Мелетий метаксакис

МЕЛЕТИЙ (МЕТАКСАКИС), ПАПА И ПАТРИАРХ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ

Мелетий (Метаксакис, (1871 — 1935), папа и патриарх Александрийский, бывший митрополит Элладский и патриарх Константинопольский.

В миру Метаксакис Еммануил, родился 21 сентября 1871 года в селе Парсас на Крите и получил при крещении имя Иммануил.

В 1889 году поступил в семинарию Святого Креста в Иерусалиме. В 1892 году был пострижен в монашество с именем Мелетий и рукоположен во иеродиакона. В 1900 году, после окончания богословского образования, патриарх Дамиан Иерусалимский назначил его секретарём Священного Синода Иерусалимской Патриархии. Восемь лет спустя, в 1908 году, тот же патриарх Дамиан изгнал Мелетия вместе с архимандритом Хризостомом, будущим Афинским архиепископом, из Святой Земли за «деятельность против Святого Гроба».

В 1909 году Мелетий посетил Кипр и здесь, вместе с двумя другими православными священнослужителями, вступил в ряды английской масонской ложи. В следующем 1910 году он становится митрополитом Китийским на Кипре. После смерти 13 ноября 1912 года патриарха Константинопольского Иоакима III Мелетий выдвигал свою кандидатуру на Константинопольский престол, но Священный Синод решил, что «с канонической точки зрения» он «не может быть зарегистрирован как кандидат на патриарший престол в Константинополе». Затем Мелетий пытался стать Кипрским архиепископом. Но его снова его постигла неудача, во многом обусловленная его нескрываемыми политическими амбициями и модернизмом .

Митрополит Афинский

В 1916 году он уезжает в Грецию, где, при поддержке своего родственника, также масона, Елевферия Венизелоса, находившегося во главе греческого правительства, становится в 1918 году митрополитом Афинским. Когда в 1920 году Венизелос проиграл выборы в Греции, Метаксакис был смещён с престола. На протяжении всей своей деятельности Мелетий проявил себя как крайний «венизелист» – приверженец анти-монархического курса на сближение с либеральными режимами, модернизма, и националистического экспансионизма.

Будучи еще митрополитом Афинским, Мелетий с группой единомышленников посетил Великобританию, где вёл переговоры о единстве между Англиканской и Православной Церквами. Тогда же Мелетий основал и т. н. «Греческую Православную Архиепископию в Северной Америке» – первую параллельную юрисдикцию в среде православных в Северной Америке, находившихся до этого под управлением Русской Православной Церкви. Его действие стало первым в ряду последующих размежеваний по этническому принципу, когда различные группы в Америке выходили из подчинения Русской Церкви, терзаемой внутренними раздорами, и обращались к своим национальным Церквям.

Американское изгнание

В феврале 1921 года, после изгнания с кафедры, Мелетий снова отбыл в Америку. Святитель Николай (Велимирович), также находившийся в США в связи с разладом в жизни православных, в отчёте Архиерейскому Собору Сербской Православной Церкви от 13/26 июня 1921 года сообщал:

Митрополит Мелетий считает, что по каноническим правилам, верховный надзор над Церковью в Америке должен принадлежать патриарху Константинопольскому. Он апеллирует к канону 28 IV Вселенского собора, согласно которому все церкви в странах «варварских» принадлежат юрисдикции патриарха в Константинополе. Эта юрисдикция, по его мнению, была бы скорее почётной, а реальнее проявлялась бы только в случаях апелляции одной из недовольных сторон.

Такое истолкование данного канона, по утверждению церковного историка священника Срболюба Милетича, было беспримерным в истории Константинопольской Церкви и явилось одним из нововведений Мелетия.

В Америке Мелетий близко соотносился с англиканцами. 17 декабря 1921 года греческий посол в Вашингтоне известил префектуру в Фессалониках, что Мелетий «в облачении принял участие в англиканском богослужении, кланялся с англиканцами на молитве, целовал их престол, проповедовал и позднее благословил присутствовавших!» Когда Священный Синод Элладской Церкви узнал о деятельности Мелетия, в ноябре 1921 года была сформирована специальная комиссия с целью расследования его случая. Между тем, пока расследование еще продолжалось, Мелетий неожиданно был избран патриархом Константинопольским. Комиссия продолжила работу, и на основании её выводов 9 декабря 1921 года Синод изверг Мелетия из священного сана за целый ряд нарушений канонического права, а также за учинение схизмы. Вопреки этому решению 24 января 1922 года он был возведён на Цареградский престол, а затем, под политическим давлением, постановление о его извержении было отозвано 24 сентября того же года.

Митрополит Константинопольского патриаршего Синода Герман (Каравангелис), который в то время законным путем уже был избран патриархом Константинопольским, сообщает об обстоятельствах связанных с неожиданным изменением ситуации следующее:

В отношении моего избрания на Вселенский престол в 1921 году не было сомнений. Из 17 голосов 16 было за меня. Тогда один из моих знакомых мирян предложил мне 10000 фунтов за отказ от всех прав на избрание в пользу Мелетия Метаксакиса. Естественно, я с огорчением и досадой отверг это предложение. Сразу после этого однажды ночью меня посетила делегация «Национальной лиги обороны» из трех человек и энергично меня убеждала отречся от избрания в пользу Мелетия Метаксакиса. Делегаты говорили о том, что Мелетий может принести 100000 долларов для Патриархии и что он в очень хороших отношениях с протестантскими епископами в Англии и Америке и может быть очень полезен в греческих национальных интересах и что международные интересы требуют избрания Мелетия Патриархом. Такова была и воля Елевферия Венизелоса. Я обдумывал это предложение всю ночь. В Патриархии царил экономический хаос. Греческое правительство перестало присылать помощь, а других источников дохода не было. Жалование не выплачивалось девять последних месяцев. Благотворительные организации Патриархии были в критическом материальном состоянии. Из этих соображений и ради народного блага я принял это предложение.

После этого договора, 23 ноября 1921 года, было принято предложение Синода Константинопольской Патриархии отложить избрание патриарха. Сразу за тем, епископы голосовавшие за то, чтобы отложить избрание, были заменены другими, так что два дня спустя, 25 ноября 1921 года Мелетий был избран. Отстранённые епископы тем временем встретились в Фессалониках и издали сообщение о том, что «избрание Мeлетия совершено противно святым канонам», и обещали, что проведут «честное и каноническое избрание Патриарха Константинополя». Спустя два месяца Мелетий всё таки стал Константинопольским патриархом, с пощью политических кругов около Венизелоса и англичан.

На Константинопольском престоле

Возведение Мелетия на Константинопольский престол произошло в разгар греко-турецкой войны, в которой союзники во главе с Англией поддержали греческую попытку захвата у Турция обширных территорий в Малой Азии. Как ярый борец за политические идеи панэллинизма, энергичный модернист и реформатор, Мелетий начал ряд реформ и повлиял на принятие многочисленных постановлений, имевших весьма трагические последствия. Так, в 1922 году, без предварительного уведомления прочих поместных Православных Церквей, Синод его Патриархии издает энциклику, которой признаёт действительность англиканского рукоположения.

Важнее всего, с 10 мая по 8 июня 1923 года по инициативе Мелетия в Константинополе состоялся так называемый «Всеправославный конгресс», изначально им поданный как «Комиссия», который вопреки постановлениям соборов 1583, 1587 и 1593 годов принял решение об изменении календаря Православной Церкви. На этом съезде, кроме председательствовшего патриарха Мелетия и делегатов от Константинопольского Патриархата, присутствовали представители только четырёх Поместных Церквей: Греции, Кипра, Румынии и Сербии, тогда как остальные решили не участвовать. Присутствовали также архиепископ Александр (Немоловский), находившийся тогда в невыясненном каноническом положении, и архиепископ Анастасий (Грибановский), сразу высказавшийся против новшеств и вскоре покинувший конгресс. На собрании присутствовал и англиканский епископ Чарльз Гор, седевший по приглашению Мелетия с правой стороны от него и принимавший участие в работе этого конгресса. Помимо вопроса об изменении календаря, рассматривались отказ от фиксированного дня празднования Пасхи, ослабления поста, перенос больших святительских праздников на воскресный день. Решениями конгресса был установлен не только новый календарь, но и позволено вступление в брак после рукоположения в диакона и пресвитера, второбрачие священников, и стижка волос и ношение вне храма светской одежды духовенством. По поводу этого собрания преподобный архимандрит Иустин (Попович) писал в представлении Архиерейскому Собору Сербской Церкви от 7 мая 1977 года:

Вопрос подготовки и проведения нового «Вселенского собора» Православной Церкви не новый и не вчерашний в нашем веке истории Церкви. Этот вопрос поднят еще во время несчастного Константинопольского Патриарха Мелетия Метаксакиса, известного самонадеянного модерниста, реформатора и творца раскола в Православии, на его так называемом «Всеправославном конгрессе» в Стамбуле 1923 года.

Противоречивыми остаются сведения об отношении Мелетия к святителю патриарху Московскому Тихону и обновленцам. С одной стороны Константинопольский конгресс призвал весь христианский мир способствовать освобождению патриарха Тихона. С другой стороны, в послании обновленческого Синода по поводу избрания Мелетия на Александрийскую кафедру в 1926 году говорится:

Священный Синод с сердечной признательностью вспоминает о той моральной поддержке, которая была оказана Вашим Блаженством, в бытность Вашего Блаженства Константинопольским Патриархом, Священному Синоду вступлением в каноническое общение с ним как единственно законным органом Русской Православной Церкви.

Документы советской Антирелигиозной комиссии показывают, что в глазах советской власти патриарх Мелетий был враждебным ставленником Англии, но к концу его правления, в период де факто изгнания с кафедры, комиссия вновь постаралась привлечь его на сторону советских обновленцев.

Как Вселенский патриарх Мелетий особое внимание посвятил попыткам переустройства отношений между Поместными Православными Церквами в мире, особенно в касательно диаспор. Его решения, письма, томосы и энциклики, были не только предметом распрь, но, иногда, логически противоречили друг другу. Так, не признавая автокефалии Албанской Церкви под предлогом того, что православное население составляет меньшинство, Мелетий, наперекор актам Русской Церкви, признал отделение Польской Церкви, которая точно также находилась в меньшинстве в Польше.

Мелетий стремился напрямую подчинить Константинопольской кафедре православные диаспоры всех земель. Не спрашивая Афинский Синод, в 1922 году он использовал свои связи с греческой диаспорой в Америке и подчинил её себе издав Томос об основании архиепископии для Северной и Южной Америки в Нью-Йорке, с тремя епископиями – в Бостоне, Чикаго и Сан-Франциско. Для подчинения себе других диаспор в том же году он назначил экзарха для всей Западной и Центральной Европы в Лондоне с титулом митрополита Фиатирского, после чего начал оспаривать право митрополита Евлогия управлять русскими приходами в Западной Европе.

Подобные действия продолжались и в 1923 году. Хотя Сербская Церковь уже имела свою епархию в Чехословакии где в те годы возраждалось Православие, 4 марта 1923 года патриарх Мелетий хиротонисал архимандрита Савватия во «архиепископа Праги и всей Чехословакии», и дал ему Томос № 1132 о восстановлении древней Кирилло-Мефодиевской архиепископии, которую потом определил под юрисдикцию Константинопольской патриархии . 9 июля 1923 года Мелетий подчинил себе епархии Русской Церкви в Финляндии в форме автономной Финской Церкви, а Томосом от 7 июля 1923 сделал то же в отношении Эстонской Церкви. Наконец, под председательством Мелетия Константинопольский Синод решает, что для православной диаспоры в Австралии необходимо образовать новую епархию, с кафедрой в Сиднее, подчиненную Константинополю, что было сделано уже в 1924 году.

Волна нестроений и возмущений всколыхнувшая православный мир в связи с юрисдикционными преобразованиями совместилась с негодованием по поводу мелетиевских новшеств, особенно в отношении «нового календаря». Продиктованный сверху, навязанный в противоречии с прежними соборными решениями, вводимый под политическим давлением, т. н. «новый календарь» вызвал расколы и кровавые уличные столкновения. В Стамбуле дошло до серьезных волнений, во время которых население громило Патриаршие покои и подвергло самого Мелетия телесным побоям. 1 июня 1923 года здесь собралась большая группа возмущённого духовенства и верующих, которые напали на Фанар с целью свергнуть Мелетия и выгнать его из города. Именно эти волнения дали начало т. н. Турецкой Православной Церкви. Однако Мелетий продержался в весьма накаленной атмосфере еще месяц, до того как 1 июля 1923 года, под предлогом болезни и необходимости лечения, покинул Стамбул. 10 июля, взяв трехмесячный отпуск и предоставив Синоду все права по управлению Церковью, он удалился на Афон. Потом при сильном давлении греческого правительства и вмешательстве Афинского архиепископа, патриарх Мелетий наконец подал в отставку со своего поста 20 сентября 1923 года.

Ни одна из Поместых Православных Церквей не приняла решений конгресса касательно брака духовных лиц после рукоположения, их второбрачия и принятия мирской одежды из-за их вопиющих противоречий с церковным Преданием и канонами. Новый календарь, и то за исключением Пасхалии, сразу ввели только три Поместные Православные Церкви: Константинопольская, Элладская и Румынская. В остальных этого не произошло из-за опасения дальнейших волнений и расколов, а также благодаря сильному отпору многих иерархов. Так, Иерусалимский патриарх заявил, что новый календарь неприемлем для его Церкви ввиду опасности прозелетизма и распространения унии на Святой Земле. Самая серьёзная оппозиция исходила со стороны Александрийской Церкви, чей патриарх Фотий I, после договора с патриархами Антиохийским Григорием IV, Иерусалимским Дамианом и архиепископом Кипрским Кириллом III, созвал Поместный собор постановивший что нет абсолютно никакой необходимости в перемене календаря. Собор выразил большое сожаление, что этот вопрос вообще оказался на повестке дня, констатировав при этом, что изменение календаря представляет опасность для единства Православия не только в Греции, но во всем мире.

На Александрийской кафедре

После своей отставки и «великой катастрофы» – поражения Греции в войне с Турцией в 1924 году с последовавшим судьбоносным обменом населения между двумя странами, – Мелетий оказался в Александрии, где с помощью политической поддержки был назван вторым кандидатом на трон Александрийского Патриархата. Египет был в то время под британским мандатом и египетское правительство имело право подтвердить кандидатуру одного из двух представленных кандидатов на трон патриарха. Целый год оно тянуло со своим решением, чтобы 20 мая 1926 года под нажимом англичан подтвердить кандидатуру Мелетия на престол папы и патриарха Александрийского. Тогда Мелетий, под предлогом заботы о единстве греческой диаспоры с родиной, ввел новый календарь и в Александрийской Церкви.

На новой кафедре патриарх Мелетий проявил себя не менее деятельным, но здесь его энергия нашла себе приложение в организации и расширении пришедшего в упадок древнего Патриархата. При нём были составлены документы до наших дней являющиеся основой устройства Александрийской Церкви: «Положение о священническом служении» (15.V.1930), «Положение о Синоде» (13.XI.1931), «Органический закон Греко-православной Александрийской Патриархии» (27.VI.1934). Мелетий укрепил за Александрийским Патриархатом юрисдикцию надо всей Африкой, и, объезжая континент, учредил кафедры в Йоханнесбурге (1928), Бенгази, Тунисе (1931), Судане и Эфиопии . Для подготовки клира он основал Свято-Афанасиевское духовное училище в 1928 году, преобразованное в 1934 году в высшую духовно-педагогическую семинарию. В период его предстоятельства велось активное строительство новых храмов и благотворительных учреждений.

В 1930 году, в качестве главы церковной делегации Мелетий (Метаксакис) принял участие и в конференции в Ламбете, где вёл переговоры о единстве между англиканцами и православными и признал силу англиканских хиротоний. Он также поучаствовал в Ватопедской межправославной комиссии в том же году по вопросу предстоящего диалога с нехалкидонскими Восточными Церквами.

Перед концом жизни, несмотря на серьезную болезнь, Мелетий пытался выдвинуть свою кандидатуру и на престол патриарха Иерусалимского. Однако, после тяжелой шестидневной агонии, 28 июля 1935 года он скончался в Цюрихе (Швейцария) и был похоронен в Каире с большими почестями.

Оценки

Личность Мелетия вызывала немало недвусмысленных откликов. Так, митрополит Керкирский Мефодий (Кондостанос) (+1967) называл его «беглец со святых мест, из Китии, из Афин, из Константинополя, Мелетий Метаксакис – непостоянный и неспокойный властолюбивый дух, злой демон». Собрат-масон Александр Зервудакис писал что «очень немного таких которые, как брат Мелетий, приняли масонство и сделали его своим жизненным опытом. И было для нас настоящей потерей то, что он был призван… так скоро в вечность…» . По оценке церковного историка священника Срболюба Милетича, Мелетий (Метаксакис) – «один из величайших реформаторов Православной Церкви оставил после себя нестабильное, болезненное и тревожное положение, последствия которого будут ощущаться еще много десятилетий, а вероятнее всего и веков» .

Мелетий Метаксакис Μελέτιος Μεταξάκης, Meletios Metaxakis

крупнейший модернист, экуменист, инициатор новостильного раскола

Александрийская Православная Церковь

Первое поколение модернистов

Сан: патриарх

Окончил: иерусалимская семинария Святого Креста

Организации: масонство

Направление: Церковная реформа, экуменизм, новостильный раскол

Μελέτιος Μεταξάκης, Meletios Metaxakis (1871 — 1935) — крупнейший модернист, экуменист, инициатор новостильного раскола в Православной Церкви. Масон. Один из инициаторов созыва Восьмого Вселенского Собора.

Племянник известного греческого политика Элефтериоса Венизелоса.

образование

Изучал богословие в иерусалимской семинарии Святого Креста (с 1889 года).

иерархия

Пострижен в монашество и рукоположен в сан диакона в 1892 году. С 1900 года — главный секретарь Синода Иерусалимского патриархата. В 1908 году изгнан со Святой Земли Патриархом Дамианом «за деятельность против Гроба Господня».

С 1910 года — митр. Китиума на Кипре.

При поддержке премьер-министра Греции Элефтериоса Венизелоса в 1918 году занял кафедру архиеп. Афинского. В 1920 году после поражения Венизелоса на выборах и бегства его из Греции удален с кафедры «за нарушение канонов и учинение раскола».

Мелетий Метаксакис бежал в США, где в 1921 году учредил «Греческую архиепископию».

25 ноября 1921 года избран Константинопольским Патриархом. 29 декабря 1921 года Синод Элладской Церкви низвергает Мелетия Метаксакиса из священного сана (24 сентября 1922 года это решение отменено под политическим нажимом).

На посту патриарха Мелетий Метаксакис упразднил независимый статус зарубежных греческих приходов и попытался объединить их в «Греческую архиепископию» на каноническом основании 28 правила Халкидонского собора, которое якобы предоставляет Константинополю юрисдикцию над «епископами у иноплеменников». Назначает своего друга еп. Александра Родостольского главой «архиепископии». Предпринимает неудачную попытку подчинить себе русские епархии в США.

Мелетий Метаксакис учреждает в Англии Фиатирскую митрополию, во главе которой ставит митр. Германа (Стринопулоса) с титулом экзарха Западной и Центральной Европы. В 1922 году предложил создать автономную турецкую Церковь, находящуюся в подчинении Константинопольскому патриархату, в которой обещал ввести в богослужение турецкий язык.

8 июля 1922 года в Константинополе без предварительного пострига рукополагает Германа Аава во еп. Сортавальского, чем полагает начало неканоническому существованию Финской Православной Церкви.

4 марта 1923 года признает автокефалию Чешской церкви, которая до этого находилась в подчинении Сербской Патриархии. Неканонически посвящает архим. Савватия (Врабеца) во епископа и архиепископа Пражского и всея Чехословакии. Тогда же пытался убедить митр. Евлогия (Георгиевского) перейти в юрисдикцию Константинопольского патриархата в подчинение митр. Германа (Стринопулоса). Митр. Евлогий отклоняет это предложение.

6 июня 1923 года принял в юрисдикцию Константинопольского Патриархата две епархии Русской Православной Церкви: Финляндскую и Выборгскую, учинив тем самым раскольнические действия.

1 июля 1923 года бежал из Константинополя. 7 июля выпускает «Томос», согласно которому отторгает Эстонскую автономную Церковь от Русской Церкви и принимает ее в свою юрисдикцию под именем «Эстонской православной митрополии». В этой неканонической юрисдикции вводится новый стиль.

20 сентября 1923 года под давлением Греческого правительства уходит с поста Патриарха.

В 1926 году избран Патриархом Александрийским под давлением Британского правительства. В том же году переводит Александрийскую Церковь на новый стиль.

масонство

Согласно документам «Великой масонской ложи» Греции, Мелетий Метаксакис был масоном Константинопольской ложи «ΑΡΜΟΝΙΑ» («Гармония») с 1909 года. В 30-х гг. – член ложи «Александр Великий» в Александрии.

экуменизм

В годы перед Первой Мировой войной вел в Нью-Йорке переговоры с представителями епископальной церкви «для расширения отношений между двумя церквами».

В 1918 году во время визита в США и Британию вел неофициальные переговоры об унии с англиканами и епископалами.

В США, в 1921 сослужит с англиканами. Согласно письму греческого посла в Вашингтона от 17 декабря 1921 года, Мелетий Метаксакис «в полном облачении принял участие в англиканском богослужении, преклонял с ними колена и целовал их престол, сказал проповедь, и благословил присутствующих».

В июле 1922 года провозгласил признание Константинопольским Патриархатом англиканского рукоположения, несмотря на то, что англикане, как конфессия, не признают рукоположение Таинством.

В 1930 году принимает участие в Ламбетской конференции в Лондоне, где еще раз подтверждает действительность рукоположения англикан.

Восьмой Вселенский Собор

Созывает «Всеправославный конгресс» в Константинополе (10 мая — 8 июня 1923 года). На совещании были приняты решения по следующим вопросам:

  • исправление Юлианского календаря на основании данных астрономии;
  • священники и диаконы могут жениться после рукоположения;
  • разрешается второй брак вдовым священникам и диаконам;
  • относительно возраста рукополагаемых в сан, внешнего вида духовенства, ношений священнических облачений.

Для окончательного утверждения этих нововведений Мелетий Метаксакис предполагал созвать Восьмой Вселенский Собор.

  • Буевский А. С. Патриарх Мелетий IV и Русская Православная Церковь // Журнал Московской Патриархии. — 1953. — № 3.
  • Мазырин, Александр о. Константинопольская Патриархия и обновленческий раскол. // Богослов.Ru. — 2009.— 01 октября. — Дата обращения: 21.08.2017.
  • Шкаровский Михаил. Отношения Константинопольского Патриархата и Русской Церкви в 1917 – начале 1930-х гг. // Санкт-Петербургская православная духовная академия. — 2013. — 02 октября. — Дата обращения: 21.08.2017.
  • Якимчук И. З. «Всеправославный конгресс» // Православная энциклопедия. — М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия», 2005. — Т. 9. — С. 680-683.
  • Freemasonry in American Orthodox history // OrthodoxHistory.org. — 2012. — 20 ноября. — Дата обращения: 21.08.2017.
  • Greek Patriarch here is honored by 4000: The Rev. Meletios Metaxakis Presides at First Service Since Arrival 8 Months Ago // The New York Times. — 1921. — December 19.
  • Istavridis V. T. Orthodoxy and Anglicanism / transl. by Colin Davey. — London: SPCK, 1966.
  • Meletius IV (Metaxakis) of Constantinople. // Orthodox Wiki. — Дата обращения: 21.08.2017.
  • Report of an Unofficial Conference on Unity Between Members of the Episcopal Church in America and His Grace, Meletios Metaxakis, Metropolitan of Athens, And His Advisers. October 26, 1918. New York: Department of Missions, 1920
  • The Blackwell companion to Eastern Christianity / ed. by Ken Parry. — Blackwell Publishing, 2007.
  • Viscuso Patrick A quest for reform of the Orthodox Church. The 1923 Pan-Orthodox Congress : an analysis and translation of its acts and decisions. — Berkeley, Calif: InterOrthodox Press, 2006.
Эта статья входит в число хорошо оформленных статей.

Сноски

Игумен Мелетий (Павлюченков). Фото из интервью с офиц. сайта Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря

Мелетий (Павлюченков) (род. 1977), епископ Рославльский и Десногорский; настоятель Преображенского мужского монастыря города Рославля, храма Державной иконы Божией Матери города Смоленска, храма святителя Стефана Великопермского города Десногорска, тюремного храма великомученицы Анастасии Узорешительницы города Рославля и храма Рождества Пресвятой Богородицы деревни Корсики Ершичского района Смоленской области; председатель отдела по монастырям и монашеству а также попечительской комиссии Смоленской епархии; благочинный монастырей и член комиссии по канонизации святых Смоленской епархии; заведующий кафедрой «Гуманитарные и социальные дисциплины» Смоленского института пищевых технологий и бизнеса

В миру Павлюченков Дмитрий Николаевич, родился 25 мая 1977 года в городе Смоленске.

По окончании средней школы № 25 города Смоленска с 1992 по 1994 год обучался в СПТУ № 22 того же города.

В 1994 году поступил в Смоленское духовное училище, преобразованную 5 мая 1995 года в семинарию). Окончил семинарию в 1998 году.

19 июля 1998 года был рукоположен в сан диакона митрополитом Смоленским Кириллом (Гундяевым). 23 августа того же года был рукоположен во пресвитера тем же архиереем.

С 1998 по 2005 год – настоятель храма Преображения Господня города Вязьмы Смоленской области.

25 февраля 1999 года был пострижен в монашество с наречением имени в честь святителя Мелетия, архиепископа Антиохийского митрополитом Смоленским Кириллом.

С 2000 по 2008 год — преподаватель в Вяземском филиале Московского государственного индустриального университета (культурология, религиоведение, дисциплины финансового блока).

В 2001-2004 годах учился в Московском государственном индустриальном университете, откуда выпустился со степенью бакалавра менеджмента. В 2005-2006 годах учился в том же университете, закончив курс с квалификацией менеджера по специальности «Менеджмент организации».

С 2003 по 2005 год — настоятель Троицкого собора города Вязьмы Смоленской области, директор Детского дома при этом же соборе.

С 30 августа 2008 года — настоятель храма в честь Державной иконы Божией Матери города Смоленска.

В 2009-2011 годах преподавал в Смоленском филиале Московского университета МВД РФ. В те же годы был ответственным за строительство храма-памятника в честь Воскресения Христова рядом с мемориалом «Катынь» близ деревни Козьи Горы Смоленского района Смоленской области.

В 2011-2015 годах — преподаватель Смоленского филиала Московского государственного университета технологий и управления имени К. Г. Разумовского, является доцентом этого филиала.

В 2013-2015 годах учился в Московском государственном университете технологий и управления имени К. Г. Разумовского (ПКУ). Закончил обучение со степенью бакалавра по юриспруденции. В 2013 году одновременно проходил повышение квалификации в том же университете на курсе: «HR Директор: Система управления персоналом в организации». Также, в 2014-2015 годах проходил переподготовку в Смоленском институте пищевых технологий и бизнеса — филиале Московского государственного университета технологий и управления Разумовского, по квалификациям «Менеджмент в образовании» и «Технология и организация производства продуктов общественного питания».

С 2014 года — заведующий кафедрой «Гуманитарные и социальные дисциплины» Смоленского института пищевых технологий и бизнеса.

С 13 октября того же года — член комиссии по канонизации святых Смоленской епархии .

С 5 декабря 2014 по 9 марта 2016 года — член комиссии по межъепархиальным связям и приграничному сотрудничеству Смоленской епархии (впоследствии Смоленской митрополии) .

Окончил Киевскую духовную академию и Ужгородскую Украинскую богословскую академию имени святых Кирилла и Мефодия.

26 мая 2015 года был назначен наместником, а 24 декабря того же года — игуменом Преображенского мужского монастыря города Рославля Смоленской области . С 26 мая того же года настоятель храма в честь святителя Стефана Великопермского города Десногорска Смоленской области. Также, с 6 июля 2015 года — настоятель и председателем приходского совета тюремного Рославльского храма святой Анастасии Узорешительницы .

8 января 2016 года был возведён в сан игумена митрополитом Смоленским Исидором (Тупикиным).

С 9 марта того же года — руководитель комиссии Смоленской епархии по монастырям (с 31 марта того же года — председатель комиссии по монастырям и монашеству , впоследствии — отдел), благочинный монастырей епархии.

14 июля 2016 года был назначен председателем попечительской комиссии Смоленской епархии .

С 1 декабря того же года был назначен настоятелем и председателем приходского совета храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы деревни Корсиков Ершичского района Смоленской области .

4 мая 2017 года был избран епископом новообразованной Рославльской и Десногорской епархией Смоленской митрополии . 8 мая того же года был возведён в сан архимандрита в Десногорском Стефановском храме — подворье Рославльского Преображенского монастыря митрополитом Смоленским Исидором . 3 июня последовало его наречение во епископа в Тронном зале Патриарших покоев Троице-Сергиевой лавры . 11 июня 2017 года состоялась его епископская хиротония. Рукоположение в Свято-Троицком храме города Реутова возглавил патриарх Московский и всея Руси Кирилл в сослужении митрополитов Крутицкого Ювеналия (Пояркова), Санкт-Петербургского Варсонофия (Судакова) и Смоленского Исидора (Тупикина); архиепископа Солнечногорского Сергия (Чашина); епископов Илиана (Вострякова), Видновского Тихона (Недосекина), Серпуховского Романа (Гаврилова), Балашихинского Николая (Погребняка), Зарайского Константина (Островского), Вяземского Сергия (Зятькова) и Луховицкого Петра (Дмитриева) .

Сочинения

  • Павлюченков Д. Н., Религия и общество: Учебное пособие, Вязьма: РИЦ ВФ ГОУ МГИУ, 2008 — 170с.
  • Отсутствие государственной идеологии, как один из факторов беспризорства.
  • «Проблемы межконфессиональных отношений в эпоху глобализации», Социально-психологические проблемы ментальности: Международная научно-практическая конференция, Смоленск: СГПУ, 2008.
  • Значение перенесения кафедры русских митрополитов в Москву.
  • «Отрицательные стороны вступления России в ВТО», Конкурентоспобность предприятия как основополагающий фактор на пороге вхождения в ВТО: Материалы научно-практической конференции, Вязьма: РИЦ ВФ ГОУ МГИУ, 2005.
  • «Значение преодоление сопротивления персонала при реформировании предприятия», Реформирование системы управления на современном предприятии: Материалы научно-практической конференции, Вязьма: ВФ ГОУ МГИУ, 2007.
  • «Контроллинг как инструмент инновационной политики предприятия», Реформирование системы управления на современном предприятии: Материалы научно-практической конференции, Вязьма: ВФ ГОУ МГИУ, 2007.
  • «Роль государства в создании благоприятного инвестиционного климата», Реформирование системы управления на современном предприятии: Материалы научно-практической конференции, Вязьма: ВФ ГОУ МГИУ, 2007.
  • «Государственные меры поддержки легкового автопрома», Формирование механизмов устойчивого развития экономики промышленных предприятий: Материалы научно-практической конференции, Вязьма: ВФ ГОУ МГИУ, 2006.
  • «Повышение эффективности работы предприятия через внедрение контроллинга», Формирование механизмов устойчивого развития экономики промышленных предприятий: Материалы научно-практической конференции, Вязьма: ВФ ГОУ МГИУ, 2006.
  • «Влияние инновационных процессов на эффективность работы предприятия», Формирование механизмов устойчивого развития экономики промышленных предприятий: Материалы научно-практической конференции, Вязьма: ВФ ГОУ МГИУ, 2006.
  • «Российская государственная политика скрытого протекционизма в сфере промышленности», Формирование механизмов устойчивого развития экономики промышленных предприятий: Материалы научно-практической конференции, Вязьма: ВФ ГОУ МГИУ, 2006.
  • «Проблемы кредитования малых предприятий», Формирование механизмов устойчивого развития экономики промышленных предприятий: Материалы научно-практической конференции, Вязьма: ВФ ГОУ МГИУ, 2006.
  • «Роль, задачи и функции контроллинга в системе управления предприятием», Образование, наука и производство: Сборник научных трудов, т. 5, Вязьма: ВФ ГОУ МГИУ, 2006.
  • «Влияние применения контроллинга на экономическую эффективность работы современного предприятия», Основные тенденции, влияющие на развитие современной экономики России: Материалы научно-практической конференции, Вязьма: ВФ МГИУ, 2006.
  • «Проблемы (пути) повышения качества автосервиса», Автомобиль и современный сервис: Материалы научно-практической конференции, Вязьма: ВФ МГИУ, 2006.
  • «Формирование менталитета человека, основанного на уважении религиозных чувств и традиций сограждан не смотря на религиозно — конфессиональную принадлежность», Социально-психологические проблемы ментальности: Международная научно-практическая конференция, Смоленск: СГПУ, 2006.

Награды

Церковные:

  • набедренник (2001)
  • наперсный крест (2002)
  • орден Украинской Православной Церкви св. ап. Иоанна Богослова 2-й степени
  • орден Украинской Православной Церкви Почаевской иконы Пресвятой Богородицы
  • архиерейская грамота (2012, от еп. Смоленского Пантелеимона (Шатова))
  • медаль Казахстанской митрополии сщисп. Николая, митр. Алма-Атинского (2014)
  • палица (13 апреля 2015 )

Светские:

  • медаль «200 лет Министерству обороны» (2003)
  • медаль «15 лет Смоленскому филиалу Московского Университета МВД России» (2009)
  • грамота Смоленского городского совета (2010)
  • благодарственное письмо главы администрации города Смоленска (2011)
  • императорский орден святой Анны, 3-й степени (2013)
  • императорская медаль «В память 400-летие Дома Романовых 1613-2013» (2013)
  • императорская медаль «Юбилей Всенароднаго Подвига. 1613-2013» (2013)
  • благодарственное письмо главы города Смоленска (2014)

Использованные материалы

  • Биография на официальном сайте Московского Патриархата:
  • Биография на официальном сайте Рославльского Преображенского монастыря:
  • Биография на официальном сайте Смоленского храма Державной иконы Божией Матери:

Согласно официальному сайту Русской Православной Церкви — 19 августа.

День тезоименитства — 12/25 февраля.

Согласно официальному сайту Русской Православной Церкви — в 2008-2011 годах.

По сайту Рославльского Преображенского монастыря и Смоленского храма Державной иконы Божией Матери — с 2009 по 2010 год.

«Распоряжение №076. Указы и распоряжения, 2014», официальный сайт Смоленской епархии, 10 декабря 2014,

«Журнал № 117», Журналы заседания Священного Синода от 24 декабря 2015 года, официальный сайт Московского Патриархата, 24 декабря 2015,

«Указ № 072. Указы и распоряжения, 2015», официальный сайт Смоленской епархии, 25 декабря 2014,

«Распоряжение №007. Указы и распоряжения, 2016», официальный сайт Смоленской епархии, 1 июня 2016,

«Распоряжение №011. Указы и распоряжения, 2016», официальный сайт Смоленской епархии, 1 июня 2016,

«Указ №037. Указы и распоряжения, 2016», официальный сайт Смоленской епархии, 1 июня 2016,

«Указ №059. Указы и распоряжения, 2016», официальный сайт Смоленской епархии, 1 июня 2016,

«Журнал № 32», Журналы заседания Священного Синода от 4 мая 2017 года, официальный сайт Московского Патриархата, 4 мая 2017,

«Настоятель Рославльского Спасо-Преображенского монастыря возведен в сан архимандрита», официальный сайт Смоленской епархии, 9 мая 2017,

«Состоялось наречение архимандрита Серафима (Амельченкова) во епископа Люберецкого, архимандрита Мелетия (Павлюченкова) во епископа Рославльского, архимандрита Аксия (Лобова) во епископа Нерчинского и архимандрита Фомы (Демчука) во епископа Гдовского», официальный сайт Русской Православной Церкви, 3 июня 2017,

«Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в Троицком храме подмосковного Реутова и возглавил хиротонию архимандрита Мелетия (Павлюченкова) во епископа Рославльского и Десногорского», официальный сайт Русской Православной Церкви, 11 июня 2017,

«Иеромонах Мелетий (Павлюченков) награжден палицей», официальный сайт Смоленского храма Державной иконы Божией Матери, 13 апреля 2015,

Мелетий, епископ Рославльский и Десногорский (Павлюченков Дмитрий Николаевич)

Дата рождения: 25 мая 1977 г.

Дата хиротонии: 11 июня 2017 г. Дата пострига: 25 февраля 1999 г.

Страна: Россия Биография:

Родился 25 мая 1977 г. в Смоленске. По окончании средней школы № 25 г. Смоленска с 1992 г. по 1994 г. обучался в СПТУ № 22 г. Смоленска.

В 1998 г. окончил Смоленскую духовную семинарию.

19 июля 1998 г. митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом (ныне — Святейший Патриарх Московский и всея Руси) рукоположен в сан диакона, 23 августа 1998 г. — в сан иерея, 25 февраля 1999 г. пострижен в мантию.

В 1998-2005 гг. — настоятель храма Преображения Господня г. Вязьмы Смоленской обл. В 2003-2005 г. — настоятель Свято-Троицкого собора г. Вязьмы, директор детского дома при соборе.

В 2004 г. окончил Московский государственный индустриальный университет. В 2008-2011 гг. преподавал в Смоленском филиале Московского университета МВД РФ.

С 2008 г. — настоятель храма Державной иконы Божией Матери г. Смоленска.

С 2009 г. — ответственный за строительство храма-памятника на мемориале «Катынь».

В 2015 г. окончил Московский государственный университет технологий и управления им. К.Г. Разумовского.

Решением Священного Синода от 24 декабря 2015 г. (журнал № 117) назначен на должность игумена Спасо-Преображенского мужского монастыря г. Рославля Смоленской обл.

8 января 2016 г. митрополитом Смоленским и Рославльским Исидором возведен в сан игумена.

С 9 марта 2016 г. — председатель отдела по монастырям и монашеству, благочинный монастырей Смоленской епархии.

Решением Священного Синода от 4 мая 2017 г. (журнал № 32) избран епископом Рославльским и Десногорским.

8 мая 2017 г. митрополитом Смоленским и Дорогобужским Исидором возведен в сан архимандрита.

Наречен во епископа 3 июня 2017 г. в Тронном зале Патриарших покоев Троице-Сергиевой лавры. Хиротонисан 11 июня за Божественной литургией в Троицком храме г. Реутова Московской обл. Богослужения возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Решением Священного Синода от 29 июля 2017 г. (журнал № 68) утвержден в должности священноархимандрита Спасо-Преображенского мужского монастыря г. Рославля.

Образование:

1998 г. — Смоленская духовная семинария.

2004 г. — Московский государственный индустриальный университет.

2015 г. — Московский государственный университет технологий и управления им. К.Г. Разумовского.

Епархия: Рославльская епархия (Правящий архиерей)

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *