Место святых мощей

Краткое житие святого отца нашего Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца .

празднование 9/22 мая, 6/19 декабря.

Святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских, великий угодник Божий и Чудотворец, глубоко чтим всем христианским миром и особенно у нас в России: почти в каждом русском городе есть Никольский храм и в каждом селе — благодатные иконы святителя Николая.

Святитель был уроженцем города Патары Ликийской области (южное побережье Малоазийского полуострова). Родился он около 280 года в семье благородных и благочестивых христиан Феофана и Нонны. Исполненный благодати Божией, новорожденный младенец без поддержки простоял в крещенской купели три часа, воздавая тем славу Пресвятой Троице. Ему было наречено имя Николай (греч.— «победитель народа»). Еще будучи грудным младенцем, он начал поститься: принимал молоко матери по средам и пятницам только после совершения родителями вечерних молитв.

Благодать Святого Духа укрепляла душу будущего святителя: он уклонялся от детских забав, праздности, хранил целомудрие, любил чтение Священного Писания, часто посещал церковные службы.

Дядя его, епископ Патарский Николай, видя благочестие отрока, посоветовал ему посвятить свою жизнь служению Церкви и возвел его в церковную степень чтеца. Через несколько лет он посвятил святого Николая в сан пресвитера, поручив ему благовествование Слова Божия. Ревностным служением Богу молодой пресвитер был подобен мудрому старцу и снискал за то глубокую любовь паствы.

После смерти родителей святой Николай раздал нуждающимся унаследованное имение. Имея великое милосердие к бедным, он благотворил и тем, кто обращался к нему за помощью, и тем, кто из ложного стыда не просил о ней. При этом он старался благотворить тайно.

Одному разорившемуся человеку такой тайной помощью он помог выдать замуж своих дочерей, которые от отчаяния готовы были встать на преступный путь блуда.

Однажды, когда будущий святитель совершал паломничество во Иерусалим, разразилась сильная буря. По молитве святого море утихло, а корабельщик, который упал с высокой мачты на палубу, встал невредимым. Со слезами молился святой Николай на Голгофе, где Господь наш Иисус Христос искупил грехи всех людей. Он поклонился и другим святыням в Иерусалиме. Двери единственной в то время церкви на Сионской горе сами отворились перед святым Николаем. Он решил уйти в пустыню для безмолвных подвигов, но Господь во сне открыл Свою волю — совершать предназначенное ему служение на родине. На обратном пути корабельщики задумали обмануть святого Николая и направили корабль в другую сторону. Но Господь не оставил Своего угодника: по молитве святого вдруг налетел сильный ветер и понес корабль в нужном направлении.

В Ликии угодник Божий, желая окончить свою жизнь в безвестности, вступил в братство обители, именуемой Святым Сионом. Но Господь вновь возвестил ему в видении, что ожидает от него не подвигов безмолвия, а пастырского служения людям в миру. Святой Николай, избегая человеческой славы, отправился не в Патары, где все его знали, а в Миры, главный город Ликийской области (ныне небольшое селение в Турции).

В то время в Мирах скончался архиепископ Иоанн, и епископы Ликии собрались для избрания нового архипастыря. Их мнения по этому вопросу разделились, и потому решено было совершить совместную молитву, чтобы Господь Сам указал Своего избранника. Молитва была услышана: старшему из них Господь открыл, что надо посвятить во епископа человека по имени Николай, который первым придет утром в храм. Так святой Николай, по воле Божией, стал первосвятителем Ликийской Церкви.

В новом служении укрепляло подвижника видение, в котором Господь Иисус Христос подавал ему Евангелие, а Пречистая Богоматерь возлагала на него омофор.

В сане епископа святитель Николай остался, как прежде, кротким, смиренным и милосердным, исполняя слово Евангелия: «…да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5, 16).

Одежды он носил простые, весь день проводил в трудах и только в конце дня вкушал постническую пищу. Для каждого человека — богатого и бедного, старого и юного, здорового и убогого — святитель Николай был неиссякаемым источником благодеяний. Оказывая помощь в житейских нуждах, он более всего заботился об исцелении греховных язв.

В период гонения на христиан, воздвигнутого императором Диоклитианом (284—305), когда пострадали священномученики Анфим Никомидийский (память 3 сентября), Автоном Италийский (память 12 сентября), Петр Александрийский (память 25 ноября) и другие, святитель Николай вместе со многими христианами был заключен в темницу. Он стойко переносил голод и жажду, ободрял узников, убеждал их не страшиться мук и до конца исповедовать свою святую веру. Святитель готовился к мученической смерти, но Господь сохранил Своего избранника для пользы Церкви.

Новый император Константин Великий (324—337) прекратил гонение на христиан и освободил исповедников, даровав Церкви свободу и мир.

Святитель Николай вернулся к своей пастве. Он продолжал мудро управлять ею, а также старался просветить светом христианства язычников, уничтожал капища, сокрушал идолов.

В те годы возникла ересь лжеучителя Ария, дерзнувшего отрицать единосущие Господа нашего Иисуса Христа со Безначальным Его Отцом. Для осуждения лжемудрствования в 325 году был созван в городе Никее I Вселенский Собор. В числе более 300 участников Собора был и святитель Николай. Услышав богохульные речи Ария, святитель Николай, ревностный хранитель чистоты Православия, не стерпел такой дерзости и ударил еретика по щеке. За это отцы Собора сняли с него сан епископа и заключили под стражу. В ту же ночь некоторым участникам Собора было такое же видение, которого сподобился ранее сам святитель Николай: Господь Иисус Христос вручал ему Евангелие, а Пресвятая Богородица возлагала на него омофор. Тогда отцы поняли, что Господу было угодно дерзновение святителя Николая, и, воздав ему честь, возвратили знаки епископского сана.

Вернувшись в свою епархию, святитель Николай продолжал трудиться на благо Церкви: сеял слово истины, обличал еретиков, врачевал заблуждающихся. Святитель Христов прославился как избавитель от бед и заступник несправедливо обиженных. Некий корыстолюбивый градоначальник приговорил к смерти трех неповинных мужей. Но когда меч был занесен над головами осужденных, на месте казни вдруг появился святитель Николай. Отстранив стражу, он остановил руку палача. Никто не посмел воспрепятствовать святителю. Градоначальник, которого святитель Николай грозно обличил, сознался в своем грехе и просил принять его покаяние. При этом присутствовали императорские военачальники: Непотиан, Урс и Ерпилион. Их вскоре постигла подобная же участь: они были оклеветаны перед императором в измене и осуждены на казнь. В темнице они вспомнили о святителе Николае и со слезами молили его о помощи. Скорый заступник в бедах, великий Чудотворец в ту же ночь во сне явился императору Константину и повелел отпустить невинно осужденных, что и было исполнено.

Милосердную помощь святителя Николая не раз испытывали на себе жители города Миры Ликийские. По молитвам святителя город был спасен от голода. Он явился во сне одному итальянскому купцу и попросил его привезти в Миры пшеницу, дав в задаток три золотые монеты. Проснувшись, купец обнаружил в своей руке монеты и поспешил исполнить просьбу святого.

Много раз святитель Николай спасал бедствующих на море, выводил страждущих из плена и заточения.

Святитель Николай мирно отошел ко Господу в глубокой старости (+ ок. 345—351).

В 1087 году было торжественное перенесение его мощей из Мир Ликийских в итальянский город Бари, где они почивают и доныне в мраморном саркофаге в крипте собора, возведенного в честь святителя в XII веке.

В 1953 году саркофаг этот был открыт. Тщательное исследование, произведенное учеными, позволило восстановить черты лица святителя Николая. Они совпадают с чертами его лика, изображаемого на русских иконах («Журнал Московской Патриархии», 1978, № 7, с. 59).

Нетленные мощи святителя Николая Чудотворца источают целебное миро, помогающее страждущим духовно и телесно.

29 июля Восточная Церковь издревле празднует рождество Святителя и Чудотворца Николая. Особое избранничество святого Николая, скорого помощника и преславного чудотворца, побудило верующих людей праздновать день его славного рождения наряду с рождеством Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

6/19 декабря день успения святителя Николая Чудотворца.

9/22 мая перенесение святых мощей святителя Николая Чудотворца из Мир Ликийских в город Бари.

Нарсултан Абишевич Назарбаев — Президент Республики Казахстан с 24 апреля 1990 по 20 марта 2019. Экс-президент Казахской ССР

«Ваш путь тернистый. И вы знаете, это не я сказал, давно сказали, богатого человека не любит основная масса. Нет, чтобы сказать, я тоже таким богатым буду, догоню его. Не любят богатых: ездит на такой машине, смотри, какой хором построил. Не любят. Талантливых преследуют, потому что талантом выделился. Он необычный среди других. Обычные говорят: мы почему не такие? Его преследуют. А гениев убивают просто. Коперника сожгли, Леонардо да Винчи преследовали. Поэтому пробиться людям талантливым и гениальным очень трудно. С другой стороны, вы теперь герои».

— Нарсурлтан Назарбаев на форуме в Астане 1 декабря 2017 года (обращаясь к участникам проекта «100 новых лиц Казахстана»).

«Способным завидуют, талантливым вредят, гениальным — мстят»

— Николо Паганини, итальянский скрипач-виртуоз (1782 — 1840)

Почему так обычно происходит?

Во-первых, потому что люди, как правило, очень настороженно и иногда даже агрессивно относятся к тем, кто сильно от них отличается. Именно это чувство «непохожести» способно отталкивать от гения рядовых людей. Подсознательно отличные нас (а значит, абсолютно непонятные) люди воспринимаются как потенциально опасные. Неясно, чего от них ждать, а значит, нужно заранее их бояться. Такая логика обычного, негениального человека не говорит о том, что он плохой. Это чувство обычно возникает совершенно неосознанно, глубоко в подсознании.

Но зачастую причина неприязни к талантливым людям не так безобидна. Гении и вундеркинды, как правило, бывают очень успешны. Благодаря своим уникальным способностям они легко достигают того, чего обычный человек может долго, упорно и большим трудом добиваться, иногда на протяжении многих месяцев или даже лет. Такая «несправедливость» способна вызвать у простого человека чувство обиды, непонимания и злобы, вогнать в глубокие комплексы и тем самым еще больше обозлить.

Еще один неприятный момент, который сопровождает гениев на протяжении всей их жизни, — это зависть. Зависть к их таланту, к уникальности, необычности. Гениальные персоны всегда неординарны, они выделяются из толпы своей яркой индивидуальностью. А простому, не отягощенному особыми талантами, человеку не так просто проявить себя и занять свою нишу в обществе. Неудивительно, что в душе у него пробуждается съедающее его изнутри чувство зависти к его более способному и одарённому товарищу. Не в силах сам стать таким неординарным и удивительным, «обычный» человек начинает завидовать тому, кто сильнее, умнее и талантливее его.

Злясь оттого, что кто-то рядом гораздо более ярко выделяется на общем фоне, рядовой человек иногда способен пойти на ужасные поступки. Многим, конечно, удается держать свою зависть к гению и обиду на него при себе, не совершая ничего плохого (кроме, конечно, дурных мыслей). Но многие этим не ограничиваются и идут на гораздо более решительные меры. Такие люди могут причинять талантливым личностям вред, подстраивать разные гадости, всячески мешать им жить и мстить лишь за то, что они такие талантливые и уникальные.

Поэтому не секрет, что гениям живётся гораздо сложнее, чем рядовым людям. Они и так отягощены грузом собственной гениальности, что не так просто нести достойно через всю жизнь. Тем более, если её еще и осложняют мелкие нападки тех, кто не так талантлив и хочет помешать гению всеми возможными способами.

Не нужно завидовать тем, кто сильнее. Это недостойное чувство. Лучше не тратить время на пустую злобу, зависть и раздражение. Это не принесёт ничего, кроме отрицательных эмоций. Гораздо полезнее позволить гению жить спокойно и не отравлять жизнь ему и себе. При этом лучше заняться собственным развитием, совершенствованием своей личности, ума и душевных качеств. И тогда, возможно, даже не самый талантливый человек сможет добиться таких же высот и успехов, как выдающийся гений. Только с чуть большими усилиями и проявлением воли. Но вам успех от этого станет её ценнее.

Цит. по: https://www.uchportfolio.ru/blogs/read/?id=1820

Возникает следующий риторический вопрос: почему в России люди у нас такие умные, а живут так плохо и бедно? Ведь Россия — это выдающаяся страна творческих трудолюбивых людей, занимающая территорию половины суши земного шара, подарившая миру множество открытий и т. д. (обычно принято обвинять в таких случаях жидо-масонов и сионистов в Кремле, такие трактовки существуют не только в среде маргинальных националистов, но даже у современных православных казачьих объединений на юге России, в Краснодаре и Ростове-на-Дону, на Кубани). В этой связи полезно вспомнить высказывания о русском народе либеральных общественных и политических деятелей за последние тридцать лет:

«Всем на свете стало бы легче, если бы русская нация прекратилась. Самим русским стало бы легче, если бы завтра не надо было больше складывать собою национальное государство, а можно было бы превратиться в малый народ наподобие води, хантов или аварцев… Я русский, но я всерьез думаю, что логика, которой руководствуется сейчас мой народ, сродни логике бешеной собаки. Бешеная собака смертельно больна, ей осталось жить три — максимум семь дней. Но она об этом не догадывается. Она бежит, сама не зная куда, характерной рваной побежкой, исходит ядовитой слюной и набрасывается на всякого встречного. При этом собака очень мучается, и мучения ее окончатся, когда ее пристрелят.»

— Валерий Панюшкин, журналист и литератор, главный редактор Русфонда, Золотое перо России, 28 апреля 2012 награжден Благодарностью Президента Российской Федерации за активную благотворительную и общественную деятельность

«Родиться в России. Это большое несчастье. Это наказание, сродни уголовному. Это заключение — вплоть до пожизненного. В этом смысле мне непонятно, как можно гордиться тем, что ты здесь рожден, или быть от этого счастливым. Это можно принять, с этим можно примириться, но гордость или счастье по этому поводу кажутся мне, по меньшей мере, странными. Точно так же может гордиться местом своего рождения тот, кто появился на свет в тюрьме или колонии от родителей-заключенных. Мысль эта в последнее время не дает мне покоя. Но, удивительным образом, если принять это как данность (то, что в России рождаются те, кто к ней приговорен), всё встаёт на свои места! Главное — ты перестаёшь испытывать иллюзии».

— Марина Ковалева, журналист, канд. филолог. наук, член Совета по русскому языку при правительстве Российской Федерации.

«Я думаю, что одна из величайших трагедий для России – принятие православия… Я считаю, что православие явилось тяжелой ношей для России.»

«Я не русский человек, это не моя Родина, я здесь не вырос, я не чувствую себя здесь полностью дома».

— Владимир Познер, телеведущий Первого канала

«И сейчас Россия появилась, а она никому не нужна. (Смеется.) В мировом хозяйстве нет для нее места, не нужен ее алюминий, ее нефть. Россия только мешает, она цены обваливает со своим демпингом. Поэтому я думаю, что участь печальна, безусловно. Я думаю, для того, чтобы отобрать у нас атомное оружие, достаточно парашютно-десантной дивизии. Однажды высадить и забрать все эти ракеты к чертовой матери… Россия никому не нужна (смеется), не нужна Россия никому (смеется), как вы не поймете! Я не понимаю, чего такого особого в России? Какие гигантские ресурсы имеет Россия? Этот миф я хочу развенчать наконец. Нефть? Существенно теплее и дешевле ее добывать в Персидском заливе. Никель в Канаде добывают, алюминий — в Америке, уголь — в Австралии. Лес — в Бразилии. Я не понимаю, чего такого особого в России? Какое это имеет значение? Как ни верти, все равно это обанкротившаяся страна.»

— Альфред Кох, председатель Госкомимущества России и заместитель председателя правительства Российской Федерации

«Российское население неэффективно. Надо дать ему возможность спокойно спиться или вымереть от старости, пичкая соответствующими зрелищами.»

— Дмитрий Быков (Зильбельтруд), поэт и политический мыслитель

«Россия как государство русских не имеет исторической перспективы.» «Идут радикальные преобразования, с деньгами сложно, и уход из жизни людей, неспособных противостоять этим преобразованиям, — дело естественное»

— Егор Гайдар, доктор эк. наук, и. о. председателя правительства Российской Федерации

«В начале реформ я сказал Гайдару: Вы ищете средний класс. Но он же есть: это учителя, врачи, техническая и творческая интеллигенция. И услышал в ответ: это не средний класс, а иждивенцы». (Олег Попцов, «Момент истины», ТВЦ, 23.06.2006)

«Русскому народу место в тюрьме, причём не где-нибудь, а именно у тюремной параши… Русская нация — раковая опухоль человечества.»

«Почему это в Америке индейцы не заявляют о своем суверенитете? Видно, в свое время белые поселенцы над ними хорошо поработали. А мы, наверное, в XVII-XVIII вв. что-то со своими «ныне дикими тунгусами» не доделали». «Вот свобода Чечни меня волнует. Чечня — это красиво, это смело, это благородно». «Апартеид — нормальная вещь». «Гражданские права существуют для людей просвещенных, сытых, благовоспитанных и уравновешенных». «Так что апартеид — это правда, а какие-то всеобщие права человека — ложь».

— Валерия Новодворская, идеолог партии СПС, прихожанка УАПЦ

«Русских надо убивать, и только убивать — среди них нет тех нормальных, умных, интеллигентных, с которыми можно было бы говорить и на понимание которых можно было бы надеяться.»

— Борис Стомахин, единственный диссидент-правозащитник еврейского происхождения, осужденный по статье 282 УК РФ

«Я считаю русских мужчин в массе своей животными, существами даже не второго, а третьего сорта. Когда я вижу их — начиная от ментов, заканчивая депутатами, то считаю, что они, в принципе, должны вымереть… На самом деле, этой породы мне совершенно не жалко. И, если вместо той, которая вымрет (а она вымрет), вырастет новая поросль нормальных мужчин — чистых, опрятных, умных… «

— Артемий Троицкий, музыкальный критик

«Сначала 1917 год, потом сразу 1937-й. Два подряд уничтожения элиты привели к тому, что Россия стала страной генетического отребья. Я бы вообще запретила эту страну. Единственная здесь для меня отдушина – это картинные галереи. И цирк». «Я вообще не понимаю, откуда в вас столько ненависти ко мне? Такие вот люди называются быдлом — которые завидуют, ненавидят меня… И эта черта, кстати, свойственна именно русским… поэтому я люблю евреев»

— Ксения Собчак, ведущая шоу «Дом-2», дочь сенатора Л. Б. Нарусовой

После победы российской молодёжной хоккейной сборной над канадцами:

«Эта эйфория подстегнет уровень национализма и ксенофобии. Уже сейчас слышны лозунги «Мы русские, мы победили», и все это в дальнейшем отразится на том, что будет больше агрессии против «чужих» — против нерусских, против кавказцев, против евреев.»

— Алла Гербер, президент фонда «Холокост»

«Что вы волнуетесь за этих людей? Ну, вымрет тридцать миллионов. Они не вписались в рынок. Не думайте об этом — новые вырастут»

«Вы знаете, я перечитывал Достоевского в последние три месяца. И я испытываю почти физическую ненависть к этому человеку. Он, безусловно, гений, но его представления о русских как об избранном, святом народе, его культ страдания и тот ложный выбор, который он предлагает, вызывают у меня желание разорвать его на куски»

— Анатолий Чубайс, канд. эк. наук, председатель правления РАО «ЕЭС России»

«России мешают русские — основная масса наших соотечественников живёт в прошлом веке и развиваться не хочет… На Западе люди переселились из деревни в город уже давно, поэтому у них в сознании закрепилась индивидуальность: нужно пробиваться, надеяться на себя, развиваться, расти. Русские еще очень архаичны. В российском менталитете общность выше чем личность. Поэтому «государство — все, а мои усилия — ничего». Пускай кто-то что-то делает, борется, а у меня своих проблем хватает, какая модернизация?!… Большая часть находится в частичной деквалификации… Другая часть — общая деградация» «Какие там инновации, какая индустрия! Судьба России — вывозить нефть и другое сырьё! Забудьте об остальном!»

— Игорь Юргенс, канд. эк. наук, президент Института современного развития (ИНСОР), профессор Высшей школы экономики

Цит. по: https://ruxpert.ru/%D0%9B%D0%B8%D0%B1%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%86%D0%B8%D1%82%D0%B0%D1%82%D0%BD%D0%B8%D0%B

Вслед за профессором МГУ им. Ломоносова Варданом Эрнестовичем Багдасаряном, спросим: чем же российский либерализм в таком случае отличается от немецкого нацизма? Что все эти граждане вообще забыли в России? Тут хочешь-не хочешь на ум приходит известная доктрина депутата Госдумы Евгения Алексеевича Федорова.

— Однажды вы сказали, что никогда не торговали своим талантом. Что вы имели в виду?

— В советское время, в наше время искусство всегда представляло из себя служение. Но кому? В советское время — служение партии, Родине, ЦК и так далее. О родине мало кто говорил, это было все… квасной патриотизм насаждался. А вот в наше время искусство превратилось в чистую коммерцию, в чистую «панель». Все себя предлагают и покупают, даже самых бездарных. И вот я недавно посмотрела очень интересный фильм, где просто впрямую было сказано (Белоруссия сделала этот фильм), что задача врагов России и врагов Православия — три пункта: бездарных возвеличивать и популизировать и брать их себе на службу. Талантливых — угнетать, замалчивать, осквернять клеветой, а гениальных уничтожать физически. Вот вам и ответ на все ваши вопросы.

Цит. по:

БИЧЕВСКАЯ ЖАННА. Куда исчезла с экранов знаменитая певица? КОЗЕНКОВА ЕЛЕНА | ВЕРУЮ, публикация от 03. 10. 2019

Жанна Владимировна Бичевская — советская и российская певица, автор песен. Народная артистка РСФСР (1988)

В этой программе певица рассказывает о православии, монархии, своих польских национальных корнях, о том, почему студия звукозаписи прекратила выпуск ее CD-альбома «Мы русские» и о многом другом. Правильно говорит Елена Козенкова, что не хотелось бы, чтобы русский православный народ «проснулся» при каком-нибудь большом несчастье или бедствии общегосударственного масштаба. О том, как по их с Геннадием Пономаревым квартире стреляли из противотанкового гранотомета, Жанна Владимировна рассказала в программе «Культурный обмен» на федеральном канале ОТР 1 апреля 2016 года (что значат в жизни христианина церковные таинства). Кстати, ее музыка представляет синтез русских народных баллад и американского кантри (модного в 1970-е гг. во времена Булата Окуджавы), сама певица называет свой стиль «русский кантри-фолк».

Однажды у нас в Мурманске состоялся ее концерт. 4 апреля 2013 года на сцене Мурманской Областной Филармонии (учредитель: Комитет по культуре и искусству правительства Мурманской области) Жанна Бичевская представила юбилейную программу «От сердца к сердцу» в рамках тура по России «40 лет на сцене». В программе были представлены народные, бардовские (Булат Окуджава), духовные (Иеромонах Роман и Геннадий Пономарев) песни, казачьи притчи, а также старинные и современные романсы.

Я в то время учился на Катехизаторских курсах Мурманской и Мончегорской епархии, наш руководитель Антон Иванович Тучков (друг убиенного иерея Даниила Сысоева, один из лучших историков Мурманской области, по уровню развития интеллекта и энциклопедичности знаний не уступающий диакону Андрею Кураеву, Егору Холмогорову и др.), сказал: «Бичевская превращает свои концерты в проповеди, говорили, что она раньше была в какой-то секте, ни в коем случае не ходите слушать ее, там никого не будет из нашей епархии». Между прочим она — единственный музыкант-исполнитель, которую благословил на запись пластинок духовного содержания лично покойный Патриарх Алексий. Обвинения в сектанстве были связаны в основном с тем, что она много программ на радио записала с Виктором Петровичем Кузнецовым, идеализирующем всех правителей Российской империи, даже Петра I, Петра III (якобы святой царь-страстотерпец, а не несчастная жертва грязной политической расправы и аристократических интриг) и формально верующую Екатерину II. Что Кузнецов являлся сектантом, она уже давным-давно осознала. Вот рассказ Леонида Донатовича Симоновича-Никшича:

Позавчера, точнее поза-позавчера, в пятницу, 8 июля 2011-го года участвовал в программе Андрея Малахова «Пусть говорят», на Первом канале телевидения. Тема была – изгнание журналиста Николая Троицкого из информационного агентства «РИА-НОВОСТИ» за то, что он на своем блоге в интернете поместил следующее эмоциональное высказывание, посвящённое «гей-параду», который он собственными глазами видел в Берлине.

(…)

Написал человек и написал. Читайте все. Однако сразу же нашлись доброжелатели, и з п и д о р а с т о в , которые сообщили об этом его написании по месту его работы в «РИА-НОВОСТИ». Далее о судьбе Николая Троицкого писал уже «Русский Обозреватель»: «Донос, – пишет Обозреватель, – достиг цели. Троицкий с работы увольняется.»… И вывод: «Увольнение Троицкого – признание мощного педерастического лобби в России.»

Всё это, впрочем, накануне съёмок мне по телефону зачитал мой заместитель Владислав Куроптев.

Приехал я в Останкино часа за два. Сначала скучал в одиночестве, потом, ближе к 12-ти часам меня повели в гримёрку, где я встретился с великой нашей пассионарией Жанной Бичевской. Пока её гримировали, она рассказала мне интереснейшую историю о Вадиме Петровиче Кузнецове, он же, сокращённо, К.В.П., или, совсем для своих, как она его называла, – «Барсик».

Оказывается, наш величайший богослов, который лет 10-ть тому назад как-то совсем пропал из поля зрения, основал где-то под Владимиром Царскую Православную Церковь, в которой – церкви – он поставляет епископов и иереев. Я спросил: – А сам он кем является? Царем или Патриархом? – Он одновременно является и Моисеем и Аароном, – ответила Жанна.

– Ну, это и есть ЦАРЬ – ПЕРВОСВЯЩЕННИК, – сказал я.

– Секта, – констатировала Жанна. Мой муж всё стремится туда (Геннадий Пономарёв, – Л.Д.С-Н), а я всё его отговариваю. Попадёт в секту – пропадёт… Но я не дам.

– Попал Гена – подумал я – между царём Барсиком и Орлеанской Девой. Бедняга… – но вслух этого не сказал, во избежание стрел и копий нашей Жанны Д, Арк. Хотя, то что она рассказала о Вадиме Петровиче Кузнецове, наверняка так и есть. Он всегда был таким. Да, правильно пишет Сергей Фомин, в Братстве Царя Мученика тогда собрались одни г е н и а л ь н ы е люди…

Цит. по: http://www.drakula.org/sv_horugv/13/11072011.shtml

Следующий пункт обвинения в адрес Бичевской — устраивает из своих концертов проповеди, хотя точно такие же многочасовые лекции о Православии можно услышать на выступлениях известного украинского певца Валерия Малышева (родом из г. Североморска Мурманской обл.), на концерты которого в России несколько лет назад благословил схиархимандрит Илий Ноздрин. На них бывший отвязный поп-исполнитель и военный летчик рассказывает, как пил самогон и спирт, был своим человеком в украинском шоу-бизнесе и вел аморальный образ жизни, пока не встретился с блаженной схимонахиней Алипией Голосеевской, которая круто изменила всю его жизнь и заставила переосмыслить какие-то земные ценности и сменить ориентиры, после чего он избавился от всех своих отклонений и жизнь у него наладилась. Малышев записал новые альбомы и стал выступать с христианскими песнями, подобно протестанскому проповеднику, в белом деловом костюме (кстати, у него чудесный мелодичный голос и очень интересные концерты). При этом к нему в Московской Патриархии никаких вопросов не возникает, иное дело — народная артистка РСФСР. В данном пункте церковного «еретического навета» Бичевская не оригинальна, просто она начала проводить свои выступления таким образом раньше других исполнителей православной музыки. Известно также, что песни Жанны Владимировны о Царской семье тихонько слушал у себя в келье на магнитофоне протоиерей Николай Гурьянов, многие ему очень нравились.

В тот день 4 апреля в Мурманской филармонии ее замечательный концерт шел часа два, в конце она с мужем стала давать автографы. Я подошел к ней со своим телефончиком Nokia и попросил разрешения ее сфотографировать. Она замахала руками и стала закрывать лицо в знак протеста: мол, я плохо выгляжу. Пришлось послушаться…

См. также: потрясающий концерт-проповедь православной поэтессы из Санкт-Петербурга Лилии (Рахиль) Евсеевой в Перевальском районном Дворце культуры им. Воровского ЛНР 6 октября 2019 года.

Почему в нашей стране не любят детей? Низкая рождаемость и аборты — одна из главных проблем России, этого сонного царства безразличных и разобщенных граждан, где каждый сам по себе. Тридцать автобусов с китайскими туристами в день прп. Сергия Радонежского в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре. Какое будущее ждет нашу страну? Николай Колычев — столп русской северной поэзии.

Судьба России — в наших руках, даже если мы этого сами пока полностью не осознаем и не понимаем. Все будет зависеть только от нас, от нашего внутреннего духовного состояния.

Словом «мощи» в славянском языке переведено греческое слово «липсана» и латинское «реликвия», что в буквальном переводе на русский язык означает «останки». Следовательно, этим словом обозначаются всякие останки умершего, все, что осталось от человеческого тела после его смерти. В этом же смысле всегда употреблялось слово «мощи» и в церковнославянском языке. В чине «погребения мирских человек, священников и младенцев» постоянно встречаем выражения: «мощи усопшего лежат в доме», «вземше мощи усопшего, отходим к церкви», «молитва чтется близ мощей», «вложивше мощи во гроб» и так далее. Если же обратим внимание на происхождение слова «мощи» от коренного «мощь» — сила, то станет очевидным, что словом «мощи» на славянском языке обозначаются не тела умерших, а именно только кости их, ибо сила, крепость человеческого тела, по общему убеждению, заключается именно в костях человека, а не в его теле (плоти); мы называем крепким, сильным того, у кого костный состав сильно развит, у кого крепкая, хорошо развитая грудная клетка. В наших русских летописях XV и XVII веков мощами назывались именно кости. В одной летописи 1472 года так повествуется об открытии гробов московских митрополитов, почивающих в Успенском соборе: «Иону цела суща обретоша, Фотея же цела суща не всего, едины «мощи» (Собрание русских летописей. Т. VI. С. 195). В 1667 году Новгородскому митрополиту Питириму донесено было об открытии мощей преподобного Нила Столбенского: «Гроб и тело его святое земли предадеся, а мощи святыя его целы все» (Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской Империи археографическою экспедициею Императорской Академии Наук. СПб. Т. IV. С. 156). Очевидно, мощами именовались и в том и в другом случае только одни кости. Вообще «на языке древней церковной литературы нетленные мощи — это не нетленные тела, а сохранившиеся и неистлевшие кости» (Голубинский Е. Е. Канонизация святых. С. 297–298).

История и древней христианской Церкви, и Церкви Русской также говорит нам, что мощами всегда именовались и среди верующих благоговейно почитались всякие останки святых мучеников, великих подвижников, сохранившиеся хотя бы в виде костей и даже просто праха и пепла. Святой Игнатий, епископ Антиохийский, был брошен на растерзание диким зверям (при императоре Траяне), пожравшим все его тело и оставившим немного только самых твердых костей, которые как священные останки были с благоговением подобраны верующими. В 156 году священномученик Поликарп, епископ Смирнский, был убит мечом и сожжен, но кости, уцелевшие от огня, и пепел были для христиан «честнее многоценных камней и дороже золота». Писатель латинской Церкви Пруденций говорит: «Верующие собирают пепел от сожженных святых тел мучеников и обмытые чистым вином кости их и все наперерыв стараются добыть их себе, хранить в своих домах, носить на груди святой прах как священный дар и залог благополучия». Святой Иоанн Златоуст о мощах антиохийского мученика Вавилы пишет: «Прошло много лет после его погребения, во гробе его остались только кости и прах, которые с великою честью перенесены были в гробницу, в предместье Дафну». Пресвятой Лукиан так рассказывает о найденных им мощах святого архидиакона Стефана: «Остались от костей его весьма малыя частицы, а все тело его обратилось в прах… С псалмами и песнями понесли сии мощи (останки) блаженного Стефана в святую церковь Сион…» Блаженный Иероним говорит, что весьма почитаемые мощи пророка Самуила существовали в виде праха, а мощи апостолов Петра и Павла — в виде костей (Голубинский Е. Е. Указ. соч. С. 35, прим.).

И история Русской Церкви также свидетельствует о том, что святыми мощами именовались и благоговейно почитались всякие останки святых, сохранившиеся хотя бы даже и в виде одних костей. В 1031 году об открытии мощей преподобного Феодосия Печерского летописец пишет: «Видехом кости его, но состави не распашася»; о мощах Андрея Смоленского в летописи говорится: «Тело его причастно тлению бе, но обаче состави вкупе бяху». Мощи святой Ольги, по словам новой летописи, состояли из одних костей. Мощи князя Владимира открыты в 1635 году митрополитом Киевским Петром (Могилою) в Десятинной церкви в виде костей. Глава его находится ныне в великой церкви Киево-Печерской лавры, кости рук — в Киевском Софийском соборе, челюсть — в московском Успенском соборе. В нынешнее время при открытии мощей преподобного Серафима Саровского (1903 год), святителя Питирима Тамбовского и священномученика Ермогена, Патриарха Московского (1914 год), также обретены только кости святых, которые и служат предметом благоговейного почитания для верующих.

Из всего предыдущего ясно, таким образом, что издавна в Церкви Христовой почитались в качестве святых мощей всякие останки святых, хотя бы в виде уцелевших костей и даже праха и пепла. Но было бы полной несправедливостью утверждать, что в святых мощах всегда имеются налицо только одни кости, и ничего более. И исторические данные, и свидетельства очевидцев, и, наконец, даже современные освидетельствования мощей гражданской властью убеждают нас в том, что бывают святые мощи и с сохранившейся в большей или меньшей степени и присохшей к костям плотью. Конечно, можно различным образом объяснять происхождение такого нетления плоти. Для одних это может казаться делом естественным, может зависеть, например, от свойств почвы, в которой лежит тело усопшего, или еще от каких-либо внешних влияний атмосферы, другие склонны в этом усматривать чудесное явление, присущее иногда останкам усопших святых. И не рассуждая даже о том, какой из этих взглядов должен быть признан более правильным, мы утверждаем только, что, хотя само по себе нетление тела не может быть доказательством святости умершего человека, тем не менее такое нетление плоти в большей или меньшей степени было обнаруживаемо иногда и при открытии мощей святых угодников Божиих, как в том несомненно удостоверяют нас свидетельства историков и показания очевидцев. Составитель Жития святого Амвросия Медиоланского Павлин с удивлением рассказывает об открытии мощей мученика Назария: «Голова его, отрубленная нечестивыми, лежала столь целой и неповрежденной, с волосами на черепе и бороде, что казалось, будто бы она только что омыта и сегодня положена во гроб». Историк Созомен о мощах пророка Захарии говорит: «Несмотря на то, что пророк долго лежал под землей, он был найден неповрежденным: волосы были обриты, нос прямой, борода недлинная, глаза немного впалые и закрытые ресницами». В России мощи митрополита Ионы найдены были в 1472 году (чрез 11 лет после его кончины, последовавшей в 1461 году) в виде иссохшего тела, прилипшего к костям: «Мощи его обрели все целы и неразрушимы, прильпе бо плоть костем его и не двигнушася состави его» (Голубинский Е. Е. Указ. соч. С. 79, прим. 2). Особой известностью пользуются почивающие в г. Владимире мощи князя Глеба Андреевича (сына Андрея Боголюбского), что не опровергнуто и недавним освидетельствованием сих мощей гражданской властью (протокол осмотра не был освещен в печати). В большей или меньшей сохранности оказались и мощи святителя Иоасафа (Горленко) в Белгороде и святителя Феодосия в Чернигове (об освидетельствовании сих мощей гражданской властью ничего не известно). Все мы с благоговением взираем на обтянутую плотию кисть руки святого архидиакона Стефана (в Троицком соборе Сергиевой Лавры) и лобызаем ее. В протоколе об освидетельствовании мощей ярославских князей Феодора, Давида и Константина (тоже не появившемся в печати) представители медицинской науки г. Ярославля, удостоверяя, что в мощах этих сохранились не только кости, но и хрящи, сохранилась в высохшем состоянии большая часть кожи, мышц, сухожилий, отказываются чем-либо объяснить причины такого явления и в заключение прямо заявляют, что «последнее слово о причинах сохранности тел князей Феодора, Давида и Константина принадлежит уму и религиозной совести народа».

Итак, как в древней христианской, так и в Русской Церкви в одинаковой степени почитались мощи святых, сохранившиеся как в виде одних костей, так и с присохшею иногда к костям нетленною плотию.

Почему Православная Церковь установила почитание святых мощей

В творениях святых отцов Христианской Церкви мы находим троякое основание для установления почитания святых мощей тех или других угодников Божиих.

1. Останки святых имеют неотразимое религиозно-нравственное воздействие на душу человека, служат живым напоминанием о личности святого и возбуждают верующих к подражанию его благочестивым подвигам. Иоанн Златоуст говорит: «Вид гробницы святого, проникая в душу, и поражает ее, и возбуждает, и приводит в такое состояние, как будто сам лежащий во гробе молится вместе, стоит пред нами, и мы видим его, и таким образом человек, испытывающий это, исполняется великой ревности и сходит отсюда, сделавшись иным человеком».

Если и в обыкновенной, мирской жизни портреты великих людей, их бюсты, статуи, а особенно гробницы и могилы способны производить сильное впечатление на почитателей их памяти и пробуждать в них восторженное преклонение пред их жизненным подвигом, то гробницы мучеников и подвижников веры и благочестия в Церкви Христовой должны естественно производить неотразимое, сильное, могучее впечатление на всех верующих и чтущих их святую память. Следующий исторический факт подтверждает справедливость предыдущего положения.

В Антиохийской Церкви упадок нравов развился до крайних пределов: в лесах, с которыми связаны были языческие предания об Аполлоне и Дафне, устроялись безнравственные оргии, циничные игры; никакие запреты, никакие увещания пастырей Церкви не помогали. Но вот наконец племяннику императора Констанция пришла в голову мысль построить в предместье Дафны базилику (храм), перенести в нее мощи особо чтимого мученика Вавилы, и с тех пор оргии прекратились. Святой Иоанн Златоуст говорит: «Подлинно, как бы легкий ветерок какой веет отовсюду на присутствующих при гробнице мученика, ветерок не чувственный и укрепляющий тело, но могущий проникать в самую душу, благоустрояющий ее во всех отношениях и свергающий с нее всякое земное бремя». Древние праздники у мощей святых красноречивее всего говорят о том, как высоко ставила Церковь их нравственно-назидательную цель. Все средства употреблялись для того, чтобы использовать чувство близости святого, возбуждаемое его останками, в целях назидания: читались повествования о страданиях мучеников, составлялись и затем читались мученические акты, производившие потрясающее действие на слушателей…

2. Наряду с нравственно-назидательным почитание мощей в Церкви Христовой имеет еще значение литургическое.

С земною Церковью в общении любви находится и Церковь Небесная, и такое общение Церкви земной и Небесной выражается в молитве, венец которой составляет возношение Святейшей Евхаристии: «Ныне силы небесныя с нами невидимо служат, се бо входит Царь славы, се жертва тайная совершена дориносится…» Один из учителей древней Церкви (Ориген) говорит: «В молитвенных собраниях присутствует двоякое общество: одно — состоящее из людей, другое — из небожителей…» Мощи святых и являются залогом их участия в наших молитвах. Вот почему древняя Христова Церковь преимущественно совершала Евхаристию на могилах мучеников, причем самые гробы их служили престолом для Таинства. Когда гонения ослабевали, христиане спешили воздвигнуть храм над усыпальницей мученика. Так, в Риме построена церковь на месте, где, по преданию, погребено тело апостола Павла (Евсевий. История Церкви. 11, 25, 3). В Карфагене было две церкви в честь мученика Киприана: одна на месте его убиения, другая — над его могилой. Здесь у останков мученика особенно живо чувствовалось его невидимое присутствие. Поэтому и самый храм в честь мученика назывался его «домом», «жилищем», а сам мученик — его домовладыкой. Иоанн Солунский в своем сочинении о чудесах святого мученика Димитрия Солунского говорит, что у сего мученика два дома: один в Небесном Иерусалиме, другой — в Солуни. К концу VII века обычай совершать Евхаристию только на мощах мучеников сделался уже почти узаконением: Франкский Собор постановил, что престол может быть освящен только в церкви, в которой есть мощи святых, а VII Вселенский Собор (787) определил, что «на будущее время всякий епископ, освятивший церковь без мощей, должен быть извержен» (Правило 7). С этих-то пор введены повсюду в храмах антиминсы, в которые обязательно влагаются частицы святых мощей и без которых невозможно совершение Таинства Евхаристии. Таким образом, в каждом храме обязательно есть мощи святых, и сии мощи, по вере Церкви, служат залогом присутствия святых при богослужении, их участия в наших молитвах, их предстательства пред Богом, подкрепляющего наши молитвы. При положении мощей в антиминс (или под престол, если он освящается архиереем) читается следующая молитва: «Сам Владыко, благих податель сый, молитвами святых, их же благоволил еси положению мощей в сем честнем жертвеннице Твоем быти, сподоби нас неосужденно бескровную Тебе на нем приносити жертву».

3. Третьим основанием для почитания святых мощей служит учение Православной Церкви о мощах как носителях благодатных сил. «Мощи Твои, яко сосуд благодати полный, преизливающийся на всех к ним притекающих», — читаем мы в молитве Преподобному Сергию. И это основание стоит в связи с самыми глубокими догматами православной веры, с догматами Воплощения и Искупления.

Пусть даже людям и удастся устроить земной рай сытости и материального благополучия, но никакими усилиями не спасут они себя от болезней, старости и смерти, а следовательно, останутся на земле страдания, горечь уходящих сил, боль потери дорогих и близких, ужас смерти — такие бедствия человеческой жизни, пред которыми бледнеют все прочие… Где же искать избавления от них, как не у благодати Божией? И эта благодать преподается человечеству чрез посредство тех или других святых людей, которые и при жизни своей творили чудеса, и по смерти сообщили эту чудотворную силу своим останкам. Прежде всего сам Христос как Бог излил Духа Святого на Свое тело, и оно, само по себе не способное творить чудеса, все было проникнуто животворящими силами Божества. Поэтому многие чудеса Свои Богочеловек совершал чрез посредство Своего тела: простерши руку, коснулся прокаженного (см.: Мф. 8, 3), взявши тещу Петра за руку, поднял ее и исцелил от горячки (см.: Мф. 8, 14–15), прикосновением исцелил глухонемого (см.: Мк. 7, 32–36), брением отверз очи слепорожденному (см.: Ин. 9, 6), поднял за руку умершую дочь Иаира (см.: Мф. 9, 25), прикоснулся ко гробу наинского юноши и воскресил его (см.: Лк. 7, 14–15). Зная чудодейственность тела Христова, народ всегда теснился ко Христу, чтобы прикоснуться хотя бы только к одежде Его (см.: Мк. 3, 10); так чрез прикосновение только к краю одежды Спасителя получила внезапно исцеление жена, страдавшая кровотечением целых 12 лет, издержавшая бесплодно на лечение болезни своей все свое имение. И Сам Христос Спаситель почувствовал при этом исшедшую из тела Его чудодейственную силу (см.: Лк. 8, 43–46).

Итак, несомненно, «само тело Христово, — как говорит святой Кирилл Иерусалимский, — было животворно, ибо было храмом и жилищем Бога Слова…». Потому-то и мы в настоящее время соединяемся с Божеством Христа, вкушая Его Тело и Кровь во оставление грехов и в жизнь вечную в Таинстве Евхаристии.

Но Христос есть глава обновленного человечества. Чрез Его воплощение Божество соединилось со всей человеческой природой, со всем родом человеческим, а потому люди, достойные стать храмом Божиим, делаются до некоторой степени причастниками и Божественной Его славы (см.: 1 Кор. 3, 16). Святой Григорий Богослов говорит: «Ум человека подобен зеркалу. Если он обращен к Богу, то и тело, это зеркало зеркала, подчиняясь уму, носит в себе отблеск его Божественной красоты». Бог, по словам Иоанна Дамаскина, чрез ум вселяется в тела святых. Если святой апостол Павел тело каждого христианина именовал храмом живущего в нем Духа Божия (см.: 1 Кор. 6, 19), действия Которого могут быть в обыкновенных людях более или менее сокровенными, то в святых эти действия могут проявляться с особенно разительною силою… «Как огонь входит во все поры раскаленного железа, — говорит преподобный Макарий Египетский, — так и Дух Святой всецело проникает Своею силою и душу, и тело святого. Но это не воплощение и по существу, и по силе облагодатствования. Во Христе при двух естествах (Божеском и человеческом) единая ипостась Божеская; в святых же сохраняется человеческая ипостась… Христос — плотоносный Бог, а святые — богоносные или духоносные люди» (Преподобный Макарий Египетский). Вследствие же такого тесного соединения с Богом святые становятся носителями чудотворной силы, действующей чрез посредство их тела. Кто заключил небо при Илье Пророке? Бог, в нем обитавший. Чьей силою Моисей разделил Чермное море, простерши над ним жезл свой? Силою Божиею, ему присущею. Тою же чудодейственною Божескою силою пророк Елисей воскресил умершего мальчика (см.: 4 Цар. 4, 34–35), апостол Петр исцелил хромого от рождения (см.: Деян. 3, 6–8), восставил расслабленного Енея, восемь лет прикованного к одру болезни, и все это именем и силою Иисуса Христа (см.: Деян. 9, 33–34). И эта сила Христова до того присуща была святому апостолу Петру, что даже и тень его, осенявшая болящих, чудодейственно исцеляла их от болезней (см.: Деян. 5, 15). Но благодатные силы, действующие чрез тела святых при их жизни, продолжают действовать в них и после смерти. На этом именно и основывается почитание святых мощей как носителей благодати. Ради Духа Святого и праведных душ человеческих, когда-то обитавших в телах святых мужей и жен, самый прах и кости их сохраняют свою чудодейственную силу. Умерший, прикоснувшийся к костям пророка Елисея, ожил и встал на ноги (см.: 4 Цар. 13, 21). И это, по словам Кирилла Иерусалимского, для того, чтобы показать, что в тело святых, когда и нет в нем души, вложена бывает некая сила, ради многие годы обитавшей в нем праведной души, которой служило оно. Мертвые святые, говорит пророк Ефрем Сирин, действуют, как живые: врачуют больных, изгоняют демонов, ибо в святых останках всегда находится благодать Святого Духа. Иоанн Златоуст говорит: «Не говори мне о прахе, не представляй пепла и истлевших от времени костей святых, но открой очи веры и посмотри на присущую им силу Божию».

Из предыдущего ясно, что почитание останков святых в верованиях Церкви не случайность, но связано с коренными истинами православной веры и что основанием для такого почитания мощей служит не их нетление, а присущая им благодатная сила Божия. Точно так же основанием и для канонизации святых служит не нетление их останков, а разительное проявление Духа в святости их жизни и в чудотворениях от их мощей. Вот почему Православною Церковью причтены были к лику святых некоторые подвижники веры и благочестия, мощи которых не открыты и до сих пор и о нетлении которых мы совсем ничего не знаем, но которые известны были своею святою жизнью и по смерти оказывали чудесную помощь с верою обращавшимся к ним. Таковы, например, Антоний Печерский, Кирилл Белозерский, Иосиф Волоколамский, Пафнутий Боровский и другие. Или же некоторые из угодников были причисляемы к лику святых еще до открытия их мощей — главным образом потому, что еще до сего открытия совершались многочисленные и поразительные чудотворения при их гробах; таковы преподобный Феодосий Печерский, митрополит Московский Петр, преподобный Нил Столбенский, святитель Ермоген, Патриарх Московский, и другие.

Таким образом, наличность нетления останков умершего не может считаться необходимым признаком его святости, равно как и тление тела не есть признак беззакония. По свидетельству церковной истории, встречались и встречаются нетленные тела некоторых усопших, которые при отсутствии чудотворений не признавались и не признаются, однако, за мощи святых угодников Божиих. В августе 1479 года было обретено тело митрополита Филиппа, которое в продолжение 12 дней лежало открытым, чудотворений не было, и оно снова было предано земле. В 1546 году в Павловском Обнорском монастыре обретены были целыми тела шести неизвестных усопших и снова были преданы земле. В 1596 году при обретении мощей святых Гурия и Варсонофия Казанских найдены были вместе с ними тела двух других монахов в нетленном виде, но тела Гурия и Варсонофия были признаны мощами и остались открытыми, а тела монахов снова были погребены (Голубинский Е. Е. Указ. соч. С. 522–528). В великой Киево-Печерской церкви почти совсем нетленно и открыто почивает Павел, митрополит Тобольский, скончавшийся в 1770 году, все могут видеть, например, кисть его правой руки, вполне сохранившуюся, даже не очень темного цвета и не очень высохшую. И несмотря на нетление, он все же не причислен к лику святых.

Известный историк и исследователь вопроса о канонизации святых профессор Е. Е. Голубинский говорит: «Тех или других между подвижниками Церковь с самого древнего времени стала признавать святыми на том же основании, на котором признавала их в позднейшее время и на котором признает их и до сих пор, именно на основании свидетельства о них Самого Бога, Который тех или других между ними удостоивал дара чудотворений — или еще при жизни, или по смерти» (Голубинский Е. Е. Указ. соч. С. 16). Но, принимая на себя право при наличности чудотворений причислять того или другого подвижника веры и благочестия к лику святых, Церковь всегда относилась к свидетельским показаниям о чудесах с чрезвычайной осторожностью: обследовала беспристрастно и с полным вниманием все показания, и только после неоспоримых данных известный подвижник причислялся к лику святых.

Тему на открытие для сегодняшнего выпуска «Благовестника» подсказали наши читатели.

«В правой части Нарвского Воскресенского собора находятся две иконы, обрамленные большим количеством капсул круглой формы. Подобные капсулы, но в меньшем количестве или по одной, можно увидеть и на некоторых других иконах собора. Что это означает? В Воскресенском соборе с 23 по 28 мая находился привезенный из Москвы ковчег с частицами мощей новомучеников русской церкви. СМИ также сообщают, что сейчас тысячи паломников устремились в Москву поклониться мощам Николая Чудотворца, прибывшим из итальянского города Барри. Почему вокруг всего этого такой ажиотаж?» — спрашивают они.

Протоиерей Андрей Васильев у иконы Спасителя в Нарвском Воскресенском соборе, в окладе которой находятся мощи многих святых.

На вопросы наших читателей отвечает клирик Нарвского Воскресенского собора, заведующий отделом по связям с общественностью Нарвской и Причудской епархии протоиерей Андрей Васильев.

— Давайте по порядку. В правой части Нарвского Воскресенского кафедрального собора находятся иконы Спасителя и Божией Матери, в киотах (киот – оклад для иконы) которых содержатся небольшие капсулы с мощами разных святых Церкви – равноапостольной Марии Магдалины, святителя Николая Чудотворца, великомученика Пантелеймона, святителя Луки Крымского, великомученицы Варвары и иных. Эти дорогие останки святых собирались в разных уголках света стараниями протодьякона Андрея Килина, ныне клирика Мелекесской епархии. Иконы с частицами мощей, о которых мы говорим, появились в Воскресенском соборе в 2008 году. Капсулы с мощами святых (или мощевики) встроены также и в киоты других икон или в сами иконы, например, святителя Николая, преподобного Серафима Саровского, великомученика Пантелеймона…

Ну, а слово «ажиотаж», как выразился один из читателей, давайте вообще не будем соотносить с нашей темой. Речь идет о христианских реликвиях, перед которыми можно помолиться, прибегнув к предстательству того или иного святого, приложиться к ним, выразив тем самым благоговейное почтение к подвигу жизни в Боге. И огромное количество людей искренне хотят и стремятся это сделать.

— Почему считается, что мощи обладают особой силой?

— Мощами именуются останки людей, причисленных после смерти к лику святых, останки мучеников, преподобных, святителей, апостолов. Согласно учению церкви, мощи являются носителями благодати, то есть источником божественной силы. Они должны сохраняться и почитаться с нравственно-назидательными и литургическими целями. В церковнославянском языке слово «мощи» употребляется применительно к останкам любых усопших людей и имеет происхождение от слова «мощь». В древние времена считалось, что сила человека была не в плоти (то есть теле), а в костях человека. Обязательное почитание мощей было принято на Седьмом Вселенском соборе еще в 787 году. Согласно этому учению, останки (мощи) не сами собой исцеляют и творят чудеса, а делают это силой вселившегося в них Христа. Еще в Ветхом Завете описывается пример чуда, которое произошло при участии умершего тела праведника.

Мощи символизируют собой особое молитвенное присутствие праведника, к которому можно обратиться с просьбой или благодарностью.
Мощи в ковчежце (это небольшой ящик, куда могут помещаться как частицы мощей святого или нескольких святых, так и другие реликвии — частицы одежды, гроба) обязательно устанавливаются под престолом православного храма, когда его освящает епископ; они вшиваются в антиминс, который лежит в алтаре на престоле. Мощи могут помещаться в раке – это такой металлический или деревянный гроб, в мощевиках, которые как правило вставляются в икону. У некоторых архиереев мощи находятся в кресте или перстне.

— Почитание мощей святых – это в традициях только православной церкви?

— Православной и католической.

— А каким образом мощи святого могут оказаться в той или иной церкви?

— Издревле мощи привозились в дар. И у нас в Воскресенском соборе есть такие дары. Очень часто мощи привозятся из паломнических поездок. С 2004 года прихожане Воскресенского собора начали активно ездить в паломнические поездки по местам, где находятся останки особо почитаемых святых. Ездили в Крым, на Соловки, Валаам, в Саров, в Троице-Сергиеву лавру, в Италию и т.д. И почти из каждой такой поездки привозили частицы мощей. Естественно, делали это по решению настоятеля Воскресенского собора, предварительно списывались с тем храмом или монастырем, где хранятся мощи. Мощи могут привозить и увозить. Например, в Воскресенский собор из Санкт-Петербурга привозили мощи благоверного князя Александра Невского, мощи преподобного Серафима Саровского из Сарова, в мае этого года из Свято-Данилова монастыря Москвы частицы мощей новомучеников Церкви русской, большинство которых были казнены в первые годы советской власти. В этом году, в 100-летие начала гонений на церковь, они должны побывать во всех епархиях Русской Православной церкви.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *