Миссионерская деятельность

Миссионерство

На странице обсуждения должны быть подробности.
Эта страница требует существенной переработки. Возможно, её необходимо викифицировать, дополнить или переписать.
Пояснение причин и обсуждение — на странице Википедия:К улучшению/19 декабря 2017.

Запрос «Миссионеры» перенаправляется сюда; о повести Лукиных см. Миссионеры (повесть).Крещение 79-летнего китайского дунганина христианскими миссионерами близ г. Чжэнчжоу, пров. Хэнань. Не позднее 1908 г.

Миссионе́рство (от лат. missio «посылка, поручение») — одна из форм деятельности религиозных организаций, имеющая целью обращение неверующих или представителей иных религий. Встречается, в основном, в универсальных религиях, прежде всего, в мировых религиях и не распространено в национальных религиях. Различаются «внешняя» миссия (в других странах) и «внутренняя» (среди неверующих и иноверцев на собственной канонической территории). Миссионерство иногда отличают от прозелитизма, однако четкие различия между миссионерством и прозелитизмом отсутствуют. Нередко, те, кого миссионеры хотят обратить в свою веру, отвергают эти попытки, а иногда даже убивают миссионеров, как случилось с пятью протестантскими миссионерами из США в 1956 году, когда они пытались обратить в свою веру индейцев племени Хуаорани в бассейне реки Амазонки в Эквадоре. Аналогичная история случилась на острове Вануату, где туземцы убили, а затем съели миссионеров.

Миссионерство в средневековье

Миссионерство католической церкви активизировалось после образования испанских и португальских колониальных империй (XV -XVI вв.). Миссионерство помогало колонизаторам захватывать и «осваивать» новые земли. Для руководства католического миссионерства папа Григорий XV в 1622 году учредил Конгрегацию пропаганды веры (с 1967 года — Конгрегация евангелизации народов). Позже в ряде стран были созданы католические миссионерские общества.

В XVII-XVIII вв. в связи с вступлением на путь колониальной политики Нидерландов и Великобритании миссионерскую деятельность стали развивать господствовавшие в этих государствах протестантские церкви.

В начале XIX в. возникли миссионерские организации в США. Миссионерство активизировалось в последней трети XIX века в период борьбы империалистических держав за раздел мира. Развернулась деятельность христианских миссионеров в Африке. Поддерживаемые колониальной администрацией, субсидируемые правительственными органами и монополиями, миссионерские учреждения становились владельцами крупных капиталов и земель и были проводниками колониальной политики правительств своих стран. Подавляющее большинство учебных заведений в странах Африки находилось (а в некоторых и находится) в руках религиозных миссий. Они распространяли свой контроль и на медицинские учреждения, культурные, спортивные и другие общественные организации.

Миссии в Африке (в меньшей степени в Европе в период раннего Средневековья) известное место отводили школьному делу. Однако эта их деятельность распространялась на небольшой процент детей местного населения и обычно имела конечной целью подготовку людей для службы в колониальной администрации.

Функции мусульманских миссионеров нередко выполняли купцы-мусульмане, а с развитием суфизма — странствующие монахи — суфии.

Миссионерство на современном этапе

После 2-й мировой войны 1939-45 годов, в связи с крахом колониальной системы, подъёмом национально-освободительного движения, завоеванием независимости многими бывшими колониями, большое место в деятельности миссионеров заняла борьба против национально-освободительных движений. Миссионерство превратилось в проводника политики неоколониализма. К 1969 году в африканских миссиях насчитывалось около 16 тысяч членов мужских и 30 тысяч членов женских христианских орденов (большинство — не африканцы).

В целях приспособления к новым условиям церковь начала менять методы миссионерства: создавать церковную иерархию из местных жителей, в христианский культ включать религиозные обряды местных культов, проводить богослужение на местных языках, вводить в богослужение культовые танцы, музыку; в миссионерской пропаганде используются радио и телевидение. Учитывая силу национально-освободительного движения, миссионеры ради сохранения своих позиций, особенно в странах Африки, стали выступать против расизма. В 1971 году католический орден «белых отцов» отозвал из Мозамбика всех своих членов в знак протеста против преступлений португальских колониальных властей и сотрудничества церковной иерархии с колонизаторами. Вместе с ростом национально-освободительного движения усилилось антимиссионерское движение.

Миссионерство в России

Миссионерство в России было тесно связано с христианизацией славянских, а затем нерусских народностей, монастырской колонизацией, борьбой с расколом, атеизмом, развратом, революционной деятельностью и укрепляло российскую государственность. В XIV веке Стефан Пермский распространял христианство среди зырян (коми). В XVI веке усилилась миссионерская деятельность христианских монастырей среди местного населения Поволжья, в XVIII — 1-й половине XIX века среди народов Сибири и Кавказа. С 1867 года распространением христианства среди татарского населения занималось братство святителя Гурия в Казани. В 1870 году в Москве было основано Православное миссионерское общество, объединившее различные сибирские миссии. Ряд русских православных миссий был создан вне России. Общее руководство миссионерством в Российской империи осуществлял Синод, который разрабатывал уставы миссионерских организации, проводил всероссийские и местные съезды миссионеров.

После революции 1917 года и установлением советской власти в России было прекращено государственное финансирование религиозных объединений, и миссионерство постепенно сошло на нет.

С 1988 года Русская православная церковь получила возможность распространять своё учение. Открылось множество храмов, епархий, монастырей, духовных школ, где ведётся миссионерская и социальная деятельность. Издаются православные книги, газеты, журналы, фильмы и записи музыки, функционируют церковные радиостанции, телеканалы, интернет-сайты, организуются музеи, выставки, конференции, паломничества, крестные ходы, официальное участие в различных государственных и частных мероприятиях.

В буддизме

Особенно буддийское миссионерство было распространено в период правления царя Ашоки, при котором буддийские монахи были посланы во все страны. В последующем, благодаря деятельности индийских царей, буддизм попал в Грецию, Рим, Тибет, Среднюю Азию, Китай (а оттуда, в Корею и Японию), Бирму (Мьянму), Лаос на Шри Ланку и в ряд других стран..

В XX веке, началось широкое распространение буддизма в западных странах, которое было вызвано эмиграцией из Китая, Японии и других буддийских стран.

В скором времени в странах Запада были основаны первые буддийские общества, открывавшие европейцам пути таких школ, как Дзэн и Тхеравада.

В настоящее время в Европе и США действует громадное количество центров, связанных с различными школами тибетского буддизма.

> Музеи

  • Этнологический миссионерский музей в Ватикане

> См. также

  • Проповедь
  • Христианская миссия
  • Численность христиан

> Примечания

  1. Der gefährlichste Indianerstamm 16.05.09 (нем.)
  2. Туземцы попросили прощения за то, что съели миссионера

Ссылки

Для улучшения этой статьи желательно:

  • Найти и оформить в виде сносок ссылки на независимые авторитетные источники, подтверждающие написанное.

Пожалуйста, после исправления проблемы исключите её из списка параметров. После устранения всех недостатков этот шаблон может быть удалён любым участником.

Словари и энциклопедии

Нормативный контроль

GND: 4039575-3 · LCCN: sh85086017 · NDL: 00570699

Верховный Cуд РФ уточнил понятия «миссионерская деятельность» и «маркировка»

Руководитель Юридического департамента Российского объединенного Союза христиан веры евангельской (пятидесятников) Владимир Озолин проанализировал обзор судебной практики посвященной делам, связанным с миссионерской деятельностью, подготовленную Верховным Судом в соответствии с поручением Президента РФ. По его мнению, Верховный суд фактически поддержал позицию юристов, которая многократно озвучивалась в судах всех инстанций. Однако для судов Пленум Верховного Суда России несомненно более авторитетен и есть основания надеяться, что ситуация с превратными толкованиями понятий миссионерской деятельности и маркировки изменится в лучшую сторону:

В рамках выполнения пункта 5 перечня поручений Президента Российской Федерации от 20 февраля 2019 года N Пр-233 по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека Верховным Судом Российской Федерации изучена судебная практика по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 5.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за период с 2016 по 2018 год и 26 июня 2019 года Пленум Верховного Суда России утвердил соответствующий обзор судебной практики.

Верховным Судом изучено 550 судебных актов и выделены следующие основные вопросы применения положений статьи 5.26 КоАП РФ. В действительности как самих дел, так и вопросов значительно больше, но мы остановимся на самых актуальных из них.

Верховный Суд в очередной раз уточнил, что под миссионерской деятельностью религиозного объединения применительно к отношениям, регулируемым положениями Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» понимается деятельность, которая, во-первых, осуществляется особым кругом лиц (религиозное объединение, его участники, иные граждане и юридические лица в установленном порядке), во-вторых, направлена на распространение информации о своем вероучении (его религиозных постулатах) среди лиц, не являющихся участниками (членами, последователями) данного религиозного объединения, в-третьих, имеет целью вовлечение названных лиц в состав участников (членов, последователей) религиозного объединения посредством обращения к их сознанию, воле, чувствам, в том числе путем раскрытия лицом, осуществляющим миссионерскую деятельность, собственных религиозных воззрений и убеждений. Системообразующим признаком миссионерской деятельности является публичное распространение гражданами, их объединениями информации о конкретном религиозном вероучении среди лиц, не являющихся его последователями, которые вовлекаются в их число, в том числе в качестве участников конкретных религиозных объединений (статья 24.1).
То есть, для того, чтобы признать деятельность миссионерской, нужно установить наличие всех ее признаков.

При этом публичное распространение информации о конкретном религиозном вероучении, нацеленное на нейтральное информирование окружающих о религиозном объединении, его деятельности, не может расцениваться как миссионерская деятельность. Это как в случае, что кто-либо рассказал кому-либо о церкви и пригласил прийти туда на богослужение.

Под понятие миссионерской деятельности не подпадает также размещение в информационно-телекоммуникационной сети Интернет ссылок на специализированные интернет-ресурсы религиозных объединений, поскольку такие ссылки не вводят пользователей в заблуждение относительно открываемой с их помощью информации и не препятствуют им в доступе к интересующим их материалам. А ведь часто ссылки на страницы церквей в социальных сетях расценивались именно как признак миссионерской деятельности.

При этом в большинстве случаев судьи привлекали к участию в производстве по делу специалистов, обладающих специальными познаниями в сфере религиозных отношений для исследования изображений, текстов и иных материалов. Именно заключение этих специалистов влияет на обвинительный уклон со стороны судей. Нам известны случаи, когда заключение по вопросам религии давали поэт, историк и краевед. Однако суд признал их заключения допустимыми и вынес обвинительное постановление. Поручать такое исследование необходимо специалистам. Об этом, при необходимости, нужно заявить ходатайство.

Верховный суд указал и на понятие «маркировка», используемое в статье 17 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях».

Маркировка означает исключительно нанесение в произвольной форме (в печатном, рукописном или ином виде) полного официального наименования данной организации на любые материалы — как выпускаемые ею, так и выпущенные иными организациями, но используемые ею при осуществлении своей миссионерской деятельности. В тех случаях, когда материалы распространяются религиозной организацией в рамках миссионерской деятельности, но созданы (выпущены) иной религиозной организацией, требуется наличие двух маркировок: той религиозной организации, которая непосредственно издала (произвела) материалы и той, которая приобрела их для использования в своей миссионерской деятельности.

Таким образом, маркировке подлежат те материалы, которые выпускаются религиозной организацией, а также те, которые не были ею выпущены, но распространяются в рамках осуществления от ее имени миссионерской деятельности вне мест, специально предназначенных для осуществления религиозной деятельности (например, на улице).

Под распространением религиозной литературы и материалов религиозного назначения в рамках миссионерской деятельности следует понимать не только вручение данных материалов конкретным лицам, но и обеспечение свободного доступа к этой литературе и материалам неопределенного круга лиц вне мест, специально предназначенных для осуществления религиозной деятельности.

Кстати, маркировать необходимо аудио-и видео материалы, размещаемые в сети Интернет (на сайте религиозной организации, в социальных сетях, в видеохостинге YouTube и пр.).

К административной ответственности по части 3 статьи 5.26 КоАП РФ за отсутствие маркировки и указание полного наименования религиозной организации может быть привлечен только специальный субъект – религиозная организация. Напомним, что полным наименованием считается официальное наименование, указанное в уставе религиозной организации и в реестре юридических лиц. Никаких сокращений как «МРО», «ЦРО» и подобных не допускается.

Важно отметить, что миссионерская деятельность может осуществляться как беспрепятственно в культовых помещениях и иных местах, указанных в пункте 2 статьи 24.1 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», так и с соблюдением ряда требований статьи 24.2 названного федерального закона за пределами указанных мест. Ранее некоторые суды в своих постановлениях указывали, что миссионерская деятельность вне специально обозначенных мест не допускается.

Иностранные граждане и лица без гражданства, законно находящиеся на территории Российской Федерации, пользуются правом на свободу совести и свободу вероисповедания наравне с гражданами Российской Федерации и несут установленную федеральными законами ответственность за нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях (пункт 1 статьи 3 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях»).
Иностранные граждане и лица без гражданства вправе осуществлять миссионерскую деятельность при условии соблюдения ими требований названного выше федерального закона к ее осуществлению.

А поскольку за нарушение порядка осуществления миссионерской деятельности иностранному гражданину могло быть назначено административное выдворение, как, например, в случае со студентками-африканками в г. Нижнем Новгороде, Верховный суд указал, что назначение иностранному гражданину или лицу без гражданства дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы РФ должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу такой меры ответственности, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения баланса публичных и частных интересов в рамках производства по делу об административном правонарушении.

Подводя итог анализу данного обзора судебной практики, отметим, что ничего нового Верховный суд не указал, а лишь закрепил позицию юристов, многократно озвучиваемую в судах всех инстанций. Однако для судов более важными являются подобного рода документы, нежели аргументы защиты. Мы рассчитываем, что в скором времени суды и правоохранительные органы перестанут произвольно толковать понятие миссионерской деятельности и обязывать маркировать каждую книгу.

Пресс-служба Централизованной религиозной организации Российский объединенный Союз христиан веры евангельской (пятидесятников)

Тема миссионерской деятельности и роли проповедников в распространении христианства всегда затрагиваются при изучении истории религии и церкви. Первым представителем этого движения считается Иисус Христос.

Чтобы стать настоящим проповедником, мало искренней веры. Нужно еще многое знать, чтобы суметь не только рассказать духовно чуждым людям о Боге, но и убедить их в истинности христианского учения.

Что такое миссионерство

Понятие «миссия» можно рассматривать как некое порученное дело, функцию, задание. Если термин употребляется в религиозном контексте, то его этимология и значение будут несколько другими.

Происхождение термина

Самым известным миссионером среди людей является апостол Павел, письма-проповеди которого, обращенные к народам разных стран, в наибольшей степени послужили распространению христианства во всем мире.

Термин впервые употреблен в XVI веке основателем ордена иезуитов Игнатием Лойолой. Он происходит от латинского слова missio, что означает «посылка, задание».

Значение понятия

Такое название носит религиозная деятельность, проводимая для обращения неверующих или апологетов иных религий в свою веру. Миссия в религии, имеющей строго национальные корни, не практикуется, зато в христианстве подобная деятельность распространена весьма широко.

Обоснование миссии заложено в обращении Христа к апостолам:

«Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28:19).

Работу по распространению учения ведут все христианские конфессии. В ходе своих миссий католики и протестанты делают упор на привлечение неофитов любыми средствами, часто используя в богослужении элементы местных культов. Православные готовы ради сохранения традиции пожертвовать частью потенциальной паствы, не прибегая ни к каким сомнительным «рекламным акциям».

В Российском православии миссионерство появилось в XIX веке, когда в Санкт-Петербурге было создано первое общество. Его усилия были направлены на христианизацию народов Сибири и татар. Со временем православные миссии были основаны далеко за пределами России.

История миссионерства

Распространение христианства и завоевание им статуса мировой религии произошло, в первую очередь, благодаря деятельности проповедников. Кто такие миссионеры и чем занимаются.

Появление и распространение

В ранние годы Церковь не обладала официальным институтом, занимающимся проповеднической деятельностью. Тем не менее, примеры такого служения, осуществляемого апостолами (учениками Иисуса Христа), упоминаются уже в Евангелии.

Священное Предание утверждает, что в Пятидесятницу Дух Святой снизошел на апостолов, которые отныне могли нести весть о воскресшем Христе на всех языках. Трудами первых подвижников и их учеников христианская вера за столетие охватила все Средиземноморье . Ко времени воцарения императора Константина в VI веке она стала главенствующей во всех землях Римской империи и в сопредельных странах: Армении, Месопотамии и Северной Африке.

Слово Божие многим племенам и народам несли купцы, для которых, как известно, не существует границ, а также изгнанные из своих родных мест или попавшие в плен приверженцы новой веры. Когда же христианство стало государственной религией Рима, императоры снаряжали свои посольства в другие страны для проповеди Евангелия.

Во времена могущества Византии авторитет ее священников способствовал распространению веры. Только в VII веке военные поражения и кризис в экономике заставили свернуть государственные программы евангелизации, которые уступили место деятельности проповедников-одиночек. Одним из них был святитель Стефан Сурожский, несший Благую Весть хазарам и другим народам.

В это же время происходила христианизация балканских славян, иногда насильственными методами, как, например, было в Болгарии. В 863 году эту новообразованную державу охватил голод, и соседняя Византия предложила свою помощь в обмен на крещение болгар. Аристократия подняла мятеж, тогда хан Борис предал казни представителей 52 знатных семейств, отвергнувших крещение. В числе казненных был и родной сын хана.

Огромную роль в проповеди Слова Христа сыграли святые Кирилл и Мефодий, которые в IX веке создали славянскую азбуку и письменность. Столетие спустя приняла крещение Киевская Русь, где вскоре появились богослужебные книги уже на кириллице, а не на греческом языке.

В Западную Европу христианство пришло позже. В V столетии в Ирландию явился св. Патрик. Его ученики — святые Колумб, Айдан и другие понесли Евангелие другим народам. К VII веку ирландские и итальянские миссионеры обратили в христианство британцев, в следующем столетии уже англосаксонские и франкские подвижники, такие как Виллиброрд и Бонифаций, приступили к евангелизации скандинавских, саксонских и других германских племен.

Средневековые времена

Эстафету «государственной христианизации» принял из рук Византийской империи Карл Великий. Франкский король, а затем император всегда оказывал миссионерам поддержку, в том числе военную. Карл придавал огромное значение распространению христианского учения на огромной территории своей империи, охватывавшей всю Западную Европу. Оказывая всемерную помощь проповедникам, он одновременно побуждал своих подданных учиться, овладевать грамотой, а также принимать активное участие в деятельности общин.

Победоносное движение Церкви Христовой в мире было остановлено нашествием мусульман. Захватив Ближний и Средний Восток, а также Северную Африку и практически истребив там христиан, которых в тех местах было едва ли не большинство, арабы вступили в Испанию. Хотя их натиск на севере был остановлен, значительная часть Европы многие столетия страдала от нападений арабов и турок, которым можно было противопоставить только военную силу.

Поэтому крестовые походы 1095—1291 годов были призваны не только освободить Гроб Господень, но и носили характер миссии по возвращению христианства на земли Палестины. Когда же крестоносцы были изгнаны с завоеванных территорий, ресурсы христианских проповедников освободились для выполнения своей главной задачи — нести Благую Весть не знающим Христа народам.

Но не только мусульмане оказывали противодействие распространению христианства. Подлинным бичом для монастырей, центров и баз деятельности проповедников стали викинги.

Историки отмечают, что эти морские разбойники были настоящим проклятием для народов, живущих на побережье Европы. После их нападений в Ирландии и Британии от монастырей и храмов оставались лишь развалины. Эти набеги были столь частыми, что это стало угрожать всей системе евангелизации. Во всяком случае, в годы наибольшей активности викингов работа проповедников практически прекращалась.

Но у этой проблемы была и другая сторона. Усилиями монахов, проданных в рабство, а также христианских девушек, которых заставляли становиться женами и наложницами северных разбойников, многие викинги становились христианами. Они оставляли свое пиратское поприще и даже сами начинали проповедовать Евангелие.

Современное положение

В Новое время организации, несущие Благую Весть, активизировались на фоне развития колониальных аппетитов стран Запада и усиления империалистической борьбы за передел мира. В начале XIX века структуры, занимающиеся проповеднической работой, появились в США, а к концу столетия активно заработали европейские миссии на Африканском континенте.

Их материально поддерживали администрации колоний, ведь, наряду с основной деятельностью, они выполняли многочисленные социальные функции, отвечая за образование, здравоохранение, и тем самым проводили политику правительств стран-колонизаторов.

Вторая Мировая война и последовавшее за ней уничтожение колониальной системы способствовали началу национально-освободительного движения. Многие колонии обрели независимость. В этих условиях потребовалась коренная перестройка всей системы миссий.

В начале 70-х годов XX века только в Африке несли службу почти 50 тысяч членов христианских орденов. Большинство проповедников, как монашествующих, так и гражданских, не являлись африканцами. Но уже к началу 80-х Церковь изменила методы работы, сделав ставку на коренное население. Были организованы духовные училища для африканцев. Приняв сан, они образовывали церковную иерархию, состоящую в основном из местных жителей.

Литургические тексты были переведены на языки местных племен, в богослужение стали включать элементы местных обрядов, даже музыку и танцы. Были приняты меры по недопущению в проповеднической работе расизма, наоборот, миссии выступали его категорическими противниками. К примеру, в начале 70-х годов орден «Белых отцов», протестуя против действий португальских властей в Мозамбике, отозвал из этой страны всех своих членов.

После обретения рядом стран независимости к власти в большинстве из них пришли лидеры местных племен. Христианские миссии в этих государствах стали подвергаться опасности со стороны не подконтрольных никому банд, разделивших эти страны на зоны влияния. Проповедников, как местных, так и прибывших из стран Европы и Америки, многократно похищали с целью выкупа и даже убивали.

С 1999 по 2016 годы погибли 436 священнослужителей, в том числе шесть епископов. В 2017 году в Африке, Азии и Латинской Америке лишились жизни 23 христианских проповедника.

Принципы евангелизационной деятельности

Христианская религия оказывает влияние на все стороны человеческой жизни: культуру, образование, вопросы науки, бытовые проблемы. В соответствии с этим возникли главные принципы христианской миссии.

Принцип многоязычности

В Деяниях апостолов повествуется о том, что в день Пятидесятницы Дух Святой даровал ученикам Иисуса Христа возможность говорить на языках тех народов, которым они возвещали Евангелие, чтобы каждый услышал и понял Благую Весть. Поэтому проповедник должен знать местное наречие и обычаи того народа, среди которого он работает, и по возможности переводить на него богослужебные тексты.

В Православной церкви примерами таких служителей считаются святой Николай Японский, Иннокентий Московский и другие руководители миссий. Они в совершенстве изучили язык народов, для которых проповедовали Евангелие.

Принцип универсальности

Христианство не является религией какой-то одной национальности либо определенного слоя общества. Благую Весть может принять любой житель планеты, проповедь адресована всем, ибо Иисус Христос искупил грехи всего мира и несет спасение каждому, кто способен его принять.

Универсальность христианства определил в послании к Римлянам апостол Петр, подчеркнув:

«…Бог нелицеприятен, но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему».

Полнота этого принципа выражена в словах апостола Павла о том, что «во Христе нет ни эллина, ни иудея». Поэтому Благая Весть, которую несут проповедники, адресована всем людям, вне зависимости от пола, уровня социализации, принадлежности к тому или иному этносу или культуре.

Принцип церковной рецепции культуры

В первом послании Коринфянам апостол Павел говорит о том, как становился «своим» для представителей различных этнических и социальных категорий общества:

«Для иудеев я был как иудей, чтобы приобрести иудеев… Для чуждых закона — как чуждый закона, — не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, — чтобы приобрести чуждых закона… Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых».

Следовательно, проводник миссии должен принимать во внимание особенности не только этноса, но и окружения вообще.

Миссионер обязан учитывать, кому он проповедует:

  • инославным;
  • приверженцам иных религий;
  • молодежи;
  • горожанам или деревенским жителям;
  • благополучным обывателям;
  • представителям «национального гетто».

Не достаточно выучить родной язык слушателей, чтобы достичь понимания. Есть еще масса «языков», на которых общаются представители различных социальных групп. Поэтому проповедник должен владеть их «сленгом», знать интересы и чаяния. Так, для работы с молодежью миссионер должен изучить хотя бы современную музыку, не говоря уже о лексике, которую используют подростки для общения в Интернете.

Принцип христианской свободы

Секуляризм сделал само понятие свободы абсолютным, то есть независимым от каких-либо религиозных, духовных принципов, и поставил его в зависимость только от мирских законов. Христианское же представление о свободе, в том числе религиозной, заключается в познании учения Сына Божьего, который говорит:

«Познайте истину, и истина сделает вас свободными» (Ин. 8,32).

Христиане понимают свободу, как исполнение заповедей Бога.

Принцип канонического основания миссии

Современное церковное право включает понятие «каноническая территория». Оно исходит из Предания, повествующего о том, что каждому апостолу был дан свой удел, где еще не знали о Христе и Спасении. В послании к Римлянам апостол Павел говорит:

«Я старался благовествовать не там, где уже было известно имя Христово, дабы не созидать на чужом основании, но как написано: не имевшие о Нем известия увидят, и не слышавшие узнают».

Любой проповедник, покинувший свою обитель для несения Евангелия дальним народам, должен помнить эти слова, иначе его миссия станет неканонической и превратится в отвергаемый Церковью прозелитизм (стремление обратить всех людей в свою веру).

Закон о миссионерской деятельности

Президент Российской Федерации Владимир Путин в июле 2016 года подписал пакет антитеррористических законопроектов, которые представили в Госдуму депутаты Ирина Яровая и Виктор Озеров. Среди них — «Закон о миссионерской деятельности”.

Документ, получивший известность как «Закон Яровой о миссионерской деятельности», имеет форму поправок в ФЗ «О противодействии терроризму». Согласно новой редакции, понятие миссионерство применяется только к религиозным организациям, но не к частным лицам, проповедующим исключительно от своего имени.

Деятельность по приглашению в ту или иную общину, раздача религиозной литературы признается миссионерской, если исходит от имени церкви. Ее необходимо осуществлять по требованиям законодательства.

Ограничения и запреты

Работа миссии может беспрепятственно происходить только в помещениях, находящихся в собственности общины либо арендованных. В договоре обязательно указывается, что помещение снимается для осуществления религиозной деятельности согласно уставу организации. Одновременно запрещен перевод недвижимости в нежилой фонд для последующего использования его религиозной организацией.

Проводить собрания, совершать обряды, изучать священные книги в квартирах или частных домах запрещено в том случае, если на этих мероприятиях присутствуют неверующие. Вне культовых зданий, в СМИ и Интернете могут проповедовать только священники. Иные члены религиозных общин должны иметь письменное разрешение от своей церкви.

Все распространяемые материалы, в том числе литература, видео- и аудиозаписи, даже издания Святого Писания, обязательно должны содержать ссылки на полное наименование организации, занимающейся их распространением.

Религиозные объединения РФ полностью отвечают за действия своих проповедников. В случае незаконной деятельности со стороны уполномоченного церковью лица ответственность ложится на всю организацию.

Соответствующая статья закона касается иностранцев. Подданный другого государства имеет право проповедовать и проводить обряды только при условии официально оформленного приглашения и наличия трудового договора. В противном случае иностранные граждане могут участвовать в религиозных обрядах, но не руководить ими.

Ответственность и наказания

За отсутствие полного наименования на распространяемых материалах религиозная организация вынуждена будет заплатить штраф от 30 до 50 тысяч рублей. Иностранные граждане за проповедь без соответствующего разрешения могут быть выдворены за пределы России.

Для нарушителей закона предусмотрены такие штрафные санкции:

  • от 5 до 50 тысяч — частным лицам;
  • от 100 тысяч до 1 миллиона — организациям;
  • от 30 до 50 тысяч рублей — иностранцам.

Депутат Ирина Яровая, отстаивая свой законопроект, ссылалась на бесконтрольную пропаганду Ислама и столь же бесконтрольные действия проповедников различных сект, называющих себя христианскими.

Известные миссионеры

Миссионерская деятельность всегда была сопряжена с большим риском. В истории было множество проповедников христианства, отдавших свои жизни за веру Христову.

Бруно Кверфуртский (≈970-1009). Окончив известную школу архиепископа Адальберта Магдебургского, был назначен архиепископом. За год до своей гибели сумел привести ко Христу короля пруссов Нетимера и его свиту. Вскоре оставшийся язычником брат Нетимера, заместивший его на троне, приказал обезглавить миссионера и повесить его соратников. В 1024 году Бруно Кверфуртского канонизировали.

Пьер Мобон (1803—1839), известный французский проповедник, стал первым французом, принесшим в Корею Слово Божие. Корейские власти запретили миссию и принялись арестовывать новообращенных. Чтобы вывести их из-под удара, Пьер Мобон сдался и был обезглавлен в Сеуле. После этого казнили и многих его последователей. В 1984 году Пьер Мобон и 103 корейских мученика были причислены к лику святых.

Даниил Сысоев (1974—2009) стал основателем Школы православного миссионера. Он занимал весьма консервативную позицию в большинстве вопросов культуры, ратовал за церковное образование, считая все светское носителем духовной деградации. Отец Даниил активно проповедовал среди московских мусульман, один из которых 19 ноября 2009 года смертельно ранил его в храме апостола Фомы.

Миссионерка Эми Кармайкл (1867—1951) не погибла от рук злодеев, но неоднократно получала угрозы от приверженцев традиционных верований. За 55 лет служения в Индии она открыла несколько детских приютов, в которых воспитывались будущие лидеры 20 миллионов христиан этой страны.

Последние двадцать лет Эми была прикована к инвалидному креслу, но работала по-прежнему: писала книги и молилась за сотни воспитанных ею детей. Перед смертью она просила вместо памятника поставить на ее могиле кормушку для птиц и написать на ней «Амма». В переводе с тамильского это слово означает «Мама».

Видео

В этом видео архимандрит Кирилл (Говорун) рассказывает о православной миссии в Африке.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *