Мифы о православии

Что общего у древней Греции с современным человеком? Ответ прост: мифы. Жизнь современного человека просто пронизана мифами. Человек не в состоянии мыслить рационально. Большая часть информации, которую мы получаем, является мифической. То есть мы используем уже имеющиеся непроверенные шаблоны, которые помогают нам сформировать картину мира. В этом смысле Православие просто окутано мифами, причем самыми дикими и иррациональными. Давайте коснемся хотя бы двух самых распространенных мифов о «грустной религии рабов».

Всегда радуйтесь

«Православие для грустных» — этот мем давно и очень прочно обосновался в головах некоторых россиян. Церковь кажется им сообществом мрачных монахов и бабушек в черных платках с мрачными лицами («темно», «ничего не понятно», «все грустные»). Но так ли это?

Центром христианства является Евангелие. А Евангелие, ребята, книга радостная. Да, вы не ослышались. Именно радостная. Евангелие — это радостная весть о том, что Бог, желающий нашего преображения и спасения, любит нас.

В духовной жизни христианина всегда есть место для радости и грусти. Прошу не путать духовную радость с лошадиным смехом, скачками и пьяным угаром. Христианство учит нас ценить каждое мгновение и благодарить Бога даже за небольшие радости. Христианин видит луч света даже в самый мрачный день

Православные богослужения также наполнены радостью. Каждая Литургия наполнена радостью и ликованием. А Пасха, главный праздник христиан, является торжеством жизни и любви над смертью.

Почему все кажется таким мрачным? Думаю, потому, что люди, наполняющие храм, имеют те же слабости, что и все наше общество. Оглянитесь. На улице, в автобусе, в метро улыбки встречаются редко. Кругом люди, у которых свои заботы, дела, беды. К сожалению, не все верующие имеют христианский позитивный взгляд на жизнь.

Раб Божий

«Православие — религия рабов» — еще один мем, поселившийся в головах людей. Поисковые запросы в Рунете выдают много интересного. Честно, я зачитался. Чего там только нет! Какое же место, на самом деле, занимает свобода в Православии?

Свобода. Какое сладкое слово. А существует ли полная свобода? Спешу вас разочаровать. Никто не может быть абсолютно свободным. Нашу с вами свободу ограничивают. Нет, не масоны и не рептилоиды. Нашу свободу ограничивают законы и мораль, и, кроме того, у каждого из нас есть определенные обязательства перед коллегами, друзьями и родственниками. И даже домашние животные — собаки, кошки, хомяки — ограничивают свободу. Мы не можем делать все, что хотим (свобода у нас понимается именно так). Не верите? Тогда попробуйте сказать окружающим все, что думаете. Негативный эффект гарантирован.

Евангелие провозглашает свободу и равенство людей. В Церкви «нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» (Кол. 3:11). Верующие — это одна семья, члены которой равны, независимо от достатка и происхождения. Это было настоящей революцией в I веке.

Как же тогда быть с выражением «раб Божий»? Этими словами человек провозглашает, что он подчиняется в первую очередь Богу. Это высшая мера свободы, доступная человеку. Свободен ли человек, которым управляют страсти, желания и страхи? Я думаю, что ответ на этот вопрос очевиден. Бог ведет человека от подчинения желаниям тела к настоящей свободе.

Скажите, свободны ли люди XXI века? Думаю, что это тема отдельного материала. Взгляните хотя бы на моду. Сотни миллионов людей готовы жить в кредит ради нового айфона, автомобиля, брендовых вещей и т. п. Наше «свободное» общество потребления стремится к тому, чтобы сделать человека рабом внушаемых желаний.

Теги: Бог и человек свобода Церковь и общество

Приглашаем Вас подписаться на рассылку портала «Православие в Татарстане». Православный календарь, Священное Писание, душеполезные публикации, новости, уведомления о предстоящих церковных событиях и паломнических поездках — всю эту полезную информацию Вы можете получать удобным способом на свой мобильный телефон по WhatsApp. 📲 Для подписки перейдите по .

В Среднеуральском женском монастыре произошел крупный конфликт, в результате которого отстраненный от служения схиигумен Сергий (Николай Романов) забаррикадировался в окружении охраны и паломников. Настоятельница монастыря матушка Варвара вместе с сестрами покинули монастырь, из-за того что не разделяют позицию Сергия. В Екатеринбургской епархии дали отстраненному священнику время на то, чтобы одуматься. Почему Сергий и его сторонники решились на самозахват монастыря — в материале «Известий».

Анафема изоляции

Схиигумен Сергий был одним из создателей Среднеуральского женского монастыря. Еще в апреле он отметился рядом противоречивых заявлений, из-за которых в отношении него было возбуждено дело по статье о распространении заведомо ложной информации. Среди прочего он отрицал пандемию коронавируса, призывал верующих выходить на улицы и проклял тех, кто верит в существование коронавируса. После этого создатель монастыря объявил о том, что вместе с вакциной людям будут вживлять смертельные чипы. В своих речах отец Сергий указывал на то, что россиян «беззаконно сажают на самоизоляцию», «лишают свободы и работы» и хотят поместить в «электронный лагерь сатаны», а также проклял людей, поддерживающих самоизоляцию.

Митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл запретил схиигумену Сергию проповедовать после публикации нескольких роликов с его участием на YouTube. Но, несмотря на это, священник опубликовал новые видео, посвященные отрицанию коронавируса и угрозе «чипирования». В связи с публикацией очередного ролика митрополит Кирилл опубликовал указ, согласно которому Сергий был запрещен в служении, лишен права носить наперсный крест до рассмотрения его дела на епархиальном суде.

j1

Среднеуральский женский монастырь

Фото: ТАСС/URA.RU

По решению митрополита клирик должен был отправиться на территорию Иоанно-Богословского скита монастыря Царственных страстотерпцев и не покидать ее без письменного благословления митрополита. Во время затвора отцу Сергию запрещалось совершать церковные таинства.

«Содержание выступлений указанного клирика, облеченные в форму проповеди, не выражают позиций Екатеринбургской епархии. Поскольку неоднократные вразумления священноначалия Екатеринбургской епархии относительно качества и содержания проповедей схиигуменом Сергием (Романовым) были проигнорированы, сегодня принято решение о лишении его права проповедовать и высказываться в публичном пространстве, что более соответствует покаянному, молитвенному и уединенному образу жизни схимонаха», — отмечалось на официальном сайте епархии.

Одновременно было возбуждено административное дело по ч. 9 ст 13.15 КоАП (Распространение в СМИ заведомо недостоверной общественно значимой информации под видом достоверных сообщений, создавшее угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан). Наказание по этой статье составляет от 30 тыс. до 100 тыс. рублей для физических лиц и от 60 тыс. до 200 тыс. рублей — для должностных.

Побег из зала суда

Рассмотрение дела в церковном суде началось 15 июня, однако отец Сергий сорвал заседание. Он зачитал заранее заготовленную речь, которая не имела отношению к сути рассматриваемого вопроса, а после этого сбежал с заседания. В связи с исчезновением отца Сергия было принято решение о переносе заседания.

о3

Схиигумен Сергий (Романов)

Фото: ТАСС/URA.RU

После отстранения Сергия в епархии было принято решение о назначении другого священника на место духовника насельниц. Однако протоиерея Георгия Викторова не пустили на территорию монастыря. В постановлении суда говорится, что дальнейшее совершение богослужений повлечет запрет в служении как для самого Сергия, так и для других священников, которые будут проводить службы вместе с ним, а совершенные им таинства будут признаваться незаконными и недействительными.

На следующий день схиигумен забаррикадировался в Среднеуральском женском монастыре, а по периметру по его просьбе были выставлены казачьи патрули. При этом в монастырь продолжали приходить верующие. Действующая настоятельница матушка Варвара, которая вместе с Сергием основывала Среднеуральский монастырь, покинула его 17 июня из-за несогласия с позицией отстраненного священника. В очередном видеообращении отстраненный священник рассказал, что священноначалию «придется брать монастырь штурмом».

«Скорбя о заблуждении бывшего духовника обители, ради умирения ситуации матушка-настоятельница приняла решение вместе с сестрами, не разделяющими раскольническую позицию схиигумена Сергия, временно оставить территорию обители, с тем чтобы избежать ненужных распрей, к коим ныне склонен отец Сергий, и дать ему возможность одуматься и принести покаяние», — рассказали РИА Новости в пресс-службе епархии.

Время подумать

Отцу Сергию дали время на то, чтобы переосмыслить свое поведение до следующего заседания церковного суда, которое запланировано на 26 июня. В епархии подчеркнули, что предпочли бы решить возникший конфликт «в мирном духе, с христианской любовью, в строгом соблюдении канонических правил церкви».

о4 Фото: РИА Новости/Павел Лисицын

Из-за нарушения наложенного запрета на служение отец Сергий может быть лишен сана, рассказал в беседе с радиостанцией «Говорит Москва» секретарь епархиального совета обители игумен Вениамин Райников. По его словам, руководство епархии не намерено прибегать к силе и тем более штурмовать монастырь.

«У нас нет возможности использовать полицию для решения церковных вопросов, у нас полиция не карманная, инквизиции у нас нет, чтобы крестным походом и силой кого-то призвали к ответу. Потому что мы все рассчитываем на то, что у человека, который является монахом, какие-то остались понимания о смирении, послушании, покаянии. Мы пока ждем от него покаяния. Захватывать чего-то мы не планировали», — заявил игумен Вениамин.

В районе полудня к монастырю приехала полиция, однако никаких противоправных действия сотрудники правоохранительных органов не заметили. В отделе пояснили, что выехали на место после появившихся сообщений в СМИ, а Екатеринбургская епархия не обращалась за помощью.

j2

Верующие, собравшиеся у монастыря

Фото: РИА Новости/Павел Лисицын

Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков заявил, что в Кремле не следят за ситуацией со Среднеуральским женским монастырем. А в пресс-службе губернатора Свердловской области отказались считать происходящее захватом монастыря и назвали случившееся внутрицерковным спором.

Становление самосвятого

Схиигумен Сергий долгое время был известен достаточно радикальными взглядами, граничащими с нарушениями не только церковных, но и светских законов, пояснил в беседе с «Известиями» религиовед Роман Багдасаров.

— Схиигумен Сергий давно известен своими радикальными взглядами, граничащими с нарушением не только церковных канонов, но и светского законодательства. Маленький деспот отец Сергий не подчиняется уже никакому начальству, ни земному, ни небесному, творит что пожелает, — отмечает Багдасаров.

Отца Сергия в конфликте с епархией поддерживают некоторые светские люди. На службу в монастырь приехал в том числе хоккеист Павел Дацюк. В храме хранится его медаль, завоеванная на чемпионате мира по хоккею в 2012 году.

— Самоуверенности ему придает, во-первых, поддержка светских людей, симпатизирующих его взглядам. Во-вторых, отец Сергий не просто захватил власть в отдельном монастыре. Он чувствует себя носителем определенной идеи, ощущает свое нравственное превосходство над священнослужителями. Однако вне церковной юрисдикции схиигумен становится, что называется, самосвятом, — добавил религиовед.

о5 Фото: РИА Новости/Павел Лисицын

— Схиигумен широкую известность приобрел только из-за его коронаскептицизма. Руководством РПЦ он воспринимается в негативном ключе, против него введен ряд ограничений. А отец Сергий хочет стать святее папы римского, — уточняет религиовед Константин Михайлов.

В настоящий момент со стороны отстраненного от служения священника идет попытка организации внутрицерковного восстания из-за своих ультрафундаменталистких взглядов. Явления подобного рода случаются не часто, но и не считаются уникальными.

— Духовными лидерами таких выступлений оказывались люди известные, в годах, сане. Можно вспомнить, например, скончавшегося отца Петра Кучера из Боголюбовского монастыря под Владимиром. Он практически подчинил себе весь монастырь и выстроил вокруг фундаменталистскую общину. А в этой ситуации нет харизматичного лидера, за которым стоит какая-то серьезная сила. Не стоит думать, что схиигумен Сергий может стать новым Мартином Лютером Кингом. Не тот калибр, не тот масштаб событий, — подытожил Михайлов, добавив, что подобные конфликты, как правило, разрешаются на уровне епархии и заканчиваются для священнослужителей отставками, лишением сана или отправлением на покой.

У этих людей нет выходных, официальной заработной платы и премий, а жениться им разрешено только один раз в жизни, хотя и род деятельности их то и профессией сложно назвать. Они видят нас еще в младенчестве и провожают в последний путь. Попасная.City решила рассказать о том, как становятся священниками, на какие доходы и как живут служители Церкви, что важно знать о таинстве исповеди, а также где проводят обряды экзорцизма. Помог нам подготовить материал Настоятель Храма Трех Вселенских Святителей Отец Виталий.

Гранит наук духовной семинарии

Для того, чтобы стать священником, необходимо получить образование в духовной семинарии. А до этого, конечно же, быть прихожанином. Настоятель Церкви, которую посещает молодой человек, дает ему рекомендательное письмо, с которым он обращается к Архиерею епархии – церковного округа. Тот, в свою очередь, дает абитуриенту рекомендательное письмо. Вместе с этим рекомендательным письмом будущий священник подает документы в духовную семинарию.

На обучение принимают мужчин в возрасте от 18 до 35 лет. Срок обучения – 4 года. Стоимость обучения меньше, нежели в других высших учебных заведениях. К примеру, в Харьковской духовной семинарии за образование платят 3 тысячи гривен в год. При этом в эту сумму входит проживание в общежитии и питание – студент находится на полном содержании семинарии.

На вступительных экзаменах абитуриенты сдают изложение отрывка из священного писания, демонстрируют свои вокальные данные и проходят собеседование.

Хор Харьковской Духовной Семинарии

За четыре года духовного образования студентам необходимо освоить немало предметов: богословие, церковное и каноническое право, православный катехизис – свод библейских правил, литургику – законы богослужения, экзегетику – науку о толковании смысла священного писания. Помимо этого студенты учат греческий и латинский язык, а также тот иностранный, который они изучали еще в школе.

По словам Настоятеля Попаснянского Храма трех Вселенских Святителей Отца Виталия, во многом степень сложности того или иного предмета зависит от преподавателя, и выбрать какой-то самый трудный для освоения предмет невозможно.

Как правило, на практике, молодому священнику, в первую очередь, необходимо найти общий язык с прихожанами и ориентироваться в священном писании, но так как духовенство испокон веков было всесторонне развитой частью социума, то священникам необходимо изучать множество наук.

По окончанию семинарии будущий священник получает степень бакалавра Православного богословия (теологии)

Чем меньше приход, тем меньше доход

Работа священником отличается от других специальностей еще и тем, что найти вакансию через интернет или центр занятости невозможно. У священников также нет направлений на трудоустройство от учебных заведений. Теоретически дипломированный специалист в сфере духовенства должен вернуться служить в епархию, от которой Архиерей давал ему свою рекомендацию, но на практике происходит так, что зачастую там нет мест. Кто-то из священников ищет работу самостоятельно, через знакомых, а некоторые навсегда уходят в монахи.

Порою священник приезжает в город, где Храм только начали строить, и ему самому приходиться принимать непосредственное участие в строительстве.

В новом городе священнику психологически бывает не просто: необходимо познакомиться с приходом, и, в принципе, с городской жизнью. К каждому необходимо найти подход.

Богослужение в Попаснянском Свято-Николаевском Храме

Распорядок дня у священников особый. Утром батюшка появляется в Храме задолго до начала службы. Литургия длится два-три часа, а после нее начинаются венчания, молебны, отпевания, панихиды и крестины. В дни христианских праздников график еще плотнее – церковная служба может начинаться с утра и длится ночью. То есть священнослужитель может весь день быть на ногах. И как таковых выходных у него нет.

Официальной заработной платы, как и премиальных к праздникам священник не имеет.

Доход Храма состоит из пожертвований прихожан и от этого какая-то часть идет священнику. Соответственно, чем меньше приход, тем меньше доход.

В качестве поощрений за труд священник (вместо денежных премий) может получить от епархии право на ношение особого одеяния или крестов.

Добиться карьерного роста православному священнику невозможно. Высшее духовенство по иерархической цепочке – это Архиерей или, проще говоря, старший священник. А он обязательно должен быть из монашествующего духовенства, значит безбрачным. То есть, получить повышение в Архиепископы и Митрополиты могут только те, кто полностью отрешился от всего мирского и не имеет семьи и детей.

Не меньше одного раза в год вышестоящее духовенство может приехать с так называемой проверкой к священнику. Они совершают богослужение и следят за тем, все ли в Храме так, как полагается.

Попаснянский Храм Трех Вселенских Святителей

Священник может отказать прихожанам в совершении того или иного обряда. К примеру, не отпевают самоубийц (исключением являются только те, кто совершил это в состоянии психического расстройства), некрещеных, атеистов и нераскаившихся грешников (люди, которые являлись явными безбожниками и не принесли в этом покаяния).

Препятствием к венчанию является наличие брака не с тем, с кем планируешь обвенчаться, вдовство после третьего брака (то есть 4й раз ты, по церковным канонам, не можешь вступить в брак), а также наличие кровного родства брачующихся.

Отказать в исповеди священник может, если человек в состоянии алкогольного или наркотического опьянения или если же находится в состоянии помрачнения рассудка.

Если развелся, то второй раз не женишься

С личной жизнью у священников также действуют свои особые правила, пренебрежение которых грозит извержением из сана – лишением возможности служить в Церкви. Этот свод законов называется Апостольское право. Но вот если в реальной жизни после увольнения с работы обратно тебя могут уже и не принять, то священника, в случае его полного покаяния, могут вернуть к исполнению, так сказать, служебных обязанностей.

Жениться священнику необходимо еще до принятия сана: либо еще будучи студентом, либо уже окончив духовную семинарию, но еще не начав служить в храме. Если же он этого не сделает, то, после принятия сана жениться ему уже запрещено. Фактически Церковь должна принять священнослужителя в том статусе, в котором он и будет оставаться в дальнейшем.

Живут по законам священного писания

Если же семейная жизнь не заладилась и священник решает развестись, то право на второй брак он уже не получит никогда. Следуя священному писанию, священник должен быть мужем только одной жены.

В духовенстве также существует такое понятие, как целибат. Это обет безбрачия для священников. Нарушать его строго запрещено. И отказаться от принятого целибата, чтобы вернуть право жениться, при этом оставаясь священнослужителем, невозможно.

Тайна исповеди и обряд экзорцизма

Священник является духовным врачом человека. Зачастую к нему приходят, чтобы раскаяться в каких-то грехах. Подобно тому, как и медицинские работники, обязаны хранить врачебную тайну, так и для священнослужителей тайна исповеди является неприкосновенной темой для разглашения. Исключением являются лишь те случаи, когда на исповеди человек кается в том, что планирует совершить преступление, в котором пострадает большое количество людей.

При исповеди, когда человек кается в своих грехах, важно, чтобы после этого он вновь не шел тропою этих же грехов. Покаяние с греческого языка означает «изменение жизни». Отпущение грехов происходит лишь в том случае, если ты действительно меняешь свой образ жизни.

Они лечат наши души

В христианстве существует также такой обряд, как изгнание бесов. В католицизме он более распространен, а вот в православии официально запрещен. Право на проведение обряда экзорцизма имеют только несколько священнослужителей Украины из Свято-Почаевской лавры. Запретили экзорцизм по разным причинам – история уходит в глубь веков христианства. Использовать такой обряд можно только в крайнем случае. Поэтому традиционно священники используют для очищения души человека исповедь и причастие.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *