Миропомазание, это что?

В рамках спецпроекта «Таинства Церкви» протоиерей Артемий Владимиров рассказывает о сути и значении каждого из семи Таинств: Крещения, Миропомазания, Покаяния, Причащения, Таинства брака, Таинства священства и Елеосвящения.

Сегодня речь пойдет о Таинстве Миропомазания. Когда совершается оно и что происходит при этом? Как действует благодать, поданная в этом Таинстве?

Есть прекрасное русское выражение: «Все мы одним миром мазаны». Хотя звучит оно несколько простовато, однако за ним сокрыто глубочайшее содержание.

Едва новокрещенный христианин облекается в белые одежды – символ очищения и прощения грехов, полученного от Господа Бога, едва лишь священник возлагает на грудь крещаемого крест – его личное боевое именное оружие, тотчас, по современной церковной практике, совершается помазование его святым миром – маслянистой ароматной жидкостью, которая освящается раз в два года Святейшим Патриархом особым чином мироварения – тогда в новое миро добавляется старое, которое преемственно идет от самих апостолов.

Что в Священном Писании говорится о Миропомазании? Ничего. Но мы найдем в нем свидетельства, что все новокрещенные люди получали дар Духа Святого – только не через миропомазование, крестовидно наносимое на лоб, глаза, уши, уста, ноздри, грудь, руки, ноги, а через возложение рук апостольских. Когда новокрещенных стало уже много, а крестивших апостолов не хватало, тогда-то и введено было освящение мира, заменившее руковозложение.

Что же происходит в самом Миропомазании? Происходит именно то, что знающие Священное Писание читают в Книге Деяний Апостольских. На пятидесятый день от Воскресения Христова апостолы, собранные в Сионской горнице, пребывали в молитве и молении, как вдруг послышалось некое бурное дыхание, подобное порывам ветра, и на апостолов снизошли, опочили будто языки пламени. Это было видимым явлением невидимого Духа Святого, энергия которого осенила апостолов, так что они исполнились нравственных сил, необходимых им не только для угождения Богу, но и для проповедования Евангелия (см. Деян. 2: 1-4).

Эта Божественная энергия содействует каждому из нас всякий раз, когда наше произволение склоняется в сторону добра

Таинство Миропомазания именуется Таинством, потому что оно невидимо для глаза. Тем не менее, через помазование миром хотя бы младенчика с последним совершаются чудесные изменения. Именно в самое сердце его, в область бессмертного духа, сопряженную с совестью, различением добра и зла, словесностью, даром слова, – именно там поселяется искра Божества – Божественная энергия, которая с тех пор пребывает в каждом из нас и содействует каждому из нас всякий раз, когда наше произволение склоняется в сторону добра. Сам человек слаб и немощен, и для того, чтобы осуществить доброе намерение, необходим импульс от Бога. Крещенные люди тем и отличаются от некрещенных, что они имеют сугубую энергию добра, которая может быть уподоблена парусам на бригантине. Раскрой паруса – и теплый бриз наполнит их, сообщив шхуне поступательное движение. Так и ты, человек крещенный, пожелай что-то доброе, и Дух Святой будет содействовать тебе в его исполнении. К примеру: «Хочу с сегодняшнего дня бросить курить, избавиться от той смрадной страсти, которая причиняет мне и физические страдания, и душевное расслабление. Господи, привычка эта укрепилась в силу моей невнимательности, легкомыслия. Но прости меня, помоги мне измениться от худшего к лучшему». Сказано – сделано.

Будни отца Анатолия. Крещение младенца. Фото: Антон Поспелов / Expo.Pravoslavie.ru

Каждый крещенный человек должен знать и верить, что Дух Святой содействует ему в потугах измениться от худшего к лучшему. Так вот и побеждаются с Божией помощью долговременные недуги: чревоугодие – излишество пищи; раздражительность – немотивированная страсть гнева, возникающая по поводу и без повода; уныние – печаль, которая темным облаком опускается на иного человека и может довести его до депрессии. Благодать Святого Духа – это та самая искра, которая разгоняет темное облако страстей, если мы стараемся обращаться к Господу, просим Его помощи, сопротивляемся греху и тщимся не возвращаться к исповеданным нами согрешениям. Конечно, сказать всё это быстро, а на деле не всегда получается вот так: сказал и отрезал. Однако Таинство Миропомазания, над нами свершенное, делает нас детьми, усыновляет нас Отцу Небесному. Христос для того и пришел в этот мир, чтобы, пострадав на Кресте, вкусив горькую смерть, победить ее воскресением и низвести нам энергию Духа Святого.

Заметим, что через Миропомазание мы обрели сердце – орган богопознания и богообщения. Святой апостол любви Иоанн Богослов в одном из своих посланий, обращаясь к христианам, говорит такие замечательные и интересные слова: «Впрочем, я не имею нужды чему-либо вас учить, потому что вы имеете помазование, и оно-то учит вас всему» (ср. 1Иоан. 2: 26-27). Это значит, что, если мы искренне каемся в грехах, если мы просим Бога наставить, просветить нас, укрепить в нравственной жизни, Господь тотчас, благодаря Таинству Миропомазания, отзывается на наше прошение, и изнутри нас самих Дух Господень, сокровенно почивающий, совершает назидание человеческой души.

Тот, кто хочет убедиться в действенности Миропомазания, пусть хорошенечко исповедуется в грехах (о Таинстве Исповеди мы поговорим еще) и, получив от священника разрешительную молитву, исполнившись желания жить чисто, чинно, благородно, просто встанет в храме, как дитя, в простоте и незлобии, и начнет беседовать с Небесным Отцом. Только не советую куда-то торопиться. Дайте место Господу в своей душе. И убежден, что многие из тех, кто меня слышит и видит, подтвердят то, о чем я говорю. Полчаса спустя христианин, молящийся в храме, отрешившись от житейской суеты, вдруг с удивлением начинает постигать, осознавать, ощущать и чувствовать, что изнутри нашей совести мы начинаем вести диалог с Господом Богом – как младенцы, беседовать с Небесным Отцом.

Кратко говоря, благодаря Миропомазанию Дух Святый наставляет нас на всякую истину. Воспоминает нам заповеди, делает совесть очень чуткой и бдительной. Благодать Святого Духа дает человеку силы бороться с грехом и не сдаваться на милость победителя, не уступать господствующему в мире злу. Таинство Миропомазания делает человека существом крылатым, рожденным в Крещении не ползать, а летать. Поэтому, если вы хотите, чтобы благодать Святого Духа не напрасно была нам дана, нужно только расчистить сердечное место от грязи, хорошенечко покаяться и предоставить ей, благодати, свободу действия. И что же мы получим?

Если мы верим Христу как живому Богу и как дети желаем угождать Небесному Отцу, то, сообразуясь с совестью и с заповедями, мало-помалу укрепляясь Таинством Причащения (о котором мы будем тоже еще говорить), мы увидим – год, два, пять, десять лет спустя – благодатные изменения в душе. Человек, вчера склонный к унынию, печали, мало-помалу обретает бодрость, радость, жизнетворную энергию. Мучившийся от нецеломудренных помыслов, потому что старшеклассником посмотрел в компьютере всякую гадость, обретет целомудрие, то есть способность прогонять нечистые чувства. Его сердце действительно будет обителью живого Бога. Лень и расслабление заменятся целеустремленностью и умением добиваться поставленной цели.

Все мы на Страшном суде дадим отчет, угасили ли эту искру Духа Святого или дали ей возможность разгореться

Таинство Миропомазания делает нас сильными и способными побеждать всякий грех. И поэтому, воспоминая сегодня об этом священнодействии, над нами свершенном некогда, будем еще и сами себя несколько приструнивать евангельскими словами: «Кому много дано, с того много и спросится» (Лк. 12: 48). Все мы на Страшном суде, представ пред взором Господа Бога, будем, конечно, представлять отчет – эту искру Духа Святого. Спрятали ли под спуд, угасили, растлили – или, наоборот, дали ей возможность так возгореться в нас, что над нами еще во время земной жизни исполнились слова Христа: «Да будут светильники ваши горячие. Вы суть сыны Света, сыны Царствия. Да просветится свет ваш пред людьми». Речь идет о Таинстве Миропомазания, благодати Святого Духа! Дабы, видя ваши благие дела, видя вашу неукоризненную жизнь, многие, чуждые Церкви, прославляли Отца вашего Небесного, иже есть на небесах.

Памятка для семьи, которая решила окрестить ребенка

Дорогие родители, мы очень рады, что вы решили окрестить своего ребенка, ведь Крещение — это таинство, которое церковь проводит через своих апостолов (архиепископов) еще со времен Иисуса Христа. И сам Иисус проявил смирение, как истинный Бог, крестившись от грешного человека.

Невозможно провести Крещение со дня на день. Обряд Крещения требует подготовки родителей и крестных. Крещение состоит из ряда богослужебных действий, связанных друг с другом. Крещение состоит из самого обряда и публичной его части, в которой принимает участие семья крестящегося ребенка и вся церковная община, которая молится за катехизируемого (т.е. принимающего крещение).

Обряд крещения состоит из:

  1. молитвы о матери после родов и наречения имени ребенку (частный обряд, длится 15 мин);
  2. представления ребенка общине верующих во время Божественной литургии (публичный обряд, длится 5 мин);
  3. самого Крещения (частный обряд, длится 45 мин);
  4. введения крещеного в храм и его первого причастия (публичный обряд). Только после этого обряд Крещения считается оконченным, делается запись в метрике, а также выдается документ о Крещении.

До встречи со священником решите, кто будет крестным.

Семья решает, кого выбрать крестным/крестной (восприемником) и в честь какого святого будет назван ребенок при Крещении.

Крестным должен быть православный верующий. Во время приготовления к обряду священник проводит духовную беседу с крестным (восприемником), во время которой священник объясняет роль крестного в таинстве Крещения и обязательства, которые тот берет на себя. С точки зрения церковного права крестный при Крещении становится отцом или матерью крещеного, поэтому, выбирая крестного, стоит говорить о близком человеке, который будет рядом с ребенком и будет для него прекрасным примером участия в жизни церкви. Идеально, если крестный не будет родственником по крови. Если у семьи нет знакомых, кто бы мог достойно справиться с ролью крестного, священник поможет выбрать крестного из числа верующих церковной общины.

Какие вещи нужно подготовить ко Крещению?

Крестик, свечи, крестильное полотно (может быть и белое полотенце).

Дорогие родители, если у вас есть вопросы или вы думаете, что не сможете полностью выполнить какие-либо из выше приведенных рекомендаций, не стесняйтесь обратиться к священнику. Целью Крещения является не идеально проведенный обряд, а истинное желание принять крещение. С другой стороны нельзя забывать, что Крещение – это часть нашей духовной борьбы на земле, которая связана с преодолением трудностей. Тот, кто старается облегчить себе путь за Христом, перестает нести крест, который Спаситель взял себе на плечи. Священник отвечает перед Богом за любое послабление обряда и может так поступить по Божьей любви или из соображений миссионерства, но не из беспечности или торопливости.

Крещение взрослого

Крещение взрослого отличается от Крещения ребенка размером подготовки. Взрослый человек должен пройти приготовление к Крещению (катехизацию), где он будет обучен и показать, что он, действительно, хочет быть активным участником поместной общины верующих. Приготовление взрослых длится примерно год – это реальный срок катехизации (подготовительный период, во время которого новообращаемый получает наставления в вере), длительность зависит от священника, который решает, достаточно ли подготовлен катехизируемый, и насколько он готов стать членом Церкви Христовой. В особых случаях угрозы жизни, срок катехизации может быть сильно сокращен. Наиболее часто катехизируемые принимают Крещение в Великую субботу перед Пасхой.

Что мы получаем с Крещением?

Господь с Крещением прощает нам все грехи, освобождает наши мысли для понимания Евангелия, приобщает нас к принятию святых Христовых Таин, одаривает нас своими дарами, которые нас освящают и придают нам сил в борьбе с грехом.

Что необходимо для принятия Крещения?

Ответственность за Крещение маленького ребенка лежит на плечах родителей и крестного, тогда как взрослый берет на себя обязательство с помощью духовника надлежащим образом подготовиться к Крещению. Приготовлением считается регулярное участие в воскресных богослужениях, чтение и изучение Евангелия, рост в молитве и, конечно, работа для поместной православной общины верующих.

Взрослый человек так же, как и ребенок, должен иметь крестного – практикующего православного христианина. Крестный, своей активной жизнью в церкви, должен быть примером для новообращенного.

Первым шагом на пути принятия Крещения является обращение к духовнику, который в начале беседы укажет вам на дальнейшие шаги.

Миропомазание

Таинство Миропомазания дополняет таинство Крещения и совершается сразу после него, как бы соединяясь с ним. В III веке Святой Киприан Карфагенский писал: «Крещение и Миропомазание — два отдельные акта Крещения, хотя и соединённые самой тесной внутренней связью так, что образуют одно целое, неразрывное в отношении к их совершению».

В таинстве Миропомазания на новокрещенного сходит Святой Дух, сообщая ему благодатные дары. Миропомазание, также как и все другие таинства, имеет основание в Священном Писании и восходит к апостольским временам. Во времена святых апостолов каждый крестившийся получал дары Святого Духа через возложения на него рук епископа. Позже установилась практика помазания святым миром, особым благовонным веществом, освященным Предстоятелем, то есть главным епископом церкви. В Русской православной Церкви Святое миро варится в Москве в Малом соборе Донского монастыря во время Страстной седмицы. Это весьма непростой длительный процесс, который занимает несколько дней. При этом читается Евангелие и в миро добавляются все новые компоненты, всего в его состав входит около сорока веществ. Освящают миро в Великий четверг.

При совершении таинства Миропомазания священник крестообразно помазывает новокрещенному человеку основные части тела, отвечающие за действия, чувства и способности: лоб, глаза, ноздри, уста, грудь, руки и ноги, со словами: «Печать дара Духа Святаго». Святой Дух сходит на христианина и освящает его духовное и телесное естество. Члены тела и органы чувств, человек становится храмом Святого Духа. Святой Симеон Солунский говорит:

«Миропомазание полагает первую печать и восстанавливает образ Божий, повреждённый в нас через преслушание. Точно так же оно возрождает в нас благодать, которую Бог вдунул в душу человеческую. Миропомазание содержит в себе силу Духа Святого. Оно — сокровищница Его благоухания, знамение и печать Христовы».

И Крещение и Миропомазание мы принимаем, чтобы возродить в себе первозданный образ Божий, испорченный грехопадением.

Вера в Бога, вхождение в Церковь, возрождение в таинствах меняет человека. Его восприятия, чувства преображаются, именно для этого части тела и мажутся святым миром. Человек без веры, непросвещенный святым Крещением может быть назван духовным инвалидом. Инвалидов еще называют людьми с ограниченными возможностями, и, действительно, возможности такого человека весьма ограничены. И напротив христианин, возродившись в Крещении, получив дары Святого Духа в Миропомазании, ведя духовную жизнь, начинает видеть, слышать и чувствовать, то, что для других закрыто. Его духовные и телесные чувства обостряются, возможности увеличиваются. Это можно сравнить с тем, как некий человек всматривается в даль невооруженным глазом, и видит дальние предметы очень слабо и расплывчато, а что-то и вовсе не способен разглядеть. Но вот он берет в руки бинокль, прикладывает его к глазам, и ему открывается совсем другая картина.

Еще одно значение Миропомазания — это посвящение всего нашего духовного и телесного естества, всей нашей жизни Богу. Крещение и Миропомазание освящает нас, а освящение — это и есть посвящение. Освятить, то есть сделать священным, принести в жертву, кому-то. Крещение младенцев в нашей Церкви обычно совершается на сороковой день, подобно тому, как младенец Христос был принесен в Иерусалимский храм. Это было сделано по традиции, ибо сорокодневные младенцы — первенцы мужского пола в Израиле, приносились в храм для посвящения Богу. И мы, через помазания своих членов и органов чувств, посвящаем их служению Богу. Они отныне должны служить не греховным наслаждениям, а спасению нашей души.

Миропомазание – таинство, при котором через помазание священным миром сообщаются крещенному силы благодати Божией для укрепления его в жизни духовной.

Совершается священником или архиереем через помазание миром лба, глаз, ноздрей, рта, ушей, груди, ладоней и ступней с произнесением слов «Печать дара Духа Святого. Аминь».

В практике Православной Церкви принято совершать миропомазание непосредственно после Таинства Крещения. Оно совершается над человеком только один раз в жизни.

При совершении миропомазания человек освящается Святым Духом и становится членом Православной Церкви.

Святые Отцы Церкви ставят самое слово «христиане» в тесную связь с Миропомазанием. «Сподобившись этого святого Миропомазания, вы именуетесь христианами, оправдывая это имя возрождением. Ибо прежде чем сподобились этой благодати, вы не были в подлинном смысле достойными и этого именования, но только приближались к тому, чтобы стать христианами», — пишет святой Кирилл Иерусалимский.

О том, что крещение и возложение рук были самостоятельными тайнодействиями, в Библии свидетельствуют Деян.19:1-6 и Деян.8:16-17.

В Таинстве Крещения человек омывается благодатью от скверны первородного греха и от личных грехов, а в Таинстве Миропомазания человек получает Дары Святого Духа – благодать (Божественную силу) для жизни в качестве христианина, укрепления в духовной борьбе, исполнения Заповедей.

Очень часто в представлении верующего все эти три отдельные богослужебные последования (обряды) сливаются в одно понятие.

Так, часто елеопомазывание на всенощном бдении называют словом «мирование», хотя Таинство Миропомазания – отдельный богослужебный чин. В некоторой степени это связано с веществом, используемым и в Таинствах Миропомазания, Елеосвящения, и в помазании святым елеем на утрене, – с освященным оливковым или в наших краях подсолнечным маслом.

Такое масло наряду с пшеницей и вином с древних ветхозаветных времен символизировало особую благодать Божью к роду человеческому. Кроме того, греческое наименование оливкового (подсолнечного) масла «елей» созвучно слову «елеос», что переводится как милость, сострадание. Потому издревле в Церкви елей был физическим символом милости Божьей к человеку и благодатных даров Святого Духа.

И хотя елей используется и в Миропомазании, и в Елеосвящении (соборовании), и, соответственно, в елеопомазании – эти три разных богослужебных последования.

Нужно сказать, что Миропомазание и Елеосвящение – это два из семи Таинств Православной Церкви. В них невидимо на человека, над которым совершаются эти Таинства, сходит благодать Святого Духа, действует в его теле и душе и наделяет его определенными свойствами. Например, Миропомазание совершается над человеком только один раз в жизни – непосредственно после Таинства Крещения. Так что, в принципе, для мирянина, участвующего в крещении восприемником или самим крещаемым, два отдельных Таинства (Крещения и Миропомазания) сливаются в один обряд, потому что Миропомазание начинается сразу после Крещения.

Миропомазание, отдельно от Таинства Крещения, совершалось также при помазании святым миром христианского царя (императора) на царство. Эта практика имеет глубокие ветхозаветные корни. Судьи и пророки помазывали миром еврейских царей при возведении на трон. Но эта тема еще недостаточно исследована в богословии.

Само же миро – это особенная смесь из елея, других растительных масел, благовонных смол и душистых трав (всего 50 элементов). Подготовка данной смеси выделена в отдельный чин мироварения, который происходит каждый год в Великий пост. Освящается миро в нашей Церкви только Святейшим Патриархом Московским и всея Руси, потом уже оно рассылается по епархиям и по приходам.

В православном катехизисе дается следующее определение Таинству Миропомазания: «Миропомазание есть таинство, в котором верующему, при помазании Освященным Миром частей тела, во имя Святого Духа, подаются дары Святого Духа, возращающие и укрепляющие в жизни духовной». То есть если в Таинстве Крещения человек очищается от греха и сочетается с Богом, рождаясь духовно обновленным членом Церкви Христовой, то в Таинстве Миропомазания этому заново рожденному духовному «малышу» посылаются благодатные дары Святого Духа, чтобы он мог укрепляться в вере и благочестии, духовно, сердечно, умственно и телесно развиваться, чтобы среди этого непростого земного странствия, коим есть жизнь человеческая, среди всех искушений, падений, бед и скорбей он мог Божьей благодатью, преподанной ему в Таинстве Миропомазания, достигать Царства Небесного.

Священник крестообразно мажет (запечатлевает) святым миром все органы чувств человека. Это символ того, что и душа его, и тело получают благодатные силы для богоугодной земной жизни.

Кстати говоря, освященным елеем помазуется человек и непосредственно перед совершением Таинства Крещения над ним. Это прообраз того, что и святым елеем, и чуть позже водой крещенской купели человек прививается к виноградной лозе, которой есть Христос (см. Евангелие от Иоанна, гл. 15).

Елеосвящение же (Соборование) – это отдельное Таинство. В нем могут участвовать только крещеные люди. Как правило, оно совершается над тяжело больными людьми или непосредственно «страха смертного ради» – перед смертью. Один раз в год в Великий пост Таинство Елеосвящения может быть совершено и над здоровым человеком, так как абсолютно здоровых людей нет. К тому же мы все больны грехом. В борьбе с грехом и состоит смысл Таинства Елеосвящения. Учение Православной Церкви нам говорит о том, что в большинстве случаев болезнь физическая является результатом действия греха. Потому с помощью соборного священнического богослужения (в идеале семь батюшек участвуют в Таинстве, но может быть и меньше; отсюда и второе название – «соборование») на главу болящего через семикратные чтения Апостола и Евангелия и помазывания святым елеем, смешанным с вином, призывается благодать Святого Духа, которая в первую очередь исцеляет от греха, а потом уже, если это будет угодно Богу, способствует телесному выздоровлению.

Веществами Таинства являются елей (символ милости Господней) и вино (символ Крови Христовой, пролитой за человечество).

Помазывание же освященным елеем на утрене всенощного бдения не является Таинством, то есть тем священным действием, которое качественно и глубоко меняет саму человеческую природу, но, скорее, сообщает этой уже измененной природе благодать и милость Божью для прохождения своего земного существования.

Нам поможет раскрыть тему перевод с греческого самого слова «полиелей» – то есть «многомилостие», а также следующий факт…

В древней Церкви на литии, входящей в состав всенощного бдения, освящались продукты – хлеб, вино, пшеница и масло не только потому, что это символизировало собой молитву-прошение к Богу о ниспослании нам необходимых продуктов питания, подкрепляющих наши телесные силы, но еще и оттого, что о них реально надо было позаботиться в данный момент. Всенощное бдение на заре христианства длилось всю ночь. Люди приходили или приезжали на него издалека, им необходимо было покушать, чтобы пополнить силы.

Теперь же в этом можно усмотреть и символический смысл. Помазывание освященным елеем на всенощном бдении – это духовная поддержка наших тела и души во время земного странствия. А Таинства Миропомазания и Елеосвящения – действия Святого Духа, которые преобразуют и исцеляют православного христианина.

Иерей Андрей Чиженко

К оглавлению раздела «Католическая энциклопедия»

Миропомазание

Миропомазание, конфирмация (лат. confirmatio) — одно из 7 церк. таинств; наряду с крещением и Евхаристией — одно из таинств христ. посвящения; благодаря таинству М. совершенствуется связь крещеных христиан с Церковью, они получают особую силу Святого Духа, в большей степени обязуются распространять и защищать веру словами и поступками (ср. LG 11).
Уже в ВЗ пророки возвещали, что Дух Господень почиет на ожидаемом Мессии (Ис 11, 2); сошествие Святого Духа на Иисуса во время Его крещения Иоанном (крещение Господне) было знаком того, что Иисус — Мессия, Сын Божий. Эта полнота Духа должна была быть сообщена всему мессианскому народу (ср. Иез 36, 26-27; Иоил 2, 28-29). Христос неоднократно обещал это излияние Духа Своим ученикам (ср. Лк 12, 12; Ин 3, 5—8; 7, 37-39; 14, 16-17), и это обещание исполнилось после Его воскресения (Ин 20, 22), а особенно явно — в день Пятидесятницы (Деян 2, 1-4).
Катол. Предание видит начало таинства М. в том «возложении рук» (Деян 8, 14-17; 19, 5-6; Евр 6, 2), посредством которого апостолы передавали новообращенным дар Святого Духа и которое завершало крещение. Возложение рук выражает в осязаемой форме сошествие Святого Духа на нового христианина. С очень ранних времен, чтобы лучше выразить передачу Святого Духа, к обряду возложения рук было присоединено помазание благовонным елеем или миром, аромат которого символизирует «Христово благоухание» (ср. 2 Кор 2,14-16). Помазание в библ. и древней символике обладает множеством значений, фигурирующих и в таинстве М.: елей — символ изобилия и радости, он очищает, придает телу красоту и гибкость, исцеляет ушибы и раны. При М. человек получает знак Духа Святого, Его печать (ср. 2 Кор 1, 21-22: «Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог, Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши») — в древности печать владельца на к.-л. вещи была знаком его обладания этой вещью. Печать Духа Святого, получаемая при М., отмечает всецелую принадлежность верующего Христу, т.е. Помазаннику (ср. Деян 10, 38: «Бог Духом Святым и силою помазал Иисуса из Назарета»), что явным образом выражается в обряде М., когда совершающий его епископ погружает палец в миро и чертит знак креста на челе принимающего таинство.
Таинство М. в древности и Средневековье получило множество названий, особенно на Западе: impositio (возложение ); perfectio («совершенство», в смысле завершения крещения); chrisma, илиchrismatio (от греч. χρϊσμα— елей); unctio («помазание»); signaculum, consignatio, signatio («запечатлевание»); confirmatio («подтверждение» , «укрепление» ). Последнее название в Зап. Церкви стало преобладающим; слово конфирмация используется и в рус. Языке.
В первые века христианства крещение и М., осуществляемое через возложение рук и (или) собственно помазание, составляли единый обряд христ. посвящения, которое осуществлял епископ, обычно на Пасху. С IV в., когда христианство получило в Римской империи офиц. статус, обрядовая практика постепенно начала меняться. Увеличение числа крещений детей (которых теперь крестили не только на Пасху, но и в другие дни из опасения, что ребенок может умереть некрещеным) и возрастание количества сельских приходов сделали невозможным присутствие епископа при всех крещениях. На Востоке сохранилось единство двух таинств, так что и ныне М. совершается там священником, который крестит; при этом используется миро, освященное епископом или патриархом. На Западе таинство М. осталось прерогативой епископов, при этом установилось разделение обоих таинств во времени: крещение в приходе совершал священник (или диакон), а М. — епископ во время посещения прихода. В лат. обряде сохранился обычай помазания миром сразу после крещения, но это помазание не является таинством М., а лишь предвещает его: М., тем самым, стало завершением помазания при крещении. Практика Вост. Церквей ярче подчеркивает единство христ. посвящения, связь М. с крещением; в лат. обряде четче выражено общение нового христианина со своим епископом, а значит, с Церковью. Документы Тридентского собора характеризуют епископа как «обычного служителя»(ministerordinarius) таинства М. (DH 1628-30), а документы II Ватиканского собора называют епископа «изначальным служителем» (ministeroriginarius) М. (LG 26). Однако в случае необходимости это таинство может совершить и священник (ср. CIC, кан. 883): так, уже начиная с XIII в. Св. Престол давал священникам на миссион. территориях право совершать М.
Отделение М. от крещения вызвало появление ин-та восприемников при М., помогающих дух. становлению новых христиан (первые известия об этих восприемниках относятся к VIII в.). На Западе до XIII в. Римские папы и соборы предписывали, чтобы разрыв по времени между крещением и М. не был очень долгим — не превышал года; однако с XIII-XIV вв. все больше распространялось обыкновение переносить М. | до достижения сознательного возраста(aetasdiscretionis),ок. 7 лет. Эта практика оправдывалась тем обстоятельством, что именно в этом возрасте юному христианину становится необходимой особенная помощь Св. Духа (ср., напр., конст. Ео quamvistempore Папы Бенедикта XIV от 4.05.1745). В то же время Римские папы не одобряли практику откладывать М. до 12 лет, получившую распространение в ряде стран под влиянием янсенизма. После Тридентского собора обычай, согласно которому участие в таинствах Евхаристии и М. откладывалось до наступления сознательного возраста, был связан также с необходимостью и уместностью организации катехизации детей при подготовке к этим таинствам. Нынешний ККП (кан. 891) также говорит, что таинство М. должно уделяться человеку, достигшему сознательного возраста. Определение конкретных возрастных рамок находится в ведении нац. конференций епископов. Однако в случаях смертельной опасности необходимо миропомазать детей, даже если они не достигли сознательного возраста.
В наст. время (после литург. реформы II Ватиканского собора), если крещение принимает взрослый, он непосредственно после этого получает М. и участвует в Евхаристии (кан. 866). Если же М. совершается отдельно от крещения, то богослужение М. начинается с возобновления крещальных обетов и с исповедания веры теми, кто принимает М., — этим подчеркивается связь между крещением и М. (ср. SC 71). Епископ простирает руки над головами всех принимающих М. и произносит молитву, призывающую Святого Духа (эпиклесис); затем он по очереди преподает таинство М. каждому кандидату. Восприемник при этом, стоя за спиной кандидата, возлагает на его плечо правую руку. Таинство М. преподается через помазание миром лба, с возложением руки и словами «N (имя), прими знамение дара Святого Духа». М. обычно завершается лобзанием в знак мира, указывающим на общение с епископом и всей Церковью.
В Вост. Церквях М. всегда преподается после крещения; совершающий М. священник помазывает миром лоб, глаза, нос, уши, губы, грудь, спину, руки и ступни новокрещеного; каждое помазание сопровождается словами: «Печать дара Духа Святого. Аминь».
С XIII в. на Западе документируется обычай, согласно которому епископ наносит принимающему М. легкий удар в щеку (т.н. алапа): точный исходный смысл и происхождение этого жеста неизвестен, возможно, он берет свое начало из церемонии посвящения в рыцари. Впоследствии алапа осмыслялась как напоминание о необходимости быть твердыми в вере, т.е. уметь бороться против искушений. В наст. время алапа не предписана чинопоследованием М., хотя в ряде стран по традиции совершается.
У протестантов таинства М. нет, но в Лютеранской Церкви сохранился богослужебный обряд конфирмации, во время которого община принимает в свои ряды новых членов, достигших 14-летнего возраста.
о. Ц. Напюрковский, А. Горелов
Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2007. Т 3. С. 429-433.

  • К оглавлению раздела «Католическая энциклопедия»
  • Оставить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *