МИРЯНЕ — в христианских церквах члены Церкви, не входящие в состав духовенства (клира).
Миряне составляют церковную паству. Строгое разделение на клириков и мирян принято в тех церквах, в которых, в соответствии с исповедуемым ими учением, клирики поставляются на служение через рукоположение и имеют преемство рукоположений, идущее от апостолов (все поместные православные церкви, Римско-католическая церковь, старокатолики, восточные нехалкидонские церкви, частично Англиканская церковь и др.). При этом доктрины разных церквей в трактовке апостольского преемства расходятся.
Миряне имеют одинаковое с клиром человеческое и христианское достоинство и одинаковую надежду на спасение. Миряне участвуют в богослужении молитвами, а также в качестве пономарей, свещеносцев, певчих, в исключитеотных обстоятельствах могут совершать таинство крещения. Помимо усвоения основ церковного учения, миряне сами участвуют в церковном учительстве по благословению священнослужителей, как правило вне храма, например в качестве преподавателей духовных учебных заведений, церковных учёных, миссионеров и т. д. Миряне участвуют в деятельности органов церковной власти; например, в Русской православной церкви они избираются членами Поместных соборов, епархиальных собраний, приходских советов, составляют большую часть приходских собраний, назначаются на ответственные административные должности, включая председателей синодальных отделов. Широкое участие мирян в разных формах церковной жизни имеет своим догматическим основанием учение апостола Петра о всеобщем священстве (1 Пет. 2:9).
В истории Римско-католической церкви противопоставлялась «церковь учащая», к которой принадлежал клир, и «церковь учащаяся», включающая мирян, однако ныне это разделение действительно только в церковном управлении. Православной экклезиологии такое противопоставление всегда было чуждо.
Помимо мирян и клира — состояний, возникших одновременно с началом бытия самой Церкви, исторически в ней сложилось ещё одно — монашество, статус которого в отношении мирян и клира в разных церквах трактуется по-разному (особенно статус монахов, не имеющих священного сана).
В современном религиоведении понятия «Миряне» и «клир» часто применяются также по отношению к некоторым нехристианским религ.иознымобщинам (буддистов, джайнистов и др.).
На фото Георгий Кочетков. Фото сайта www.ogkochetkov.ru
Общественное движение «Сорок сороков» в аккаунтах различных социальных сетей заявило, что «обновленцы-кочетковцы» (по имени священника Георгия Кочеткова, выступающего за перевод на церковный русский язык основных текстов православного богослужения с греческого и церковнославянского языков) якобы пытались захватить кафедральный собор в Твери для того, чтобы совершить в нем литургию на русском языке. «2 февраля «кочетковцы» оккупировали Воскресенский кафедральный собор, устроив там «аншлаг», ожидая, что богослужение в кафедральном соборе должно непременно совершаться на русском языке. В храме пытались прикрыться благословением митрополита Саввы (Савва (Михеев) – глава тверской митрополии. – «НГР») и говорили, что якобы владыка должен был возглавить русскоязычное богослужение кочетковской общины в кафедральном соборе. На самом деле митрополит в отпуске. Жители Твери были вынуждены взять инициативу в свои руки и встать на защиту православия и традиционного богослужения», – говорится в сообщении. К новости приложено два видеоролика. В первом из них демонстрируется 17 секунд литургии на русском языке, во втором – 9 минут выступлений агрессивно настроенных людей против подобных богослужений.
«Скандал действительно есть, однако шум вокруг него сильно превышает его причины и истоки, – рассказал «НГР» председатель тверского Боголюбского братства Андрей Васенев. – Сейчас в Твери на официальном уровне проходит международная конференция «Личность в истории православных братств: епископы, священники, миряне». Началась она с литургии в кафедральном соборе города. Поскольку конференция анонсировалась заранее, то в храме задолго до начала богослужения собралось около 30 человек, которые вначале называли себя прихожанами этого собора, а позже объявили, что прибыли из разных городов для того, чтобы совершить – как они это назвали – «мирную акцию сопротивления». Они хотели выступить против того, чтобы в Твери вообще шла речь о каких-либо православных братствах. А в городе уже 29 лет существуют три православных братства, которые занимаются просвещением, катехизацией, миссионерской деятельностью и, в частности, переводами богослужения на русский язык. Спор вокруг этого не утихает и стал краеугольным камнем нынешней ситуации. Противники подготовили воду и хотели облить участников конференции водой, а потом устроили несанкционированный митинг. А когда к ним вышел священник, чтобы их успокоить, то они стащили его за рукава и заявили, что «мирно» требуют служить в храме так, как они хотят. Эта акция была разработана и спланирована заранее».
Васенев также пояснил, что, несмотря на заверения «Сорока сороков», «которые сами называют себя консерваторами, но, по сути, являются радикальными фундаменталистами», само богослужение совершалось на церковнославянском языке и лишь Евангелие читалось на русском. Однако, заметил собеседник «НГР», реформаторством это едва ли можно назвать, поскольку еще 20 декабря в докладе на Епархиальном собрании Москвы патриарх Кирилл допустил возможность перевода некоторых текстов, «которые нередко наиболее сложны для понимания», на русский язык. По мнению Васенева, провокация была совершена в том числе и с целью давления на главу Тверской митрополии. «Митрополит Савва возглавил митрополию год назад. И понятно, что кого-то устраивает, что он здесь делает, а кого-то не устраивает. В частности, есть несколько человек, которые в Тверской епархии служат очень давно, и их не устраивают действия митрополита. Они всячески лоббируют тему противостояния митрополиту Савве, а братства используют как некий таран, вбивая клинья и раздувая скандал. На самом деле подобного рода деятельность ведется уже давно, и такие скандалы бьют по многим фигурам. И по митрополиту Савве, потому что он находится в Твери, и по патриарху Кириллу, потому что подобная реакция была на его предложение по православным братствам, потому что они всегда как бельмо на глазу у подобных организаций и движений. А в конечном счете это все делают люди, которые хотят создать крепкий симбиоз церкви и власти, в котором надо меньше понимать и больше слушаться», – заключил Васенев.
Напомним, что митрополит Тверской и Кашинский Савва (Михеев), возглавивший Тверскую митрополию в июле 2018 года, совершил в небольшом больничном храме Твери литургию на русском языке. Этот шаг был воспринят в церковной среде неоднозначно. Часть верующих и клириков поддержали реформаторство тверского митрополита, а часть выразили недоумение, напомнив, что основной язык богослужения в России – церковнославянский. Сам архиерей признался, что «впервые прочитал литургию на русском языке» и «открыл для себя новые смыслы». «Это очень интересный и полезный опыт. Я считаю, что этот храм должен быть открытой миссионерской площадкой», – заявил тогда митрополит (подробнее в «НГР» от 03.04.19).