Метанойя

Метанойя как изменение духовного опыта

(29 голосов: 4.6 из 5)

Алексей Всеволодович Нестерук – известный ученый, специалист в области космологии и квантовой физики, научный сотрудник Института православных исследований в Кембридже (Англия), преподаватель Библейско-богословского института Апостола Андрея (Москва)

— Метанойя на русском языке часто ассоциируется с термином покаяние, однако мы поднимаем эту тему не только как покаяние в церкви перед Причастием, но покаяние как изменение ума. Покаяние как такое экзистенциальное изменение в жизни человека, которое поворачивает его к Богу.

Метанойя – это греческое слово и его точный перевод означает изменение ума. Но ум здесь нужно понимать очень аккуратно, ибо в православной литературе существует разное представление о градациях человеческого ума. Говорят, например, о духовном интеллекте, о разуме или рассудке (дианойя на греческом). Можно говорить о духе и о других его аспектах, но важно то, что изменение ума, изменение духа соответствует не этическому, а экзистенциальному изменению, изменению жизни человека.

— Что мы имеем в виду, говоря о метанойе как изменении духовного опыта?

— В современной православной практике термин метанойя имеет множество оттенков и наша задача – раскрыть эти оттенки. Начнем с простого евангельского примера, когда к Христу пришел молодой человек и задал вопрос, как ему обрести вечную жизнь. И Христос ему ответил: если ты выполняешь все заповеди, то тебе остается сделать только одно: продать свое имение, раздать деньги нищим и пойти со мной. Молодой человек отошел с тяжелым сердцем, потому что он был богат и не мог осуществить эти изменения. Вот здесь показаны принципиальные отличия того, что понимается под метанойей в истинном смысле этого слова от этического покаяния. Этот человек был праведен, шел по путям заповедей, но он не смог осуществить экзистенциальной трансформации, он не смог сделать себя полезным христианству, он не пошел за Христом и не исполнил заповедь, связанную с изменением его жизни. Обратите внимание, что изменение, которое Христос просил его совершить, не этическое, а онтологическое, изменение по сути, изменение природы. Поэтому опыт метанойи предполагает очень важные изменения не поведенческие, это изменения отношения к жизни вообще, изменение нас самих, как результат этого отношения. То есть такая трансформация, когда мы необратимо меняемся.

— Можно ли определить, из чего состоит метанойя?

— Понятие метанойи многосложно. Здесь можно воспользоваться приемом, основанном на иллюстрациях. Постараемся придерживаться пастырского отношения в объяснении метанойи. Например, ощущение метанойи может связываться с тем, что когда-то вы почувствовали, что Бог покинул вас. И это ощущение богопокинутости приводит к неизбежной просьбе о помощи, вы протягиваете руку, вы осознаете, что у вас есть только один Отец Небесный. И Бог вам помогает с помощью Святого Духа, который посылает на вас благодать Божию и вы меняетесь.

Архимандрит Софроний Сахаров, поскольку он увлекался трансперсональной психологией и был склонен к изучению восточных философий, рассказывал, как в своих попытках дойти до начала неперсонального основания мира, до истины, он свел себя к нулю и после этого ощутил в себе богопокинутость, когда его личность оказалась ни перед чем. Бог услышал его крик о помощи и Дух Святой его вытащил из этого состояния. Результат этого был колоссальный, потому что архимандрит Софроний стал подвижником христианского благочестия в 20 веке, одним из столпов Православия на Западе.

Этот пример интересен тем, что метанойя здесь означает первоначальную попытку уйти из мира к некоему безличному основанию, чтобы обрести себя в личном Боге, тем самым восстановив себя как личность. Именно поэтому метанойя в различных аспектах предполагает возвращение к личностному познанию всякого опыта. Такой личный опыт, к сожалению, в современном обществе часто забывается, потому что общество развивается по законам анонимной логики, обобщенного коллективного сознания – будь то сознание науки, культуры, в которых человек теряет ощущение своего личного вклада, своего личного присутствия.

А становление личности — это важнейший аспект метанойи, и мы к этому еще вернемся.

— Если метанойе может предшествовать ощущение богооставленности, богопокинутости, то метанойя – это процесс или результат?

— Это и то, и другое. В примере архимандрита Софрония это был результат, который, будучи инициированным, уже никуда не исчезает. Но опыт богопокинутости всегда напоминает о себе. Человек получил благодать, когда этот опыт был преодолен, и он никогда не забывает о присутствии этой благодати. Даже если благодать от него ушла, он все равно стремится восполнить ее. Он стремится реализовать эту метанойю снова и снова. Поэтому метанойя не есть статическая конструкция, нечто законченное, это не рецепт для изменения опыта, для изменения человеческого сознания. Это некая программа, стратегия.

— Каковы признаки метанойи?

— Пожалуй, следует говорить не о признаках метанойи, а о модальностях, в которых она может проявляться. Метанойя в жизни человека может играть роль полного осознания того, что в данный момент хочет от человека Бог. Это очень важно, потому что человек живет в таком обществе, когда он пытается диктовать свою волю событиям, он строит свою жизнь по определенному плану. Когда этот план не случается по причинам, не зависящим от человека, человек поставлен перед конкретной необходимостью.

К примеру, у человека была семья и вдруг один из супругов заболел. Человеку остается задача воспитывать ребенка. С одной стороны – его карьера, желание достичь чего-то в обществе, с другой стороны он поставлен перед фактом того, что он должен поднимать жизнь маленького человека. Человек должен исполнить волю Бога. А Бог скажет, что нужно воспитывать ребенка. Тот путь Христа, о котором мы слышали в Евангелии, будет являться путем помощи для этого ребенка. Увидеть эту волю Бога, смириться – это и есть некое ощущение метанойи. Мы отказываемся от своей воли и согласны творить волю Божию. Мы передаем свое сердце и свою жизнь для служения другому человеку. Человек может отдать свои силы Церкви, он может быть в ситуации, когда Церковь призовет его служить. Это будет другой путь, но очень важно прислушиваться к тому, что говорит Бог, не пропускать Его знаки и развивать в себе духовную интуицию, некий мистический элемент, видение того, что стоит за обычными вещами мира.

— Как проявляется метанойя в контексте современной науки и современного богословия?

— Метанойя играет здесь очень важную роль. Современная наука имеет амбивалентное значение, в особенности что касается ее технических приложений. Позиция Православия по отношению к науке сложна и отличается от позиций других деноминаций Христианской Церкви. Эта позиция связана с определенным опытом восприятия науки, начиная с патристических времен и заканчивая современным двадцатым веком. Науку сложно сравнивать с богословием напрямую. Наука и богословие по своему статусному опыту разные. Богословие является опытным типом активности человека, как знание о Боге оно связано с непосредственной вовлеченностью общения с Богом. Наука полагает некий тип абстрагирования и работы в анонимном сознании, когда предметный мир, вселенная рассматриваются как внешние проявления этого анонимного сознания. Соответственно, присутствие личности здесь отсутствует. И вот метанойя в данном случае и есть попытка свести научный разум на алтарь сердца, попытка свести науку к сердечной деятельности богословствующего разума, то есть в какой-то степени освятить науку. И это очень сложный процесс, потому что он означает некое изменение точки зрения на науку. Это не просто процесс, который существует сам по себе безотносительно, но процесс, который в себе содержит некие богословские и философские основания. И эти основания сидят в человеке, который творит науку. Но установить эти основания очень сложно и для этого-то и нужна метанойя. Деконструкция этого научного разума приводит к ощущению ипостасности, личностности, которая стоит за тем, что творится в науке. И понимание того, что научная реальность, как бы она ни была хорошо описана с помощью уравнений и проверенных приборов, не существует вне человеческого разума. Обретение человечности. Отсюда изменение мнения на современную технику, которая является следствием дела рук человеческих. Мы не можем выработать негативное ощущение к технике, осудить ее, когда она способствует экологическому кризису, или когда мы создаем ядерные бомбы. Важно осознать, насколько техника является продолжением нашего человеческого состояния.

Термин метанойя стал часто использоваться в работах по экологии. Греческие богословы вводят термин метанойя именно как тот императив, который позволяет изменить наше отношение к природе, потому что мы должны ощутить, что природа – это таинство. А раз это таинство на алтаре сердца, то оно должно быть воспринято по-другому, мы должны относиться к ней бережно, сохранять ее. Здесь важен диалог экологии и богословия.

— Кто из древних отцов Церкви говорил о метанойе?

— Метанойя является одной из ведущих узловых категорий добротолюбия. Многие отцы-аскеты, говоря о духовном пути, о содержании благодати, предполагали метанойю, потому что метанойя – это покаяние без распятия, это принятие креста на себя. Без нее невозможен путь спасения. В Добротолюбии термин метанойя присутствует у многих отцов, в том числе и у преподобного Максима Исповедника. Но в том объеме, о котором мы говорим сейчас, в то время термин еще не существовал, потому что не существовало таких проблем – метанойя в контексте экологии или науки. Но термин метанойя чрезвычайно популярен среди современных греческих богословов в контексте преобразования структуры общества, изменения современных форм церковности в обществе. Это предполагает метанойю на более нетривиальном уровне. Если мы понимаем метанойю как отказ от анонимности сознания, то мы вступаем на путь, который не является социальным.

Так, например, вступая на путь Православия в неправославной стране, человек обрекает себя на некое неприятие со стороны общества. Поэтому метанойя – это вызов, борьба, это не то, что можно взять с поверхности, это не готовый рецепт, по которому можно действовать. Это свой личный опыт, который требует духовного напряжения.

— Метанойя как цель и самоцель…

— По-видимому, ни то и ни другое. Рассмотрим пример, когда метанойя становится целью, не подкрепленной духовным опытом. Человек говорит, что бросает все и идет в монастырь, оставив семью и близких. Казалось бы, что внешне он следует за заповедью Христа. Но на самом деле это не так. В данном случае он не прислушивается к воле Христа. Воля Христа по отношению к разным людям разная. Так же, как и крест, который дан каждому человеку Богом. В данном случае цель эгоистическая. И так как она лишена благодати и не соответствует воле Бога, такая цель может стать разновидностью прельщения, быть зловещей, потому что ради достижения ее человек может пренебречь интересами других людей. Здесь человек не выполнит главную функцию любви к людям. Метанойя без любви не имеет никакого оправдания. И поэтому если в этой цели или самоцели нет любви, то вряд ли мы можем сказать, что это тот путь, по которому Христос призывает следовать.

Не нужно понимать, что метанойя – это некая абстракция в себе, что метанойю можно достичь внеэклезиологически, внецерковно. Конечно, метанойя – это путь, и истина этого пути должна быть проверена. Это происходит благодаря тому, что человек участвует в церковной жизни, в Евхаристии, в Литургии, он молится, ходит на исповедь. Поэтому метанойя не может пониматься вне церковного опыта. А церковный путь не даст вам путь к метанойе, если вы пренебрегаете другими людьми. Поэтому метанойя – это процесс очень сложный. На разных этапах человеческой жизни он приобретает разные формы. И, пожалуй, важно сохранить свою целостность как эклезиологической, как церковной сущности и в то же время быть очень чувствительным к этим изменениям метанойи. Нужно понимать, что в данный момент нужно делать, чтобы изменить этот опыт. Но главное в метанойе – спасение и обожение. Цель, конечно, есть. Но это цель как эсхатологический идеал, к которому мы стремимся.

— Метанойя как путь, как цель, которую можно достичь. Можно ли прийти к метанойе логическими умозаключениями?

— Достичь цели онтологического покаяния и преобразования на пути чисто логического выстраивания метанойи вряд ли возможно. Если бы это было возможно, это привело бы к ситуации, в которой христианские авторы критиковали гностические учения. С другой стороны я бы не стал отрицать т акой путь, потому что для людей, которые воспитаны не в вере, а в разуме, например, для ученых, путь метанойи как логического перехода к деконструкции химер сознания был бы очень полезен.

Упомянутый пример архимандрита Софрония очень полезен для ученых, потому что фактически то, о чем он говорил, можно перенести в ту же космологию. Люди увлекаются теорией происхождения мира из ничего, Большим взрывом, из которого все произошло. Но давайте задумаемся над вопросом, а что такое Большой взрыв? Это такое недифференцированное состояние вещества, в котором все было, но не было и не может быть человека. Ученые-космологи думают, что они знают, откуда все произошло. Но это и есть космологическое прельщение. Ощутить свою брошенность в огненный шар, в его нежизненность, может быть очень полезно любому космологу. Тогда он поймет, что существует некое внутреннее экзистенциальное противоречие в случае, когда возникает восхищение теориями, которые предполагают отсутствие жизни. Такой логический путь деконструкции может привести к тому, что человек ощутит некое покаяние. Конечно, полнота этого покаяния зависит от того, будет ли следующим этапом выход на Живого Бога Христа. Конечно, можно все разрушить, но что же дальше? Личный Бог при этом найден или нет?

— Как метанойя ведет себя по отношению ко времени, как она ориентируется в пространстве?

— Это вопрос, который имеет несколько различных измерений. Два примера я приведу. Первое – метанойя умеет ощущать реальность в безвременье и приостановленной активности. Современная жизнь навязывает человеку определенный тип деятельности, в котором он утверждает себя как существующего. Например, современный человек должен что то смотреть, читать, куда-то идти, он отсчитывает свое существование посредством неких актов. Выйти из бесконечного диалога с самим собой он не может, потому как в этом случае возникает дискомфорт. Метанойя как раз и означает, говоря словами митрополита Сурожского Антония, умение ничего не делать, когда нечего делать. Эта тонкая формула говорит о том, что метанойя может остановить время, когда ты ощущаешь существование как таковое, как свое личное существование. Этого сложно достичь, потому что современное сознание коррумпировано анонимностью, прикрытой стереотипами социальных программ. Деконструировать эти программы очень сложно, потому что человек остается наедине с собой. Преодоление этого страха важно, потому что, преодолевая страх, ты остаешься один на один с Богом. Существование, отличное от героев сериалов, от героев компьютерных игр, от других развлечений. Но разум нужно остановить, свести к сердцу. Конечно, когда это происходит, происходит и трансформация времени. Общепринятый отсчет времени исчезает.

Второй пример – метанойя, связанная с любовью. Любовь, как мы говорили, лежит в основе метанойи. Без любви метанойя невозможна. Но любовь предполагает сведение на нет пространства между вами и любимым человеком. Даже если этот человек в другом городе, стране, даже если этот человек умер, а вы его любите, когда вы смотрите на его фотографию, вы фактически сводите на нет пространство, оно исчезает. Такая способность свести пространство на нет – один из предикатов метанойи, одно из ее свойств. Достичь этого сложно, потому что мы присваиваем людей в пространственном отношении. Но высшее достижение монахов в том, что весь мир сведен в их душе и пространственного деления там нет.

— В таком случае не является ли метанойя сутью монашеского делания?

— В идеале, да. Потому что в идеале метанойя с трудом реализуема в социальной жизни. Монахи преобразуют мир, поддерживаемый их молитвой. Молитва – один из способов поддержания стен мира. Но наша задача, задача мирян состоит в том, чтобы пытаться изменить свое сознание, сознание своих близких, детей и привить эту идею как практику самонаблюдения, слежения за своим духовным миром, практику отсева бесконечного мусора, который мы потребляем в жизни. Методологически метанойя очень полезна и нам необходимо объяснять людям, что это такое.

Радиостанция «Град Петров».

Прямой перевод этого греческого слова означает “изменение ума”.
Метанойя – это радикальное изменение, качественный скачок, после которого возврат к предыдущему состоянию невозможен. Изменение через постижение, через переживание, через иррациональное. Метанойя – трансформация ума, являющаяся сутью и конечным результатом многих духовных и мистических практик.
Метанойя находит отражение во многих религиях. Соответствующее понятие имеется практически в любой древней традиции. В христианстве метанойя означает “покаяние“, покаяние в смысле полного изменения и возрождения духовного существа. В индуизме метанойя – одна из ступеней Самадхи, в буддизме можно провести параллель с состоянием Сатори – просветление. В японской традиции метанойя обозначает состояние Дзен, которое достигается с помощью медитации дзадзен. В мезаамериканской традиции понятие
метанойя аналогично состоянию, достигаемому посредством остановки внутреннего диалога.
Провести параллель можно и с феноменами психотерапии, такими, например, как инсайт, катарсис и др.
Разумеется, такой перенос смысла термина, изначально относящегося к православной традиции, и его вольная трактовка несколько упрощает суть.Она приведена здесь для того, чтобы читатель мог встроить этот термин в общую сеть, так же это отражает мою позицию относительно общности происхождения всех серьезных духовных традиций.

«Метанойя» – новое имя в христианской рок-музыке

В течение нескольких недель на Альтернативном радио TINfm первое место в десятке лучших исполнителей занимала молодая рок-группа «Metanoya». Группа обитает в Ростове-на-Дону, ее участники – молодые ребята, христиане. Я решила встретиться с лидером группы Константином Молуговым и поближе познакомиться с историей и творчеством «Metanoya».

Что означает название вашей группы?

Metanoya – это греческое слово, я нашел его в словаре. Мне понравилось его значение – изменение мышления. По-церковному – покаяние. То есть это как будто человек шел-шел, потом встретил Бога, и Бог развернул его на 180 градусов. И не только дела его изменились, но само мышление.

Когда была организована ваша группа?

Сейчас нам три с половиной года. Значит, в 2003 году. Первое наше выступление было в феврале 2004 года.

Кому принадлежала инициатива создания группы?

Мне и моему брату. Вообще у нас в группе две пары родных братьев. И вот мы с братом приехали в Ростов, и у нас была мечта сделать группу.

Кто у вас создает материал, пишет песни?

Тексты пишу я, музыку – гитарист, мой брат Вадим. А потом на репетиции мы начинаем обыгрывать песню.

То есть вы аранжируете песни все вместе?

Да. И каждый из нас придумывает свое: барабанщик, гитаристы.

У вас у всех есть музыкальное образование?

Я окончил ростовский музыкальный колледж. У меня был курс вокала, но вообще по образованию я дирижер. Вадим продолжает учиться в этом же колледже по классу гитары. В колледже Вадим встретил Илью, который сейчас играет у нас на бас-гитаре, а его брат Евгений, играет на барабанах. Так мы встретились и начали репетировать.

Вы тогда уже были христианами, верно?

Да. Илья и Евгений вообще у нас из христианской семьи.

Собираешься ли ты идти дальше учиться, чтобы развиваться в музыке?

Да. Собираюсь индивидуально заниматься с преподавателем. Сейчас пока я сам занимаюсь, так как сложно со временем. И еще трудно найти хорошего преподавателя, чтобы не просто время тратить, а действительно развиваться.

Остальные ребята в группе сейчас учатся?

Нет, не все. Наш барабанщик Евгений сейчас служит в армии. И служит рядом с Ростовом. Это было чудо для нас. По закону его не должны были оставить в области. И мы думали, что нам делать в этой ситуации, надо было бы искать ему замену. Мы помолились об этом. И так получилось, что вопреки закону его оставили рядом с Ростовом. Нам не пришлось отменять ни одного концерта. Репетиции и выступления проходят в нормальном режиме.

У вас в команде бывают непонимания?

Я общаюсь с другими музыкантами и вижу, что у них часто бывают конфликты – задели гордость, и вот он уже не общается с другими. Но у нас ни разу за 3,5 года такого не было. Мы сразу стараемся какие-то напряженные моменты превратить в шутку.

Откуда ты черпаешь вдохновение, когда пишешь песни?

Бывает по-разному. Вот, например, едешь в автобусе (у меня всегда с собой ручка и бумага), посмотрел в окно, мысль пришла и ты ее сразу записал. Потом приходишь домой и думаешь: «А-а, просто написал». А потом Вадим начнет подыгрывать под нее, и ты слышишь, что песня классно пошла. А бывает, много времени уходит прежде, чем что-нибудь родится… Недавно я прочел историю девушки, которая покончила с собой. И это побудило меня написать песню. Меня эта проблема коснулась. Еще я узнал, что Россия стоит на третьем месте по количеству самоубийств. Эта песня о девушке вошла в наш новый альбом, который мы записали в июне.

Что, по-твоему, необходимо нашей современной российской молодежи?

Молодежь жаждет чего-то необычного и оригинального. Это видно на выступлениях. Сейчас много всего во всех сферах: мода, искусство, творчество. Все, что хочешь. А чего им не хватает? Думаю, искренности не хватает молодежи и заботы друг о друге. Всем все равно, что происходит с другими, каждый в своих проблемах варится.

Где вы выступаете?

Мы выступаем в Ростове, в Ростовской области, в Краснодарском крае, были в Москве.

Что является целью вашей группы?

Наша основная цель – положительно влиять на общество, видеть позитивные результаты от того, что мы поем, чтобы наши тексты меняли, прежде всего, молодых людей.

Кто и что оказало на тебя влияние как на личность?

К нам из Новочеркасска в 2000 г. приехали два миссионера. Они жили у моей бабушки, она – верующая. Один был молодой парень, 22 года, такой спортсмен здоровый – Александр. А второй чуть постарше, Николай. До этого я представлял, что христианство – это что-то такое забитое: бабушки, иконы и т.д. Я много времени проводил с этими людьми, много с ними общался, много от них брал. Теперь я анализирую и вижу, что они много повлияли на то, какой я сейчас. Они – люди довольно консервативного склада, например, в плане музыки. У них был альбом христианской группы «Новый Иерусалим» – «Ну что ты думаешь об этом?» И когда мы с Вадимом начали его слушать (это потом мне Николай рассказывал), они боялись, что на нас эта музыка, рок, плохо повлияет. Но потом Николай услышал от Бога: «Пусть они это слушают». Они поддерживали нас, достали гитару, помогали учиться играть на ней. Вадим свои первые гитарные уроки брал именно у Александра.

Есть ли у тебя сейчас духовные наставники?

Мы с женой ходим на домашние группы и там получаем основную серьезную духовную пищу. А личных наставников у нас нет.

Кто повлиял на тебя как на музыканта?

Вначале я слушал только христианскую музыку, как, например, «Новый Иерусалим». Из зарубежных на меня очень сильно повлияло POD. Я знаю, что они – искренне верующие люди, я читал их интервью, видел концерты. Они перед концертами молятся прямо в зале обо всех присутствующих. У нас в России такого нет… И эта группа известна на весь мир, их диски продают в обычных музыкальных магазинах. Одна из наших целей – чтобы мы не были только в христианском окружении, чтобы наши диски можно было приобрести в обычных магазинах. Чтобы наше творчество было альтернативой тому, что есть сейчас. И я верю, что мы туда пробьемся. О нас было много пророчеств, видений; люди говорили: «Мы видим вас на стадионах, где собираются тысячи людей…» Правда, иногда подходят сомнения: «Да куда нам с таким уровнем?!» Но остается в сердце надежда, что что-то получится.

Можно сказать, что ваша цель – это команда, идущая далеко и надолго.

Да, мы очень серьезно настроены. И еще одна из вещей, которая сейчас бытует в христианстве – к музыке относятся как к чему-то бесплатному (вроде как даром получил – даром отдавай). Но у меня другой взгляд на это. Если ты музыкант, если ты работаешь в этой области, то ты вправе получать за это деньги (как апостол Павел говорил: «Трудящийся достоин награды»).

«Metanoya» – это единственное твое занятие?

Нет, я также работаю в международной миссионерской организации «Молодежь с миссией». Я занимаюсь там музыкальным служением – всем, что связано с поклонением, учим о поклонении. «Молодежь с миссией» существует в 153 странах мира. У одного человека было видение в 60-х годах: он видел землю, омываемую водой. И эти волны он видел как молодежь, которая идет в разные уголки мира и проповедует о Христе.

Планы вашей группы на ближайшее будущее?

Мы записали новый альбом и планируем провести серию концертов по в поддержку альбома от Сочи до Воронежа. Планируем сделать клип. Уже есть идеи. Думаем о создании второго альбома.

Беседовала Татьяна Горбунова

Metanoya

Metanoya2003

Жанры Альтернативный рок Адрес страницы https://www.realrocks.ru/metanoya Описание нам от 20 до 22 лет, любим то чем занимаемся! Участники

Kos Молугов Лидер-вокал

Вадяс Молугов Лидер-гитара

Илья Новик Бас (бас-гитара, контрабас)

Евген Иващенко Ударные инструменты

metanoya Владелец страницы

Сайты www.metanoyamusic.ru Пресса месные сми История Группа Metanoya образовалась зимой 2004 года в городе Ростов-на-Дону.Все началось с того, что два брата, Костя и Вадик, у которых была огромная мечта создать группу, приехали в Ростов. В это же время они знакомились с другими двумя братьями, Ильёй и Евгеном.Так начались репетиции и наработка материала…Менялся стиль, менялось название. Но за первые два года существования группы они успели выступить в различного рода клубах и на площадках города. Много было поездок, разных акций против наркотиков и за здоровый образ жизни. 2006 году группа узнала о конкурсе «Призван быть первым — 4», который проходит в Москве. Они приняли участие и заняли второе место. Летом 2007 года группа записала свой дебютный альбом «Лететь, забыв про себя», в поддержку которого был организован тур по югу России! Так же за это время группа приняла участие в во множестве фестивалей и концертов по России. Весной 2008 года ребята снова поехали в Москву на конкурс-фестиваль «Призван быть Первым-5» и заняли там первое место в номинации рок. Летом этого же года они отправились в тур «Лето в разгаре Света» по 12 городам России.После тура они подписали договор о сотрудничестве с продюсерским центром «pbp-media». В рамках договора был записан второй альбом «Metanoya world», презентация которого была намечена на 29 октября 2008 года.Осень 2008 года к группе присоединился новый и постоянный басист Илья Новиков. Весной 2009 года к группе присоединяется Костя Dread Кочкин, наш старый и хороший друг. Стиль группы определён как Melodic rap-core. Состав группы на данный момент: Константин Молугов (вокал), Вадим Молугов (гитара), Евгений Иващенко (ударные), Илья Новик (бас). Костя Dread Кочкин ( FX,звук) Практически все участники группы имеют музыкальное образование. Они говорят: «Мы несем что-то свежее и чистое в этот мир, потому как мало кто говорит сейчас о чистой любви, о чистой жизни, о морали. У нас есть, что сказать людям нашего поколения, и мы это делаем!» Инструменты и оборудование гитары барабаны Альбомы Лететь забыв про себя… 2007 Metanoya world 2008

Метанойя, преображающая жизнь

Следует сказать, что с подобной просьбой жители Новосибирской области обратились к владыке не первый раз. В октябре 2011 года жители села Кирза Ордынского района писали митрополиту: «В нашем селе без церкви люди стали жестокими — без Бога в душе и сердце». Селяне считают, что причиной многих их бед и напастей стало то, что их предки во времена советской власти отошли от Бога. Свой храм сначала переоборудовали под клуб, а потом — и вовсе снесли. И вот, спустя много лет, жители села, часть из которых еще помнят свою старую церковь, покаялись в своих грехах и попросили у Бога прощения за грехи своих родителей. А принеся покаяние, приступили к строительству в селе нового храма.
О факте общественного покаяния в Кирзе жители села Новотырышкино узнали из телепередачи. «Такое покаяние и нам необходимо, — написали они владыке, — так как в нашем селе наблюдается высокая смертность среди молодого населения. А за прошлый 2011 год произошло пять случаев суицида, и в другие годы таких случаев было много, а также происходит множество других зол и напастей». Жители села полагают, что все это происходит от нераскаянных грехов.
По благословению митрополита Тихона, молебное пение, на котором были прочитаны покаянные молитвы, как и в Кирзе, совершил протоиерей Александр Реморов в сослужении священника Покровского Александро-Невского монастыря села Колывань Алексия Малахова. Чин было решено провести в здании сельского клуба. Перед общей молитвой о. Александр обратился к селянам с проповедью и наставлениями. Прощения грехов и помощи Божией просили более 300 селян — взрослые и дети. На молебне присутствовали глава администрации Новотырышкино А. Прокопович и главы сельсоветов сел Пихтовка и Скала.
Первая церковь в Новотырышкино была возведена еще в XIX веке — в 1858 году, но через 30 лет она сгорела, и в 1888-м здесь построили новый храм — Троицкий. В 1958 году, когда бывший в то время руководителем СССР Н. Хрущев объявил очередную войну с религией, храм был разрушен. Сейчас в селе есть православный приход — во имя Святой Троицы, в котором уже пять лет проводятся богослужения и совершаются церковные таинства. В воскресные дни проходят занятия в детской церковно-приходской школе.
Сейчас в Новотырышкино проживает около 1300 человек. В селе есть детский сад, общеобразовательная школа и филиал детской школы искусств. В последнее время наметилась тенденция усыновления детей-сирот. Уже сейчас в сельских семьях воспитываются 36 приемных детей.
Жители Новотырышкино не имеют средств для строительства нового храма, но уже задумываются об этом, подбирают место в центре села и разрабатывают проект. Жители, подписавшие письмо митрополиту Тихону (а их более 500 человек!), стараются воспитывать своих детей в православной вере, посещать православный приход и принимать церковные таинства.
После совместной покаянной молитвы в сердцах жителей Новотырышкино поселилась надежда на то, что жизнь в селе, а особенно духовное состояние жителей, изменится к лучшему. Провожая протоиерея Александра Реморова, глава сельсовета Андрей Прокопович от имени всех селян передал митрополиту Тихону искреннюю благодарность, а также просил молитв владыки о благополучии села Новотырышкино.
Почему Господь не хотел иметь дело с «праведниками»?
Вообще, что такое покаяние? Главным образом — это возрождение (от слова «рождение») от греха; сокрушение сердца о своей греховности и обращение к Богу в поиске чистоты. В широком смысле под покаянием подразумевается фундаментальная перемена в жизни: от произвольно греховной, самолюбивой и самодостаточной — к жизни по заповедям Божиим, в любви и стремлении к Богу.
Покаяние — это изменение внутренней и внешней жизни человека, заключающееся в решительном отвержении греха и стремлении проводить жизнь в согласии со вся-святой волей Бога. Греческое слово μετάνοια («метанойя» — «покаяние») означает «перемена ума», «перемена мыслей». Проповедь Христа призывает к изменению образа мысли и образа жизни, отказу от греховных дел и помыслов.
Покаяние начинается с изменения человеческого ума, отвращающегося от греха и желающего соединиться с Богом. Покаяние всегда есть умоперемена, то есть перемена одного направления ума на другое. За изменением ума следует изменение сердца, которому Бог дает опытно познать Свою благодатную любовь и святость. Познание любви и святости Божьей дает силы человеку не повторять грех и противостоять его действиям. В тоже время благодатное вкушение Божественной любви и святости требует от человека немалого подвига для ее удержания в своей душе. В этом подвиге Бог испытывает свободное намерение человека отринуть грех и вечно пребывать с Ним.
Следование Божественным заповедям встречает сопротивление падшего человеческого естества, отчего покаяние неразрывно связано с напряжением воли в движении от греха к Богу или с подвижничеством. В подвижничестве от человека требуется искреннее желание преодолеть грех, а от Бога подается благодать для его преодоления. Покаянный подвиг — дело всей жизни человека, поскольку человек всю жизнь должен стремиться к соединению с Богом и освобождению от греха.
Для отпущения содеянных грехов Церковью установлено особое таинство исповеди, требующей искреннего раскаяния человека в совершенном грехе и решимости не повторять его с помощью Бога.
Что делать тому, кого мучает совесть? Как быть, когда томится душа? Православная Церковь отвечает — принести покаяние. Покаяние — это обличение своего греха, это решимость не повторять его в дальнейшем.
Мы грешим против Бога, против ближнего и против самих себя. Грешим делами, словами и даже мыслями. «Нет человека, который поживет на земле и не согрешит», — говорится в заупокойной молитве. Но нет и такого греха, который не прощается Богом при нашем покаянии. Ради спасения грешников Бог стал человеком, был распят и воскрес из мертвых.
Призыв к покаянию был первым призывом, первой проповедью Христа: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Божие» (Мф. 4, 17). Но, может быть, усиленное покаяние нужно лишь для больших грешников, а не для нас? В Евангелии есть одна, на первый взгляд загадочная фраза. Господь сказал: «Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мф. 9, 13).
И Иисуса часто обвиняли в том, что он более имел дело с грешниками — блудницами и мытарями — и менее с теми, которые строго исполняли закон Моисеев, — с книжниками и фарисеями. Почему же Господь не хотел иметь дело с «праведниками»? Потому что те, кто почитали себя «праведниками», не имеющими нужды в покаянии, на самом деле были в самообольщении, были гордецами, т.е. грешили грехом, наиболее ненавистным Богу, и были душевно неизлечимы благодаря полному отсутствию сознания своей греховности.
Вполне «праведников» вообще нет на земле. Пророк Давид говорил: «Все уклонились, сделались равно непотребными; нет делающего добро, нет ни одного» (Пс. 13, 3).
А один старец (имя его осталось неизвестным) так говорил своему ученику: «Ведай, сын, что не только я и ты, мнимые монахи, нуждаемся в непрестанном трезвении и плаче, но и великие подвижники нуждаются в них. Услышь следующее духовное рассуждение: ложь от диавола; страстное воззрение на женщину вменено Богом в любодеяние. Гнев на ближнего причислен к убийству, за каждое праздное слово обетовано (обещано) воздаяние. Кто же такой человек и где его найти, который бы не ведал лжи, не был искушен вожделением, никогда не прогневался на ближнего напрасно, в котором бы не нашлось празднословия и который поэтому не нуждался бы в покаянии?»
А вот что пишет о том же
о. Александр Ельчанинов: «Вы оправдываетесь тем, что проступок ваш невелик, неважен. Но нет неважного, ничтожного в мире — ни дурного, ни хорошего. Самое незначительное действие, мимоходом брошенное слово, самое мимолетное чувство — важны и реальны, как реально все в мире. Поэтому все самое малое должно соответствовать самому главному и ничто нельзя почитать недостойным внимания или свободным от нашей ответственности». Победим же свое горделивое сознание о своей призрачной «праведности», пожалеем свою бедную, опозоренную грехом и страстями душу, находящуюся в рабстве лукавого духа, и осознаем для себя необходимость в деятельном, глубоком покаянии.
Итак, в покаянии нуждаются все люди без исключения: все больны, все в духовных язвах. Как пишет преподобный Исаак Сириянин: «Покаяние всегда прилично всем грешникам и праведникам, желающим улучить спасение. И нет предела усовершенствованию, потому что совершенство и самых совершенных подлинно несовершенно. Посему то покаяние до самой смерти не определяется ни временем, ни делами».
Этим можно объяснить духовный парадокс, который так формулирует архимандрит (впоследствии Патриарх) Сергий: «Чем выше человек нравственно, тем сильнее в нем сознание своего недостоинства и тем обильнее его покаянные слезы. Таков, например, прп. Ефрем Сирин, творения которого — почти непрерывный плач, хотя носят на себе неизгладимые следы небесной радости, присущей всякому истинному праведнику».
Отсюда особенно больными и трудноизлечимыми надо считать тех, которые в самообольщении не считают себя больными, почитают себя если уж не «праведниками», то, во всяком случае, не какими-либо «большими» грешниками.
Таким образом, чтобы исцелиться, надо, прежде всего, почувствовать свою болезнь и познать нужду во враче, т.е. признать свою греховность. Без признания ее человек болен безнадежно и находится в горделивом самообольщении. Христос — Врач наших немощей. Но Он ждет обращения к Нему, ждет признания от нас в своих грехах, и тогда Он снимает их с нас и дает силу бороться с грехом. Но что такое покаяние?
Вот определение покаяния
прп. Исаака Сириянина: «Значение же слова «покаяние», как дознали мы из действительного свойства вещей, таково: оно есть приближающееся к Богу неослабное прошение с исполненною сокрушения молитвою об оставлении прошедшего и мольба о хранении будущего. Покаяние есть корабль души, на котором она переплывает и спасается в мысленном море греха».
А епископ Игнатий (Брянчанинов) так определяет покаяние: «В покаянии совмещаются все заповеди Божии. Покаяние есть сознание своего падения, соделавшего естество человеческое непотребным, оскверненным и потому постоянно нуждающемся в Искупителе».
Таинственен процесс покаяния души. В нем мы открываем перед Богом язвы своей души и скорбным духом и болью сердечною свидетельствуем, что мы сознаем их, ужасаемся их безобразию и просим об исцелении этих язв и прощении грехов. И чем глубже сознание грехов, тем чище омывается душа в слезах покаяния. Таким путем шли все те, кого Церковь почитает святыми и праведниками. И лишь идя этим путем, «узким» и «тесным», путем нищеты духовной и глубочайшего покаяния, возможно спасение души.
Епископ Игнатий (Брянчанинов) так пишет об этом: «Всякий, усиливающийся взойти на брак Сына Божия не в чистых и светлых одеждах, устраиваемых покаянием, а прямо в своем рубище, в состоянии ветхости, греховности и самообольщения, извергается вон во тьму кромешную — в бесовскую прелесть.
Покаяние и все, из чего оно составляется, как-то: сокрушение и болезнование духа, плач сердца, слезы, самоосуждение, памятование и предощущение смерти, Суда Божия и вечных мук, ощущение присутствия Божия, страх Божий — все это суть дары Божии, дары высокой цены, дары первоначальные и основные, залоги даров высших и вечных. Без предварительного получения их получение последующих даров — невозможно».
«Как бы ни возвышенны были наши подвиги, — сказал св. Иоанн Лествичник, — но если бы мы не стяжали болезнующего сердца, то эти подвиги и ложны, и тщетны. При исходе души нашей мы не будем ни в чем обвиняемы так, как в том, что не плакали непрестанно о грехах своих. Ибо плач имеет двоякую силу: истребляет грех и рождает смиренномудрие».
«Но из чего же составляется процесс покаяния? Ему предшествует понимание разумом нарушения нами заповедей Божиих. После этого следует испрошение прощения у Бога, а также и у человека, если грех был связан с виной перед ним. Но это еще не есть покаяние. В дополнение к признанию своего греха мы должны понести труды покаяния — покаянные молитвы и, может быть, для физически здоровых — поклоны, пост, воздержание и т.д. Но и это все еще не есть достаточные признаки полноты покаяния. Можно все это выполнить, а все же не покаяться, не примирить с собою Бога, не получить Его прощения и возвращения в сердце Святого Духа и полноты Его благодати. Истинное покаяние зарождается глубоко в сердце. В нем должны появиться стыд за грех, ощущение грязи на своей духовной одежде, отвращение к своей склонности ко греху, оскверняющему душу отвратительной нечистотой и омерзительным запахом.
И вот, когда душе нашей станет тяжко от этого запаха и нечистоты, когда мы начнем презирать себя за свое душевное безобразие, когда мысленно падем перед Богом, простирая к Нему свои руки с просьбой о прощении и помощи, когда мы, по выражению старца Силуана, «сойдем во ад покаяния и действительно ощутим себя хуже всякой твари», тогда начинается наше действительное покаяние. Оно всегда не во внешних проявлениях, а в глубочайших переживаниях сердца», — пишет Н.Е. Пестов.
«Отдай душу во ад, будешь богат», — говорил и старец Захария из Троице-Сергиевой лавры.
Есть ли предел покаянию? Его нет, и, как говорит прп. Марк По-движник: «Если мы будем подвизаться в покаянии и до самой смерти — и тогда не исполним должного, потому что и тогда не принесем ничего равноценного Царству Небесному».
О грехе родовом и первородном
Предлагаем вниманию читателя мысли профессора Московской духовной академии Алексея Ильича Осипова по этой теме:
— Мы должны различать между собою три типа греха: личный грех, т.е. тот, который совершает каждый человек, нарушая голос совести, голос разума, голос и букву закона; родовой грех — это понятие достаточно новое, как оказалось, но которое имеет очень большое значение и для понимания вопроса спасения, и для оценки нашей жизни в целом.
Родовой грех — это не тот грех, за который мы несем ответственность, это не тот грех, в котором человек повинен. Нет, это та болезнь нравственного порядка, болезнь, которая приобретается человеком или лучше сказать с которой рождается человек, но источником которой является не он сам, а его родители, его предки. Что же конкретно является источником этой болезни? Как правило, а может, это только так и есть, являются какие-то серьезные нравственные преступления.
Оказывается, тяжелые грехи или те, которые у нас в богословии называются смертными грехами, они производят очень сильное действие на душу и тело человека. Запомним, человек — это одно существо, которое мы разделяем часто на душу и тело. На самом деле, человек — это единое существо и поэтому смертный грех, производя очень сильное действие на совесть человека, на душу (вспомните переживания Раскольникова у Достоевского), налагает печать на все существо человека, в том числе на его наследственность. Таким образом, мы получаем страшный результат.
Преступление родоначальника наносит такую рану, которая передается в течение нескольких поколений. Когда Библия говорит о том, что грех отца сказывается до третьего — четвертого рода, можно полагать, что особо сильное действие этой раны, которую производит человек своим преступлением и которое передается из поколения в поколение, имеет значение в первых этих трех, четырех поколениях. Особенно сильно ощущается, как рана не заживает у нас в течение какого-то времени; так и здесь — особенно сильно эта рана сказывается в этом промежутке времени. Это и есть родовой грех. В том, что это не есть богословская абстракция, а реальность нашей жизни, каждый может убедиться сам.
Мы на многих детях прямо замечаем ярко выраженные страсти, болезни. Он еще ничего не знает, этот ребенок, а у него уже выпячивает во всю, над ним смеются его собратья, дети, он еще не понимает, а у него уже это проявляется. Он за это не несет ответственности. Мы называем это грехом в таком смысле: например, плотнику или столяру нужно сделать гладкую доску, выстрогать ее. И вдруг строгальщик говорит что вылетел сучок, — ах, какой грех, изъян! Так вот, родовой грех, хотя мы и именуем грехом, на самом деле — болезнь, это не личный акт человека, а болезнь, наследуемая им. Но эта болезнь не вечная, т.е. она особенно действует на три — четыре рода и может быть излечена правильной жизнью. Если в течение этих поколений найдутся люди, которые противостоят этой болезни, борются с собой и, в конце концов, побеждают ее, то прекращается этот родовой грех. Но из этого следует очень важная вещь, о чем следует знать всем людям, о чем нужно буквально проповедовать: родители, бойтесь греха, если вы действительно любите своих детей! Не думайте о том, что ваша жизнь не имеет никакого значения для ваших детей. Не думайте об этом и не мечтайте. Все ваши преступления и ваши грехи отпечатываются на ваших детях. Поэтому когда сейчас сплошь и рядом задают вопрос — что нам делать с нашими детьми? — ответ всегда приходится давать однозначный. Подумайте сначала, что делать с отцами и матерями, т.е. с самими собой, тогда узнаете, что делать с детьми.
Итак, это то, что мы назвали родовым грехом. В некоторых родах и даже племенах определенные страсти сказываются с особенно большой силой, поэтому так и остался в истории род каинитов, разбойнические роды, воровские династии и т.д., там с особой силой действует нравственная болезнь. Поэтому таким людям нужно посочувствовать, а мы их осуждаем, говорим: «Вот негодяи, преступники». Подождите осуждать! Вы подумайте сначала, от кого они произошли, в какой среде они воспитались. Нужно жалеть больных людей, а не осуждать, если можно помочь.
И третья категория, так называемый первородный грех. Этот вопрос для нас имеет особенно большое значение, поскольку он связан напрямую с пониманием того, что совершил Христос для человечества. В этом вопросе существуют различные взгляды, и они для нас представляют очень большую значимость, неверное понимание вопроса приведет нас к неверному пониманию существа дела Христова. Что такое первородный грех? Различают два понятия: есть грех прародительский, т.е. тот личный грех, который совершили родоначальники человечества, это их личный грех. Первородный же грех есть то следствие, которое проистекло из личного греха. Их грех имел совершенно особое значение по сравнению со всеми нашими грехами, потому что они находились еще в первозданном, абсолютно чистом виде. И здесь впервые в истории произошло рассечение связи между человеком и Богом. В результате разрушения этой связи и возникло то, что в богословии стало именоваться так называемым первородным грехом. Это повреждение нашей человеческой природы, искажение свойств. Наше доброе по своей природе свойство оказалось глубоко искаженным, гнев на зло превратился в гнев на человека. Зависть как стремление к святыне, зависть как доброе чувство стремления к идеалу превратилось в злое чувство по отношению к тому, у кого лучше, чем у меня. Вот это искажение наших добрых свойств, затем расщепление единого человеческого существа на противоборствующие друг другу ум, сердце как орган чувств и тело (щука, рак и лебедь) привело человека и человечество к тому состоянию, о котором мы все ахаем, охаем, вздыхаем и кричим, как бы нам получше устроить, чтоб человечество жило лучше. И все смотрим друг на друга, забывая посмотреть на себя. История человечества и личная жизнь каждого человека свидетельствует о том, что действительно мы постоянно погрешаем и против ума своего, против своей разумности и против всей своей жизни. История ведет мы видим куда. Чем дальше живем, тем хуже становится.
Итак, первородный грех — это тот грех, который не является грехом, в котором виновен каждый человек, никто в нем не виноват, кроме Адама и Евы конечно, но это не очень утешительно. Оттого, что человек, предположим, родился горбатым или слепым и невиновен, это его не очень обрадует, он все-таки предпочел бы быть здоровым и зрячим. Так вот и то, что мы находимся в том состоянии, когда ум говорит — нужно поступить вот так, а сердце влечет к совершенно противоположному, а тело вообще не хочет считаться ни с умом, ни с сердцем, то от этого радости никакой нет, и от этого человек весь раздроблен. И отсюда начинается хаос всей его жизни, и личной, и семейной, и общественной, и государственной и т.д. Вот что такое первородный грех, повреждение природы. Это очень важно иметь в виду.
Преподобный Максим исповедник пишет: «Два греха возникли в праотце нашем, вследствие преступления Божественной заповеди, один — достойный порицания личный грех, а второй — имевший свои причины не могущий вызвать порицания первого. Первый — личный от произволения, а второй — от естества, от природы вслед за произволением невольно отказавшегося от бессмертия». Афанасий Великий так и говорит, что «грехом личным человек произвел совращение естества», т.е. повреждение его, — вот что такое первородный грех. Заболели мы искажением свойств, смертью, как отцы называют тлением, отныне нет бессмертия, каждый человек рождается смертным.
А теперь отсюда понятно, чем отличается христианское понимание спасения от нехристианского. Христианство призывает человека к тому, к той ценности, которая является вечной и неотъемлемой у человека, если есть такая ценность, это действительно ценность, то, что нельзя отнять. А если человеку дать подержать, к примеру, кусок золота или бриллиантов мешок? Подержал, хватит, т.е. все, что мы имеем — это мыльный пузырь, который мы изо всей силы пока живем раздуваем: как бы приобрести одно, другое, третье, и который по мгновению ока лопается от прикосновения смерти, вот безу-мие язычества вне христианского сознания. В чем? Пузырь мыльный раздуваем, неужели не видим, что он лопается каждый день у всех, что ж тогда делаем? После этого может кто-либо возражать, что наш ум поврежден, Трудно возражать. Христианство и пытается отвлечь от этого миража, так называемого блага земного, пытается показать, что благо земное может явиться ступенькой к приобретению блага вечного при правильном к нему отношении. Вот какой вывод делает один из наших богословов Кремлевский (можете посмотреть «Православно-богословскую энциклопедию», статью «Грех»). Он пишет: «Ясно, что грех Адамов не отождествляется церковью с первородным грехом, а считается лишь причиной последнего». Итак, есть грех Адама и есть следствие греха Адама, первородный грех есть следствие личного греха Адама.

Поддержите наш сайт

Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.

Покаяние? Cлавянский перевод? Метанойя

Покаяние? Ведь это славянский перевод
Греческого слова метанойя, а буквально…
o
http://bratstvo.by/
o
Два дня в году согласия и примирения, я предлагаю вам отмечать 8 и 9 мая со всеми земляками и землянами.
Выскажу всем ветеранам искреннюю благодарность и восхищение, ведь вы спасли от нацистов человечество.
о
http://www.youtube.com/watch?v=KIAtlrSqyjE
о
Давайте помолимся и покаемся, попросим прощение за обиды, потому что всегда и всех нужно прощать.
Прошу вас, будьте и вы снисходительней к тем, кто причинил боль вашей душе, если они тоже покаятся.
о
http://www.youtube.com/watch?v=vMfi_JL3ld0
о
Дни памяти и примирения (на других официальных языках ООН: английского —
Time of remembrance and reconciliation, от французского — Journеes du
souvenir et de la rеconciliation ) — посвящены памяти жертв Второй мировой войны.
Отмечаются ежегодно 8 мая и 9 мая, начиная с 2005 года.
Провозглашены Генеральной Ассамблеей ООН в резолюции, посвящённой
празднованию шестидесятилетия окончания Второй мировой войны
(Резолюция № A/RES/59/26 — Празднование шестидесятой годовщины
окончания второй мировой войны — от 22 ноября 2004 года).
В резолюции предлагается государствам-членам ООН, неправительственным организациям, частным лицам, кроме празднования своих Дней Победы и Освобождения, ежегодно также отмечать один или оба эти дня (8 и 9 мая)
как дань памяти всем жертвам Второй мировой войны.
о
http://www.youtube.com/watch?v=ONsyA7LTIII
о
Что такое покаяние?
Беззаконие мое аз возвещу
и попекуся о гресе моем.
(Пс. 37, 19).
Мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим
приняли… помяни меня, Господи, когда придешь в Царствие Твое!
(Лк. 23. 41-42).
Покаяние это славянский перевод греческого слова метанойя,
буквально означающего перемена ума, перемена образа мыслей.
Епископ
Иларион
(Алфеев)
(XX-XXI вв.).
Раскаяние есть возвращение, путем подвижнической жизни и трудов, из противоестественного состояния в состояние естественное и от дьявола к Богу.
Преподобный
Иоанн Дамаскин
(VII-VIII вв.).
Что такое покаяние? Оставление
прежнего и печаль о нем.
Покаяние есть дверь милости, отверстая усильно ищущим его. Этой дверью
входим в Божию милость; кроме этого входа не обретем милости.
Преподобный
Исаак Сирин
(VII век).
Покаяние это жалость и болезнь о грехах, содеянных после
крещения, которые чрез нелицемерное и истинное исповедание
и сокрушение сердца, чрез иерейское разрешение отпускаются.
Святитель
Тихон Задонский
(1724-1783).
Ему не нужны дары; некому взять их и остановить тебя; прямо входишь к самому царю, и Он принимает тебя, потому что Непамятозлобив, Человеколюбив и сожалеет о бедствиях человеческих (Иоил. 2, 13)… Прежде нежели скажешь что-нибудь, неважное или важное, Он предвидит, о чем будешь говорить. И прежде нежели отверзешь уста свои, наперед знает, что у тебя в сердце. Не колеблись и не скрывай своего недуга.
Преподобный
Ефрем Сирин
(IV век).
Дело покаяния совершается тремя добродетелями:
1) очищением помыслов;
2) непрестанной молитвой;
3) терпением постигающих нас скорбей.
Преподобный
Макарий Великий
(IV век).
Господь наш Иисус Христос, ведая злобу демонов, которою они заразились против человека с самого сотворения его, приложил к дару крещения дар покаяния, действующий до последнего издыхания нашего. Если бы не было покаяния, не было бы и спасающихся.
Святый Дух научает нас удалиться от греха и более
не впадать в него. В этом состоит покаяние.
Если бы не было покаяния,
то не было бы спасающихся.
Преподобный
Исаия
(IV век).
Каяться значит в сердце чувствовать ложь, безумие, виновность грехов своих, значит сознавать, что оскорбили ими своего Творца, Господа, Отца и благодетеля, бесконечно святого и бесконечно гнушающегося грехом, значит всею душою желать исправления и заглаждения их.
Св. праведный
Иоанн Кронштадтский
(1829-1908).
Когда раб возложит укоризну на себя и скажет:
«я согрешил», немедленно господин его милует его.
Авва Моисей,
из «Отечника».
Осознание греха перед Богом, — т. е. не просто: что-то я не то сделал, а именно перед Богом. Это предполагает, во-первых, веру, а во-вторых, обязательно личное отношение с Богом, связь с Ним, богообщение. И это осознание — не протоколирование какого-то формального нарушения, а живое чувство того, что то, что я сделал, неприятно Богу моему, я этим огорчил, обидел, оскорбил Бога. Покаяние — не копание в себе и не холодный самоотчет, а живое ощущение, что грех разлучил меня с Богом.
Игумен
Петр
(Мещеринов)
(XX-XXI вв.).
Покаяние имеет великую силу, оно может человека, сильно
погрузившегося в грехи, освободить от бремени грехов и
поставить в безопасности, хотя бы он достиг самой глубины зла…
Врачевство покаяния состоит в осознании своих грехов и исповедании их.
Если ты будешь исповедовать грехи, как должно, то душа
смирится, ибо совесть, терзая ее, делает душу смиренною.
Диавол, зная, что исповедание греха есть избавление от греха, склоняет душу к бесстыдному упорству. Но ты, возлюбленный, когда согрешишь, говори: я согрешил. Нет ничего справедливее такого оправдания. Таким образом ты умилостивишь Бога; таким образом и сам себя сделаешь более медленным на те же грехи… Ни у кого из согрешивших не бывает недостатка в бесстыдных оправданиях. Человекоубийца может сослаться на свою раздражительность, вор на бедность, прелюбодей на похоть, иной на власть; но все это предлоги неосновательные, не представляющие никакой уважительной причины. Не от них происходят грехи, но от воли согрешающих.
Бог требует от тебя признания не для того, чтобы наказать, но, чтобы простить; не для того, чтобы Ему узнать грех твой: разве Он и без этого не знает? Но для того, чтобы ты узнал, какой долг Он прощает тебе. Хочет Он показать тебе великость Своей благости для того, чтобы ты непрестанно благодарил Его, чтобы был медлительнее на грех, ревностнее к добродетели.
Блаженный Давид был царь, и однако говорил:измыю на всякую нощь ложе мое (Пс. 6, 7); ни багряница, ни диадема нисколько не причиняли ему вреда и не возбуждали в нем гордости; потому что он сознавал, что он человек; он имел сердце сокрушенное, потому и плакал. Что такое дела человеческие? Пепел и пыль, прах пред лицом ветра, дым и тень, лист и цвет, уносимые ветром, сон, мечта и баснь, пустое колебание воздуха, легко возбуждаемое, перо возметаемое, течение непостоянное…
Когда согрешишь, плачь и стенай не о том, что будешь наказан, ибо это ничего не значит; но о том, что ты оскорбил своего Владыку, Который столь кроток, столько тебя любит, столько заботится о твоем спасении, что и Сына Своего предал за тебя. Вот о чем ты должен плакать и стенать, и плакать непрестанно. Ибо в сем состоит исповедание. Не будь же ныне весел, завтра печален, потом опять весел. Напротив — непрестанно плачь и сокрушайся.
Святитель
Иоанн Златоуст
(IV-V век).
Прежде чем у Господа просить прощения, надо
самой простить. Так сказано в молитве Господней.
Покаяние требует отрешения от пристрастий и рассеянности. Мнимо-благодатное спокойствие есть самообольщение. Без покаяния и плача и внимательная жизнь не приносит плода благого. Необходимо внимать себе, необходимо болезнование сердца и сокрушение.
Преподобный
Никон Оптинский
(1888-1931).
Покаяние есть завет с Богом об исправлении жизни. Покаяние есть купля смирения. Покаяние есть помысл самоосуждения и попечение о себе, свободное от внешних попечений. Покаяние есть дщерь надежды и отвержение отчаяния… Покаяние есть примирение с Господом через совершение благих дел, противных прежним грехам. Покаяние есть очищение совести. Покаяние есть добровольное терпение всего скорбного.
Покаяние есть бесскорбное отвержение всякого утешения телесного.
Воздыхания наши и сетования вопиют ко Господу; слезы, происходящие от страха, ходатайствуют о нас; а те, которые от всесвятой любви, являют нам, что моление наше принято.
Плачущим неприлично богословствовать;
ибо этим истребляются их слезы.
Рукою смирения отвергай приходящую радость, как недостойный ее,
чтобы не обольститься ею, и не принять волка вместо пастыря.
С богоугодным плачем часто сплетается гнуснейшая слеза тщеславия; и сие на
опыте благочестно узнаем, когда увидим, что мы плачем и предаемся гневливости.
Ничто так не противно кающимся, как смущение от
раздражительности, потому что покаяние требует великого
смирения, а раздражительность есть знак великого возношения.
Кто содержит в сердце памятозлобие и думает, что он творит покаяние,
тот подобен человеку, которому во сне представляется, что он бежит.
Преподобный
Иоанн Лествичник
(VI-VII век).
Человеку свойственно падать,
а дьяволу — не каяться.
Схиигумен Иоанн
(Алексеев)
(1873-1958).
У Бога всемогущество с правдой, милость с мерой и весом поэтому не может Бог помиловать того, кто не кается, ни дать тому, кто не просит, не ищет и сам не милует другого.
Преподобный
Симеон Новый Богослов
(1021).
Просмотри всякий жизнь свою, все нечистое в ней вымой слезами покаяния и потом, до положения живота, стой твердо в трудах доброделания и очищай сердце от худых помыслов и страстей.
Святитель Феофан,
Затворник Вышенский
(1815-1894).
В покаянии совмещаются
все заповеди Божии.
Покаяние есть сознание своего падения, соделавшего естество человеческое
непотребным, оскверненным, и потому постоянно нуждающимся в Искупителе.
Спаситель говорил не раз: Шедше, научитеся, что есть, милости хощу, а не жертвы (Матф. 9, 13). Это значит: Господь, умилосердившись над падшими и погибшими человеками, всем даровал покаяние в единственное средство к спасению, потому что все объяты падением и погибелью. Он не взыскивает, даже не желает от них жертв, к которым они не способны, а желает, чтобы они умилосердились над собою, сознали свое бедствие, освободились от него покаянием. К упомянутым словам Господь присовокупил страшные слова: не приидох, — сказал Он, — призвати праведники, но грешники на покаяние. Кто названы праведниками? те несчастные, слепотствующие грешники, которые, будучи обмануты самомнением, не находят покаяние существенно нужным для себя, и потому, или отвергают его, или небрегут о нем.
Отвергните от себя не только явные грехи убийство, грабительство,
блуд, клевету, ложь, но и пагубные развлечения, и наслаждения плотские,
и мечтания преступные, и помышления беззаконные все, все воспрещаемое Евангелием. Прежнюю греховную жизнь омойте слезами искреннего раскаяния.
Укоряйте себя, укоряйте свое немощное произволение…
В обвинении себя найдете утешение. Обвините себя и
осудите себя, а Бог вас оправдает и помилует…
Святитель
Игнатий Брянчанинов
(1807-1867).
Научиться правильному покаянному настрою души можно или, так сказать, из рук в руки, то есть найти такого смиренного наставника, который сам имел бы в себе тот сокрушенный и покаянный дух, и от него прямо перенять это глубокое, спасительное, живящее воздыхание о бедной, падшей душе нашей, а вместе с тем и радостное упование на неизреченное милосердие Божие; или же, если не повстречается таковой учитель, то можно, но уже сложнее, научиться этому духу внимательно читая святых отцов Церкви, особенно стараясь перенять у них эту науку.
Архимандрит Лазарь
(Абашидзе)
(XX век).
Признаком сознания своих грехов и покаяния
в них является неосуждение ближних.
Игумен Никон
(Воробьев)
(1894-1963).

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *