достижениях расскажет мемориальная экспозиция.

Небольшой деревянный дом будто затерялся среди современных бетонных коробок.
На первом этаже представлены различные фотографии, рисунки, рассказывающие о жизни, учебе и службе Петра Алексеевич, карты экспедиций и фотографии мест, которые он открыл. В доме сохранилась обстановка и подлинные предметы Кропоткина.
В другом зале экспонаты рассказывают о зарождении и развитии анархизма и роли Кропоткина в нем.Уже потом я узнала, что здесь можно посмотреть фильм о его жизни. Нам же служащие музея о такой возможности не рассказали, к сожалению.
На втором этаже представлена коллекция чучел животных и птиц, минералов и окаменелостей.
Через дорогу от дома-музея, на Кропоткинской улице, расположен памятник Петру Алексеевичу Кропоткину авторства Александра Рукавишникова.
Цитата:

С широкой окладистой бородой и добродушным взором, в обрезанных валенках, сидит на лавочке среди лопухов знаменитый Мятежный князь, Дедушка русской революции…

Дальше мы просто гуляли вдоль валов Кремля по Кропоткинской улице. Очень приятное место для прогулок и совсем немного людей, несмотря на выходной день.
Я невольно сравниваю города с кремлями, которые мы успели посетить в этом году. Все они очень разные. Дмитров такой камерный, пешеходный, облагороженный, тихий и уютный. В музеях встречаются единичные посетители. Очень приятно гулять. Все для спокойных прогулок. Тот же Волоколамск в этом плане совсем неуютный, вокруг Кремля одни дороги, и гулять толком негде.
На Кропоткинской улице встречаются интересные скульптуры, а из-за валов виднеется Успенский собор Дмитровского кремля.
Дмитровский кремль
Цитата:

Дмитровский кремль — частично сохранившаяся резиденция князей Дмитрова. Когда-то территорию крепости окружали стены с девятью башнями. Общая протяженность защитного вала составляла около 980 метров. В наши дни кремлевские строения являются объектами культурного наследия России.
Крепость возвели в 1154 году. В наши дни сохранилась только часть постройки, потому что кремль как минимум семь раз разрушался захватчиками.

Подойдя к кремлю, мы решили не идти сразу на его территорию, а сначала прогуляться по валам вокруг. И вот такие замечательные виды нам открылись сверху: на Кропоткинскую улицу, Успенский Собор и Дмитров. Небо менялось стремительно, то сгустились тучи и начала накрапывать дождь, то вновь показалось голубое небо.
Небольшой зеленый домик около пруда — это Музейная гостиная с дворянскими интерьерами и каминами. Дом был построен в конце 19 века и по сей день входит в единый охранный комплекс деревянных построек 19 века. Изначально дом был жилым, на несколько семей, затем отдан под административные нужды города, где до недавнего времени находилась и администрация Музея-заповедника «Дмитровский кремль».
Посетить музейную гостиную можно лишь предварительно заказав экскурсию.
В интернете мне встречалась информация, что на пруду есть декоративный мостик, по которому обязательно проходят молодожены, прикрепляют замочек на перила, а потом идут к камню с разрубленной подковой и загадывают желание. Мостика уже нет. А камень с разрубленной подковой на месте. Надпись на нем практически не видна.
В это месте мы спустились с валов, как раз к восстановленным деревянным Никольским воротам.
Аллея из деревьев ведет от ворот в центральную часть кремля, к Успенскому Собору. Рядом высажены розы, всё цветет.
Рядом с Успенским собором установлен памятник Кириллу и Мефодию.
Цитата:

Белокаменный Успенский собор в Дмитровском кремле — памятник архитектуры начала XVI века. Считается, что на внешний облик храма повлиял образ Архангельского собора в Московском Кремле. Автором проекта предположительно был итальянский мастер, прозванный Алевизом Фрязиным (Новым).
Точное время постройки храма неизвестно. Исследователи относят его к началу XVI века. К XIX веку в соборе появилась новая крыша, два придела и колокольня.
В 1930-х годах храм закрыли. А с 1933 года здание перешло музею-заповеднику «Дмитровский кремль».

Очень красивое место. В Успенском Соборе находится иконостас конца 17 века. Его покрывает кружевная резьба с иконами 15-19 веков.
Рядом с Собором благоухают гортензии и розы.
Напротив Успенского Собора расположились ансамбль присутственнных мест, тюремная Елизаветинская церковь и дворянское собрание.
Елизаветинская церковь закрыта для посещения, как я поняла, попасть в нее можно с экскурсией. Мы же просто обошли вокруг.
Здание гимназии.
Ансамбль присутственных мест включает в себя Казначейство, где можно посетить экспозицию «История Дмитровского края с древнейших времён до начала XVIII века».
Небольшое кирпичное здание — Дворянское собрание. Здание было построено Дмитровским городским обществом между 1877 и 1888 годами для размещения расквартированных в городе воинских частей. Сейчас здесь расположена еще одна выставка Дмитровского кремля.
За Казначейством находятся здания бывшей тюрьмы с тюремными флигелями по бокам. И вот такой двор.
А мы идем дальше, к Советской площади, где расположен памятник Юрию Долгорукому. Очень гармонично он смотрится на фоне Кремлевских валов и Успенского собора.
Советская площадь — самый центр города. Здесь расположены торговые центры, фонтан, проходят различные праздники.
Мы же по Загорской улице возвращаемся обратно, мимо вечного огня в память погибших в Великой Отечественной войне.
Гуляем неспешно вдоль небольшого парка.
И едем в расположенный недалеко Дмитровский Борисоглебский монастырь.
Борисоглебский мужской монастырь.

Монастырь был построен в честь Бориса и Глеба — первых канонизированных русских святых. Рядом с монастырем есть памятник Борису и Глебу. Мы проехали мимо него и припарковались с другой стороны монастыря. А потом совершенно забыли про него и не прошли в ту сторону.
Цитата:

Точное время постройки монастыря неизвестно. Он впервые упоминается в конце XV века. Монастырь разрушили в Смутное время, но быстро восстановили. В 1672 году после сильного пожара его перестроили, сделав каменным.
Есть легенда, согласно которой монастырь построил Юрий Долгорукий.
В 1841 году под пристройкой Борисоглебского собора нашли крест, на котором была выбита надпись «на Благовещенье в 1462 году», что говорит о возможной дате постройки.
В первой половине 1920-х годов Борисоглебский монастырь был женским.

Идем вдоль каменных ворот с башнями. Заходим на территорию монастыря через Святые ворота с надвратной Никольской церковью. Здесь нас тоже встречает местный житель.
В центре стоит большой Борисоглебский собор с колокольней, рядом часовня Сошествия Святого Духа. На фоне большого собора она выглядит словно сказочный кукольный храм. Главный белокаменный собор представляет собой четырехстолпный одноглавый крестово-купольный храм.
Напротив святой источник.
В храме шла вечерняя служба. А мы прогулялись по территории. Она совсем небольшая, но очень аккуратная и ухоженная.
Вообще, надо отдать должное, все монастыри и церкви с двориками в Дмитрове очень уютные и ухоженные.
Пруд с рыбками, рядом гуляют павлины, аккуратная горка с фонтаном около хозяйственного домика.
Другие постройки на территории.
Борисоглебский собор и часовня с другой стороны.
У нас осталось еще один музей, входящий в комплекс Дмитровского кремля.
Дом-музей Серафима Звездинского
Цитата:

В этом доме с 1920 по 1922 год жил епископ Дмитровский Владыка Серафим (Звездинский). Дом расположен на территории бывшей усадьбы Подлипичье (теперь ул. Подлипичье г. Дмитрова, в 10 минутах ходьбы от центра города) и был построен в 1900 году на средства владелицы усадьбы Е.С. Ляминой.
Дом был предназначен для причта расположенной рядом Церкви Иконы Богоматери Казанской.

В сам дом внутрь мы не успели. Очень рано закрываются почти все музеи в Подмосковных городах.
Казанская церковь напротив. Совсем небольшая, уютная территория. Внутри шла служба. Я так увлеклась осмотром, да и сфотографировать в полный размер на такой маленькой территории проблематично, так что фото не сделала. Есть лишь несколько кадров из-за ворот.
По пути домой заезжаем к расположенному недалеко от Дмитрова монументу «Героям битвы под Москвой» в виде бронзового солдата, рвущегося в бой.
Перемиловская высота — место боев, а ныне памятник погибшим в битве под Москвой героям. Перемиловские высоты представляют собой холмы в восточной части города Яхромы с максимальной высотой 214 метров от уровня моря.
В 1941 году в этом месте солдаты Красной Армии вели ожесточенные бои с фашистскими захватчиками, которые шли на столицу. После освобождения Яхромы советские войска начали победное контрнаступление под Москвой.
Цитата:

Общая высота памятника — 28 метров.
Монумент установили в 1966 году.
Памятник является единственным монументом в России, на котором высечено имя генерала-предателя Андрея Власова.

Запомните: От этого порога
В лавине дыма, крови и невзгод,
Здесь в сорок первом началась дорога
В победоносный Сорок пятый год.
(с) Роберт Рожденственский
Погода менялась на глазах, и дождь, и солнце сразу.
С высоты холмов хорошо просматривается Дмитровское шоссе и канал имени Москвы.
А вот так монумент видно снизу с дороги. Фото сделал мой сын на ходу и оно совсем не передает того масштаба, который можно наблюдать на месте. Но общий вид понятен.
День близился к окончанию. Впечатлений у нас после поездки, как обычно, много. На обратном пути мы немного потолкались на Дмитровском шоссе, хотя и был вечер субботы.
В этот раз я немного припозднилась с отзывом. Уже и лето закончилось, а у нас еще столько интересных поездок было.
Чего и Вам всем желаю! Впереди золотая осень,можно пошуршать листиками и полюбоваться красотой родных мест.)
Всем спасибо за внимание!

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *