Мироточение

В храмах и монастырях, в домах православных верующих, в других местах люди сталкиваются с удивительным событием: замироточила икона! Что это такое? Как понимать такое явление? От Бога оно или от Диавола? Давайте попробуем разобраться.

Начать стоит с того, что же собой представляет мироточение икон. Что это за явление? Речь идёт о том, когда на святынях появляется жидкость. Она может быть разного цвета, вида и консистенции.

Количество исходящей жидкости тоже бывает различным. На некоторых образах появляются небольшие капли, на других – жидкость течёт потоком.

Как правило, жидкость благоухает, как и священное миро. Запахи бывают различными. Иногда явственно ощущается запах тех или иных цветов, иногда – пахнет карамелью, в ряде случаев – чувствуется запах ладана. Впрочем, все запахи, источаемые иконами, достаточно приятны. Бывает, что запаха от жидкости нет.

Зачастую запах от святынь схож на благоухание мира, применяемого при таинстве миропомазания. Однако стоит отличать священное миро от жидкости при мироточении. Миро, используемое в православных храмах, состоит из растительных масел, благовонных смол и душистых трав. Количество ингредиентов зачастую доходит до 50 единиц.

Состав жидкости, исходящей от святыни, отличен от мира. Поэтому название «мироточение» условно.

Версии скептиков

Многие скептики считают, что существуют вполне объяснимые причины, почему мироточит икона. Что это значит, на их взгляд? Скептические настроенные люди утверждают, что жидкость, источаемая образами, это:

  • Древесная смола.
  • Конденсат.

Вероятно, какая-то доля истины есть и в словах скептиков и не всегда появление жидкости обусловлено необъяснимыми причинами. Но как можно объяснить мироточение фресок, металлических образов, литографий и даже бумажных ксерокопий?

История мироточения

Любопытно, что до XX века такие явления были большой редкостью. Историкам известно всего лишь о шести (!) случаях мироточения икон Пресвятой Богородицы в период с Рождества Христова до конца XIX века.

В XX столетии ситуация кардинально изменилась. По непонятным причинам, количество мироточений возросло в разы. Мироточат иконы в храмах и домах по всей России. Значительно больше случаев мироточения наблюдается и в других странах.

Как и ранее, так и сейчас иконы обычно начинают мироточение в основном в постные дни. Кроме того, считается, что мироточение икон – не к добру. Существует множество свидетельств о массовом мироточении икон перед мировыми трагедиями.

Как относиться к мироточению

Как относятся верующие к тому, что замироточила икона? Что это такое? Многие относятся благовейно, такое явление для них – очередной знак благодати Божией. Другие относятся к такому явлению потребительски, возможно, даже оккультно. Они надеются, что именно это миро поможет исцелиться от болезни или достичь иной цели. Третьи относятся к этому вопросу с любопытством, но с некоторой отстранённостью.

Как правильно относиться к тому, если в доме или храме мироточит икона? Что это значит? Главное – осторожность. Не стоит торопиться с выводами. Известно, что диавол также может творить чудеса. Внешне они выглядят так же, как и явления от Бога, но их последствия могут быть весьма печальными и привести к погибели души. Простой пример: владельцы мироточащих икон нередко начинают страдать от тщеславия и затем гордыни.

Кроме того, святые отцы утверждают, что не стоит стремиться к чуду. Наша вера должна быть сильна сама по себе, независимо от того, соприкасаемся ли мы с чудесным явлением или нет. Осторожность в случае мироточения – лучший выход.

В храме села Ворон-Лозовка Липецкой области замироточили сразу все иконы, а также их копии и иконы в церковной лавке, сообщает ОТР.

В советские годы церковь была разорена. Один из старинных образов — икону Божьей Матери «Трех радостей» — прихожане смогли сохранить. Шесть лет назад её вернули храму, она замироточила практически сразу. Позже образ отправили на реставрацию, а вместо него повесили копию-фотографию в деревянной раме. Мироточить начала и копия.

А с недавних пор мира появилась практически на всех ликах в храме. Больше всего её сейчас от образа Святителя Луки. Но, если к подобным чудесам прихожане хотя бы были готовы, но когда замироточил железный крест, то даже настоятель признался, что сначала не поверил своим глазам.

Иеромонах Диодор Лаптев, настоятель храма Архангела Михаила: «Когда крест начал мироточить, и железный крест- это да, это было такое чудо! Железо не может ничего источать. Только творец видимой физики может изменять законы ее. Поэтому да, это было чудо».

Александр Климов, прихожанин: «Чудеса — они и есть чудеса, их никак не объяснить. Это значит, что нам что-то свыше дается».

Сергей Аксенов, прихожанин: «Я во многих церквях был. Здесь совершенно другая аура. По-другому даже дышится. По-другому человек себя чувствует».

Поклониться мироточащим образам приезжают жители не только соседних деревень и городов, но даже из-за границы. В основном, просят исцеления.

Настоятель церкви завёл специальную тетрадь, в которой уже зафиксированы больше десятка историй о случаях выздоровления.

Церковь села Ворон-Лозовка за 137 лет своего существования повидала всякое – богомольцев, горести и беды революционных лихолетий, безбожников ее закрывавших и разграблявших, но чудеса здесь стали происходить уже в наше время. Три года назад в храме, настоятель которого молодой иеромонах Диодор, замироточила икона. Но это продлилось недолго. А 25 мая этого года замироточили сразу несколько икон, и, самое интересное, церковная богослужебная утварь – две чаши для причастия, евангелие в металлическом окладе и два латунных креста. Посмотреть на чудо всю эту неделю в Ворон-Лозовку стекаются верующие не только Липецкой области, но и Орловской, Воронежской и Московской.
Несмотря на то, что журналисты GOROD48 приехали в храм во внеслужебное время и церковь была закрыта, у ее ворот стояли пять машин. Причем одна – с московским номером. Ее водитель, москвич Олег, рассказал, что проезжал Елец и Задонск, где и услышал о ворон-лозовском чуде.
— Я много слышал о мироточии икон, но никогда не видел этого христианского феномена, и решил полюбопытствовать, — рассказал Олег. – Но вот, правда, храм закрыт, и пока не видел. Батюшке звонили другие паломники, он обещал приехать, открыть церковь.
Тут же, в ожидании отца Диодора, в тени огромного тополя укрылись от беспощадно палящего сегодня солнца задонский священник с монахиней и прихожанкой. Тоже ждут отца настоятеля.
Иеромонах Диодор не заставил себя долго ждать. Оказалось он житель этого села, и приехал быстро.
Утешение перед скорбями
Группу ожидающих отец Диодор проводил в притвор храма, которым ограничивается все богослужебное пространство церкви, включая и алтарь. Попутно батюшка рассказывает, что целиком церковь восстанавливается с трудом, поэтому приходится служить в притворе.

— Церковь построена в 1882 году. Село было некогда очень богатым, его населяли 13 тысяч человек, а принадлежали здешние угодья предкам писателя Ивана Бунина. Судя по всему, это люди были хорошие, так как местные крестьяне никогда не бедствовали и даже одевались ничуть не хуже, чем сам барин. А вот после революции их словно подменили. Здешнего священника зверски казнили. Привязали за волосы к лошади и волоком прогнали до соседнего села Вертячье. Батюшка принял мученическую смерть. Потом началось создание колхозов. В село нагрянули так называемые двадцатипятитысячники, которые стали агитировать всех в колхозы. Один из них забрался на табурет и стал «толкать» пламенную речь. Два служителя церкви, пономари Тихон и Спиридон, еще не забыли казнь священника, и решили его остановить. Один из них выбил ногой табурет, агитатор упал и… умер. Конечно, того парня-пономаря, Спиридона схватили, и посадили в тюрьму. А потом храм закрыли. Но не стали разрушать, а устроили в нем зернохранилище. Это и спасло церковь.
Всех пришедших во внеурочное время верующих отец Диодор в храме благословил и желающим раздал миро.
— Раньше здесь мироточила одна икона, но периодически. А вот 25 мая я зашел в алтарь и обратил внимание, что покрывало святого престола сырое. Наутро пришел, смотрю – два креста, и две чаши для причастия покрыты капельками миро. Кресты положил на поднос, и вскоре он весь заполнился миром. Затем заметил миро на металлическом окладе богослужебного евангелия. А потом в храме увидел, что мироточат несколько икон, в том числе жен-мироносиц, которая недавно вернулась в храм. Эту икону при разграблении церкви забрал кто-то из местных жителей, и вот потомки не так давно вернули икону храму.
— Как относиться к мироточию? – продолжает отец Диодор. — Я читал, что любое мироточение – утешение пред каким-то скорбями. Достаточно вспомнить, и об этом много написано, что в 1941 году иконы массово мироточили во многих московских храмах.
На днях в храме Ворон-Лозовки побывал митрополит Липецкий и Задонский Никон.
— Митрополит тоже осторожен в оценке происходящего. Верующих он призывал каяться в грехах и стараться жить благочестиво, верить в Бога, всех любить и никого не обижать, так как, возможно, впереди нелегкие времена и события, что, впрочем в руках, Божьих. Тоже самое он адресовал и священнослужителям, — говорит отец Диодор.
Самовозжигание лампад
Рассказом о мироточии икон и утвари в храме Михаила Архангела отец Диодор не ограничился.
— Что касается чудес и знамений, то их в нашей округе немало. Да и в нашей церкви они происходили, говорит иеромонах Диодор. — Например, во время летних пожаров 2010 года на куполе нашего храма появилось изображение женщины. А пожары со стороны Усманского района подходили к нашему селу, все было в дыму. И вдруг, огонь прекратился! Кстати, в соседнем селе Манино уже много лет происходит чудо, о котором вы даже вряд ли когда-то писали. Там лампады в церкви сами зажигаются! Их погасят, уйдут, храм закроют, приходят утром –лампады горят! Так же там самопроизвольно бьют колокола, и из церкви часто слышится, будто ангельский, хор. В то время когда храм закрыт и в нем никого!
Журналисты захотели тут же посмотреть еще одно чудо, и поехали в Манино. Но, увы, в церкви никого не было, оказалось, что священник, отец Владислав поехал в Липецк.
Как рассказал отец Диодор, о феномене происходящим в Манино как-то прослышали немцы и приехали изучать его.
— Целых два автобуса приехали, то ли физики какие-то, то ли химики, то ли геологи. Возможно и те и другие. Их приборы, что они привезли – зашкалили! Но немцы не были верующими, хотя очень удивлялись и даже пожертвовали храму 350 евро. А феномен объяснили каким-то природными явлениями, а под храмом, по их данным, находится какой-то геологический разлом. «Что-то происходит под землей, возможно», — говорили немцы. Им тогда отец Владислав ответил: «Да не под землей происходит ваше «что-то», а на небе!»

Накануне Недели Православия в интернете поднялся дружный шум по поводу сообщения Натальи Поклонской о мироточении в часовне во имя Царственных страстотерпцев. Соревновались в «остроумии» не только богоборцы типа Невзорова, но вроде бы и православные блогеры. Самый мягкий эпитет по этому поводу: «кликуши». Некоторые их выпады граничат с кощунством.

Не будем критиковать молодую, неискушённую ещё в политике, женщину-депутата. Не стоит обращать внимания на богоборцев и сетевых пустобрёхов — горбатого могила исправит. Оставим в покое и высокообразованных православных интеллигентов и богословов, у которых сам факт мироточения вызывает язвительные насмешки. Обратимся к вопросу по существу: мироточение — это что? От Бога или нет? Знамение или обман?

Если говорить о случаях истечения слез, мира, крови от икон Божией Матери на Святой Руси, которые сохранились в Предании нашей Церкви, то их вполне достаточно, чтобы уверенно сказать: явление это происходило издревле, иногда сопровождалось многочисленными исцелениями, а иногда и само по себе воспринималось как чудо, как знамение Божие — именно так и стали именовать известную Новгородскую икону Божией Матери- «Знамение». Другая известная икона «Толгская» 16 сентября 1392 источала миро во время утрени.

Источала миро и Мирожская икона Божией матери. Есть иконы менее известные: Владимирская Оранская икона Божий Матери — мироточение в 17 веке. Ильинская Черниговская икона Божией Матери (истечение слез) и другие.

Русские люди столетиями воспринимали эти явления как знамения Божии, что же нам теперь и над ними подшутить, как над средневековыми невеждами? Их относительная немногочисленность,вероятно, указывает на то, что эти явления тщательно проверяли, прежде чем принять. Во всяком случае, в некоторых описаниях имеются упоминания о проверках подлинности чудес комиссией, специально присланной правящим архиереем.

Теперь немного о нашем времени. Все помнят, какую немалую роль сыграла в народном почитании убиенной Царской семьи мироточивая икона Николая II. В конце 90-х годов эту икону переносили по многим монастырям и храмам нашей Церкви. Мне говорили тогдашние члены Синодальной Комиссии по канонизации святых, что были документально подтверждённые случаи исцелений по молитвам к Царственным страстотерпцам.

На Валааме эта икона тоже побывала. Должен сказать, что не отношу себя к людям легковерным и всегда стараюсь объяснить необычное явление сначала причинами естественными. Но вот на наших глазах произошло нечто, естественными причинами необъяснимое. Когда мы перевозили эту икону на конном экипаже, она находилась в руках иеромонаха,, сидящего рядом со мной. Бумажная икона небольшого размера, наглухо закрытая в застекленном деревянном киоте, легко просматривалась со всех сторон. Благоуханное миро обычно выступало внутри киота, иногда снаружи на стекле. Но когда мы подъезжали с иконой к Собору, то сидевший напротив меня отец Вениамин вскричал: «Миро!» и указал на икону. На наших глазах на верхнем торце лакированной деревянной поверхности киота набухала капля густой ароматной жидкости.

Потом её выступило так много, что она стала стекать сначала по верхнему торцу киота, а потом уже полилась вниз по поверхности киота. Когда мы внесли икону в Собор, положили её на аналой и стали петь молебен, народ, стоявший напротив большой старинной иконы Спасителя у правого столпа, вдруг заволновался и зашумел. Оказывается прямо на их глазах из благословляющей десницы Христа на древнем образе из перстосложения тоже выступило благоуханное миро и несколькими струйками потекло вниз. Потом такое же явление повторилось на Смоленском скиту, который исторически был связан с семьей Романовых (в скитском храме до 1940 года хранились драгоценности Императрицы Александры, переданные жившему там схиигумену Ефрему Анной Вырубовой). Именно там Анна Вырубова приняла от рук о.Ефрема монашеский постриг.

Никто из братий или паломников не усомнился в том, что произошло чудесное знамение, подтверждающее святость Царственного страстотерпца.

Быть может, кто-то сочтёт рассказанное прелестью, массовым психозом, или скажет, что это не имеет отношения к христианской вере, но, на мой взгляд, массовое почитание церковным народом убиенной Царской семьи, проявившееся, в том числе в поклонении и признании чудотворной, мироточивой иконы Государя, не могло не повлиять на Полноту Церкви. Всенародное почитание, наряду с проделанной Синодальной Комиссии по канонизации святых огромной исследовательской работой, в итоге, привело к принятию Собором 2000 года исторического решения о прославлении Собора Новомучеников и Исповедников Российских в числе которых были и Царственные Страстотерпцы. Без этого решения стало бы невозможным и не менее историческое преодоление раскола с Зарубежной Церковью.

Вспоминая это, думаю,что в случаях мироточения или иных подобных необычных явлениях,связанных с Церковью — презрительное глумление или, напротив, восторженная экзальтация совершенно неуместны. Безусловно, требуется тщательная проверка этих явлений. Но до официального подтверждения или опровержения надо следовать мудрому совету святых отцов: не принимай и не отвергай… Господь Сам явит нам истину, если Ему это будет угодно.

Епископ Троицкий Панкратий, игумен Валаамского монастыря

Мироточение икон в Валаамском монастыре

Не так давно в биологических лабораториях Киевского университета был сделан анализ мира, источаемого мощами святых, покоящихся в Киево-Печерской лавре. Миро оказалось веществом с большим содержанием белка. Биологи затруднились классифицировать его, сказав наверняка лишь одно: такое вещество может источать только живой организм. А ещё одно «чудо», только уже подстроенное фанатиками, было недавно разоблачено Ватиканом. Статуя падре Пио, одного из самых почитаемых святых в современной Италии, с мая плакала кровавыми слезами, привлекая в храм массы паломников. И только анализ крови, капавшей из глаз статуи, показал, что она принадлежит… женщине.

Представители католического духовенства полагают, что статую падре Пио втайне «подкрашивала» некая ревностная прихожанка. За последнее столетие Ватикан признал чудесами всего лишь 12 удивительных явлений, произошедших в католическом мире. А ещё 284 «чуда» Святой престол отверг как надувательство.

Что интересно, в мужском монастыре острова Русского в Приморском крае в конце сентября, пока разоблачали падре Пио, заплакала икона Серафима Саровского. При этом она не является даже рукописной: это всего лишь типографская копия. Сейчас в монастыре замироточили ещё три иконы: Иова Почаевского, Сергия Радонежского и Архангела Гавриила, после чего на остров началось безудержное нашествие верующих.

Плачут даже ксерокопии икон

В прежние времена мироточение иконы или мощей считалось грозным знаком свыше, повергавшим в трепет целые поколения людей. В католической культуре подобные явления и сейчас крайне редки. Однако тысячи икон рыдают одновременно в сотнях православных церквей в России и за рубежом. И если прежде считалось что «право» мироточить имеют только старые, намоленные иконы, то сейчас плачут не только деревянные, но и пластиковые, а также репродукции, фотографии, ксерокопии. Мироточат металлические оклады и стеклянные поверхности киотов. Рыдают и кровоточат образа Христа Спасителя, Божьей Матери, святителя Николая Мирликийского, преподобных Сергия и Германа Валаамских, святых Царственных мучеников, некоторых местночтимых святых. В общий поток влились даже слёзы с портретов официально не канонизированного Иоанна Грозного и Григория Распутина. Порой доходит до абсурда. Так, например, в Саратовской области в доме пенсионеров недавно закровоточила гипсовая поделка — рок-оперный бородач, отдалённо напоминающий Иисуса, с подписью Super Star.

«Плач святых» начался в начале 90-х годов прошлого столетия с единичных случаев, но уже к 1999 году приобрёл такие масштабы, что духовенство вынуждено было учредить специальную Комиссию по описанию чудесных явлений, происходящих в Русской православной церкви. В комиссию входят как богословы, так и учёные абсолютно атеистического профиля — физики и химики. Предварительные выводы комиссии, именно предварительные, так как вал церковных чудес стремительно нарастает, таковы: происходит нечто небывалое в истории России, а может быть, и во всей двухтысячелетней истории Церкви. Разумеется, сейчас, как и в прошлом, существует проблема достоверности сообщений о чудесах. Но об этом позже, а пока давайте проясним вопрос: что же представляет собой это самое миро?

«Небесное» миро не имеет ничего общего с церковным

Феномен, когда гробница святого, икона или распятие начинали источать благоухающую жидкость — миро, известен давно. В то же время обычное миро — это не что иное, как деревянное масло с красным вином и благовониями, употребляемое в христианских обрядах. По преданию, обряд мироварения установлен апостолами. Основные компоненты — масло и вино — заливают в котлы и варят на медленном огне. В конце процесса в загустевшую смесь добавляют благовония, полученное вещество разливают по освящённым сосудам, запечатывают и рассылают по епархиям. Миро хранится в алтарях на престолах, применяется церковью при совершении таинств помазания христиан после крещения, при коронации, а также при освящении престолов храмов. Сразу скажем: истекающее, или «небесное», миро ничего общего с церковным не имеет и названо так только по аналогии, хотя оно такое же маслянистое и может даже пахнуть розами или сиренью. Различается оно и по консистенции, и по химическому составу.

По теме 1465

Российская фигуристка и олимпийская чемпионка Алина Загитова станет вести шоу «Ледниковый период» на Первом канале. Спортсменка, поступившая на очное отделение факультета журналистики РАНХиГС, не заявлена в этом сезоне ни на один старт, но до сих пор не объявила о завершении карьеры.

Неоднократно плачущие миром иконы удавалось заснять на фото или видеокамеру. Вот лишь несколько примеров:

В Свято-Троицком монастыре Тюмени замироточила икона святителя Николая Мирликийского Чудотворца. На ней заметили слёзы — маслянистые капельки: миро истекало из самой иконы, причём иконы бумажной.

Под Оренбургом, в Никольской церкви села Нижняя Павловка, находятся пять подобных икон. Первой заплакала икона Табынской Божьей Матери. Произошло явление на святых ключах Башкирии, куда с иконой совершали паломничество прихожане храма. Чудо зафиксировано в летописи местного монастыря.

«На горе во время божественной литургии яркий луч солнца упал на Богоматерь, — рассказал нам настоятель храма иеромонах Анатолий. — И икона стала мироточить. Одна капля струилась из правой руки Спасителя, другая — с правого плеча Богородицы, а третья появилась внизу. Икона мироточила весь день, мы подставили к ней блюдца, положили вату. Когда вата пропитывалась маслянистой жидкостью, разделяли её на маленькие кусочки и раздавали верующим».

Потом заплакали иконы Божьей Матери «Неупиваемая чаша» и Владимирская. «Неупиваемая чаша» — личная икона отца Анатолия. В селе слишком много людей, страдающих алкоголизмом, и он частенько приносит её в храм. Далее начала рыдать Минская икона Божьей Матери, а за ней изображение Тихона Задонского — чудотворца. Кстати, обычно к Тихону обращаются с просьбой решить какие-то бытовые проблемы, помогает он и в устройстве на работу.

Лик Спасителя из села Державина покрылся струпьями

Все иконы во время мироточения благоухают по-разному. Так, икона Тихона Задонского источает сладковатый запах, чем-то напоминающий карамель. Некоторые пахнут розами. А Минская Богоматерь — хвойным лесом.

В екатеринбургском Храме-на-Крови наблюдается необычное, точнее, уже привычное для России, явление с иконой святого преподобного Серафима Саровского, находящейся над ракой от мощей святого. По словам помощника настоятеля священника Александра Пилосова, между красочным слоем и стеклом, покрывающим икону, проявились капли маслянистой жидкости крупного размера. С обратной же стороны образ был полностью сухим и чистым, повреждений и иных посторонних следов на тыльной поверхности обнаружено не было. От иконы исходило явственное благоухание. Вскоре мироточение усилилось и нижняя часть иконы пропиталась ароматной маслянистой жидкостью примерно на четверть. Это не первый такой случай в Екатеринбургской епархии. В 2001 году плакала икона «Отрада» («Утешение») в Иоанно-Предтеченском кафедральном соборе Екатеринбурга.

А не так давно по всей России провозили кровоточащую икону Спасителя, которая принадлежит жительнице села Державина Оренбургской области Антонине Ефимовой. Образ стал источать кровяные капли с характерным запахом крови больше четырёх лет назад. Да так сильно, что лик Спасителя словно покрылся высохшими струпьями и стал почти неразличим. Вот что думает по этому поводу самарский владыка Сергий:

«Услыхав об этом первый раз, я засомневался. Церковь всегда очень щепетильно относится к подобного рода чудесам, тщательнейшим образом проверяя их правдивость. Но, когда я увидел этот образ, сомнения отпали. На иконе с головы Спасителя, прямо от шипов тернового венца, стекали красные струйки, и я ощутил натуральный запах крови. Когда же эту источающуюся красную жидкость самарские эксперты взяли на химический анализ, то оказалось, что это — настоящая плазма человеческой крови четвёртой группы».

Между прочим, на Туринской плащанице также найдены следы крови четвёртой группы.

Ещё один случай произошёл в Клину. Там, в офицерском жилгородке, в скромной квартире семьи военнослужащих находится более 40 образов, и почти все мироточат. Большинство из них не писаные, а напечатанные на бумаге фотографические копии. Благоухание исходит от всех икон, но каждый образ пахнет по-своему. Запахи различаются и по силе, и они не похожи на аромат цветов или духов. Солдаты, по нескольку человек, постоянно приходят посмотреть на чудеса. Так забегались, что командование части было вынуждено построить для обильно рыдающих икон отдельную часовню.

И конечно же все знают о знаменитых московских плачущих иконах: Царя-мученика Николая II в Никольском храме на Большой Ордынке и миро-кровоточащей иконе Богородицы «Семистрельной», которая, хоть и хранится в частной коллекции, успела с крестными ходами обойти полстраны.

Православные епархии проводят экспертизы не хуже ватиканских

Естественно, и у церковных иерархов, и у учёных возникают определённые вопросы по поводу стольких явленных чудес. Мысль о фальсификации, как в случае с падре Пио, можно отмести сразу. Перед тем как признать икону подлинно мироточивой, проводится скрупулёзная проверка чуда епархией, с проведением экспертизы не хуже ватиканской. Многочисленные исследования показали, что миро осаждается на иконах и крестах как конденсат, так что шутки насчёт дырочек, просверленных хитрыми попами, тут неуместны.

Вот мнение Владимира Павлова, доктора физико-математических наук, ведущего научного сотрудника Математического института им. В.А. Стеклова РАН:

«Мироточащая икона, на которой из ничего образуется священное миро, нарушает классическое научное представление о Вселенной. Ведь что происходит при этом? «Из ничего» образуется материя — миро, слёзы, капли крови на иконах. Для учёного это потрясающее открытие! С позиции современной науки, такое может происходить только путём превращения энергии в вещество — процесс, обратный тому, в ходе которого на атомной электростанции вещество превращается в энергию. Проще усомниться и посчитать себя обманутым… Я думаю, что мироточение — это одно из подтверждений корпускулярно-волновой теории, что единая материя может проявлять себя как волна, энергия и как материя, частица. Возможно. Надо только помнить: не все знания в мире получены научным путём. Есть знание, про которое мы вообще не можем сказать, откуда оно. Мы просто знаем, что это так. Но есть в проявлениях чудес и такие аспекты, которые можно изучать в рамках науки. Например, химический состав мира. Наша экспертиза показала, что в Клину на иконах выступает органическое масло, по составу близкое к подсолнечному. Но, разумеется, знание его химического состава ничуть не приближает нас к разгадке самого феномена».

Тем не менее православных христиан всего мира волнует совсем не научный аспект проблемы, их больше интересует, к добру или нет заплакали иконы. Официальную позицию Церкви нам ёмко выразили в Московской патриархии: «Считать «плачущие» иконы предвестием войн, стихий, напастей — суеверие! Мироточение свидетельствует, что Бог с нами!»

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *