Миссионер, кто это?

  • Кто такие миссионеры церковной службы?
  • Каковы требования для служения на миссии?
  • Что нужно сделать члену Церкви для получения призвания на миссию?
  • В чем состоит процесс получения призвания на миссию?
  • Сколько времени продолжается служение?
  • Как быть с другими церковными призваниями?
  • С чего мне начать?

Кто такие миссионеры церковной службы?

Программа миссионеров церковной службы предоставляет членам Церкви возможность посвящать свое время Господу, благодаря миссии, связанной с выполнением определенной работы по служению. Миссионеры церковной службы служат, по крайней мере, 8 часов в неделю. Обычно, срок их служения – от 6 до 24 месяцев.

вернуться назад]

Каковы требования для служения на миссии?

Все миссионеры церковной службы должны быть достойны иметь «Действительную рекомендацию для посещения храма” и не должны иметь несовершеннолетних детей, живущих дома. Они должны быть физически, умственно и эмоционально способны выполнять определенное призвание и связанные с ним обязанности. Предполагаемые миссионеры должны также обеспечить себе сами транспортную и финансовую поддержку. Все миссионеры церковной службы несут полную ответственность за обеспечение своих медицинских потребностей, включая расходы на стоматологическое и офтальмологическое лечение, а также приобретение лекарственных средств.

Что нужно сделать члену Церкви для получения призвания на миссию?

  1. Члены Церкви узнают о возможности служения миссионерами церковной службы через различные источники, включая руководителей священства, этот сайт, других членов Церкви или через местные печатные объявления, которые издаются в различных регионах по всей Церкви. Информация, полученная из любого источника, должна быть подтверждена посредством связи с отделом, запрашивающим миссионеров, или через местных руководителей священства.
  2. Члены Церкви должны связаться и обсудить возможности для служения с контактным лицом, указанным в публикации. Это позволяет потенциальным миссионерам и менеджеру отдела определить, есть ли что-то подходящее для них. Члены Церкви должны с молитвой рассмотреть назначение, чтобы определить, следует ли им продолжать изучать эту возможность для служения.
  3. Если члены Церкви согласны, им следует заполнить формуляр под названием Рекомендация для миссионера церковной службы неполного дня, и отдать его своему епископу. Этот формуляр может быть распечатан с этого сайта. Членам Церкви следует аккуратно заполнить каждый раздел формуляра, включая те, где сказано, где они собираются служить, сколько часов каждую неделю, когда они собираются начать и на какой по протяженности миссии они хотели бы служить.

вернуться назад]

В чем состоит процесс получения призвания на миссию?

  1. После получения заполненных формуляров рекомендаций, епископ подтверждает достоинство члена Церкви и соглашается с выбранным служением. Тогда он подписывает формуляр и передает его президенту кола.
  2. Президент кола проводит собеседование с кандидатом, чтобы подтвердить его достоинство, и подписывает формуляр рекомендации. После этого он отправляет бумаги в офис местного координатора по работе с миссионерами церковной службы для просмотра, ввода в базу данных и для одобрения призвания.
  3. Координатор сообщает президенту кола в письменном виде, когда процесс завершен, и президент кола сообщает о призвании члену Церкви. Президент кола поручает епископу рукоположить нового миссионера.
  4. После этого миссионеры церковной службы должны связаться с отделом, в котором они будут служить. Миссионеров церковной службы курируют и обучают под руководством отдела, в котором они служат. Президент кола и епископ остаются духовными руководителями для члена Церкви.

вернуться назад]

Куда мне нужно отправить формуляр Рекомендации для миссионера церковной службы?

Формуляр, после того, как он заполнен, и на нем стоят подписи епископа и президента кола, необходимо отправить в отдел, в зависимости от того места, где вы будете служить.

  • Международные регионы: Отправьте в административный офис соответствующего региона.
  • Соединенные Штаты Америки и Канада: Отправьте координаторам группы миссионеров церковной службы вашего кола. Ваши руководители кола могут найти эту информацию в Церковном справочнике организаций и руководителей (CDOL).
  • Северная Юта (Пейсон до границы с Айдахо):
    Отправьте в Главное управление:
    ФАКС: 801-240-1726 или по почте:
    офис миссионеров церковной службы
    50 East North Temple Str Rm 262W
    Salt Lake City UT 84150-0302

Если вам все-таки нужна помощь, позвоните в офис миссионеров церковной службы по телефону 801-240-4914, или свяжитесь по электронной почте csm-support@ChurchofJesusChrist.org.

вернуться назад]

Сколько времени продолжается служение?

Продолжительность служения может быть определена исходя из потребностей должности и возможностей миссионера церковной службы. Обычно миссионеров призывают на служение продолжительностью от 6 до 24 месяцев. В случае если у миссионера есть возможность служить и остается потребность в служении в определенном отделе, назначения могут быть продлены, но не более чем до 30 месяцев. После окончания служения на миссии длительностью 30 месяцев, для подачи документов на другую миссию, должен быть заполнен новый формуляр рекомендации.

вернуться назад]

Как быть с другими церковными призваниями?

Поощряется служение миссионеров церковной службы в призваниях кола или прихода по усмотрению местных руководителей в случае, если эти призвания не мешают назначению миссионера церковной службы.

вернуться назад]

С чего мне начать?

  1. Просмотрите этот сайт или любой другой доступный источник для того, чтобы увидеть возможности для служения.
  2. Вы можете встретиться с указанным контактным лицом или созвониться, чтобы задать вопросы и оценить одну или несколько возможностей для служения. Это позволит вам и менеджеру отдела определить, подходит ли для вас это назначение. Рассмотрите с молитвой данное назначение, чтобы определить, совместимо ли оно с наличием у вас времени, способностями и здоровьем.
  3. Внимательно заполните формуляр рекомендации, указав одно или несколько мест для служения по выбору, а также желательные даты и продолжительность служения.
  4. Договоритесь о встрече со своим епископом, чтобы вы могли передать ему ваш заполненный формуляр рекомендации и пройти собеседование по поводу достоинства служить.
  5. Далее вам следует встретиться с вашим президентом кола для прохождения собеседования по поводу вашего достоинства для служения на миссии церковной службы.

вернуться назад]

Энциклопедия включает 1283 статьи, содержащие жития и жизнеописания русских святых и подвижников Православия, в течение тысячелетия определявших духовное лицо русской нации, ее приоритеты и направления развития. Русские святые были главными носителями основополагающих ценностей русской цивилизации — духовной цельности, неразрывности веры и жизни, добротолюбия, нестяжательства, монархического сознания, соборности и патриотизма.
При подготовке энциклопедии были использованы и учтены все наиболее авторитетные источники о жизни святых, начиная с Великих Четий-Миней митрополита Макария, Четий-Миней Димитрия Ростовского, Житий святых Филарета (Гумилевского), и до жизнеописаний святых, вышедших в XX — начале XXI века. Часть материалов, использованных в энциклопедии, собраны составителем в ходе многолетних паломнических поездок по монастырям и святым местам России в 1970-е — первой половине 1990-х годов.
Представлено 544 иллюстрации — иконы и портреты, изображающие святых и подвижников Православия, фото из архивов и редких книг.

Важные сведения о русских святых, прежде всего, о прп. Андрее Рублеве, неизвестные по более ранним источникам, записал в кон. XV в. прп. Иосиф Волоцкий, чья память чтится на следующий день после прп. Андрея Рублева! Причем эта ценная информация была почерпнута Иосифом Волоцким со слов «старца Спиридона», игумена Троице-Сергиева монастыря (10-я гл. «Духовного завещания» // «Отвещание любозазорным и сказание вкратце о святых отцах, бывших в монастырех, иже в Рустей земле сущих»). Прп. Иосиф Волоцкий стал одним из первых знатоков и собирателей рублёвских икон, и с собой на Волок из Пафнутьев-Боровского монастыря он принёс 4 иконы как вклад в будущую обитель, из которых 3 были «Рублева письма Андреева» (Жмакин В. Митрополит Даниил и его сочинения. М., 1881. С. 57). Впоследствии еще несколько рублёвских икон волоцкий игумен получил в дар от сына иконописца Дионисия – Феодосия (Послания Иосифа Волоцкого. М.; Л., 1959. С. 212). «Отвещание» прп. Иосифа Волоцкого донесло до нас тонкие черты духовного облика прп. Андрея Рублева, который через «великое тщание о постничестве и иноческом жительстве» сумел «ум и мысль возносить к невещественному и Божественному свету». В праздничные дни, когда нельзя было заниматься иконописанием, Андрей Рублев и Даниил созерцали иконы «и, на тех неуклонно зряще, Божественныя радости и светлости исполняхуся» (ВМЧ. Сентябрь. Дни 1–13. Стб. 557-558)»: http://expertmus.livejournal.com/61853.html

Русские святые и подвижники Православия. Историческая энциклопедия.

М.: Институт русской цивилизации, 2010. 896 стр., 544 илл.

Миссионерской и антисектантской работой в Москве занимаются Комиссия по миссионерству и катехизации и Комиссия по церковной реабилитации лиц, отпавших от Православия.

***

Комиссия по миссионерству и катехизации при Епархиальном совете г. Москвы образована решением Епархиального собрания от 22 декабря 2016 г. (ранее действовала Миссионерская комиссия).

Комиссия была создана с целью координации и развития богослужебной и внебогослужебной деятельности, направленной на «распространение православной веры, воцерковление людей для новой жизни во Христе и передачу опыта богообщения посредством личного участия человека в таинственной жизни евхаристической общины».

Главные задачи комиссии: сбор данных и объединение опыта лучших проектов миссионерской направленности; структурирование и координация существующей миссионерской и катехизической работы в Московской городской епархии; методическое обеспечение работы миссионеров-катехизаторов и приходских консультантов; подготовка и повышение квалификации миссионерских кадров; интеграция различных направлений приходской внебогослужебной деятельности; взаимодействие с общественными организациями в области просветительской и воспитательной работы; реализация поручений Святейшего Патриарха и Епархиального собрания г. Москвы в области миссионерства и катехизации; информационная поддержка миссионерской и катехизической работы в Москве.

Для осуществления координации миссионерской работы в комиссии назначены лица, ответственные за тематические направления.

В рамках деятельности комиссии работа ведется по следующим направлениям:

  • взаимодействие с общеобразовательными школами;
  • взаимодействие с вузами;
  • организация и проведение туристических лагерей (подростковые, студенческие, семейные);
  • работа с военнослужащими;
  • информационная поддержка проектов и работа с социальными сетями и интернет ресурсами;
  • взаимодействие со СМИ;
  • противодействие сектам;
  • работа с мигрантами;
  • противодействие неоязыческим культам;
  • работа с заключенными;
  • организация и координация библейских кружков;
  • катехизическая подготовка к таинствам;
  • организация и методическая поддержка вероучительных бесед;
  • катехизическая работа с подростками;
  • обучение и аттестация приходских консультантов;
  • образовательная деятельность (курсы повышения квалификации для священнослужителей и миссионеров-катехизаторов).

Целевую аудиторию миссионерско-катехизической работы в Москве составляют: невоцерковленные взрослые граждане, неопределившиеся; школьники и студенты; дети и подростки из неблагополучных семей; новоначальные христиане, люди, делающие свои первые шаги в церковной жизни; воцерковленные христиане; дети, растущие в воцерковленных семьях; жертвы тоталитарных сект и сектанты; адепты неоязыческих культов; заключенные; военнослужащие; мигранты из стран ближнего зарубежья.

***

Состав

  • протоиерей Игорь Фомин, настоятель храма блгв. кн. Александра Невского при МГИМО, — председатель
  • иерей Максим Крижевский, клирик храма Живоначальной Троицы в Троицком-Голенищеве, — заместитель председателя
  • А.О. Борисова — секретарь
  • иеромонах Димитрий (Першин), клирик храма Успения Пресвятой Богородицы на Крутицком подворье
  • протоиерей Андрей Дерягин, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в Ерине
  • протоиерей Феодор Бородин, настоятель храма бесср. Космы и Дамиана на Маросейке
  • иерей Петр Ткачук, клирик храма Живоначальной Троицы (1000-летия Крещения Руси) в Орехово-Борисове
  • иерей Григорий Геронимус, настоятель храма Всемилостивого Спаса в Митине
  • иерей Димитрий Бондаренко, настоятель храма иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» в Отрадном
  • иерей Иоанн Коханов, клирик храма Знамения иконы Божией Матери в Кунцеве
  • иерей Илия Сычев, настоятель храма прп. Моисея Мурина в Южном Бутове
  • иерей Александр Косых, и.о. настоятеля храма Покрова Пресвятой Богородицы на Люберецких полях
  • иерей Максим Романов, клирик храма Воскресения Христова в Шереметьеве
  • иерей Дионисий Гришков, клирик храма прп. Евфросинии Московской в Котловке
  • иерей Александр Кузнецов, клирик храма блгв. кн. Александра Невского при МГИМО
  • иерей Георгий Максимов, клирик храма прп. Сергия Радонежского в Бусинове
  • протоиерей Алексий Яковлев, настоятель храма прп. Серафима Саровского в Раеве
  • иерей Глеб Седов, клирик храма свт. Иннокентия Московского в Бескудникове
  • А.В. Конопатченков
  • А.В. Волков
  • А.С. Соколов
  • А.М. Малер
  • С.Л. Худиев

***

Контакты

Адрес: 119454, г. Москва, ул. Лобачевского, д. 23 (храм блгв. кн. Александра Невского при МГИМО).

Тел.: +7 (916) 276-49-44.

Сайт: http://moscmc.ru.

Эл. почта: mge.moscmc@patriarchia.ru, info@moscmc.ru.

См. также: Центр помощи мигрантам «Рядом дом», просветительский портал «Мир вам!», сайт «Православные татары».

***

Ссылки

  • материалы о деятельности комиссии

***

Из доклада Святейшего Патриарха Кирилла на Епархиальном собрании 20 декабря 2019 г.:

В отчетном году Комиссия по миссионерству и катехизации вела работу по следующим основным направлениям.

  1. Викариатские миссионерские школы

По состоянию на конец 2019 года в викариатствах г. Москвы действует 10 миссионерских школ. В них в соответствии с Церковным образовательным стандартом по подготовке миссионеров, одобренным Священным Синодом в 2013 году, составляются программы разной продолжительности и глубины изучения для разных категорий слушателей. В связи с тем, что не во всех викариатствах существуют стационарные школы, комиссией был разработан и представлен викарным преосвященным проект выездной школы, рассчитанный на 1 год (120 ауд. часов — 30 занятий 1 раз в неделю по 2 пары). Всего количество слушателей на очной и заочной форме обучения — 487 чел.

  1. Приходское консультирование

Разработанные в прошлом году «Методические рекомендации по проведению миссионерской работы в Великую субботу и другие дни больших церковных праздников» прошли апробацию и получили положительные отклики. Продолжают проводиться специальные обучающие семинары для работников церковных лавок. Для большинства храмов наиболее характерной схемой является консультирование в дни церковных праздников. Около 1/3 всех храмов г. Москвы имеют специальных сотрудников, которые заняты приходским консультированием без совмещения. В большинстве (около 60%) храмов имеются специально оборудованные рабочие места для приходских консультантов. Наиболее распространенной проблемой консультирования является невысокая активность прихожан, ограничивающая возможности по расширению консультационной службы и команды приходских консультантов. Часто консультантами назначаются люди пожилого возраста, для которых сложно решается вопрос с получением профильного образования.

  1. Огласительные беседы перед крещением

Продолжается работа по организации и методическому сопровождению предкрещальной катехизации на приходах. Были разработаны поправки к распоряжению об огласительных беседах 2013 года, в которых требования становятся более гибкими, а возможности по подготовке расширяются для удобства родителей и восприемников. Комиссия работает над созданием видео-контента: обучающих видеороликов, вебинаров, эфиров с последующим тестированием для предоставления в будущем возможности дистанционной предкрещальной катехизации. Был выработан ряд рекомендаций к повышению гибкости и увеличению эффективности огласительных практик.

  1. Работа с общеобразовательными школами

Комиссией разработан ряд методических материалов (3 курса), а также регулярно проводятся встречи с педагогами общеобразовательных учреждений г. Москвы. Проводится курс Основ религиозных культур и светской этики в начальной школе, тематические классные часы по духовно-нравственному воспитанию, в рамках школьной программы реализуется федеральный государственный стандарт в области Основ духовно-нравственной культуры народов России в части подготовки, методического сопровождения и совместного проведения уроков для учащихся 5-6 классов. В частности, осуществлена подготовка и размещение реализованных учебно-методических материалов курсов «Литература и Православие» на интернет-портале Департамента образования г. Москвы «Московская электронная школа». Организуется деятельность школьных военно-патриотических клубов по направлениям.

  1. Работа с Центрами социального обслуживания населения (ЦСО)

В течение года во всех викариатствах Москвы активно ведется взаимодействие с ЦСО, проводятся встречи, экскурсии и открытые лекции по программам разработанным Отделом религиозного образования Московской епархии. Кроме трех программ, разработанных московским Отделом религиозного образования, комиссией на основе авторских наработок были созданы еще 2 новых программы: «Архитектурные традиции храмового зодчества», «Искусство иконописи».

  1. Миссия среди мигрантов

Действующий в рамках работы комиссии Фонд помощи мигрантам «Рядом дом» в отчетном году был зарегистрирован как юридическое лицо. Центр проводит консультативную и образовательную помощь мигрантам, в частности, занятия с детьми дошкольного возраста. С июня 2019 года начали работу группы по русскому как иностранному для недавно прибывших в Россию семей мигрантов. За прошедший учебный год количество семей учащихся выросло с 16 до 50. Также продолжается перевод христианских текстов на языки мигрантов из Средней Азии.

  1. Миссия в интернете

По результатам анализа контента сайтов московских храмов комиссия пришла к выводу, что лишь около 8% из них функционируют надлежащим образом. Для улучшения их технической составляющей, дизайна и наполнения, а также для помощи в работе со страницами социальных сетей комиссией были разработаны «Методические рекомендации по миссионерскому наполнению приходских сайтов».

  1. Проект «Общее дело»

Комиссия участвует в работе проекта реставрации и возрождения приходской жизни в храмах Русского Севера с 2012 года. В отчетном году были проведены работы в 30 храмах и часовнях в Архангельской, Вологодской, Тверской областях и республике Карелия. В 13 из них была отслужена Божественная литургия (в 5 — впервые со времени закрытия храма). В экспедициях приняли участие 750 добровольцев. К празднику Пасхи было отправлено 100 посылок местным жителям с печатными материалами.

Музей-заповедник «Коломенское» приглашает всех желающих просмотреть онлайн-лекцию «Э. Э. Лисснер — русский художник с нерусскими корнями. К истории создания цикла исторических картин». Об этом сотрудники Московского объединенного музея-заповедника «Коломенское-Измайлово-Люблино» рассказали на своей официальной странице в социальной сети ВКонтакте.

По словам сотрудников МГОМЗ, работы Эрнеста Лисснера известны каждому из нас еще со школьной скамьи: несколько репродукций автора есть в любом учебнике истории России. Они будто бы созданы для изучения в школе, — изобилуют множеством деталей и ярких образов, без слов повествующих об исторических событиях нашей страны.

Конечно, досконально изучить все работы очень сложно, — и для начала достаточно остановиться на одной из картин исторического цикла, находящейся в фондах МГОМЗ. Кандидат исторических наук, заведующий сектором отдела экскурсий и экскурсионно-художественных программ музея Александр Докукин предлагает подробно исследовать глубину творчества Лисснера и узнать, что нам известно о художнике и чем интересны его работы.

Метки: Александр Докукин, лекция, МГОМЗ, Музей-заповедник «Коломенское», Эрнест Лисснер

Дорога домой. Выпуск ДД-06.7р

РОЛЬ ПРАВОСЛАВИЯ
В ЖИЗНИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА
А. В. Бородина

Глава из учебника Аллы Валентиновны Бородиной Основы православной культуры. Учебное пособие для основной и старшей ступеней общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. 2003 г., Москва, Издательский дом «Покров».

Русская культура всегда находила признание, высокую оценку и достойное место в мировой культуре, являясь её значимой и неотъемлемой частью. Величие русской культуры на протяжении десяти веков развития определялось её глубоким духовным содержанием, восходящим к православной нравственности и истории христианства. Духовный строй, а также и идеи, и образный язык лучших произведений современного искусства России имеют под собой ту же основу.

Православие является традиционной и культурообразующей (образующей культуру) религией на Русской земле с 988 года. Это означает, что с конца Х века Православие становится духовно-нравственным стержнем общества, формируя мировоззрение, характер русского народа, культурные традиции и образ жизни, этические нормы, эстетические идеалы. Христианская этика в течение веков регулирует человеческие отношения в семье, быту, на производстве, в общественных местах, определяя отношение россиян к государству, людям, предметному миру, природе. Законодательство и международные отношения также развиваются под сильным влиянием Православной Церкви. Христианская тематика питает образами, идеалами, идеями творческую сферу; искусство, литература, философия используют религиозные понятия и символы, периодически возвращаются к православным ценностям, изучают и переосмысливают их.

Православная Церковь объединяет народ в будни и в праздники, в годы испытаний, лишений, скорби и в годы великих созиданий и духовного возрождения. У любого народа идеи государственного устроения и общественные, гражданские, национальные идеалы неразрывно связываются с идеалами духовно-нравственными. Об этом очень точно писал великий русский писатель и философ Ф. М. Достоевский:

«При начале всякого народа, всякой национальности идея нравственная всегда предшествовала зарождению национальности, ибо она же и созидала ее. Исходила же эта идея всегда из идей мистических, из убеждений, что человек вечен, что он не простое земное животное, а связан с другими мирами и вечностью. Эти убеждения формулировались всегда и везде в религию, в исповедание новой идеи, и всегда, как только начиналась новая религия, так тотчас и создавалась граждански новая национальность. Взгляните на евреев и мусульман: национальность у евреев сложилась только после закона Моисеева, хотя начиналась ещё из закона Авраамова, а национальности мусульманские явились только после Корана. (…) И заметьте, как только после времён и веков (потому что тут тоже свой закон, нам неведомый) начинал расшатываться и ослабевать в данной национальности её идеал духовный, так тотчас же начинала падать и национальность, а вместе падал и весь её гражданский устав, и померкали все те гражданские идеалы, которые успевали в ней сложиться. В каком характере слагалась в народе религия, в таком характере зарождались и формулировались и гражданские формы этого народа. Стало быть, гражданские идеалы всегда прямо и органически связаны с идеалами нравственными, а главное то, что несомненно из них только одних и выходят».

Идеалы Православия в русской культуре

У людей, не знакомых с основами православной культуры, возникает много вопросов по поводу отношения русских к другим народам и к материальному миру. Почему патриотизм и верность Православию у русского народа так естественно сочетаются с терпимостью к другим вероисповеданиям и с некоторым равнодушием к материальным потерям? Почему Православие никого не принуждает к обращению в православную веру и вместе с тем так открыто? Почему православный русский народ не закрывает себя от общения с другими народами и национальностями, а гостеприимно принимает их в свою церковную, государственную и гражданскую общность, несмотря на то что это чаще всего совсем «невыгодно»? Видимо, Православная Церковь и русский народ несут в себе идеалы, несравнимо более высокие и значимые, нежели сиюминутная выгода, материальные ценности и земное бытиё. Но понять это можно, лишь в достаточной мере изучив историю христианства и основы Православия.

Истоки уважительного и доброжелательного отношения ко всем людям и вместе с тем готовности прийти на помощь нуждающимся в защите восходят к учению Христа:

«…кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду. Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся. Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5:40, 42 – 48).
— сборщики податей, налогов.

Эти великие христианские идеалы проносит русский народ через все испытания, стараясь проявлять милосердие и терпение к каждому человеку, поступаясь материальными благами ради блага высшего, всеобщего, всебратского во имя Христа.

Вместе с тем для русских людей защита Православия и Отечества всегда считались священным долгом христианина, потому что в этом случае защищались святыни.

Достойно нести и воплощать эти высочайшие идеалы в человеческом мире, где реализуется множество иных личных, национальных, политических и социально-культурных идей, очень непросто. По этому поводу Ф. М. Достоевский писал:

«…народ русский в огромном большинстве своём православен и живёт идеей Православия в полноте, хотя и не разумеет эту идею отчётливо и научно. В сущности в народе нашем кроме этой «идеи» и нет никакой, и всё из неё одной и исходит, по крайней мере народ наш так хочет, всем сердцем своим и глубоким убеждением своим. Он именно хочет, чтоб всё, что есть у него и что дают ему, из этой лишь одной идеи и исходило. И это несмотря на то, что многое у самого же народа является и выходит до нелепости не из этой идеи, а смрадного, гадкого, преступного, варварского и греховного. Но и самые преступник и варвар хоть и грешат, а все-таки молят Бога, в высшие минуты духовной жизни своей, чтоб пресекся грех их и смрад и всё бы выходило опять из той излюбленной «идеи» их».

Здесь говорится о наличии сил для возрождения народа и каждого (даже погибающего) человека. Эти силы — в правильном понимании спасения как освобождения от грехов благодатью Божией, в способности к покаянию как необходимом условии спасения и в горячей молитве как проявлении воли души ко спасению.

Православие и государство

Наши предки до Х века были язычниками, но не христианами. Год 988 вошёл в историю русского народа как год крещения Руси.

С этого времени Православие стало официально государственной религией на Руси. Во главе государства мог стоять только православный монарх, венчанный на княжение или царствование по православной традиции. Официальные акты государства (рождение, брак, венчание на царство, смерть) регистрировались только Церковью, в связи с чем совершались соответствующие Таинства (Крещение, Венчание) и богослужения.

Все государственные церемонии сопровождались молебнами (специальными богослужениями). Православная Церковь играла важнейшую роль в государственных делах и в жизни народа.

В XVI – XVII веках в состав Российского государства вошли многие иноверческие (исповедующие другие религии) и инославные (католики, протестанты) народы и государства. Русская Православная Церковь не проводила насильственного обращения народов в Православие, однако переход в Православие поддерживался и поощрялся. Крестившимся в Православной Церкви людям давали различные льготы, в частности снимали налоги.

Понятия «русский» и «православный» на Руси до XX века были неразделимы и означали одно и то же, а именно: принадлежащий к русской православной культуре.

Православным, а значит принадлежащим к русской православной культуре, мог стать человек любой национальности, готовый принять через Святое Крещение и веру во Христа православное мировоззрение и образ жизни. И так случалось часто: представители других национальностей и вероисповеданий принимали Православие как веру, мировоззрение и, соответственно, христианское бытие и становились истинными сынами нового для них православного Отечества. Нередко эти люди оставляли яркий след в истории нашей культуры, стремясь верой и Правдой служить новой Родине во славу Божию, как говорили на Руси, что означало честное служение не ради личной корысти и собственных интересов, а ради прославления Господа. Таким образом, Гражданская общность в России формировалась не по национальному признаку, а по принадлежности к Православию и отношению к православному государству.

После Октябрьской революции, 23 января 1918 года, новое советское правительство приняло Декрет «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви». Был провозглашён принцип «свободы совести и религиозных убеждений», который на деле превратился в настоящий террор против Православной Церкви, священнослужителей и прихожан. Государство и общество были объявлены атеистическими (атеизм — отрицание Бога), а вместо обеспечения прав граждан на свободу совести и религиозных убеждений проводилась политика борьбы с религией. Храмы закрывали и разрушали, священников арестовывали, подвергали истязаниям, убивали. В монастырях устраивали концентрационные лагеря. В 1930 году в Москве был запрещен колокольный звон. Такие страшные, жестокие и безнравственные страницы нашей истории были вызваны новой атеистической идеологией, совершенно чуждой традиционной русской культуре, формировавшейся веками на православных идеалах любви, добра и смирения.

Однако православные традиции были глубоки, и православная религия оставалась самой распространённой на территории России. А в закрытых храмах зачастую само время словно не смело касаться тлением ликов святых.

С 90-х годов XX века православная культура в России начала интенсивно возрождаться. Изменились и официальное отношение к Церкви, и сознание граждан. Вновь зазвонили колокола, в открытых и восстановленных храмах и монастырях стали совершаться богослужения. Тысячи россиян пришли в храмы впервые, обретая духовную защиту и поддержку.

Возрождению православной культуры не могла воспрепятствовать и даже «способствовала» деятельность проповедников-сектантов, разного рода «целителей», а также миссионеров (распространителей) иных религий. С начала 90-х годов они активно пропагандировали свои «пути ко спасению», «воспитательные программы», методы «оздоровления и духовной помощи», распространяли литературу и разнообразные фетиши (фетиш — предмет, якобы наделенный сверхъестественными свойствами). Причиненный ими многообразный вред обратил многих россиян за духовкой защитой к родным традициям.

В настоящее время Православие официально не является государственной религией, но остаётся культурообразующей и традиционной для России, так как традиции православной религии сохранялись в России на протяжении всей её истории и отразились на всех сферах бытия россиян, включая законодательство, общественные, семейные, бытовые отношения, а также литературу и искусство.

В Москве и других исконно русских городах, среди преимущественно русского населения, и раньше, и в нынешнее время живут и продолжают активно расселяться люди самых разных национальностей и вероисповеданий и не стремятся возвращаться на родину предков. Это значит, что великая русская культура, основанная на православных традициях и морали, привлекает другие народы не только высокими духовно-эстетическими и научными достижениями, но и прекрасными традициями человеческого общежития, миролюбия и братского отношения ко всем людям. Очень важно В современном мире проявлять благородство, гостеприимство, доброту и умение даже повседневные заботы и личные проблемы осмысливать и подчинять высочайшим духовным идеалам.

Без Бога нация — толпа,
Объединённая пороком,
Или слепа, или глупа,
Иль, что ещё страшней, — жестока.

И пусть на трон взойдёт любой,
Глаголющий высоким слогом.
Толпа останется толпой,
Пока не обратится к Богу!

…кто не понимает в народе нашем его Православия и окончательных целей его, тот никогда не поймёт и самого народа нашего. Ф. М. ДОСТОЕВСКИЙ

Примечания
Снято с эл. стр. http://www.amberlight.ru/borodina.htm

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *